Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 6:04 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 3 страницы 54 - 63
2016-03-27, 11:28 PM

 

Имя Иисус предвечно.

 

            Очевидно, что Имя Иисус предвечно нарек Себе Сын Божий, столь же предвечно, сколь предвечен был предвечный совет о спасении человека, имевшего пасть, ибо Тот, Кто на сем совете словом Своим изрек Имя Свое, очевидно, тем самым и соизволил принять это Имя и, следовательно, оно и принадлежало Ему прежде всех век.

            Св. Дмитрий Ростовский о сем говорит: «Наречено же бысть во Обрезании обоженному Младенцу Имя Иисус: еже принесеся с небесе Архангелом Гавриилом в то время, егда благовести о зачатии Его Пречистей Деве Марии, прежде даже не зачася во чреве; сие есть, прежде даже не соизволила Дева словесем Благовестника… Сие Имя спасительное Иисус, прежде всех век в Троическом Совете бе предуготовано, написано , и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же, аки бесценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено, Иосифом во откровение всем подано, безвестная же и тайная Премудрость Божия во Имени том явлена. Сие Имя, яко солнце мир облиста, глаголющу Пророку: «воссияет вам боящимся Имени  Моего Солнце правды» (Мал. 4, 2). Аки миро благовонное вселенную облагоуха: «Миро рече излиянное Имя Твое», не в сосуде удержано, но «излиянно»… Безвестна бе сила Имени Иисусова в Совете Предвечном, аки в сосуде сокрываема; а яко с небес на землю, то Имя излияся, абие аки миро ароматное благоухание благодатиисполни вселенную: и всяк язык ныне исповесть : «Яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Явлена сотворися Иисусова Имени сила, ибо дивное то Имя Иисус, удиви Ангеов, обрадова человеков, устраши бесов.., и от Самого того Имене трясется ад, колеблется преисподняя.., благочестия же воссиявает свет и просвещает всякого человека в мир грядущего. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено преклоняется небесных, земных и преисподних… Облобызаем убо тя любезно, о сладчайшее Имя Иисусово! Поклоняемся усердно пресвятому Имени Твоему, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе..! Молим же того ради пресвятого Имене Твоего… излей на нас богатую Твою милость! Услади сердце наше Самим Собою, Иисусе! Защити и огради нас всюду Именем Твоим, Иисусе! Знаменай и печатлей нас, рабов Твоих, тем Именем Твоим, Иисусе! Да и в будущий век Твой обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепное Имя Твое, Иисусе, славити и воспевати будем во веки. Аминь»! (Слово на Обрезание Господне в Минеи Димитр. Ростовск. На 1 января).

 

Имя Божие и имена человеческие совершенно различны.

 

            Итак, после приведенных слов святых отцов, возможно ли согласиться с новыми мнимыми богословами, которые не видят во Имени Иисус ничего иного, кроме обыкновенного человеческого имени, и которые это Имя Иисус во Христе приравнивают именам Иисусов – других людей?! Думаем, что если бы пламеневшие ревностию о Имени Иисусове древние святые богословы услыхали бы нынешних лжеучителей, так уничижающих Имя сладчайшее и пребожественное «Иисус», то они , не терпя подобной хулы, разодрали бы ризы свои и трижды прокляли бы хулителей.

            Имя Иисус есть воистину «Имя Чудесное». Чудное оно тем, что обладая всеми свойствами человеческого Имени, оно, в то же время обладает и всеми свойствами Имени Божия.

 

Три основных свойства имен человеческих.

 

            Каковы же суть свойства имени человеческого? – Имени человеческому присущи следующие три свойства: 1) необходимость его для человека, 2) неотъемлемость его от человека и 3) всеобъемлемость им всех существенных и прочих свойств и действий человека.

            Необходимость человеку иметь собственное имя установление есть Божественное, ибо Сам Бог нарек имя Адаму при сотворении его, и не потому, чтобы он имел нужду иметь собственное имя для сообращения с другими людьми, ибо он был тогда один на земле, но по необходимости для души иметь собственное имя, такой же необходимости, как, например, всякой книге иметь заглавие. Бог, наименовав первозданного – «Адамом», дал ему правило именовать все прочие твари и также жену свою. Так это Божественное установление наречения собственного имени человеку перешло и во все последующие роды, причем важность сего акта наречения имени новорожденному всегда сознавалась и бывала обставлена обрядами и торжествами. Аврааму Бог заповедал сопровождать наречение имени обрезанием, а в Новозаветной Церкви Дух Святый научил нарекать имя вместе с оглашением и вместе с таинством крещения.

            Другое свойство имени человеческого есть его неотъемлемость, имя продолжает принадлежать человеку не только в сей жизни, но и по смерти. Хотя перемены имен в сей жизни  допустимы, но все-таки то имя, с которым душа человека перешла в вечность, есть ее вечная принадлежность. В этом нас убеждает то, что имена Святых очевидно принадлежат им и доселе, ибо они, будучи призываемы по именам своим, внимают нам и духовно сообщаются с нами во именах своих. Также и Господа Иисуса Ангелы и по воскресении Его продолжали называть «Иисусом», и Сам Господь, явившись Павлу, сказал: «Аз есмь Иисус» (Дн. 9, 5). – Также и в древности Бог, являясь патриархам, именовал Себя : «Аз есмь Бог Авраама, Исаака  и Иакова», - из чего ясно следует, что не только души Авраама, Исаака и Иакова, столь любезные Господу Богу, что он изволял именовать Себя по ним, были живы, но и имена их продолжали принадлежать им в вечности. Также и душе Лазаря имя его несомненно продолжало принадлежать даже в аду, ибо, как только Господь воззвал его по имени: «Лазаре, гряди вон» – он, тотчас познав свое имя, повиновался и воскрес.

            Третье свойство имени человеческого есть его всеобъемлемость. Имя так же объемлет одним именованием и все существо, и все присущности, и свойства, и особенности, и действия человека, как заглавие книги объемлет собою все свойства самой книги и всего, что в ней написано, и даже того действия, которое производит книга на читателей. Так, под заглавием собственного человеческого имени известно бывает другому человеку все то, что он знает о сем человеке, и хотя бы  два человека назывались одним и тем же собственным именем, но человек с именем каждого соединяет в представлении своем и все, что знает о нем, почему, когда относит, например, имя Иоанн к Предтече, то объемлет сим именованием все, что знает о Предтече, а когда относит имя Иоанн к Златоусту, то объемлет им все, что знает о Златоусте. Но Богу известны все свойства каждого человека в совершенстве, и если человек о другом человеке знает как бы только несколько отрывочных страниц из его книги жизни, то Бог знает каждую букву и черту в ней, и все это неотделимо от заглавия сей книги жизни, т.е. неотделимо от собственного имени человека, объемлет  им всего человека со всеми его делами, словами и мыслями, со всеми его желаниями, обстоятельствами жизни и пр. Поэтому, например, поминая, скажем, на проскомидии имена усопших, неведомых нам людей, мы как бы именуем заглавия неизвестных нам, но доподлинно известных Богу книг жизней этих людей, и Бог, хотя у него множество бесчисленных и Иванов, и Петров, и Павлов,  однако знает, что мы именно об этом Иване и Петре и Павле просим, а не о другом, и творит сему Ивану, Петру и Павлу милость, изглаждая черные страницы жизни его из книги.

 

 

Имя Иисус.

 

            Таково свойство и Имени Иисус. Хотя множество было на свете Иисусов, но Тот Иисус, Которого мы подразумеваем, именуя Имя Его, отнюдь не равен другим Иисусам, И Имя Его объемлет всего Его со всеми Его свойствами Божескими и человеческими. Поэтому, хотя и несознательно призовешь Имя Господа Иисуса, то все-таки будешь иметь Его во Имени Своем и со всеми Его Божественными свойствами, как книгу со всем, что в ней писано, и хотя призовешь Его как человека, но все-таки будешь иметь во Имени «Иисус» и всего Бога. Итак, видите, какую страшную ошибку делает архиепископ Антоний, приравнивая в №5 Русского Инока Имя Иисус во Христе именам других Иисусов!

            Свойства имени Божия мы уже исследовали во 2-й главе и приводили свидетельство св. Тихона, что Имя Божие заключает в Себе Божественные свойства: единосущие, духовное существо, истину и пр., и поэтому этого повторять не находим нужным. Нам остается только доказать, что и Имя Иисус есть воистину Имя Божие, а не только собственное имя человеческое.

 

 

 

Истинность Имени Божия.

 

            Главное свойство Имени Божия есть истинность Его. Бог по преизбытку благости Своей, желая осчастливить словесные существа познанием некоей доли Его совершенств, ради этой цели и мир создал - видимый и невидимый, дабы, создав разумную словесную тварь - Ангелов и человеков, открыть ей Имя Свое отчасти. Ради этого писалом мироздания и миробытия и Своим Богооткровенным словом открыл Он твари имена свойств Своих, которые вместе взятые и составляют именуемое словесной тварью Имя Божие.

            Все мироздание вкупе, и всякая точка мира, все бытие мира вкупе, и всякое мгновение миробытия восхваляют Имя Господне и написуют его пред очами человеков и Ангелов: "Небеса поведают славу Божия, творение же руку Его возвещает твердь" (Пс. 18,2). Слава же, здесь называемая, и есть Имя Божие. - "И возвестят небеса правду Его: яко Бог судия есть" (Пс. 149, 6). Сия "правда" Судии и есть познание Имени Божия. - "Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем" (Пс. 58, 35). - "Исповедают небеса чудеса Твоя, Господи, ибо Истину Твою в Церкви Святых" (Пс. 88, 6). Истина Божия и есть Имя Его, также и чудеса Божии, которые суть Слава, или, что то же, - Имя Его. -  "Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его" (Пс. 96, 6). - "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его все звезды и свет... Хвалите Господа  от  земли змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен... да восхвалят Имя Господне: яко вознесеся Имя Того единого, исповедание Его (т.е. Имени Его) на земли и на небеси" (Пс. 148). Но что же во всех этих псаломских словах  подразумевается, как не прославление словесною тварию Имени Божия, познаваемого из дел Его, ибо возможно ли для твари бездушной и безсловесной хвалить Господа? - Очевидно хвалить Имя Господне может только человек и Ангел, которые созерцают Имя Премудрости и Всемогущества Божия написанными на страницах книги мироздания; поэтому и восклицает Давид: "Камо пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад - тамо еси, аще возьму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо Рука Твоя поставит мя, и удержит мя Десница Твоя. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна Дела Твоя, и душа моя знает зело!" (Пс.138). - Этими словами Пророк говорит как бы так: Господи, взираю кругом, и все, и небо, и земля написуют мне Имя Твое: Преблагий, Всесильный и Премудрый; и куда ни обращу взора моего, нигде не могу избежать того, чтобы не читать на всем Имя Твое написанное! Помыслю ли о небесных Силах, и они учат меня вопиять: "Свят, Свят, Свят, Господь Сил!" - Проникну ли умом до самых глубин моря и до необитаемых краев земли, и там вижу, что на них излиялась премудрость Твоя, и неоставлены они вездесущим промыслом Твоим, так что и они гласят величие Имени Твоего. Обращу ли взор на себя и на род человеческий, зрю неизреченное Твое Имя: "Долготерпеливе, Многомилостиве! Любоблаже!" ибо о сем Имени Твоем вопиет история всех веков человечества, столь жестоковыйного и неблагодарного к Тебе и столь милуемого и ущедряемого Тобою. Помяну ли дни древние, и паки чту Имя Твое в дивных Твоих чудесах, о которых свидетельствует Писание и Предание, и восклицаю: "Преславне, Творяй чудеса!" Помыслю ли о начальнике зла - дьяволе и о бездне адовой, в которую Ты низверг с неба самое светлое и самое славное из тогда бывших созданий Твоих, превратив Его свет во мрак, и его дивную красоту в несказанное уродство, и заключив его там с третью подчинившихся ему бывших Ангелов, определенных оттоле "на суд мучимых блюсти" - читаю Твое Имя: "Страшный и Справедливый". Взираю ли на мир, который весь во зле лежит, читаю Имя Твое: "Всемогущий и Премудрейший, зло самим злом погубляющий", как о сем сказано: "Ров изры и ископа и впадет в яму, юже содела" (Пс. 7, 16).. Но и еще доселе не закончено написание Имени Божия, имеет еще написаться имя - Нестерпимо-Славного и Страшного и Святого, - и это Имя восчувствует во всей силе Его всякая словесная тварь от начала создания жившая, как все ангельские чины и святые человеки, так и все грешные люди, и все бесы! Ибо тогда, когда в одно мгновение мириады светил небесных, из которых каждое из себя представляет необъятный огненный океан, соединятся воедино "озеро огненное", среди которого, как малейшая капля воску, растает земля, когда в то же мгновение сила Божия, возвещаемая чинами ангельскими - "труба Архангельская" - возвратит души человеческие в истлевшие тела их, которых все атомы соединяются в один миг воедино с душою, когда бесчисленные мириады людей, воскреснув в преображенном теле,- темном или светлом, - предстанут на Суде, когда явится, окруженный бесчисленными мириадами Ангелов и Святых Тот, Которого распяли, и Тот, о Коем писано: "на главе Его венцы мнози: имый Имя написано, егоже никтоже весть, токмо Он Сам". (Апок. 19, 12) и узрят Его те, которые "Его прободоша", - и восчувствует всякое существо пребезмерную и пренеизреченную славу и страх Имени Его, тогда "восплачутся все племена земные" - восплачутся о нечувствии своем к познанию Имени своего Искупителя и Благодетеля, которое Он старался открыть им во время земной их жизни, но они сами того познать не хотели! Тогда вострепещут, откровенно видя безмерную славу Господа Иисуса, даже Ангелы и Святые, и для них будет нестерпимым зреть откровенно толикую славу Имени Господня! Тогда в несказанном отчаянии воскрежещут зубами бесы и отчаяннейшие грешники...

            Итак написание Имени Божия пред очами твари продолжается еще доселе и скончается в день Страшного Суда, после которого исполнится сказанное, что Бог, открыв свойства Свои в ту меру, какую благоопределил, утвердить вселенную, - "яже не подвижится".

            Но из всех страниц мирописания Имени Божия одна страница есть и самая страшнейшая, и самая славнейшая, и самая краснейшая, - это та страница, на коей написалось Имя "Иисус". Написалось оно сперва устами Архангельскими Деве Марии и Иосифу, написалось и возвестилось в ночь Рождества Христова, благовествовавшим Архангелом Родившегося и Имя Его Вифлеемским пастырям и ликами Ангелов, воспевавших Имя Его. Нареклось Имя Иисус в день Обрезания Господня и написалось каплями излиянной при сем Божественной Крови и первыми младенческими слезами Спасителя мира. Проповедалось сие Имя Симеоном Богоприимцем и Анною Пророчицею. Прославилось сие Имя устами двенадцати и семидесяти Апостолов, творивших Им чудеса еще при земной жизни Господней. Оправдалось наконец сие Имя в день вольных страданий и написалось кровавым потом Господним в Гефсимании и оплеваниями у Анны и Каифы, и кровными ручьями во время бичевания, и, наконец, написалось еще и преславнее - тростью Креста, омоченною в Боготворящей Крови Владычней. Так возвестилось и оправдалось Божие Имя Иисус! Так проявилось неведомое свойство недомыслимого человеколюбия Божия. - "Иже убо Сына Своего Единородного не пощаде, но за нас всех предал Его" (Рим. 8, 32), о котором и Сам Господь свидетельствует: "Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруя в Него, не погибнет" (Ин. 3, 16). Сие свойство человеколюбия Божия именно выражается таинственно Именем Иисус и являет собою истинное и самое славное свойство человеколюбивого Бога нашего, почему и Имя Иисус, выражая сию великую Богооткровенную Истину, уже перестает быть именем только человеческим, но становится воистину Именем Божиим и постольку славнейшим всех других именований Божиих, поскольку славнейшее открывается этим Именем Свойство Божества. Итак, будучи по справедливости в сказанном смысле Именем Божиим, Имя Иисус и обладает всеми теми свойствами Имени Божия, которые именует, как мы видели выше, Св. Тихон, что Имени Божию принадлежат и единосущие, и присносущие, и вседержительство, и духовное существо... (см. во 2-ой главе).

            Так св. Иоанн Златоуст в Беседе на Псалом 8-й, останавливаясь на словах: "Яко чудно Имя Твое по всей земли", относя эти слова к Имени Иисуса Христа, говорит: что Оно -"чудно" - по существу своему это несомненно". (Т.5, стр. 92). - также, в Беседе на Пс.112 останавливаясь на словах: "Буди Имя Господне благословенно отныне и до века", говорит: "Оно достохвально (т.е. Имя Иисусово) по самому существу своему" (Т.5, стр.322).

            Итак, как видите, Имя "Иисус" по самому существу своему есть Сам Бог, но не есть оно самая неименуемая сущность, как в том оклеветывают нас некоторые, будто мы это утверждаем, - прочь такое хуление! но оно есть истина, единосущная Триипостасной Истине. Имя Иисус есть Богооткровенная Истина, т.е. словесное действие открывшего сию Божественную Истину, - Божества, и, следовательно - Сам Бог, как то установила Церковь о Действии Божества.

 

Имя Иисус есть Богооткровенная Истина о Боге.

 

            О том, что действительно Имя Иисус имеет такое глубокое откровенное значение и не есть произвольное собственное человеческое Имя, свидетельствует и Писание, и Сам Господь, и Ангелы, и Пресвятая Богоматерь.

            "Совет Превечный открывая" - поет Святая Церковь, предстал Архистратиг Отроковице, благовествуя ей великую весть. Какую же весть и какой Совет? - Весть о событии того, что предрешено было на Предвечном Совет,. а именно: о воплощении Бога Слова и о именовании Его  "Иисус". Эту двойную весть и возвестил Архангел Гавриил дважды: Деве Марии и Старцу Иосифу и по повелению Божиему открыл им смысл Имени Иисус, т.е. ту Божественную Богооткровенную Истину, паче рещи - Самого Бога, которая в сем якобы человеческом Имени таинственно сокрывалась. И это Архангел сделал не произвольно, но очевидно по повелению Божиему, почему этот смысл Имени Иисус есть, по всей справедливости, Истина Богооткровенная о Боге.

            Итак Архангел, Деве Марии сказал: "Радуйся Благодатная, Господь с тобою... и зачнеши во чреве и родиши сына" - это есть определение первой части Предвечного Совета; вторая же часть Предвечного Совета гласит: "И наречеши Имя ему Иисус" (Лк. 1,31). Затем, раскрывая то благовестие, которое сокрывалось в тайном смысле Имени сего, раскрывая ту величайшую истину, предопределенную от времен превечных Богом, что Бог во плоти избавляет людей Своих, истину, которую впервые благовестил Бог Адаму и Еве в день их изгнания из рая и потом многократно таинственно предвозвещал чрез Патриархов и Пророков, Архангел сказал Деве: "Сей будет Велий", т.е. Господь, и потому, следовательно, и достоит Ему называться Иисусом, что это Имя в сокровенности своей и значит – Господь -"и Сын Вышнего наречется", т.е. потому-то и подобает Ему именоваться "Иисусом", что сие Имя и значит, по тайному смыслу своему, Сын Вышнего; - "и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его", и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца", - и эти слова значат, что Он есть Христос, и Мессия, почему и подобает Ему именоваться "Иисус", ибо сие  Имя имеет и этот смысл в тайной сокровенности своей. Также точно поступил Архангел Гавриил, и тогда, когда явился во сне Иосифу; возвестив ему о благодатном и непорочном зачатии сына, он объявил также Имя Его "Иисус", и не только объявил, но тут же, дополнительно к смыслу раскрытому им Деве, раскрыл оный и Иосифу и сказал: "Той бо спасет людей Своих от грех их"; (Мф. 1,21) это значит, что потому именно и назвать следует Его Иисусом, что это Имя значит Спаситель, или Избавитель, -"Той бо спасет", - и Бог -"людей Своих от грех их". Продолжая дальше свое благовестие Иосифу, Архангел раскрыл, что все сие есть исполнение предреченного чрез Пророка Совета Божия, что Богомладенец родится от Девы, и что Имя Его будет значит "Еммануил", то есть - "С нами Бог", или, что то же, -"Иисус". Итак, видите ли какой глубокий смысл сокрывался во Имени Иисус? Видите, как многозначуще сие Имя, выражавшее собою все именования Христовы: Господь, Сын Вышнего, Бог, Помазанник, Царь вечный, Христос, Мессия, Спаситель, Еммануил. Видите также, как важно было людям ведать сию тайну Имени Иисус, о которой Бог повелел Архангелу дважды пояснить столь многое и Иосифу и Деве Марии: и о чем Евангелисты по воле Божией возвестили и нам.

            О том, что воистину Имя Иисус и значит -" Сын Вышнего", - засвидетельствовал и Сам Господь Иисус Христос: когда Петр, по вдохновению Божиему, на вопрос Спасителя, за кого почитают Его ученики, ответил: "Ты еси Христос Сын Бога Живаго". (Мф. 16,13), - тогда Господь, похвалив Петра , запретил открывать людям, что Он есть  истинный Иисус, т.е., что Он есть Тот, Коего Имя "Иисус" и значит Сын Бога Живаго: "Тогда запрети Иисус учеником Своим, да никомуже рекут , яко Сей есть Иисус Христос" (Мф. 20-21).Итак, видите: Петр назвал Господа "Христос Сын Бога Живаго", а Господь подтвердил, что Его Имя есть воистину "Иисус Христос". Следовательно, оба речения по смыслу тождественно, почему, если вы из обоих речений отымете слово "Христос", то останутся два равнозначущих речения: "Иисус" - и "Сын Бога Живаго!"

            Такова была тайна Божественного Имени Иисус. Но, поколику Божественность Самого Иисуса должна была храниться в тайне до окончания Им дела искупления человеков, потолику в тайне должна была храниться и истинность Божественного Имени Его. Но тем не менее, о этом смысле Имени Иисус со дня зачатия радовалась и величала Бога Дева Мария, ликовали о сем Имени Ангелы, благовестили старец Симеон и пророчица Анна и священник Захария, - все они торжественно воспевали "Имя Иисус!" - "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем" (Лк. 1, 46). - Но что же этими словами говорит Дева, как не "Величит душа Моя Иисуса и возрадовался дух Мой о Иисусе Моем!" - ибо сей смысл таинственного Имени "Иисус" и раскрыл Богородице Архангел. Что Матерь Божия в этих словах именно и подразумевала Имя "Иисус", то подтверждают следующие слова Ее : "Яко сотвори Мне величие Сильный и Свято Имя Его"; - этими словами величает Дева Господа Бога за исполнение на ней первой части Предвечного Совета о воплощении Бога от Нее, а, во-вторых, величает вторую часть Предвечного Совета о даровании миру Имени Иисус.

            О сем Имени Иисус пророчески благовестил и Захария, когда по рождении и обрезании Предтечи отверзлись немые уста его за неверие, он называл пророчески Иисуса по смыслу тождественными сему Имени именами: "Господь Бог Израилев", "Рог Спасения", "Отрок Его", "Спасение", "Милость", "Мессия" обетованный Аврааму, "Избавление", "Вышний", "Милосердие Милости Бога Нашего", "Посещение свыше", "Просвещение во тьме седящих", "Путь мира". (Лк. 1,68-69). Также и Архангел, явившись в Рождественскую ночь пастырям Вифлеемским, благовестил о Имени Иисусове: "Се благовествую вам радость велию, яже будет всем людям: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь" (Лк. 2,11); "Спас", "Христос" и "Господь" и есть смысл Имени "Иисус" и сие истинное Божие Имя истинного Бога, явившегося во плоти, и есть предмет ликования Ангелов, почему явившиеся сонмы ангельские и воспели вновь сие Имя Иисус словами: "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2, 14); - "Вышний Бог", "На земле мир" (т.е. примирение с Богом согрешившего человека), "В человецех благоволение", что же есть по смыслу своему иное, как не Имя "Иисус" !

            О  том,  что Имя "Иисус" есть слава Святой Троицы и что Имя пророчески воспевал Царь - Пророк Давид в Псалме 95: "Воспойте Господеви, песнь нову!  Воспойте Господеви вся земля! Воспойте Господеви, благословите Имя Его!" - и что это Имя воспели и Ангелы словами: "Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение" (Лк. 2,14), свидетельствует Златоуст в Беседе на Пс. 95 и говорит: "Когда же это слово было сказано? (т.е. Апостольское славословие) - Когда создан был храм, то есть воплотился Христос. При Его рождении это слово и воспели в Вифлееме ликовавшие Ангелы. Приглашая трижды к песнопению, Пророк называет трижды Господа" (т.е. пророчески Имя Иисус), желая этим показать, что во Христе прославляется Троица, так как чрез Него мы познали и Духа и Отца. Сообразно этому, Пророк и присовокупляет: "Благословите Имя Его", - будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святого Духа, потому что Имя Троицы - Бог (Слышите и Имя Отца и Сына и Духа Святого, и Иисуса Христа, есть Бог!) Это Имя и благословляют, возвестившие нам новую песнь ангелы". (Т.5, 926). Итак, слышите ли, что прославление Имени Иисуса Христа есть прославление Имени Отца и Сына и Святаго Духа и наоборот, почему, когда, например, Церковь говорит: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", то это - то же самое, что сказать: «Слава Иисусу Христу», также точно если сказать: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа", - то это то же, что сказать "Во Имя Иисуса Христа".

            Итак, видите ли, какая величайшая Божественная Истина сокрыта в тайном смысле Имени Иисус, которое по праву принадлежало только единому Истинному Иисусу Христу, все же другие Иисусы отнюдь не могли оправдать смысла сего наименования. Премудрость Божия, измыслив великое Имя "Иисус" и изволяя сокрыть великий Божественный смысл и истинность его по отношению к Спасителю в тайне, промыслительно попустила, дабы это имя нарекали на чадах своих и другие люди и дабы это Имя сделалось бы среди людей обыкновенным и общечеловеческим; но при всем этом оно по истине смысла своего есть воистину Имя Божие, не младшее других Имен Божиих, ибо все Имена Божии суть лучи единого вечного Имени, и не меньше других Имен Божиих, как то хульно осмеливаются утверждать имеборцы, которые по близорукости ума своего не видят во Имени Иисус ничего более, кроме человеческого имени.

            Но не так мудрствует о Имени Иисусове Церковь, она нарицает Имя Иисус именованием "Боголепным", т.е. тем именем, каким и подобало быть названным в человечестве Богу: "Приидите, Владыки и славная Христова именования во святыни торжествуим: "Иисус бо боголепно наречеся днесь" (Канон на Обрезание Господне, песнь 9, троп. 2).

            - "В осьмый день обрезуется яко младенец Владыка: Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь" (там же песнь 8, т.1).

            - "Возопий: се Дева имать во чреве Избавителя миру, и родит в вертепе, и будет Имя рождаемого: Иисус - Бог с нами, Еммануил, Саваоф!" (Канон на 20 дек., песнь 3 Богородичен).

            Имеющие уши да услышат и еще одно свидетельство св. Дмитрия Ростовского о Имени Иисусове, а не имеющие ушей, или затыкающие их подобно "аспиду глуху" - да постыдятся сих слов Российского Златоуста и да перестанут хулить Имя "Иисус" как имя только человеческое.

            Имя "Иисус" Св. Дмитрий Ростовский называет "царствующим". - "Царское Имя "Иисус", ибо на небе и на земле царствующее" (Ч. 3, стр.2. Слово на Обрезание).

             

            Примечание: Имя Иисус имеет еще и великое каббалистическое значение, ибо каждая из букв, которыми это Имя пишется по-еврейски, означает Лица Святой Троицы. Этот таинственный смысл раскрыл известный ученый, еврейский каббалист, принявший христианство около 1070 г., мароккский раввин Самуил в своей книге "Златое Сочинение", изданной в русском переводе Киевской Лаврой. Имя "Иегова", - Господь Сущий пишется по-еврейски четырьмя буквами "Иод", "Ге", "Вав" и "Ге"; "Иод" обозначает "Отца", "Ге" - Сына и "Вав" Святого Духа. Буква "Ге" дважды повторяется, знаменуя предвечное бытие Бога Слова и рождение Его от Девы во плоти. Буква "Иода", по простоте строения  своего, относится ко Отцу, и называется каббалистами символом первого начала. Буква "Ге" по своему написанию изображает сошествие вниз, то есть  Христа во ад, за которым сле дует восхождение на небо, "кто не узнает, - говорит раввин Самуил, - в этом толковании Бога Сына, Который нисходил во ад и воззнесся на небо? "Вав", которая соответствует соединительному союзу "и", есть Бог Дух Святый - связь любви первых двух Лиц. Конечная литера "Ге" повторяется после "Вав" для означения второй человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося от Духа Свята. Раввины Имя Божие в письме означают одною литерою "Ге". Древняя синагога и каббалисты изображали Божество литерою "Шин", состоящею из трех связанных между собою "Иод" (т.е. III). Чудное дело! Литера сия, быв поставлена в середине четырехбуквенного Имени Иеговы, дает достопоклоняемое Имя Иисус" (стр.136) - В талмудическом Лексиконе имя "Иисус" производится от корня "Шем", и этот корень означает : Бог, Бог Господь (стр.141). Сборники древнейших преданий находят в сем корне "Шем" обозначение трех свойств Божиих, (там же) - Итак, видите ли что во Имени Иисус каждая буква имеет особое величайшее значение и изображает собою какое-либо из Лиц Божества, а буква "Шем" и постановленная в середине букв "I", "Г", и "В" (по-еврейски) означает обоженную плоть Христову и неотделимость Христа от Святой Троицы. Спрашивается, не это ли отчасти побуждает славянских списателей Св. Писания писать Имена Бог Господь, Иисус под титлом из трех букв?    

 

     

 

 

VII.

 

Имя «Иисус есть Имя Богоипостасное и есть

 Имя паче  всякого имени.

 

Имеборцы отрицают Богоипостасность Имени Иисуса.

 

            Имеборцы, уничижив Имя Иисус до степени лишь необходимой, согласно обычаям человеческим, принадлежности вочеловечения Христова, осмеливаются высказывать, что Имя Иисус не есть Имя Богоипостасное , т.е относящееся равно и к Божеству и к человечеству Христову, но относят его лишь к одному человечеству Его , и , следовательно по их мнению, оно отнюдь не Есть Имя паче всякого Имени, как говорит Апостол, но есть имя меньшее всякого Имени, ибо, во-первых, есть и по времени имя новейшее сравнительно с прочими Именами Христовыми, и, во-вторых, относится лишь до человечества Христова, будучи обыкновенным собственным именем, употребительным в древности и даже ныне на Востоке: прямой же смысл слов Апостольских, а именно, что Отец «дарова Ему Имя паче всякого Имени, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится» (Фил. 2, 9-10), они перетолковывают совершенно иначе: выходит, что хотя тут и прямо сказано о «Имени Иисусове», но текст этот к Имени Иисуса совсем не относится! Опровергнем же, во-первых, хулу на Имя Иисус, что оно не есть Имя Богоипостасное, а во-вторых, покажем же им, как святые отцы понимали этот текст и как объясняли, почему и в каком смысле не иное какое-либо имя, но Имя Иисус есть имя паче всякого имени.

           

Животворящая сила Имени.

 

            Один из имеборцев печатно высказывается так: «Можно ли приписывать сему имени при совершении молитв обоготворяющее значение?» – Не только можно, ответим мы, но и должно, ибо Святые Отцы это совершенно определенно исповедывали. Таковы, например, слова Игнатия и Каллиста Ксанфопулов (см. ранее, гл.5-я), в коих они называют Имя Иисус «Божественным Источником приснотекущим». Подобно сему, Иоанн Златоуст говорит, что  - Имя Господа Иисуса, сходя в глубь сердца, смирит… Змия, душу же спасет и оживотворит». И еще немного ниже Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что это учение о вере во Имя Иисуса Христа Сына Божия предано Церкви от апостолов Иоанна Богослова и Первоверховных Петра и Павла, и что молитва Иисусова есть, ради призываемого Имени Иисус, молитва Боготворная.

 

 

Имеборцы напрасно упрекают защитников Имени

в сливании Имени с Богом.

 

            Возможно ли, говорит дальше имеборец, «сливать оное с Божеством и давать ему значение равносильное Самому Богу?» – Ответим мы на это, что святые отцы совершенно определенно называют Имя Божие Самим Богом, как, например, Симеон Богослов, Феофилакт Болгарский и другие (см. гл.2-ю), и, следовательно, о каком-то «сливании», на которое указывают имеборцы и речи быть не может, ибо возможно ли сливать то, что есть Сам Бог, с самим собою? Тут и сливать нечего, ибо Имя Божие, как энергия Божия, как Богооткровенная Истина, есть Тот же Самый Бог, согласно догмату Церковному, установленному против ереси Варлаама. Впрочем, если противник наш мнит, что кто-либо из нас обоготворяет тварные звуки и тварные буквы, коими выговаривается и пишется Имя Божие, то он ошибается, ибо и мы этих условных звуков и букв не обожаем, ибо не воплощаем в них Истины Божественной, но смотрим на них лишь как на условные знаки, коими человечество приняло высказывать  известные идеи; на эти тварные звуки и буквы мы смотрим лишь как на условную, так сказать, оболочку самого Имени Божия, Богом же называем самую идею о Боге, Самую Истину о Триипостасной Истине, ибо это Имя, т.е. идея о Боге и есть, как выражается св. Тихон Задонский, «Духовное Существо», а не отвлеченное понятие.

 

Напрасен упрек в двубожии.

 

            «А чрез это выходит», - говорит дальше приводимый нами имеборец, - «что в одном Лице Сына Божия высказываются два Бога: одно - Самое Существо Его, а другое – нареченное Ему при воплощении на земли Имя Иисус». Какое помрачение ума, воскликнем мы на это;  совершенно тождественно мудрствовал некогда пресловутый, высокообразованный и преначитанный Калабрийский монах Варлаам, которого Синаксар за это мудрствование именует «Зверь Итальский», а Церковь предала проклятию! Он, хуля молитву Иисусову, созерцательную, умно-сердечную, и, ругаясь над делателями ее безмолвниками македонскими и афонскими, исповедовавшими быть Богом как самую молитву Иисусову, так и Божественный Свет, которого они сподоблялись сердечно созерцать, называл безмолвников сих «двубожниками», и вот теперь мы читаем на страницах Русского Инока повторение проклятой Церковью Варлаамовской хулы.

 

Имя Иисус относится не только к человеческому естеству Богочеловека.

 

            «И можно ли сливать», - говорит дальше имеборец, - «это человеческое имя с Божеством…, имя Иисуса, относящееся к человеческому естеству Богочеловека?» - Слышите ли, воскликнем мы, какую новую ересь проповедуют имеборцы, будто Имя Иисус относится лишь до человечсекого естества Богочеловека, а, следовательно, не есть Имя Богоипостасное?! Но что же есть такое учение, как не разделение естеств в Господе Иисусе Христе, - неразделимых? Не всем ли известное дело, что всякое имя лица есть принадлежность лица, и всего лица, а не части его? Итак, если автор имеборческой статьи имя Иисус, которое принадлежит Лицу Богочеловека, относит не ко всему Лицу, а только к человеческому естеству Его, а к Божескому не относит, то не ясно ли вытекает из сего, что он разделяет, - сознательно, или бессознательно, неразделимое Лицо Господа Иисуса? Для того, чтобы доказать, что никак невозможно допустить веры в то, что Имя «Иисус» есть Сам Бог и Господь Иисус Христос, сей заблуждающийся писатель употребляет тот же прием, который некогда употребляли Арий и евреи, чтобы доказать невозможность веры в Божество Иисуса Христа. Он прибегает к мудрованию о неприступности и непостижимости Сущности Божества, из чего заключает, что неприступный и недостижимый Бог никак не может быть по существу во  Имени Своем. Точь-в-точь так же мудрствовали и иудеи; когда на вопрос архиерея, Господь исповедал Свое Божество, то сей архиерей в негодовании разодрал ризы свои, ибо как, думалось ему, мог неприступный и неименуемый Бог быть человеком Иисусом Христом. Итак, автор говорит: «Св. Григорий Богослов говорит: Бог есть Свет крайнейший, несказанный, ни умом непостижимый, ни словом изрекаемый.  В виду такого определения о Боге, не есть ли крайняя дерзость сливать с Божеством Имя Иисус? – относящееся к человеческому естеству  Богочеловека?» - Итак, видите ли, как автор раздирает от негодования ризы свои, вследствие того, что мы называем Самим Богом Имя Иисус, Которое относится, по его мнению, к человеческому естеству Богочеловека. Но что же нам делать, когда так свидетельствует Церковь, когда так говорят Святые Отцы? Напрасно архиерей в негодовании растерзал ризы свои, когда Господь исповедал Себя Сыном Благословенного, ибо все Пророки единогласно прорекали Его Богом, и Господь чудесами Своими премногократно изъявил Божество Свое; так же напрасно негодует имеборческий автор на нас, ибо святые апостолы и святые отцы свидетельствуют, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса есть Бог, (как-то мы показали в предыдущих главах), а приснодеемые Именем Господним чудеса и источаемые силы присно изъявляют Божество Его. Итак, имеборческий автор убоялся слить Самого Бога с Самим Богом… Но не убоялся разделить неразделимого Христа на два лица, Божеское и человеческое, с присущим человеческому естеству особым именем. Убойся же, заблуждающийся брате, отделять неотделимые свойства Божии от Сущности Божества; убойся же отделять Имя Божие и Имя Иисус от Бога!

 

Единство имен, свойств и существ Божиих.

 

            В книге 3-ей «Трудов Киевской Дух. Академии» за 1878 г. читаем: «В виду ариан, злоупотреблявших отделением в Боге Существа от свойств, Афанасий Великий настаивает на том, что в Боге, как в Существе простом, субстанция и ее свойства не составляют чего-либо отдельного друг от друга, а представляют собою внутреннее и нераздельное  единство, в подтверждении чего он ссылается на то, что если Священное Писание усвояет Богу разные наименования, то этим Оно хочет обозначить не что иное, как Самого же Бога с Его Существом» (стр. 28). Видишь ли, что неименуемость на языке человеческом Сущности Божией отнюдь не препятствует именованию Бога по свойствам Его, и тому, чтобы Бог Существом Своим пребывал в сих свойствах и во именах, именующих их.

            Тождественно с этим говорит и св. Симеон Новый Богослов: «В отношении ко всем Именам Божиим, коими Бог именуется по свойствам, общим для всех трех Лиц, - одно и то же имя или свойство созерцается и в каждом Лице и во всех трех. (Видите ли, какое определенное свидетельство о тождестве Имени Божия с именуемым им свойством?). Так, напр., если назовешь: Свет, то и каждое Лицо есть Свет, и все три опять суть един Свет». (Ч. 2, стр. 73). – Видите,  как ясно свидетельствует Святой Богослов, об истинности Имен Божиих; назовешь Свет, - и есть Свет. При том это не только в том смысле сказано, что Бог имеет те свойства, кои в именах именуются, но также – в том, что и самые Именования суть Свет. Такое понимание этих слов вытекает из того, что перед сими словами речь шла о тождестве имен и свойств, а в Третьем Богословском Слове св. Симеон развивает сказанное и говорит, что поскольку Сущности Естества Божия свойственен свет, почему оно и именоваться может Светом, постольку же свойство Света присуще и каждому свойству Божества, а, следовательно, и Имени, - по тождеству имен со свойствами, как сказано выше, и по Богоипостасности самих Имен Божиих, как будет сказано ниже. Посему св. Симеон и говорит: «Отец есть свет, Сын свет, и Дух Святый свет, - триедин свет, простый, несложный, безвременный, соприсносущный, равночестный, равнославный. Также и то, что от Бога свет есть, именно – жизнь свет есть, бессмертие – свет; любовь, истина, мир, дверь царствия небесного… - свет есть…» (там же, стр.106). Итак, слышите, что говорит Симеон Богослов, что – «любовь, истина, мир, дверь царствия небесного», т.е. все те имена, коими Христос именовал Себя, суть свет, равночестный Существу Божию. То есть, иначе сказать, - что всякая энергия Божества есть Свет. В том, что мы понимаем эти слова его именно так, как он их говорит, удостоверяют нас те слова, которые он говорит дальше: «Все сие и другое что слышишь (т.е. все другие наименования, которые слышишь) от Пророков и Апостолов о неизреченном и пресущном Божестве, есть существенное единое безначальное Начало, в слитности троичного света поклоняемое» (стр. 107).

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 268 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar