Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 10:34 PM | |
говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому: но это только в молитве и только для нашего сердца2, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя а не Сам Бог не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия3. 2. Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы действовала уже механически,— а так, что Господь, видя веру нашу (Матф. IX, 2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо4. 3. В частности, святые таинства совершаются не по вере совершающего, не по вере приемлющего, но и не в силу произнесения пли изображения Имени Божия; а по молитве и вере св. Церкви, от лица которой они совершаются, и в силу данного ей Господом обетования5. Такова вера православная, вера отеческая и апостольская». "Церковные ведомости". 1913. I8 мая. № 20. с. 285.
Глава 9 Из статьи С. В. Троицкого "Афонская смута" (тезисы иеросхимонаха Антония из его Апологии, и антитезисы С. В. Троицкого из его синодального доклада) (Там же, стр. 249 – 253) (С комментарием редакции настоящего издания) Апология1. Исповедую, что Имя[1] Божие и Имя Иисус Божественно и Свято Само по себе[2], то есть Сам Бог. Но не ограничивается и не выражается и не именуется Бог всецело в имени Своем, но лишь постольку, поскольку Он Сам благоволил открыть свойства Свои словесной твари.
С.Троицкий. Имя Божие, понимаемое в смысле откровения Божия и при том по его объективной стороне, т. е. в смысле открывания истин человеку[3] есть вечная неотделимая от Бога энергия Божия, воспринимаемая людьми лишь настолько, насколько допускает это их тварность, ограниченность и нравственное достоинство. (Если бы этот тезис С.Троицкого был положен в основание синодального Послания! Тогда не было бы никакой афонской распри в учении об Имени Божием, никакой афонской смуты. Ред.).
Апология. Поэтому, хотя мы именуем имя Божие Богом, ибо имени Божиему, как действию Божиему, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати[4], но вместе с тем мы и различаем Имя Божие от самого существа Божия и не сливаем понятия существо Божие и Имя Божие. Истина выражается именем Божиим, по которой мы именуем Бога, есть Истина Богооткровенная, т. е. словесное действие Божества и церковный догмат[5]. Имя cей истине есть Бог, как то выражено[6] Церковью в пятом определении против еретика Варлаама. С.Троицкий. К употребляемому в таком смысле слову "имя" приложимо наименование Божество (qeotuV), но не Бог, поскольку "Бог есть действующий", а не действие и поскольку "Бог есть выше Божества"[7]. Имя, как энергию Божию, можно называть Богом лишь в несобственном смысле, в смысле противоположности твари, но называть Имя Самим Богом нельзя ни в коем случае, ибо в слове "Сам" непременно мыслится существо Божие. Апология. Примечание. Условных звуков и букв, коими выражается Божественная истина и идея о Боге, мы не обожаем, ибо сии звуки и буквы не суть Божественное действие Божества, а действие человеческого тела, но тем не менее мы веруем, что и этим звукам и буквам присуща благодать Божия ради Божественного Имени, ими произносимого. С.Троицкий. Примечание. Благодать не присуща не только звукам и буквам, выражающим идею о Боге, но и соединенной с этими звуками нашей мысли о Боге, но может быть подаваема Богом, при произнесении их, если эти звуки произносятся благоговейно, с верою и любовью к Господу. (Если это так, то не опровергаются ли этим тезисом С.Троицкого слова Апостола: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12,3). Если исповедание Имени Господа Иисуса действуется Духом Святым, то как же еретически учит С. Троицкий, будто бы Благодать Божия не присуща «не только буквам и звукам, выражающим идею о Боге, но и соединённой с этими звуками нашей мысли о Боге»? Имя Божие в буквах и звуках голоса не меньшей святости чем святые иконы, но даже большую имеют святость, так как не Имя Божие освящается иконами, но иконы освящаются Именем Божиим. И даже Таинство пресуществления святых даров совершается Именем Божиим, произносимым голосом священника, и осеняющим, именословным перстосложением священника, крестным знамением. «И кто произнёс его (Имя Иисусово), - говорит св. Иоанн Златоуст, - тот вдруг исполнился благоухания. Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12,3) Том 11. кн.1. стр.435-436. Спб. 1905 г.). По слову св. Златоуста: «всё совершается Именем Отца, так и Именем Сына» (Т. 8.Спб. 1902 с. 544). «Он есть и слава Имени Бога, т.е. Отца, почему и Павел назвал Его сиянием славы Отца» Евр.1,3) (Спб. 1899. стр. 851). И так, произносимым Именем Божиим, освящаются и святые иконы, и таинства церковные, и тварные элементы Имени: буквы и звуки. О том что для этого необходимо произношение Имени Божия с верою, любовию и благоговением не следовало бы и говорить, здесь С.Троицкому, так как это само собой разумеющееся условие для желающего освятиться благодатью Божией при молитве или произношении Имени Божия. Только вот С.Троицкий скрыл: с верою во что именно? - Во Имя Господа нашего Иисуса Христа (Иоан. 1,12; 3,18; 1 Иоан. 3,23). Как учит св. Златоуст: «мы не должны исследовать сущность Его (Бога), но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. Во Имя Иисуса Христа, говорит Пётр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом». (Иоан.Злат. Т.9. Спб. Дух.Акад. 1903. Бес. На посл. к Римл. 1). (Ред.).
Апология. 2. Исповедую, что имя Иисус есть Богоипостасное, т. е. относящееся и к Божеству и к человечеству Христову. С.Троицкий. 2. Имя Иисус, как и другие имена Господа нашего Иисуса Христа, относится к Его Ипостаси, Ипостаси Божеской, в коей объединены божеское и человеческое естество Христа, но так как всякое имя Божие, относясь к одному и тому же Богу, в то же время указывает на одну какую-либо сторону отношения Божия к нам, то и имя Иисус, в отличие от других имен Божиих, указывает, главным образом, на спасение Богом людей, совершенное принявшим естество человеческое Сыном Божиим, и в этом смысле можно сказать, что имя Иисус относится к воплотившемуся Сыну Божию. (Так учит и Апология, ибо в «воплотившемся Сыне Божием» соединёны неслитно и нераздельно два естества: Божеское и человеческое. Но в Имени Иисус, также, как и в каждом другом Имени Божием – совокупность всех Имён. Св. Златоуст: «Христос может быть называем: - страстным и безстрастным: страстным по плоти, безстрастным по Божеству. То же самое, что о «Христе», - может быть сказано о «Сыне», об «Иисусе», о «Господе», так как все эти имена суть общие и выражают собою оба естества». (Т. 3. 814). «И тысячами других Имён, означающих высоту и боголепие, Святое Писание умело наименовать Бога. Почему в точности дознаём из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имён» (Св. Григор.Нисск. Ч.2. Стр. 412. Москва 1861 г.). (Ред.).
Апология. 3. Исповедую, что имя "Иисус", равно как и всякое именование Божие, есть сила Божественная, коей неотделимо присущ Святый Дух, творящий чудеса во Имени сем, и отнюдь не соизволяю на то, чтобы дерзать отметать присущность имени Божиему и Божественной силы и называть Имя Божие - "силою посредствующею". С.Троицкий. 3. Имя «Иисус», понимаемое в смысле откровения Божия о спасении человечества, но не в смысле нашего именования Бога (т. е. произнесения имени Божия вместе с мыслью о Боге), есть сила Божественная или действие Божие, действие Св. Духа, неотделимое от Него, так же как и творение чудес, но имя Иисус, в смысле нашего акта произнесения имени Божия, не есть сила Божественная, а может быть условием проявления этой силы, если произнесение этого имени служит выражением веры и любви к ее Носителю. Но и в том и в другом смысле имя Божие может быть названо "силою посредствующею". Имя, как откровение Божие, есть действие Божие, ибо, как говорит Св. Григорий Палама, "только посредством действия Божия, неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям". Посредством же произнесения имени Божия мы призываем Бога и удостаиваемся дарования благодати Божией. (В первой половине первого абзаца, можно сказать, С.Троицкий выразил православную мысль назвав Имя Иисус (не в тварных его элементах – в буквах и звуках голоса произносящего), а в смысле откровения Божия – силой Божественной, или действием Божиим, действием Св. Духа, неотделимого от Него. Во второй же половине первого абзаца он говорит, что в смысле нашего акта произнесения Имени Божия оно не есть сила Божественная, а может быть условием проявления этой силы… Но в том и другом смысле, - говорит он, - имя Божие, может быть названо «силою посредствующею». Смысл этого «может быть» - двоякий: и может быть, и не может быть… Это во-первых. И здесь нет ничего ясного, конкретного. А во-вторых: заключающим словом первого абзаца он называет силою посредствующею Имя Божие не только в его тварных элементах – в буквах и звуках голоса произносящего, но и в его ипостасном пребывании в качестве действия энергии существа). (Ред.).
Апология. 4. Исповедую, что поелику всеми Именами Божиими именуется Один и Тот же Бог, то между Именами Божиими нет различия в степени силы и святыни, но что все Имена Божии суть равночестны, и имя Иисус есть хотя и равносильное, и равночестное прочим, но наиболее употребительное для нашего спасения и наилюбезнейшее для каждого христианина. С.Троицкий. 4. Все имена Божии, произносимые нами, суть равночестны, но ни одно из них само по себе не имеет силы, ибо сила Божия, благодать Божия присуща только (Самому Господу, Который и дарует ее нам при молитвенном произнесении Имён Божиих, если мы произносим их с верою и любовью к их Носителю (Автор говорит, что ни одно из Имён Божиих само по себе не имеет силы, что благодать Божия присуща только Самому Господу. Но в п. 3-м он говорил, что Имя «Иисус» в смысле откровения Божия о спасении человечества есть сила Божественная, или действие Божие, действие Святаго Духа, неотделимое от Него, так же как и творение чудес». Но в данном, п. 4-м автор разобиделся на Имя Господа и утверждает, что ни одно из Имён Божиих само по себе не имеет силы, ибо сила Божия присуща только Самому Господу…» То есть, автор упорно не хочет признать Божество энергии Существа, и назвать её титулом «Бог». Епископ Михаил в «Толковании Св. Евангелия Иоанна на слова «Я открыл Имя Твое» (Иоан. 17,6) – говорит: «Имя – вместо Лица, Его свойств и действий; открыл Имя Бога – тоже, что открыл Самого Бога». Если бы Имя Божие само по себе не имело силы, то как бы Сам Господь мог сказать о силе Своего Имени: «Именем Моим бесы ижденут» (Мрк. 16,17) . Неужели Господь сказал ложь, а С.Троицкий говорит истину?.. Но обратимся к Православному Катехизису: «Имя Божие Свято Само в Себе» (См. Отче наш). (Ч. 3, стр. 136; Больш. Катехиз. Л. 4. Изд. 1874). «Преславными и различными Именами нарещися может Бог, их же никтоже от Него отлучити может» (Б.Кат. 258, изд. 1878). «Сие есть Имя Иисус, ему же поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних. Сие есть Имя Иисус, егоже аще кто призовет без сомнения духом и истиною, спасен будет. Сие есть Имя Иисус, его же подобает всем верным присно имети в сердцех и во устнех, во всех делех своих по Апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите словом или делом, вся во Имя Господа Иисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти и вся враги наша противныя победити». (Больш.Катех. Л. 4. 1874 г.). «Мы прежде всего должны просить, чтобы святилось Имя Его. Но ужели Имя Божие не свято, братие, когда мы должны просить, да святится Имя Его? Не Его ли Пресвятое Имя выну славят на небеси Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,3)? Да и мы православные, не то же ли воспеваем по благости Божией на земле?» (Виктора Успенского. Поуч. О мол.Госп., с.20, Моск. Универс. Типогр., 1858 г.). «Без сомнения Имя Божие Свято Само в Себе: свято Имя Его, говорит Слово Божие (Лук. 1,49), или лучше – Имя Божие есть Сама Святость. Не только само в себе свято Имя Божие; Им даже и освящается всё то, на что мы призываем оное. От него приемлют освящение все таинства нашей Православной Церкви и обряды; Им утверждается верность наших клятв и обещаний; Имя Божие мы полагаем в основание каждого доброго дела. Так свято и пресвято Имя Божие! Но мы должны просить Отца Небесного, чтобы Имя Его, вечно святое и пресвятое само в себе, святилось в нас, или, что то же, прославлялось нами. (Ев. Иоан.1,1. Ч.3-я. Изд. 3. Стр. 172. Мск. 1891 г.). «Благоговеем пред Именем Божиим, Которое есть благословенно (Пс.71,19), хвально и прославлено (Пс.112,3). Которым благословляется и освящается всё (Пс. 71,17), о Котором радуются Ангелы Божии, все Праведники, силою Которого мы, грешные, спасаемся» (Деян.4,12). Взято из кн.: «Катехизич. Поучен. Григор. Дьяченко, стр. 819, Москва). «То что спасает нас, есть Имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего» (Догматич. Учен. О семи церк. Таинствах, стр. 99, Спб. 1877 г.). «Имена и качества Божии, показанные в откровении, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова ничего не значущие». (Правосл. Догматич. Богословие, ч. 1, Спб. 1882. О свойствах сущности Божией. III, стр. 37). И так, может ли быть такое, что то, чем совершаются чудеса, что есть Сама Святость, что свято Само в Себе, и то, чем совершаются церковные таинства и освящается всё, что есть вечная - неотделимая от Бога энергия Его – не имеет Божественной силы? – Да, может, но только не в православной вере, а в еретическом имборческом учении С.Троицкого, запатентованного синодалами профессора богословия. (Ред.).
Апология. 5. Исповедую, что основание всякого молитвенного делания есть призывание Имени Божия и исповедание Его духом и истиною и что Бог, живущий в сердцах наших от Крещения нашего, видится духом и обретается сердцем во Именах и в словах Своих, и в словах Божественного богослужения, и достоверно ощущается ищущими cиe духовное чувство, ибо словесное действие Божие есть "Свет Христов", просвещающий сердца. С.Троицкий. 5. Призывание Имени Божия есть наиболее обычный, но не единственно возможный вид молитвы1, ибо на высших ступенях ее произнесение слов и имени является излишним. И высшая ступень молитвы есть молитва без слов, но, конечно также разумно-сознательная. Призывание, произнесение Имени Божия в молитве необходимо лишь постольку, поскольку оно помогает сосредоточению ума и сердца нашего на мысли о Боге2, каковое сосредоточение необходимо для того, чтобы сделать дух наш способным к восприятию благодати Божией3, а вовсе не потому, что "словесное действие Божие есть свет Христов, просвещающий сердца", ибо под словесным действием (energeia logikh) Божиим разумеются не слова и имена молитвы или Священного Писания, а действие Божие, направленное на разумные существа4. При призывании имен Божиих необходимо всегда относить их к Самому Господу, так что при молитве имя Господа отождествляется с Самим Господом5, но нельзя смешивать такого отождествления в нашем духе с тождеством имени с Господом, и поступать так, это значит нашу ограниченность приписывать и Самому Богу и тем самым безмерно оскорблять величие Божие, сливая Бога с действием тварного и ограниченного существа. "Прибавления к Церковным Ведомостям". 1913. 18 мая. № 20, с.906 - 909.
Глава 10 Флоренский Павел Алексанбрович(Биографическая справка) Флоренский Павел Александрович (1882, местечко Евлах Елизаветпольской губернии - 1937) - философ. Родился в семье инженера-путейца, служившего в Закавказье. В 1900 окончил 2-ю Тифлисскую классическую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Специализируясь по чистой математике, Флоренский параллельно изучал философию. В 1904 после окончания курса отказался от предложенной ему научной университетской карьеры, выбрав путь, по его же словам, "православия и именно церковности", поступив в Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде. Будучи монархистом по убеждению, в 1906 под влиянием событий первой российской революции выступил с проповедью "Вопль крови", осудив казнь лейтенанта П. П. Шмидта и расстрелы "людей, не имущих куска хлеба", за что подвергся аресту. После окончания академии Флоренский в 1908 - 1919 преподавал в ней философию, а в 1911 принял сан священника, не занимая приходской должности. В 1911 - 1917 являлся редактором одного из лучших духовных журн. - "Богословский вестник". В 1914 защитил магистерскую диссертацию "О духовной истине", став профессором в Московской духовной академии. В этом же году вышел в свет его самый известный богословский труд "Столп и утверждение истины". Энциклопедически образованный оригинальный мыслитель, Флоренский стал автором многих выдающихся работ по богословию, философии, искусствоведению, математике, эстетике, электродинамике, филологии, понимая свою жизненную задачу в проложении путей к будущему цельному мировоззрению. После Октябрьской рев. 1917 Флоренский так обозначил свою позицию: "Развиваемое мною научно-философское миропонимание не совпадает с вульгарным толкованием коммунизма", но это не может помешать "добросовестно делать на государственной службе свое дело". Служил ученым секретарем комиссии по охране памятников и старины Троице-Сергиевой лавры, разрабатывая методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства, читал лекции по физике и математике в педагогическом институте, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (В ХУТЕМАС), занимался научно-исследовательской работой в системе Главэлектро ВСНХ, редактировал Техническую энциклопедию и написал для нее более 100 статей. Вся эта деятельность не помешала в 1928 высылке Флоренского в Нижний Новгород. По ходатайству жены А.М. Горького Е.П. Пешковой он был освобожден, но в 1933 вновь арестован, осужден на 10 лет по ст. 58 пп. 10 и 11 ("Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания") и отправлен в восточно-сибирский лагерь "Свободный" (БАМЛАГ). В 1933 - 1934 работал на мерзлотной научно-исследовательской станции, где получил ценные результаты. Ходатайство правительства Чехословакии в 1934 об освобождении Флоренского и переезде его с семьей в Чехословакию правительство СССР отклонило. В 1935 Флоренский был отправлен в Соловецкий лагерь, где сделал ряд научных открытий на соловецком заводе йодной промышленности. В ноябре 1937 Флоренский был вторично осужден тройкой УНКВД по Ленинградской области. Дальнейшие сведения о нем, включая официальную дату смерти в 1943, легендарны. Реабилитирован посмертно в 1958. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. _______________ (Павел Александрович Флоренский – изумительно одарённая Богом духовная, и вместе творческая, редчайшая личность. Посмотрите, он: философ, профессор МДА, энциклопедист, духовный писатель, редактор «Богословского вестника», искусствовед, художник, математик, филолог, эстетик, физик, учёный секретарь комиссии по охране памятников и старины в ТСЛ, монархист, антикоммунист, преподаватель в ВУЗах, научный исследователь Глав-Электро в системе ВСНХ, научный работник соловецкого завода йодной промышленности, каторжник, новый Российский священномученик, - хотя РПЦ пока и не канонизировала его; но она долго не причисляла к лику святых и такого редчайшего столпа Церкви Христовой, как Великий пророк и чудотворец св. Иоанн Кронштадтский, в то время, как ещё при его жизни по обилию святых благодатных даров его почитал за Святого весь мир. (Протоиерей Константин Б.)
Глава 11 Комментарий о. Павла Флоренского к статье архиепископа Никона «Великое искушение около святейшего имени Божия»1 (Религиозно-Философский журнал «Начала» № 1-4. МСК. 1996.С.89-134)
С болью сердца, с муками души издалека наблюдаю я великое искушение, попущением Божиим постигшее Св. Гору и ея, — по-видимому, только русских — насельников... Что сие значит? Восторжествует ли враг Церкви, или же смирение иноческое победит его?.. Вот что особенно страшно: сатана, досель трепетавший пред именем Господа нашего, как именем Того, Кто сокрушил его державу, теперь построил искушение около сего имени и сеет вражду — да еще какую! — между исповедающими Господа, посвятившими себя всецело служению Господу, ради Господа отрекшимися от мира и всего, яже в мире... Какова дерзость! Но каково же и ослепление тех, кто поддался сему искушению! Неужели так оскудела духовная жизнь современных подвижников Афона, что не замечают они козней искусителя? Страшно за Церковь, которой нешвенный, Боготканный хитон хотят разорвать... В чем дело? Явилось учение, доселе Церковью нерассмотренное, а потому и в ея вероизложениях — ни положительно, ни отрицательно не формулированное, кратко оно выражается в трех-четырех словах: «Имя Божие есть Сам Бог». И только. В подробном изложении оно уже говорит, что всякое имя Божие, всякое слово Божие, все откровение Божие, всякая молитва. к Богу обращенная, всякое исповедание имени Божия — есть Бог... Темно, неясно, непонятно все это для человека, особенно для простеца[8]. Но сие учение уже выдается как «догмат»: автор книги, в которой впервые появилось оно, схимонах Иларион, так и говорит, что он «поставил этот догмат в таком виде, в каком он не встречается нигде кроме о. Иоанна Кронштадтского». Но о. Иларион утверждает, что этот догмат якобы всегда содержался и содержится Церковию, но доселе был как бы сокровен. Чтобы правильно судить о сем якобы сокровенном догмате должно помнить, что все догматы, несмотря на всю их таинственность и непостижимость для ума нашего, тем не менее никогда не противоречат законам нашего разума[9]. Непостижимость еще не есть логическое противоречие. Например: Бог троичен в Лицах, но един по существу, - вот догмат. Противоречит ли он разуму? Он непостижим для нашего ума, но законам разума не противоречит, ибо содержит в себе две истины — разные, но взаимно не отрицающие одна другую: одна — единство сущности Божества, другая — троичность Лиц[10]. Так нас учили в православной догматике[11]. Вот почему[12] все догматы[13] приемлются разумом, когда он смиряется пред тайнами Божественного откровения. Но в новом учении имеется логическое противоречие. Что такое имя вообще, как мы его понимаем?[14] Имя есть условное слово, более или менее соответствующее тому предмету[15], о коем мы хотим мыслить; это есть необходимый для нашего ума условный знак[16], облекаемый нами в звуки (слово), в буквы (письмо) или же только умопредставляемый, отвлеченно, субъективно[17] мыслимый[18], но реально вне нашего ума не существующий образ (идея)[19]. Без такого знака наш ум был бы не в состоянии приблизить к своему пониманию[20] тот предмет, какой мы разумеем под тем или другим именем[21]. Наш дух, сам по себе, вне тела, может быть, в таких именах и не нуждается; но теперь, пока он заключен в телесный состав, он иначе и мыслить не может, как умопредставляемыми образами, идеями, словами, именами[22]. Обычно, имя указует[23] нам какие-либо свойства[24] предмета, приближаемого[25] к нашему мышлению, но повторяю; реально — ни духовно, ни материально имя само по себе не существует[26]. Это почти то же, что в математике идеальная точка, линия, круг; в географии - экватор, меридиан и под. Таково значение имени для нашего мышления, такова его сущность[27]. Возьмем другое слово, входящее в формулу нового догмата: «Бог». Самым главным, как бы[28] всеобъемлющим признаком сего понятия в нашем христианском смысле является всесовершенная духовная личность[29]. Так и в православном Катехизисе говорится, что Бог есть Дух, духовная личность, Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Все другие признаки сего понятия 2 И так, только в молитве, и только для нашего сердца, - учит послание, - Имя Божие «как-бы» Бог, как-бы отождествляется с Богом. А разве не для нашего сердца заповедь Божия запрещает неосторожное, неблагоговейное произношение Имени Божия и не в молитве? Разве не для нашего сердца Благодать Божия устами св. Иоанна Кронштадтского на весь мир объявила, что не только в молитве, но и вне её Имя Божие есть сам Бог, Имя Богоматери сама Богоматерь, Имя Ангела или Святого, сам Ангел и Святой? 3 Отождествляя с Богом то, что реально не существует, послание проповедует магическое суеверие. Действительно, не бессмысленно ли, не богохульно ли, и не магическое ли суеверие воображать Богом то, что на самом деле не существует, что является фикцией – выдумкой человеческой? Когда молишься, воображай, что Имя Божие как-бы Бог. А после молитвы веруй, что имени Божия, которое в молитве ты признавал как-бы Богом, реально не существует… Такая вера послания есть воистину магическое суеверие, волшебство и колдовство и никак не вяжется с церковным учением. В начале послания Имя Божие называлось святым, достопоклоняемым, вожделенным и даже божественным. А здесь от Имени Божия отнимается всё: и божество, и энергия, и все божеские достоинства и свойства. А кто не согласен с учением послания, тому приписывается богохульство… Весьма наглядно усматривается ложность учения послания уже из того, что все три синодальных докладчика: архиепископы Никон (Рождественский), Антоний (Храповицкий) и профессор С.Троицкий в своих докладах, легших в основу послания Синода, разошлись во мнениях и противоречат друг другу. А это признак того, что их учение основано не на камне Слова Божия и Писаниях Святоотеческих, а на сыпучем песке рационалистических мудрований. От ложного начала - борьбы со Славою Имени Божия, они пришли и к ложному концу – еретическому имеборческому учению в трёх лжедогматах синодального послания от 18 мая 1913 года. 4 Естественно составителю синодального послания отвергать чудодейственнось Имени Божия, поскольку он не признаёт за Именем Божиим реального бытия. Какую чудодейственную силу может иметь то, что реально не существует? Как может творить чудеса искусственно, магически и суеверно обоготворённая простая кличка, или название, существующая только для молитвы, а после молитвы исчезнувшая в небытие? Послание относит чудодейственную силу не Имени Божию, а нашей вере. Вере – во что? Если вере не во Имя Господа нашего Иисуса Христа, - то во что? Сравни: Иоан.1,12; 3,18; 1-е Иоан. 3,23. Послание явно отвергает слова Спасителя (Мрк.16,17) и слова Первоверховного Апостола Петра: (Деян.4,12). Чудодейственная сила Божественной энергии – Имя Божие, неотделимое от Существа и являющееся Богом, по словам блаженного Феофилакта Болгарского иногда совершает чудеса произносимое даже устами недостойных, и, как говорит св. Иоанн Златоуст, иногда даже без молитвы произносимое. 5 Целый сонм святых Богоносных Отцов, Православный Катехизис, Догматическое богословие, вся Православная Церковь учит, что церковные Таинства совершаются Именем Божиим. Но послание отвергло учение Православной Церкви, отвергло веру в действие Имени Божия в Таинствах. И если во втором лжедогмате силу творения чудес послание приписало не Имени Божию, а вере нашей и обетованию Божию, (но самое обетование Божие посланием сокрыто, - вот оно: «Именем Моим бесы ижденут» (Мрк. 16,17) ), то в третьем своём лжедогмате оно отвергло уже и веру совершающих Таинства, и веру приемлющих Таинства, и конечно же отвергло силу Имени Божия, и отнесла силу совершения Таинств молитве и вере святой Церкви. Но все церковные Богослужения и домашние молитвословия начинаются и заканчиваются прославлением Имени Божия, и цель создания мира – Слава Имени Божия: «Всякое дыхание да славит Господа» (Пс.150,6). И под этими тремя своими лжедогматами послание и доныне провозглашает: «Такова вера православная, вера отеческая и апостольская, это – Голос Матери Церкви! С каких это пор?!.. [1] Следовало бы пояснить, в каком смысле здесь употребляется слово "имя", в смысле ли откровения Божия, или наименования нами Бoгa. [2] Словами "имя Божие" свято само по себе (или само в себе) означается лишь то, что оно свято по природе, безотносительно к тому, святится ли оно людьми или нет, но вовсе не то, что оно свято безотносительно к Богу, к существу Божию. (Имяславцы никогда не отделяли Имя Божие от Бога, чего делают синодальные докладчики и Послание Синода. И никогда не называли Имени Божия Святым, достопоклоняемым и Самим Богом безотносительно к Богу или к Существу Его. (Ред.) ). [3] Нужно, однако, сказать, что в смысле откровения Божия выражение "имя Божие" употребляется лишь в библейском языке и притом в редких случаях, но и в этих случаях слово "имя" означает не объективную, как "(doxa)" сторону откровения, не действие, не "открывание" Богом истины человеку, а субъективную, самые эти истины, как они усваиваются человеком. Поэтому настаивать без всяких оговорок на правильности выражения "имя Божие есть Божественность или Божество", выражения, не встречающегося ни в Св. Писании, ни в святоотеческой письменности, это — хотя и не значит впадать в ересь, но во всяком случае, значит употреблять слова не в том значении, в каком они всеми употребляются, и через это вводить в соблазн людей, не знакомых с такой своеобразной и, по существу, неправильной терминологией, и поселять небезосновательное подозрение, что с пониманием слова "имя" в смысле откровения имяславцы соглашаются лишь для виду, а на самом деле, говоря о том, что "имя Божие есть Бог", под именем разумеют и произнесение имени Божия. (Но в настоящем издании читатель встретит не мало святоотеческих цитат, говорящих как раз то, что отрицает автор этой ссылки говоря, будто бы имяславческая терминология своеобразная и неправильная и блазнит людей, так как не встречается ни в Св. Писании, ни в святоотеческой письменности. Поэтому, с этим трудно согласиться. Имяславцы говорят «Имя Божие есть Бог», или «Божество» в том смысле, в каком говорили и Святые Отцы, например, Свт Григорий Нисский, преп. Симеон Новый Богослов, Св. Тихон Задонский, Св. Иоанн Кронштадтский, Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский), Свящ. Стратилатов в его премированных Св. Синодом «Проповедях» и многие другие Святые Отцы, церковные писатели, проповедники и учёные. – Ред.). [4] Так как имя, как энергия Божия, отлично от существа Божия и не есть само существо, а лишь действие существа Божия, то нельзя говорить, что оно божественно по существу, ибо нельзя говорить "по существу" о том, что само по себе не имеет существа. Но нельзя говорить и того, что оно божественно по благодати, ибо откровение Божие есть такая же энергия Божия, как и благодать. Другими словами, определения "по существу" и "по благодати" здесь не применимы, ибо откровение Божие не есть ни существо Божие и ни объект действия существа Божия, а само действие Божие. [5] Понятие "Истина богооткровенная" и "церковный догмат" не могут быть признаны равнозначными, ибо под догматом разумеется богооткровенная истина, выраженная в неадекватной ей форме слов человеческих. Поэтому догматы являются лишь символом богооткровенной истины, в которую мы веруем, "символом веры". Поэтому добавление "и церковный догмат" здесь недопустимо. [6] Ничего такого здесь не выражено. [7] Оба эти выражения принадлежат св. Григорию Паламе. (Однако и Существо называется Божеством, и Божество называется Богом. Например, энергия Существа – Божество, но Божество именуется и Богом. Мы знаем, что Бог воплотился, но можно сказать, что Божество воплотилось. Митрополит Трифон (Туркестанов): «Христианство есть религия, которая учит, о воплощении Божества, как о факте реальном. Актом Боговоплощения снято проклятие, прощён первородный грех, оправдан человек. Обнаружена любовь, сокровеннейшая сторона Божества… раскрыта тайна жизни самого Божества и троичность Лиц. И эта тайна покоится на любви как на принципе внутренней жизни Божества. Отец любит Сына. Люди в первый раз увидели Бога во плоти, слушали Его Божественное учение, видели совершеннейшую жизнь в Лице Богочеловека Иисуса Христа…». И так, «действующим» можно назвать не только Бога, но и Божество, которое действует как и Бог, потому что оно и есть Бог на самом деле, как выше мы уже видели из слов святителя Трифона, что Бог не выше Божества, т.е. себя самого, и Божество не меньше Бога, потому что оно есть Сам Бог. По С. Троицкому Имя Божие нельзя называть самим Богом, ибо в слове Сам непременно мыслится существо Бога. Но из вышеприведённых слов мы увидели, что именем Бог именуется не только, и даже не столько существо, но и энергия существа. Тезис С.Троицкого не находит подтверждения у Святых Отцов и в учении Св. Церкви, он лавируется и базируется на демагогии автора в его противлении истине имеславия. Слово Сам совсем не означает непременно существо. Когда, вслед за святыми Отцами имеславцы говорят: «Имя Божие есть Сам Бог», то слово Сам указывает на Бога, того самого единого, нераздельного, (но и не слиянного) с своей энергией, которая есть Бог; но не кроме единого истинного Бога. Вот что означает приставка «Сам». Богом является не только существо, но и энергия существа. Это – прописная истина Христианской религии. (Ещё см. здесь «Об Имени Божием». Свящ. П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. Т.2. Стр. 326-328). (Ред.).
1 Ловим автора на слове: если по С.Троицкому Имя Божие само в себе не имеет Божественой силы, и по учению Послания Синода не спасительно, не чудодейственно, не есть Бог и по учению синодального докладчика есть фикция, то есть имя Божие реально не существующее, то зачем тогда призывать в молитве то, что не есть Бог, не спасительно и что реально не существует?…Не бессмысленно ли это со стороны имеборцев? Ну и призывали бы Самого Бога, без Имени Его!.. Ан нет, без посредствующего элемента молитвы обойтись не могут, и придумывают себе посредствующее имя для скачка к Самому Богу сущему на небесах… Другого вида молитвы без призывания Имени Божия мы не ведаем. Поэтому считаем, что призывание Имени – единственный способ молитвы. Иное дело, что на высших ступенях молитва деется без слов – это верно, однако, всё же не без Имени Божия. Даже в умной и сердечной молитве совершенные молитвенники не обходятся без Имени Божия, но умно или сердечно касаются Имени Иисус, духовно созерцая в этои Имени самого Иисуса; или имя Иисусе, или имя Господи, или имя Отче, или имя Спаситель, или имя Боже, или иное какое Имя Божие самый совершенный молитвенник непременно созерцает, и в любом из призываемых, или только умно-сердечно произносимом или созерцаемом имени соприкасается самому Божеству, соединяется с Самим Богом в энергии Его Божества. Но профессор С.Троицкий знает какой-то особый вид молитвы даже не только без слов, но и без Имени Божия… 2 «Призывание» и «произнесение» Имени Божия в молитве это совсем два различные понятия. Имеславцы призывают Имя Божие потому что в нём присутствует Сам Бог Своею энергией. И с верой и благоговением к этому Имени призывающие его причащаются благодати Божией. А имеборцы не призывают, а произносят Имя Божие как посредствующую силу, и потому не освящаются не причащаются благодати, но лишь ожидают её... Кроме того, под понятием призывание Имени Божия подразумевается искренняя усердная молитва; а под произнесением Имени Божия – может быть холодное произношение его одними устами без участия сердца. С. Троицкому такое произношение на молитве Имени Божия помогает сосредоточению ума и сердца на мысли о Боге. На мысли о Боге без Имени Божия? Но как можно сосредоточить ум и сердце на мысли о Боге без веры в нераздельность Имени от Именуемого? А если Имя Божие неотделимо от Бога во время молитвы, то значит оно есть Бог, и неотделимо от Именуемого также и после молитвы, а не только во время молитвы. (Ред.). 3 Дух наш способным бывает к восприятию благодати Божией при искренней сердечной вере во Имя Господа нашего Иисуса Христа (1 Иоан. 3,23). И конечно же, при искренней вере в присутствие Божие Божественной энергией в Его Пресвятейшем Имени, призываемом в смиренных и покаянных чувствах, с сокрушением сердечным о грехах своих. Но о каком восприятии благодати Божией, о каком сосредоточении ума и сердца на мысли о Боге может говорить имеборствующий профессор С.Троицкий, не признающий Божества Имени Божия, отвергающий реальное его бытие? «Ибо не верующий, - говорит свящ. Писание, - уже осужден есть, яко не верова во Имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3,18 и 36). Лишь только верующие во Имя Господа именуются чадами Божиими (Иоан. 1,12). (Ред.). 4 Профессор говорит, что «словесное действие Божие» не есть свет Христов, просвещающий сердца. Разве это не ересь? – Всякое действие Божие по отношению к миру и человеку есть свет Христов, просвещающий всякого человека в мир грядущего. Словесное действие Божие в живых глаголах Евангельских. Словесное действие Божие в Откровениях Бога человеку в Ветхом и Новом Заветах. Словесное действие Господа в Его молитве «Отче наш», в Его обращениях к Отцу Небесному, к Апостолам, к людям, ко всему миру. Откровение Богом миру Имён Своих есть также словесное действие Божие. И все эти словесные действия Божии есть Свет Христов, просвещающий сердца. Но профессор своей демагогией отрицает эту реальность. 5 Здесь профессор снова повторяет магическое суеверие – отождествление в молитве с Богом имени реально не существующего, но предупреждает, что в нашем духе отождествлять имя Господа с самим Господом нельзя, это мол, безмерно оскорбит величие Божие. Это значит нашу ограниченность приписывать Богу и сливать Бога с действием тварного и ограниченного существа. Вот такая абсурдная платформа профессора! Не мытьём, так катаньем, он развенчал Святейшее Имя Божие. (Ред.). Ó Публикация игумена Андроника (А.С. Трубачева). Архив священника Флоренского. Статья арх. Никона была опубликована: Церковные Ведомости, № 20 - М., 1913. - С. 853-869 1 Называет Имя святейшим, а немного далее говорит, что оно есть «условное» слово, «необходимый для ума нашего условный знак», «реально вне нашего ума не существующий образ (идея)», почти то же, что в геометрии идеальная точка, линия, круг, в географии — экватор, меридиан и под.» (853-4). «Такова — гов<орит> Никон, — Его сущность». Итак, сущность имени — в его ирреальности, условности; фиктивность его существенное свойство. «Реально — ни духовно, ни материально имя само по себе не существует», — «само по себе», — т. е. «вне человеческой субъективности» (854). Если так, как же называть святейшим. Явно, что это или привычная для семинара риторика, или Иудино целование. Поэтому все дальнейшее, сказанное на ст. 852 о трепете сатаны пред именем — пустословие. [8] Сколько тут и семинарско-фарисейского высокомерия, и рационализма. «Для простеца», — словно сам-то Никон далек от «простецов» по своему развитию! Какая самоуверенность, что обрывки семинарских знаний возвышают над простецами... Пусть бы Епископ сказал: «сколько темного для рационалиста!», или «сколько темного для ч<елове>ка, погрязшего во грехах!», или «для не стяжавшего Духа!» А то: «для простеца»! [9] Характерная черта догмата именно в том, что он требует для веры в себя преодоления разума. Там, где нет противоречия разуму, — там нечему верить и достаточно знать хотя бы приблизительно. То, что «не противоречит», — не догмат. [10] Если в самом деле истина единства и истина Троичности суть истины разные, то тогда неизбежно признание существенности лишь одной из них и вторичности — другой. Тогда неизбежно получается либо саввелианство (если признать первичной истину единства), либо трифеизм (если признать первичной истину Троичности). Но эти истины суть истины равно-важные, равно первичные, то получается антиномия, и они противоречат друг другу, — хотя бы даже тем, что каждая из них первая. Но Никон, как и вообще многие, — трифеист, потому-то ему все ясно. [11] «Нас учили» такие же рационалисты, как и Никон; но то правда, что мистика отвратительна этому рассудочному складу всей духовной школы. По своему Никон прав в том, что противоречит учение об Имени... не «православной догматике», конечно, а «нас учили». [12] А, «вот почему» приемлются! Т. е. разум приемлет лишь то, что ему не противоречит, — свое же достояние. В чем же тогда подвиг веры? [13] Даже «все догматы»! Но в чем же «разум смиряется пред откровением»? [14] Ставится вопрос правильный и ребром. Это заслуга Никона, честь ему и слава, что он «обнажается» и являет откровенно и смело свой позитивизм. Но жаль, что он не определяет кто это «мы». «Мы», т. е. Никон и прочие духовные позитивисты. Простите, мне это просто безразлично. Если бы сказал: «как Св. Писание», или «как свв. оо.», или хотя бы «как философы славные» понимают, — другое дело. Но что же мне за дело до невежественного понимания какого-то Никона, теперь даже не епископа, в каноническом смысле, ибо, с позволения сказать, он не имеет своей епархии, а просто шатается по свету. Совершенно незаконно он и в Синоде, ибо, если толкуют Синод как малый Собор, то Никон никакой паствой, даже фиктивно, не уполномочен быть на этом соборе. «Мы» — это величественное «я», — и только. [15] Если имя есть «более или менее» [выписка карандашом] условное нечто и слово (в позитивист. смысле), то как же оно может «соответствовать» предмету, реальности? Если они существенно различны (одно — реальность, а другое — мнимость: одно ~ всецело вне нас, другое — только в нас; одно — сущее, другое - лишь мыслимое и т.д.), то как же можно говорить о каком бы то ни было соответствии, хотя бы даже «более или менее»? Может ли соответствовать нечто тому, что ни в чем не сродно ему? Если имя — только «условное слово», то все процессы нашей [«...го познания» — зачеркнуто] мысли, выражаемые словом, суть только субъективное нечто, абсолютно субъективное, ничему не соответствующее и ничего не выражающее. Тут невозможно никакое «более или менее»... [16] Противоречие! Если знак может «облекаться в звуки» или «в буквы», то он — нечто и сам о себе. Если же он не есть что либо сам о себе, то и облекаться ни во что он не может, а есть только звуки или только буквы — [далее вписано карандашом] — голые звуки и буквы, ибо они реальность во всяк<ом> смысле, а имя ирреально. [17] Как будто "отвлеченно-субъективно" невежество! А паче сего тщеславие учеными словами, смысл коих не ясен пишущему. [18] Если он может быть мыслимым, значит, он есть нечто и сам о себе. т. е. вне нашего ума. Если же он не есть что-либо и сам о себе, если все бытие его исчерпывается тем, что есть мысль, то незачем и говорить о нем, — незачем говорить «мысль о том-то» и достаточно говорить «мысль», «такая-то мысль», т. е. чисто субъективная, коей ничто не соответствует. [19] Что это? Невежественное пользование высоким термином «идея»? Или открытое примкнутие к школе английского сенсуализма? [20] Но почему же условный, вне ума не существующий знак может приблизить к уму нечто такое, что уже не в уме и даже вовсе не в уме, а вне его? Всякое приближение происходит в силу промежуточного деятеля, среды и т.п., и соприкосновение совершается в точке равно принадлежащей сближающимся бытиям. Если же есть, с одной стороны, сферы «предметов» вне ума, а с другой — сфера ума и его мыслей, и нет ничего общего, равно участвующего и в той, и в другой сфере, то что же сближает их, как совершается сближение и почему убеждаемся мы, что оно происходит? [21] Итак, есть: а) предмет, б) наше разумение его и в) имя. Теперь, если имя, как сказано, есть «образ, отвлеченно мыслимый», то что такое имя предм<ета> и что такое разумение предм<ета>? Очевидно, у Никона они находятся в полном и безразличном тождестве. Или «разумения», или «имя» упоминаются им всуе. [22] Опять. Эти «образы, идеи, слова, имена» — что они? Если это лишь субъективн<ое> нечто, то что значит «иначе мыслить не может»? Они и суть мысль. Если же они — содержание мысли, но не сама она, то, что мыслится, то неизбежно различать их от акта мысли, и, тем самым, встает вопрос: «что суть они сами по себе, сами о себе?» Тут уже нельзя отделываться словами: «Ни матер<иально>, ни духовно не существует», хотя бы даже нам они давались лишь в акте мышления. Но в акте мышления они нам лишь являются, вообще же суть сами в себе. [23] Имя «указует» на свойства. Но тогда, — когда же свойства нам открываются? Когда они не только указуются, но и усматриваются. Полагаю, что имя не только указует [вписано карандашом] на свойства, но и дает, открывает, являет нам свойства. [24] Известны ли нам свойства предмета? Если нет, то как на них можно «указывать»? Если да, — то где и когда они становятся известными и как это знание (не указание на них, а самое знание их) запечатлевается. [25] Пустые слова! Для разума, замкнутого в чистую субъективность, не может быть и речи, что «предмет приближается» к мышлению. Это ворованные выражения, понятные и осмысленные лишь при признании, что имена суть реальности и что ими и в них. как в своих энергиях, предмет приближается к мышлению. [26] Но если имя «не существует», как же можно «верить во имя?» Верят во что-нибудь реальное, а не в субъективные порождения [нашего — зачеркнуто] собственного же ума. Если даже признать выражение «верить во имя» метафорой (но какой ужас: Епископ считает требование Господа за метафору!), то остается непонятным, каков смысл сей метафоры. Неужели же Господь употреблял бессмысленные слова? А они должны быть признаны таковыми, коль скоро Имя не есть реальность. [27] Как раз наоборот! [28] По мнению [Никона — зачеркнуто] Троицкого же (стр. 282), «как бы» уничтожает суждение, в которое оно включается. Значит, сам Никон хочет уничтожить свое суждение? — Нет. Значит, «как бы» не уничтожает суждения, а лишь вводит в него признание некоторых, еще не обследованных черт, которые не нарушат целости суждения, но лишь осветят его по-новому. [Карандашом]: «Как бы» — это складка на платье, сделанная в запас... Как бы — яко — яко. [29] И воистину слово «личность» в отношении к Богу должно употреблять весьма осторожно, ибо оно не только личность, но и триличность, т. е. нечто совсем рассудочно невместимое, вопреки утверждению Никона (прим. 7). Личность, которая имеет три личности, — это едва ли под силу «разуму», хотя бы и не «простеца», но учившегося догматике, каковым является в собственном сознании Никон. | |
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |