Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 2 том |
2016-04-03, 10:06 PM | |
Несмотря на то, что будущие царские изменники (революционеры – февралисты), переучившиеся карьеристы – архиепископы Антоний (Храповицкий), Сергий (Страгородский), одержимые страстью властолюбия, претендовали на столичные кафедры, Господь видя их лицемерное «верноподданничество», дал Царю опору в Москве в лице святого Старца – Митрополита Макария, единственного из владык того времени, не имевшего духовного образования. За владыкою Макарием были полувековой миссионерский подвиг и продолжительный монашеский, святительский и старческий опыт, разумеется, во сто крат превышающие всякие академические степени. Будучи истинным христианином, Государь Николай Александрович понимал, что осуетившаяся и объязычевшаяся "образованная" Москва нуждается в окормлении Старца как пастыря высшей ступени опытности, прошедшего молитвенный искус, познавшего духовную брань, стяжавшего дар прозорливости и рассуждения и поэтому способного руководить паствой. Особое потрясение в связи с назначением на Москву Старца Макария (Невского) претерпел архиепископ Антоний (Храповицкий) - автор двух ересей (крестоборчество и имяборчество), мечтавший о патриаршем куколе.
Святой старец в СинодеУ владыки Макария появились новые заботы по причине того, что всякий архиерей, занимая столичную кафедру, обязан был занять и свое место в Синоде. Митрополит Московский Макарий вместе с Митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом (Окновым), также врагом всякого либерализма и поборником церковного учения о священных правах в Церкви Богопомазанника, удостоились от синодалов отношения, мало поддающегося описанию. На заседаниях Синода их обоих погружали в атмосферу недоброжелательства и интриг, нескрываемой неприязни и революционного угара, исключавшую возможность нормальной работы, приводившую Синод к недоразумениям и конфликтам. Митрополит Макарий заслуживал иного отношения к себе уже хотя бы потому, что был вдвое старше этих господ, возомнивших себя "Генерал-губернаторами в рясах". О том, что Святитель Макарий за свои твердые убеждения систематически подвергался травле и насмешкам со стороны членов Синода, свидетельствует даже один из них - протопресвитер армии и флота отец Георгий Шавельский в своих "Воспоминаниях": "В Синоде Митрополит Макарий всегда молчал и безропотно принимал все решения. В его присутствии Синод проваливал одно за другим все его представления, а он не находил ни одного слова, чтобы защитить самого себя" (4, 146). "Благостнейший Митрополит Московский, обезсмертивший свое имя подвигами на Алтае, человек выдающегося ума и величайших достоинств, - вспоминает Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода князь Н. Д. Жевахов, - чувствовал себя чужим в Синоде, и, хотя общая молва и называла его святым, в чем действительно не было преувеличений, однако же именно эта святость его и отталкивала от него его собратьев по Синоду... С мнением Митрополита Московского Синод вовсе не считался..." (3, 190-191). Право именоваться русскимЕще в 1910 году в Томске вышло первое издание полного собрания проповеднических трудов Преосвященного Макария, которое было прочитано Царем Николаем Вторым и оценено по достоинству. Спустя восемь десятилетий стала очевидной та духовная проницательность, с которой святой старец-митрополит предупреждал о близгрядущем царстве тьмы на Руси, желая оградить христиан от совратителей умов, стремящихся погубить Веру, Царя и Отечество: "Кто не молится о Царе Русском, православном, тот не русский, не православный человек, тот не слуга верноподданный, не сын Отечества. Он, как пришелец, только живет на русской земле, но в действительности не имеет нравственного права именоваться русским..." (с. 62). "Объединимся около державного Царя Православного... станем на защиту власти, от Государя поставленной" (с. 178). "Наше знамя, наша хоругвь - Вера Православная, Царь Самодержавный, Русь Единая. Нераздельная. Умрем за это знамя, за эту хоругвь, но никому не отдадим их. В этом да поможет нам Бог!" (с. 127). Вот такими воодушевленными словами в защиту Церкви и ее покровителя - Царя Святитель-ратоборец согревал паству, пламенея ревностью о их спасении. Прочих же - противников и Бога и Имже поставленной власти - Владыка Макарий грозно в архипастырском послании предупреждал: "Не хотите вы своей русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная". У Иоанна Кронштадтского Взаимное почитание друг друга двумя великими праведниками Земли Русской - преподобным Иоанном Кронштадтским и Святителем Макарием Московским - весьма дополняет духовный облик обоих Старцев. Однажды Митрополит Макарий написал отцу Иоанну письмо с просьбой назначить время, когда, он может его принять. При встрече друг с другом Митрополит Макарий просил благословения у отца Иоанна. Отец же Иоанн просил благословения у Митрополита Макария. Тогда Владыка стал перед Батюшкой на колени. Но отец Иоанн тотчас опустился на колени перед ним. Кончилось тем, что оба праведника обняли друг друга и отец Иоанн исполнил просьбу Митрополита и благословил его, а Святитель Макарий, исполняя просьбу, благословил отца Иоанна. Уже позднее преподобный Иоанн Кронштадтский был, согласно, воле Государя, назначен на должность постоянного члена Святейшего Синода, что вызвало такую же бурю негодований среди синодалов, как и в случае с назначением туда Святителей Макария и Питирима. Впрочем, по причине тяжелой болезни в последние годы жизни отец Иоанн Кронштадтский так ни разу и не посетил заседания Синода, что позволило ему не стать (наряду с названными Владыками) третьей мишенью для "любителей топтать" горячую любовь к Помазаннику Божию. Мало кому известно о том, что архиепископ Антоний (Храповицкий), требовавший запрещения публикаций некоторых "неправославных" сочинений отца Иоанна, позднее заявлял, что не допустил бы никакого участия Кронштадтского пастыря в делах Синода за его "сомнительное учение"! Это учение об Имени Божием преподобного Иоанна Кронштадтского после его кончины пришлось отстаивать Митрополиту Макарию Московскому как учение истинно церковное.
Патриаршество вместо Самодержавия? Так в чем же, по мнению архиепископа Антония (Храповицкого), погрешал против Истины отец Иоанн? Оказывается, якобы, в том, что учил о благодатности и предвечности Имени Спасителя: "Имя Божие - есть Сам Бог. Имя Его есть Он Сам - Единый Бог в Трех Лицах, простое существо, в едином слове изображаемое и в то же время не заключаемое, то есть не ограничиваемое им и ничем сущим",- читаем в его книге "Мысли христианина". "Спор за Божество Имени Господня в России впервые произошел между приснопамятным отцом Иоанном Кронштадтским и епископом Феофаном затворником Вышенским. Это было в 70-х годах вслед за первыми изданиями отцем Иоанном своих сочинений, в коих он Имя Божие назвал Богом. Епископ Феофан восстал против этого, не допуская почитать Имя Божие за Бога. Однако вскоре отступил от спора" (Имяславие, СПб, 1914, стр. 76). Адепт масонской ложи "Лафайет Астория" архиепископ Антоний практически возглавлял самую крупную архиерейскую группировку, которая методично вела борьбу против немногочисленного духовенства, исповедающего богоустановленность Самодержавия. Проповедуя необходимость "восстановления" патриаршества, владыка Антоний мечтал об узурпации всех священных прав Богопомазанника для себя как будущего патриарха. Восстанавливать же можно только то, что было утрачено, то есть в данном случае патриаршество симфоническое - первого епископа при Царе, каковое по византийской традиции, и имела Российская Церковь в семнадцатом веке. Но большинство епископата, занедуговав в то время либерализмом, напротив, использовало идею патриаршества в качестве знамени для антимонархической свистопляски. А Митрополиты Макарий Московский, Питирим Санкт-Петер-бургский, Флавиан Киевский и другие подвижники благочестия после кончины преподобного Иоанна Кронштадтского продолжали ограждать Царский Престол от властолюбивых "наемников" (Ин. 10; 12), откровенно высказываясь против такого "патриаршества". О причинах духовной диверсии Будущий нарушитель архиерейской присяги - архиепископ Антоний (Храповицкий) упорно искал компромат на преподобного Иоанна Кронштадтского Всероссийского Чудотворца, желательно какую-нибудь "ересь", дабы, подорвав его высокий авторитет, начать расправу с его многочисленными чадами и единомышленниками - своими идеологическими врагами. Такая возможность ему предоставилась в 1912 году. Ставленник владыки Антония на Афоне, иеромонах Алексей (Киреевский), известный нигилист, по его же заданию состряпал клевету на ту часть братии, которая придерживалась симфонической (монархической) идеологии. Он сообщил в Синод владыке Антонию, ч,то большинство монахов Афонского монастыря (ссылаясь на Кронштадтского пастыря) якобы обожествляют буквы и звуки Имени Божия, почитая Имя отдельно от Бога. Их стали дразнить - "имябожники". Прозорливый Кронштадтский Пастырь, ведая о грядущем разорении монашества на Афоне, древнего училища умносердечного делания Иисусовой молитвы, заранее предупредил своих духовных чад, отправляющихся туда подвизаться, сказав одному из них: "Будешь подвизаться за Имя Божие, вот тебе в руководство...", и благословив его книгой "Мысли христианина". Сами же афонские монахи, православно исповедающие святость и предвечность Имени Божия, себя называли имяславцами, а своих клеветников - имяборцами. Имяборческая ересь, впрочем, как и антимонархическая, являются разновидностями одной ереси - иконоборческой. И не случайно в рядах имяборцев оказались будущие революционеры, а чтущие святость Имени Божия остались верны и Богу и Царю. Промыслительно посетивший Афон в 1912 году, знаменитый проповедник владыка Трифон (Туркестанов) викарий Московский стал свидетелем первых притеснений имяславцев, ставших жертвой клеветнической кампании врагов Царского престола. Проведя элементарное разбирательство, при котором открылась злонамеренная клевета на исихазм, Владыка Трифон распорядился убрать иеромонаха Алексея (Киреевского) с Афона. И это был не первый и не последний случай, когда Преосвященному Трифону суждено было защищать учение православной Церкви о почитании Имени Иисусова. В начале 1913 года другой имяборец - игумен Иероним добавил несколько клеветнических обвинений в адрес большинства афонских монахов, дескать, те отождествляют Имя Божие и существо Божие. За это он был смещен с должности (по традиции афонской обители подавляющим большинством голосов) и на соборе старцев обвинен игуменом Давидом в ереси. Заняв исповедническую позицию по отношению к немногим хулителям Имени Божия, братия, подписав вероисповедный акт, обратилась письменно в Святейший Синод за поддержкой. Послание об Имени Божием Тайно от Митрополита Макария Московского - старейшего члена Синода архиепископ Антоний предложил своим единомышленникам синодалам заслушать три "доклада" об Имени Божием. Авторами этих трех полемических статей были: сам владыка Антоний (Храповицкий) вместе с другим иерархом, также известным своим страстным вмешательством в политические дела, - архиепископом Никоном (Рождественским), да профессор С. Троицкий - преподаватель провинциального училища, решительно ничем не известный. В итоге: частные и случайные мнения трех христиан были положены в основу Послания об Имени Божием, выдаваемого не только за мнение всех членов Синода, но и за голос всей Российской Церкви. Само это Послание от имени Синода, но без ведома первенствующих его членов было адресовано "всечестным братиям, в иночестве подвизающимся" и опубликовано в "Церковных Ведомостях" в мае 1913 года. Оно запрещало касаться этой темы всем лицам и изданиям, подведомственным Синоду. Этот запрет объясняется внутренней богословской несостоятельностью самого этого документа. Все три докладчика так и не смогли объединиться в одной теории, противореча друг другу в самых основных и ответственных пунктах. Например, в Послании говорится: "Имя Божие не есть энергия Божия" (с. 285), а в докладе Троицкого: "Имя Божие есть энергия Божия" (с. 906); в Послании утверждается: "Имя Божие не может быть называемо Божеством" (с. 285), а у Троицкого к Имени Божию "приложимо наименование Божество" (с. 907), и так далее... Не проходивший сам даже молитвенного искуса под руководством опытного старца, составитель Послания архиепископ Антоний решительно отрицал, "чтобы и вне нашего сознания Имя Божие было тожественно с Богом, было Божеством", и тем самым проповедовал идеалистический магизм вместо молитвы, так как самопредставление несуществующего вовсе не есть молитва, а есть психологический субъективизм, порождающий прелесть самоспасания. Последовательный защитник имяславия как церковного учения Митрополит Вениамин (Федченков) позднее вспоминал: "Митрополит Антоний (Храповицкий) как главный противник этого учения известен был не только резкостью и легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую "нравственно-психологическую" концепцию. И нередко он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов; в особенности же - в ложном, человеческом истолковании искупления" (так называемая крестоборческая ересь, отрицающая необходимость смерти для искупления человечества). Само учение имяборцев о непредвечности и безблагодатности Имени Господа практически было направлено против делателей Иисусовой молитвы, особенно против монашествующих. Как это ни странно, но содержание "синодального" Послания об "Афонской смуте" от 18 мая 1913 года стало известно члену Синода Митрополиту Макарию только благодаря церковной периодике.
Разгром афонского монашества После опубликования послания владыка Антоний (Храповицкий) решил поступить с настроенным исповеднически афонским монашеством как с бунтовщиками. Этим открывается самая позорная страница в борьбе архиерействующих революционеров против исповедников-имяславцев - сторонников аскетической церковной традиции и верных слуг Государя. Один из авторов Послания, архиепископ Никон (Рождественский), срочно отправился на Афон для усмирения "мятежников", почему-то опять "забыв" получить полномочия у Митрополита Макария действовать от имени Синода. Без всякого разрешения Государя использовать войска он 5 июня 1913 года прибыл на Греческий Афон с двумя ротами солдат. Угрожая расправой, владыка Никон принуждал монахов подписаться под Посланием. К примеру, описывая свое впечатление от этого Послания, митрополит Вениамин (Федченков) свидетельствует: "ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от православия!". После отказа православных иноков поставить подписи под документом неправославного содержания архиепископ Никон организовал их кровавое избиение в самом буквальном смысле этого слова. Во время всенощной на монахов Пантелеимонова монастыря (по его приказу) были брошены подпоенные солдаты. В ход пошли приклады и штыки. «Мощной струёй воды монахов сшибали с ног, а затем избитых и окровавленных насильно погружали на корабль, в трюм. Всего со Святой Горы было насильно вывезено шестьсот семьдесят иноков. По прибытии в Одессу они без какого-либо церковного или мирского суда оформлялись в тюрьмы и в ссылку на каторгу. В считанные дни после этих событий еще более тысячи имяславцев - исповедников вынуждены были оставить Святую Гору Афон. Позднее выяснилось, что еще на пути к Афону архиепископ Никон приказал всем матросам на корабле вычеркнуть из личных молитвословов Имя Спасителя - Иисус, а затем по очереди топтать сапогами это Имя Господа, начертанное мелом на палубе. Отказывающиеся сделать это подвергались дисциплинарным наказаниям. После того как Государю Николаю Александровичу было доложено о беспрецедентном самочинии архиерея и были предъявлены для наглядности испорченные молитвословы, Царь решил пресечь развитие событий, протекавших в антиканоническом русле. Отношение Царской Семьи к "афонскому погрому" легко выясняется из переписки Августейших Супругов за 1915 год: "Никон, этот злодей с Афона" (8 сент.), "у него на душе грех Афона" (9 сент.). По причине того, что Синод вовсе не имел канонического права принимать решения богословско-догматического характера, Государь Николай Второй (как верховный в Церкви покровитель правоверия и благочестия) распорядился произвести на Церковном суде богословскую экспертизу и принять соборное решение, которое только и может стать основанием для законного решения Синода. Церковный суд при Московской Синодальной Конторе возглавил (по поручению Царя) старейший член Синода Высокопреосвященнейший Макарий, Московский Митрополит. На защиту имяславияУже на первой стадии спора об Имени Божием на сторону афонских исихастов (представителей аскетическо-богословской традиции в монашестве) стали некоторые высокопросвещённые российские богословы. Имя одного из них экстраординарного профессора богословия Московской Духовной Академии М. Д. Муретова, пользуется заслуженной и почётной известностью. В письме владыке Феодору (Поздеевскому), ректору МДА, он писал: «Вопрос, поднятый афонитами, я считаю весьма современным для всеобщего обсуждения. Он может дать повод к перенесению спора об Имени Иисус в общедогматические области… (6, 25-26). Глумились над защитниками Имени Иисус и молитвы Иисусовой, конечно, по недомыслию, а вернее – по отсутствию истинно христианского чувства, которое всегда может указать истинным христианам верный путь во всех соблазнах и недоумениях… Наша мысль есть движение духа, наше слово есть духовно-телесное движение. Поэтому произносящий молитву Иисусову реально соприкасается с Самим Богом Иисусом, - как Фома, осязает его духовно» (6, 28). Ещё до официально назначенного Церковного суда при Московской Синодальной Конторе рассмотрение «Исповедания» имяславцев (от 18 марта 1914 г.) состоялось на Архиерейском Соборе Киевской епархии, проходившем под председательством Высокопреосвященнейшего Флавиана, Митрополита Киевского, где и было признано вполне православным. Синодальный суд и Указ СинодаВ работе Церковного суда при Московской Синодальной Конторе принимали участие лучшие представители Московской богословской школы: Владыка Феодор (Поздеевский), ректор МДА, профессор М.Д. Муретов, архимандрит Арсений (Стадницкий) и другие ревнители торжества Истины. В газете «Гроза» (от 31 мая 1914 г.) эти события описаны так: «Суд над афонскими монахами закончился тем, что прибывшие в Москву шесть афонцев были спрошены Митрополитом Макарием об их веровании о Имени Божием и признаны исповедающими святость Имени Господня согласно учению Святых Отцов Вселенской Церкви». По поручению Святителя Макария (Невского), сразу после окончания суда Владыка Модест (Никитин) отправился в Петербург к остальным афонским монахам, чтобы объявить им о единогласном оправдательном решении церковного суда в пользу имяславия и о том, «что трёх архиепископов, восставших против Имени Божия, нельзя отождествлять со Святейшим Правительствующим Синодом!» Только по результатам богословской экспертизы Церковного суда появилась возможность принятия законного синодального решения. Посему вскоре и появился Указ Святейшего Синода от 24 мая 1914 года за № 4136, в котором констатировалось, что согласно решению Церковного суда исповедание имяславцев является абсолютно православным: «Московская Синодальная Контора нашла, что в «исповеданиях веры во Имя Божие», поступивших от названных иноков… содержатся данные к заключению, что в них нет основания к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви». Совершенно очевидно, что если бы разбирательство по существу этого богословского вопроса состоялось на год раньше, то названным выше архиереям не удалось бы учинить погрома в афонских обителях. Так называемая «Афонская смута», а точнее, избиение русских монахов, молящихся о Царе, была очередным этапом мирового масонства против влияния Русского Самодержавия в этом регионе. Ставленники нераскаянного имяборца архиепископа Антония (Храповицкого) на Афоне, действуя через находящихся в Солуни масонов (консула Гирсу и вице-консула Щербину), добились полного запрещения для подданных Русского Царя пребывать на Афоне. И до сего времени русским монахам не дозволяется подвизаться в русских же монастырях на Афоне без принятия греческого гражданства. Решение на Поместном Соборе Несмотря на то, что Церковный суд признал исповедание имяславцев совершенно православным, что и отражено в Указе Синода от 24 мая 1914 года, эти важнейшие факты умышленно замалчиваются до сих пор. Единственным объяснением тому, что эти важнейшие документы, восстанавливающие в Церкви мир, так и не были опубликованы в церковных изданиях, является тот факт, что вся церковная печать подчинялась в то время имяборцу архиепископу Никону (Рождественскому). Поэтому и сегодня есть люди, наивно думающие, что Послание от 18 мая 1913 года, сочиненное от имени Синода двумя владыками, и было последним словом русских иерархов. Некоторые противники имяславия не успокоились и игнорировали все позднейшие законные решения Российской Церкви по этому вопросу, продолжая обвинять имяславцев в ереси и препятствовать их служению. По этой причине Митрополит Макарий в августе 1914 года по согласованию с Обер-Прокурором Саблером разослал документ с разрешением служения оправданных афонцев и донес ему об этом телеграммой. Для того, чтобы окончательно решить возникшую проблему, необходим догмат о природе Имени Божия, принятый собором Церкви. Оправданные афонцы в Заявлении Митрополиту Макарию Московскому писали: «С искренней любовью припадая к стопам Вашего Высокопреосвященства, мы приносим глубочайшую благодарность за то, что Вы, Владыко Святый, совместно с подведомственными Вам иерархами … сняли с нас несправедливо возведённое на нас тяжёлое обвинение в ереси… Относительно же Имени Божия и Имени Иисуса Христа мы, согласно учению святых отец, исповедали и исповедаем Божество и Божественную Силу Имени Господа, но сие учение не возводим на степень догмата, ибо оно соборне еще не формулировано и догматизировано, но ожидаем, что на предстоящем Соборе будет формулировано и догматизировано..." И действительно, недостаточно было снять клевету с молящихся иноков; нужен был догмат и соборное осуждение имяборчества как богохульной ереси. Наконец-то этот вопрос был выдвинут на обсуждение Поместного Собора 1917 года, который поручил особой комиссии провести всю богословскую подготовительную работу. Эта Соборная комиссия в результате глубокого и тщательного исследования темы пришла к выводам и решениям, которые (после отчетного доклада) должны были быть утверждены Собором. Но заслушивать и утверждать доклад по итогам деятельности комиссии было некому, так как делегаты Собора из-за обстрела Москвы большевиками в 1918 году попросту разбежались. Надо заметить, что председательствовал в комиссии лучший (того времени) знаток богословия, получивший высокую ученую степень за труд о природе ветхозаветных Божественных имен, архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), который никогда не скрывал своих имяславческих убеждений. Одна из последних его работ (подготовляемая к изданию) посвящена богословскому обоснованию имяславия как традиции исключительно святоотеческой. По решению революционного "правительства" и признавших его архипастырей Митрополит Макарий Московский из-за своих твердых монархических убеждений (вместе с дюжиной иных достойнейших иерархов) вовсе не был допущен к участию в Поместном Соборе. Как только старец-митрополит прибыл на открытие Собора, так сразу его «развернули и отправили» с применением физической силы. С этой демократической акции, то есть с удаления святого, и началось сие мероприятие. Надо ли после этого удивляться тому, что история Церкви не знает ни одного настолько бесплодного Церковного Собора подобного этому! Охранитель Царского Престола Владыка Макарий не только почитал царя и Царскую власть, но также обличал и указывал Его врагов, называя их врагами Православия. Святитель предвидел скрытую цель либерально-демократической Государственной Думы – уничтожение Самодержавия на Руси. Думцы, а ведь среди них было не мало духовенства и даже высшего, были главными и притом легальными разрушителями Церкви и Родины, так как открыто выступали и против Помазанника Божия и всех тех, кто оказывал ему поддержку.Митрополит Макарий удерживал православный народ от разделения, постоянно разъясняя, что Господь даёт единение только вокруг Царского Престола, ограждающего мечём вещественным Святую Церковь. Владыка Макарий оказался главным врагом грядущих узурпаторов Царской власти. Он стоял на их пути перед троном Государя – Кормчего святой Церкви (Исх.49; 23), не допуская их к беззаконному управлению Церковным Кораблём и охраняя от них Царский Престол Давидов духовным мечём, «который есть Слово Божие» (Еф 6, 17). Сибирский Столп Православия, поистине став Всероссийским, принял на себя всю горечь и тяжесть оплеваний и клеветы, которая была обрушена на его седую святительскую голову после февральской революции.Владыка Макарий был непреклонен в вопросе власти: «Царская власть дарована нам Господом, - говорил он. – Для русского народа Бог на небе, царь на земле. Это означало то, что как на небе один Бог, один Вседержитель, одна власть, никому не подчинённая, никому не дающая отчёта, всем управляющая, так и на земле одна власть – Царская, она источник всякой власти в государстве». Старец-Митрополит непрестанно умолял не поддаваться соблазнительным призывам против Царя, пророчески предупреждая о тех тяжёлых последствиях, которые неизбежны при потере Самодержца.Господи, иду за Тобой!И до сего времени многим русским людям непонятен духовный подвиг нашего Государя Николая Второго - сама добровольность Его отречения, страданий и смерти. Подвиг Его им не понятен и не приемлем потому, что им чужда и противна евангельская мораль и небесная логика. Но тем немногим, кто ищет во всем и всегда только славы Божией, Господь открывает истинный смысл и настоящих и грядущих событий. "Говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть... и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Дн 2,17). Вскоре после февральской революции 1917 года митрополиту Макарию, беззаконно удаленному с Московской кафедры "временным правительством", было чудное сонное видение, которое и поныне вразумляет всех ищущих вразумления свыше: "Вижу я поле. По тропинке идет Спаситель. Я за Ним и все твержу: - Господи, иду за Тобой! А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: - Иди за Мной! Наконец подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: - Иди за Мной! И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: - Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая для твоего народа, а другая сладкая для тебя. Государь падает на колени и долго молит Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: "Государь взял вину русского народа на себя, и русский народ прощен!" (9, 147-148). От смерти к жизни О чем же таком важном и необходимом поведал Господь владыке Макарию (а через него и всем) в этом чудесном видении? Господь ясно показал всем, что в Его руках - две чаши. Одна, горькая, - для Русского народа, согрешившего изменой против своего Царя. А другая, сладкая, - для Царя, не согрешившего против своего народа. Русский народ как соборное тело, предательски сам усекнув свою главу - Царя, сразу вкусил духовную смерть, неизбежно ведущую к постепенному разложению народного организма. Из любви к своему народу Государь Николай Второй молитвенно просил Господа переложить на него наказание, заслуженное его народом. Но справедливый Господь так и не дал Царю выпить горькую чашу вместо народа. Сам Спаситель мира возложил на Государя иной крест: Господь призвал его совершить подобие Своего славного Искупительного подвига, для чего и возложил ему на ладонь раскаленный уголь. Этот библейский символ означает Тело Божественного Искупителя, через причащение Которым происходит благодатное очищение, попаление греховной скверны. В молитвах Последования ко Святому Причащению говорится: "Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение и очищение" (Песн. 5), "да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела... во освящение и просвещение" (2-я молитва св. Иоанна Златоустого). Добровольно вступив на путь, указанный Спасителем, Государь Николай Александрович через страдания постепенно просветлялся, приготовлялся к смерти, которою он и искупил, приобрел свой народ - Безкровной Жертве подобно. В конце видения Господь показал духовное воскрешение народа святым Царем Николаем Вторым силою Божественной благодати, преподание которой под видом манны Государь и осуществляет по своей христоподражательной искупительной заслуге. И в завершение видения незримый голос пояснил, что Русский народ именно потому получил от Бога прощение греха измены своему Царю, что Государь сам по воле Бога взял смертный грех своего народа на себя! А отсюда яснее ясного, что Русский народ непременно перейдет от соборной смерти к соборной жизни, как только соборно прославит искупителя своего греха - святого Царя Николая Второго - нашу Русскую пасху чистительную! Гонения от лжебратии. После беззаконного низложения со столичной кафедры святитель Макарий отправился было на поселение в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, но революционное "правительство", испугавшись возможности использования Лаврской типографии знаменитым проповедником, приняло решение о его заточении в подмосковном Николо-Угрешском монастыре, где святой владыка впоследствии и окончил свое земное служение. "По церковно-каноническим правилам насильственное лишение епископа своей кафедры является недействительным, хотя бы оно произошло "при рукописании" изгоняемого. И это понятно: всякая бумага имеет формальное значение, написанное под угрозой не имеет никакой цены, - писал в своих "Воспоминаниях" епископ Арсений. - Насилие остается насилием" (10, 202-203). "Я лишен управления Московской митрополией без суда и достаточных оснований, - говорится в письменном обращении митрополита Макария к патриарху Тихону (Белавину), - в отношении меня, как Московского митрополита, всепочтительнейше прошу Вас, Ваше Святейшество, предложить Высшему Церковному Управлению войти в суждение о восстановлении нарушенных моих прав" (10, 203). Старец-святитель считал, что канонические нарушения, допущенные по отношению к нему как Московскому архипастырю, прежде всего оскорбительны для всей Русской Церкви, и поэтому добивался их ликвидации. Считая себя законным Московским митрополитом, он огорчался всяким новым назначением на Московскую кафедру. "Слышу - продолжают незаконное дело: назначили без моего согласия Московским митрополитом Евсевия, архиепископа Владивостокского, - говорил митрополит Макарий в мае 1920 года, - узнал я об этом и поскорбел. Так и хочется сказать: "Брат, не по праву ты сел на мою кафедру, неужели сего не чувствуешь?" (10, 206). Уже первые христиане бывали "в опасностях между лжебратиями" ( 2 Кор. 11; 26). "А вкравшимся лжебратиям, - писал в Послании к Галатам Апостол Павел, - мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас" (2;4). Ради проповедания Евангельского учения о законной власти, не искаженного царскими изменниками, не уступил им и Апостол Алтая - святитель Макарий Московский. Вера творит чудеса. Как возможно объяснить тот факт, что митрополит Макарий Московский, митрополит Питирим Петроградский, писатель Сергей Нилус1 и другие христиане, оставшиеся в России и до конца сохранившие верность и Господу и Его Помазаннику, почили естественной смертью; а многочисленные революционеры и в рясах и из числа мирян, напротив, погибли насильственной смертью, хотя и поклонились "благоверному" масонскому "правительству", молясь о сохранении новой "власти"? На любой вопрос даёт ответ Слово Божие: «Кто будет единомыслен с ними, тех подвергнут они посмеянию, поношению и попранию. (…) Слушайте, возлюбленные Мои, говорит Господь: вот перед вами дни скорби, и от них Я избавлю вас. Не бойтесь и не сомневайтесь, ибо вождь ваш - Бог" (3 Езд. 16; 70, 75-76)! "Много книг нужно было бы написать, чтобы хотя вкратце очертить облик почившего праведника, являвшего примером своей жизни, особенно в последние годы борьбы с большевиками, такую изумительную веру во всемогущество Божие, какая обезоруживала сатанистов, совершавших неоднократные нападения на монастырь с целью убить митрополита и всякий раз отгоняемых невидимою силою Божией, - писал князь Н. Д. Жевахов. - Кто знает, что несколько разбойников, коим удалось проникнуть в монастырь и даже приблизиться к дверям келий праведного старца, мгновенно ослепли и затем на коленях и со слезами вымаливали прощение, ссылаясь на то, что действовали по принуждению, а не по доброй воле, что в другой раз густое облако окутало целую роту красноармейцев, приближавшихся к Николо-Угрешскому монастырю с целью убить митрополита, и они сбились с пути и, проблуждав до поздней ночи, вернулись обратно в Москву, не выполнив заданного поручения... И точно, почивший митрополит Макарий был одним из немногих иерархов, знавших, что Господь сильнее большевиков, и оставшихся верными Господу и своей вере в силу Божию. И эта вера творила чудеса, пред которыми смирялись и не могли не смиряться слуги диавола" (11, 267). Воистину, заточение для проповедника - подобно смерти! Но сие святое семя, им посеянное, не погибло и, веруем, принесет в свое время плод мног! Ведь святитель Макарий (Невский) душу свою положил за правую Веру, законного Царя и родное Отечество! Вскоре после Великой Отечественной войны патриарх Алексий (Симанский) благословил перенести останки митрополита Макария из подмосковного села Котельники в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру для перезахоронения их в крипте Успенского собора. Патриарх, почитавший сего угодника Божия, завещал похоронить себя рядом со святым старцем. В апреле 1957 года в Котельники прибыла Комиссия из Московской Патриархии с участием военных властей, которая вскрыла склеп с гробом владыки Макария. И тогда обнаружилось чудо: тело владыки осталось нетленным! Его перевезли в храм Русских Святых, находящийся под Успенским собором Лавры. Тело переложили в новый гроб, так как старый истлел, и сооружена гробница с мраморной плитой, где святые мощи нашего Всероссийского Апостола находятся и по сей день. Составил К. В. П. 1 Недостойно автор признаёт Сергея Нилуса сохранившим и верность Господу и Его Помазаннику. С. Нилус является яростным имяборцем и злостным клеветником на афонских имяславцев-исповедников (См. его еретичность и клеветничество в имяборческой брошюре.: «Сборник документов относящихся к афонской имябожнической смуте». Петроград. 1916. с. 47-48. В этой брошюре там же Вы увидете страшные клеветы на исповедание афонских изгнанников редактора журнала «Колокол»; но эту хульную рецензию свою редактор написал до своего обращения к имяславию. Но после длительной его беседы с Архиепископом Феофаном (Быстровым), он стал ревностным исповедником Имени Божия и свой журнал «Колокол» повернул на защиту хулимого имяборцами Имени Божия). Господь есть Ревнитель Своего Имени и строго карает за похуление Своего Имени (Мал 2 гл. и др.). А Помазанник Божий Царь Николай Второй является защитником афонских исповедников. Впрочем, С. Нилус мог быть просто обманутым Синодом и обер-прокурором Саблером, как обмануты были сотни архиереев, тысячи священников, миллионы верующих, как первоначально попадал в имяборческую ловушку и редактор «Колокола» В. М. Скворцов – читайте его апологию имяславия в брошюре: В. Скворцов. «В поисках правды». По делу афонских имябожников. Петроград. 1916). Кроме того, вид кончины не определяет ни святость, ни недостоинство. Мы знаем, что и многие еретики и многие даже коммунисты-атеисты умирали насильственной смертью, но это не значит, что они увенчались венцом мученическим; равно как и умершие тихой безболезненной смертью, например, сердечники и больные раком и прочие не благочестиво жившие и еретики будто бы сподобились царствия небесного. Никто из смертных невправе определять почивших ни в рай, ни в ад. «Судьбы Божии неисповедимы, и пути Его неизследимы». | |
Просмотров: 271 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |