Приветствую Вас Гость!
Среда, 2025-01-15, 10:19 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 2 том

Часть 4-я страницы 44 - 54
2016-04-03, 9:52 PM

Силу вседеятельную. вся тем быша; словом сотворен видимый мир; Словом Гос­подним небеса утвердишася (Пс.32, 6). Скажешь, что это не такое слово, как у тебя и у меня. Слово Божие бесконечно выше слова человеческого. Но поелику ты со­творен по образу Божию, то и в слове твоем должен быть некий образ слова Божия и силы его, если ты не затмева­ешь его злоупотреблением слова, если не обессиливаешь слова невниманием и легкомыслием. Слово поставило че­ловека на лествице творений выше всего земного и выше луны и солнца; слово соединило людей в обществе, со­здало города и царства; в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется, поощряется и рас­пространяется добродетель; слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое. Мир видел, что слово подобострастит на(с)м чсловеков в союзе с истиною Боговедения и правдою веры, и вследствие сего в союзе с Словом и Духом Божиим, владычествовало над природою, исцеляло болезни, прогоняло темные силы, воскрешало мертвых. Видите ли, какое сокровище расто­чает человек, какой высокий дар повергает и попирает, какую могущественную, животворную и благотворную силу делает бездейственною или мертвою, или, напротив, злотворною, когда употребляет слово не для истины, прав­ды и благости, но на празднословие, на срамословие, на ложь, на обман, на клевету, на злоупотребление клятвы, на распространение зломудрия!

Должно приносить молитву Богу, не яко от себя только, но всегда во имя Господа Иисуса, то есть, с верою и упованием на Его за нас ходатайство, силу и помощь.

Богу не угодно, чтобы общественное призывание име­ни Его, или, иначе сказать, церковное Богослужение со­вершаемо было на каком-нибудь простом месте, а долж­но сие делать только на том месте, которое Бог для сего изберет и освятит.

О, если бы все мы, братия, как должно разумели Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа!.. Тогда все мы носили бы спасительное имя Иису­са Христа не только в устах, но и наипаче в уме и сердце; и Его Божественную силу опытно дознавали бы в нашей душе и в нашей жизни, и тогда пришло ли бы кому на мысль заводить состязания и распри о звуках и письме­нах сего имени? Потому что, как сказует Апостол, не в словеси царство Божие, но в силе (1Кор.4, 20).

Братия святая, звания небесного причастницы, разу­мейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иису­са Христа; тщитесь приобрести внутреннее сердечное о Нем познание чрез поучение Евангельское и Апостольс­кое, чрез частое, и, сколь можно, непрестанное призывание Божественного имени Его, чрез очищение себя ис­полнением Заповедей Его, чрез общение с Ним в Его свя­тилище и в таинствах.

Слава Тебе, Пресвятая Троице, Боже наш, и да будет сие знамение усугубляемого и утрояемого Твоего благо­словения на сие место и на братию св. храма сего. Ибо знаем из писаний и в событиях видим, что не только Твое Божественное имя свято и исполнено Божествен­ной силы, но и Твое троичное число священно и Боже­ственным действием бывает ознаменовано.

Почто бо Илия, Пророк Твой, желая воскресить отрока, не единожды, не многократно, но трижды дуну на отрочища (З Цар.17,21), если не для того, чтобы троичным числом исповедать тройческую веру, и привлечь Твое, Животворящая Троице, пресущное дей­ство? Не в том же ли духе употребил он и троекратное возлияние воды на жертву, на которую хотел низвести небесный огнь? Призрела еси. Пресвятая Троице, на трех отроков в огненной пещи, и не восхотела, чтобы Твое свя­щенное число явилось числом пагубы: и три отрока ве­рою тройческою пламень пещный попраша. После того, как в тридневном воскресении единого от Тебе, Пресвя­тая Троице, Господа нашего Иисуса Христа, троичное число прияло новую славу и силу, Твои Богодухновенные Апостолы и богоносные отцы наши предали нам час­то запечатлевать троичным числом наши молитвы, наши славословия, наши тайнодействия без сомнения потому, что в сем знамении священного числа есть тайный союз наших молитв, славословий, таинодействий с Твоею вседействующей и всеспасительною благодатию.

Ни в каком случае не расточай безрассудно слова, словесная тварь Слова Творческого! Если Словом Бог сотворил все, а человек сотворен по образу Божию, то какие величественные действия надлежало бы произво­дить слову человека! В самом деле, оно наделяло боля­щих, воскрешало мертвых, низводило с неба огнь, оста­навливало солнце и луну, и, что всего важнее, соделавшись орудием Воплощенного Слова Божия, оно претво­ряло и претворяет растленных грехом человеков в новую тварь, чистую и святую. Так действует слово человечес­кое, когда будучи крепко заключено в горниле благоговей­ного молчания, и разжигаемо тайною внутреннею молит­вою, получает свойственную ему чистоту и силу, или, луч­ше сказать, становится причастным силы Слова Божия и Духа Святого. И сие ли могущественное, зиждительное, священное орудие мы обращаем на действия нечистые, разрушительные, святотатственные, на злоречие, клевету, хуление; или легкомыслием раздробляем оное в легкий прах и рассыпаем по ветру в суетном празднословии?..

Здесь (в храме) Он (Христос) посреди нас, в слове Евангелия, в облаке таинства, в духе и пламени молитв единодушных.

Слово Христово, которое вы слышите здесь в Евангелии, не так же ли Божественно, как огненные языки Свя­того Духа?

Яже начать Иисус творити же и учити (Деян.1, 1) во храме, в Иерусалиме, по всей Иудеи и Галилее, в си­нагогах и домах, в селениях и пустынях - не все ли сие продожается и повторяется и в наших храмах посред­ством чтения Евангелия. Не преувеличиваю, когда гово­рю: продолжается и повторяется посредством чтения Евангелия, ибо это не просто слово и сказание, но вместе сила и действие, - слово, которое тогда, выходя из уст Иисуса, например, изгоняло бесов и ныне, выходя из Евангелия, также ужасает их, карает и обращает в бегство.

Поспешаю показать тебе близкое, отверзтое храни­лище силы духовной. Сие хранилище есть храм. Что мо­гущественнее Слова Божия, которым сотворено все, и которьм воссозидается все? Здесь оно действует.

Здесь каждый день в Евангелии слышишь слова Хрис­та, Сына Божия. А оно есть едино и то же слово, которым_ Он сотворил мир, которым носит всяческая, как глаго­лом силы Своея (Евр.1, 3), которое во днех плоти Его, исцеляло больных, прогоняло бесов, воскрешало мерт­вых. Что же не сделает оно и здесь для верующего и мо­лящегося? И почему благознаменателен и достоин внимательного соблюдения тот обычай, что во время чтения Евангелия вы преклоняете главы, а некоторые подклоняют главы под самое Евангелие, чтобы вас осенила благо­датная сила Христова.

Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать Пророков, Апостолов, Святых, в них наипаче Сам Дух Святый ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим.8, 26), как сказует Апостол. Какое сокровище в её чтениях Еван­гельских! «Есть бо, говорит Афанасий Великий (в посла­нии к Маркеллину), в словесех писаний Божественных Господь, Егоже стерпети не могуще (духи тьмы), вопияху: молю тя, да не прежде времени мучиши нас.» Та же сила, которая исходя в слове Христовом, прогоняла бе­сов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии (Слово в день рождения Императора Ни­колая Павловича, июня 25 дня, 1843 года).

 

Божественно ли имя Иисус?

Голос из келии старца Киево-Печерской Успенской Лавры.

/Киев. 1913 г./

Пресвятая Дева Мария, зачавшая во чреве, родила Сына, Который, в 8-й день по рождении, принимает Свое (Ему единому, яко Богу Спасителю, присущее) имя Иисус и обоготворяет его, срастворив с Существом Своего Божества, точно так же, как и принятую Им «от че­ловек» плоть: неслитно и нераздельно, и бысть Бог не­преложный и человек совершенный. Следовательно, имя Иисус, принесенное Архангелом с небес, обоготворил Сам вездесущий Господь и Его имя Иисус есть истин­ный Бог.

Словами: Аз есмъ (Ин.18, 4—5) Спаситель указал, что Его имя Иисус срастворено с существом Его Боже­ства неслитно, неразрывно и непостижимо для всего ан­гельского и, тем более для человеческого мира.

На каком же основании говорят противники боже­ственности имени Иисуса, что имя Иисус не есть Бог? А вот на каком. В Ветхом Завете три человека носили это имя, а именно: Иисус Навин, Иисус Сын Сирахов и Пер­восвященник Иисус Иоседеков. А так как эти три челове­ка не были богами, то следовательно, и имя нашего Спа­сителя «Иисус» не есть Бог. Равнять и приравнивать мож­но человеческое имя с человеческим, например, Иисуса Навина с Иисусом Сираховым, Иисуса Сирахова с Иису­сом Иоседековым, но равнять Бога и человека, а также и божественное имя нашего Спасителя Господа Иисуса Христа с именем простого, обыкновенного смертного че­ловека, это такая ересь, на которую едва ли и бесы спо­собны.

Святитель Феофан Затворник так говорит о силе мо­литвы Иисусовой в своих письмах: «Врагу приступа нет к тому лицу, в сердце которого внедрена молитва Иисусова. Сладчайшее имя Господа, непрестанно звучащее и глаго­лющееся в сердце, даже без вашего ведома, будет бить его.»

«Навязло ли вам на язык имя сладчайшее, имя Иису­са? Надо добиться до того, чтобы оно само читалось, хоть и мысль забежит куда..., а опомнясь, пойдет на язык то же имя... Сладчайшее имя Иисуса в простоте сердца при­зывать всем надо, внушать и всех к тому располагать. «Имя Господа Иисуса страшно для врагов нашего спасе­ния и благословительно для ищущих Его».

( А вот, что говорит)

Послание Св. Синода:

«Святитель нигде не называет энергий Богом, учит  называть их Божеством (не Феос, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого приме­ра. Говорится: «Христос на Фаворе явил Свое Божество», но никто не скажет: «Христос на Фаворе явил Своего Бога». Это была бы или бессмыслица, или хула. Слово Бог указывает на Личность, «Божество» же - на свой­ство, качество, на природу. Таким образом, если и при­знать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать Его только Божеством, а не Богом, тем более не «Богом  Самим», как делают новые учители».

Глава 5

Имя Божие

Св. Григорий Нисский

«Поелику примечая разнообразные деятельности превысшей Силы, от каждой из известных нам деятельностей применяем ей приличные названия, то одну и именно ту деятельность, которая есть назирающая и наблюдаю­щая, и как скажет иной, зрительная, и которою Бог над всеми наблюдает и имеет надзор, усматривая помышле­ния и проникая созерцательною силою даже в невидимое, положили мы от зрения наименовать Божественным и Зрителя нашего и по обычаю и по учению Писаний, назы­вать Богом».

Если и Григорий в сочинении «К эллинам» на основа­нии общих понятий нередко говорит, что имя Бог означа­ет сущность и говорится о Боге в собственном смысле, то в этом сочинении сущность Божия различается не от свойств и действий, а от лиц. Таким образом, под (име­нем Бог, сущность) здесь разумеется не самое непостижимое существо Божие, а общая лицам Пресвятой Трои­цы божественность, в понятия которой входят и божествен­ные действия, общие им и принадлежащие непостижимой сущности. «Имя Бог, — пишет святой Григорий, - означает сущность, не то представляя, что она такое (сие не­постижимо), но указывая на неё, как заимствованное от некоего свойства, принадлежащего сущности. Вместе с тем в выражении (Кvpiws) заключается и мысль, что сло­во Бог применяется в собственном смысле не к лицам Божества (почему нельзя сказать «Три Бога»), а к суще­ству Его, понимаемому не в Его внутреннем основании, а прежде всего в Его проявлении во вне, в Его деятельно­сти и уже через эту деятельность и в самом существе, как основании деятельности».

 Имена Божии сами о себе (об именах Божиих в мо­литве речь будет далее) неотделимы от Бога лишь настоль­ко, насколько и все существующие, а всякое другое отно­шение их к Богу существует не в действительности, а лишь в нашей мысли, устанавливающей связь между знаком и означаемым.

Если (бы) все имена суть лишь знаки, то и имена Бо­жии суть лишь символы Бога, созданные людьми и Са­мим Богом, связанные лишь настолько, насколько все су­ществующее содержится Его силою. (Это не догмат, а частное мнение. – Ред.).

 

Глава 6

Имя Божие

Св. Иоанн Кронштадтский

Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявля­ет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как про­стое Существо, не состоит из ряда или из множества мыс­лей, или из множества слов или творений, но Он весь в одной простой мысли - Бог Троица, или в одном про­стом слове— Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как святой Огнь, проникает каждое слово; каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовью. Но осо­бенно Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Св. Дух, или Троица, или Господь, Господи Боже, Господь Саваоф, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Душе Святый, Царю небесный, Утешителю, Душе истины... и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них - к сердцу нашему, ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17).

Слово потому надо еще уважать крепко, что и во еди­ном слове бывает вездесущий и вся исполняющий, еди­ный и нераздельный Господь. Потому и говорится: не приемли имеие Господа Бога твоего всуе (Исх.20, 7), что в одном имени Сам Сый Господь, простое существо, Еди­ница приснопокланяемая.

По телесности и духовности нашей Господь со всем видимым и вещественным соединяет благодать Свою, даже всего Себя, и чрез все действует: так, хлеб и вино делает Телом и Кровию Своею или видимою скиниею Своею; храм — домом Своим; на престоле в храме — Он, как Царь, невидимо восседает; на кресте является Он Сам как бы тем самым телом, которым распят, и творит чудеса чрез крест, являя Свою животворящую силу чрез него;

Он во вселенной как во храме, и притом весь, во всяком месте, не ограничиваемый никаким пространством, бу­дучи всегда выше всякого пространства и времени.

Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем, не отвлекай от них ума ни в какие помышления. Молясь во время Богослужения, совершения таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись сердцем на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь триипостасный, везде сый и вся исполняяй; думай: я - ничто, все делает Господь. Еще думай: я говорю — Бог Слово во мне го­ворит.

Зри Бога твердо сердечными очами и во время Его созерцания проси, чего хочешь, во имя Иисуса Христа — и будет тебе. Бог будет для тебя всем в одно мгновение, ибо Он простое Существо, выше всякого времени и про­странства, и в минуты твоей веры, твоего сердечного еди­нения с Ним, совершит для тебя все, что тебе нужно для спасения тебя и ближнего, и ты будешь на это время сам причастен Божеству по приискреннему общению с Ним: Аз рех: бози есте (Пс.81, 6). Как между Богом и тобою на этот раз не будет промежутка, то и между тво­им словом и между самым исполнением тоже не будет промежутка; скажешь — и тотчас совершится, как и Бог рече, и быша, повеле, и создашася (Пс.32,9). Это — как относительно таинств, так и вообще духовной мо­литвы.

Какие должны быть чистые, духовные уста у священ­ника, столь часто произносящие всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа! Еще более — как духовно чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестного, великолепного и достопокланяемого имени! О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотию, в кото­рой не пребывает Дух Божий!

Сколько раз (о, Владыко Господи Иисусе) одним име­нем Твоим, с верою мною призываемом, обновлял Ты мое растление сердечное! Сколько раз совершил это чрез жи­вотворящие Тайны!

Велико имя Господне, хвалебно имя Господне, ПРЕпрославленно Имя Господне!

Бог Отец — жизнь. Бог Сын — жизнь. Бог Дух Святый — жизнь: Троица Святая — жизнь. Жизнь в имени Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда мы призываем святых на молитвы, то произне­сти от сердца их имя — значит уже приблизить их к само­му своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока, яко Вездесущему и вся Ведущему. Когда на проскомидии молитвенно призываешь Господа Иисуса Христа или Пре­чистую Его Матерь и святых, или поминаешь живых и умерших, тогда частица представляет и как бы заменяет собою Господа или Пречистую Его Матерь, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа. Таким образом, в малом виде в устах наших и в сердцах наших отражаются существа горнего и дольнего мира, и все это чрез веру Духом Святым, Который есть един Сый — везде сущий и вся исполняющий.

Молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею. Господь сообщает непобедимую, непостижимую, Боже­ственную силу животворящему кресту.

Непостижимо, как, Сам Христос соединяется с знаме­нием крестным и дает ему чудесную силу прогонять стра­сти, демонов и успокаивать возмущенную душу... А что­бы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, — эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совер­шил нашего ради .спасения. Чтобы не терпеть непрерыв­ных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Христианину — и до дела, и за делом, и после дела (должно), носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша (Моя жизнь во Христе, приложение к журналу «Православно-русское слово» за 1905г., Спб. 1905г., т.2, с.24)

Благоговей пред каждым словом, пред каждою мыслию слова Божия, писаний св. отцев и в том числе мо­литв и песнопений различных, которые мы слышим в цер­кви, или которые дома произносишь, потому что все это - дыхание и словеса Духа Святого: это, так сказать. Сам Дух Святый, ходатайствующий о нас и чрез нас воз­дыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26).

Когда называешь в молитве Пресвятую Деву Богоро­дицу пресвятою, то представляй, что самое существо Её есть святость вечная, непоколебимая, неизменная, нево­образимая, неудобозримая и ангельскими очами. То же и о всех Ангелах и святых помышляй, то есть, что суще­ство их святость и благость, по благодати Иисуса Христа.

С крестом, все равно как и в крестном знамении, Господь Иисус Христос, как живой и животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя. Слава о сем Господу нашему, всегда с нами сущему! Се Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века. Аминь. (Мф.28, 20).

В церкви я поистине как на земном небе: тут вижу лики Господа, Пречистой Богородицы, св. Ангелов, тут престол Божий, тут крест животворящий, тут Евангелие вечное, этот глагол Божий, коим все сотворено.

Какое отношение между словом и делом? Слово Божие вызвало из небытия в бытие мир видимый и невиди­мый, слово в устах Бога-Слова было делом. Потому сло­во и дело должны быть неразлучны между собою, как душа и тело неразлучны в своем бытии. Кто соблюдает и тво­рит слово Христово верно и постоянно, у кого слово есть дело, тот и теперь творит великие и удивительные дела, и слову его все повинуются: и демоны повинуются, и бо­лезни исцеляются, и нравственность человеческая нази-дается.

Крест во Христе и Христос на кресте: крест есть об­раз распятого Христа, Сына Божия, потому и знамение его и единая тень его страшны для демонов, как знамения Христа, как сень Его, Распятого. Потому весьма важно погружать крест в воду и освящать её, она целительна бывает вследствие того и прогоняет демонов.

Слово Господне есть дело, жизнь, существо, от Сущаго — сущее, от Жизни — жизнь, от Истины — истина. Слава Пресвятой, единосущной и животворящей Тро­ице! Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистию на ближнего из-за чего-либо житейского, плотс­кого, и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возве­ду сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя. А сам смотрю на имя Отца и — Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином — смотришь, тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопокланяемого Имени, как дым исчезнет.

Когда ты про себя в сердце говоришь или произно­сишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его бла­гость бесконечная, премудрость беспредельная, свет не­приступный, всемогущество, неизменяемость. Со стра­хом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает Запо­ведь Божия употреблять имя Божие всуе, потому, то есть, что имя Его есть Он самый — единый Бог в Трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то есть, не ограничиваемое им и ничем сущим.

Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от Слова Всетворца и в соединении (через веру) с зижди­тельным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным (ког­да, например, ты молишься благодетелю Богу по руко­водству Церкви святой или по наставлению Господа), но принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в зиждительное слово, ты не будешь без успеха поучать народ во храме при Богослужении, при совершении та­инств в домах; не будет безуспешно твое слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе.

В каждом слове — Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким сми­рением, осмотрительностию, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцем и Духом.

Каждое слово священного Писания, каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово  священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честного и животворящего кре­ста. Такая благодать присуща каждому церковному сло­ву, ради обитающего в церкви Ипостасного, вочеловечевшагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.

Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображениии их, только с верою надо употреблять их изоб­ражение, и они будут творить чудеса.

Крест и крестное знамение есть сила Божия, потому что им присущ всегда Господь. Точно так же образа: Господа, Богоматери, св. Ангелов и святых человеков так­же могут быть для верующих людей силою Божиею и де­лать над ними чудеса. Почему? Потому чго по благодати Божией им присущи Господь, Владычица, Ангелы или свя­тые, то есть, они так к нам всегда близки и даже ближе, чем эти образа. Если усомнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что Сама первообразная Владычица преосвящена уже тыся­ча девятьсот лет еще в утробе родителей Её — Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Неё Бога Сло­ва; всегда Она свята и пресвята вечно, непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща и одним начертанием Её лика и имени, и лика Спасова и имени Его, уже освящает вещество самим ликом Своим и начертанием имен.

Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам также и еще больше, чем икона, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Также о кресте живот­ворящем должно говорить. Где крест или крестное зна­мение, там и Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему.

О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа!

Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе крес­та Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу не­сколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу.

Молящийся! Имя Господа, или Богоматери, или Ан­гела, или святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святого. Имя Господа есть сам Господь —Дух везде сый и все наполняющий; имя Богоматери есть Сама Бо-гоматерь, имя Ангела — Ангел, имя святого — святой. Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них, и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое — ты сам с душою и телом; так и святые: призови их имя, ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом её, а сам человек, сущ­ность человека или внутренний человек его есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. Итак, имя Бога есть Сам Бог и вятого — святой Его.

Когда запрещаешь диаволу именем_Господа нашего Иисуса Христа, То это самое имя, сладчайшее для нас и  грозное_и горькое для бесов, само творит силы, как меч  обоюдуострый. Равно, если просишь чего у Отца небес­ного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец небесный, о имени Своего воз­любленного Сына все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, а в таинствах, и вовсе, не взи­рая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила.

Ко всякому слову имей такое внимание и уважение, какое имеешь к живому человеку, и твердо веруй, что слово Божие живо и действенно, как живое существо, как Ангел, и, по причине своей духовной тонкости, проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлениям и мыслям сердечным (Евр.4, 12).  Слово Божие есть Сам Бог. Итак, когда говоришь, веруй, что ты имеешь дело с живыми, а не с мертвыми суще­ствами, с действенными, а не с косными и бессловными. Знай, что ты должен говорить с верою и уверенностию каждое слово. Слова — живые бисеры. Не пометайте бисер ваших пред свиниями. (Мф.7,6).

Великие имена: Пресвятая Троица или Отец, Сын и Святой Дух, или Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или вообра­женные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах. С именем Иисуса Христа, или с искреннею мыслию об Иисусе Христе, соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердце. Перенеси это и на име­на св. Ангелов и св. Божиих человеков, начиная с Божией Матери, до святых и праведных и Христа ради юродивых. Только искренно призови их имена, и по благодати Божи­ей помогут и они тебе.

Когда бываешь очень молод или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного, только по еди­ному имени и думаешь, что Христос от тебя далеко — на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко, не около тебя, и хотя слышишь, что он здесь, но дума­ешь, что злость его до тебя не касается, но когда будешь в зрелых летах и вступишь в жизнь подвижническую, ког­да будешь служить Богу чистою совестью, тогда испыта­ешь на сердце благое иго Спасителя, и тяжелое неснос­ное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас.

По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению, например, в таин­стве причащения Он Сам весь вселяется в тело и кровь; в покаянии — действует видимое лицо священника; в кре­щении — чрез воду; в миропомазании — чрез миро; в свя­щенстве — чрез архиерея; в браке — чрез священника. И венцы венчает Сам: в елеосвящении — чрез елей привя­зывает Свое присутствие к Храму, к иконам, к кресту, к крестному знамению,, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков1, к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину, но придет время, когда тело и кровь Его, равно и все другие видимые знаки, для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащатися в неве­чернем дне царствия Его, а теперь — все чрез телесное и чрез образы и знамения.

Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имени Господа Бога твоего всуе (Исх.20,7). Или – защитит тя имя Бога Иаковля (Пс. 19,2), или — изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему (Пс. 141,8). Как Господь есть препрос-тое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли — весь всецело и в тоже время везде — во всей твари. Потому призови только имя Господне! Ты призовешь Господа Спасителя верующих и спасешься Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Деян.2, 21). Призови Мя — имя Мое — в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс,49, 15). Весь человек, из души и тела состоящий, называется одним словом, например, Иоанн — в означение того, что человек приведен в бытие Словом Господним, которое просто. Еще имя означает то, что душа наша есть тоже простое существо. Под одним именем скрывается такое богатство и глубина духа человеческого, такое множество делимых частей вещества. Это истинно образ, подобие Божие и вместе малый мир. В имени человека — душа человека, например, в име­ни Иван — душа Ивана. Так на призыв сей душа моя со­знает себя в этом имени и откликается на него. Так, в имени Иисус Христос — весь Христос, душа и тело Его, соединенные с Божеством. Изречение имени на образе много значит для верую­щего. Это имя как бы вместо души служит ему. Призови от всей души имя святого: он услышит тебя и в образе явит чудодейственную силу свою. Имя Спасителя, с ве­рою призываемое, делает чудеса: изгоняет бесов, погашает страсти, исцеляет болезни; по благодати Господней и святые, с верою призываемые по имени, делают также чуде­са. И что удивительного? Все они в Духе Божием, а Дух животворящий везде и все наполняет, и Духом Святым святые все делают чудеса, потому что един Дух Божий есть Дух чудес.

Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества, отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест Его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия.

Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, Премудрость или бесконечная ипостасная Мысль; Он то; Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово — наше, чело­веческое, или лучше, — и слово — Его же: а мысль, сущ­ность его, истина — Сам Господь. Так же точно я вижу, например, образ Спасителя или крест Его: опять тут Он Сам — вездесущий Мой Господь — в этом лике или на этом кресте, как в слове Евангелия; образ Его на иконе или на кресте — только внешний вид, а сущность — Он Сам — везде и во всем и чрез все являющийся, особенно чрез образы и знамения, на которых наречено достопоклоняемое имя Его или Самый образ Его. Так Он и в священническом крестном рукоблагословении является с силою Своею, и как бы Сам благословляет. Очень важно священ­ническое рукоблагословение. И обыкновенное крестное знамение наше имеет также силу Божию, только делай его с верою. Так везде Господа можно обрести и осязать.

Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несом-ненно веруй всякому слову Господа.

Из-за бессилия в вере сердца твоего не обессиливай всесильной силы креста Господня, тем более животворя­щих Тайн тела и крови Господа Иисуса Христа. Он всегда одна и та же животворящая сила, ибо он — Сам Христос, вечная сила все сотворившая, все содержащая и все оживотворяющая; равно и крест всегда силен силою Рас­пятого на нем, всегда животворящ ради Живота, Кото­рый был повешен на нем.

Господь, при бесконечности Своей, есть такое про­стое Существо, что Он весь бывает в одном имени «Трои­ца» или в имени «Господь», в имени «Иисус Христос».

Когда покроет тебя тьма окаянного — сомнение, уны­ние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в нем ты все най­дешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедро­ты, все это найдешь в одном имени, заключенном как бы в какой богатой сокровищнице.

Как во всякой малейшей части тела и крови Христо­вой — весь Христос, так во всякой мысли, во всяком сло­ве благом — весь Христос.

По телесности и духовности нашей Господь со всем видимым и вещественным соединяет благодать Свою, даже всего Себя, и чрез все действует: так, хлеб и вино делает Телом и Кровию Своею или видимою скиниею Своею, храм — домом Своим, на престоле в храме Он, как Царь, невидимо восседает, на кресте является как бы тем самым телом, которым распят, и творит чудеса чрез крест, являя Свою животворящую силу чрез него. Отчего мы чествуем крест таким великим благогове­нием, что в молитвах упоминаем о силе его после заступления Пресвятой Богородицы и небесных сил, прежде всех святых, а иногда даже прежде Сил небесных? Пото­му, что после страданий Спасителя крест сделался зна­мением Сына человеческого, то есть крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На кресте Христос принес Себя и жертву Богу Отцу за наши грехи, на нем и им Он спас нас от работы вражией, и потому мы и почитаем его таким великим благоговением. Потому-то он всегда для верую­щих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, осо­бенно же от злодейства невидимых врагов.

Слава дивной силе креста Твоего, Господи! Когда Господь наш Иисус Христос висел на кресте, пригвож­денный к нему римскими воинами, тогда — о, дивное и ужасное дело! Христос и крест были одно, Христова плоть и древо крестное соединены были гвоздями в одно. Таким образом. Господь как бы обручился с крестом, и несколько часов висения Его на кресте соединили Его, так сказать, с крестом до скончания века; и вот почему крест имеет мно­горазличную силу, и будет иметь её до скончания века; вот почему крест называется Христоносным и животворя­щим; вот почему Христос, крест и знамение креста одно и тоже: Христос на кресте и крест во Христе; вот почему всякое пренебрежение ко кресту есть пренебрежение к Самому Христу Спасителю. Где крест, там и Христос.

Ради страдания и смерти на кресте безгрешного, всесвятого Любителя нашего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, кресту сообщена от страдавшего и умер­шего на нем животворящая и спасительная сила на веки, и мы по всей справедливости чтим животворящий крест Господень как чудотворный.

(А теперь сравним с учением св. Иоанна Кронштадтского нижеприводимое учение другого святого – Григория Нисского, и увидим как будто бы огромное расхождение. Но это расхождение только кажущееся. Притом, о. Иоанн Кронштадтский записывал свои впечатления в минуты духовного трезвения, или лучше сказать, в минуты соединения с Господом через Святейшее Имя Его; а свт. Григорий Нисский писал свою схоластическую философию в пылу полемических споров с еретиком Евномием, допуская в своих изречениях крайности, неточности и двусмысленность. – прот. К. Борщ).

 

1 Неправильно толкуя эти слова имяборцы приравнивают имя Божие ко всем прочим «видимым знакам», перечисляемым о. Иоанном, и говорят: если имя Божие – Бог, тогда и все прочие знаки – Бог? Но здесь о. Иоанн говорит именно о вещественных предметах, к которым Господь привязывает Своё присутствие. К веществу относятся и тварные элементы имени: бумага, чернила или буквы и звуки имени Божия. И хотя Господь и к ним привязывает своё присутствие, как и к прочим вещественным предметам и они имеют некоторую освящающую силу благодатную, но Бог – не в этих тварных элементах, а в Своей Божественной энергии, которою являются в духовном смысле нераздельные от Него Имена, являющиеся и Божественными свойствами сущности, открываемыми Богом в Откровении и постигаемые несовершенно ограниченностью разумной твари. – Да, придёт время невечернего дня Царствия Божия, когда не будет вещественных символов и знаков, не будет букв, а может быть и человеческих звуков, но духовное славословие Ангелов, и достойных человеков, Имени Пресвятой Троицы не прекратится во веки веков, о чём свидетельствует Божественное Откровение и все православные Богослужения.

Категория: Имяславие 2 том | Добавил: borschks
Просмотров: 267 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar