Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 2 том |
2016-04-02, 11:24 PM | |
Протоиерея Г. Дьяченко: «Благоговеем пред Именем Божиим, которое есть благословенно (Пс 71,19), хвально и прославленно (Пс 112, 3). Которым благословляется и освящается всё (пс 71, 17), о Котором радуются Ангелы Божии и все Праведники, и силою Котораго и мы грешные спасаемся» (Дн 4, 12)47. Догматическое учение Православной Церкви до 1913 года: «То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего»48. Свт. Димитрий Ростовскагй: «Сие Имя Спасительное Иисус, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо, на наше избавление, ныне же аки безценный бисер во искупление рода человеческаго от сокровищ пренебесных принесено, и Иосифом во откровение всем подано, безвестная же и тайная премудрость Божия в Имени том явлена. Сие Имя аки Солнце мир облиста…»49. Исповедание кафолической и апостольской Церкви, Восточной. Иисус - значит: Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: родит же сына, и наречеши Имя Ему Иисус; той бо спасет люди своя от грех их» (Мф 1, 21). Посему справедливо заключить должно, что Имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского».50 Если же в Ветхом Завете и назывались некоторые люди Иисусами, то они не были истинными Иисусами, потому что не были Спасителями и Искупителями мира, но собою лишь предзнаменовали истинного Спасителя Господа Иисуса Христа. Блаж. Феофилакт Болгарский: «В начале проповеди многие изгоняли бесов, хотя были между ними и недостойные, и демоны обращались в бегство собственно от Имени Иисуса51. Св. Иоанн Златоуст: «Есть у нас духовныя заклинания: Имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста… Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия произнесённого Имени; точно так же многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена… остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться»52. «Да святится Имя Твое». Да, братие, святить Имя Божие – это есть первая обязанность человека. К этому побуждает нас как самое Имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое Имя - Имя Божие есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть и Имя Его, что есть Имя Божие, то есть Он Сам. «Аз Господь Бог, - говорит Он, - сие есть Имя Мое». Следовательно мы, славя и почитая Имя Божие, славим и почитаем Самого Бога. Сила же Имени Божия так велика и спасительна для человека, что он может по силе сего Имени сделать всё. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих демонов: «Именем Моим бесы ижденут», - сказал Сам Спаситель. Вот какова сила Имени Божия. После сего не святить Имя Божие не есть ли дело худое и богопротивное, и человек, который не святит его, не есть ли Богоотступник, сын противника диавола и наследник огня геенскаго»53. Вот как веровал Св. Синод до 1900 г.! Св. Иоанн Кронштадтский. «Господь при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном Имени Троица, или в Имени Господь, или в Имени Иисус Христос54. Его же: «В Имени Иисус Христос, весь Христос - душа и тело Его соединённые с Божеством»55 Его же: «Но особенно Он (Бог) весь… в принадлежащих Ему Именах» 56. Его же: «…Потому и говорится: «Не приемли Имени Господа Бога твоего всуе», что в одном Имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая»57. Его же: «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа ИИСУСА ХРИСТА, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа»58. Его же: «В каждом слове Бог-Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностию, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Святым Духом"?59 Его же: «Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, Премудрость или безконечная Ипостасная Мысль»60. Его же: «Имя Божие есть Сам Бог»61. «Имя Господа есть Сам Господь Дух везде сый и вся исполняяй»62. Его же: «Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванныя с живой, сердечной верой и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах»63. Его же: «Самое Имя Божие есть сила»64.
Определение Церковного Собора.65
Анафема утверждающим, что действия Божии не Бог, что Богом можно называть только существо Бога, а действия - только Божеством. «Тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только Существо Божественное, и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что Именем Бог обозначаются равным образом и Божественныя действия, - анафема»67.
«Воистину мы исповедуем Божественную природу всякой Божественной Богооткровенной Истины, ибо эту тайну открыли нам св. отцы, как например, св. Иустин Философ и мученик, который прямо говорит, что - «Истина есть Бог», и другие. Основываясь на свидетельствах святых отцов и Священном Писании, опираясь на пятое определение Собора Константинопольского против Варлаама, которым Церковь признала Божество всякого Божьего действия (энергии), и почитая за таковое и всякое Божественное Откровение, мы признаём Божество по объективной внутренней стороне и тех Божественных Истин, которые выражаются каждым Богооткровенным Именем Божиим, в том числе и Именем «Иисусъ». Однако мы предпочитаем говорить: «Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа есть САМ Бог», а не просто Бог. Это во первых потому, что согласно свидетельству св. Григория Нисского Имена Божии не мыслятся особо одно от другого, но при именовании Бога которым либо из Имён Его, безгласно произносится и весь список прочих Его Имён68; а во вторых потому, чтобы не дать повода к тому нареканию, которое возводят на нас имяборцы, называя нас «именобожниками», т.е. дабы не дать возможности кому либо предположить, будто мы обожествляем каждое Имя Божие в отвлечённости от Бога; в третьих, дабы тем показать, что мы не расчленяем единого нераздельного Божества, не почитаем Имена Божии за каких то особых богов, но в каждом Имени Божьем почитаем Того же Единого непостижимого и неименуемого по Существу Своему, но познаваемого в действиях и в Именах Своих, вездесущего и всеисполняющего Бога. Наше понимание, как мы уже сказали, мы основываем исключительно на Свящ. Писании, Св. Предании и учении Святых Отцов, повторяемом нашим катехизисом. Но имяборцы, не находя никаких оправданий для своих имяборческих отрицаний ни в Св. Писании, ни в Св. Предании, всё-таки с наглостью называют Божественное почитание Имени Господня «несомненной ересью»… Однако, личные мнения членов Св. Синода и всех имеборствующих не могут иметь такой непреложности, чтобы иметь большую цену, нежели слова Св. Писания и св. отец. Свои мнения о номинальности Имени Божьего арх. Антоний (Храповицкий) высказал в своём докладе69. Но эти мнения были подвержены основательной критике Почётным Членом Моск. Дух. Акад. Профессором М.А. Новосёловым (святым Новомучеником Российским), который даже доказал, что архиеп. Антоний (Храповицкий) в данном случае высказал мнения, совершенно противоположные тем, которые сам раньше защищал, он далеко уклонился от образа понимания Имени Божьего св. отцами, ибо он, например, тайноводственное учение св. Григория Синаита о Богоэнергийности молитвы Иисусовой и его слова «Молитва есть Бог» назвал «поэтическим выражением»; учение св. Феофилакта Болгарскаго о силе Имени Иисуса Христа назвал волшебством и нелепостью»; наконец, высказался, будто святые отцы никогда «такой глупости не говорили», что Сын Божий, называясь - Словом Божиим, называется и Именем Божиим», тогда как это непреложно утверждает св. Максим Исповедник70 О тех мнениях, изложенных в «Апологии веры во Имя Божие и во Имя «Иисус», которые архиеп. Антоний признал нелепыми, а писарь Климент признал за «несомненную ересь», об этой самой книге известный России авторитетный профессор Муретов отзывался так: «веет духом истого монашества, древнего подвижнического… Истое христианство и Церковь всегда стояли на почве идеализма в решении всех возникавших вопросов вероучения и жизни. Напротив псевдо и анти-христианство и инославие всегда держались номинализма и рационализма (которого и держатся имяборцы, прибавим и мы)… И я лично весь на этой стороне. Рецензент Русского Инока71 и апологет о. Илариона, т. е. иеросхимонах Антоний, в опровержение этой рецензии напечатавший Апологию, изданную Религиозно-Философской Библиотекой в Москве в 1913-м году) говорят не одно и тоже, а совсем противоположно, полное невежество и непонимание дела на стороне рецензента. Глумящиеся над Именем, в душе ли, устно ли, в записках ли и т. д. всё равно ведь знают, чьё выражается Имя и Кому оно относится, следовательно необходимо глумятся и над Самим Спасителем. Да и не могут не знать, и никакими софизмами нельзя очистить этого глумления, только покаянием… И никто, говорящий в Духе Святом, не говорит: анафема Иисуса (вообще Иисуса без всяких определений…) и никто не может сказать Господа Иисуса, только Духом Святым. Глумились над защитниками Имени Иисус и молитвы Иисусовой, конечно, по недомыслию, а вернее, по отсутствию истинно христианского чувства… Произносящий молитву Иисусову реально соприкасается с Самим Богом Иисусом, как Фома, осязает Его духовно»72. Вот это реальное соприкосновение с Самим Иисусом Христом во Имени Его и отрицают имяборцы, отрицают реальное соприсутствие Господа во Имени Своем, которое даёт нам право (быть чадами Божиими: Ин 1, 12) и называть Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа Самим Богом, духовно, конечно, а не в смысле обожествления букв и звуков, это реальное соприсутствие Бога во Имени Своем, как в глаголе Своего Откровения присно живом и действенном и отрицают имяборцы, называя святоотеческое исповедание «именобожием». Но как же они сами, в свою очередь, формулируют своё «Святое Православие»? Из всего того, что говорится ими о Имени Божием в последнем их сочинении и во всех предыдущих видно, что их понимание сводится к следующему: 1) Имя Божие тождественно по естеству с прочими именами речи человеческой, и не только тождественно по внешней звуковой, но и по внутренней мысленной своей стороне, и поэтому оно для имяборцев - не Свято само в себе, не Свято по естеству, ибо будучи номинальностью, оно реально не существует. 2) Имена Божии выдуманы самими людьми и суть такой же продукт культуры в области духовной, как дома, картины и пр. в области материальной. 3) Имена Божии равночестны и равнозначны по значению со св. иконами. 4) Имя «Иисус» во Христе равночестно и тождественно по существу с прочими собственными именами человеческими, и есть только собственное имя Иисуса Христа по плоти. 5) Имена Божии не имеют в себе спасительной и освящающей силы, но суть лишь посредствующие символические орудия, столь же бездейственные по существу, как и все прочие священные символы. Таково «Святое Православие» имяборцев, православность которого должна быть сомнительной, не только для людей сведущих, но и для всякого благочестивого простеца. Однако к стыду Афонитов это лже-православие они тайно и явно пропагандируют; покровительствуемые архиеп. Антонием и синодалами, печатают на деньги благочестивых жертвователей книжки, брошюрки и листочки, наводняя ими все грады и веси нашей Святой Руси. В подтверждение этого учения они подыскали несколько случайных и к делу не относящихся текстов, и с благословения архиеп. Никона издали листком под громким заглавием: «Как учит Св. Церковь об Именах Божиих».(См. «Святое Православие». с. 148 - 150). Но при проверке этих текстов оказалось, что пять из них подложны (Текст 7,10,15,18 и 19 листка. (О сем подробно см. в наших книжках: «Православная Церк. о почитании Имени Божьего» с. 120-129. «Имяславие», с. 82-98. и: «Оправдание Веры»). В других двух текстах (18 и 19 листка) слова «Бог не есть имя» тоже вырваны имяборцами из фраз, которые выражают совсем не то, что ими хотят выразить имяборцы. Из этих слов Св. Иустина имяборцы делают заключение, что если «Бог не есть имя» то и Имя Божие не Бог, однако на самом деле св. Иустин, не только никогда не думал отрицать Божества Имени Божия, но наоборот, категорически утверждал, что «Истина есть Бог». Эти же слова имяборцы вырвали из того места, в котором святой говорит, что слово «Бог» не есть собственное Имя Божие, но есть Его нарицательное Имя, выражающее Его свойство непостижимости, и рядом же святой говорит, что единственное собственное Божие Имя есть – «Иисус», которое благодаря этому и обладает превосходной Божественной силой, изгнательной для бесов, чудотворной и спасительной для христиан, которая ясно свидетельствует как раз противоположное тому, что учат имяборцы73. Остальные приведённые тексты прямого отношения к вопросу не имеют. Хотя в некоторых из них св. Григорий Нисский как бы отстаивает номинальность имён и тварность их, но на самом деле, как мы разобрали в нашем сочинении «Оправдание Веры», он имеет ввиду, или только внешнюю звуковую сторону Имён Божиих, или отрицает Богооткровенность понятий «нерожденный» и «рожденный», говоря, что эти богословские термины, измышлённые людьми, но отнюдь не отвергая Богооткровенности великих Имён Божиих: «Сый», «Иисус», «Отец, Сын и Св. Дух» и пр. Приводят имяборцы также текст Феодора Студита, который на самом деле ясно свидетельствует в оправдание нашего упования74. Приводят также текст катехизиса о силе Креста и Имени Иисуса Христа, но приводят конец текста, замалчивая начало его. Этот текст тоже приводится нами в нашу пользу. Таково лжеправославие имяборцев и такова их пагубная пропаганда, которая имея ближайшею целью самооправдание афонитов старающихся всячески обелить себя пред церковным обществом, на самом деле должна неизбежно вести к умалению среди христиан той спасительной и живой веры во Имя Божие и во Имя Господа Иисуса Христа, без которой «тайна благочестия», как выражается св. Григорий Нисский, деяться не может. Имяборцы проповедуют неверие во Имя Божие и учат почитать его только как св. икону, но св. отцы, как раз наоборот, учат относиться к Имени Божиему и к Имени Господа Иисуса как к Самим Именуемым и почитать их как Самого Бога»75. В подтверждение сказанного выше приведёно достаточно текстов, чтобы убедиться в несостоятельности положения имяборчества, и наоборот, в истинности и в православности верования исповедников афонских в соответствии с учением Св. Церкви Христовой «На Св. Горе Афонской в вопросе об Имени Божием оставались верными учению св. отец, главным образом, иноки домоседы, безвыездно жившие на Св. Горе и не имевшие с миром общения даже чрез газеты, но исполнявшие положенное правило, дополняя его чтением святых отец. Поэтому-то, имяборцы называли их «грубыми» и «необразованными мужиками-лапотниками», противопоставляя их легковерным чадам века сего «имяборцам», принявшим рассудочное учение об Имени Божием, не требующее веры, но тождественное с учением о человеческом и всяком другом имени и названии. (с. 6). Имяборцы любят обвинять имяславцев в том, что: 1) будто они считают Богом звуки и буквы произносимаго и изображаемаго Имени Божия; 2) будто они Имя Божие считают Существом Божиим; 3) проповедуют «пантеизм» (всебожие). На подобные неосновательные обвинения иноки много раз письменно и словесно заявляли протест в св. синод и русским представителям на Афоне, но их не желали слушать, так как тогда, в учение об Имени Божием, решительно не к чему будет придраться. Примириться же архиепископам и другим с тем, что «лапотники» правильнее их поняли дух святоотеческих писаний весьма не легко… (с. 8). Приехавший на Афон с целью «искоренить ересь» архиепископ Никон (Рождественский) заявил: «О! Они (исповедники-имяславцы) хвастают, что их три тысячи. Да хотя бы их было тридцать тысяч, я всё равно не пощажу их; от этого православная церковь не умалится! Мы молодых поженим, а стариков разошлём по монастырям, а священнослужителей разстрижём!… Здесь же Владыка раздал братии 400 экз. своей брошюры: «Великое искушение около Имени Божия». Получив от игумена брошюры архиеп. Никона и прочитав их, иноки нашли на 53 странице, возмутительную хулу архиеп. Никона на Господа нашего Иисуса Христа, от чего монахи пришли в великое смущение и ужас! До сих пор на стороне имяборцев было несколько сот сторонников, не уяснивших себе сущности хулы на Имя Божие, но, доверившись авторитету епископов, отождествляли их со Св. Церковью. Брошюра же архиеп. Никона окончательно отрезвила их, и они поняли, куда их влекли, и отшатнулись от имяборчества. Остались на Афоне, кроме масонски настроенных ересеначальников, одни безразличные к вопросу, но дорожащие покоем, квартирой, столом и другими жизненными удобствами, которые предоставляют братии обеспеченные Афонские обители. Но и эти оставшиеся признаются, что совесть гнетёт их, а скорби и сомнения лишили их прежнего душевного мира. (с. 9-10). Матросы передавали инокам, что находившийся на пароходе архиеп. Никон повычеркнул Имена Божии из акафистов, которые были у них, из-за чего матросы потеряли к нему всякое доверие и уважение и называли его «богохульником»76. Русские люди, соблазнившись и возмутившись этим, всячески его поносили. 6 июня владыка весь день оставался на «Донце», а выходили на берег только Шебунин, Серафимов, Щербина и все офицеры «Донца». Прибыв в монастырь, они тот час стали принуждать братию к подписи под синодской грамотой. 9 июня игумен Мисаил прочёл в Покровском храме синодальное постановление. Монах Ириней спросил игумена: «Можно ли без Бога спастись»? Помолчав немного, игумен ответил: «нет». Монах Ириней добавил: «А что, батюшка, Имя Господа нашего Иисуса Христа, сладчайшее Иисус, есть ли Бог, или нет?». На что игумен ответил: «имя Иисус не Бог» и «Иисус» не Бог, и эти слова повторял неоднократно. Услышав такую хулу на Имя Сына Божия, братия со слезами на глазах разошлась по келиям и под тяжёлым впечатлением происшедшего находилась до 11 июня. В течение всего времени владыка сидел на «Донце», а 11 июня со всей комиссией при взводе матросов прибыл в соборный храм Покрова Пресв. Богородицы, где окружив себя, стоя на амвоне, цепью солдат, взявшихся рука за руку, пустил в этот круг для объяснения монаха Иринея, а остальные монахи находились вне этого круга, слушая Богонеуважительные изречения Никона, который начал речь о том, что для церкви мир выше всего, посему нужно прекратить разногласие об Имени Божием. Братия надеялась получить от слов архипастыря утешение, но вышло наоборот: не утешение получила братия, а сугубую скорбь, ибо владыка говорил: «Всякое Имя Божие, которым Бог именуется не есть Бог, Иисус не Бог и Господь не Бог, вы скажете, что и Христос Бог. И Слово не Бог. И червяк имеет имя, значит, у вас будет и всякий червяк Бог!» При этом Троицкий вставил слова: «владыко, Христос Истинный Бог, так и на отпусте говорится». При этих словах Троицкого, владыка стал сильно стучать жезлом о пол и закричал: «Слушайтесь меня все! Англия и Франция так признаёт, а только вы, афонцы, упорствуете, но и вы должны повиноваться нам, а кто будет уповать на Имя Божие, все те будут в заблуждении». Тогда один из иноков возразил ему: «В Апокалипсисе про последнее время, в 13 главе, сказано так: «вышел зверь из моря и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить Имя Его, и жилище Его, и живущих на небе», и теперь мы убедились, что сие пророчество св. Иоанна Богослова сбылось в точности», добавил сей инок. После этого арх. Никон сказал: «Сам Иисус сказал: Отец Мой более Меня есть». На это ему возразили: «но Господь также сказал: «Аз и Отец Мой едино есма». На это смущённый архиепископ ответил: «И я это хотел сказать». После этих слов иноки спросили архиепископа: «что же, вы хотите нас жидами поделать, владыко? Если Иисус не Бог, то для чего же написаны: Акафист Спасителю, Св. Евангелие и проч. св. книги, где говорится, что Имя «Иисус» есть Сам Бог – и в церкви поётся: «хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа». Архиеп. Никон ответил: «Евангелие писали жиды, а «хвалите Имя Господне» написали неправильно; а нужно петь: «хвалите Бога Господа, хвалите рабы Его». Потом, когда иноками задан был вопрос: «Поэтому, нужно все книги перепечатать, где Имя Господне прославляется?», архиеп. Никон сказал: «Впоследствии так и будет» (с.11-13)77. После этого по благословению архиеп. Никона началась экзекуция над монахами, не подписавшими синодскую грамоту и не согласившимися с хулой на Имя Господне. Солдаты пустили в ход штыки и приклады, багры и кочерги, пустили сильным напором ледяную воду из пожарных шлангов прямо в упор на молящихся исповедников. «Не малым соблазном для братии служил, также, запатентованный для афонского погрома профессор, преподаватель латинского языка С. Троицкий который в беседе с монахами Мартинианом и Ваптосом выразился так: «Имя Господа Иисуса равно всякому человеческому имени», и что «Имя Господу нарекли люди», показуя этим, что Бог не имел имени, а сама тварь будто бы нарекла Творцу Имя» (с. 15). Трудно и больно, с больным сердцем, описывать, как на Афоне издевались над исповедниками за чистоту их Православной веры во Имя Божие (1 Ин 3, 23). Солдат, которые избивали молищихся иноков, архиепископ изрядно напоил спиртным, чтобы с большей смелостью применяли в ход всё, вплоть до оружия… И пролилась мученическая кровь за Имя Господне не от магометан, не от мусульман, а от «православного» архиепископа, члена Святейшего Синода… «Говорят что четыре инока было убито, но только это тщательно скрывают. 65 монахов ранено, из которых 42 оставили на пароходе для вывоза в Россию, а тяжело раненых отправили в монастырскую больницу. С великой скорбью приходится вспоминать, что монастырь превратился в место казни: коридоры были окровавлены, по всему двору видна была кровь, смешанная с водою, в некоторых местах выстланного камнями двора стояли целые лужи крови» (с. 22). «…Игумен Мисаил не раз говорил: «Иисус не Бог, потому что рождён от жены». А за игуменом ту же хулу повторяли и другие, особенно келлиоты, среди которых эта ересь имеет особый успех. Однажды игумен Арсений (бывший синодальный миссионер) в Андреевском скиту сказал: «Христос воскрес, Иисус воскрес!…» Келлиоты быстро подхватили эти слова и стали всюду называть нас еретиками, говоря: «разве можно говорить, что Иисус воскрес? Христос воскрес, а не Иисус!…» Три старца: схимонах Пахомий, Савва и Виталий даже предприняли паломничество по Св. Горе, с целью обличения «новой ереси», забыв, несчастные, слова Евангелия и церковной песни: «Воскрес Иисус от гроба, яко же прорече» и проч. А вот ещё пример. В церкви обители Благовещения иконнописец-исповедник на трёх арках написал «Иисус Бог». Эта надпись долго смущала имяборцев, и они со всей Горы собирались посмотреть на неё. Читая надпись, они вздыхали, крестились и говорили: «теперь у них и Иисус Бог! Вот нашли себе новаго Бог - Иисуса!» Собор келлиотский вместе с пантелеймоновскими и ильинскими имяборцами настойчиво требовали уничтожить «еретическую» надпись, но старец Парфений не обращал внимания на подобные требования. Как только уехали архиеп. Никон с Троицким, келлиоты всё же потребовали у о. Парфения уничтожить «еретическую» надпись 78 (с. 26).
Святые отцы, например, Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Димитрий Ростовский и другие предсказывали, что в предконечные времена диавол восстанет против Святейшего Имени Божия и Всемогущего Имени Господа нашего Иисуса Христа, которое ему ненавистно и мешает воцарению всемирного антихриста. И потому современное имяборчество, хулящее Имя Господне есть знамение последних времён и приближение воцарения антихриста. «Что значит Имя (Господа)? Конечно, не иное что, как волю Его, Славу, Честь. Например, в словах: «Чудно Имя Твое, по всей земли» (пс. 8, 2) оно означает Славу и Честь, а в словах: покайтесь и да крестится кийждо из вас во Имя Иисуса Христа (Дн 2, 38) означает волю Его. Какая же воля Господа Иисуса? Крестить все народы во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19)79. Итак, всякая ересь против воли Божьей, а значит, и против Имени Божьего есть уже имяборчество. Но самое страшное имяборчество это явное, сознательное отрицание Божественного достоинства действия и свойств Божиих, заключаемых в Именах Божиих, отрицание Всемогущей и чудодейственной силы Имени Господа нашего Иисуса Христа. Как же могла возникнуть в среде православных такая страшная ересь имяборческая? Диавол проразумел, что для него прямое отрицание Бога малоэффектно. Не многие идут на эту удочку. Вот и придумал он, по своей диавольской хитрости, новый способ уловления людей, даже из среды православных, в хитрые сети имяборческаго отступления от Бога. Он употребил тайну беззакония, заключающуюся в похулении Имени Божия в противовес «тайне благочестия, которая по свят. Григорию Нисскому заключается в исповедании Имён Божиих: Отца и Сына и Святаго Духа»80. Причём, Суд начался с Дома Божьего. Не добрым монахам Афонским диавол внушил отомстить великому подвижнику молитвы Иисусовой пустыннику Кавказских гор старцу Илариону, оклеветать его душеспасительную книгу о молитве Иисусовой, и за это они уловлены диаволом в тонкую сеть имяборческаго отступления. Эта погибельная ересь перекинулась в Россию, в самые недра Российской Церкви – в Святейший Синод, и так ослепила нескольких архиереев членов Синода, что они ни с чем не посчитались: ни с благополучием Афона, ни с благополучием России и Церкви Российской, и с высоты Престола Церкви Российской (Дома Божьего и Дома Царицы Небесной) дерзнули всему миру проповедать страшную тонкую ересь против Бога – имяборчество. Не на прямую против Бога восстала эта ересь, имяборчество будто бы и не отвергает Бога, Бог есть, но Имя Божие – не Бог… Упали в сеть сами архиимяборцы и запутали в неё миллионы православных одной только Российской Империи. Но пора уже образумиться сторонникам имяборчества! Пора выбираться из бездны имяборчества сознательным имяборцам, и, освобождать от этой ереси не сознательно в ней пребывающих чад Церкви Российской! Уже время принести общецерковное покаяние за сознательное и несознательное пребывание в ереси! Этого ожидает от народа «православнаго» долготерпение Божие. Акт общецерковного покаяния за имяборчество, за избиение и изгнание за Имя Господне афонских исповедников, за расстрел Царской семьи, за компромиссы перед властью антихристов, и за экуменическую ересь может отвратить от России Гнев Божий.
Глава 5Интернет. Русь Православная. Август. 2000 г.
Святые черносотенцы ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…
(О синодальном миссионере, организаторе «Союза Русского Народа» и «Союза Исповедников Имени Господня во имя Св. Архистратига Михаила» архимандрите о. Арсении. – Издат.).
Недавно вышел в свет 14-й выпуск альманаха "Православие или смерть", посвященный черной сотне. В нем были напечатаны три статьи А. Д. Степанова об истории монархического движения, о Владимире Грингмуте и о князе Николае Жевахове. К сожалению, произошло досадное недоразумение автором этих статей в альманахе назван С.Степанов. Возникла анекдотичная ситуация. Дело в том, что в Москве есть профессор Сергей Степанов, автор книги "Черная сотня в России. 1905-1914 гг." (Москва, 1992 г.). Эта книга, хотя и содержит много интересной информации, несет на себе неизгладимый отпечаток всех изъянов советской ("марксистско-ленинской") историографии. Более того, автор, видимо, был изначально враждебно настроен к Черной сотне, что помешало ему в ряде случаев соблюсти приличия и выдержать хотя бы объективный тон. Так что если случайно в руки профессору С.А. Степанову попал выпуск альманаха "Православие или смерть" (а чего в жизни не бывает!), то можно представить его чувства. Недоумение могло возникнуть и у людей, знакомых с литературой о черной сотне. Но издатели альманаха не остановились на достигнутом. Видимо, стремясь исправить оплошность, они поместили одну из статей А. Д. Степанова на Интернет-сайте "Русское Воскресение", подписав ее, на этот раз, "А. С. Степанов". История приобрела совсем уже конспирологические качества. У одного и того же текста, напечатанного в трёх разных местах (а сокращенный вариант статьи, подписанный А. Д. Степановым, был напечатан ещё в 1998 г. в газете "Русь Православная"), оказалось три разных автора. Публикацией новой статьи А. Д. Степанова об основателе Союза Русского Народа архимандрите Арсении редакция "РП" намеревается не только внести ясность в вопрос об авторе публикаций в альманахе "Православие или смерть", но, главным образом, привлечь внимание к истории монархического движения. Несмотря на то, что в последние годы появились статьи Виктора Острецова, книги Вадима Кожинова "Черносотенцы и революция" и Сергея Лебедева "Альтернатива справа", а особенно, подготовленный профессором Юрием Кирьяновым двухтомник "Правые партии. Сборник документов и материалов", "белых пятен" в истории Черной сотни более чем достаточно. Тут дело не только в стремлении восстановить справедливость и правдиво изложить историю монархического движения в России. Хотя и это крайне необходимо. Помимо научно-воспитательного, существует и вполне очевидный политический интерес. Современное православно-патриотическое движение кровно заинтересовано в том, чтобы иметь вразумительное представление о Черной сотне. Нам следует понимать, что у нас за спиной мощная традиция православного общественно-политического движения. С детально разработанной программой, с апробированными организационными формами. Продолжая традицию, мы должны знать своих предшественников, понимать проблемы, видеть организационные и теоретические трудности. Пусть не все удавалось, пусть многие идеи и способы их осуществления оказались ошибочными. Но опыт, пусть и неудачный, всегда лучше отсутствия такового. Ведь с чистого листа начинают только прожектеры и авантюристы.
БОРЕЦ ЗА ВЕРУ Организатором Союза Русского Народа был обличитель тогдашнего экуменизма, друг праведного Иоанна Кронштадтского, игумен Арсений. Будущий основатель Союза Русского Народа родился в 1837 году. О его рождении, детстве и юности, к сожалению, нет достоверных данных. Известно лишь, что в возрасте 14 лет он оставил мир и ушел на Святую Гору Афон. 9 марта 1863 года в день памяти 40 мучеников Севастийских был пострижен в монашество с именем Арсений. С 1866 года началась миссионерско-проповедническая деятельность молодого монаха. В 1872 году инок Арсений уже рясофорный монах Никольского монастыря Самарской епархии, член Самарской миссии. Здесь под руководством известного борца с сектантством самарского мещанина Ивана Артемьевича Савельева будущий маститый миссионер набирался опыта в спорах с молоканами, духоборами и представителями других иконоборческих сект. После Самары он служил миссионером в Кавказской епархии. В 1877 году вышла его первая книга "Проповедание истины в Самарской епархии", благодаря которой даровитый миссионер и проповедник получил общероссийскую известность.
В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ В 1882 году монах Арсений был направлен на Афон для подготовки и издания своих бесед против иконоборческих сект. Через месяц после прибытия, в июле, он изъявил желание остаться в Пантелеимоновском монастыре, на что получил благословение настоятеля и старцев. Почти год трудился он над своими сочинениями, а к нему присматривались насельники обители. И вот 1 мая 1883 года монах Арсений был рукоположен во иеродиакона. А спустя семь дней - в день его именин митрополит Пилусийский Амфилохий рукоположил его во иеромонаха. Новоявленный священнослужитель отслужил 40 литургий, после чего старцы благословили его съездить помолиться в Солунь и Иерусалим. Вернувшись 14 сентября на Афон, иеромонах Арсений вскоре отбыл в Россию для издания своих сочинений. Прибыв в декабре в Москву, он поселился на Афонском подворье и начал заниматься издательскими трудами. В 1884 году стало известно о чудесах и исцелениях, которые происходили от гробницы Патриарха Никона в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре. 19 июня иеромонах Арсений отправился в Новый Иерусалим в надежде получить сведения из первых рук. Несмотря на то, что Царь Алексей Михайлович перед смертью просил у Никона прощения, а его сын Царь Федор разрешил опальному Патриарху поселиться в основанном им Новоиерусалимском монастыре, отношение к Патриарху Никону со стороны власти и общества оставалось подозрительным. Поэтому настоятель монастыря архимандрит Вениамин, опасаясь возможных неприятностей, поначалу не хотел предоставлять афонскому монаху никаких сведений. Но о. Арсений устыдил настоятеля за его маловерие, и тот передал настойчивому просителю все свидетельства о чудесных явлениях, происходивших у гробницы Святителя-исповедника… В 1887 году в Москве в Никольском единоверческом монастыре проходило Всероссийское Миссионерское Собрание, в работе которого принимал участие иеромонах Арсений. К тому времени его авторитет был уже столь высок, что он был избран председателем отдела по противодействию рационалистическим иконоборческим сектам. Собрание поручило о. Арсению составить краткое руководство для ведения бесед с сектантами и издать книгу "О почитании Креста". Он прибыл на остров Патмос в Прощеное воскресенье 6 марта 1888 года и провел первую седмицу Великого поста в той пещере, где Апостол Иоанн созерцал Откровение. На западной стене пещеры есть углубление, которое возникло, когда Тайновидец упал от страха и ударился головой о камень, который вдавился как тесто. Три раза в году от этой стены истекает целебная вода: в дни памяти Иоанна Богослова 8 мая и 26 сентября, а также на Страстной седмице, когда читают Евангелие от Иоанна. Во время пребывания в пещере иеромонаха Арсения произошло чудо: 9 марта в день его пострижения в монашество во время Литургии Преждеосвященных Даров из камня истекла вода. Это был явный знак избранничества отца Арсения на апостольское служение. Монахи отбили несколько камней от скалы, откуда вода истекла, и дали их иеромонаху Арсению "на духовную войну против врат адовых". По прибытии в Иерусалим о. Арсений удостоился благословения на свои миссионерские труды от Патриарха Никодима. В это время в Иерусалиме не было дождей, воды не хватало, многие паломники вынуждены были покупать воду. Из-за дороговизны воды и хлеба некоторые решили уже возвращаться в Россию, не дождавшись Пасхи. Увидев такое бедствие, иеромонах Арсений решился возбудить народ на общественную молитву и начал по ночам говорить поучения для паломников. Он говорил им, что Господь затворил небо и не дает дождя, чтобы вразумить всех прибегнуть к Нему с усердною молитвой, ибо многие из прибывших вознерадели о том, ради чего прибыли. Такими увещеваниями о. Арсений подвиг паломников всю ночь усердно молиться о даровании дождя. Утром, выйдя из храма, народ с радостью увидел, что прошел небольшой дождик. А иеромонах Арсений сразу получил известность, и на его службы начали собираться толпы народа.
ТРУДЫ ПАСТЫРСКИЕ Среди тех, кто приходил послушать его поучения, были не только простые люди, но и члены Палестинского общества, начальник Русской миссии архимандрит Антонин и даже русский консул Бухарев. Это и неудивительно, свидетели сообщают, что во всё время его бесед шёл дождь. Как тут не вспомнить слова Спасителя, сказанные Им ученикам: "если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф 17, 20). Когда о. Арсений собрался возвращаться домой, проводить его собралось более трёх тысяч человек, а консул сказал благодарственное слово. 3 августа 1888 года иеромонах Арсений отбыл в Россию для ведения миссионерских бесед. Путь его был долгим. Вначале были остановки в Одессе и Киеве, где он вел собеседования со штундистами. Потом он направился в Тамбовскую епархию, где провел два месяца, обличая молокан, хлыстов и старообрядцев. Затем несколько дней провел в Воронежской епархии. Когда наступившая зима сделала затруднительным перемещения по сельской местности, иеромонах Арсений направился в Петербург. В столице он был назначен синодальным миссионером и поселился в Александро-Невской Лавре. В Петербурге его уже встречали многочисленные почитатели, которые преподнесли популярному миссионеру три весьма символичные иконы: св. целителя Пантелеимона, преподобного Макария (настоятелем родного для о. Арсения Пантелеимоновского монастыря был архимандрит Макарий) и св. Арсения Великого. Скоро выяснилось, что поднесение иконы преподобного Макария имело и иной смысл. 17 августа 1894 года Св. Синод определил открыть на месте древней Макариевской пустыни Воскресенский миссионерский монастырь, назначив настоятелем и строителем его синодального миссионера иеромонаха Арсения, возведённого в сан игумена. К 1902 году в возрождённой обители было уже 80 иноков. Во время поездок по России и в ходе бесед в Петербурге игумен Арсений неожиданно обнаружил, что существует опасность гораздо более серьезная, нежели сектантство. В конце XIX начале ХХ века в России, а особенно в Петербурге, в моду вошли сочинения английского протестантского писателя Фредерика Фаррара. Его книги в большом количестве переводил и издавал весьма влиятельный и известный популяризатор Св. Писания профессор СПбДА А. П. Лопухин. Вскоре во многих домах они сделались, чуть ли не настольными книгами. Авторитет Лопухина и влиятельных питерских протоиереев о. Фивейского, о. Славницкого и о. Философа Орнатского, которые были переводчиками и цензорами изданий Фаррара, привел к тому, что некоторые законоучители гимназий требовали даже, чтобы ученики готовились к урокам по Фаррару. Поклонники Фаррара выдавали его сочинения чуть ли не за последнее слово богословия. Между тем, труды сочинителя-протестанта вносили немалый соблазн в умы. О. Арсений писал, что опасность Фаррара в том, что он "очень искусно старается смешивать воедино веру с неверием, или, как говорит переводчик, г. Лопухин, "примирить" их между собой". Внимательно изучив сочинения англичанина, он пришел к выводу, что тот является "решительным врагом Церкви Божией и всей Христианской Святыни", ибо, по его учению, для спасения нужна только добродетельная жизнь, а таинства, обряды и самая Церковь совершенно не нужны. 47«Катехизич. Поуч. Гр. Дьяченко». с. 819. Москва. 48 .Догм. Учен. О семи церк. Таинст. Спб. 1877 г. с .99. 49 Из слова на Обрез. Госп. Чет. мин. Январь.. 50 Кн. Испов. Каф. и Апост. Церк. Восточн. Киев. 1838 г. с. 47 - 48. 51 Благовестн. На Ев. Мф. ч. 1. изд. 2. Казань. 1875 г. с. 122. 52 т. 9. с. 579. 53 Свящ. Стратилатова. Собрание Церк. Поучен. для Прост. Народа. Книга сия удостоена премии Святейшаго Синода. Изд. 2. 1890 г. Поуч. 31. с. 102. 54 Моя жизнь во Христе. т. 5. ч. 2-я. Изд. 2. Спб. 1894 г. с. 422 55 Моя жиз. во Хр. Вып. 5. изд. 2. Спб. 1893 г. с. 30. 56 Том 1. Москва. 1891 г. с. 129. 57 Там же. с. 194. 58 Там же. т. 2. Изд. 5. Моск. 1899 г. с. 129. 59 Там же. т. 5. ч. 2. Изд. 2. Спб. 1894 г. с. 144. 60 Там же. с. 351. 61 Там же. вып. 5. Изд. 2. Спб. 1893 г. с. 30. 62 Там ж. с. 7. 63 Мысли Христианина. с. 46 – 47 64 Моя Жиз во Хр. т. 5. ч. 2. Изд. 2. Спб. 1894 г. с. 247. 65 1351 г. май-июнь; кн.: «Анафема». Сретенск. Мон-рь.1998 г. с. 152. 66 Игум. Модест. Св. Григорий Палама. с. 124 – 125; Конст. Никольск. «Анафематствования». Спб. 1879 г. с. 145. 67 К. Никольский. «Анафематствование». Изд. Спб.1879 г. с. 149. 68 Творен. ч. 2. Москва. 1861 г. с. 412. 69 напечатанном в "Прибавлении" к Церк. Вед. № 20 от 18 Мая, 1913 г. 70 Толк. на мол. «Отче наш». Москва. 1853 г. с.15. 71 т. е. Инок Хрисанф, написавший рецензию на книгу о. Илариона и с благословения арх. Антония напечатавший её в «Русском Иноке» в 1912 г. 72 «В поисках правды по делу Имябожников», изд. «Колокол». с.24-28. 73 см. Св. Мученик Иустин о Имени Божием. с. 49. 74 См. «Оправдание Веры». с. 124. 75 «Имяборческая пропаганда». с. 213-216. 76 Архиеп. Никон, конечно же это опровергал. 77 Он сказал это с уверенностью, потому как сам уже назначен был председателем издательского совета при Синоде, и планировал перепечатать все книги, в которых Имя Господне прославляется…Но Бог не допустил этому совершиться. 78 Выписки цитировались по: «Православная Церк. о почит. Имени Бож. Изд. «Исповедник». Спб. 1914 г. 79 Блаж. Феофил. Болг. Том 5. ч. 2. Казань. 1905 г. в толк. На 1 Ин 3, 23. с. 134. 80 Творен. Ч. 6. Москв. 1864 г. с. 232-4. | |
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |