Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 11:26 PM | |
Итак, слышите, что говорит Богослов? – что «все, что слышишь от пророков и апостолов о Боге», - есть «безначальное Начало», т.е. Бог. Но что же мы слышим от Пророков и Апостолов о Боге, что не было бы Именем Божиим? Итак, не ясно ли говорит и этими словами Богослов, что Имя Божие, как и всякая энергия Слова, есть Бог. – И дальше продолжает Богослов: «Так надлежит тебе помышлять (т.е. что всякое определение Бога, или всякое Имя Божие есть Бог), ибо един есть Бог, во Отце, Сыне и Духе Святом, будучи свет неприступный и предвечный, Который имеет многие наименования и именуется всем тем, что мы сказали, и не только именуется, но и действенно производит то в нас, как научили нас тому опытно наученные» (там же). Итак, видите, какое течение мысли: выше говорилось, что все Имена Божии суть свет, а здесь поясняется, что Бог, хотя имеет многие наименования, но они суть все свет, потому что действенно и ощутительно производят в нас светоозарение, «как тому научили нас опытно наученные». - И дальше продолжает изъяснять св. Симеон, что всякое действие Божие и Имя Божие есть свет, поелику есть энергия Божества; и, наконец, говорит следующие знаменательнейшие слова: «Хотя и о нас говорится многое тому подобное (т.е. и о людях говорится: отец и сын и пр., и о тварных веществах говорится – дух, и о простых понятиях – истина, или также и обыкновенных людей зовут Иисусами и звали Христами), но о нас говорится как о людях, а о нем как о Боге… Слова человеческие (т.е. имена, относящиеся к твари) текучи и пусты, Слово же Божие есть живое и действенное равным образом и Истина Божия (т.е. Истина о Боге, или Имя Божие, а также и слово Божие, поелику оно суть энергия Божия) – есть паче ума и слова человеческого, - Бог непреложный, сый и живый» (там же, стр.107). – Эти знаменательнейшие слова, которых одних совершенно достаточно для заграждения уст всякого, кто дерзнет опровергнуть, что Имя Божие есть Сам Бог, в греческом подлиннике выражены еще много сильнее, ибо там, напр., дважды повторяется то, что эти истины суть – Бог. Итак, прочти эти слова св. Симеона, которые вероятно, имеборцам доселе еще не были известны, ужели дерзнут они продолжать упорствовать в своем заблуждении, или как-либо перетолковывать их. Но это будет им не под силу, ибо ни у кого из Святых противоположного свидетельства они не найдут. Св. Василий Великий говорит: «Ипостасей не отметайте; Христова Имени не отрицайтесь». – («Творения», Ч.7, стр. 79), т. е. Не думайте, что Имя Иисус Христос относится только к человечеству Его и тем не отметайте Ипостасности человечности Его. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Христос может быть называем – страстным и бесстрастным: страстным по плоти, бесстрастным по Божеству. То же самое, что о «Христе», - может быть сказано о «Сыне», об «Иисусе», о «Господе», так как все эти имена суть общие и выражают собой оба естества». (Т. 3, стр. 814). Вот какое ясное опровержение того, что говорят имеборцы, будто Имя Иисус относится лишь до человеческого естества Богочеловека.!
Свидетельство о сем св. Афанасия Великого.
Св. Афанасий Вел. говорит: «Различно именуют Апостолы соединение Бога Слова от Марии, а именно – «помазанием»…, иногда – «посланием», иногда – «извествованием»… Имя Христос означает… «Мое тело, нет иного Христа, кроме Меня, Слова: оно со Мною, и Я с ним; потому что помазание – я, Слово, а помазанное Мною –человек. Посему без Меня не именовался бы Христом; именуется же потому, что он (т.е. человек) со Мною, и Я в нем.» – Потому, упоминаемое «послание» Слова означает соединение Его с рожденным от Марии Иисусом; Иисус же, как толкуется сие Имя, есть Спаситель, не по иному чему, но по соединению с Богом Словом». (Итак, видите, какое ясное свидетельство того, что Имя «Иисус», т.е. Спаситель, само в себе заключает такое понятие – Бог Слово, ибо не будь Спаситель также и Богом Словом, то Он истинным Спасителем, или истинным Иисусом быть отнюдь не мог). – «Сие изречение то же означает, что и слова: «пославый Мя Отец» (Ч. 2, стр.521). – Тот же Святой говорит: «Если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли сим еретикам отложить заблуждение и поклониться наконец Отцу о Имени Господа Нашего Иисуса Христа, а непоклоняющихся и не служащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, но к язычникам,» (там же, ч.3, стр.349). – «Христос именуется так не единовидно (т.е. не только по человечеству), но в сем одном имени заключается значение того и другого, и Божество, и человечество. Посему Христос именуется человеком; Христос именуется и Богом. Христос есть Бог и человек и Един есть Христос. Ибо тех может быть, которые называются христами в не собственном смысле, и можно рассматривать, как вы полагаете (т.е. только человеками, ибо еретики толковали, что имя Христос означает помазанник и царь, и так называли и Давида и др. и следовательно Имя Христос никакого отношения к Божеству Христа не имеет и не указывает собою на то, что Он был бы Бог), но Единый по естеству Истинный Христос (т.е., чтобы быть истинным Христом, требовалось быть и истинным по естеству Богом, ибо только в таковом Божество Его будет истинным «помазанием» человечества по естеству, а не по благодати; а в подобиях Христа, т.е. в прежде бывших помазанниках, помазания по естеству быть не могло, но было лишь по благодати. Также точно это относится к Имени Иисус, ибо прообразами истинного Иисуса Христа бывали некоторые Иисусы, как например, Навин, и др., но они истинными Иисусами не были, ибо им не хватало для этого единосущного соединения с Божеством, почему поелику Имя Христос относится не только к человечеству, но и к Божеству, потолику и Имя Иисус равно относится и Божеству и к человечеству Его, и величайшая ересь говорить, что Имя Христос или Имя Иисус относятся только до человечества, ибо Он неописуем человеческим разумом, как вы на это осмелились в своей кичливости». (там же, стр. 374). Итак, мы видим, что эти слова св. Богослова Божия, которые он много веков до нас возгласил против еретиков, разделявших Сына Божия на два лица и присваивавшие каждому лицу особое имя, приводивших в доказательство этого и то, что Христос означает Помазанник и таковыми назывались и царь Давид и Саул и другие, - как раз относятся ныне до хульного мнения имеборцев, которые мнят доказать, что Имя Господне не есть Сам Бог тем, что Иисус есть обыкновенное имя человеческое, указывающее якобы лишь на человеческое естество Его, и Иисусами именовались и прежде многие и поныне именуются. Но такое мудрование св. Афанасий называет «дерзкой кичливостью», и, как видим, решительно опровергает, и доказывает, что поскольку Имя Христос есть Богоипостасное, постольку же и Имя Иисус есть тоже Богоипостасное; еретиков же таковых, «не служащих Слову, явившемуся во плоти» и «не поклоняющихся Отцу о Имени Господа нашего Иисуса Христа» - «извергать и причислять не к христианам, но к язычникам». Итак, оказывается, что Русский Инок на своих страницах повторяет те же хулы, разделявших Христа на два лица еретиков, выражаясь, что Имя Иисус не есть Сам Бог, так как Иисусами именовались и многие другие Иисусы. По этому поводу св. Афанасий В. высказывает еще следующее, доказывая единство Лица и Богоипостасность Имен Иисуса Христа так: «Как под образом Божиим разумеется полнота Божества в Слове, так под рабиим зраком признается умное естество и членораздельный состав существа человеческого (т. е. слова или речи человеческой), так, чтобы при речении «Бе» («Бог бе Слово», Ин.1, 1) – разумевалось Слово, а при речении «Бысть» («и Слово плоть бысть», Ин. 1, 14) – признавалось плоть и душа, что и называется рабиим зраком, некиим умопредставляемым умным существом.
(Примечание: очевидно этими словами св. Афанасий хочет сказать следующее: Бог Слово не умопредставляем для человека, но, воплотившись, Слово стало умопредставляемым, ибо выразило Себя словами речи человеческой, т.е. приняло зрак рабий, но осталось Богом Словом и «умным существом», т.е. слова Его были живы и действенны). Посему именование Христос употребляется не в отдельности от плоти, потому что за именем сим следует страдание и смерть, как пишет Павел; «яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых» (Дн. 26, 23). Посему-то Писание сближает то и другое имя (т.е. Слово прежде воплощения и по воплощении) указанием на бытие (т.е. словами – «бысть» и «бе», именно в том смысле, что Христос остался тем же Словом, и слова Его были Он же, Слово, почему и Имя Его равно относится и до человечества и до Божества), - как невидимо умосозерцаемого и истинно сущего Бога, так видимо осязаемого и истинно существующего человека, и не разделением лиц и имен, но естественным рождением и неразрывным соединением» (там же, стр. 387). Последнее сказано в том смысле, что еретики, исходя из разделения имен, т.е. относя одни имена Сына Божия к человечеству, а другие к Божеству находили в этом для себя основание разделять Сына Божия на два лица; св. же Афанасий опровергает это и говорит, что ни разделения лиц не было во Христе, ни разделения имен; итак, видите, какое тесное соотношение имеет между собою разделение имен к разделению лиц, из чего еще раз ясно видно, что имеборцы выразившись о Имени Иисус, что оно относится к человеческому естеству, разделили тем Христа на два лица.
Свидетельство о сем и Еп. Феофана Затворника.
Еп. Феофан, в Толковании на пос. к Титу, гл. 2, ст. 13, говорит: «Великим Богом именуется Иисус Христос Спаситель; не «Перворожденной всея твари» (именуется Апостолом Великим Богом), не «Слово Божие», не «Премудрость», - но «Иисус Христос», каковые слова совмещают и воспринятого человека. Ибо мы не говорим, что ин есть Иисус Христос, и ино Слово, как богохульствует новая ересь, Который и прежде век, и после веков, и прежде мира, и после Марии, или паче из Марии, именуем «Великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом». – В Толковании на Посл. К Римлянам, на гл.1, ст. 1 , тот же автор говорит: «В других посланиях св. Павел называет себя рабом «Иисус Христовым», а здесь « рабом Божиим», чем дает разуметь, что сказать ли: раб Божий, или раб Иисус Христов – есть одно и то же. Ибо Сын Божий, воплотившись, не «оставль недр Отчих», но пребывает неизменно со Отцом и есть Бог присносущный. Св. Златоуст говорит: «видишь ли, как безразлично он употребляет эти выражения, называя себя иногда рабом Божиим и Апостолом Христовым, а иногда рабом Христовым»
Свидетельство св. Григория Нисского.
Св. Григорий Нисский, в толковании текста: «Яко Господа и Христа Его Бог сотворил есть сего Иисуса, Его же вы распясте» (Дн. 2, 36), - говорит: здесь именования: Господь и Христос, и Распятый – относятся все к одному слову Иисус. – «Кто от человек чрез восприятие возвысился до Божества, и кто иной есть по бытию, и иным соделался, о том в собственном смысле и справедливо говорится, что Он соделан Христом и Господом, потому что Бог из раба соделал Его Господом, из подчиненного Царем, из подданного Христом, превознес смиренное и имеющему имя человеческое даровал имя «паче всякого имене» (Фил. 2, 9). И, таким образом, совершилось неизреченное оное смешение и соединение, связавшее человеческую малость с Божеским величием. Посему великие и боголепные наименования справедливо прилагаются к человечеству, и наоборот - Божество именуется человеческими именами. Ибо Он имеет Имя паче всякого Имени и в человеческом Имени Иисус приемлет поклонение от всея твари; сказано: «о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2,10, Творения, Ч. 6, стр. 60-65).
Еще свидетельство св. Афанасия Вел.
В толковании на псалом 98 ст. 3, св. Афанасий Великий говорит: «Да исповедятся Имени Твоему Великому». – Велико это Имя Его Иисус, потому что толкуется оно – спасение людей. Велико также это Имя «еже паче всякого имене», которому – «всякое колено поклонится и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос» (Фил. 2, 10) – «яко страшно и свято есть». – Оно страшно для народов гневающихся, не приемлющих царства Его, свято же для верующих в Него» (Ч. 4 стр. 358). – Слышите толкование Святого? – Что же он другое говорит этими словами, как не то, что Имя Иисус есть сам Бог: если бы Имя Иисус было лишь отвлеченным понятием, то, как могло бы оно быть страшным для неверующих в него? Можно было бы еще допустить, что оно оставалось бы страшным для верующих во Христа, ради благоговения к Самому Христу, но если для неверующих и Сам Христос не страшен, то как может оказаться страшным для них Имя «Иисус», как не только в том случае, что Оно есть «Духовное Существо», как говорит св. Тихон, и, следовательно, когда за неверие свое придется неверующим поклониться сему Имени вместе с коленом преисподних, отверженных Богом; тогда-то и придется им познать страх Имени Иисус, Которое во время земной жизни они уничижали. – Сей же Святой, в толковании на пс. 71, говорит: «Прежде солнца пребывает Имя Его» – показывает, что Сей, неумерщвленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира Сущий со Отцом… «И благословенно Имя славы Его». – Посему всем должно песнословить Его. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступного, однако же познали спасительное Имя Его». (там же, стр. 274).
В каком смысле Имя Иисус названо именем паче всякого имени.
Имя Иисус есть Имя паче всякого Имени Божия, не потому, конечно, чтобы можно было предположить в нем большую Божественную силу, сравнительно с другими Именами Божиими, ибо раз мы веруем, что каждое Имя Божие есть – Сам Бог, то какая речь может быть о различии сил; но это Имя Иисус есть то, о коем творится поклонение Богу преимущественно пред прочими Именами Божиими. Ибо Бог пребывает невидим и для поклонения даровал словесной твари – ангелам и человекам – Имя Свое, и без Имени, или, вернее сказать, - вне Имени не бывает Богу поклонения, ни от ангелов, ни от человеков. Так известно, что Серафимы и Херувимы поют песнь Трисвятую, о Имени – «Свят Господь Саваоф», а Ангелы поют песнь «Аллилуйя», что толкуется по Афанасию Александрийскому «хвала Невидимому», т.е. поклоняются Богу о Имени «Невидимый». Ветхозаветное человечество поклонялось Богу о Имени Саваоф и о других Именах, но Имя Иисус есть то, о коем паче всякого другого Имени воздается и воздастся хвала и поклонение Богу, и о Имени коем, паче всякого Имени, подобает творить молитвы новозаветным христианам.
Разъяснение сего у Св. Отцов.
Св. Василий Великий говорит: «Иисус Христос, как Бог и Сын, имеет славу купно с Отцом; потому-то о Имени Иисусовом всяко колено поклонится небесных, земных и преисподних» (Ч. 3, стр. 255). Св. Афанасий Великий говорит: «И сие (т.е. поклонение) дарова Ему не ради Самого Слова, потому что прежде, нежели соделалось человеком (т.е. Слово), поклонялись Ему, как сказано , и ангелы, и вся тварь, по единству свойств с Отцом: но и сие опять написано ради нас и за нас… Тем, что поклоняются Господу, явившемуся во плоти и нареченному Иисусом, и веруют, что Он есть Сын Божий, и что чрез Него ясно познается Отец, - ясно показывает, как сказано, что не Слово, поколику Оно – Слово, прияло такую благодать, но прияли мы. Ибо по сродству с Телом Его и мы стали храмом Божиим» (Ч.2, стр. 221). Св. Григорий Нисский говорит: «Когда все исполнится веры и видения, тогда Сущий превыше всякого Имени (приимет) о имени Иисуса Христа поклонение от небесных, земных и преисподних» (Ч.8, стр.52). В другом месте он говорит: «Итак, если всякое приличное Богу понятие (а следовательно и имя) всегда постоянно и неизменно усвояется Единородному, и Он есть всегда Один и Тот же, будучи всегда Себе равен, то кто нас принудит Его явление во плоти именовать двоицею Сынов, как будто один есть предвечный Сын (и именуется Словом), а родившийся во плоти Бог – другой Сын (и именуется Христом, или Иисусом)?.. На каком же основании разделять в двояком значении единицу (т.е. одно Лицо на два естества, и приписывать одному естеству Божескому одно имя, а другому, человеческому, - другое имя), когда никакое различие не разделяет сего числа? Ибо Божество превознесло уничиженное и наименованному человеческим именем даровало Имя, еже паче всякого имене (Фил. 2, 9); находящееся в подчинении и рабстве соделала Господом и Царем, как говорит ап. Петр: «Господа Его и Христа Бог сотворил есть?» (Дн. 2, 36). Ибо при имени Христа мы разумеем царство, и по причине совершенного единения восприятия плоти и восприемлющего Божества Имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется Божеским, и Божеское – человеческим. Посему и Распятый у Павла называется Господом Славы (1 Кор. 2, 8), и поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом» (Ч. 7, стр. 207-219). – Из всех этих приведенных мест Святых Отцов Церкви с совершенной неопровержимостью вытекает, что Имя Иисус относится не только к человеческому естеству, но и к Божескому, почему есть Имя Богоипостасное, и Имя Иисус есть Имя паче всякого имени в подлинном смысле слова, и никак не Имя меньшее всякого имени. Тождественно с древними Отцами Церкви о том, что Имя Иисус есть Имя паче всякого имени, говорят и новые. Так, например. Св. Тихон Задонский свидетельствует: «Самое Имя Иисус, т.е. Спаситель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианине!» «Несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о Нем же подобает спастися нам», кроме Имени Иисусова, проповедует нам Апостол Его Петр (Дн. 4, 12). «Сие значит Имя Иисус – Ангелом любимое, нам грешным утешительное и сладкое и всей твари дивное! Кто Он такой, Который так высоко нас почтил и бесконечно и вечно одолжил и именуется сим именем? – Сын Божий единородный, Слово Отчее, Царь и Господь Славы, Еммануил, Бог невидимый, непостижимый и вечный, во плоти подобный нам кроме греха явивыйся, Творец наш, Который нас из ничего создал!» (Т. 3, стр.127-128). Обратите внимание, как в представлении Святителя Тихона неотделимым представляется Имя Иисусово от Самого Иисуса: идет речь о имени, а смысл относится к Самому существу именуемого. Другой, еще более новый, великий пастырь Церкви Российской о. Иоанн Кронштадтский о Имени Иисус восклицает в дневнике своем: «О Владычице!..Ты еси Мати Спаса нашего, Который из всех имен благоволил более всех называться Спасителем, как и Самое Имя Его Иисус, или Спаситель!» («Моя Жизнь во Христе», Т. 2, стр. 395).
Имя Иисус содержит в себе все прочие наименования И.Х.
Имя Иисус, прибавим мы от себя, есть Имя паче всякого Имени еще и потому, что оно, по скрытому в нем смыслу, как мы показали то в предыдущей главе, заключает в себе все главные именования Сына Божия. Мы знаем из Писания, что все имена, кои когда-либо Бог давал людям, имели всегда особеннейшее значение. Так, например, в именовании Предтечи именем Иоанн, т.е. Благодать, Архангел, когда передал повеление Захарии назвать сына Иоанном, присовокупил и толкование его имени: ибо он будет преисполнен благодати, от чего произойдет и тебе «радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются: будет бо велий пред Господом и Духа Святого исполнится еще из чрева матери своея» (Лк. 1, 14 -15) и т.д. Когда же Захария не поверил тому, что от него в старости родится столь преисполненный благодати Св. Духа Сын, то Архангел сделал его немым, чтобы преизобилие благодати имеющего родиться сына появилась бы в час именования его Иоанном, и эта благодать исцелила бы и усумневшегося в возможности сего отца; - что и исполнилось на деле, ибо как только написал Захария в день обрезания новорожденного сына: «Имя ему Иоанн», так в то же мгновение разрешились узы языка его, и он сам исполнился Духа Святого и стал пророчествовать о имени сына и о Имени Того, Кого предваряет сын. То же самое видим и при наречении Господу при зачатии имени Иисус. Здесь также Архангел не только дает Имя Иисус, но и присовокупляет толкование сокрытого в сем Имени Божественного смысла, то есть, что имя Иисус принадлежит Богомладенцу, ибо оно сокровенно означает и Велий, т.е. Господь, и Сын Вышнего, и наследник Царя Давида, т.е. Христос, и, наконец, Спаситель, Который спасет людей Своих, т.е. Божиих (последнее Архангел сказал Иосифу). Доказательством же сему, что этот великий Божественный смысл сокрыт во имени Иисус, служат следующие евангельские слова: у Матфея мы читаем, что когда Петр исповедал Божество Спасителя, то он воскликнул: «Ты еси Христос Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16); из дальнейшего же евангельского повествования с совершенной ясностью вытекает, что слова «Сын Бога Живого» означают истинный смысл Имени Иисус, ибо Господь, похвалив исповедание Петра, запретил до времени – «да никому же рекут, яко сей есть Иисус Христос» (-20). Отымите слово Христос, из обоих речений и останется в одном - Сын Бога Живого, а в другом – Иисус, и сии выражения суть равнозначущие, ибо Петр назвал Господа Сыном Бога Живого, а Господь запретил говорить до времени, что Он есть – Иисус. Итак, теперь ясно, что имя Иисус есть совершеннейшее именование Иисуса Христа, как Господа, Царя, Спасителя и Бога, почему Ангелы, являвшиеся мироносицам по воскресении, не иначе называли Господа как - «Иисусом»; также и по вознесении на небо, два Ангела, явившиеся Апостолам, смотревшим на небо, сказали: «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет» (Дн. 1-11). Но и Сам Господь, когда явился Павлу во свете на пути в Дамаск, не иначе назвал Себя, как только «Иисусом». –«Аз есмь Иисус, Его же ты гониши» (Дн. 9, 5), по поводу чего св. Симеон Новый Богослов восклицает: «Ты не сказал ему: Я есмь создавший небо и землю, Я есмь устроивший все твари, - и так не сказал: Аз есмь Сый, или Бог Саваоф, или Бог отец твоих, не сказал и никакого другого из славных наименований Твоих, но сказал ему только: «Аз есмь Иисус, Его же ты гониши», - давая ему ясно уразуметь, что Ты еси Бог, воплотивыйся ради нас, Которого он гнал». (Ч. 2, стр. 485).
Имя Иисус дает наибольшее дерзновение.
Имя паче всякого имене есть «Иисус» еще и потому, что по самому выражаемому им смыслу – Спаситель, пришедший спасти грешников, - дает грешникам наибольшее дерзновение в молитве к Нему паче всех прочих Имен Его. На самом деле, возможно ли грешнику смело дерзать называть Бога «Отцом», когда он сознает себя по грехам своим чадом диавола и сыном злобы и лукавства и сосудом нечистоты! Возможно ли с чистой совестью назвать Бога Господом тому, кто сознает себя поработившимся мамоне, гордыне и страстям! Но вот - «Иисусом» смело и чистосердечно возможет назвать Господа даже самый отъявленный грешник, с надеждою и дерзновенным упованием быть прощенным и помилованным ради того, что Господь так благоволил именоваться, и Свое Имя «Иисус – Спаситель грешников» на Кресте оправдат. Нет такого грешника, который не возмог бы с дерзновением сказать приблизительно так: «Вем Господи, что нет иного грешнейшего, паче меня, ибо воистину всецело поработился я греху и диаволу, и волю диавола присно творю, и враг и отступник Твой есмь, но Ты, Иисусе мой Сладчайший, пришел в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз; верую, яко Ты еси, Иисусе мой, Спаситель грешников! Се погибаю во грехе, спаси мя, Имени ради Твоего!» – Итак, кто не возможет Иисуса назвать «Иисусе мой»… Но «Отче мой», или «Царю мой» и «Господь мой», не всякий в силах сказать, не всякий в силах прибавить, произнося эти Имена, слово – «мой». Ради этого самого и Св. Церковь не иное какое Имя Господне воспевает в Акафисте и Каноне Умилительном, но воспевает Имя Иисус.
VIII. Разбор Акафиста и Умилительного Канона ко Сладчайшему Иисусу.
Почитание Православной Церковью Имени «Иисус» Именем паче всякого имени и неотделение Церковью Имени Божия и Имени Иисусова от Господа Бога особенно ярко выражается и в Акафисте к Сладчайшему Иисусу. Акафист состоит из 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках воспеваются те дела, коими наипаче прославил Иисус Имя Свое и Имя Отца Своего; оканчивается же каждый кондак (кроме первого и последнего) словами – «Аллилуйя», т.е. ангельской хвалой «Невидимому». В 1-м кондаке воскресение Христово выражается следующими словами: «Взбранный Воеводо и Господи , ада Победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти создание и раб Твой, но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Из слов же 1-го икоса следует, что весь Акафист поется «на похвалу Пречистого Имени» Иисусова. Итак, воспевая воскресение Христово и именуя Христа Победоносным Вождем, Господом, ада Победителем, так как Он избавил нас от вечной смерти, мы этим не иное что воспеваем, как Имя Господне, ибо воздаем похвалу Пречистому Имени Его, Которое Господь прославил победой над смертью и воскресением, ибо Церковь имеет Имя Господне как Самого Господа и, воздавая славу Имени Божию, воздает славу Самому Богу, не разделяя Имени Божия от Самого Бога. Затем, воздав хвалу Имени Господню, поющий возвращает взор свой на себя и сознает и исповедует свое имя бесславное –«создание и раб Твой» – и опять возвращает взор свой к Господу и Имени Его – «Имеющий милосердие неизреченное», - и снова обращает око ума своего к себе, и, сознав и прочувствовав имя свое – «грешник», - молит помиловать его ради Имени Иисуса, Сына Божия. Таким образом, здесь ясно усматривается этот процесс молитвы, о коем мы говорили в предыдущих главах, что каждая молитва деется о Имени Божием и о имени своем, сочетая дух свой и истину свою, т.е. свою душу и свой ум с выражаемыми именами истинами, и тем сочетаясь с Духом Святым и Истиною – Христом. Во 2-м кондаке воспоминается воскрешение Господом сына вдовицы и поющий молится, дабы Господь, прославивший Имя Свое сим явлением Божественной силы Своей и паки прославил бы и днесь Имя Свое, воскресив и мою умерщвленную грехом душу, призывающую Имя Твое и поющую хвалу «Невидимому», т.е. «Аллилуйя». В 3-м кондаке воспоминается прославление Богом Имени Своего ниспосланием Духа Святого Апостолам, причем противопоставляется сему и имя человеческого бесславия – «обнаженный от всякого благотворения» – и испрашивается «теплота Духа Святого» и молитвенный дар. В 4-м – воспоминается прославление Господом Имени Своего Божественного спасением утопавшего за маловерие Петра, шедшего по волнам в сретение Господу, и затем исповедание Его истинным Иисусом Христом, Сыном Бога Живого. В 5-м – вспоминается прославление Господом Имени Своего, установлением на Тайной Вечери таинства Евхаристии для уврачевания нас Боготочною Кровию и приносится молитва о искуплении Ею и нас, угрызенных змием и отравленных ядом греха. В 6-м – вспоминается смирение Господом Себя до рабия зрака и приятия вольных страданий, биения, поношения, заплевания, оклеветания, бичевания и пр., причем мы, сознавая свое искупление сими вольными Его ранами, прославляем Имя Его и поем Аллилуйя. В 7-м – воспоминается вольное распятие и кроткое терпение мук крестных, также и смерть, и воскресение со славою, и воздается слава Имени Божию песнью – Аллилуйя. В 8 –м кондаке мы, совокупляя все, что раньше воспели, и, приведя на ум все безмерное величие домостроительного воплощения Сына Божия, исповедуем ничтожество этой временной жизни, обращаемся умом всецело к Богу, оценив и утвердившись в той истине, что Бог ради того и сошел на землю, чтобы нас на небо вознести, и поем Имени Его – Аллилуйя. В 9-м кондаке мы исповедуем, что Господь Бог о Имени Иисус приемлет поклонение от колен небесных, земных и преисподних, ибо «все естество Ангельское беспрестанно славит Пресвятое Имя Твое, Иисусе: Свят, Свят, Свят вопиюще: мы же, грешнии на земли, бренными устами вопием – Аллилуйя». В 10-м – развивается та мысль, что ради славы безмерности смирения Сына и Слова, смирившегося до воплощения в человека и вкушения смерти человечеством Своим, превознеслось Имя Его – «Иисус» – паче всякого Имени и приемлет поклонение от всех колен: небесных, земных и преисподних, поющих Аллилуйя. Кондаки 11-й, 12 и 13-й имеют характер личных просительных молитв о помиловании. После каждого кондака поется икос, который всецело посвящен прославлению и раскрытию смысла Самого Имени «Иисус», дабы чрез это молящийся мог наискреннейше испросить себе помилование ради сего спасительного Имени; почему и оканчивается каждый икос словами : «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». В противоположность преславному Имени Иисус именуются имена нашего человеческого убожества и бесславия. Так первый икос начинается словами: «Ангелов Творче и Господи Сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу Пречистого Имени Твоего», чем ясно свидетельствуется то, что весь Акафист имеет целью не иное что, как именно прославление «Пречистого» Имени Иисус. Этими словами выражается та неоспоримая неотделимость, которая признается Церковью между Богом и Именем Его, почему например в 1-м кондаке говорится: - «Похвальная восписую Ти», т.е., что поется песнь похвальная Самому Господу, а в 1-м икосе говорится «Отверзи… ум и язык на Похвалу Пречистого Имени Твоего», ибо Пречистое Имя Его что же есть иное, как не Сам Он. В этом убеждает также и именование Имени Иисус – «пречистым». Если Имя Господне веровалось бы быть отвлеченным понятием, простым умственным знаком, а не Духовным Существом, или только тварными звуками и сочетанием звуков, то как возмог бы Дух истины, наитием Которого составлены все Церковные молитвы, как возмог бы Дух Святый допустить название пустых звуков или пустого понятия «Пречистыми»? Очевидно, что Имя Иисус и называется Пречистым, Сладчайшим не по чему-либо иному, как потому , что Оно и есть Сам Он, Пречистый и Сладчайший Иисус. Итак, испросив благодати и помощь Божию на похвалу Пречистого Имени Иисус, Церковь в икосах многократно повторяет Пресладкое сие Имя – «Иисусе», и после каждого возглашения проводит равнозначащее Ему определение или наименование. Так, например, : «Иисусе пречудный – Ангелов удивление! Иисусе пресильный – прародителей избавление! Иисусе пресладкий – патриархов величание… Иисусе предвечный грешников спасение! Иисусе – Сыне Божий, помилуй мя!» Таких определений Имени Иисус во всех икосах около 140. В противоположность сим определениям, поющий старается наиполнейше уяснить и истинное имя себя самого в отношении своем к Богу, почему именует себя; «создание и раб Твой; сущий в бедах; имеющий недоуменный ум; в беззакониях зачатый; в грехах рожденный; непотребный; скверный; блудный» и пр. т.п. Поскольку Акафист преисполнен преимущественно похваления Имени Иисус, постольку Умилительный канон преисполнен сознания и перечисления бесславных имен греховности человека, в противоположность коим многократно призывается Сладчайшее Имя Иисуса и ради сего Имени умоляется о помиловании. Канон разделяется на 8 песен, и каждая начинается ирмосом, в котором воспевается какое-либо из преславных дел Божиих, коими Бог прославил Имя Свое на земле. Оканчивается канон следующими замечательными стихирами: «Дивное Имя Твое, Иисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешные на земли бренными устнами воспеваем: Его же ради помилуй нас!» – «Превеликое Имя Твое, Спасе, не небеси, одесную Отца седящу Ти, почитается, на земли же неизреченное воплощение славится; во ад же сошествие бесы устрашает!» (т.е. всякое колено: небесных, земных и преисподних о Имени Иисусовом поклоняется).
IX.
Свидетельства из Псалтири о Имени Божием.
Видов умного делания несколько.
У древних святых отцов замечается несколько видов умного делания: делатели одного рода предпочитали чтение Псалтири и заучивали всю Псалтирь наизусть, причем некоторые прочитывали ее даже по несколько раз в сутки всю, другие же довольствовались прочтением всей Псалтири один раз, как, например, и новейшие известные подвижники XIX века: Парфений Киевский и Феофил. На этом делании воспитывались, по-видимому, и Василий Великий, и Григорий Богослов, и Афанасий Великий, и молитва Иисусова не весьма была им известна, хотя без сомнения они тоже беспрестанно призывали Имя Иисусово, но не ведали художественного умно-сердечного делания святых безмолвников Добротолюбия. Другие святые равно занимались и Иисусовой молитвой и чтением Псалтири, как, например, Иоанн Златоуст; поэтому-то последний и говорит довольно много о молитве Иисусовой. Третьи, святые безмолвники, почти исключительно воспитали дух свой на молитве Иисусовой, как, например, Иоанн Лествичник и отцы Добротолюбия, почему наиболее советуют заниматься ею. Некоторые же святые имели особое делание, как например св. Иоанникий, который все время произносил сие призывание Святой Троицы»: Упование мое - Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе!»
Но сила всех их одна – Имя Божие.
Но как в псалмах, так и в иных молитвах сила всякого умного делания заключается в призываемом и поклоняемом Имени Божием, что именно и освящает всякую молитву, всякое богослужение и делает ее нестерпимой и палительной для бесов и спасительной для души. Также и в богослужении: вся сила богослужения заключается в призывании, и вся суть богослужения состоит в поклонении и восхвалении Имени Божия и, по неотделимости с Именем Божиим, - и Самого Бога.
Сила богослужения – в призывании Имени, а суть его – в поклонении Имени.
Поэтому, в первой молитве иерейской на вечерни первое прошение, оглавляющее собою все прочее, что испрашивает для Церкви иерей, есть прошение о том, чтобы "боятися Имени Твоего Святого», а в первой молитве на шестопсалмии иерей, благодаря Бога за дарование наступающего дня, благодарить за дарование дерзновения и благодати – «вложившего во уста наши слово хваления, еже поклонятися и призывати Имя Твое Святое». Также и священствование, как говорит Дух Святый устами Царя Пророка, есть «призывание Имени» Божия Святого: «Моисей и Аарон – во иереях Его, и Самуил – в призывающих Имя Его» (Пс. (8, 6) . Моисей был великий священнотаинник и законоположник, а Аарон первый первосвященник и они именуются «иереями», т.е. «призывающими Имя» Божие, ибо так называется Самуил, другой величайший первосвященник и законоположник. До какой степени была велика вера во Имя Божие в ветхозаветное время, мы знаем из того, что два поколения от Адама до Эноха приносили свои жертвы молча, не дерзая призывать Имя Божие. Впоследствии же только в одном месте – в Скинии или потом в Храме Иерусалимском Имя Божие дерзалось быть призываемым и только иереями. Некоторые призывания или Имена Божии были священной тайной, и сколь жива была вера во Имя Божие, можно судить по тому, что все чудеса Иисуса Христа евреи приписывали призыванию Им некого Имени Божия, которое Он якобы выкрал из храма.
Мощь Имени Божия, прославившаяся в чуде св. Сильвестра.
Поэтому разительным доказательством Божества и воскресения Христова и было то, что Апостолы по вознесении Господнем, творили великие чудеса ничем иным, как призыванием Имени Иисус-Христова. Вспомним житие св. Сильвестра и попытку евреев после крещения царя Константина отвратить его от христианства и чарованием своим уничтожить христианскую веру и доказать, что единая истинная вера есть вера в Бога единого, Которого таиственное Имя сильно и лютого быка убить. Тогда в театре пред бесчисленным народом состояло сначала словесное состязание, из коего победителем вышел св. Сильвестр, доказав из пророков бытие Триединого Бога и предречение страдания, смерти и воскресения Христова, а потом еврейский чародей действием силы бесовской умертвил неуктротимого быка, говоря что он это сделал силою никому не ведомого Имени Божия, которое он шепнул быку на ухо. И евреи торжествовали, а христиане смутились. Но что же сделал св. Сильвестр? Он потребовал, чтобы евреи, если они воистину то сделали Именем Божиим, то чтобы они также и воскресили бы этим Именем мертвого быка, ибо Бог не именует себя негде Богом, умерщвляющим и оживляющим; когда же евреи отказались сие сделать и признали себя бессильными воскрешать тем мнимым Именем Божиим, а в силах только убивать, тогда св. Сильвестр преклонил колена и, помолившись, призвал над умерщвленным быком Имя Господа Иисуса Христа, знаменовав его крестным знамением, и бык востал. Правда о Имени Божием восторжествовала, и все состязавшиеся с св. Сильвестром евреи сами приняли христианство.
Силу Псалтири составляет Имя Божие.
Итак, живую веру во Имя Божие унаследовали от ветхозаветных людей люди новозаветные, к чему присовокупили веру во Имя Иисус-Христово, которое Господь носил на земле, и чудотворили почти исключительно сим Именем во свидетельство воскресения Христова, ибо если бы Христос был мертв, то и Имя Его было бы мертво, но так как Он воскрес и присно живет с Отцом, то и Имя Его живо и действенно, ибо Он Сам живый Иисус Христос во Имени Своем, как то прекрасно истолковано у Иоанна Златоуста в Слове на воскрешение Лазаря (Т.8, стр. 425). Чем другим, как не сею великою верою во Имя Божие объясняется принятие Апостолами чина возношения Панагии, или Артоса? И чем же иным освящается возношеиие, как ни призыванием Имени: «Велико Имя Святыя Троицы» (Чин панагии). Все это мы здесь говорим не для чего иного, как для того чтобы показать, что и сила Псалтири состоит главным образом в силе призываемого и поклоняемого в нем Имени Божия и Имени Иисуса Христа, ибо, если рассмотрим Псалмы, то по необходимости придем к заключению, что главную долю содержания их составляет написание свойств Божиих, т.е. Имени Его, пророческое и таинственное написание и поклонение Богу Триединому, пророческое написание Имени Иисуса Христа и крестной славы Его, - так что все это сводится к призыванию и поклонению Имени Божия. Поэтому то и пребывает доселе и до конца веков Святая Псалтирь основанием и основою, так сказать, всего богослужения, присно свидетельствуя веру Святой Церкви в неотделимость Имени Божия от Бога, о чем выражается в Катехизисе так: «Преславными и различными Имены нарещися может Бог, их же никтоже от Него отлучити может» (Л. 256, изд. 1878 г.)
Свидетельство о сем свв. Отцов.
Блаженный Августин о силе Псалмов говорит так: «Пение Псалмов души украшает, Ангела на помощь призывает, демоны прогоняет, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи… диавола постыдевает, Бога показует, похоти телесныя угашает… хвала Божия непрестанная» (Следован. Псалт., предисловие). Св. Афанасий Вел. в предисловии к тому 4-му, в котором толкует всю Псалтирь, говорит, что чтение Псалтири столь же нестерпимо для бесов, как при земной жизни Спасителя палительно бывало для бесов приближение Его к бесноватым, так что они от одного приближения Господня так страдали, что вопили: «Не мучи мене» (Лк. 8, 28 ) – «То так же нестерпимо для бесов, говорит он, и пение Псалтири, и чтения Писания, и богодуховенные слова святых, ибо в них Сам Господь. Так, в древности изгоняли иногда бесов чтением над бесноватыми Писания…» - Слышите ли, что в словах Святого Писания – Сам Господь? Почему? – во-первых, конечно, потому, что Писание и Псалмы Давида суть действие или энергия премудрости и истины Божества. Во –вторых же, потому, что в Писании присно поклоняется и призывется Имя Божие и преднаписуется и поклоняется Имя Иисуса Христа. | |
Просмотров: 244 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |