Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 11:32 PM | |
IV.
Всякая молитва о Имени Божием делается.
Имеборцы не считают Имя Божие необходимым для молитвы.
Отметая Божественную силу Имени Божия и называя Имя Господне, в происходивших от него чудесах, "силою посредствующей", имеборцы в умной молитве отрицают освящающую силу призываемого и исповедуемого сердцем Имени Господа Иисуса Христа. Они высказывают также мысль, что призывание Имени Божия в молитве не необходимо, но что можно молиться и без именования Бога, - прямо, так сказать, к Самому Существу Его. Так они говорят, считая Имя Божие случайно и внешне связанным с Богом, и таким же отделимым и не необходимым для Бога, как фамилия для человека, так что , например, можно вполне быть в общении с человеком и не знать его фамилии, или, например, написать фамилию только на адресе письма, а в самом письме больше не упоминать его. Так и имеборцы учат молиться: Призови Бога по имени, а потом имя больше не нужно, - и продолжай молиться Ему Самому. Такое извращенное употребление Имени Божия в молитве происходит, очевидно, вследствие весьма узкого и неправильного понимания имеборцами Имени Божия и имени человеческого. Постараемся же показать, что не только с Богом невозможно иметь молитвенное общение вне Имени Его, но и с человеком невозможно иначе вести беседу, как о имени его.
Но даже для беседы с человеком требуется имя его, как выражение его свойства.
Всякая беседа одного человека с другим зависит от некоей руководящей мысли, которая побуждает меня обратиться к этому человеку и которая заставляет меня говорить ему то, а не другое. Не трудно доказать, что эта руководящая мысль и есть некое имя собеседника и есть также сознание неких своих собственных свойств, т.е. некоего своего имени. Так, например, человек сознает себя больным и идет к врачу; следовательно, для того, чтобы обратиться к врачу, что же должен человек сначала вообразить в своем уме, как не два имени: свое имя - "больной" и имя другого - "врач". Так приходит человек к врачу и верует во имя врача, что он и на самом деле - врач, и, соответственно с этим, ведет беседу со врачом о своей болезни, держа во все время в уме своем два определения : я "больной", а этот "врач". Так же точно и врач необходимо должен во время беседы с больным держать в своем сознании эти же два определения: "врач" и "больной", которые направляют деятельность ума врача и обусловливают его ответы больному. Но предположим, что вдруг кто-либо из двух, - врач или больной, отвратят ум свой от этих руководящих определений и вообразят какое-либо другое определение, так, например, что пациент есть житель такого-то города, где живут знакомые доктора; тогда это новое определение, или руководящее беседой имя, заменит то, которое руководило раньше, и доктор, держа его в своем сознании, начнет расспрашивать пациента о своих знакомых, а пациент, оставив свое прежнее, руководящее беседой определение - "больной", будет иметь в себе другое - "житель такого-то города", и в зависимости от этого, и будет отвечать врачу. Итак, видите, какое необходимое условие словесного общения между людьми есть ведение взаимных свойств людей; но ведение взаимных свойств и есть истинное именование человека. Конечно, фамилии человека можно и не знать - и быть в общении с ним, но какое-либо из свойств человека безусловно необходимо человеку определить и держать его в сознании для того. чтобы беседовать с ним.
Тем более требуется знание Имени Божия, как истины о свойствах Бога для беседы с ним.
Такова есть и наша молитвенная беседа с Богом; и она отнюдь не может деяться иначе, как о Имени Божием, ибо Имя Божие есть истинное определение свойств Божиих, и все, что только ни ведает человек о Боге, выражается во именах Божиих. Человек, разносторонне познавая другого человека, может составлять себе множество всевозможных определений его и, руководясь ими, вступать во взаимную с ним беседу, но о Боге мало что известно человеку, и все, что известно, известно из имени Божия, ибо человеку известно о Боге лишь то, что Сам Бог благоизволил о Себе открыть, и что выражается Именем Его. Поэтому утверждать, как то делают имеборцы, что молиться Богу возможно независимо от Имени Его, есть совершенная бессмыслица. Для того, чтобы обратиться к Богу, молящийся необходимо должен вообразить в уме своем какое-либо определение свойств Божиих, то есть какое-либо Имя Божие, как, например: или "Благий", или "Страшный", или "Великий", или "Спаситель наш", или "Творец наш", или "Иисус Сладчайший", или "Заповедавший нам всего просить у него и веровать в исполнение просьбы", или "Запретивший под страхом вечной муки тот грех, который я сделал"; - это все суть определения или имена Божии, держа в уме которые молящийся руководит соответственно им свои молитвенные слова. Так же необходимо человеку иметь в сознании своем и некое свое собственное определение или имя, как, например, что я немощен, несчастен, грешен, или что я облагодетельствован Богом, или что я сын Божий по благодати, или, что я прах и пепел. Только при истинном сознании какого-либо свойства Божия во Имени Его и какого-либо своего свойства и может совершиться молитва, и если человек искренне сознает истину как определения Божьего, так и своего определения, тогда молитва бывает всегда услышанною, ибо тогда человек молится "духом и истиною". Если же человек во время молитвы хотя и молится, но искренне не сознает, во-первых, призываемого Имени Божия, а, во -вторых, имени своего, то есть того побуждения, которое заставляет человека обратиться к Богу, тогда молитва называется лицемерною и не бывает угодна Богу, ибо не совершается духом и истиною. - "Аще Отец есмь, то где слава Моя? И аще Господь есмь Аз, то где страх Мой?" (Мал. 1,6). - Так требует Господь истинного сознания именуемых его свойств.
Смысл Заповеди о молитве "Духом и Истиною".
"Духом и истиною достоит кланятися" (Ин. 4,24), - повелевает Господь. Смысл сих слов "дух и истина", есть двоякий, и относится, во-первых, к Самому Богу, который есть Дух и Истина, а во-вторых, к самому себе. Итак, духом и истиною должен человек молиться в себе, то есть нелицемерно именуя Бога и нелицемерно смиряя себя пред Богом, и духом ощущая истину своих слов, и тогда Бог, видя такое истинное молитвенное настроение человека, Сам способствует его молитве, и человек начинает молиться тогда - "Духом и Истиною", т.е. Сам Дух Святый возбуждает дух человека к молитве, и Само Слово - Истина глаголет во истинном сердце человека. Тогда происходит то, о чем говорится в Писании: "Истина от земли воссия, и правда с небес приниче" (Пс. 84, 12) Ибо по словеси Господню: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5), и - "О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными" (Римл. 8, 26). Итак, духом и истиною своею и Духом и Истиною Божиею должно деяться всякое словесное служение Богу, которое именно и состоит, как о том свидетельствует молитва церковная, в "призывании и поклонении Имени Святого Божия" (иерейская молитва на шестопсалмии).
Движение ума в молитве.
Этот процесс молитвы, т.е. умное взирание на Имя Божие и возвращение ума от Имени Божиего к имени или определению своему, прекрасно выражен у свв. Калиста и Игнатия Ксанфопулов: "Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой какой-либо мысли, словами: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий", невещественно и безгласно воспростирает ум к Самому призываемому Господу Иисусу Христу, словами же - "помилуй мя", - опять возвращает и движет к самому себе" (Добротолюбие, Т. 5, 396). Итак, не ясно ли свидетельствуют этими словами Святые Отцы, что душа наша не иначе может сочетаться с Богом, как сочетавшись, во-первых, умом с истиною, выраженною. во Имени Божием, и сердцем прочувствовать эту истину, и тогда на истинствующие ум и сердце человека приникает с неба Дух и Истина, и земля сердца нашего - "даст плод свой" (Пс. 84, 12). Тогда исполняется и другое обещание Господне, что Дух Святой - "Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам" (Ин. 16,14). - Но что же именно взимает Дух Святый от Сына и Слова, и что возвещает истинным молитвенникам, которые молятся Духом и Истиною? - Взимает от Сына и Слова, во-первых, Имя Божие и Имя Иисусово, и слова молитвенные, и слова пророческие, и слова всякого тайноведения и всякого созерцания и слова всякого понимания Писания и всякой Божественной истины, одним словом, взимает от Сына всякое Его словесное действие, и это - вземлемое от Сына словесное действие Его - Он возвещает духу молящегося, и не только возвещает, но и прославляет, т.е. научив, как молиться, исполняет всякое прошение наше. Итак, не Дух Святый именует Отца, ибо именование есть словесное действие Сына, но Дух Святый взимает сие Имя от Сына и возвещает, почему и сказано, что не одним только Духом делается молитва и поклонение Богу, но "Духом и Истиною", и еще сказано, что - "без Мене не можете творити ничесоже". - Так и св. Симеон Новый Богослов говорит: "Господь же Дух есть" (1 Кор. 3,17) - не потому, что Дух есть Сын (-прочь такое определение! ), - но потому, что Сын Божий - видится и созерцается в Духе Святом" (Ч. 2, стр. 73). Итак, весьма ошибаются те, которые думают, что в молитве к Богу возможно обходиться без Имени Его; и они или в прелести представляют себе прелестно Существо Божие, или сами не знают, что всякое мысленное представление именуемого свойства Божьего есть Имя Божие, почему они и мнят, что не называя Бога, например, главными Именами Его, они тем творят молитву независимо от Имени его. О том, что даже и созерцания Божественные деются о Имени Божием, свидетельствует великий тайнозритель, столь глубокий в своих тайновещаниях, что его не посмел переводить даже великий духовный писатель последних времен - епископ Феофан; это именно, Калист Катафигиот. -"Всех желаний край есть Божественное с душой и паче ума соединение: и Божественного ради соединения нуждно есть еже умом действовати (т.е. стараться постигнуть истину произносимых имен Божиих и слов молитвенных), сиречь зрети (т.е. созерцать и мысленного ока не спускать во время молитвы). Таково и Божественное есть, отчего и Имя Бог к сему определися (т.е. это созерцание Имени Божия есть путь или дверь к соединению с Богом, о котором сказано выше, и сие Божественное соединение с Богом деется через созерцание Имени Его, Которое и есть Сам Бог). Но убо еже зрети, абие на мысль Бога восходит. Везде бо и во всех аки некия лучи влагает Бог в зретелен ум, и ум зретелен прямоположно имать Бога". (Слав.Добротол., Т. 4, лист 107). - Видите, что здесь святой Каллист "лучами" Божества не иное что именует, как Имена Божии; восприняв их зретельным оком ума своего, человек зрит в этих "лучах" Самого Бога. Вспомните во второй главе приведенные слова св.Тихона Задонского, в которых он говорит, что Имя "Божие лучи славы Своей издает, издает в созданиях". Неименуемое Имя и Слово Божие издает лучи именуемых Имен Божиих, в которых тварь зрит Бога.
Богодвижная молитва есть Бог.
Сочетание ума и сердца с Богом во Имени Его обожает и самую молитву, которая делается уже молитвою не человеческой, но молитвою Богодвижимою, и такая молитва есть - Сам Бог, ибо есть словесное действие Божества. Это свидетельствует св. Григорий Синаит: ("Молитва есть Апостолов проповедание (чего? - Имени Божия)... Непосредственная вера (во что? - во Имя Божие)... Действуемая любы (т.е. Сам Бог, как действие Отчей Любви)... Божие познание (т.е. свойств Божиих из Имен Его)... Иисусово радование (т.е. сладость призывания Имени "Иисус")... И что множае глаголати? - Молитва есть Бог, дествуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына , и Святого Духа действу, действующу вся о Христе Иисусе" (Слав. Доброт. , Ч.1, 99). Слышите ли, какое определенное свидетельство, что молитва деется Самим Богом и есть действие Божества - Отца и Сына и Святого Духа, и что, следовательно, и Имена Господа Иисуса Христа Сына Божия, призывание коего составляет главное содержание молитвы сей, суть Бог. Эту же непреложную истину, что всякая молитва деется о Имени Божием и не вне его, подтверждают все молитвы и возгласы церковные. Обратите внимание на все длинные молитвы церковные и на построение их: в каждой из этих молитв большую часть ее содержания составляет перечисление различных именований и определений Божиих; для чего? - для того, чтобы чрез эти определения и именования сочетать ум свой с Богом, сознав истину именуемых Божиих Имен, и тем сочетать действие своего духа и истины с действием Духа Святого и Слова - Истины, и Отца Любви.
Попытка имеборцев подтвердить свое мнение о возможности молитв без имени.
Неправильно понимая Имя Божие, как лишь собственное имя Божие, имеборцы осмеливаются внушать ту погибельную мысль, что частое призвывание Имени Господа Иисуса Христа в умно-сердечной молитве не нужно, причем в оправдание свое приводят слова св. Василия Великого: "Посредством памяти водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога" (см. Древние Иноческие Уставы", еп. Феофана, стр 224). - Эти слова имеборцы толкуют так, что якобы св. Василий Великий учит не призывать Имя Господне, а только думать о Боге! Но на самом деле эти слова именно доказывают, что исповедание умно-сердечного Имени Божия есть - Сам Бог, ибо низводит в душу нашу Самого Бога, как то говорит о. Иоанн Кронштадтский (см. во 2-й гл.) "Памятью водруженная мысль о Боге", - что же в этом подразумевает Василий Великий, как не созерцание какого-либо из свойств Божиих, то есть Имени Его. Да возможно ли о Боге что помыслить, что не было бы в то же время написанием Имени Его? Не суть ли все именуемые свойства Божии - Имя Его? Не есть ли памятование всех дел Божиих - созерцание свойств Его? Не созерцается ли и во всех словах Божиих премудрость, благость и истина Его? Куда ни обрати око ума твоего, - на Писание ли, на чудеса ли, на слова ли, на дела ли Его, - всюду неизбежно имеешь созерцать Имя Его, и во всем Евангелии и во всей истории искупления нашего Богом-Словом прочтешь Имя - "Иисус" - "Бог Избавитель". Не можем не подивиться непоследовательности имеборцев: они до сих пор не возражают против этих слов св. Григория Синаита, что "молитва есть Бог", но против святоотеческих слов, что Имя Божие есть Бог, возражают и отвергают! Не можем воздержаться, чтобы не воскликнуть по этому поводу словами Господними": "Буи и слепии, что бо более есть: дар, или алтарь, святяй дар?" (Мф. 23,19). - Не Имя ли Божие в молитве святит собою молитву?! Если каждое слово в молитве признается имеющим Божественную силу, как словесное действие Божества, то не тем ли паче Сам Бог есть Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа в молитве! Можно ли допустить, чтобы прошение в молитве Иисусовой - "помилуй мя" - было бы Богом, а Имя "Господи Иисусе Христе Сыне Божий" - не Богом? - Итак, если свв. Григорий Синаит и Макарий Александрийский именуют молитву Богом, то , очевидно, что они этим утверждают, что имя Божие и Господа Иисуса есть Сам Бог.
Свидетельство о.Иоанна Кронштадтского о том, что вера, требующаяся для молитвы, уже предполагает убеждение в нераздельности Имени и Именуемого.
Всякая молитва для плодотворности своей требует, во-первых - веры, а вера в молитве не допускает того, чтобы отделять слова молитвы от самого дела и от именуемых именами существ, как то прекрасно выражает о. Иоанн Кронштадтский: "Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самих слов от самого дела, выражаемого ими: нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны. То беда, что мы маловерны, и отделяем слова от дела, как тело от души, как форму от содержания, как тень от тела, - бываем на молитве, как в жизни, "телесни, Духа неимущи" (Ин. 1, 19), оттого-то и бесплодны наши молитвы. - ("Мысли Христианина", 95) - Не это ли обезверение наше есть причина появления нынешнего имеборства! "Молясь, я верую твердо, 1) что Бог есть Един Сый и вся исполняяй, следовательно, - одесную меня - ( это и есть живая вера во имя - Сый), 2) что я образ Его (это и есть сознание самого себя, или самоименование), 3) что Он бездна благости (это и есть сознание Имени Божия - Благий), 4) и источник всякой благости (это и есть вера во Имя "Сокровище благих") и 5) что Он Сам уполномочил меня молиться Ему" (там же). - "Каждое слово молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви Ипостасного вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бога, и Словом от небытия в бытие все приведено" (там же, 172). Еще более замечательно свидетельство о. Иоанна Кронштадтского о неотделимости собственного имени от человека и Имени Господня от Господа: "В имени человека - душа человека, напр., в имени "Иван" - душа Ивана. Так на призыв сей душа моя сознает себя в этом имени и откликается на него. Так в имени Иисус Христос - весь Христос, - душа и тело Его, соединенные с Божеством" ("Моя жизнь во Христе", выпуск 5-й "о молитве", Изд.1893 г., стр.30).
V.
Исповедание Имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос.
Св. Симеон Солунский.
О молитве Иисусовой св. Симеон Солунский говорит так: "Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель ("Отче наш"), а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия (т.е. молитва Иисусова), в научение нас которому потрудились многие преподобные Отцы наши и между ними златословесный отец наш Иоанн, в трех словах вложивший учение о сей Божественной молитве; затем Богоносный Лествичник, Диадох и другие многие. Они говорили о ней достойно жившего в них Духа Божия, так как молитва сия в Духе Святом изрекается, как говорит святой Павел: "Никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым" (2 Кор. 12, 3). И тот, кто изрекает, от Бога есть, как говорит св. Иоанн: "Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть" (1 Ин. 4, 2)... Сия Божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя. Она есть и молитва и обет, и исповедание веры, Духа Святого и Божественных даров подательница (слышите, что призывание Имени, есть подательница, а не посредствующая сила), сердца очищение, бесов изгнание, Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник, грехов отпущение, душ и телес врачевательница, божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровений тайн Божиих ходатаица, единая спасительница, яко Имя Иисуса Христа, Сына Божия, на нас названное, в себе носящая. (Слышите, каково значение, придаваемое в молитве призыванию Имени Иисуса)! Похоже ли это святоотеческое учение на новое учение имеборцев о том, что в Иисусовой молитве Имя Иисусово есть лишь посредствующая сила! Похоже ли это святоотеческое учение на то, что частое призывание в молитве Иисусовой Имени Иисусова не необходимо! - " И несть инаго имени под небесем, о нем же подобает спастися нам" (Дн. 4, 12), - как говорит апостол. Призывание сие есть и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божией, - и обет, потому что в нем мы себя предаем Христу чрез призывание Его, и исповедание, потому что исповедав так Господа Иисуса, Петр ублажен Им (Мф. 16, 17), и сердца очищение, потому что Бог зрит, и призывает, и очищает того, кто таким образом зрит Бога (видишь, что призывание Имени Иисусова есть созерцание Самого Бога); и бесов изгнание, потому что Именем Иисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются; и вселение Христа, потому что Христос в нас есть памятованием о Нем, и памятованием сим вселяется в нас. (Слышите, как подобает, следовательно, понимать приведенные в предыдущей главе слова св. Василия Великого, что "посредством памяти, вооруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога"; итак, этими словами св. Василий Великий не только не отвергает спасительности частого призывания умно-сердечного Имени Господа Иисуса Христа, но подтверждает). Она исполняет веселия, как говорит св. Давид: "помянух Бога и возвеселихся" (пс. 76, 4), и духовных разумений и помыслов источник, потому что во Христе все сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2, 3 ); и Он подает их тем, в коих вселяется; и Божественного просвещения подательница, потому что Христос есть истинный Свет (1 Ин.5, 20), и призывающим Его сообщает просвещение и благодать, как Пророк взывал: "Буди светлость Господа Бога нашего на нас" (Пс. 89, 17), и как Господь обетовал: "ходяй по Мне имать Свет животный" (Ин. 8, 12); и милости Божией кладезь, потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его (Пс. 85, 5); и "творит скорое отмщение вопиющим к Нему" (Лк. 18, 7-8); и откровения смиренным тайн Божиих ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца Небесного (Мф. 16, 17), и как Павел - "восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченные глаголы" (2 Кор. 12, 4); и единая спасительница, потому что "нет ни о едином же ином спасения" (Дн. 4, 11), кроме Господа, к коему взываем, ибо Сей - "Единый есть Спас мира Христос" (Иг. 4, 42). Почему последнее, хотя и нехотя, "всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2, 11). Такое исповедание есть знак веры нашей и свидетельство, что мы от Бога. Ибо всяк дух, "иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть", а не исповедующий сего " от Бога несть", а есть "антихристов" (1 Ин. 4, 3). Почему всем верующим надлежит Имя сие непрестанно исповедывать и для проповедания веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу, от Которого ничто никогда не должно нас разлучать; и ради благодати от Имени сего отпущения грехов, уврачевания души, освящения и просвещения, и прежде всего ради спасения (слышите, какая Божественная сила присуща Имени Господню! - и отпущения грехов , и спасения. Но кто же имеет власть отпускать грехи, кроме Самого Господа? Не ясно ли, что этим самым не иное что говорит св. Симеон, как то, что Имя Господне есть Сам Господь.) - Божественный Евангелист говорит: "Сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Сын Божий". Се вера! - " и да верующе живот имате во Имя Его). (Ин. 20, 31 ) - Се спасение и жизнь! ( т.е. Имя Его). Сие призывание всякий благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим, и языком, и стоя и ходя, и сидя, и склоняясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, - и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение (т.е. старающиеся беспрестанно призывать Имя Господне, чего именно ныне советуют не делать имеборцы) - и монашествующие, и миряне" (Симеон Солунск., Добротол, Т. 5, 481-483).
Св. Иоанн Златоуст.
Св. Иоанн Златоуст говорит: "Есть у нас духовные заклинания - Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста... Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелялись, то это произошло от маловерия их, а не от бессилия произнесенного Имени; точно также многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, а к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем Им украшаться, Им ограждаться". - Поясняя дальше, почему мы, несмотря на всемогущую спасительную силу Имени Иисусова, хотя и беспрестанно призываем Его, но все же остаемся неукрашенными сердцем и не достигшими духовного совершенства, св. Златоуст говорит, что Имя Иисусово всемогуще и в силах нас очистить, но мы сами виноваты в том, что призывание Его остается без пользы для нас, ибо мы не уготовляем сердца нашего к тому, чтобы оно могло достойно восприять Имя Господне и с ним Самого Господа: "Сделай сердце твое только достойным такого прикосновения, и Господь первый притечет к тебе... А как скоро Христос извлечет звуки из души нашей (т.е. когда очищенное сердце издаст чудную мелодию Иисусовой молитвы), то несомненно снизойдет на нас Дух, и мы будем лучше неба, имея не солнце и луну отпечатленными на теле нашем, но Самого Владыку солнца, луны и ангелов в нас поселившегося и шествующего. Я говорю это не для того, чтобы нам (Именем Иисусовым) воскрешать мертвых, очищать прокаженных, но для того, чтобы мы явили чудо, которое больше всего этого, именно - любовь. Где только есть это благо, там немедленно является Сын со Отцом, и снисходит благодать Духа. - "Идеже бо", - говорит Христос, -"еста два или трие, собрани во Имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18, 20) - (Иоанн Златоуст, т. 9, 579). - Из этих последних слов св. Златоуста следует, что каждому возможно воскресить свое, умерщвленное грехами сердце именно молитвою Иисусовой. Но кто же суть - "два или трие"? - Это суть ум и сердце, по учению свв. Отец, а трие - суть уста; когда сочетается единодушно в молитве ум с сердцем, и произойдет так называемое снисхождение ума в сердце, тогда действенно будет совершаться и молитва.
Св. Симеон Новый Богослов.
Св. Симеон Новый Богослов, изложив святоотеческое учение о молитве Иисусовой, присовокупляет: "и тогда бывает брань - с великим шумом восстают злые демоны (на того, кто начал заниматься молитвою Иисусовою), и посредством страстей производят мятеж и бурю в сердце, но Именем Иисуса Христа все сие потребляется и разливается, как воск на огне" (Ч. 2, 190).
Игнатий и Каллист Ксанфопулы и др.
О том, сколь великое значение в молитве Иисусовой имеет именно призывание Имени Господня, которое так уничижают имеборцы, Игнатий и Каллист Ксанфопулы свидетельствуют следующее: "Начало всякого боголюбезного действования есть с верою призывание спасительного Имени Господа нашего Иисуса Христа, так как Он Сам заявил, - "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 16, 5), - и с этим призыванием мир и любовь: мир, - ибо "молиться подобает без гнева и размышления" (1 Тим. 2, 8); любовь, ибо Бог - любы есть и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем" (1 Ин. 4, 16)... С верою призыванием Имени Господа нашего Иисуса Христа твердо надеемся мы получить милость и жизнь истинную, в Нем сокровенную, кои, при частом возглашении внутрь сердца Имени Господа нашего Иисуса Христа, источаются из него, (т.е. из самого Имени, в этом понимании слова "него" в подлиннике заглавная буква "н" поставлена малая, а не большая), - как из некого Божественного источника приснотекущего... Почему и Сам всеблагий и сладчайший Господь наш Иисус Христос, и, когда приблизился к вольному за нас страданию Своему, и когда явился Апостолам по воскресении, и еще когда имел взыти к Отцу по Своему естеству и нашему по благодати; яко истинный и чадолюбивый Отец, оставил их (т.е. мир Свой и заповедь о любви и о Имени Своем) - всем Своим, как последние некие заповеди и сладостные утешения, как дорогие и верные, так сказать, залоги, лучше же - как Богом подаемое наследие. Когда настало спасительное Его страдание, Он явил сие в следующих, сказанных ученикам, словах : "Аще чесо просите от Отца во Имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое: просите и приимете, да радость ваша исполнена будет" (Ин. 16, 23 - 24). - Опять по воскресении говорил Он им: "Знамения верующим сия последуют: "Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы" и пр. (Мр. 16, 17). - Согласно с этим возвещает и наперсник Иоанн Евангелист: "Многа же и ина знамения сотвори Иисус перед ученики Своими, яже не суть писана в книзе сей. Сия же писана быша , да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его" (Ин. 20, 30-31). - И св. Павел Апостол: "О Имени Иисусове всяко колено поклонится" и пр. (Фил. 2, 10). - И в Апостольских Деяниях написано: "Тогда Петр, исполнился Духа Свята, рече: разумно буди всем вам и всем людям Израилевым, яко во Имя Иисуса Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси от мертвых, о сем сей стоит пред вами здрав", и немного спустя: " и несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех о нем же подобает спастися нам." (Дн. 4, 8-12). - И опять Спаситель: "Дадеся Ми всяка на небеси и на земли". (Мф. 2, 18) ... От сих трех добродетелей (т.е. молитвенного призывания Имени Иисусова, мира со всеми и со своею совестию и любви ко всем, наипаче же ко Христу) рождаются нам другие три дивные плода, именно: очищение души, просвещение и зрелость духовная... Посему очень премудро славные руководители наши и наставники... научают преимущественно пред всяким другим деланием... Господу молиться... непрестанным имея делом и занятием призывание всесвятого и сладчайшего Имени Его, всегда нося Его в уме, в сердце и в устах и всячески понуждая себя в Нем и с Ним и дышать, и спать, и бодрствовать, и ходить, и есть, и пить и все вообще, что ни делаем, так делать. (Видите, как ясно требуют Святые Отцы частого и беспрестанного призывания Имени Господа Иисуса! Видите как противно, следовательно, новое имеборческое учение о ненужности частого призывания Имени Иисусова святоотеческому учению). - Сие убо страшное для всякой твари и досточтимое Имя паче всякого имени... (Видите ясное свидетельство, что во Имени Иисусове пребывает Сам Творец, страшный для всякой твари!) - И великий Златоуст говорит: "Умоляю вас, братие, никогда не нарушайте и не презирайте правила молитвы сей". - Немного спустя: "Монах должен, - ест ли, пьет ли, сидит ли, служит ли, шествует ли путем, или другое что делает, - непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, да Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит держащего тамошния пажити змия, душу же спасет и оживотворит. (Слышите, какое ясное свидетельство, что Имя Иисусово не есть посредствующая сила, но есть сама сила Божественная, ибо имеет власть не только бесов устрашать, но даже души спасать и оживотворять. Но, конечно, не отдельно от Самого Иисуса, а именно потому, что Имя сие и есть Сам Господь Иисус Христос). - Непрестанно убо пребудь с Именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два сии во едино". (Видите, какое ясное свидетельство в пользу неотделимости Имени Господа от Самого Господа. Выше сказано, что следует непрестанно призывать Имя Господне, дабы оно, сходя во глубину сердечную, смиряло змия и спасало душу, а здесь это призывание называется пребыванием с Именем Господним, и это призывание и есть поглощение сердцем Самого Господа, и вселение Самого Господа в сердце!). - И опять : "не отлучайте сердца своего от Бога, но пребывайте с Ним и сердце свое всегда храните с памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока Имя Господа вкоренится внутрь сердца, и оно ни о чем другом помышлять не станет, да возвеличится Христос в нас. (Видите ли свидетельство, что вкоренение памяти о Боге состоит именно в вкоренении памятию в сердце своем Имени Господа Иисуса". - Говорит также и Лествичник: "память Иисусова да срастворится с дыханием твоим, и тогда познаешь ты пользу безмолвия. (Сл. 27, 61)... Затем Каллист учит, как именно навыкать умносердечному призыванию: "Путем дыхания тихо сведи ум внутрь сердца, и держи молитву сию: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! - вместе с дыханием соединенно некако совводя туда и глаголы молитвенные, как говорит св. Исихий: «с дыханием твоим соедини трезвение, и Имя Иисусово, и помышление о смерти незабвенное, и смирение, ибо то и другое великую доставляет пользу». Согласно с ним, говорит и св. Диадох: «которые сие святое и преславное Имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего. И еще сие дивное Имя, будучи с напряженною заботливостью содержимо мыслию, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе, «ибо Бог наш огнь поядаяяй есть» (Евр. 12, 29) всякое зло, как говорит Апостол. Отсюда, наконец, Господь приводит душу в великое возлюбление славы Своей, ибо преславное то и многовожделенное Имя, укосневая чрез памятование о Нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его беспрепятственно, потому что нечему уже тогда полагать тому препону» (гл. 59). Лествичник говорит: «бей супостатов Иисусовым Именем, ибо против них нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле» (Сл. 21, 7). - Но не только у сказанных Святых Отцов и подобных им ты найдешь словеса священной молитвы, но еще прежде их, у самых первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна... Один возглашает Имя «Господа Иисуса» (1 Кор. 12, 3); другой «Иисуса Христа» - «Благодать и Истина Иисусом Христом бысть» (Ин. 1, 17); третий – «Христа Сына Божия» - «Ты еси Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16, 16). Блаженный Павел сказал: «никто не может исповедать Господа Иисуса», последнее речение – «Иисуса» берет св. Иоанн и ставит первым в своем изречении: «иже исповесть Иисуса Христа; последнее его речение – «Христа» - в исповедании св. Петра помянуто первым: «Ты Христос Сын Бога». Так составилась, как триплетенная, нерасторжимая ветвь, Боготворная молитва наша, - (видишь, как св. Отец именует призывание Имени Иисусова Боготворным, ибо Имя Его и есть Сам Он, Бог Иисус Христос, имеющий власть делать и людей по благодати богами!) - премудро и разумно сплетенная и сотканная. Так до нас дошла, так блюдется нами, и в том же виде перейдет к тем, кои будут после нас. (Слышите, какое свидетельство, что молитва Иисусова происходит от апостольских времен, и есть святое апостольское предание). Что касается до речения: «помилуй мя», - прилагаемое к спасительным словам молитвы, т.е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», то его приложили Святые Отцы, наипаче для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из этих воззваний довольны бывают: одним – «Господи Иисусе! - Иисусе Христе - Христе, Сыне Божий!», или даже только возглашением – «Иисусе»! - объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякий ум, всякое видение и всякое слышание превосходящей сладости и радования. В убеждение и удостоверение в сем полнейшее сладчайший и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, Коего словеса суть дела и глаголы, - Дух и Живот, явно возвестил: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 17, 5); еще «аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 13-14). - До зде Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюб. Т. 5, 337, 341, 365, 367, 399-404.
Св. Григорий Синаит.
Не менее ясно свидетельствует и преп. Исихий и св. Григорий Синаит о том, что Имя Господа Иисуса Христа есть сама Божественная сила, т.е. Сам Он, но отнюдь не сила посредствующая, и что в умной молитве призывание частое Имени Иисусова есть главное основание ее и та сила, которая делает молитву животворящей и боготворящей. Не будем здесь повторять тех слов св. Григория Синаита, что молитва есть Бог, которые мы приводили в предыдущих главах, но приведем те его слова, коими явно опровергается новое лжеучение имеборцев, что умная молитва не требует частого призывания Имени Иисусова, но что достаточно лишь призвать Имя Господне в начале молитвы, а потом молиться уже, так сказать, лицом к Лицу, или заменять призывание Имени Иисусова размышлением об Иисусе Христе. Такое учение есть неизбежный путь к прелести, ибо делание безмолвников и вообще всех, которые ведут внимательную жизнь, в чем же ином, главным образом, заключается, как не в отгнании помыслов, то есть в отражении лукавого? Эта брань ведется беспрестанно и состоит в том, что умный делатель, окруженный множеством мысленных врагов, всячески старающихся развеять или чем-либо занять его ум, все время старается не принимать в уме никакого всееваемого помысла, но заключать его (т.е. ум) в слова сердечно призываемого Имени Господа Иисуса. Это и есть непреодолимая оборона Имени Иисусова, которая не только не допускает врага проникнуть чрез помысл в уме и чрез похоть в сердце, но и опаляет его. Таково оборонительное делание подвижников, которое по временам сменяется поступательным деланием, т.е. горячею молитвою, которая есть Иисусово радование, и восхищает преуспевающих в созерцании, и деется также о Имени Иисусове. Но новое учение имеборцев не считает нужным много упражняться в призывании Имени Иисусова, и советует заменять сие размышлением об Иисусе Христе; этим они следовательно, лишают себя главной своей обороны и подвергают ум свой тончайшим воздействиям лукавых духов, которые несомненно, не будучи отгоняемы и опаляемы Именем Иисусовым, проникают в ум безмолвника и всеют в него свои мнимо-благочестивые мысли и фальшивые созерцания. В этом именно и заключается прелесть, от которой предостерегают святые отцы, советуя обнажать ум свой от всяких мыслей, не только худых, но и мнимо-хороших и заключать его в слова молитвы Иисусовой. Поэтому и св. Григорий Синаит говорит: "Когда приходят помыслы, призывай Господа Иисуса часто и терпеливо, и они отбегут: ибо, не терпя сердечной теплоты, молитвою подаемой, они как огнем палимые, отбегают... Непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного..., держи неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу, и скоро прогонишь помыслы, и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным Именем сим". (Доброт. Т. 5, 236, 246, 247). | |
Просмотров: 254 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |