Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 5:10 PM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 1 том

Часть 7-я глава 1 и 2
2016-03-27, 4:59 PM

 

Часть 7-я

 

Глава 1

 

Титульные листы книги «На горах Кавказа»:

 

Составил пустынножитель Кавказских гор

Схимонах Иларион

На горах кавказа

Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову,

или духовная деятельность современных пустынников

 

 

Издание ЧЕТВЁРТОЕ, исправленное

 

Санкт-Петербург 1998

 

 

От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, 7 (20) Октября 1909 года.    

Цензор протоиерей Николай Боголюбский.

Книга "На горах Кавказа" составлена из духовных бесед двух старцев-пустынников и прекрасно объединяет всё святоотеческое учение о молитве Иисусовой, содержащееся в различных местах Добротолюбия. Чудесное поэтическое описание природы Кавказа и образа жизни отшельников, уединившихся в неприступных горах - ода пустынножительству, цель коего - мистическое единение с Богом через призывание Его Имени в молитве Иисусовой.

 

 

 

 

 

 

 

Россия погибнет, если перестанет 

почитать Имя Божие!

Предупреждение

      Афонских  подвижников

               в начале ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составися книга сия  во  славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,  Иже всем человекам хощет спастися и в разум истинный приити (1 Тим. 2:4).

 

Един есть Ходатай пред Бога за человеки –

Человек Иисус Христос (1 Тим. 2:5).

____________________

Яко Той есть нареченный от Бога

Судия живым и мертвым.

 

О Сем вси пророцы свидетельствуют, отпущение грехов прияти Именем Его

всякому верующему в Онь

 (Деян. 10:42-43).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будет Имя Его благословенно во веки,     

    Прежде солнца пребывает Имя Его (Пс. 71:17).

Всяк, иже аще призовет Имя Господне,     спасен будет (Деян. 2:21).

 

  Яко превознесеся Имя Того Единаго (Пс. 148:13).

Несть инаго имени под Небесем, данного  в человецех, о нем же подобает спастися нам

(Деян. 4:12).

Да исповедятся Имени Твоему великому, яко страшно и свято есть (Пс. 98:3).

 

   От Восток Солнца до Запад  хвально Имя Господне (Пс.112:3).

 

     Яко возвеличил еси имя святое Твое (Пс. 132:2).

 

   Христианин есть тот,

кто носит в сердце  своем    Христа

(Леонтий, Священноинок  обители Саввы Освященного).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовное Богословие или же внутреннее любомудрие.

... И что много глаголать? Молитва есть Бог, действуяй вся и во всём...

(святый Григорий Синаитъ).

Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит Господь сердце, а сердце - Господа: и будут два едино.

(святый Иоанн Златоустый)

Глагол сей - имя Иисус мужи, достигший живаго Богообщения, объемлют   и   лобызают, какъ и всю полную молитву, будучи исполняемы неизреченныя радости, превыше всякаго слова и разума. Но почему так?! Ради сочетания своего сердца с Самим Господом Иисусом Христом.

(святый Каллист и Игнатий Ксанфопула).

Возстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:28).

(Святый Иоанн Лествичник).

  Таковы титульные листы книги "На горах Кавказа."

Далее идёт предисловие автора, а затем уже и содержание самой книги.

 

 

Глава 2

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Книги «На горах Кавказа». Изд. 4-е. Спб. 1998 г

 

Краткий очерк жизни старца Илариона

и история имяславия в России

                                                                                        И слово было Бог (Иоан.1,1).

            Как известно, наш Русский Кавказ издревле был заселён пустынниками-подвижниками, искавшими в его горах безмолвия и уединения - необходимых условий для практики умнаго делания, одной из составляющих особенностей древняго учения исихазма.[1] Именно в этих местах появилась знаменитая книга «На горах Кавказа», вобравшая в себя опыт многих отцов исихастов.         

            Автор предлагаемой читателю книги схимонах Иларион более 20-ти лет провёл на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре. Есть сведения, что он жил там ещё в 80-х годах. Затем вместе со своим старцем о. Дисидерием он удалился с Афона на Кавказ.

            О причинах этого переселения и об истории появления книги так рассказывал старец Варсонофий Оптинский: «В Старом Афоне жил один старец по имени Дисидерий. Когда  там поднялись волнения и жизнь Русских иноков стала слишком тяжела[2], тогда произошло совещание Русских Афонцев, как быть дальше. Голоса разделились. Некоторые предлагали обратиться в Лондон к Английской Королеве с просьбой продать им землю в Австралии для устройства там новой Обители, но это предложение было отвергнуто а выбрано другое - переселиться на Кавказ. Здесь на пожертвованном Императором Александром 2-м участке земли был основан “Новый Афон”[3]. В числе иноков переселившихся туда был о. Дисидерий. Но вскоре шум общежития стал его тяготить и с благословения старцев он удалился в горы Кавказа для безмолвия. О. Дисидерий имел одного ученика, с которым вёл беседы о внутреннем делании, то есть об Иисусовой молитве. Когда о. Дисидерий умер, ученик[4] похоронил его святое тело. Беседы их он постепенно записывал”[i].

По смерти своего старца, о. Иларион, хотя и был приписан к братии Ново-Афонского монастыря, возжелал ещё более глубокого уединения, удаляется дальше в горы и живет здесь ещё четверть века, обходя весь Кавказ от Каспийскаго до Чёрнаго морей. С собой он имел лишь мешочек  с сухарями, чайник и топорик для рубки дров. Известно, что долгое время жил он в Теберде (Домбай) на реке Гуначхир.

            В 1899 году на Мархотском хребте Кавказских гор между Анапой и Новороссийском в местечке “Тёмные Буки” в буковском лесу старцем Иларионом была основана Покровская община, в 1904 году преобразованная в монастырь. В 1916 году под часовней этого монастыря в которой совершались Богослужения, старец был погребён. До 1929 года там подвизались строгим уставом сёстры во главе с игуменией, но затем распоряжением советской власти община была разогнана.

            Преп. Феодосий Кавказский, почитатель молитвы Иисусовой, подвизавшийся в те годы вблизи этих мест, очевидно, находился в духовном общении со старцем Иларионом[ii].

            Говоря о душевных качествах старца, подвижница нашего времени, начинавшая свою монашескую жизнь в Тёмных Буках, монахиня Пюхтицкого монастыря Сергия (Клименко) рассказывала, что «о его кротости и незлобии много ходило рассказов: был у него послушник о. Феопемт, обладавший ужасным характером, мучивший старца, не давал ему пищи и пития, всячески оскорбляя и унижая старца. По рассказам очевидцев, отец Иларион кротко всё терпел!»[iii]

            В конце жизни старец отдал свои рукописи о. Венедикту, также Афонцу. Тот решил издать их и с этим предложением приехел в Оптину. Старец Варсонофий[5] благословил это издание. В 1907 году появилось 1-е издание этой книги. Деньги же для 2-го издания были даны Преподобномученицей Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной с благословения старца схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни[6][iv] Книга была одобрена Духовной цензурой (за подписью цензора - профессора-протоиерея Киевск.Духовн.Академ.) и встретила самые тёплые отзывы среди как Афонскаго монашества, так и духовно-просвещённых людей России: преп. Варсонофий Оптинский, Преподобномученица  Вел.Княг. Елизавета Фёдоровна, преп. Кукша, митроп. Киевский Флавиан, митрополит Вениамин (Федченков)[7], Епископы Феодор (Поздеевский), Феофан (Быстров), Трифон (Туркестанов), священники Сергий Булгаков и Павел Флоренский, философ А.Ф. Лосев, богослов М.А. Новосёлов, В.Н. Лосский, математики проф.Д.Ф. Егоров, и Н.М. Соловьёв - вот лишь несколько известных имён, с большим вниманием и сочувствием встретивших труд старца Илариона.

            За пять лет книга выдержала три издания, причём право на последнее издание было приобретёно у автора Киево-Печерской Лаврой и напечатано небывалым для того времени тиражом - 10 тыс. экземпляров. Старец Варсонофий Оптинский рекомендовал её своим духовным чадам: “Всё описанное в его (схим. Илариона - ред.) заслуживает полнаго доверия, как дознанное им на опыте”[v]. В книге изложено традиционное Православное учение об Иисусовой молитве и умном восхождении, причём подчёркивается, что вне Имени Иисуса спасение ни для монаха, ни для мирянина невозможно. На Афоне на эту книгу было написано несколько отзывов. Автор одного из них - иеросхимонах Андреевскаго скита о. Антоний (Булатович)[8] - стал впоследствии главным защитником имяславия.

            Однако, не все на Афоне смогли осознать тонкое учение о Имени Божием. И вот один из противников этого древняго учения (о.Алексей Киреевский) пишет своему покровителю архиепископу Антонию (Храповицкому)[9], что пустынники Фиваидские (из Русскаго скита Новая Фиваида на Афоне), якобы следуя книге о. Илариона, обожествляют самые звуки и буквы имени “Иисус”. Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), имевший авторитет среди членов Синода, написал ряд статей в журнале “Русский инок”, в которых отрицательно и даже грубо отзывался о книге и ея авторе. Эти статьи вызвали волнения на Афоне: “одни - а это были в основном представители администрации - учили, что Имя Божие - лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к Самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварнаго, а потому обожествление его, - говорили они, - есть языческий пантеизм и магия. Другие, напротив, отстаивали Божественное начало имени Иисуса и утверждали, что в имени Божием пребывает сила (энергия) Божия, неотделимая от Его сущности и потому оно не может быть тварным, и в этом смысле Имя Божие есть Сам Бог. Представители последней точки зрения были в основном монахи-ревнители и отшельники, имевшие обыкновение творить молитву Иисусову и давшие обет молчания”[vi].

      Между тем, должно признать, что данный спор имеет очень глубокие корни. По сути, “имяславие - одно из древнейших и характерных мистических движений Православнаго Востока, заключающееся в особом почитании имени Божия как необходимаго догматическаго условия религиознаго учения”[vii]. Представителями этого учения были величайшие отцы древней Церкви, начиная с Апостола Ермы: Юстиниан Мученик, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Григорий Нисский и многие другие.                                                                         

      “Суть имяславия наиболее полно проявляется у Восточнаго монашества в мистическом учении о единении с Богом через Его Имя в Иисусовой молитве”[viii], то есть речь идёт о единении с Богом через призывание Его имени. Этому учению придал законченную форму в середине 14-го века Епископ Фессалоникийский святой Григорий Палама.

      В Афонском деле начала века просматривается своеобразная параллель с вопросами, поставленными в целом ряде Константинопольских Соборов 14-го века. В течение десяти лет Константинопольская Церковь разбирала спор Варлаама и Акиндина, которые отказывались называть Свет Фаворский Богом. В 1351 году на Соборе была произнесёна окончательная анафема ереси варлаамитов: «Анафема тем, кто думает, что только одному Существу Божию свойственно Имя Бога, а не энергии”(Анаф. 5-я против Варлаама. См. Житие Св. Григория Синаита).  (Курсив-издат. ). Таким образом, Церковь определила, что всякое действие Божие есть Бог, то есть неотделимо от Существа Божия, хотя и отлично от Самой Сущности. Фаворский Свет не творение Бога и не Божественная сущность; она - “Сила (Энергия) Сущности, неразрывная с сущностью, и потому есть Сам Бог”[ix].

 

Как же это древнее учение Церкви связано с имяславием XX века ?

Самым непосредственным образом. Не имея возможности говорить о глубинах этого учения, приведём лишь несколько тезисов, означенных в рукописи А.Ф Лосева для о. Павла Флоренского:

1). Имя Божие - энергия сущности Божией. И, как энергия сущности Божией, неотделимо от самой сущности и потому есть Сам Бог.

2). Имена Божии - таинственные символы реальнаго действия Бога. Имя Божие есть Сам Бог, но Бог Сам - не есть имя (то есть Сущность Божия не есть имя. - прим. ред.).

3). Имя Божие не есть имязвучие (то-есть тварное сочетание звуков и букв).

4). Имя Божие - место встречи Бога и человека. Его Именем очищаемся от грехов и спасаемся. Его Именем совершаются таинства. Сама молитва не есть человеческая тварная энергия, ни Божественная сила, которая есть Сам Бог, но это - место встречи двух энергий, Божественной и человеческой; слияние в одном Божественном имени двух сущностей, Божественной и человеческой[10] [x].

Таким образом, когда Афонским пустынникам противники книги старца Илариона говорили, что, мол, имя Иисус есть простое человеческое собственное имя, как и другие имена человеческие, это лишь сочетание звуков, - опытные старцы просто прерывали общение с подобными "учителями", ибо видели в словах их «тонкую ересь приравнения  Имени Господня слову человеческому»[xi], а ещё далее - ересь варлаамитов, отделявших энергию Божию (заключённую в Имени Призываемаго) от Божества, то есть не признававших её Богом. Действительно, «Имя Божие, хотя и не может быть Богом по своим звукам или буквам, является Богом по энергиям»[xii] или, как пишет о.Антоний (Булатович), «Имя Божие есть словесное действие Самого Бога и Сам Бог»[xiii],[11] .

Продолжая знакомиться с делом имяславцев, можно заметить сходство имяборцев (то есть тех, кто выступал против учения имяславия) с иконоборцами 8-го века. Последние отрицали, что икона, так же как и Имя, имеет общение с Первообразом и через общение с ней мы освящаемся. Более того, икона считается неосвящённой без начертания на ней имени. Лишь после надписания, в иконе признаётся реальное присутствие именуемых.

Так же, как противники иконопочитания попирали святые иконы, имяборцы позволяли себе хульные выходки против имени Господа Иисуса, как например: "бросание наземь записок с именем Иисуса и топтание их[xiv]. А ведь Имя Божие и есть наиболее первичный вид иконы.

Кроме того, об иконоборчестве здесь уместно говорить ещё и потому, что при физической расправе над имяславцами было и поругание святых икон, которые также бросали на землю и топтали ногами[xv].

Как видно из дальнейших событий этот глубоко Богословский спор, касающийся древней церковной практики умнаго делания, был разрешён административно-силовыми методами.

 

[1] Исихазм - православное мистическое движение. Происходит от  Греческаго слова “исихия”, означающаго “покой”, “безмолвие”, т.е. состояние мистическаго покоя, когда человек освобождается от действий воображения и рассеянности мыслей и молитвенно весь сосредоточивается на внутреннем человеке, что содействует более чистому Богообщению и восприятию благодати Святаго Духа”(Архиеп. Василий (Кривошеин). Богословские труды. Н. Новгород. 1996, с. 46). Это древнее учение созерцательнаго молитвеннаго “праксиса”, представленное в 4 - 5 веках аввой Евагрием и св. Макарием, с 5 века тесно связывается с практикой Иисусовой молитвы. Окончательное развитие оно получает в писаниях св. Григория Паламы, который в 14 веке вынужден был оставить Афонское пустынножительство и отправиться в Константинополь,  чтобы защитить исихастское аскетическое учение от нападок ряда учёных монахов, среди которых главным был деятельный сторонник униатства Варлаам, объявлявший умную молитву делом прельщения. Впоследствии, после поражения св. Григорием Паламой на Соборе 1341 года в догматическом споре о Нетварном Божественном Свете и о Божественных энергиях Варлаам бежал в Италию, где папа Климент 6 -й посвятил его в епископа Калабрийскаго. Есть сведения, что преп. Сергий Радонежский интересовался этим догматическим спором и посылал в Константинополь своего ученика(см. Широков  О.С. Надлом Русскаго Православия. Вестник Моск. Унив-та. Сер. 9. Филология. 1994. № 3. С. 73-83). Это тем более вероятно, что в Константинополе существовало целое поселение русских “книжных” монахов, время от времени возвращавшихся в Отечество (См. Топоров В.Н.. Святость и Святые в Русской Духовной культуре. Том 2. 1998 С. 583-584). Кроме того, будущий Митрополит Московский Алексий, близко общавшийся с преп. Сергием, также был паламистом и его подпись, после рукоположения в Константинополе в 1354 г., несомненно, должна была стоять”под решением Собора” 1351 года (См. Протопр. Иоанн Мейендорф.

Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. Изд. 2-е, испр. и дополн. для Русскаго перевода. С-Пб. 1997. С. 142).

 

[2] В связи с политикой греческих властей по эллинизации Афона и вытеснению оттуда Русских монахов (с 1912 г. Афон вошёл в состав Греции после длительного пребывания под властью мусульманской Турции)

[3] В 1875 году выборные иноки Русскаго Афонскаго Пантелеимоновскаго монастыря прибыли на Кавказ, в место, расположенное в 25 верстах от города Сухума и избрали для построения новой обители развалины древняго храма Симона Кананита (Подробнее см.:Православныя Русския Обители. Спб. “Воскресение”, 1994. С. 667).

[4] Речь идёт о схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа».

[5] Преп Варсонофий архимандрит Старо-Голутвинский, пам. 1(14) Апреля. О его положительном отношении к книге “На горах Кавказа” и ея совместном чтении и беседах о ней с учениками см. также “Дневник последняго старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева)”, Спб. 1994,С.132,138, 144, 147, 160, 163, 165, 166.

[6] Преподобномученица Вел Княгиня Елисавета, память 5(18) Июля.

 

[7] В 1938 г. митрополит Вениамин (Федченков), находясь в Балтиморе и занимая пост главы  Патриаршей Церкви в Америке, написал Доклад о имяславии, по просьбе митрополита Сергия (Страгородского), который тем самым хотел выяснить позицию по этому вопросу Митроп. Вениамина. В этом докладе есть такие слова:”В 1907 г. “На горах Кавказа” появилась в печати. А напечатана была эта книга после просмотра её и, следовательно, одобрения старцами Зосимовой пустыни (о. Германом, а это был человек высокодуховный, делатель молитвы Иисусовой, бывший в общении с Епископом Феофаном Затворником) (...) Епископ Феофан (Быстров)  (тогда ещё архимандрит) прочитал её разумеется основательно. И тоже не нашёл ничего соблазнительнаго”. (Копию этого письма Митроп. Вениамина предоставил редакции П.Н. Роговой). Старец Герман был заочно знаком с о. Иларионом, т.к тот послал ему в 1911 г. письмо с просьбой о помощи и защите Кавказских пустынножителей (это письмо приводится ниже в приложении).

 

[8] Иеросхимонах Антоний (Булатович) (1870-1919), в прошлом гусарский офицер, трижды бывал в Африке с дипломатическими поручениями. В 1906г. после пострига поселился на Афоне. В 1914 - 1917 годы, полковой священник в действующей Армии. По официальной версии убит грабителями в с. Луцыковка Харьк. губ. Автор ряда работ в защиту имяславия.

 

[9] Архиеп.Антоний (Храповицкий) (1863-1936). С 1902 г. Архиепископ Волынский и Житомирский. С 1906 г. член Гос.Совета. В 1914 г. переведён на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а затем в 1918 г. на Киевскую. В 1920 г. эмигрировал сначала в Грецию, где основал Высшее Церковное Управление за границей, опекавшее более чем трёхмиллионную русскую эмиграцию. В 1921 г. уехал в Сербию, где возглавлял Зарубежный Синод. Погребён в Белграде..

[10] Как указывает архиеп. Василий (Кривошеин), "различие между недоступной и непостижимой сущностью и несозданными энергиями Божества, могущими быть причастными человеку, является традиционным в восточной патристике. Эта установка позволила св. Григорию Паламе "богословски основать и утверждать действительность единения с Богом и "обожения" по благодати без впадения в какое бы то ни было пантеистическое смешение   тварнаго   с   Творцом" (см.   Архиеп. Василий   (Кривошеин.). Богословские труды. Н. Новгород. 1996.с. 53)

 

[11] См. также у проф. Прот .С. Н.Булгакова:"Сам Господь есть воплощенное Слово и Имя" (Философия Имени. Рариз. 1953. С.178).

 

[i] Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. Спб 1991. С. 58.

[ii] Сведения взяты из книги: А.Ильинская. Тайна старца Феодосия. М.1997. Сс. 50-52.

[iii] Монахиня Сергия (Клименко).Минувшее развёртывает свиток... М. 1998. С.10.

[iv] Беседы схиархим. Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. Спб 1991. С. 58.

[v] Беседы схиархим. Оптинск.скита старца Варсонофия с духовными детьми. С.-Пб.1991. С.27.

[vi] А.Ф. Лосев.. Имя. С.-Пб..1997. С.11.

Кроме этого, в Р.Г.И.А. в личном фонде Яцкевича В.И., директора Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода, хранится дело под названием “Записка Афонских иноков исповедеников”, в котором содержится следующий документ: ”Лет десять тому назад жила в России некая прельщённая женщина Наталия, воображавшая, будто она ежедневно, когда только захочет, видит Божию Матерь, с Которой свободно, о чём Её вздумается беседует. Ея рассказам поверили некоторые должностные святогорцы: игумены. эпитропы, духовники и прочие, которые “для назидания к великой святой” ездили на пароход, когда та проезжала мимо Афона в Иерусалим и обратно, а также сами сопровождали её и проч. 

[vii] Там же, стр. 7.

[viii] Там же, стр. 9.

[ix] Там же, стр. 9.

[x] Там же. Сс. 55, 56, 59, 67, 85.

[xi] Иеросхим. Антоний (Булатович). Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Свято-Петроград, 1917. С.14),

[xii] См..Прот.И.Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С.-Пб. 1997.С. 393.

[xiii] Иеросхим. Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М. 1913. С.45

[xiv] Иеросхим. Ашпоний (Булатович). Афонское дело. Пг. 1917. С.8

[xv] Там же. Сс. 8-9.

Категория: Имяславие 1 том | Добавил: borschks
Просмотров: 298 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar