Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 11:15 PM | |
Тайнодейственность Имени в Ветхом завете.
В Ветхозаветной, как и в Новозаветной Церкви Имя Божие было и благословляющим людей и освящающим всякую святыню: «Рцы Аарону и сынам его, говорит Господь, - да возложат Имя Мое на сыны израилевы, и Аз Господь благословлю я» (Чис. 6, 21). Когда Ковчег Завета, «Кивот Божий, над ним же призвася Имя Господа Сил» (2 Цар. 6, 2) был перенесен в Иерусалим, то Царь Давид принес всесожжения и жертвы и «благослови люди о Имени Господа Сил». (2 Цар. 6, 18). Когда же Царь-Пророк заскорбел о том, что он живет во дворце, а Святыня Господня стоит в палатке, и пожелал построить храм, то Господь, явившись ему, сказал: «Восставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство его. Той созиждет Дом Имени Моему, и управлю престолом его до века» (2 Цар. 7, 13). – В этих словах Божиих ясно подразумеваются два лица, оба потомки Давидови: один от семени его, а другой не от семени, но от чрева его, т.е. очевидно, что Соломон и Христос Господь, и эти сыны Давидовы, создали каждый дом Имени Божиему: один - Храм на земле, а Другой - Святую Церковь Праведников на небеси; и обе сии Церкви суть храмы Имени Божиему. Итак, позволим себе спросить имеборцев, считающих Имя Божие идеей отвлеченной и безжизненной: ужели для такой безжизненной идеи и Бог являлся и чудотворил, и воплотился, и пострадал, и умер, и воскрес, и все домостроительство спасения согласовал, дабы создать – «Дом Имени Своему»? Не ясное ли дело, что то, что мы знаем о Боге, и есть Сам Бог, Истина не безжизненная, но живая и действенная – слово Божие со Отцом и Духом. Итак, Соломон создал Храм Имени Божию и освятил его… «Рече Соломон : «Аз создах дом Имени Твоему свят… еже обитати Тебе в нем… Благословен Господь Бог Израилев, Иже глагола: не избрах града… еже быти Имени Моему тамо: но избрах во Иерусалиме быти Имени Моему тамо… И создах Храм Имени Господа Бога Израилева… Господи!… да будут очи Твои отверсты на Храм сей… на место, о нем же рекл еси: Будет Имя Мое тамо, на услышание молитвы… И чуждему, зане услышат Имя Твое велико, и руку крепкую, и мышцу высокую, и придет и помолится на месте сем: и Ты услышиши… яко да уразумеют вси людие земнии Имя Твое, и убоятся Тебе, .. и разумеют, яко Имя Твое наречеся на Храме сем» (3 Цар. 8: 12-20,-43). Слышите, имеборцы, что говорит движимый Духом Божием Царь Соломон! По вашему мудрованию и в словах Соломона должна оказаться страшная ересь: сливание Бога с Именем Его и обоготворения Имени Божия. Но Соломон говорит Духом Божиим. Итак, не ясное ли дело, что вы с вашим новым обезверившимся мудрованием восстали против исконной веры и исконного догмата Церковного и ветхозаветного, и новозаветного, что Имя Божие есть Сам Бог. Пророк Илья не иным чем свел огонь с неба на жертву свою, как Именем Господним: «Да призовите имена богов ваших, - сказал он пророкам Ваала, - и аз призову Имя Бога моего… И призовите имена богов ваших, и огня не возгнещайте» (3 Цар. 18, 24 – 26). Видите, какая неотделимость имен от именуемых ими существ. О Имени Божием Приточник говорит, что из всех существующих сил оно есть наисильнейшее и спасительнейшее: «Из величества крепости Имя Господне, к Нему же притекающе праведницы возносятся» (Притч. Солом. 18, 10). Сравните эти слова с словами Лествичника, что крепче (Имени Иисусова) оружия не найдешь на супостатов ни на земле, ни на небе.
Пронаречение Имени Иисус у пророков.
Пророк Исаия пронарекает Имя Иисус следующими словами! «Велика Совета Ангел, Чуден Советник, Бог Крепкий, Властитель, Князь Мира, Отец Будущего Века» (Ис. 9, 6). – Все эти имена, как мы говорили выше, совмещаются во Имени Иисус. – «Се Бог мой, Спас мой (т.е. Иисус – Бог Избавитель)… Воспойте Имя Его (т.е. Иисусово), возвестите во языцех славная Его: поминайте, яко вознесеся Имя Его, Хвалите Имя Господне» (Ис. 12: 2 – 5). – «Аз Господь, - сие Мое есть Имя, славы Моея иному не дам». – Святый во Святых Имя Ему». (Ис. 57, 15). – Видите, как преславно толкуется Имя «Иисус» Пророком; Имя сие, Которое есть «Имя паче всякого Имени»! Также и Пророк Иеремия возглашает: «Велик еси Ты, и велико Имя Твое в крепости» (Иер. 10, 6). – Некоторые имеборцы в свое оправдание говорят, что в Писании слово «Имя» употребляется не в прямом смысле, но лишь как известный образный оборот речи. Но как видите из последнего текста, здесь совершенно определенно Пророк говорит, что и Бог велик, и Имя Его велико в крепости; следовательно, смысл Имени Божия есть прямой и дословный. – «Во днех оных спасен будет Иуда… и сие есть Имя, им же нарекут Его: Господь праведен наш» (Иер. 33, 17). Пророк Иезекииль, возвещая о Иисусе, говорит: «Глаголет Адонаи Господь: не вам Аз творю, доме Израилев, но Имене Моего ради Святого… и освящу Имя Мое Великое» (Иез. 36, 22 – 23). Пророк Амос говорит: «Уготовися призывать Бога твоего, Израилю». – Слышите ли предречение о той благодати, какую мы обрели в дерзновении беспрестанно и на всяком месте призывать Имя Господне, чего раньше не осмеливались не освященные. – «Се Аз, утверждаяй гром, и созидаяй ветр, и возвещаяй в человецех Христа Своего… Господь Бог Вседержитель Имя Ему». (Амос. 4, 13). – И в другом месте сей Пророк возвещает, что Имя Иисусу есть Бог Вседержитель: «Бог Вседержитель Имя Ему». – (Ам. 5, 27). Пророк Захария определенно пророчествует как о будущем величии Самого Иисуса, так и о величии Имени Иисус: «И будет Господь един, и Имя Его Едино» (Зах. 14, 9). Пророк Малахия, Духом Святым изрекший обличения священников, говорит: «Вы, священницы, презирающие Имя Мое» (Малах. 1, 6) бесстрашным служением и призыванием бесстрашно Имени Господня и небрежным и лукавым, корыстолюбивым священствованием; за это отымается от них обетование Авраамово и Моисеево и передается язычникам: - «Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму, от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад Имя Мое прославися (т.е. прославится) во языцех, и на всяком месте фимиам приносится Имени Моему, и жертва чиста (т.е. Евхаристийная Чистая Жертва, приносимая ныне имени Божию о Имени Иисус): зане велие имя Мое во языцех… Зане Царь велий Аз есмь и Имя Мое светло во языцех» (Мал. 1, 10-14). – Вслед за этим, Господь Бог изрекает угрозу и кары на презрителей Имени Его и обетование и награду для чтущих Имя Его: «И ныне заповедь Моя сия к вам, священницы: аще не услышите, и аще не положите на сердцах ваших, еже дати Славу Имени Моему, глаголет Господь Вседержитель, то послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца наша». – Затем Господь говорит, что священники того времени отступили от веры Моисеевой и Аароновой и от благоговения их пред Именем Божиим, почему отступили и от завета, заключенного с Богом, ибо завет тот был заключен о Имени Иеговы: «Завет Мой бе с ним (т.е. с Моисеем) жизни и мира, и дах ему (т.е. Моисею, Аарону и всем потомкам их) боязнью боятися Мене, и от Лица Имени Моего устрашатися ему… Вы же растлисте завет Левиин» (Мал. 2: 1—8). Боящимся же Господа и благоговеющим пред Именем Его обещает Господь Бог следующее: «И написа книгу памяти пред собою боящимся Господа и благоговеющим Имя Его» (Мал. 3, 16). – «И воссияет вам, боящимся Имени Моего, Солнце Правды, и исцеление в крылах Его (подразумевается крестное знамение о Имени Иисус): и изыдете и взыгрете, якоже тельцы от уз разрешени» (Мал. 4, 2). Пророк Ездра, возвещая Духом Святым Израилю скорое пришествие Господне, Который имеет вывести из «ада праведников в вере скончавшихся и первозданных, а также воскресить веру во истинного Бога и во Имя Его на земле, говорит: «И воскрешу мертвыя от мест своих, и из гробов изведу их: познах бо Имя Мое во Израили». (Ездр. 3 кн. 2, 16). Но что же значат последние слова, как не то, что Господь соединится с теми, над коими призываемо будет Имя Его в крещении? – Возвещая о откровении ему будущей славы Горнего Сиона, он говорит: «Аз Ездра видех на горе Сионстей народ мног, их же исчислити не могох, и вси песньми хваляху Господа. Посреде же их бе Юноша высочае возрастом всех паче оных. Иже полагаше венцы на главу коегожде… Тогда вопросих Ангела: Он же отвеща: сии суть, иже совлекошася одеяния смертного и облекошася в бессмертное, и исповедаша Имя Божие: ныне венчаются… И вопросих… Кто есть оный Юноша, иже возлагает на них венцы?… - Сей есть Сын Божий, Его же исповедаша в веце сем. – Аз же начах величати их, иже крепко за Имя Господне вооружашеся» (Ездр. 3 Кн., 2, 42 –47). Ветхозаветные пророчества, раскрывая постепенно смысл Имени Иисус, завершаются даже возвещением и самого Имени Иисус Христос. В самом конце ветхозаветной части Библии, перед самым началом Благовествования Матфеева, в главе 7-й возвещается следующее пророчество: «Открыется Сын Мой Иисус… и умрет Сын Мой Христос» (ст.29). Итак, спрашиваю я вас, тех, которые говорят, что Имя «Иисус» наречено только при возвещении Деве Марии Архангелом и что до сего возвещения Сыну Божию не принадлежало сие Имя: скажите мне, был ли во времени Ездры тот же Сын Божий, Который впоследствии воплотился и получил, как вы говорите, новое Имя Иисус, которое раньше у Него не было, или иной? Вы, конечно, ответите – Тот же. Если же Тот же, то посмотрите и увидите, что Бог за много сот лет до Его воплощения называет Сына Своего принадлежащим Ему из предвечности Именем: «Иисус Христос». Не говорит Бог, что откроется Сын Мой, Которого зовут Иисус, - и умрет Сын Мой, Которого будут звать Христос; но говорит: откроется Сын Мой Иисус, т.е. Сын Мой, Которого и теперь зовут Иисус, и умрет Сын Мой Христос, т.е. Тот, Которому и теперь принадлежит Имя Христос, хотя вполне осуществиться могут эти именования и оправдаться только с воплощением Его.
Ковчег Завета и Имя Божие.
Вспомним библейское событие о том, как поразил Бог смертью Озу за то, что он дерзнул неосвященной рукой прикоснуться к Ковчегу Завета. (2 Цар. Гл. 6). Вопрошу вас: откуда произошла столь великая святыня Кивота, что прикоснувшийся к нему поражен был всемилостивым, но и всеправедным и страшным Богом смертью? Ковчег, как мы знаем, был сделан из обыкновенных веществ и материалов, освящения особого над ним никакого не было произведено большего, против других святынь Скинии, ибо все Святыни одинаково помазаны были кровью жертвенной; но почему же столь великой Святыней признавался и был Ковчег? – Потому что, как говорится в той же главе, в которой повествуется о смерти Озы, потому что над ним призываемо было «Имя Господа Сил» (2 Царс. 6, 2). Однажды в год в праздник Очищения входил, как мы говорили выше, Первосвященник во Святая Святых, и там шепотом произносил над крышкой Ковчега таинственное и хранящееся в тайне полное и пространное Имя Иеговы, почему и Ковчег столь почитался святым и был свят, что за одно незлонамеренное прикосновение к сей святыне, над которой призывалось таинственно Имя Господа сил, дерзнувший сие сделать был осужден как презритель Имени Божия и наказан чудесно смертию! О, благодать Нового Завета! О, величие кротости и долготерпения Божия! Нам дано ныне на каждом месте владычества Господня дерзновение призывать Всесвятое Имя Его И Имя Сына Его « Иисус», и, вот, облагодетельствованные сим благодеянием, люди, вместо того, чтобы еще и еще более благоговеть пред святыней Имени Божия, презрели ныне сию Святыню, ту самую, сила которой возродила их во св. крещении, и дерзают приравнивать Божество Имени Божия к простой идее о Боге и в Имени Божием видеть лишь одни звуки!
XI.
Понятие – «Имя Божие» и «Сам Бог» в богослужении совмещаются.
Божественное почитание Имени Божия в Богослужении перенято Новозаветной Церковью от Ветхозаветной.
Все Богослужение Православной Церкви явно отображает в себе исконную веру Церкви во Имя Божие и исконное благоговение к нему, которое Новозаветная Церковь преемственно переняла от Ветхозаветной. В Ветхозаветной Церкви служение Богу Невидимому всегда совершалось «о Имени Его», «духом и истиною», словесно во истине Имени Его, чем это истинное словесное служение Богу и отличалось от чувственного идолопоклонства.
Совмещение понятий: Имя Божие и Бог в Богослужении.
Поклонение Богу духом и истиною во Имени Его легло в основу и новозаветного Богослужения, которое и состоит ныне в том, чтобы хвалить Имя Божие, поклоняться Имени Божиему, святить (т.е. свято чтить) Имя Божие и освящаться призыванием Имени Божия, и все сие не так, как бы имея Имя Божие отдельно от Самого Бога, но имея оное неотделимым от Самого Бога, и, хотя не сливая, но совмещая в представлении своем понятие: Бог и Имя Его, или, сказать иначе: веруя, что Имя Божие есть Сам Бог.
Имя Св. Троицы и Имя Иисуса Христа совершают крещение.
Так, во-первых, Имя Божие легло в основание возрождения церковного в бане пакибытия. Мы видели из предыдущей главы, что о Имени Иегова был заключен Богом завет с Моисеем; в новозаветной же Церкви мы видим, что о Имени Иисусове был заключен Богом чрез Христа новый завет, запечатленный не кровью козлею и тельчею, но Кровью Самого Иисуса. Поэтому первоначально крещение совершалось призыванием над крещаемыми Имени Иисуса Христа, а потом стали призывать Имя Святой Троицы, сопровождая сие призывание крестным знамением во Имя Иисуса Христа. Имена: «Отец, Сын и Святый Дух» и имя – «Иисус Христос», как утверждает Учитель Церковный св. Феофилакт Болгарский, есть равно Бог.
Сам Господь Иисус Христос положил исповедание и призывание Имени Своего в основу Божественных Таинств и Богослужения.
Это великое значение новооткровенных Имен Триипостасного Бога и воплощенного Слова указано Церкви Самим Господом в прощальной беседе, как мы о том говорили выше. «Аще любите Меня, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14, 15) , говорит Господь, и эти слова относятся к только что перед тем данным заповедям: любить друг друга и просить всего во Имя Его. Но называя то Имя, ради которого Господь обещает все свершать, просимое Именем Своим, что же иное Он подразумевает, как не Имя «Иисус», ибо Имя «Иисус» и есть Его истинное, всем известное собственное имя. Но вместе с тем Господь заповедал также крестить: «во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Поэтому, совмещая сии две заповеди, просить всего во Имя Иисуса Христа и крестить во Имя Отца и Сына и Святого Духа святая наша Церковь и крестит «во Имя Отца и Сына и Св. Духа», сопровождая сие призывание крестным знамением во Имя Иисуса Христа. Итак, Имя Божие есть созидающее «стены Иерусалимские» (Пс. 50).
Призывание «Отца и Сына и Святого Духа» и Господа Иисуса Христа» равносильно.
Основное молитвенное призывание есть: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа»; это призывание равносильно и равнозначуще: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», ибо Господь Иисус Христос не только открыл Имя Отца и Сына и Святого Духа, но и пребывает Сам в Нем, также точно, как и во Имени Иисус Христос пребывает вся Святая Троица. Поэтому Церковь, например, даже в тех молитвах, которые обращает к Лицу Иисуса Христа, оканчивает их возгласом во Имя: «Отца и Сына и Святого Духа», это молитвенное обращение к Лицу Иисуса Христа и завершение сего обращения возглашением Имени Святой Троицы не случайно и не бесцельно, но делается ради укоренения веры в нераздельность Лиц Божества, дабы никогда не представлялся бы Христос отдельно от Отца и Святого Духа.
Начальные благословения Именем Божиим всякого Богослужения.
Священническое благословение при начале Богослужения состоит в призывании и благословении Имени Божия. Так, например, перед началом вечерни иерей возглашает: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!» – Утреня начинается возгласом: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…»; а Литургия начинается возглашением Имен Трех Лиц Божества и прославлением Царства Божия; при этом подъемлет священник руками своими Св. Евангелие и знаменует им крест. Это различие возглашаемых Имен соответствует различному содержанию служб, ибо вечерня есть хвала Богу, поскольку Он открыл Имя Свое в Ветхом Завете; утреня же есть хвала Богу, поскольку Он открыл Имя Свое в Новом Завете. Литургия же есть прославление воцарения Иисуса Христа с человеками, прославление Царствия Божия, которое Иисус Христос стяжал Словом Своим и Телом и Кровию Своею, оправдав Имя Свое на Кресте и прославив тем Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Молитва «Царю Небесный» есть исповедание Имени Духа Святого.
Так как теперь по вознесении Господа Иисуса Сына Божия действующее в Церкви Лицо и руководящее и все исполняющее есть Дух Святый, Которого Отец послал ради прославления Сына Своего Иисуса Христа. (Ин. 14, 26; 16, 14) то первая молитва во всяком последовании и начинается с призывания и прославления Имени Святого Духа: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде Сый и все исполняяй, Сокровище благих, и Жизни Подателю…» – Это есть полное Имя Его.
Трисвятое есть исповедание Имени: «Святый».
После этой молитвы воздается трисвятая слава Богу о Имени Его «Святый» с просьбою о помиловании.
«Господи, помилуй… Отче наш».
Затем трижды призывается Имя «Господь» и возносится молитва о помиловании, т.е. о Имени сем: «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, - и опять совершается Богу поклонение о Имени Святой Троицы: «Пресвятая Троице, помилуй нас… Имени ради Твоего». И, наконец, призывается Имя Отца Небесного в молитве Господней, первое прошение в коей есть: «Да святится Имя Твое». – Бог и Господь открыл Имя Свое человеку и, даровав сие Имя людям вместо Себя, требует, чтобы человек достойно чтил оное, но, предвидя, что человек не в силах сознать все величие и святость Имени Божия и собственными силами достойно святить Его, Господь учит человека,. Во-первых, молиться о том, дабы Бог Сам ему помог святить Имя Бога его. Затем призывается Имя Христово и воздается троекратное поклонение Христу о Имени Его: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу»; «Христу Цареви нашему Богу» и «Самому Христу, Цареви и Богу нашему».
Прославление Имени Божия соответственно богослужебным кругам.
Все Богослужение Православной Церкви разделяется, как мы знаем, на три круга: годовой, седмичный и суточный; каждый круг преследует в разных только, так сказать, масштабах одну и ту же задачу: дать наиполнейшую, по возможности, славу Имени Божию, согласно тому, как она проявилась в разных последовательных событиях мировой церковной истории. В годовом круге каждый день посвящен какому-либо преславному воспоминанию: или самых великих событий церковных, т.е. двунадесятых праздников, которыми наипаче прославилось Имя Божие на земле, или других, второстепенных по славе событий, или, наконец, отдельных преславных лиц, в коих прославился Бог и кои прославили собою Имя Божие на земле. Седмичный круг богослужения прославляет на каждый день седмицы по очереди: или Имя Воскресшего Христа, или имя святых Сил Бесплотных, или Имя Великого Предтечи, или имя Матери Божией и славу Креста, или имя всех Апостолов и Св. Николая, или славу страстей Господних, или имя всех Святых.
Разбор вечерни.
Вечерня начинается с возглашения Бога самым древним Именем Его, - Бог Творец мира («Элогим»). «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков», ибо вечерня посвящена Ветхому Завету. Предначинательный Псалом: «Благослови, душе моя Господа, Господи Боже наш возвеличился еси зело,.. вся премудростию сотворил еси», - посвящен именно воспеванию Бога о этом имени Его «Творец». Во время предначинательного псалма священник читает тайно молитвы, причем первая молитва начинается с тех слов, которыми Сам Бог истолковывал Моисею Богооткровенное Имя Свое «Иегова» в день Боговидения на Синае: «Боже, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый»; и одно из первых прошений этой иерейской молитвы есть о том, дабы Бог даровал нам страх пред Именем Его Святым: «возвесели сердца наша, во еже боятися Имени Твоего Святого» (1 мол.). В 3-й молитве иерей просит, дабы Бог помянул нас ради призывания Имени Его Святого: «внегда призывати нам Святое Твое Имя». В 4-й молитве иерей, созерцая Бога, Имя Которого непрестанно славится Архангелами и Ангелами на небеси, молит: «Исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему Святому». Итак, в то время, как люди словами Псаломника воспевают превеликое Имя Творца своего, как создателя премудрого, все премудростию сотворившего, промыслителя всякой твари, дающего пищу всякой плоти, всесильного, выражающего всемогущество премудрости Своей в том, что Он и змию (т.е. дьяволу) попускает злодействовать, дабы на нем показать бессилие козней его и страх гнева Божия праведного (создал еси змия ругатися ему), который попускает до времени бывать злу, и зло самим злом потребляет и даже зло во славу Свою обращает ( как говорится в притче: «жнеши идеже не сеял и собираеши, идеже не расточал»), Который проявил безмерную премудрость и силу Свою сознанием безмерного числа самых разнообразных существ («исполнися земля твари Твоея; сие море великое и пространное, тамо гади их же несть числа»); - итак, созерцая во всем этом Имя Бога Всемогущего, иерей молится: «Боже, Великий и Вышний, Един имеяй бессмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою, .. (даруй нам) да и на ложах наших умиляющися поминаем Имя Твое Святое», (7 мол.). В 1-й молитве, после прошения о даровании страха к Имени Божиему Святому, поясняется и то, чем вызвано это прошение: «зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати все уповающие во Имя Святое Твое». Прошение о даровании страха ко Имени Божиему Святому и логическая связь их с последними словами, что Ты еси Бог Спасающий уповающих во Имя Твое Святое, ясно свидетельствуют о той живой вере во Имя Божие как в Самого Бога, которой были вдохновлены как первые составители сих молитв, так и все последующие поколения православных до днешнего времени. Вслед за Великой Ектенией читается Псалтирь, которая, как мы говорили выше, есть восхваление Имени Господня, после чего поется псалом: «Господи возвах к Тебе» (т.е. Господи, я призвал Имя Твое и поэтому) – « услыши мя, услыши мя, Господи, внегда воззвати ми к Тебе (т.е. когда буду призывать Имя Твое) услыши мя Господи». Словами этого Псалма оплакивал Адам свое грехопадение, а по нем и последующие рода устами Псаломника и до нынешнего дня. Сопровождается сей Псалом или умилительными стихирами, коими грешник умиленно исповедует имя греховности своей, или стихирами праздничными или святых, коими мы, грешники, утешаем себя воспоминанием празднуемых лиц и событий. Под конец поется Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и стихира Богородичная, а в праздничные дни – Догматик, в котором прославляется и раскрывается тайна воплощения Бога и Слова, и рождение Христово от Девы Марии, исполнение чего с первых дней изгнания из рая чаял Адам, и по нем с таким нетерпением ожидало в течение 5000 лет все верующее человечество. Затем иерей или диакон возглашает таинственное слово: «Премудрость!» и лик воспевает Имя Иисуса Христа, именуя Господа «Светом Тихим»; и опять возглашается «Премудрость» и прокимен, который тоже тесно связан со Именем Господним, как видно, например, из следующего: «Боже, во Имя Твое спаси мя и в силе Твоей суди ми» (в среду). – Затем поется песнь: «Сподоби, Господи», в котором имеются, например, такие слова: «И хвально и прославлено Имя твое во веки, аминь». Но какое же именно Имя здесь подразумевается, которое должно быть хвалимо и прославляемо во веки? – Логическая и последовательная связь между этим стихом и предварительным чтением и пением скорбного псалма о чаянии Спасителя, наконец, пророческое предизображение Имени Спасителя словами «Свете Тихий и т.д.» – все это дает право отнести и эти слова – «хвально и прославлено Имя Твое», к Имени ожидаемого Иисуса Христа, то есть к Имени «Иисус». На конец вечерни поется песнь Симеона Богоприимца, извещающая о исполнении Богом обетования. Но что же в этой песни воспеваем мы словами Богоприимца, как не то же Имя «Иисус», равнозначащими ему словами: - «Владыко», «Спасение», «Свет», «Откровение языков», «Слава людей Твоих Израиля»?
Конечное благословение Именем Божьим после вечерни и часов.
После этого-то снова возглашается таинственное слово «Премудрость!» и «Благослови». И священник, как в древности священники ветхозаветные, завершавшие жертвоприношение благословением людей, Именем Господним завершает и новозаветную словесную вечернюю жертву Богу благословением людей новозаветных Именем господним: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков, аминь». Слышите ли сочетание Имени ветхозаветного с Именем новозаветным. Именем Господним: «Сый благословен Христос Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков, аминь». «Сый» есть таинственное четырехбуквенное Имя, или Иегова, а «Христос Бог» есть равнозначущее Имени: «Иисус». Что Церковь именно просит благословить ее не чем иным, но именно призыванием Имени Божия, видно из параллельных мест других последований, как, например, часов, полунощницы и повечерия, в которых перед окончанием последования чтец возглашает: «Именем Господним благослови, отче». Итак, по вечерне иерей благословляет двойным призыванием: Имени «Сый», потому что вечерня воспроизводит ветхозаветное состояние Церкви, и призыванием Имени «Христос Бог», или, что тоже, - «Иисус», ибо заканчивается вечерня воспоминанием о исполнении Божия обетования. По часах же (1-м и 9-м) возглашается в ответе на просьбу благословить Именем Господним следующий возглас: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» Это есть тоже ветхозаветное священническое благословение, в котором благословляющим является именно призываемое Имя – «Бог» (или «Элогим», по-еврейски). На других же последованиях возглашается в благословение Имя Господа Иисуса Христа: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе наш, помилуй нас». – При отпусте люди вторично испрашивают у иерея благословения, и иерей окончательно благословляет людей Именем Иисуса Христа: «Христос истинный Бог наш и проч.»[1]
Призывание Имени Божия на повечерии.
Повечерие есть служба, носящая покаянный характер, т.е. воспроизводящая наипаче имя греховности грешника и призывающая Имя Человеколюбца ради оставления наших грехов. Соответственно с этим и псалмы и молитвы покаянные сменяются славословиями Имени Господня. Так, например, на Великом повечерии всегда читается пророчественное прославление Пророком Исаией Имени Иисус: «С нами Бог… И нарицается Имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден Советник; Бог Крепок; Властиттель; Начальник мира; Отец будущего века» – Все эти имена по смыслу суть равнозначуши Имени «Иисус». Ради исповедания и прославления Имени Божия на повечериях всегда читается Символ Веры, ибо Символ веры есть краткое, но полное исповедание Имени Божия. Также прославляется Имя Божие песнью: «Слава в Вышних Богу и на земли мир… На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю Имя Твое во веки и в век века…И хвально и прославлено Имя Твое во веки». – Эта песнь поется во славу Имени Святой Троицы и Имени «Иисус», ибо она поется, как говорится, в начале ее, -«великия ради славы Твоея», т.е. той славы, которою прославил Имя Свое Господь на кресте и оправдал на Кресте Имя Свое Иисус, и прославил тем Имя Божие. На великом повечерии читается также покаянная молитва царя Манассии, величайшего отступника и богоборца, который Пророка Исаию деревянной пилой повелел перепилить и наполнил храм Божий идолами, но , наконец, попал в плен и пришел в покаяние. Прочтите эту замечательнейшую молитву и увидите, что главное ее содержание составляет пространное призывание и исповедание Имени Божия с краткою лишь просьбой в конце о помиловании. В этой молитве Манассия следующим образом именует Бога и вот как исповедует Божественную силу Имени Его: «Господи Вседержителю… заключивый бездну и запечатствовавый ю Страшным и Славным Именем Твоим». – Что такое «бездна»? – Думается , что здесь подразумевается ад со всеми отверженными от Бога обитателями его, которых отвержение Бог праведно использовал во Славу имени Своего тем, что подверг их заслуженной ими страшной каре, дабы вечная и ужасная судьба и мука их были бы как бы вечным живым написанием или отпечатком Имени «Страшный и Нестерпимый во гневе своем». – Оканчивается повечерие молитвою: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущий… всенощное славословие… Во еже пети и благословити, и славити Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа».
Отождествление Имени Божия с Богом в молитвах на сон грядущим.
В молитвах на сон грядущим встречаются следующие знаменательные слова, весьма ярко выражающие веру Церкви во Имя Божие: «Даждь ми, Господи» до – «благоугожду Пресвятому Имени Твоему» (1-я мол.). Слышите, как ясно выражает Церковь этими словами своими веру свою в то, что Имя Божие есть Сам Бог, Сый и Живый, а Имя Божие есть «Духовное существо», а не бездушная идея, ибо Церковь обращается к Имени Божиему, как к живому существу, которому возможно и благоугождать и не благоугождать. В 3-й молитве к Царю Небесному, Утешителю, Духу Святому, Церковь влагает в уста наши испрашивание прощения даже за мысленное какое-либо уничижение Имени Божия, т.е. за всякое маловерие и неверие и недостойное призывание Имени Божия, ибо более тяжкие грехи – суть грехи смертные, которые здесь не подразумеваются: «Прости… аще Именем Твоим кляхся, или похулит Е в помышлении моем». – В конце этой молитвы говорится также, что конечная цель моих молитв есть: - да «поклонюся, и воспою и прославлю Пречестное Имя Твое со Отцом и Единородным Его Сыном». – Слышите, современные богословы, боящиеся воздавать Божественную честь Имени Божию из опасения слить Его с Божеством! Слышите, как отождествляет Церковь в молитвах своих поклонение, и воспевание, и прославление Бога с поклонением, и воспеванием, и прославлением Имени Божия, говоря иными словами следующее: «Дай Мне, Святый Душе, и поклоняться и воспевать, и прославлять Имя Твое и (обратите внимание) не только совместно со Именами Отца и Сына, но и с Самим Отцом и Сыном». Не ясно ли исповедуется этим, что Имя Святого Духа и есть Сам Святый Дух, ибо это Имя мы желаем прославлять и поклоняться Ему совместно с Самим Отцом и Сыном. Конечно, говоря о таком поклонении Имени Божиему мы понимаем Имя Божие духовно и в широком смысле этого слова, а не только в узком смысле букв и звуков, которыми пишется и произносится какое-либо Имя Божие. В 4-ой молитве на сон грядущий опять такая же просьба: «Да благословлю Имя Твое Святое» – В 6-й молитве ко Господу Иисусу Христу мы находим опять просьбу: «Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Имя Твое Святое».
Исповедание достопоклоняемости Имени Божия в утренних молитвах.
Первая утренняя молитва, которую влагает Церковь или, паче рещи, дух Святой во уста наши, есть о том, дабы Господь даровал «пети Тя во исповедании сердечном и воспевати всесвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа». – во 2-й молитве Дух Святой влагает в уста наши прошение, дабы Бог очистил молящегося: «да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю Имя Твое Святое».
Полунощница и молитва Св. мученика Евстратия, в коей он отождествляет прославление Имени Божия с прославлением Самого Бога.
На полунощнице Церковь вспоминает загробную жизнь и Страшный Суд и будущее Царство, почему на ней обыкновенно читается 118-й псалом и приносятся молитвы за упокой усопших. Субботняя полунощница вспоминает будущее Царствование со Христом, почему читается на ней кафизма 9-я. Во время субботней полунощницы читается молитва Святого Мученика Евстратия, которою Св. Евстратий молился на месте казни перед тем самым мгновением, как должен был быть казненным, и о чем же? – о том, чтобы Господь простил ему все его вольные и невольные грехи не ради чего иного, но ради Имени Его Святого: «Даждь Славу Имени Твоему, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище».
Отождествление понятий Имя Божие и Бог в словах последования утрени. Перед началом утрени читаются, в воспоминание воскресения Христова, два псалма 19-й и 20-й, которыми ясно выражается, что воскресение Христово есть слава Имени Божия: «Услышит Тя Господь в день печали, защитит Тя Имя Бога Иаковля… Возрадуемся о спасении Твоем и во Имя Господа Бога Нашего возвеличимся… Сии на колесницах и на конях, мы же во Имя Господа Бога Нашего призовем». – После ектении люди восклицают: «Именем Господним благослови, Отче!» – и Утреня начинается словами: «Слава Святей и Единосущней, и Животворяще, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков», то есть прославлением Имени Святой Единосущной и Животворящей Троицы, которое явил людям родившийся от Девы – Слово и Сын, Которого рождение именно и воспоминается вслед за этим возглашением.Поэтому вслед за сим возгласом повторяется трижды Ангельское Рождественское прославление Имени Иисус: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». – Мы уже имели случай говорить, почему это славословие мы понимаем как прославление Имени «Иисус».
Шестопсалмие.
Затем читается Шестопсалмие, которое есть, так сказать, живописание псаломскими словами Имени Иисуса Спасителя с противопоставлением оному Имени определения того состояния, можно сказать, глубочайшего падения человека, из которого воздвиг его Спаситель, и не только воздвиг однажды, но и доселе воздвигает паки впадающих в грех людей Имени Своего ради. Шестопсалмие по таинственному смыслу псалмов разделяется на две части. Первые три Псалма имеют характер, выражающий ожидание Спасителя и сознание человеком своего крайне бедственного положения предшествовавшего рождению в мир Спасителя: Так 1-й Псалом начинается: «Господи, что ся умножишася стужающии мне, мнози восстают на мя…», 2-й: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене…», 3-й: «Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю, возжада Тебе, душа моя». – Вторые же три Псалма изображают эту жажду Мессии-Иисуса исполнившеюся, и 4-й Псалом таинственно изображает крестные страдания, которыми Господь оправдал именование Свое Иисус и прославил страстию Своею Имя Свое, 5-й Псалом есть хвала Имени Иисус: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя Имя святое Его»… и исповедание неизреченных благодеяний Божиих, которыми Бог присно оправдывает сие Имя Свое. – 6-й Псалом есть просительный о даровании благодати Святого Духа о Имени Иисусове: «Господи, услыши молитву, внуши моление мое во Истине Твоей… Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имени Твоего ради, Господи, живиши мя»… - Одновременно с этими псалмами иерей читает 12 тайных молитв, причем первые 6 в алтаре, ибо Христос по содержанию первых 3-х Псалмов еще не явился на землю, но только ожидается, а другие шесть, выйдя из алтаря перед Царскими вратами, изображая тем и страдание Христа вне врат, и пришествие Его в мир, и сопребывание наше со Христом. Молитвы иерейские обращены к Богу о Имени Иисусове, но так как Иисус Христос неотделим от Святой Троицы, то каждая молитва ради сего триединства оканчивается возгласом, прославляющим Имя Отца и Сына и Святого Духа. В этих тайных молитвах встречаются слова совершенно непреложно и неоспоримо доказывающие то положение, которое защищаем мы, что [1] Некоторые, указывая на то, что при отпусте Церковь упоминает лишь Имя «Христос Бог», и не говорит «Иисус Бог наш», видят в этом доказательство, что Имя «Иисус» есть менее достопоклоняемо нежели Имя «Христос». На самом деле, причина этому предпочтительному употреблению Имени: «Христос» пред Именем «Иисус» есть другая. Некогда появились в Церкви хулители, хулившие Имя «Христос», как имя человеческое, ибо оно значит «Помазанник» и Христами обыкновенно именовались цари Иудейские. Имя же Иисус еще доселе уничижать никто не дерзал. Поэтому Церковь опровергает сие хульное мнение о Имени «Христос», как о Имени человеческом, только а не Божеском, считает нужным особо часто призывать сие похуленное еретиками Имя «Христос», подчеркивая этим свою веру в то, что Имя Христос имя Богоипостасное. | |
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |