Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 6:37 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 3 страницы 84 - 89
2016-03-27, 11:21 PM

 

 

 

X.

 

Свидетельства о Имени Божием из Библии.

 

Почитание Имени в Ветхом и в Новом Завете.

 

            Книги Моисеевы и Библия еще более ярко рисуют то божественное почитание Имени Божия, которое существовало в ветхозаветной Церкви, и ту великую веру во Имя Божие, которую законоположил Господь также и нам в Новом Завете, что выразилось в заповеди: просить всего и все таинства совершать во Имя Господне; что выразилось также в том, что первое прошение в Молитве Господней есть о том, «да святится Имя твое». Наконец, священное употребление и первенствующее значение Имени Божия в богослужении в ветхозаветной Церкви перешло полностью и в новозаветную, на которую Господь изволил излить безмерное обилие благодати и даровал безмерно большее дерзновение призывать Имя Его, не только в одном только месте на земле, как в древности, но на всяком месте владычества Его и обещал, что где только двое или трое соберутся для того, чтобы призывать и воздавать поклонение Имени Его Святому, - быть там Самому во Имени Святом Его.

 

Значение основных Имен Божиих в Библии.

 

            Три Имени Божии были преимущественно в употреблении у Патриархов: Элогим, Ель-Шаддай и Адонаи; Моисей же сподобился приять от Бога новое Имя Его – «Иегова». Значение сих Имен прекрасно истолковано в сочинении Георгия Властова «Священная летопись». Толкуя ст.14 гл. 3-ей Исхода, где на вопрос Моисея о Имени Божием Господь открывает ему Имя Свое – «Сый» или «Иегова», по-еврейски («Я есмь Сущий (Иегова)… Так и скажи сынам Израилевым: (Сущий послал меня к вам»), Автор примечаний к Священной Летописи говорит: «Каждое Имя Божие, бывшее в употреблении у Патриархов, выражало преимущественно какое-нибудь из свойств Божества. Имя Элогим обозначало «Творца мира» и выражало вообще понятие о невидимом Божестве. Эль-Шаддай значило – «Всемогущий»; Адонаи – «Владыко» … Новое Имя «Иегова» или «Сый» – «делается знамением Израилю и страхом для врагов его. Имя Иегова не безызвестно было Патриархам, но никогда не получило оно для них того глубокого и многообъемлющего значения, которое впервые разъясняется чрез Моисея народу Израильскому. Господь готовит его восприять вечный общечеловеческий закон и общечеловеческие права, неизвестные еще для отдельных личностей целых народов во всем тогдашнем мире. Наше выражение -– «сущий» верно передает таинственное Имя вечно Живущего, или лучше сказать, Единого Живущего, ибо Он только есть источник той жизни, которая существует в мире. (Т. 2, Кн. Исход, стр. 24. Издание 1878 г.).

            В стихе же 4-м главы 3-ей Исхода говорится, что когда Моисей, увидав купину горевшую и несгоравшую, подошел посмотреть, что это, то «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему «Бог». – В еврейском тексте это читается так: «Иегова увидел… Элогим воззвал». – Автор Священной Летописи, Г.Властов, делает при этом примечание: «Элогим означает Божество, Бога Творца невидимого; Иегова есть Он же, но в проявлении, в откровении в близких отеческих отношениях к человеку».

            В стихе 15-м гл. 3-ей читаем: «И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( т.е. Иегова), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам, Вот Имя Мое (т.е. Иегова) на веки и памятование о Мне из рода в род». – Памятование означает призывание; Господь Бог повелел с того времени употреблять в богослужении сие вновь открываемое Им Имя «Иегова», которое в славянском и русском переводе переведено: «Сый», или    «Сущий», и «Господь».

            Стих 16-й читается так:  «Скажи им: Господь (Иегова), Бог отцов наших явился мне»… В толковании на это там же сказано: «Это Имя отныне будет для Израиля (и для всего человечества) означать «Высочайшее Существо» (стр. 25, там же).

 

 

Последовательность откровения Божиих Имен.

 

            Сопоставив с сим текстом слова Апостольские: «Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа» (2  Кор. 1, 3), и найдешь некую знаменательную последовательность Богооткровенных Имен Божиих, и постепенность приближения Богом к Себе человека. Сначала Бог в продолжении двух поколений совсем не давал человеку дерзновения опять призывать Его. Потом от Эноса и до Моисея Патриархи призывали Бога во Имя Творца и Зиждителя (Элогим). Моисею Бог дал еще большее дерзновение и открыл ему Имя «Господь» – «Иегова», «Сущий». Наконец Апостолам дал велие дерзновение и верх Богопознания в именовании Себя: «Богом, Отцом Господа нашего Иисуса Христа», - или в именовании «Иисус», которое, как мы имели случай говорить, заключает в себе таинственную полноту Божественных Имен. Поэтому Господь, явившись Моисею в другой раз говорит: «Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: Бог Всемогущий, а с именем: Господь (Иегова) не открылся им» (Исх. 4, 3). В толкование на этот стих Г. Властов говорит: «Господь вспоминает завет и выполняет обещанное, связывая исполнение обещания с проявлением Имени Иеговы… Господь, преследуя план развития души человеческой, открывает глубочайшее значение Имени Иеговы, которое должно сделать это племя народом жрецов всего человечества, доколе придет великая минута, когда воплощение Того, Кто Есть, разрушит стены закона, и доколе те из детей Израиля, которые поймут кроткое и милосердное посещение Иеговы, не исполнят свое последнее великое призвание жречества, разлив по всему человечеству благодатные потоки слова Евангельского» (там же, стр. 40). – Но во имя чье же разлились по вселенной потоки слова Евангельского? – Все знают, что имя «Иисус», ибо и Петр в первом своем слове в день Пятидесятницы благословил сие Имя и проповедывал исполнение пророческих слов, что «всяк, иже аще призовет Имя Господне (т.е. Иисус Христос) - спасется» (Дн. 2, 21); а Павел проповедовал, что «о Имени Иисусове всяко колено поклонится, …  и всяк язык исповесть» (Фил. 2, 9) – Итак, поскольку Имя Иегова, т.е. Господь, Сущий, было знамением, вера в которое и взирание умное на которое объединяло ветхозаветную Церковь, то таким знаменем, и объединителем, и воодушевителем в новозаветной Церкви есть – Имя Иисус. Этот глубокознаменательный текст: «Явился Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем Бог Всемогущий, а с именем Господь (Иегова) не открылся им» (Исх. 6, 3) – в славянском переводе мы читаем так: «Аз Господь и явихся Аврааму, Исааку и Иакову, Бог Сый их, и Имене Моего Господь не явих им» . – Итак, видите какое тождество понятий и какая неотделимость в понятиях: Бог и Имя Его! В одном тексте говорится: «явился с Именем Бог Всемогущий!», а в другом «явихся Бог Сый их». Итак, что же значат эти слова Божии как не то, что явление людям Имени Божия есть   явление Его Самого, Который присущ Имени Своему, и – «по Имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя в концах земли» (Пс. 47, 11).

            До какой степени связывает Сам Господь все обеты Свои и все заветы и повеления с Именем Своим доказывает то беспрестанное повторение при каждом новом завете и повелении новооткровенного Своего Имени – «Иегова»: - «Аз Господь» (т.е. Иегова), говорит Господь каждый раз, как обращается к Моисею; таким образом, совершенно ясно, что это многократное повторение слов «Я, Иегова», - не для чего иного делает Господь, как для того, чтобы этим показать, что все сие Он делает ради Имени Своего, и дабы тем наипаче укрепить веру и страх и благоговение к Имени Своему, Которое есть – Он Сам. Обратите еще внимание на то, что Господь весьма редко говорит: «Имя Мне Господь», но беспрестанно повторяет: «Аз Господь»; также и Господь Иисус Христос, когда явился Павлу в Дамаске, не сказал: «Меня зовут Иисус», но сказал: «Аз есмь Иисус». Таким образом, Бог теснейше и неотделимейшим образом соединяет Себя с Именем Своим.

            Моисей, посланный Богом к Фараону, чтобы повелеть ему Именем Иеговы отпустить народ Израильский, не имел успеха. Фараон только еще больше ожесточился против евреев, а угнетаемый народ возроптал на Моисея; над Именем же Иеговы, по попущению Божию, глумились и поносили Его. Тяжко было для Моисея и «ужасно для него, ревнителя Святейшего Имени Иеговы, видеть это Имя, повторяемое Египтянами с насмешкой и презрением, а Израилем – с недоверием» (там же, стр. 38), и возопил Моисей к Господу: «С того времени, как я пришел к Фараону и стал говорить Именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же Ты не избавил народа Твоего» (Исх. 5, 23), Тогда снова явился Бог Моисею и сказал: «Я Господь» и Именем Своим Он поручился исполнить обещанное (Исх. 6). В толковании у Г. Властова сказано в примечании: «Моисей снова получает торжественное откровение о чудесном избавлении Израиля. В истине чего Господь ручается Своим Таинственным Именем Иеговы, и отсюда начинается повествование о спасении Израиля и об учащенных ударах над страной Фараона» (там же, стр. 39). «Смотри, Я поставил тебя Богом Фараону» (Исх. 7, 1). – «Я наложу руку Мою на Египет. Тогда узнают египтяне, что Я – Господь» (Исх. 7, 4, 5). – Г.Властов, в толковании к сим стихам примечает: «Моисей, говорит Отто Герлах, действительно заступает перед Фараоном место Бога, говорит Его Именем и вызывает Этим Священным Именем творческие и разрушительные силы природы» (там же, стр. 49). Поэтому кары, которым Бог подверг Фараона и Египет, Он называет славою Имени Своего почему перед тем как наслать на Фараона и Египет седьмую кару, Господь говорит: «Я пошлю все язвы Мои в сердце твое … чтобы показать на Тебе силу Мою, чтобы возвещено было Имя Мое по всей земле» (Исх. 9; 14, 16).

            Когда Фараон, отпустив наконец Израиля, вновь ожесточился и, погнавшись за евреями, настиг их у Чермного моря, и народ возроптал, то Моисей ответил людям: «Не бойтесь, стойте, и узрите спасение Господне… Господь (Иегова) будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14; 13, 14). Эти слова имеют смысл, относящийся не только к Самому Существу Божиему, именуемому словом Господь, но и к самому Имени, коим Бог именуется, так говорится в Пс. 53, 3: «Боже, во Имя Твое спаси мя» каковой стих св. Афанасий толкует так: «Сим Самым Именем дай мне спасение» (См. глава VIII Апология).

            Или еще: «Помощь наша во Имя Господа, сотворшего небо и землю» (Пс. 123, 8). Или еще: «Обышедши обыдоша мя и Именем Господним, (т.е. Иеговы) противляхся им» (Пс.117, 11); или еще: «Услышит тя Господь (т.е. Иегова) в день печали, защитит тя Имя Бога Иаковля» (Пс. 19, 2); или «сии на колесницах и на конях, мы же во Имя Господа Бога (т.е. Иеговы Элогима) нашего призовем» (Пс. 19, 8). У св. Афанасия Великого, как мы приводили в предыдущей главе, в толковании на сей стих сказано: «Пользуясь сею помощью, т.е. силою Самого Имени, ибо знамением креста и предизображением Имени Иисус,  расторг Моисей море».

            По спасении народа и избавлении его от угрожавшей погибели люди Божии воспели песнь Богу и воспели Имя Иеговы (Господа), ибо, как говорится в примечании к стиху 6-му гл. 15-й в цитируемой нами книге Г. Властова: «С Именем Иеговы, проявленным впервые великими чудесами, связывается отныне вся будущая жизнь Израиля. Иегова поднял руку Свою на врагов Израиля и возродил народ к новой жизни» (там же, стр. 103).

            Преславное явления Бога Израилю на горе Синайской и возвещение в слух ему заповедей, Господь начинает также с Божественного Имени Своего: «Аз есмь Иегова», или, как в славянском тексте писано: «Аз есмь Господь твой» (Исх. 20, 2).  В толковании к этому стиху у приводимого нами выше автора сказано: «Господь напоминает Израилю только что полученные им благодеяния и притом упоминает таинственное Имя «Аз Есмь», связанное с этими благодеяниями, как единственное Имя Бога, Которого должны чтить Израильтяне» (там же, стр. 128).

            «Не произноси Имени Господа», Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно» (Исх. 20, 7). Когда же Моисей вступил во мрак благодатного осенения горы Синайской, то Господь в самом начале Своих божественных вещаний: «Сделай Мне жертвенник… На всяком месте, где Я положу память Имени Моего, Я прииду к тебе и благословлю Тебя» (Исх. 20, 24).

 

Урим и Туммим.

 

            Самая великая святыня в облачении священническом были таинственные «урим» и «туммим»: «На наперстник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить в святилише пред лицо Господне» (Исх. 28, 30). Но знаете ли, что означает это таинственное «урим и туммим», которое должно быть близ самого сердца священника? – Это есть пронаречение Имени Иисус, ибо в Славянском тексте оно переведено: «Явление и Истина», или, иначе сказать, как говорится в толковании приводимого нами автора: «Свет и Истина». – Эти Имена имели великую Божественную силу, ими познавалась воля Божия и получался чрез них ответ на вопрошения, как видно в числах 27, 21. Способ, каким первосвященник познавал волю Божию, неизвестен, но «раввинистское предание… что предмет,  на котором должно быть сосредоточено внимание первосвященника, было Слово Иегова, написанное на наперснике, и что он получал пророческий дар после созерцания и размышления о нем» (там же, стр. 199). Слышите, какой прообраз Иисусовой умно-сердечной молитвы? – Там Имя Иегова , у нас – Имя Иисус; там Имя Иегова написано на камне и носится над сердцем, и на нем, т.е. на сем Имени, находящемся на месте сердечном, сосредоточивает внимание священник; у нас Имя Иисус – не начертанное на камне, но сам Иисус, восприятый в Божественном Крещении, как говорит и толкует то Паисий Величковкий, но внимание сосредоточено тоже на Имени Иисус и на месте сердечном! Там дар прозорливства, здесь -  спасение  и безграничная и не имеющая предела лестница степеней созерцаний и благодатных даров! Но слышите ли еще и другую тайну молитвенного делания, о котором мы говорили выше: на сердце первосвященника не одно только Имя Божие, но еще и имена 12 колен. Что же это, как не образное изображения действия молитвенного,  состоящего в сознании Имени Божия и имени своего; Имени величия Божия и имени своего убожества.

 

Слава Божия и Имя Божие.

 

Когда Моисей просил Бога показать ему «славу» Его, Господь сказал: «Я провозглашу Имя Иеговы пред тобою» (Исх. 33, 19). Слышите, как Господь заменяет Самого Себя Именем Своим, исполняя просьбу Моисея. Кто же дерзнет после такого ясного свидетельства Самого Бога о Имени Своем осмеливаться противоречить и  говорить, что Имя Божие не есть Сам Бог!

            «И прошел Господь пред лицом его (т.е. Моисея) и возгласил (т.е. Имя Иегова, которое равнозначно следующему:) – Господь, Господь Бог, человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей, до третьего и четвертого рода” (исх.34, 6, 7) Итак, вот в каком новом Имени обрел Моисей Бога в день сего Боговидения, увидав Бога во Имени Его; и услыхав сие Имя, - “Моисей тотчас пал не землю и поклонился Богу” (-8). – К этим стихам в Священной Летописи сделано следующее примечание:

            “Единый, имеющий бессмертие” (говорит св. ап. Павел), “Которого никто из человек не видел, и  видеть не может” (1 Тим. 6, 16). – Между тем, Апостол Павел восхищен был в рай , и  “слышал неизреченные глаголы, которых нельзя человеку пересказать” (2 Кор. 12, 4) –“Бога никто никогда не видел”, - говорит св. Иоанн Богослов (1, 18). Все смертные, сподобившиеся высших видений и откровений, могли только восприниимать слухом и сердцем слово Божие, которое есть то именно звено, которое связует Всевышнего с смертным человеком. Обитающий во плоти человек не может никоторыми из своих органов проникнуть в мир, находящийся вне его плотских впечатлений, но бессмертная душа его, жительница высшего мира, может воспринимать разумом своим волю Господню, воплотившуюся в слове Его. “Слово Его, по прекрасному выражению Митрополита Филарета”, - предвечно рождаемо в Боге, глаголет из бесконечной вечности Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость Божия” (Зап. На книги Бытия 1,112). – Это же Слово “стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин. 1,14). Только посредством Слова, Второй Ипостаси Святой Троицы, может человек приблизиться мыслию к недоступному Божеству. И Моисей в стихах 6 и 7 настоящей главы получает откровение Слова же Божия, глаголющего уху и сердцу его, не другим его чувствам и органам. - Имя Иеговы впервые разъясняется Моисею с подробностью, которая дает новые и утешительные залоги счастия и мира. Пред горящей купиной, Иегова открывается ему, как единый существующий, вечный (Исх, 3, 14); теперь Он открывается ему как человеколюбивый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый и истинный, прощающий , но и наказующий. Милость и любовь, но и суд справедливый; вот разъяснение Имени Иеговы, Которого великое Имя разъяснено человечеству вполне лишь в пришествии всемилосердного всепрощающего Господа нашего Иисуса Христа, Который один лишь грех назвал непрощеннным (Мат, 12, 31-32), Тот же грех наказывается на земле до третьего и четвертого рода (ср. гл, 20 ст, 5). Этот грех “ненавидения Господа”, он же есть и хула на Духа Святого (там же стр, 242), Не ясное ли здесь свидетельство того, что Имя Божие есть энергия премудрости Его? Итак, раскрыв Моисею Имя Иегова, Господь о Имени Своем заключает с ним завет, причем со стороны Израиля условием Бог ставит верное пребывание в истинной вере, - “ибо ты не должен покланяться Богу иному, кроме Господа (Бога) потому, что Имя Его Ревнитель, Он Бог Ревнитель” (Исх. 34, 14). Итак, видите какое отождествление Бога и Имени Его. Вскоре после законоположения и откровения Имени Господня совершилось именно то преступление против Имени Господня, о котором мы говорили  выше: Хулил сын Израильтянки Имя (Господне) и злословил. И привели его к Моисею.. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословящего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями. И сынам Израилевым скажи, кто будет злословить Бога Своего, тот понесет грех свой. И хулитель Имени Господня должен умереть, камнями побъет его все общество” (Лев. 24, 11 – 16) – слышите, какое единство Бога и Имени Его! Не сказано, что преступник хулил Бога, но сказано , что он хулил Имя, а Бог всемилосердный повелел покарать хулителя смертью, как собственного хулителя, и посему сказал, что как поноситель и злословитель Божий, так и хулитель Имени Его равно должны умереть. К этому месту имеется у Г.Властова следующее примечание: “В Еврейском  (тексте) сказано только: “хулил  сын Израильтянки Имя”. Это воздержание (т.е. боязнь) произнесения Великого Имени Иеговы в этом случае совершенно согласуется со всем характером Пятокнижия… И LXX (толковников) и Таргумы читают 16-ый ст. так: «Произнесший ясно (нарицаяй по славянскому тексту) Имя Иеговы да умрет». На этом основании позднейшие Иудеи не только никогда не произносили Священного Имени, заменяя Его словом «Адонаи», Владыко, но даже … произношение Священного Имени совершенно потеряно. Новейшие авторитеты склоняются к произношению Иахве. Предание говорит, что последний, кто знал произношение Священного Имени, был первосвященник Симеон, праведный, сын Ониаса. Священное Имя произносилось по преданию один только раз в год во время Дня Очищения, но тихо, и в это же время тимпаны и гусли заглушали звук произносимого слова». (там же, Книга Левит, стр. 146). Слышите испугавшиеся обожения Имени Иисус, как ветхозаветные праведники:  Боговидец Моисей и преемники его божественно чтили Имя Иеговы! Или не мните ли вы, что Имя Иисус есть меньше Иеговы? – ошибаетесь: имя Иегова есть развитие идеи Имени Творец, а Имя Иисус есть развитие идеи Имени Иегова.

 

Ангел Иеговы и Имя Божие.

 

            Одним из великих обещаний Божиих Моисею при заключении с ним завета было обещание Ангела, на Котором Будет Имя Бог: «Вот Я посылаю пред тобою Ангела (Моего) хранить тебя в пути, и ввести тебя в место, которое Я приготовил тебе. Блюди себя пред лицом Его, и слушай гласа Его; не упорствуй против Него; потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое на нем» (Исх. 23: 20, 21). Слышите? – не сказано: «Имя Мое с ним», - но – «Имя мое на Нем». Но кто же этот Ангел, у которого Имя Божие на Нем? -  Это Сын и слово. К этому месту у цитируемого нами автора имеется следующее примечание: «Ангел, имеющий идти пред Израилем, - не простой Ангел, Таинственное существо, имеющее право прощать, и на котором покоится Имя Иеговы, есть Сам Господь во Второй Ипостаси Св. Троицы… Это Ангел Присутствия (Ис. 63, 9); Ангел Завета (Малах. 3,16) (там же Исх. 155). Освящение скинии было завершено благословением Имени Иеговы всего народа Моисеем и Аароном, и по возглашении слов благословения во Имя Иеговы скиния исполнилась Славы Господней: «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания и вышли. И явилась слава Господня всему народу». (Лев. 9, 28).

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 246 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar