Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 6:20 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 3 страницы 44 - 53
2016-03-27, 11:30 PM

 

 

 

Преп. Никифор Афонский.

           

 

Одинаково с этим советует и преп. Никифор Афонский.: "Изгнав из словесности всякий помысел, дай сию молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!" - и понудь его вместо всякого другого, и помышление это будет всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход... Приидет же тебе, при многовожделенном и сладостном внимании, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир, и пр., ради коих потом всякое твое прошение исполнимо будет о Христе Иисусе, Господе нашем" ... (Добротол., т.5, стр. 272).

            Таково святоотеческое учение о молитве Иисусовой, деемой о Имени Иисуса Христа, и сие святоотеческое учение св. Отцы не от себя измыслили, но восприяли, как мы видим, по свидетельству Игнатия и Каллиста, от апостолов; оно дошло в неизменном виде и до нашего времени.

 

Паисий Величковский.

 

            Так, великий делатель умносердечной Иисусовой молитвы Паисий Величковский, приводя в своей книге слова старца своего бл. Василия, в предисловии на главизны бл. Филофея Синайского излагает следующее учение о молитве и о Имени Иисусове: "Всякий, отрекающийся мира и приемлющий монашество, принимает (подобно воину, вступающему в войско) и меч духовный, дабы с ним, как подобает воину Христову, вступить в брань с духами злобы (мы приводим цитируемое место, переводя его со славянского языка, ради большей удобопонимаемости, на русский). Почему в час пострижения ему говорится: "приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, егоже и носяй во устах твоих, уме же и сердце, глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

            Сей "меч духовный" и "глагол Божий" есть по толкованию бл. Василия, именно Имя Иисусово: "Что бо глаголет Писание? - близ ти есть глагол во устах твоих, и в сердце твоем, яко, аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, спасешися: всяк бо, иже аще призовет Имя Господне, спасется. Все же се: глагол (в первом тексте), исповедание (во втором тексте) и призывание (в третьем тексте): разумей быти внутрь тебе Христа (то есть и призываемое, и глаголемое и исповедуемое Имя Иисусово и есть Сам Христос), чрез святое крещение вселившийся. Его же призывати (т.е. Имя Его) и глаголати и исповедати должен еси непрестанно, иногда только внутрь сердца своего, а иногда и устами произнося: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Берегись же, человече, противления этой заповеди (т.е. берегись нерадения в том, чтобы беспрестанно призывать Имя Господа Иисуса), дабы за это не послал на тебя Бог дух ожесточения, слепоты и глухоты духовной, подобно древнему Израилю, поклонившемуся некогда Ваалу и впавшему в идолопоклонство вследствие нерадения своего о хранении ума своего, как в том обличает его Илья Пророк, и не стал бы ты (подобно Павлу) противу остра рожна (Имени Иисусова) прати. Не надейся же и не верь, что возможешь преуспеть в чем-либо духовном, если не станешь повиноваться данной тебе заповеди призывати Иисуса Христа на всяк помысел злый и на всяку рать вражию, как говорит св. Исихий, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле более крепкого оружия на врагов, чем Имя Христово... - "Веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы". - Всяк бо крещающийся приемлет свыше сию воду живую в глубине сердца своего таинственно (то есть воспринимает Самого Христа, как источник воды живой, в сердце своем, - и Имя Его, которое будучи исповедуемо, и призываемо, и глаголемо, есть вода живая, оживотворяющая человека, и самое сие Имя Его и есть Он Сам), о ней же пишется в житии святейшего Игнатия Богоносца, яко разрезаша невернии сердце его глаголюще: "како он ношаше Бога своего в сердце своем?" - и обретоша внутрь из злата словеса сия: Иисус Христос. (Итак, этими словами бл. Василий доказывает, что ношение Христа в себе есть ношение Имени Его в сердце своем). Сие же знамение бе на посрамление неверных, во уверение же всем верным, яко всяк на святом крещении приемлет внутрь себя Христа.

            Сего ради святии отцы повелевают нам, во-первых, очищаться от страстей умно-сердечным призыванием Имени Иисус Христова противу всякого помысла злого, брани страстной и прилога вражьего. И такая молитва не должна быть бесчувственной и лишь по привычке глаголемой, но должна быть исполненной сердечного чувства; без сердечного же чувства творимую молитву Иисусову и мертвой молитвой назвать не грешно. Так, положив начало пребывать в разумном внимании (т.е. следить бдительно за всеми появляющимися в уме помыслами и не допускать их до ума своего) и молении (т.е. всегдашнем призывании против всякого помысла Имени Иисусова), да пребудем твердо до самой смерти, неослабно борясь с ратующими против нас врагами и страстями нашими; и, как научают нас Святые Отцы, хотя, несмотря на бдительность и молитву нашу, враг все-таки будет успевать наносить нам тысячи язв каждый день, мы однако да не отступим от сего живоносного делания, то есть призывания Иисуса Христа (т.е. Имени Его), сущего в сердцах наших.

            Таковых (прилежно и беспрестанно занимающихся призыванием Имени Иисуса Христа) Бог, если усмотрит в этом пользу для души нашей, возводит на высоту созерцательной умной молитвы. Но некоторые (не ведая, что созерцательная молитва есть дар Божий) пытаются своими собственными усилиями взойти на степень созерцательной молитвы, мня что она в руках хотящих достичь ее обретания, за что их по справедливости можно назвать легкомысленными. Другие же, уведав, что не все, но немногие сподобляются дара созерцательной молитвы, ослабевают в подвиге делательной молитвы Иисусовой и начинают нерадеть о беспрестанном призывании Имени Иисусова; но так как без сего призывания невозможно человеку избежать действия страстей и сосложения ума своего с лукавыми помыслами,  то таковые и подпадают под власть страстей, за что и имеют быть истязаны в час смерти и воздадут ответ на Страшном Суде за то, что нерадели о призывании Имени Господня... Таковым следует разуметь, что за то, что по немощи нашей мы не сподобились достичь степени созерцательной молитвы, мы осуждены не будем, но за то, что мы не блюли ума и сердца своего от дьявола и злых помыслов, имея возможность противиться им и побеждать – не собою, но страшным именем Христовым – имеем воздать слово Богу за то, что,  нося Христа внутри себя по дару святого крещения, не  умели или вернее не желали  научиться, как призвать Того (т.е. Имя Иисусово) на помощь  в час брани. И именно за это и укоряет нас Апостол, говоря: «не весте ли,  яко Иисус Христос в вас есть? разве неискусни есте»: то есть не умеете – действовати умом в сердце Имя Христово». (Видите, какое ясное утверждение, что Имя Иисус Христово, исповедуемое в сердце, и есть Сам Иисус Христос). Житие и Писания Паисия Величковского, изд.1892 г., стр. 89-95).

            «Носящий же Меч сей или Глагол (т.е. Имя Иисусово) в уме своем, внимая внутренне помыслам своим, знает, когда нападает на него мысленно враг, и тогда обращает сей меч против злых его прилогов и страстей и помыслов, и молится против сих действий вражеских молитвою Иисусовой, также молится и в случае впадения в грех, прося прощения о Имени Иисусове» (стр. 90) – «Но, о времене нашего! Многие и чуть ли не все носят сей Меч – «за един токмо обычай, а не на каковую бранную потребу! Не стараясь научиться, как обращать сей меч против лица вражьего и пожигать врагов сим пламенным оружием, как огнем, но пользуются сим мечем неразумно и плотски, а не действительно, то есть тянуть лишь четки, за «славу» – одну лестовку, а за кафизму – три, и тем и довольствуются, ограничиваясь лишь внешнею молитвою. Множайшие же, и совершенно отложив в сторону сей глагол Божий, паче же рещи пламенное оружие, охраняющее врата сердечные, довольствуются (в своей духовной жизни) лишь одним псалмопением, канонами и тропарями (там же, стр.89)

 

Блаженный Василий

            В предисловии на книгу бл. Исихия бл. Василий, приводимый Паисием Величковским,  говорит: «О единой же сей краткой и пятьми словесы исчисляемой молитве, по апостольскому гласу: 1) Господи 2) Иисусе 3)Христе, 4) помилуй 5)мя,  написа первы св. Исихий двести глав, ничтоже иное приложив в тех, точию едино ума блюдение и сию священную молитву Иисусову… Толикое бо бе святым о сем священном делании радение, яко и молитися повелевают за неведующих сего умного света сердечного, просвещающегося Именем Христа Бога нашего (там же, стр. 111-112).

            В той же главе он говорит, что в умном делании – прекрасное оружие против страстей, есть память смертная, воспоминание ужаса осуждения на Страшном Суде и вечности ужасного мучения и, с другой стороны, воспоминание блаженств Царствия Небесного, но все эти роды умного делания не могут сравниться с призыванием умносердечным Имени Иисусова: «Хотя и эти воспоминания в тех, кои ими победили нечувствие свое, имея силу утолять похоти плоти и отражать злые помыслы от души, но Имя страшное Иисус Христово большую и несравненную имать силу, всех сих потребляти от сердца и ума… Поэтому эти воспоминания следует сопрягать с деланием умной молитвы, и они придают молитве сугубую крепость и успешность: наипаче же от молитвы сами яко свет сияюще, прогонимей сущей тьме от ума и мгле страстей Именем Иисус Христовым» (там же, стр.105).

            В Предисловии к Нилу Сорскому сей же бл. Василий говорит, что хотя Святые Отцы и уставляют добрым и благоговейным мужам очищать свои сердца единым исполнением заповедей Христовых, имея как крепчайшие оружия против страстей страх Божий и память Божию , но сие действенно лишь для добрых неокаменевших сердец: «нечувственным же и окаменелым, аще и самая та геенна или Сам Бог чувственно открыется, никаково же наведет им страха. Также и для новоначальных сие одно умное делание, то есть памятование Бога, со страхом Божьим трудно исполнимо, ибо ум новоначальных, упражняемый в сей памяти, скоро притупляется, и также избегает их ум мыслить о Боге и о страхе наказания за несоблюдение заповедей, как избегает пчела курения дыма. Поэтому, хотя памятование заповедей Божиих и страха наказания и весьма полезно есть в час брани, но Святые Отцы изобрели сверх сих и еще одно прекраснейшее средство, могущее весьма помогать немощным (т.е. беспрестанное призывание против помыслов и страстей Имени Иисусова). Поэтому, если первое умное делание можно уподобить ручной мельнице, то, если с сим первым деланием человек соединяет и беспрестанное призывание Имени Иисусова, то оно уподобится мельнице водяной: подобно тому, как вода сама собою движет и колесо и жерновный камень, так  «и пресладкое Имя Иисусово с памятию Бога ту суща (т.е. сущего во Имени Иисусове) соисполненне живущего во Иисусе (т.е. в имени «Иисус») подвижет ум в молитву», о чем великий в Богословии Исихий назнамения глаголет: «Душа благодеемая и услаждаемая от Иисуса, с радостию некою и любовию и со исповеданием Благодателю хвалу воссылает, благодаряще и призывающе Того с веселием» (там же, стр.116). В приведенном в сей же книге письме архимандрита Александра этот последний некоему, имущему намерение принять монашество, пишет: «Постарайся обрести Иисуса Христа… в сердце твоем…Мы все ищем Иисуса Христа по разным местам, не ведая того, что Он всегда внутри нас находится»… Всемогущий Бог да озарит сердце твое и укажет тебе место, где обитает Иисус Христос»… (там же, стр.272). Это сердечное место, в коем следует стоять вниманием и молитвою и в коем подобает искать, так сказать, Христа в носящем Его Имени Иисусове есть верхушка сердца, которая лежит под левым сосцом (стр.85).  

 

Богородица – делательница созерцания молитвы.

 

Начало Иисусовой молитвы св. Симеон Солунский, как мы видели, возводит к самым Апостолам, но начало созерцательной умной молитвы, по свидетельству Нила Сорсокого и Нила Синайского, приводимых Паисием,  восходит до первозданного человека в раю; величайшей же делательницей сей созерцательной молитвы была Пречистая Дева Мария, как то свидетельствует св. Григорий Палама, приводимый Паисием Величковским. Не это ли побудило Святую Деву  воскликнуть вечные слова: «И Свято Имя Его!», - скажем мы от себя? Ибо Та, Которая, имея совершеннейший дар созерцания, созерцала Бога во Именах Его из творения и из Писания Ветхого являемых, сколь же еще обширнейшую дверь к созерцанию обрела во Имени Иисус, которое возвестил Ей Архангел! Уверовав в благовестие Архангельское, что Она зачала Сына Божия, Господа Своего и Христа Своего Иисуса, Пресвятая Богородица несомненно все время содержала в уме и в сердце Своем сие Имя еже «паче всякого Имени», и первая познала величие и сладость его, почему и воскликнула: «И Свято Имя Его», т.е. в Имени Его Он Сам.

 

Борьба, которую выдержал Паисий Величковский за молитву Иисусову.

 

            Паисию Величковскому, как великому проповеднику молитвы и Имени Иисусова, пришлось претерпеть не мало поношений за Имя Иисусово, по неложному свидетельству Самого Господа, предсказавшему ученикам Своим, что они все гонимы будут «Имени Моего ради». Впрочем, противники о. Паисия не восставали тогда против Божественного достоинства и силы Имени Иисусова, но отрицали, по грубости ума своего, Богоугодность безмолвной молитвы, отстаивая ревностно гласную молитву, установленную в церковном Богослужении. Так как занятие умною Иисусовою молитвой, при неумелом и неосторожном ведении его, ведет, весьма часто, к прелести и к тяжким падениям, то эти печальные случаи еще больше восстановляли врагов против о. Паисия, которого они винили во всем этом и даже жгли его книги. Подобно тому, как ныне восстали имеборцы против книги об Иисусовой молитве о. Илариона и против автора ее, так и против Добротолюбия и против о. Паисия восстал –«един инок, философ суеумный, увидав, что некоторые, ревновавшие не по разуму о сей молитве, вследствие их самочиния и невежественного наставления неискусных наставников, впали в некую прелесть, то сей философ до того вооружился по действию дьявольскому хулою на сию святую молитву, что несравненно превзошел тех древних треклятых еретиков хулителей этой молитвы Варлаама и Акиндина, - столь страшные и срамные хулы вознося, как на молитву сию святую, так и на делателей ее и ревнителей, что и целомудренному слуху человеческому они нестерпимы (сравни писанное в №15 Русского Инока за 1912 г.) На ревнителей же сей молитвы он (т.е. сей именуемый философом, но по всему судя - некий архиепископ или митрополит) воздвиг такое превеликое гонение, что некоторые, все оставив, прибежали в эту страну, и ныне здесь богоугодно живут в пустыне, другие же бывшие ревнители, будучи малоумны, согласившись с ним, дошли до такого безумия от развращенных его слов, что и некоторые свои отеческие книги (понимай: Добротолюбие) потопили в реке, привязав к ним камень. И до такой степени распространились его хулы, что некие (понимай игумены) запретили под страхом клятвы читать св. Отеческие книги (т.е. об умной молитве, - Добротолюбие).

            Когда же сей хулитель (т.е. гонитель архиепископ) задумал, не довольствуясь устными хулами, предать их писанию, (т.е. написать хульную книгу против молитвы Иисусовой), тогда наказанием Божием ослеп на оба глаза, тем и пресеклось Его Богоборное намерение» ( Там же, стр.215).

            У о. Паисия Величковского о умной молитве в главе первой говорится: «Вестно убо да будет, яко сие Божественное священныя умныя молитвы делание дело бяше непрестанное древних Богоносных Отец наших… На предреченное убо сие Божественное умное сердечного рая делание и хранение никтоже от правоверных дерзнул когда похулити», но все древние Отцы имели это умное делание в великой чести и относились к нему с крайним  благоговением, как к делу, преисполненному всякой духовной пользы. Но так как чрез это умное делание (призывание сердечное Имени Иисусова) монашество, «избрав благую часть» с неотторжимою любовью сидело у ног Иисусовых, в совершенстве, благодаря сему преуспевая в делании Его заповедей и бывая светом всему миру и просвещением, то дьявол, начальник злобы и враг всякого благого дела, истаивая завистью, употребил все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и истребить, если можно, от лица земли. Так, во-первых – чрез истребление святоотеческих книг руками сарацын; еще же и порочил всегда умное делание, вводя неких неискусных самочинников в прелесть, дабы примером их погибели, которая произошла не по вине умной молитвы, но по вине их возношения, побуждать хулить умную молитву и отвращать от спасительного  сего дела не имеющих достаточного рассуждения. Но не довольствуясь всем этим, дьявол обрел еще в италийских странах Калабрийского Змея, предтечу антихристова, еретика Варлаама, по гордости своей во всем подобного дьяволу, и вселившись в него со всею своею силою, подвиг его на хулу против православной веры, как о том подробно пишется в Постной Триоди, в Синаксаре на вторую неделю св. Великого Поста. Сей Варлаам дерзнул отвергать священную и умную молитву, многоразлично хуля ее, и устно и письменно, как о том пишет иже во Святых Отец наш Симеон, Фессалоникский архиепископ, которого мы здесь и приводим: «Сей окаянный Варлаам множайшая – и на священную молитву хуляше же и писаше, - и на Божественную еже на Фаворе благодать же и осияние. Не уразумев заповеди: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 18) – да и как постигнуть ее тому, кто суетствует умом и находится в мечтаниях своих в союзе с гордым, т.е. дьяволом, - ниже поняв слов Апостольских: помолюся духом, помолюся же и умом (1 Кор. 14, 15), ни слов: «поюще и воспевающе в сердцах наших Господеви» (Кол. 3, 16), ни – «яко посла Бог Духа Сына Своего», то есть благодать «в сердца ваша, вопиюща Авва Отче» (Гал. 4), и – «хочу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком» (1 Кор. 14, 19), он поэтому и отверг умную молитву, особенно же призывание Господне, (т.е. Имени Иисусова), которое есть исповедание Петра, проповедовавшего: «Ты еси Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16) и предание Самого Господа, глаголюща во Евангелии: «Еже аще что просите от Отца во Имя Мое, даст вам» (Ин. 15, 16), и «о Имени Моем бесы ижденут» (Мр. 16, 17), и прочее. Понеже и «Имя Его Живот вечный есть» (Ин. 17, 3) «сия бо рече писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий, и да верующе живот имате во Имя Его» (Ин. 20, 31); и Духа Святого подательно есть призывание Христово: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3), рече и тьмами о сем» (то есть, что призывание Имени Иисусова  и  есть Сам Бог, что отвергал Варлаам). До зде св. Симеон.

            Но что же успел, восклицает о. Паисий, продолжая речь о Варлааме, началозлобный змий, с сыном погибели треклятым еретиком Варлаамом, которого он наустил на хулу противу умной священной молитвы? Возмогло ли его злохуление (т.е  отметание Божественного достоинства Иисусовой молитвы и происходящих от нее созерцаний) омрачить свет этого умного делания, которое он было надеялся до конца истребить? – Отнюдь (не возмогло) , но болезнь его обратилась на главу его… Благодаря ревностной защите Божественного достоинства умного призывания Имени Иисус Христова св.Григорием Паламою – «сей Варлаам еретик со Акиндином и всеми своими единомысленниками трижды анафеме предадеся; но и доныне от тояжде Церкви на всякое лето в Неделю Православия с прочими еретики проклинанием бывает сице: «Варлааму и Акиндину, и последователем их, и преемникам их анафема трижды»! (Слышите, имеборцы, высказывающие ныне хуления тождественные с Варлаамовыми на Имя Иисусово!).

Зрите зде , о друзи, дерзающие хулити умную молитву, -«кто был первый ее хулитель; не еретик ли Варлаам, трижды от Церкви анафеме преданный, и имеющий проклинаться во веки (впрочем, в России этот чин анафемы ныне сократили и о Варлааме особо больше не упоминают, но на Востоке сей чин соблюдается нерушимо)? Не сообщаетесь ли и вы своими злохулениями сему еретику и его единомышленникам? Не трепещете ли душою вашею подпасть подобно им церковной   клятве и быть отчужденными от Бога? Не ужасаетесь ли тем, что восстав против этого священнейшего дела, вы вашим злохулением, соблазнив неутвержденных в разуме ближних ваших, подпадаете под страшное прещение Евангелия Божия? Не боитесь ли слов Апостольских: «Страшно есть впасти в руце Бога Живого» (Евр. 10, 21), и за это быть  казненным и временно и вечно, если не покаетесь? Но какую же благословную вину нашли вы, чтобы считать себя в праве хулить сию пренепрочную и треблаженную вещь? – Я совершенно недоумеваю: призывание ли Иисусово мнится вам быти не полезно? Но и спастися о ином несть возможно, точию о Имени Господа Нашего Иисуса Христа» … (там же , стр. 164 -167).

И в другом  месте: «также и прочие богоносные отцы в своих учениях исполненных премудрости Божией, описывая сию святую молитву, изъявляет о действии оной и происходящей от нее неизреченной духовной пользы и преуспении в получении Божественных дарований Духа Святого. И кто же не разжжется – восклицает о. Паисий – ревностью Божией к беспрестанному деланию сей священной молитвы, видя, к какому небесному сокровищу небесных добродетелей она приводит подвижника! Дабы ей Всесладчайшего Иисуса в душе и сердце своем всегда сокровиществуя (т.е. призыванием Имени Его),  непрестанно в себе поминать Вседражайшее Имя Его, неизреченно этим  к любви Его разжигаясь… Хотящие же со Сладчайшим Иисусом любовию быть соединенными, те оплевав все красное мира сего, и наслаждения, и телесное успокоение, ничего не восхотят иметь в жизни сей иного, кроме всегдашнего упражнения в сем делании молитвы (т.е. в призывании Сладчайшего Имени Иисусова) в селе  райском (т.е. в сердце)» - (там же, стр.191-192).

Таково проповедование великого подвижника прошлого века о Имени Иисусове, исповедуемом и призываемом и глаголемом в умно-сердечной молитве! Таковы и его страшные обличительные слова против хулителей и противников молитвы умной и Имени Иисусова! Имеющий уши слышати, да слышит.

Еп. Игнатий Брянчанинов.

 

            Таким же ревностным проповедником Имени Иисусова и умной молитвы является и позднейший великий делатель оной и духовный писатель епископ Игнатий Брянчанинов. Приведем выдержки из его сочинений, относящиеся до Имени Иисусова.

            «Преподобный Антоний  завещал, - говорит еп. Игнатий Брянчанинов, - непрестанное памятование Имени Господа нашего Иисуса Христа.  Не предавай забвению, Имени Господа нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай  Его в уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!» Также: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Или: «Господь мой Иисус Христос!» (Аскетич, Опыты, Т.2, стр.192).

            «Имя Господа нашего Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную Силу» - ( стр. 193).

            «Моление молитвою Иисусовою есть установление Божественное… Установлено Самим Сыном Божиим и Богом… Господь Иисус Христос установил моление Его Именем, дал этот способ моления, как новый, необычайный дар цены безмерной. Апостолы  знали  уже отчасти силу Имени Иисусова, исцеляли им неисцельные недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественное, чудное Имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особую действительность для молитвы. «Еже аще что просите, - сказал Он Апостолам, от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне… И аще чесо просите во Имя мое, Аз сотворю» (Ин. 14, 13-14)… О, какой дар! Он залог нескончаемых, безмерных благ! Он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим, - Иисус-Спаситель, Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой предмет неограниченный, - Бога, заимствующее  из Него неограниченное Божеское достоинство, Божеские свойства» (стр.234). «Имя Сына Божия и величие Его Имени «Иисус» превыше постижения разумной твари земли и неба: постижение его непостижимо и приемлется младенческою простотою и верою» (стр.240).

            «Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвой к Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса» (стр.241).

            «Исповемся Имени Твоему, о милости Твоей и истине Твоей: яко возвеличил еси над всеми Имя Твое святое» (Пс. 137, 1 - 3). – Святой Давид исчисляет чудные действия страшного и святого Имени Иисусова... Ради Имени Иисусова, употребляемого молящимися, нисходит ему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов… «Помози нам, Боже Спасителю наш, славы ради Имени Твоего. Господи, избави ны и очисти грехи наши, Имени ради Твоего»! (Пс.128,9) . Ради Имени Господня бывает услышана молитва наша, даруется нам спасение; на основании убеждения в этом опять молится Давид: «Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми: Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих» (Пс. 53, 3 - 4). Силою Имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным: мыслям и чувствованиям богоугодным» (стр. 241, 243). «Во Имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – жизнь, и Имя Его – живое: оно же оживотворяет вопиющих им к Источнику Жизни, Господу Иисусу  Христу. «Имени ради Твоего живиши мя правдою Твоею» – « не отступим от Тебе: оживиши ны, и Имя Твое призовем». Когда силою и действием Имени Иисусова услышана будет молитва, когда низойдет Божественная помощь к человеку, тогда отражены будут и отступят от него враги, тогда сподобится он отпущения грехов… Тогда последует подаяние, во Имя Господа, благодатных даров, духовного имущества и сокровища, залога блаженной вечности. «Яко Ты Боже услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящимся Имени Твоего» (стр. 243).

            «В действии молитвы Иисусовой имеется своя постепенность: сперва она действует на один ум, приводя его в состояние тишины и внимания, потом начинает проникать к сердцу, возбуждая его от сна смертного, и знаменуя оживление его явлением в нем чувства умиления и плача. Углубляясь еще далее, она мало помалу начинает действовать во всех членах души и тела своего, отовсюду изгоняти грех, повсюду уничтожать владычество, влияние и яд демонов. По этой причине при начальных действиях молитвы Иисусовой «бывает сокрушение неизреченное и болезнь души неизглаголанная, - говорит преп. Григорий Синаит. – Душа болезнует, как болящая и рождающая, по Писанию: «Живо бо Слово Божие и действенно и острейше паче всякого меча обоюдоостра», то есть Иисус проходит, как свидетельствует Апостол, даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлениям и мыслям сердечным» (Сирах). – Проходит, и истребляет греховность из всех частей души и тела (стр. 250).

            «Се лежит сей на падение и восстание многих в Израиле, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2, 34)… Между познавшими и не познавшими Его… Но «немы да будут устны льстивые», глаголющие на Праведного и на великолепное Имя Его «беззаконие», гордынею своею, своим глубоким неведением и соединенным с ними уничижением чуда Божия» (стр. 233 – 234).

            Таково свидетельство о Имени Иисусове великого подвижника последних времен. Как видите из последних его слов, ему тоже довелось переносить немалое гонение ради исповедуемого им Божества Имени Иисус-Христова. Одним из противников его святоотеческого исповедания был даже и Вышенский затворник епископ Феофан, которому по богатству ума не давалось сокровище простоты сердечной, а ею только и познается Бог по Имени «Иисус».

 

Серафим Саровский.

 

            Преподобнейший во святых пустынник Саровский Серафим великий чудотворец от своих молитвенных опытов говорит: «Чтобы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько возможно, отвлечь себя от видимых предметов; предочистить душу покаянием, добрыми делами и верою в Распявшегося за нас, закрыть телесные очи, погрузить ум внутрь сердца, где вопиять призыванием Имени Господа нашего Иисуса Христа, тогда, по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному, находит человек в призываемом Имени  услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения. Когда чрез такое упражнение укоснит ум в сердце, тогда воссияет Свет   Христов, освящая храмину души своим Божественным осиянием, как говорит Пророк Малахия: «И воссияет вам, боящимся Имени Моего, Солнце Правды» (гл. 4, 2). Этот Свет есть вместе и Жизнь по евангельскому слову: «В Том Живот бе, и Живот бе Свет человеком» (Ин. 1, 4), (там же, у Игнат. Брянч. Стр. 304).

 

О. Иоанн Кронштадтский.

           

            Итак, видите, как святоотеческое исповедание Божественного достоинства Имени Иисусова и учение о священной молитве Иисусовой дошло нерушимо от отцов наших!  Так же нерушимо исповедание и учение сие дошло и до нас, слышавших то же благоговейное учение о Божественном достоинстве Имени Иисусова и молитвы Иисусовой и от нашего недавно отшедшего отца Иоанна Кронштадтского: «Знаю я свою духовную нищету… Именем Христовым  только живу и успокаиваюсь, и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без него мертв душевно!» (Моя жизнь во Христе, Т. 1, стр. 6). – «Христос чрез усердную молитву вселяется в верующих и живет в них «или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте» (1 Кор. 6, 19)». – «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущего в нас Святого Духа» (1 Кор. 13, 5)… Бог есть дух, простое Существо, а Дух чем проявляет Себя? – мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда, или из множества мыслей, или из множества слов или творений, но Он весь в одной простой мыслиБог-Троица, или в одном простом словеТроица, или в трех лицах, соединенных во едино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он  весь в каждом слове, как Святой Огнь проникая каждое слово: каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно с верою и любовию. Но особенно Он весь в принадлежащих Ему Именах: Отец, Сын и Св. Дух, или Троица, или Господь, Господи Боже, Господь Саваоф, Господи Иисусе, Христе Сыне Божий» (стр.130).

            «Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает Вездесущий все Исполняющий, Единый и Нераздельный Господь… Имя Господа, или Богоматери, или Святого, да будет вместо Самого Господа, Богоматери и Святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангелов, или Святого. Имя Господа есть Сам Господь, Дух Везде сый и вся Исполняяй; Имя Богоматери есть Сама Богоматерь, Имя Ангела – Ангел, Святого – Святый. Как это? – не понимаешь? – Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич; если тебя назовут этим именем – ведь признаешь себя всего в них и отозвешься на них? – значит, согласишься, что имя твое – ты сам с душою и телом? – Так и Святые: призови их имя, - ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. – Что же из этого? – тело только вещественная оболочка души, дом ее, а сам человек сущность человека, или внутренний человек его есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, но душа твоя посредством телесного органа. Итак, Имя Бога и святого Его есть  Сам Бог и святой Его. Но как Бог есть Дух препростый и вездесущий, а святые все в Боге почивают, то сообщение молитвою веры со всеми святыми есть самое удобное дело, - легче сообщения с людьми, с нами живущими». (Т. 2, стр. 7 - 8).

 

Заключение.

 

            Таково непреложное учение Православной Церкви о том, что молитва деется о Имени Божием. Таково и непреложно основание молитвы умно-сердечной Иисусовой – Имя Иисусово, благодаря которому эта молитва «Иисусовою» и называется. Но некто, отметая нужду частого призывания имени Иисусова, выражается так: «Достигшие чистой молитвы, руководятся одной только  силою из Сущности Самого Бога, а при такой молитве Имя Иисус пребывает в бездействии,  и даже о сем Имени в этом состоянии человека вовсе не упоминается». – По опыту ли ты это сказал,. Или по твоему воображению?! – Из всего Добротолюбия, коего мы привели малые выдержки, ты должен был бы заключить совершенно обратное, ибо всеми отцами Добротолюбия повторяется та же мысль, что при восхищении сердца в молитве, оно исключительно обладаемо бываемо Именем Иисус, «яко прилепши к самому тому Божественному действу, якоже вопити часто: «Иисусе мой! Иисусе мой!». (Каллист Патриарх. Слав. Доброт. Т. 4, лист 141). «Положить другого основания для моления «Именем Иисуса, кроме положенного, невозможно, оно есть Сам Господь наш Иисус Христос, Богочеловек» (Аскетич. Опыт,  Игнат. Брянчан. Т. 2, стр. 310). 

 

 

 

VI.

 

О значении и о Божественном достоинстве имени Иисус.

 

Имеборцы считают Имя «Иисус» меньшим всякого имени и приравнивают его к именам других Иисусов.

 

            Отделяя неотделимое Имя Божие от Самого Бога и отвергая живую веру в Имя Божие, не допуская именовать Имя Божие Самим Богом, имеборцы с особенною яростью восстают против Божественного достоинства Имени «Иисус». Это Имя уже тем более недопустимо почитать Самим Богом, что Имя Иисус не есть исключительная принадлежность Сына Божия, но оно есть обыкновенное человеческое имя, и следовательно должно быть, по их мнению, равночестным и тем именам «Иисус», которые принадлежали, например, Сыну Сирахову, Навину, и другим. Возражая против Божественного достоинства Имени «Иисус», они говорят, что сие Имя уже потому не может быть признаваемо имеющим Божественное достоинство, что оно есть самое младшее из имен Иисус Христовых, - младшее, нежели «Сын Божий», младшее, нежели «Господь», и проч. ибо сравнительно недавно наречено Ему было Ангелом, при зачатии, как человеку, и, следовательно, есть «имя меньше всякого имени» и относится лишь до человеческого естества Богочеловека. Посему и в молитвах говорится, - это Имя не должно быть предпочитаемо другим Именам Христовым, а наоборот. Тем же более называют они крайнею ересью и даже «хлыстовщиной» веру в то, что Имя «Иисус» есть Сам Бог Иисус Христос!

 

Смешивать имена не должно.

 

            У кого из святых отцов нашли они такое уничижительное учение о Имени Иисусове? – Пусть покажут нам изречения, хотя одного отца Церкви, который подобно им выражался бы о Имени Иисусове. Но это они сделать не в силах, ибо Церковь несомненно признает Божественное достоинство Имени Иисусова, как то мы ясно могли заключить из приведенных выдержек о молитве Иисусовой; также, хотя Иисусами назывались и другие Иисусы, но Церковь не допускает смешивать тех Иисусов с Именем Иисуса  во Христе.

 

Свидетельство о сем Православного катехизиса.

 

            Так а Православном Катехизисе, напечатанном в Москве при царе Михаиле Федоровиче и перепечатанном в 1874 г., о Имени Иисус мы читаем: «Иисус толкуется – Спас, или Спаситель, сиречь Избавитель, понеже спасл есть нас от грех наших, и от всякого дела греховного, и от скверны и мучения дьявольского, и от смерти, и муки вечной, и ада преисподнего избавил есть нас. – Вопр.: Чесо ради они, иже прежде рождества Христова в ветхом законе три мужие названи быша Иисусами (Исусами), их же глаголет Писание, Исус Навин, Исус Сирахов, Исус Иоседеков, егда убо и тии избавители быша? – Отв: - Того ради еже они суть образ и подобие Иисуса Истинного Господа нашего Иисуса Христа, быша, понеже Исус Навин, иже бе воевода сильный, поправый супостаты сынов Израильских и введе Израиля в землю обетованную, Исус же паки Сирах учитель бе премудр в бывшем вере, а Исус Иоседек бе священник соверши церковь Божию; тако и Христос Истинный Иисус, силою Своею поправый  ненавистника рода человеческого, и верующих в Онь в землю живых, сиречь в Царство Небесное, введе Божественною силою  и крепостию Своею, и Евангелием вселенную просвети, идолослужения тьму далече отгна, сего ради имена сия три Имени Иисусову уподобляются – Избавителю, а не избавители, толкуется же Иисус «Бог избавит», занеже тем самым Именем довольно разумети даша, еже невозможно бе никому же от них избавляти, точию Единому Самому Богу. Иже плоть человечу приемльшему, и бысть роду человечу истинный Бог – Избавитель. Сие есть Имя Иисус, ему же поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних. Сие есть Имя Иисус, его же аще кто призовет без сомнения духом и истиною, спасен будет. Сие есть Имя Иисус, его же   подобает всем верным присно имети в сердцех и во устнех, во всех делех своих по Апостолу Павлу глаголющему: аще что творите, словом или делом, все во Имя Господа Иисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти и вся враги наша противные победити» (Лист 4).

 

Тоже Иоанна Златоуста.

 

            Святой Иоанн Златоуст в слове на поклонение Честному Животворящему Кресту говорит: «Афанасий Святый в слове ко Антиоху сице глаголет: преклоняя колене о Имени Иисусове и преклоняя колене Христу, оба знаменуют и почитают искупление. Крест бо орудие спасения, Иисус же нарицание спасения (т.е. идея спасения), Имя Иисус являет Спасител, древо, или знамение Креста того же Спасителя и спасение бывшее возвещает» (Камень веры стр.250). – Итак видите, что сила креста заимствуется от силы Имени Иисус, ибо есть выражение той же Божественной Истины Спасения человека Богом, которая выражается Именем Иисус.

 

Кирилл Иерусалимский.

 

            Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Един есть Господь Иисус Христос: Имя Чудное, не прямо провозглашенное Пророками, ибо Исаия пророк говорит «се Спаситель твой грядет, имея с Собою мзду» (Ис. 62, 11) Словом же Спаситель переводится  еврейское слово Иисус… Иисусом же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божией силою, и сказал Иосифу: «Не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшееся бо в ней от духа есть свята. Родит же Сына и наречиши  Имя Ему Иисус», (Мф. 1, 20 - 21). И объясняя причину сего наименования, вслед за сим говорит: «Той бо спасет люди Своя от грех их». – Рассуди же , рассуди же, каким образом, еще не родившись имеет люди своя, если бы не был и до рождения?» (св. Кирилл Иерус. Стр.119).

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 255 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar