Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 1 том |
2016-03-27, 4:43 PM | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 4
Оглавление книги «Нагорах Кавказа»
Книга сия имеет всем своим содержанием добрую цель, как сказано и в её Предисловии: напомнить современному монашеству, а вместе и всем Православным Христианам забытое ими древлеотеческое учение о молитве Иисусовой, составившее в те блаженные времена, как известно из дошедших до нас писаний из того времени, - славу, красоту и цвет Христианской жизни. И как Солнце она озаряла своим невечерним, блистающим светом те первобытные времена Христианского мира.
Ныне же не то, но окружили нас печальные времена. И нужно сказать с уверенностью, что пока монашество не положит в основании своего духовного подвижничества Богоносного и священнолепного занятия Иисусовою молитвою, до тех пор не увидит пределов духовного совершенства и внутренней самостоятельности и блаженного состояния. Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Печатается по Постановлению Учёнаго Совета Русской Православной Академии Богословских Наук и Научно-Богословских Изследований за /V 21, принятом на Заседании от 13(26) Ноября 1997 года. Секретарь Учёного Совета Священник Владимир Дмитриев. Главный редакторДанилушкин Михаил Бориславич Научный КонсультантИгумен Андроник (Трубачёв) Послесловие Данилушкин Михаил Бориславич Корректор Петрова Раиса Прохоровна Художественное оформление Светозаров Андрей Валентинович Компьютерная вёрстка Данилушкина Марина Борисовна РедакторКопаничук Владимир Иванович Форзац: Афонский Свято- Пантелеимоновский монастырь Нарзац: Ново-Афонский монастырь (Кавказ) ЛР № 063336 от 07(20).03.94. Подписано в печать 16.0798. Формат 60 х 88 1-16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 59 + 0,5 п. л, вкл. Тираж 5000 экз. Заказ № 136. Отпечатано с готовых диапозитивов в ордена Трудового Красного Знамени гп "Техническая книга" Комитета Российской Федерации по печати. 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр. 29. [1]Излагается частично по архивным документам, частично по изданным источникам, преимущественно по журналу "Начало". М. 1995г., а также по кн.: свящ. Павел Флоренский. Переписка с М.А Новосёловым. Томск. 1998. [2] Известно, что сам Владыка Антоний книги вовсе не читал: "Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним на обеде начала разговор Вел. Кн, Елизавета Фёдоровна: почему он так сильно возстал против этой книги; а она была издана на ея средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Фёдоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!" (См. Жизнеописан. и труды еп. Серпуховск. Арсения (Жадановскаго). М. 1996. С.476).
[3] Андреевский скит находился в подчинении Ватопедского Греческого монастыря. [4] См. «Апология...» Сс. I-ХIV. [5] Интересно отметить, что доклад Троицкаго, призванный критиковать имяславие, на самом деле оказался в противоречии с Синодальным Посланием. Так у Троицкаго говорится, что "Имя Божие (...) есть вечная неотделимая от Бога энергия Божия", что к Имени приложимо наименование Божество". В Синодальном же Послании утверждалось, как видно из последуюшаго текста статьи совершенно обратное. Так, разномыслие составителей Послания, по словам Б.Ф. Эрна "есть достойное наказание за их неправое и нечестивое борение с Именем Божиим" (Цит. по: Жизнеописание и труды еп. Арсения (Жадановскаго). М. 1996. С.477). [6] Это Послание составил, между прочим, митроп. Сергий (Страгородский), чем объясняется то, что многие имяславцы отложились от него, когда он стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. [7] Что соответствовало планам греков по Эллинизации Афона и показало неспособность Российского М.И.Д. противостоять их давлению. [8] Протат - верховное Правление Афона. В нём заседают Проты, т.е. игумены важнейших Афонских монастырей. [9] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д. 59. Л.133 [10] Молчаливое неодобрение действий Св,Синода можно наблюдать в среде различных старческих центров, например: настоятель Глинской пустыни о. Исаакий принял у себя изгнанных имяславцев,построил им келлии в скиту во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, где они могли жить в уединении. Митрополит Вениамин (Федченков) в упоминаемом ранее письме к митроп. Сергию в 1938 г. пишет,что молчаливое подчинение решению Синода заставило его "вот уже 25 лет ощущать в душе предательство страха ради". В этом же письме он утверждает, что, будучи в 1913 г. в Оптиной, лично слышал, что оптинцы внутренне были не согласны с Синодом" На указ. письмо см .ссылку на С.904) [11] Еще до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным. [12] Должно сказать, что Митроп. Макарий в отношении имяславцев действовал по завету старца игумена Германа, настоятеля Смоленско-Зосимовой пустыни, который в ответ на запрос Св. Синода об Афонском споре ответил, что «молитва Иисусова есть дело сокровенное, а потому поднятый вопрос следовало бы покрыть любовию» (См. «Свете Тихий». Жизнеописание и труды еп. Серпуховского Арсения Жадановскаго.М.1996.С.482; а также: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский. М. 1996. С.LХХХVII.) [13] Святитель Феофан (Быстров) (1872-1940) - бывший Ректор С.П-Бургской Дух.Акад., духовник Царской семьи. С 1920г .в эмиграции. В последнее десятилетие своей жизни отошёл от всякой церковно-общественной деятельности и посвятил себя молитве и аскетическим подвигам- Жил в затворе в районе Лимерэ под Парижем. Б России недавно издан сборник его трудов (См. Святитель Феофан Полтавский Новый затворник. Творения. С.-Пб. 1997). Он написал редкую по глубине Богословских мыслей магистерскую диссертацию об Имени Божием. [14] О. Антоний на фронте получил олден Владимира 3-й степени с мечами за то, что поднял солдат а атаку. [15] См. Богословские Труды №33; журнал «Начала» №1-4. 1995; Послесловие В.М. Лурье к кн.: Прот. Иоанна Мейендорфа. Жизнь и труды Св. Григория Паламы. Спб. 1996; свящ. Павел Флоренский, Переписка с М.А. Новосёловым. Томск. 1998; и др. Интересны также труды современных Греческих Богословов по имяславию см. Kwnstantinou K. Papoulidh. OI RWSOI ONOMATOLATRAI TOU AGIU OROUS. Qesslonikh, 1977. В этой работе публикуются редкие архивные документы монастырей Св. Горы, а также изследование иеросхимонаха Антония Булатовича: H DOQA TOU QEOU EINAI O IHSOUS., изданную в Фессалонниках в 1913 году: (Сс. 115-196). [16] Прот. Георгий Флоровский считал, что вывод: "в Имени Божием присутствует Сам Бог", для "Илариона был "не столько Богословским утверждением, сколько простым описанием молитвенной реальности "(Пути Русскаго Богословия. Париж. 1937. С.571). В свою очередь, О.Павел Флоренский сетовал, что "Имяславие - древняя священная тайна Церкви вынесено на торжище и брошено в руки тех, кому не должно касаться сего и кои, по всему складу своему не могут сего постигнуть" (свящ. Павел Флоренский. Переписка с М.А, Новосёловым. Томск. 1998. С. 99). [17] Осуждая имяславцев за "якобы новый догмат" об Имени Божием, архиеп. Антоний сам позднее изобрёл новый "догмат искупления", вызвавший немалое смущение среди Русских богословов. [18] 3апретительныя же Указы Св. Синода никак нельзя считать за окончательную установку. Интересно отношение к подобным Указам главного противника имяславия - митроп. Антония Храповицкаго, который в одном из своих поздних писем так характеризует некоторые из них:"...Вы готовы, по-видимому, и за Синодальными постановлениями признать непогрешимость общеобязательную. Или я напрасно так заключил по Вашей статье? В таком случае очень рад. Ведь Синод же оправдывал Богопротивное упразднение патриаршества (вопреки 34 пр. Апост. и 9 пр. Антиох. Соб. и мн. др.), дозволили по нужде причащаться у пасторов (чего? - пищи демонов, как выразился преп, феодор Студит)"( Письма Блаж. Митр. Антония (Храповицкаго). Джорданвилл. 1988 С.169). Кроме этого, хотелось бы привести мнение Митроп. Вениамина (Федченкова) о принципе защиты истины, который он относил к имяславцам: "Из (...) 15 правила Двукратнаго Собора видно, что защитники Веры не только не заслуживают осуждения " хотя бы они даже и отделились от каноническаго епископа, но погрешившаго открыто против Веры - "но и достойны чести, подобающей Православным, ибо они (...) не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранить Церковь от расколов и разделений" .(На указ. письмо см. ссылку на С.904). [19] Отношение к Имени Божию является определяющим фактором для молитвенной практики. Для молящагося необходимо иметь осознание, что призывание Имени Божия ставит его в присутствие Самаго Бога. Без этого осознания, произнесение молитвы превращается в мертвящий набор звуков, о чём предупреждал Спаситель: «Приближаются ко Мне людии сии усты своими, сердце их далече отстоит от Мене» (Мф. 15,8). [i] Там же. С.3. [ii] о. Халки с его множеством монастырей, в одном из которых патриарх Герман IV-й основал Высшую Богословскую Школу, находится в мраморном море в 20-ти верстах от Константинополя (после 1-й Мировой войны остров оказался на территории Турции). Школа действовала до 70-х годов нашего столетия, пока не была закрыта Турецкими властями в связи с обострением Греко-Турецких отношений. В настоящее время получено предварительное согласие со стороны Турции на её открытие (см. Журнал Министерства Народного Просвещения, Декабрь-Январь 1997-1998 г.). [iii] Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании Имени Божия. Богословские Труды. № 33. 1997. С. 161. [iv] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д.59. Сс. 3-6. [v] См. Прот. Иоанн Мейендорф. Указ. Соч. с.395. [vi] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп.83. II Отд. 3 ст. Д. 59 . Л. 78 об. [vii] Иеросхим. Антоний (Булатович). Афонское дело.С.-Пб.1917. С. 8-9. [viii] См. Бирж. Вед. 18 Июля 1913 г. [ix] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп. 83 " Отд. 3 ст. Д. 59. Л. 78 об. [x] См. Иеросхим. Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами. Пг.1916.С.37. [xi] Далее преп. Кукша рассказывает следующее: "Затем вывел его из келлии и спросил: - Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку? - Хочу, отче! -Тогда смотри. - И старец перекрестил тёмное небо, и оно стало светлым; перекрестив ещё раз - и оно раскрылось, и о. Кукша увидел Господа во всей славе в окружении сонмов Ангелов и всех Святых. Он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал: - Отче, мне страшно! - Через некоторое мгновение старен произнёс: - Вставай, не бойся. - Отец Кукша поднялся с земли - небо было обычным. На нём по-прежнему мерцали южные звёзды. На следующий день он простился с любимой обителью и отбыл в Россию. Так Афонский монах Ксенофонт (впоследствии схиигумен Кукша - ред.) оказался насельником Киево-Печерской Лавры. Киевские монахи втретили Афонских братьев недружелюбно; они знали только то, что с Афона их выслали за какое-то неповиновение или бунт и относились к ним с недоверием. Отец Кукша рассказывал, что первое время он (и другие Афонцы) тосковал по Афону и, ходя по пещерам, со слезами молился, лобызая мощи святых угодников, а Киевские монахи говорили: "Вон, Афонские воры пошли, надо следить, чтобы они не покрали деньги из кружек!" Слыша это, усугублялась скорбь Афонских изгнанников. Но постепенно истина выяснилась, и на Афонцев стали смотреть как на "изгнанных правды ради" (Житие преп. Кукши Новаго. Житомир. 1995. С.12-13). [xii] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп. 83. II отд. 3 ст. Д.59. С.58,62. [xiii] Епископ Василий (Зеленцов). Общая картина отношений. Богословские Труды. №33. М 1997. с.180. [xiv] Иеросхим. Антоний (Булатович). Афонское дело. С.23 [xv] Р.Г.И.А. Ф. 797. Оп. 83. II отд .3 ст. Д,59.Лл. 135-143 [xvi] Епископ Василий (Зеленцов), Указ. соч. С. 166. [xvii] Кравецкий А.Г. Указ. соч. С. 164. [xviii] См. Журн. "Начала". 1995. № 1-4. Сс. 178.179. [xix] Епископ Василий (Зеленцов). Указ. соч. С.164. [xx] «Начала». Сс. 25. [xxi] Епископ Василий (Зеленцов). Указ. Соч. с. 195. [xxii] «Начала». Сс. 25-26. [xxiii] Там же. С. 27. [xxiv] Епископ Василий (Зеленцов). Указ. Соч. с. 181.. [xxv] «Начала» сс. 180-182. [xxvi] Прот. С.Н. Булгаков. Философия имени. Париж, 1953 год. [xxvii] Редакция располагает отрывком письма В.Н. Лосскаго, цитируемым Митроп. Вениамином в своём докладе митроп. Сергию. Этот отрывок, как характеризующий отношение Вл.Н.Лосскаго к имяславию, мы и приводим здесь: "Вы ждёте от меня ответа по поводу имяславия. Постараюсь очень кратко, схематически ответить на ваш вопрос, вернее, - наметить только, что я хотел бы сказать ( иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема). Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении ("символе") Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах. Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала "торжеством Православия", так и теперь Православное учение об именах вместе со всеми , связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, - благодать, молитва, подлинная "антропология", учение об уме и сердце, о "внутреннем человеке" и прочее) - должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости. Вопрос об "имяславстве" стоит где то в глубине нерковнаго сознания, ответа он ещё не получил (вернее формулировки: Ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить). Но "имяславские споры" наметили два тока в Русском Богословии, сознательно или безсознательно определившихся по отношению к имяславству . Один ток - враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только "иконоборцы", рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепыя к природе (Божественной благодати); таков Митроп. Антоний, как самый яркий пример. Другия течения, - не всегда прямо и открыто примыкающия к имяславию -представляют тем не менее, крайнее, "имябожное" его выражение, где самая звуковая материя, так сказать, "плоть" имени уже становится Божественной по природе, некоторой естественной силой (всё равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную "нетварность" доски и краски икон). Этот последний ток - в широком смысле - развёртывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то и другое ложно. Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, ещё слишком бледную формулу Архиепископа Феофана (Полтавскаго): "В Имени Божием ПОЧИЕТ Божество" (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовнаго опыта и "очевидная" духовно - многие вопросы сами собой отпадут, и многия сложности представятся детски простыми. Простите за краткость. 6-19 Января 1937 г. (Письмо, из котораго цитируется этот отрывок было написано в Балтиморе в 1938 г. Копию письма предоставил П.Н. Роговой). [xxviii] Послесловие к кн.: Прот. Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Сс. 341-342. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 233 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |