Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 2 том |
2016-04-02, 10:37 PM | |
Примечания:
См. также:
Глава 7ХРОНИКА АФОНСКОГО ДЕЛАС. М. Половинкин(Из книги: «Священник Павел Флоренский. Переписка с М.А. Новосёловым». Вып. 2. Томск. 1998 г.). Старец Оптиной пустыни о. Варсанофий (Плиханов,1845-1913) рассказывал о старце Дисидерии, который переселился с Афона на Кавказ, где удалился в горы. Его ученик о. Иларион был с ним до самой его смерти. "Беседы его он постепенно записывал, и когда к нему пришел третий афонец о. Венедикт, то нашел все эти беседы в рукописях. Ему пришло в голову издать их, и с этим предложением он приезжал к нам в скит. Не имея средств достаточных для этого предприятия, я направил его к великой княгине Елизавете Федоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу. Несколько экземпляров ее есть у меня, и я могу дать кое-кому. Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадную пользу людям, имеющим склонность к созерцательной жизни. Дай Бог, чтобы чтение это принесло вам не только высокую духовную радость, но также и помощь в деле спасения своей души." [III, с.204-205]. Так появилась в печати книга схимонаха Илариона "На горах Кавказа". 1907 Выход в свет книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа". Книга рассылается по монастырям, в т. ч., и афонским. Рассылая книгу, о. Иларион просил отзывов. Прежде других на Афоне с книгой ознакомились иноки Фиваидского скита Пантелеимонова монастыря, ибо о. Иларион вышел из этого скита. Её читают и одобряют многие монахи. Патриарх Иоаким III первоначально одобрил книгу о. Илариона [80, 6 сент.]. 1909 Игумен Пантелеимонова монастыря - о. Мисаил, старший духовник о. Агафодор, который "поручили о. Хрисанфу (Минаеву) – схимонаху Ильинского скита [83, с.7] раскритиковать" [82, с.13] книгу о. Илариона. Появилась рукопись рецензии о. Хрисанфа на книгу о. Илариона "На горах Кавказа". О.Агафодор дал читать тетрадь с рукописью о. Мартиниану, который от возмущения лишился сна, а после написал письмо, в котором обличал "разрушительное зломыслие" о. Хрисанфа. Письмо было подписано о. Измарагдом, о. Иринеем и о. Мартинианом [82. с.7]. Рукопись рецензии о. Хрисанфа была направлена архиеп. Антониню Волынскому и о. Илариону. Игумен Андреевского скита Ватопедского монастыря Иероним дал читать книгу о. Иларинона о. Антонию (Булатовичу), сказав, что она "вредна и написана в духе Фаррара" и что нужно изложить о ней суждение [83. с.13]. О. Антоний (Булатович) "первое время был на стороне мoнaxoв-интeллигeнтoв и сам посмеивался над "фиваидскими мужичками" <...>, выдумавшими "свой догмат" [70. c.143]. Начинается разделение монахов на сторонников и противников книги о. Илариона и, соответственно, рецензии о. Хрисанфа. Простые, необразованные иноки приняли книгу о. Илариона, их возмутила рецензия о. Хрисанфа. Их противниками были интеллигенты или полуинтеллигенты. Имяславцы обвиняли зачинщиками смуты о. Агафодора, о. Хрисанфа, о. Алексея (Киреевского). 1910 Вышло 2-е издание книги о. Илариона с возражениями на, пока рукописную, рецензию о. Хрисанфа [2]. Споры обострились и перекинулись с Фиваидского на другие скиты. Жалоба на преследования имяславцев-простецов Андреевского скита сенатору П. Б. Мансурову [82. с.10-11]. 1911 "Исповедание" афонских имяславцев [82. с.16]. Осень: попытка умиротворения. "Послание" игумена Мисаила, где он "под страхом отлучения от причастия, воспретил в скиту разговаривать даже на духу с духовниками об имени Иисусовом" [82. с.18]. Март 1911 — январь 1912 о. Антоний (Булатович) в Эфиопии. 1912 8 января -- о. Антоний (Булатович) возвратился на Афон и возглавил имяславцев [82. с.22-23; 83, с. 13-18]. Первые печатные выступления о. Антония в защиту имяславия: "О почитании Имени Божия" (журн. Андреевского скита на Афоне "Наставления и утешения Св. веры xpистианской", 1912, апрель - под псевдонимом "Святогорец") [83. с.77-81]. "О молитве Иисусовой" [83. с.81–86]. Откровение о. Антонию [82. с.29]. Февраль — март - в Почаеве в Журнале "Русский Инок" появилась без подписи "Рецензия на соч. схимонаха о. Илариона, называемое: "На горах Кавказа" инока Хрисанфа [4]. "Копия рецензии инока Хрисанфа на книгу "На горах Кавказа" и отзыва архиепископа Антония, с возражениями переписчика" [83. с.81-112]. 7 мая - письмо о. Антония (Булатовича) к владыке Антонию (Храповицкому) от имени имяславцев с просьбой напечатать его в "Русском Иноке" за подписью "Иноки Афонские" [82. 0.31-34]. Отказ владыки Антония при "ласковом письме" [82. с.35]. Напечатано 14 мая 1913 г. [20]. Май - в "Русском Иноке" № 10 появилась статья Арх. Антония "Еще о книге схим. Илариона "На горах Кавказа": "Самое имя Иисуса не есть Бог..." [5. с.62]. Митрополит Вениамин (Федченков) в книге "Протоиерей Иоанн Сергиев" (рукопись 1954 г.) писал: "Наконец, упомяну об одном печальном факте. Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских "имябожников", - оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, "На горах Кавказа", и с коей собственно и началось противное течение. Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним на обеде начала разговор Елизавета Федоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Федоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер! <...> Митрополит Антоний (Храповицкий) как главный противник этого учения известен был не только резкостью н легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и — склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую "нравственно-психологическую" концепцию. И нередко он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов: в особенности же - в ложном, человеческом истолковании искупления" [92. с.426]. В ответ о. Антоний пишет краткое сочинение, которое затерялось [83, с.112]. После этого о. Антоний пишет "Апологию веры в Божественность Имен Божиих и Имени "Иисус". (Против имяборствующих)", которое распространяет в литографированном виде. Июнь — о. Варсонофий Оптинский послушнице Казанского Головина монастыря Елене Шамониной о книге "На горах Кавказа": "Вот дело то какое выходит. Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе, именуемом. Вот оно, что. Оказывается, предисловие этой книги все бы выкинуть надо, но сама по себе книга хорошая!" [134. с.533]. 23 июля - поставлено в конце этого сочинения [9]. Это день иконы Владимирской Богоматери. 24 июля - игумен Иероним, по требованию вл. Антония, потребовал от о. Антония прекращения писательства и разрыва отношений с имяславцами Фиваидского скита [82. с.44-45]. 25 июля - игумен Иероним приказывает сжечь "Апологию", но о. Антоний отказался подчиниться. В ответ игумен Иероним запретил о. Антонию священнослужить и причащаться. О. Антоний оставил Андреевский скит и был принят в Благовещенской келии старцем Парфением [82, с. 45-46; 83, с. 25; 70, с.144]. Начало августа - покинул Афон еп. Трифон (Туркестанов), выразив сочувствие имяславцам и посоветовав о. Алексею (Киреевскому) удалиться с Афона, что тот и сделал [83. с.27]. 20 августа - имяборцы Пантелеимонова монастыря во главе с игуменом Мисаилом составили «Акт о недостопоклоняемости Имени "Иисус"» [82. с.54-55]. Добивались подписи всех старцев. Обличение схимонаха Досифея сорвало этот замысел. О. Досифей вынужден был бежать из монастыря, что явилось новым толчком к возмущению [83. с.33-34]. Август — о. Алексей (Киреевский) и о. Кирик поехали в Константинополь к Патриарху Иоакиму III добиваться осуждения имяславцев. Жалоба послу России в Константинополе М. Н. Гирсу на имяславцев. 13 августа - письмо о. Антония (Булатовича) Патриарху с просьбой защитить имяславие [82. с. 66-68]. Вслед - письмо монахов-имяславцев Патриарху [82. с.68-70]. Август - Архиепископ Антоний «Письмо в редакцию "Русского Инока"»: "На Афоне продолжаются распри по поводу книги впавшего в прелесть схимонаха Илариона: "На горах Кавказа", весьма сходной с хлыстовщиной..." [6. с.601]. 12 сентября - Послание Патриарха Иоакима III на Афон с запретом чтения книги о. Илариона "На горах Кавказа" за подписью "Константинопольский во Христе молитвенник" [82. с.71]. Разбор послания сделан о. Антонием (Булатовичем) и послан Патриарху [82. с.76-77]. 12 сентября — жалоба о. Антония (Булатовича) на архиепископа Антония (Храповицкого) Патриарху и Обер-Прокурору Св. Синода [82. с.80-83]. Октябрь — столкновения на почве почитания Имени Божия игумена Иеронима с братией Андреевского скита. Появляется "крамольная бумага", в которой содержится призыв за ужином по сигналу удара в тарелку бить сторонников игумена Иеронима. Имяславцы приписывали ее происхождение имяборцам, а имяборцы - имяславцам. Братия на ужин не пошла [83. с.31-32]. 9 октября — началась 1-я Балканская война между Турцией и Балканским союзом (Болгария, Сербия. Черногория и Греция). Итогом войны была потеря Турцией почти всех европейских территорий. 2 ноября — греческий десант занял Афон, изгнали турок [8. с.83]. В 12 ч. дня близ Афона показался греческий миноносец "Фиэлла", с которого в пристань Дафна высадился десант из 67 человек. Они подняли над пристанью греческий флаг. Старший офицер "Фиэллы" Телемах Курмулис стал временным правителем Афона. Турки сдались без сопротивления. 3 ноября на транспорте прибыл греческий десант около 800 человек, который направился на Корею. Прибыл отряд болгарских войск около 70 человек [127]. 13 ноября - смерть Константинопольского Патриарха Иоакима III. 19 ноября - игумен Иероним выехал в Македонию по делам. 30 декабря - о. Антоний (Булатович) собирался уехать с Афона, но чудесным образом остался [83. с.43]. 1913 7 января — игумен Иероним вернулся в Андреевский скит и сразу почувствовал недоверие, к нему братии [70. с. 146]. 8 января — игумен Иероним созвал собор из 80-ти старшей братии для изгнания активных имяславцев из скита. Столкновение на соборе игумена Иеронима с о. Давидом. Изгнание не удалось. Недовольство игуменом Иеронимом со стороны братии возросло [83. с.38-39; 75, с.764-766]. 9 января – собор в присутствии 4-х ватопедских проэстосов. Игумен Иероним низложен. Новым игуменом избран о. Давид [83. c.39 – 41; 75. с.766-7681]. 10 января — Игумен Иероним со сторонниками передают жалобу в Ватопед, в ведении которого находился Андреевский скит, и просят помощи у консула Беляева в Салониках [83. с.42; 75, с.769]. Заявление о смене игумена Иеронима: "Я, нижеподписавшийся, верую и исповедую, что Имя Божие н Имя Господа Иисуса Христа свято само по себе, неотделимо от Бога и есть Сам Бог, как то многие святые Отцы исповедали. Хулителей и уничижителей Имени Господня отметаюсь, как еретиков, и посему требую смены игумена Иеронима" [83. с.44]. Это исповедание было послано в Св. Синод. Для греков была составлена другая (формула: "Мы, нижеподписавшиеся, потеряв любовь и доверие к игумену нашему, архимандриту о. Иерониму, требуем его смены" [83. с.45]. 11 января - отказ Ватопеда утвердить переизбрание игумена Иеронима. Основание: нарушение правил избрания. 12 января — 300 братий — 4/5 состава монастыря — подписали "исповедание". Затем приступили к повторному избранию нового игумена. О.Антоний предложил несколько кандидатов, как этого требовал Ватопед, но старцы возразили: "Какие там ешё кандидаты, мы все просим о. Давида". О.Сергий воскликнул: "Кто желает о. Давида — переходи направо, кто не желает — налево!". 300 монахов перешли направо, и избрание посчитали совершённым. Таким образом, повторное голосование по форме, предложенной проэстосами, дало следующий результат: всех подписей — 375, против о. Иеронима 302. за 70 [83, с.51]. О. Антоний (Булатович) с несколькими из братии пошли в Ватопед за утверждением итогов голосования, но получили бумагу, где: 1) низложение о. Иеронима считалось совершившимся фактом. 2) выборы о. Давида считались недействительными, 3) о. Антоний (Булатович) должен быть удалён из скита, 4) те, кто "примут новую веру, проповедуемую о. Антонием и о. Иларионом в книге "На горах Кавказа", будут признаны еретиками, изгнаны со Святой Горы и отлучены от Церкви" [83. с.53]. Депутация бумагу не взяла и вернулась в Андреевский скит. Послание монастыря Ватопеда в Андреевский скит по поводу новоявленной ереси и беспорядков в скиту [73. с.5]. Насильственное изгнание игумена Иеронима и его сторонников из Андреевского скита [83. с.55-59; 30; 73, с. 8-9; 70, с.149-157; 75, с.770-775]. Докладная записка игумена Андреевского скита в Российское в Константинополе Посольство о беспорядках в скиту [73. с. 6-9)]. 18 человек оказалось за воротами скита, потом еше 30. Греки донесли губернатору о бунте, и рота греческих солдат заняла посты у всех ворот скита. 14 января - всеобщий братский собор Андреевского скита, где было предложено избрать игумена так, как указано Ватопедским монастырем: 4 кандидата с закрытой баллотировкой. Братия отказалась от этой процедуры и отдала 307 подписей за о. Давида [83. с.61]. К решению собора была приложена печать, взятая у игумена Иеронима: этого требовал Ватопедский монастырь [75, с.776]. Вечер — депутация от Андреевского скита передала в Ватопед просьбу утвердить избрание о. Давида [83. с.62]. 15 января - бумага Ватопеда, "которая гласила, что хотя Ватопед и недоволен тем, что избрание было сделано открытой баллотировкой и без предварительного избрания четырех кандидатов, но тем не менее признается ими правильным (каноничным), и посему 19-го января имеют прибыть в скит ватопедские проэстосы для поставления архимандрита Давида на игуменство" [83. с.62] . Это был "искусный маневр" [75, с.776]. 18 января — Ватопед сообщил, что ввиду требований Российского посольства он откладывает поставление игумена на несколько дней. Братия Андреевского скита послала донесения Салоникскому консулу, Константинопольскому послу и Св. Синоду. Но: "Это донесение Синоду представлено не было и исповедная формула рассмотрена тоже не была, ибо в Синоде в то время всецело преобладал архиепископ Антоний. Он внушил Синоду, что мы еретики и что эта ересь требует самого энергичного искоренения..." [83, с.63]. 20 января — вице-консул Щербина и о. Климент прибыли на Афон и переночевали в Пантелеимоновом монастыре. 21 января -- Щербина присутствовал на соборе братии Нантелеимонова монастыря, в Карее расспросил о. Иеронима и прибыл в Андреевский скит. Здесь он заявил, что правительство не согласится на выбор игуменом о. Давида и требует восстановления о. Иеронима. Щербина кричал в храме и грозил карами: "Мы вас предадим на растерзание грекам" [83. с. 65]. 27 января собор всей братии Пантелеимонова монастыря в присутствии Щербины. Игумен Мисаил подписал «Исповедание Имени Божия», составленного братией, уничтожил «Акт о недостопоклоняемости имени «Иисус» «от 20 августа 1912 г. и согласился с удалением из монастыря 8 своих сторонников, в т. ч. о. Агафодора, о. Денасия, о. Кирика (13). "Этот день монастырь праздновал, как святую Пacxу. Братия приветствовала друг друга возгласами: - Христос воскресе! Целовались друг с другом. Плакали от радости. Весь день не прекращался торжественный колокольный звон... Этот день справедливо был назван "торжеством православия" ". [70. с.471]. 2 февраля - "Решение афонского Кинота по делу о новой ереси и бунте в Андреевском скиту": "неросхпм. Антония и архим. Давида, как злословных, а также и всех единомудрствующих с ними, подвергает церковному запрещению от всякого священнодействия и весь священный скит церковному отлучению" [73. с. 10]. 5 февраля интронизация Константинопольского Патриарха Германа V. . | |
Просмотров: 285 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |