Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 11:07 PM | |
Церковь присно верила в неотделимость Имени Божия от Бога, или паче рещи в то, что Имя Божие есть Сам Бог. Так в 1-й молитве: «Благодарим Тя, вложившего в уста наши слово хваления, еже поклонятися и призывати Имя Твое Святое». – Этими словами, как мы имели случай говорить, все богослужение определяется, как поклонение и призывание Имени Божия. 2-я молитва, обращенная ко Иисусу Христу, оканчивается возгласом: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа». - Обращение в молитве ко Иисусу Христу и завершение молитвы прославлением Имени Отца и Сына и Святого Духа можно объяснить так, что Иисусом Христом прославлено Имя Божие на земле и о Имени Иисусове поклоняется всякое колено словесной твари и о Имени Иисусове благословляется Имя Отца и Сына и Святого Духа. Содержание молитв 2-й и 3-й показывает, что они обращены к Лицу Спасителя, ибо обе начинаются со слов: «От нощи (т.е. неведения, предшествовавшего пришествию Христову) утренюет дух наш к Тебе, Боже, зане Свет Повеления Твоя на земли». – т.е. евангельские заповеди и слова Спасителя суть Свет и Бог. В 4-й молитве мы говорим: «Приими нас и ныне поклоняющихся Тебе и по силе благодарящих Тя (т.е. за снишествие к нам на землю)… и всем подай великую Твою милость, да спасени душею же и телом… славим чудное и благословенное Имя Твое»… 5-я молитва обращается ко Святой Троице, причем Бог именуется: «Благих Сокровище (т.е. Дух), Источниче приснотекущий (т.е. Сын), Отче Святый (т.е. Отец)»… 6-я молитва опять обращается к Лицу Спасителя: «Благодарим, Тя, Господи Боже спасений наших (т.е. Иисусе), яко все твориши во благодетельство жизни нашей, да всегда к Тебе взираем Спасу и Благодетелю душ наших… яко поставил еси (нас) в поклонение честного имени Твоего». – Эта молитва оканчивается возгласом: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших (т.е. очевидно подразумевается Иисус Христос, но затем говорится) – «и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» (т.е. для того, чтобы выразить этим, что в Иисусе мы поклоняемся и славословим Христа не в отдельности от всей Святой Троицы, но не отделяя Его от Нее. 7-я молитва начинается обращением к Отцу о Имени Господа Иисуса Христа, и в ней испрашивается благодать Святого Духа. 8-я молитва обращается опять к Лицу Иисуса Христа, рекшего ученикам, «что без Меня не можете творити ничесоже», и оканчивается прославлением Его Имени: «Яко благословися всесвятое Имя Твое (т.е. Иисус) и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа».. 9-я молитва обращается к Лицу Иисуса Христа и содержит прошение о просветлении смысла нашего для разумения Божественных Его Евангельских проповеданий. 10-я молитва обращена к Отцу с мольбою о благодати и даре покаяния. 11-я молитва обращена снова ко Христу с исповеданием Имени Его «Иисус», о котором покланяется, по Апостолу всякое колено небесных, земных и преисподних. Наконец, 12-я есть благодарение Богу за ниспослание нам Света-Христа, то есть за приобщение нас Истине Божией и за озарение нас Светом словесного действия Божества. По окончании шестопсалмия возглашается «Слава» Отцу и Сыну и Святому Духу и трижды «Аллилуйя», т.е. хвала Невидимому.
Великая ектения.
Итак, соединившись с Богом духом и истиною в словах сих псалмов и молитв шестопсалмия и в призывании и исповедании Имени Божия и Имени Иисусова, Церковь после окончания шестопсалмия дерзает обратиться к Богу с прошениями великой ектении, которая начинается словами: «Миром Господу помолимся», «о свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся» и «о мире всего мира… Господу помолимся». – Эти слова имеют многоразличный и весьма глубокий смысл. Язычники, как известно, не в силах были молиться «миром», - т.е. духом мирным, духом свободным; да и никто из не православных (и даже из православных, не очистившись покаянием от бремени грехов) не в силе помолиться «миром». Миром помолиться возможно, лишь облегчившись совестию от тяготеющих грехов и отрешивши свой ум от всего чувственного и постороннего и сосредоточивши его только на истине Божией. Эта истина о Боге открывается мирно молящемуся Самим Богом, и для успеха мирной молитвы требуется от молящегося несомненная вера в то, что произносимое Имя Божие и есть Сам Он невидимый вездесущий, непостижимый, но познаваемый во Именах Своих Бог. Но нынешним отрицателям первенствующего значения призывания Имени Божия в молитве возможно ли будет когда-либо помолиться воистину- «миром» и умирить дух свой без веры в то, что Имя Божие, которое они произносят, и Суть Сам Бог? Есть ли какая-либо возможность обрести где-либо верою Бога, как не во Именах Его? И может ли быть мирным тот, кто такой живой веры в такую близость к себе Бога не имеет, но неуверенно только ищет Его! Оканчивается великая ектения возгласом, которым прославляется Имя Божие, что служит доказательством того, что она тоже совершилась во Имя Божие.
«Бог Господь и явися нам» есть исповедание Имени Иисусова.
По окончании ектении в обыкновенные дни воспевается пришествие Христово и исповедуется явление Иеговы во Иисусе: «Бог Господь (т.е. Иегова, ибо сие равнозначуще Имени Его) и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне», - т.е. благословен Иисус, Который явил нам свойства Божии и во Имя человеколюбия Своего. Затем поются соответствующие тропари, в коих воспеваются имена или отличительные свойства празднуемых Святых и Богородицы или празднуемых событий.
Тропари и псалмы.
Затем читается Псалтирь и паки ум молящегося погружается в созерцание славы Имени Божия в славословиях Псалтири. Затем в праздник поются полиелейные хвалебные Псалмы Имени Божиему: «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа, Алилуйя. Пойте Имени Его яко добро». – В Псалмах этих (134-й и 135-й) вспоминаются те великие и дивные дела Господни, которыми Бог в древности прославил Имя Свое во Израили – «Господи, Имя Твое в век, и память Твоя в род и род.»- Совершив хвалу Имени Божиему, поелику оно прославилось в древности, Церковь поет величание празднику или святому о имени его, т.е. соответственно тому, чем славен празднуемый праздник или празднуемый Святой.
Возглас на малой ектении.
Малая ектения, следующая по сем, ограничивается возгласом: «Яко благословися Имя Твое, и прославися Царство Твое…» – Возглашается таинственное слово «Премудрость», а за ним прокимен, т.е. особый псаломский стих, соответствующий предмету праздника... Наконец читается Евангелие, которому снова предшествует возглашение – «Премудрость»…
Канон.
Поются каноны, т.е ряд кратких тропарей, разделенных на 9 или вернее на 8 песен. В них восхваляются имена или Господни, или Матери Божией, или Святых Божиих и празднуемых событий. После восьмой песни поется песнь Богородицы, т.е. опять таки воспевается словами Богородицы Имя Иисуса: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем яко Свято Имя Его», причем стих песни сопровождается воспеванием Имени Богородицы: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим…»
Хвалитные псалмы предизображают поклонение Богу о Имени Иисусове всякого колена небесных, земных и преисподних.
Наконец, поются хвалитные псалмы: 148-й – 150-й. В этих псалмах предизображается поклонение всякого колена небесных, земных и преисподних Богу о Имени Иисусове: «Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его все силы Его, хвалите Его небеса небес и вода, яже превыше небес, да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того Единого… той рече и быша, Той повеле и создашася… Князи и судии земстии да восхвалят Имя Господне»..» Псалом 150-й изображает поклонение Богу о Имени Иисусове девяти чинов ангельских, которые образно и таинственно именуются 1-ый трубами, 2-й псалтирями, 3-й гуслями, 4-й тимпанами, 5-й ликами, 6-й струнами, 7-й органами, 8-й кимвалами доброгласными, и 9-й кимвалами восклицания, имеющими каждый особый свой звук, подобно тому, как каждый лик ангельский имеет соответствующую ему силу исповедания и хваления Имени Господня.
Великое славословие есть самое поклонение Богу новозаветной Церкви о Имени Иисусове.
Затем иерей возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и лики поют песнь о Имени Иисусове, ибо Иисус есть Свет Истинный, Которого Именем всякий просвещается в Крещении, о Имени Которого дан мир на земле, дано благоволение людям, отступившим от Бога. Эта песнь есть наиполнейшее прославление Имени Иисусова, ибо начинается с ангельского славословия Иисуса при рождении Его: «Слава в вышних Богу и на земле мир…»; затем славословится Бог, Имя Которого Сын Божий Иисус прославил на Кресте: «Хвалим Тя, благодарим Тя, кланяемся, славословим Тя, великие ради Славы Твоея». – Затем прославляется Иисус, явивший нам Имена Лиц Святой Троицы, и снова славословится Иисус именами: «Господи, Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь! Вземляй грех мира, вземляй грехи мира. Седяй одесную Отца, Един Свят, Един Господь, Иисус Христос в Славу Бога Отца…, и хвально и прославлено Имя Твое во веки…» – После этого в праздник поется Трисвятое. На обыкновенных же утренях читается Отче наш, тропари и возглашается возглас: «Благо есть исповедатися Господеви, пети Имени Твоему вышний…»
Поскольку Богослужение утреннее началось с призывания Имени Божия, постольку оно этим же оканчивается, т.е. исповеданием Имени Господня и благословением иерейским Именем Господним.
Заканчивается утреня возглашением: «Премудрость» и исповеданием Имени Божия «Сый» или Иегова и «Христос Бог», т.е. Иисус, которые отождествляются: «Сый благословен Христос Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь». Наконец, исповедуется людьми имя: «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим»; затем славословится Имя Христово: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», и, наконец, иерей возглашает последнее благословение Именем Иисус Христовым по просьбе людей церковных, которые просят: «Именем Господним благослови, отче!» –«Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матери» и т.д.: «помилует и спасет нас яко Благ и Человеколюбец». Ограничивая разбор Богослужения сим кратким очерком, думаем, что и при этом поверхностном разборе его весьма ярко выражается та теснейшая связь, которая существует между прославлением Бога и прославлением Имени Его.
Словесная жертва Богу есть исповедание Имени Его.
Богослужение в одной из молитв называется «словесною жертвою» Богу. Но что же иное в словесной жертве можем мы приносить Богу, как ни только исповедание Имени Его? И мыслимо ли так говорить, как некто сказал негде: «Святые Отцы составили многие молитвы, в коих все относится к Самому Господу Иисусу, как живому Подателю нам благ, а не к Имени Его. И в церковных службах постоянно произносится возвеличение и прославление Самого Господа, и Ему от нас поклонение, а не Имени Его». – Жалок монах, который это написал (смотри Русский Инок №6 и 7). Вероятно он забыл церковное Богослужение, или не обращает внимание на то, что говорится и читается в Церкви, ибо в противном случае он никак не посмел бы сказать подобной неправды, ибо из приведенных богослужебных молитв и возгласов следует совершенно обратное тому, что он утверждает, ибо Церковь и прославляет Имя Господне, и поклоняется Имени Господню, отнюдь не отделяя Имя Божие от Бога, совершенно противно сему имеборцу, не допускающему поклоняться Имени Божию и видящему во Имени Божием только одни звуки или простое собственное имя. Мы дивимся, как можно отметать первенствующее значение Имени Божия в Церковном Богослужении, когда все оно именно зиждется на призывании и исповедании Имени Божия, когда всякая Святыня освящается Именем Божиим, всякое Таинство деется Именем Божиим!
Икона Христова есть образное исповедание Имени Его.
Не икона ли Христова тогда почитается Святой, и изображающей Христа, когда на ней написано Имя Его: “ОW N” , т.е. «Сый» (на венце) или «Иисус Христос?». Не суть ли самые черты лица Господня на иконе образное написание имен свойств кротости и милостивости Иисусовых? Не персты ли Его благословляющей руки всегда на иконе сложены во имя «Иисус Христос»?
Крестная Сила есть Сила Имени Иисусова.
Не есть ли и крестное знамение образное написование Имени распятого Иисуса, и не от Имени ли Иисусова заимствуется сила Его? Не Имя ли Иисуса Христа освящает и распятие, т.е. Крест и тем отличает от креста разбойника? При крестном знамении не сложены ли персты или во Имя Св. Троицы и Богочеловека Христа, или только во Имя Иисуса Христа? Вспомним слова Матери Божией, которыми Она благословила имеющий быть освященным во имя ее храм в Лидде: «Царю Небесный, - тако молит за ны всегда Небесная Царица (так говорится о сем в акафисте «Утоли моя печали», в икосе 10-м) – «приими всякого человека, славящего Тя и призывающего Имя Твое, идеже бывает память святому Имени Твоему, и прославляющих Мя Имени Твоего ради!»
Исповедание и призывание Имени Господня Церковью есть соприсутствие в Церкви Самого Господа.
Не ради ли призываемого Имени Господня Господь обещал бывать там, где будет призываться Имя Его? – «Идеже бо еста два или трие собрани во Имя Мое, ту Есмь посреде их» (Мф. 18, 20). – Во «Имя Мое» – значит: Чтобы прославлять Имя Господне, исповедуя и призывая и поклоняясь ему. Замечательно весьма то, что Господь говорит: «Есмь», а не «Буду приходить», или «Буду», но – «Есмь», т.е. давая этим подразумевать, что не где-либо далеко, но в самом призываемом устами и сердцем Имени Своем Он есть. Не ясное ли дело, что невозможно, право, совершать какое бы то ни было Богослужение или молитву без сей живой веры во Имя Божие?
Все Богослужебные книги преисполнены поклоненияИмени Божиему и Имени Иисусову.
Все богослужебные книги: «Триоди, Минеи, Требники и др. не исполнены ли хвалы Имени Божиему? Вот, например, в паремии на 6-м часе в пятоке 4-й седмицы читаем: «Глаголет Господь… егда увидят чада их (т.е. Авраама, Исаака и Иакова) дела Моя, Мене ради освятят Имя Мое, и освятят Святаго Иаковля, и Бога Израилева убоятся». – В понедельник 5-й седмицы на утренней стиховне читаем: «Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя». – В Великий Четверток в паремии на вечерне читаем: «Надейтеся на Имя Господне и утвердитеся в Бозе».- В Великую Субботу в паремии на вечерне читаем: «Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство… еже призывати всем Имя Господне.. и будут благоговети о Имени Господнем». В день памяти Апостола Иакова 9-го октября на стиховне на вечерне Церковь поет: «Приял еси, Апостоле, над демоны непобедимую власть и силу о Имени Христове». На Изобразительных, при окончании их, прославляется Имя Святой Троицы и Имя Иисуса Христа: «Всесвятая Троице, Единосущная Державо, Нераздельное Царство, Всех благих вина… просвети мою мысль… да глаголю: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». – «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века!» (трижды) – «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его (т.е. Имя Его) во устах моих»… Возвеличите Господа со мною и вознесем Имя Его вкупе». «Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже Спасе Наш, ради Имени Твоего, Господи, избавь нас, и очисти грехи наши Имени ради Твоего» – (на 6-м часе Богор. тропарь).
XII.
Божественная литургия есть поклонение Богу о Имени Иисусове.
Служение, не воздаваемое твари, воздается Имени Божиему.
Святая Церковь воздает Имени Божиему не только поклонение и славу, но и служение, как о том свидетельствует молитва св. Афанасия для иереев, готовящихся к служению Литургии : «Благоволи мне (Господи) службы совершати священнодействие… Служения примирения вверенного мне, да не отречешися… Просим, Владыко, да лицом светлым на достояние Твое, Имени Твоему Святому служения, ожидающее, воззрети благоволиши». – Но служение по-гречески Latria, относится только ко единому Богу. Итак, если Святой говорит о служении Имени Господню, то не ясно ли из этого, что Он не отделяет Имени Господня от Господа и исповедует Его Самим Богом? И воистину такова есть Литургия: она есть служение Богу о Имени Иисусове; она есть поклонение Богу колен небесных, земных и преисподних о Имени Иисусове. Она есть образное написание и словесное изражение славы Имени Иисусова, и раскрытие таинственного значения Имени Иисус – «в Его воспоминание»; Сие поклонение и служение Имени Господню завершается принесением в жертву за грехи мира Самого Агнца Божия и оживотворения себя причастием Его, Тела и Его Крови. Его Литургия, как мы знаем, делится на Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Слава Имени Иисусова постепенно раскрывается образными воспоминаниями главных событий земной жизни Христа и дел Его, которыми прославилось Имя Его, и вся земная жизнь Спасителя живо воспроизводится пред духовными нашими очами. Этот предмет достаточно исследован, и о нем мы распространяться не будем, но мы желаем указать на то первенствующее значение, какое в Литургии имеет Божественная сила призываемого Имени Божия.
Входные молитвы и проскомидия.
Пред началом иерей совершает «входную» молитву и затем входит в алтарь с следующими словами: «… Господи, настави мя правдою Твоею… И да возвеселятся вси уповающие на Тя… и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящие Имя Твое». Облачившись, иерей становится перед жертвенником, на котором все уже заготовлено и поставлено для жертвоприношения и, помолившись о очищении себя, воспроизводит мысленно Имя Иисус следующими словами: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию, на кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе Наш, слава Тебе» – Затем иерей совершает первое общее благословение всего предложенного словами: «Благословен Бог наш» - т.е. Именем Божиим, и знамением крестным во Имя Иисуса Христа. Затем лобызает в воспоминание Матери Божией Св. Чашу, в воспоминание яслей и поклонения сил небесных дискос, в воспоминание поклонения волхвов Богомладенцу звездицу, в воспоминание обрезания Господня и наречения Имени Иисус, а также в воспоминание оправдания Господом Имени Иисус смертию на Кресте – копие, и, наконец, губу, в воспоминание страданий Господних на Кресте. По сем иерей приступает к уготовлению Агнца и это священнодействие начинает с троекратного наречения Имени Иисуса Христа над Агнцом, знаменуя при этом трижды верх просфоры копием крестообразно: - «В воспоминание Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» – Это троекратное наречение Имени на Агнце есть первое благодатное освящение Агнца. Это священнодействие дополняется следующими призываниями Имени Иисусова, изрекающими главные свойства души Его и сопровождающими вырезывание Агнца из просфоры: «Яко Овча на заколение ведеся», и «яко Агнец непорочен прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих», «во смирении суд Его взятся», т.е. кротка душа Иисусова, и смиренна сердцем, и смиренномудро помышление Его, но «род же Его кто исповест», ибо Он Бог, хотя и – «вземлется от земли живот Его», т.е. от Кровей Девичьих тело Его, затем жрется «Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение» и – «един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода» . – Итак все эти возгласы возводят ум наш от яслей Вифлеемских на Голгофу и от наречения Имени Иисус к оправданию сего Имени на Кресте. При словах: «яко вземлется от земли…» Агнец отделяется от просфоры и полагается на дискосе. При словах: «Жрется Агнец Божий…» Агнец переворачивается навзничь, подобно тому, как Христос, когда положили Его на крест и пригвождали руки и ноги гвоздями. Затем Агнец переворачивается и, как бы так сказать, висит на Кресте по водружении Креста с Распятым на нем на Голгофе. При словах: «Копием ребра Его прободе…» – Агнец прободается сбоку копием и этим оканчивается словесное и образное исповедание над Агнцем Имени Иисусова, и с этого момента Агнец и вино в чаше есть всесвятейшая Святыня, освященная исповеданием Имени Иисусова, есть Сам Иисус по благодати, но еще не по существу. Перед тем, как сказать: «И абие изыде Кровь и Вода» – вино и вода благословляются крестным знамением во Иисуса Христа и наливаются в чашу и суть такая же величайшая святыня, как и Агнец. После этого воспоминаются колена небесных, земных и преисподних, поклоняющихся Богу о Имени Иисусове. Имена Матери Божией и девяти чинов Святых призываются над частицами, вынимаемыми из особых просфор, и полагаются по бокам Агнца; это есть колено небесных. Из особой просфоры вынимаются частицы за живых; - это есть колено «земных»; из другой – частицы за умерших; это колено «преисподних», ибо кто из умерших сподобился пройти невозбранно по мытарствам и перешел «от смерти в живот?» Едва один из весьма многих, прочие же ждут страшного Суда, или помилования прежде Страшного Суда, находясь во власти князя преисподней. После этого дискос и чаша покрываются воздухами и покровом, причем изрекаются слова, прославляющие Имя Господне. Затем читается молитва предложения. Молитва эта начинается призыванием и исповеданием Имени Иисуса Христа, Который называется «Богом», «Небесным хлебом», «Пищею всего мира», «Господом нашим», «Спасом», «Избавителем», «Благословляющим и Освящающим нас»; в конце же молитвы возглас: «Яко святися и прославися Пречестное и Великолепное Имя Твое Отца и Сына и Сына и Святого Духа». Ибо Оно есть Святящее Дары. – Затем возглашается слава Имени Христа Бога и Имени Святой Троицы и отпустительное благословение Именем Христовым – «Христос Истинный Бог наш» – и пр.
Литургия оглашенных.
Литургия оглашенных начинается с возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», и подъемлется Евангелие и им знаменуется крестовидно престол. Но, может быть, кто вопросит: литургия совершается в воспоминание Господа Иисуса Христа и в славу Имени Его, но почему же не возглашается: Благословенно Царство Иисуса Христа? – Ей, и это возглашается, но не словами, а образным действием: поднятием Евангелия, которое есть Сам Иисус Христос в словах Своих и во Имени Своем и в образном написании Имени «Иисус», означая этим Евангелием крестное знамение. Прославление же словесное при этом действии Имени Отца и Сына и Св. Духа совершается во исповедание неотделимости Иисуса Христа и славы Его от славы Отца и Св. Духа. В этой части Литургии воспоминается земная жизнь Спасителя и учение Его. Песнь : «Единородный Сыне и Слове Божий» есть опять–таки словесное изражение Имени Иисус. В молитве третьего антифона иерей тайно молится о даровании познания Истины и Жизни вечной людям ради призываемого Имени Господня, согласно данному Им обещанию исполнять прошения просящих во Имя Его: «Двема или трем согласующимся о Имени Твоем прошения подати обещавый». – Затем следует выход с Евангелием. И в Царских вратах Евангелие подъемлется во образ вознесенного на крест Христа и возглашается «Премудрость». Возглашая «Премудрость» и вознося св. Евангелие, иерей указывает людям, что сие Евангелие, т.е. сии Слова Воплощенного и действия Его в нем описанные, и суть Сам Он Бог Слово. Взойдя в алтарь, поклонившись и приложившись к престолу и к Евангелию, иерей тайно молится о даровании благодати достойно призвать Трисвятое Имя Господне. Люди же после входа с Евангелием воспевают Имена Богородицы и празднуемых Святых и праздника словами тропарей и кондаков, по окончании которых иерей возглашает: «Яко Свят еси Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу», после чего поется Трисвятое Имя: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, - помилуй нас»! (трижды) и – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»… и иерей, тайно обратившись к жертвеннику, глаголет: «Благословен Грядый во Имя Господне» – т.е. Благословен Иисус, пришедший прославить Имя Господне, как вопияли отроки Иерусалимские при входе во Иерусалим Господа; и вспомянув исполнение того, что тогда просил Сын у Отца: «Отче, прослави Имя Твое», иерей, обратившись к Горнему Престолу и созерцая Христа Седящего одесную Отца, тайно говорит: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего, Седяй на Херувимех, всегда ныне и присно и во веки веков аминь.» Посему снова возглашается: «Премудрость», и поются стихи прокимна, наконец еще раз возглашается: - «Премудрость», и читается Евангелие, после которого произносится сугубая ектения и ектения об оглашенных, сопровождаемая тайной иерейской молитвой и возгласом: «Да и тии славят Пречестное и Великолепное Имя Твое» – Этим возгласом ясно свидетельствуется, что служение верными Литургии есть не иное что, как: «Прославление Пречестного и Великолепного Имени Божия о Имени Иисуса Христа», что это так, свидетельствует и то действие, которое сопровождает этот возглас: ибо в то самое время, как раскрывается антиминс, на котором изображено снятие со Креста и положение Иисуса в гроб, иерей, взяв в руки губку, делает ею крестное знамение над антиминсом, образно означая тем Имя «Иисус». Затем следует 1-я тайная молитва о верных, после которой возглашается : «Премудрость» и призываемое в возгласе Имя Божие, и молитва о верных, 2-я, тоже сопровождается провозглашением: «Премудрость» и призыванием Имени Божия: «Яко да под державою Твоею всегда храними: Тебе славу воссылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу»… - и начинается Литургия верных, и поется Херувимская. Но возвратимся к таинственному слову – «Премудрость».
«Премудрость».
Этот возглас мы встречали на вечерни, во время входа, перед прокимном, перед паремиями и перед отпустом и последним благословением Именем Божиим. На утрени этот возглас мы встречали в начале утрени перед прославлением Имени Святой Троицы, перед прокимном, перед чтением Евангелия и, наконец, перед последним благословением Именем «Сый» и «Христос Бог». На Литургии этот возглас мы видим перед прокимном, перед чтения Апостола и перед чтением Евангелия и, наконец, дважды перед отпустительными возгласами Имени Божия на литургии оглашенных. Итак. Что же значит это слово «Премудрость»? – Сын Божий и Слово есть Премудрость Отчая; энергия сей Премудрости есть членораздельное слово Премудрость, возвещенная людям или Самим Господом Иисусом, или рабами Его в Ветхом и в Новом Завете. Поелику Премудрость Отчая – Сын и Слово есть Бог, потолику, согласно учению Церкви, и всякая Богооткровенная Истина есть Бог и Премудрость. Итак Премудрость и Бог суть все истины, возглашаемые в псаломских словах прокимнов. Премудрость и Бог есть всякое пророческое слово паремий. Премудрость и Бог есть всякая истина. Апостолами возвещенная. Премудрость и Бог есть Святая Евангельская Истина. Наконец, Премудрость и Бог есть всякое Имя Божие, почему, перед тем, как призывать перед отпустом Имена «Сый» и «Христос Бог», Церковь обращает особое внимание молящихся на Божественность этих Имен и Слов, говоря, как бы так: Вонмите добре, псаломские слова, которые мы сейчас возгласим на прокимне, суть Сам Бог! Вонмите добре, - Евангельские и Апостольские истины, которые мы сейчас будем читать, суть Сам Бог! Вонмите добре, Имя Сый и Христос Бог, Которое мы сейчас призовем, и всякое другое Имя Божие и Иисусово есть Сам Бог! Итак «Премудрость» или по-гречески «София» есть Сам Бог, ибо, как мы знаем, Отцы наши посвящали Храмы Божии во Имя Премудрости Божией, и этим ясно исповедали, что принимают за Бога не только Самое Существо Отца и Сына и Святого Духа, но и действие неведомой Премудрости Божией, которую Бог отчасти открыл людям в Именах Своих, в Словах Своих и в делах Своих. Итак, Премудрость Божия есть Имя Божие, и, поелику Имя Божие и Слово Божие образно явилось Исаии и Иезекиилю во образе Сына Человеческого, восседающего на четырех животных, потолику и в Храмах Божиих, в коих, как сказал Премудрый Соломон, живет Имя Божие, сверху под куполом обычно изображаются четыре Евангелиста: Иоанн – орел, Лука – человек, Марк – телец, Матфей – лев. Та же истина образно выражается и на Царских вратах: Иисус есть «Дверь». Сей Иисус – Бог и Спаситель был обещан, во-первых, прабабке Еве в Раю и, наконец, благовещен Архангелом Гавриилом Деве Марии Богородице. Имя Иисусово есть ключ Царствия Небесного, ибо вера во Имя Иисус Христово отверзает двери в Церковь таинством крещения, которое отверзает ум к Божественному разумению. Царство Божие есть слово Божие ибо так Сам Господь в Евангелии называет учение Свое (см. Мр. 1, 14; Мф. 4, 23; Мф. 9, 35, 13, 11). И так как, следовательно, Царствие Божие и Дверь в Царствие Божие суть Евангельские слова Иисусовы, возвещенные четырьмя Евангелистами, и эти слова суть Сам Иисус Христос Бог наш, восседящий на четырех Евангелистах как на четырех животных, в видениях, виденных пророками Исаией и Иезекиилем, то поэтому на Царских Вратах и изображаются четыре Евангелиста. Затем, обратите внимание, на устроение Престола, и там вы увидите таинственное возвещение той же истины. На доске Престола на углах изображены всегда четыре Евангелиста, т. е . четыре таинственных Животных, на коих восседает Премудрость Божия. Но что же именно полагается на Престоле? – Полагается Евангелие, т.е. слова Иисусовы, которые и суть Сам Бог (т.е. духовно, конечно, а не чувственно), почему на доске Евангелия и изображен Иисус, а по углам четыре Евангелиста; полагается антиминс, который изображает идею спасения людей Богом смертию крестною, т.е. образно написует Имя «Иисус» и сия Истина Спасения, сие Имя Иисусово и есть Сам Бог, явившийся Исаии и Иезекиилю, восседящим на четырех животных, почему по углам антиминса, написующего Имя Иисусово, изображены четыре Евангелиста; полагается Крест, который есть образное написание идеи Спасения, т.е. Имени Иисусова; наконец, на развернутом Имени Иисусове на антиминсе пресуществляется Сам Царь Славы, и без святыни антиминса, который заимствует свою силу от Имени Иисусова и от освящения Архиерейского Именем Господним, не бывает преложения Даров. На подножии Св. Чаши, в которой почивает Тело и Кровь Христова, т.е. Сам Христос Бог, опять же изображены четыре Евангелиста. Итак, что же иное свидетельствует всеми этими образами Св. Церковь, как не то, что в Храме присутствует Сам Бог, явившийся некогда на престоле славы в видении Исаии и Иезекиилю, и сей Бог есть Имя Божие и Имя Иисусово, и Слова Божии, и Тело и Кровь Богочеловека.
Литургия верных.
Литургия верных начинается с воспоминания Христовых страстей; Престол означает тогда как бы Голгофу, и иерей и люди, стоящие пред отверстыми царскими вратами и взирающие на распятие, возвышающиеся над престолом, созерцают распятого и страждущего за грехи наши Христа. Эта истина и это воспоминание созерцаются вместе с людьми, молящимися в церкви и всеми чинами Ангельскими, умно присутствующими при нашем Богослужении; которые быв некогда личными свидетелями и созерцателями Голгофской Жертвы, и по днесь с одинаковыми чувствами трепета и страха воспоминают висевшее и страдавшее на Кресте Божественное и непорочное Тело Христово и славят вместе с нами Бога, прославляя и поклоняясь Ему о Имени «Иисус», которое Сын Божий оправдал на Кресте. Поэтому это воспоминание и сопровождается жалобным и умиленным пением : «Иже Херувимы , тайно образующе», - т.е. некогда тайно и трепетно окружавшие распятого Бога нашего Иисуса Христа, - «и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе», - т.е. и в это страшное мгновение не соблазнившиеся, но продолжавшие и не прекращавшие трисвятое пение, то и мы да сознаем величие цены нашего искупления, отложив всякое житейское попечение и да подымем на руки свои бренные Самого Христа Иисуса Царя Небесного, седящего на Херувимах, и ныне посреди нас благодатно присутствующего и присущего благодатно предложенному Агнцу, а посему и по Существу имеющему предложить его в Тело Свое, а вино – в Кровь Свою. Затем Святыня Предложенных Даров образно погребается под покровом на Престоле, причем закрываются Царские врата и задергивается катапетасма. Затем воспоминается воскресение Христово, пришествие к ученикам Христа, «дверем затворенным», преподание «мира», троекратное вопрошение Им Петра: «любиши ли Мя». Обратим внимание на тот способ, каким преподается всем «мир»: не во Имя ли Иисусово преподается всегда священником мир? Не знамением ли креста, образно написующим Имя распятого Иисуса, и не перстным ли сложением во Имя Иисуса Христа сообщается мир? Тогда в знамение воскресения Христова и отваления камня и раздрания церковной завесы отдергивается катапетасма и читается Символ Веры над предложенными Дарами. Но что же есть это чтение символа, как не исповедание Имени Божия? – Верую, что Имя Тебе есть единый Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, видимых всем и невидимых, и верую во второе Лицо Святой Троицы, что Имя Твое есть Единый Господь Иисус Христос, Сын Божий, Единородный, Рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, Несотворенный, Единосущный Отцу, Им же вся быша… и пр.; что Имя третьего Лица Святой Троицы есть Дух Святый, Господь Животворящий, от Отца исходящий и пр. Но, с другой стороны, чтение сего исповедания Имени Божия над предложенным Агнцем и Чашею не есть ли также исповедание веры и надежды на то, что сии предложенные Дары, по освящении их, сделаются и сами по существу тем, чем мы ныне именуем Сына и будут иметь в себе по неотделимости и Отца и Св. Духа? После этого воспоминания воскресения Христова последовательность воспоминаемых событий несколько нарушается и мы возвращаемся к воспоминанию Тайной Вечери. Но чем же вынуждено такое строение Литургии, как не тем, чтобы сначала наиполнейше написать Имя Иисус, поскольку Господь оправдал его от рождения Своего и до воскресения из мертвых, и тогда наиполнейшим образом исповедав и сознав Имя Господне, приступить к совершению Таинства и испрошению Хлеба с небес ради исповеданного и прославленного нами Имени Господня. Эта часть Литургии начинается с возглашения: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое возношение в мире приносити!» – Люди же отвечают: «Милость мира, жертву хваления!» – Эти слова имеют таинственный и многоразличный смысл, и ,между прочим, тот, что этими словами люди как бы говорят так: испроси нам , священниче, от Господа сию милость, дабы мы возмогли в мир принести Ему словесную жертву хваления, т.е. достойно призвать Страшное и Великое Имя Его над предложенными Дарами во освящение их. В ответ на это иерей преподает благословение и благодать во Имя Господне: «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа (т.е. благодать всего просить и все получать ради Имени Его) и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами.» Лик отвечает: «и со духом твоим». Тогда иерей возглашает: «Горе имеим сердца». – Лик: «Имамы ко Господу». – Иерей «Благодарим Господа». – И начинается величайшее священнодействие, а именно, великое призывание и исповедание Имени Божия. Как мы имели случай говорить, самое великое ветхозаветное священнодействие состояло в том, что в день очищения первосвященник входил во Святая Святых с курением (фимиама), кропя жертвенною кровию тельца для очищения себя над крышкой и перед Ковчегом и, наконец, произносил таинственное и великое Имя Иеговы, произношение которого не было ведомо никому, кроме первосвященника и посвященных в таинство сие, и потом приносил в жертву козла за грех. Нечто подобное видим и в Новом завете, но в безмерно большем размере. Предстоит приношение не козлей и тельчей крови за грехи людские, но Крови Воплощенного Сына и Слова Господа нашего Иисуса Христа. И не однажды в год, но каждый день; и не в одном только Храме Иерусалимском или в Скинии, но на бесчисленных жертвенниках. И вот теперь этот жертвенник или Престол церковный есть подобие древнего ковчега, на нем Св. Евангелие вместо древних скрижалей; на нем хранятся Святые запасные Дары, - вместо чаши с манною, на нем крест – вместо расцветшего жезла Ааронова, над ним, как в древности над крышкой ковчега, произносится похвала и поклонение и служение не таинственному Имени Иеговы , но явленному Имени Иисус и явленному Имени Отца и Сына и Святого Духа, и престол не есть «Седалище Милосердия» как его именовали 70 толковников Бога невидимого, но Престол Бога и Господа Иисуса Христа во Плоти существенно здесь сущего. Итак, подобно тому как перед закланием жертвенного козла Первосвященник в день очищения сначала произносил над Седалищем Милосердия Имя Иеговы, так перед свершением таинства иерей ныне возглашает: «Благодарим Господа», и произносит в тайне великое Имя Божие: «Бог Неизреченный, Неведомый, Невидимый, Непостижимый, Присносущий, Единосущный Сыну Единородному и Духу Святому, от небытия в бытие нас приведший, отпадших снова восставивший, долготерпевший, не взирая на нестерпимую греховность нашу, пока на небо нас не возведший, Царство будущее нам даровавший, Господь Сил, Которому предстоят тысящи Архангелов и тьмы Ангелов». – В то время, как иерей произносит это великое и таинственное Имя Бога во Святой Троице, люди, в свою очередь, воспевают единое Имя Святой Троицы следующими словами: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной» – Иерей же, окончив молитву, возглашает, продолжая свою тайную молитву: «Победную песнь поюще, (т.е. Серафимы и Херувимы и силы небесные) вопиюще, взывающе и глаголюще!» – Лик же продолжает возглас словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея; Осанна в вышних,. Благословен Грядый во Имя Господне!» – Этими словами славится страшное и славное Имя Иисуса – яко Бога неразлучного от Святой Троицы, Которой Серафимы поют трисвятое пение, яко Господа Вседержителя, равночестного и единосущного Отцу, яко исполнившего небо и землю славою искупления Собою создания Своего, яко того, которому Ангелы поют Осанна и благословляют Его, сошедшего на землю и прославившего Имя Божие и паки грядущего во славе паки прославить Имя Божие не смирением Своим, но страхом и величием Божества. – Это таинственный смысл того, что поют люди, иерей же продолжает таинственное священнодействие произнесения Имени Божия, причем поднимает звездицу, покрывающую Агнца и знаменует ею со сторон четырех ребр Агнца и, как бы указывая тем, что сия слава и осанна не иному кому поется, но Тому, Кто со времени наречения Имени на вырезаемом Агнце во время проскомидии, благодатно в нем присутствует. Затем иерей продолжает прославлять Имя Бога – Искупившего нас Сыном, Возлюбившего мир Свой так сильно, что Сына Своего Единородного не пощадил, но дал, дабы всяк верующий в Него не погибал, но имел жизнь вечную; и благодарит еще и за то, что Сын исполнил о нас все Отеческое смотрение и в ночь, в которую предал Себя за жизнь мира, законоположил нам Божественное Таинство Тела и Крови Своей. Таково таинственное призывание и прославление Имени Божия пред преложением Даров. Затем происходит самое пресуществление, которому предваряет произношение слов Спасителя: «Приимите ядите…» и: «пийте от нея вси»…, тайное воспоминание священником еще раз вкратце славы Имени Иисуса Христа словами: «поминающе убо спасительную сию заповедь и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие» – и возношение жертвы со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Возношение предложенных даров руками священническими есть, по-видимому, установление ветхозаветное, завещанное Богом Моисею, дабы приношение Богу возносить и потрясать над жертвенником (см. Исх. 29, 24). Есть это также воспоминание вознесения Господня Тела на крест. Возношение Даров сопровождается следующими словами и призыванием Имени Святого Духа: «Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу и просим и молим и милися деем ниспослати Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие сии Дары». – «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославый, Того Благий не отыми от нас, но обнови нас молящихся» – трижды. По призвании Имени Святого Духа Дары прелагаются словами молитвы, в коей Имя Святого Духа произносится над Предложением: «Преложив Духом Твоим Святым», и Дары трижды знаменуются крестным знамением с перстоложением во Имя Иисуса Христа, призывая тем образно над предложенными Дарами Имя Иисуса Христа. Так совершается безмерное и непостижимое для человеческого разума Таинство пресуществления хлеба в Тело Господне и вина в Кровь Господню ради призываемого Имени Господня по заповеди Его просить и получать ради Имени Его. Что это так, что именно силою произносимого Имени Божия совершается Таинство, свидетельствует, как мы говорили выше, Св. Кирилл Иерусалимский: «Хлеб и вино Евхаристии до святого призывания Достопоклоняемой Троицы (т.е. в тайных вышесказанных молитвах иерейских) были простым хлебом и простым вином, а по совершении призывания (т.е. Святой Троицы и Святого Духа над Дарами и образно Имени Иисус в знамении крестном с перстоложением) хлеб делается Телом Христовым, а вино кровию Христовою» (Творен., изд. 1893 г., стр.284). Итак, совершилось страшное и великое таинство, принесена всеискупительная жертва за людей , и се Сам Иисус во плоти пред нами! Тогда- то сбывается реченное Апостолом поклонение «о Имене Иисусове» вновь освященному Агнцу колен небесных, земных и преисподних, которых имена иереи поминают вслед за освящением Даров; и, во-первых, возглашается имя Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая невидимо с нами предстоит Сыну Своему, таинственно сущему во Агнце, и поклоняется Ему. Люди же поют славу имени Владычицы, восхваляя ее песнию «Достойно есть». Иерей продолжает поминать колена земных, кои особо нуждаются в благодати Божией и от которых весьма зависит благоденствие всей Церкви: «В первых помяни Господи Святейший Правительствующий Синод, ихже даруй Святым Твоим Церквам… право правящих слово Твоея Истины». – Обратите внимание на эти слова - «Слово Твоея Истины». – Что подразумевает под ними Церковь? Что значит право править? Относится ли это к управлению церковному? – нет, ибо суд между людьми не есть «Слово Божественной Истины». Итак, остается отнести «Слово Божественной Истины» – к самому Богослужению, о котором и молит Церковь, чтобы его право правило священство. Слово «Истины Твоея» – есть слово истины о Боге, т.е. Имя Божие; итак, о чем же молит Церковь, научаемая тому духом Святым, как не о том, чтобы Господь сподоблял священству право править службы Имени Божию и достойно призывать Имя Божие. Что это толкование истинно, видно из логической связи сего возгласа с последующим: «И даждь нам единеми усты, и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем следуют прошения просительной ектении, оканчивающейся прошением неосужденно сметь призывать Имя Отчее и глаголать: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое». – Затем следует приобщение Святых Таин, причем обыкновенно иереи, приобщаясь Честной Крови, говорят: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» . Затем выход с Дарами, затем воспоминание вознесения Господня на небо и перенесение Св. Даров на жертвенник, ектения благодарственная, и иерей закрывает антиминс и, подняв над ним Евангелие во образе Самого Христа, говорит: «Яко ты еси освящение наше и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу»… - и «с миром изыдем!» - Молящиеся отвечают: «О Имени Господнем». Тогда иерей выходит и благословляет Именем Господним, по подобию древнего благословения священников Израильских, благословляющих Именем Господним по совершении жертвоприношения; Имя Господне, которое иерей теперь призывает, есть: «Благословляющий благословляющих Тя, Господи, и Освящающий на Тебя уповающих… Отец и Сын и Святый Дух». Люди в ответ на это благословение трижды благословляют Имя Господне: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века». Тогда иерей снова благословляет людей по примеру ветхозаветных священников, обратившись лицом к ним словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, - и паки славословит Имя Иисусово словами: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» – Люди же, выражая нераздельность славы Христа и Святой Троицы, славословят Имя Святой Троицы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь» – «Господи помилуй» (трижды) и «Благослови», и благословенные Именем Христовым люди расходятся. Таким образом, Божественная Евхаристия, как началась с воспоминания и благословения Имени Иисуса Христа на проскомидии, так и заканчивается благословением Его Имени: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века». -–Не ясное ли дело, что это потому, что «о Имени Иисусове» совершилось поклонение Богу. – «Бог Господь и явися нам» – или Еммануил, или Иисус, ибо сии имена равнозначащие.
XIII.
Заключение. Думается нам, что сказанного нами более, чем достаточно для доказательства той истины, что Имя Божие по истине, выражаемой в нем, есть Божественная Истина, т.е. Сам Бог – энергия Премудрости и Истины Божества или Словесное действие Божества. Думается, что имеющий уши слышати, услышит в наших словах истину и проверит свою веру во Имя Божие, и , если окажется, что и он, как и многие прочие, утратил в сокровенности сердца своего благоговейный страх перед Именем Божиим и веру живую в Него, как в Самого Бога, то потщится возвратить себе утраченное, без которой невозможно ни быти чадом Божиим, ни использовать дар покаяния, ни получить отпущение грехов, как о том свидетельствует Апостол Лука: «И рече им, яко тако подобаше… проповедатися во Имя Его покаянию и отпущению грехов». (Лк. 24, 27). Выразим же вкратце те истины, которые мы исповедали в сей Апологии: 1) Исповедую, что Имя Божие и Имя Иисус Божественно и Свято Само по Себе, то есть Сам Бог. Но не ограничивается, и не выражается, и не именуется Бог всецело во Имени Своем, но лишь постольку, поскольку Он Сам благоволил открыть свойства Свои словесной твари. Поэтому, хотя мы именуем Имя Божие Богом, ибо Имени Божиему, как действию Божиему, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати, но вместе с этим мы и различаем Имя Божие от Самого Существа Божия и не сливаем понятия Существо Божие и Имя Божие. Истина, выражаемая Именем Божиим, по которой мы именуем Бога, есть Истина Богооткровенная, т.е. словесное действие Божества, и церковный догмат. Имя сей истине есть Бог, как то выражено Церковью в пятом определении против еретика Варлаама. Примечание: Условных звуков и букв, коими выражается Божественная истина и идея о Боге, мы не обожаем, ибо сии звуки и буквы не суть Божественное действие Божества, а действие человеческого тела, но тем не менее, мы веруем, что и этим звукам и буквам присуща благодать Божия ради Божественного Имени ими произносимого. 2) Исповедую, что Имя Иисус есть Богоипостасное, т.е. относящееся и к Божеству и человечеству Христову. 3) Исповедую, что Имя «Иисус», равно и как всякое именование Божие есть сила Божественная, коей неотделимо присущ Святый Дух, творящий чудеса во Имени сем, и отнюдь не соизволяю на то, чтобы дерзать отметать присущность Имени Божиему Божественной силы и называть Имя Божие «силою посредствующею». 4) Исповедую, что поелику всеми Именами Божиими именуется Один и Тот же Бог, то между Именами Божиими нет различия в степени силы и святыни, но что все Имена Божии суть равночестны, и Имя Иисус есть хотя и равносильное и равночестное прочим, но наиболее употребительное для нашего спасения и наилюбезнейшее для каждого христианина. 5) Исповедую, что основание всякого молитвенного делания есть призывание Имени Божия и исповедание его духом и истиною, и что Бог, живущий в сердцах наших от Крещения нашего, видится духом и обретается сердцем во Именах и в словах Своих, и в словах Божественного Богослужения, и достоверно ощущается имущими сие духовное чувство, ибо словесное действие Божие есть «Свет Христов», просвещающий сердца. Дай, Господи, чтобы сия Апология послужила бы братиям во Христе, забывшим страх пред Именем Божиим (от них же первый бех отчасти аз), напоминанием и побуждением к стяжанию его; верующим право и истинно во Имя Божие стеной и ограждением против тех хулений против Имени Господня, кои они имеют вероятность услышать; колеблющимся в вере во Имя Господне и поврежденным ядом имеборческой хулы – врачеванием; для хулителей же – посрамлением и устен их хульных заграждением. Буди - Аминь. О Христе Иисусе Господе нашем, Его же помощию и благодатию при содействии многих собратий иноков Святогорских и высокопросвященных российских богословов сия книга написася, их же да вознаградит за ревность их о Имени Его Сам Господь наш Бог.
Святогорский Иеросхимонах Антоний (Булатович). | |
Просмотров: 253 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |