Приветствую Вас Гость!
Суббота, 2024-12-28, 3:28 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 1-я страницы 01 - 06
2016-04-10, 10:04 PM

                                                Часть I                       

 

История Афонской смуты

 

Составил  афонский  изгнанник

иеромонах Паисий

в 1958 - 1964 гг.

 

Комментарий об авторе

 

В 1-й части этого тома приводится фрагмент из рукописи иеромонаха Паисия “История Афонской смуты”. Отец Паисий являлся одним из её личных свидетелей. Он был насельником Святой Горы Афонской, выполнял   послушание писаря и певчего Свято-Андреевского скита в чине простого монаха. В 1913 г. о. Паисий пошёл в изгнание за исповедание: “Имя Божие, есть сам Бог” и за не подписание Грамоты св. Синода от 18 Мая 1913 г.

“История” о. Паисия написана занимательно, читается увлекательно и с живым интересом. Изложена она в виде кратких повествований. Ему легко было описывать «смуту», так как лично созерцал её, переживал на себе репрессии архиеп. Никона, имяборческой верхушки, начальства монашеских обителей, являлся очевидцем чудес,   которыми сопровождалось изгнание с Афона за Имя Господне исповедников.

Правда, у “истории” о. Паисия “строгий язык” к имяборцам. Но ему, горящему ревностью о славе Божией, душой и телом истерзанному “отступлением” имяборцев и изменой Православному почитанию Имени Господня, измученному скитальничеством после изгнания из родной Афонской обители, можно посочувствовать и охотно простить резкие выражения. Святитель Христов Николай, защищая на первом Вселенском (Никейском) соборе в 325 г. честь, славу и Божество Имени Господа нашего Иисуса Христа, применил даже свой кулак... И этому действию, очевидно, соприсутствовало резкое выражение Святителя по отношению к хулителю Божества Господа - Арию... И тем не менее никто, кроме сектантов, не осуждает кроткого и смиренного Николая Чудотворца, в божественной ревности ударившего по лицу нечестивого ересиарха Ария, своим кулаком…

Уже в России, после своего изгнания с Афона, о. Паисий станет и иеромонахом, принявшим хиротонию от “тихоновского” епископа.

Мы выражаем глубокую благодарность о. Паисию, за этот большой труд во славу Имени Божия. За его ревность и подвиг исповеднический. За то, что перед концом своей жизни, ради  духовной пользы и назидания верующих православных христиан,  со всей ясностью ума он подробно описал Афонские события тех далёких от нас плачевных лет. Господь да воздаст о. Паисию своей милостью в загробной жизни за его ревность о славе Имени Господня, и за труд сей!

У о. Паисия есть частые повторения.  Вначале при чтении это вызывает недоумение и, некоторое как бы утомление. Но его духовная ревность  и описание чудес на Афоне в пользу веры исповедников Имени Божия (имяславцев) оживляют, придают бодрость и терпение. Отец Паисий  писал эту историю на закате своей жизни в конце девятого десятка лет. Так что не приходится сетовать на о. Паисия за его повторения. Он, вероятно, руководствовался апостольским правилом: “мне не в леность, вам же в твердость” (Фил.3,1). Поэтому один раз, прочитавший сию историю, запомнит её навсегда.

Прожил о. Паисий 105 лет. Преставился о Господе у своих духовных чад в 1965 г. в гор Азове Духовные чада о. Паисия перепечатали его рукопись на машинке, переплели в книгу. Через год после кончины моего духовного старца, Афонского исповедника схимонаха Георгия (Макаровского, + 1964), в год кончины о. Паисия мы познакомились с замечательными, умными, интеллигентными, глубоко-верующими чадами  его, которые и представили нам возможность сделать копию с авторского текста «Истории Афонской смуты».

Правда, переписчиками рукописей отца Паисия, допускалось много описок. Пришлось немало приложить труда, чтобы привести содержание в исправный и стройный порядок без изменения сущности повествования автора.

Цель настоящего издания: “Повем Имя Твое, братии моей, - посреде Церкви воспою Тя” (Пс. 21,23; Евр. 2,12), т. е. поведать новым поколениям православных христиан истину  афонских событий в 1913 году.

 

Протоиерей Константин Борщ

 

 

Предисловие о. Паисия

 

О величии Имени Иисус Христова

 

            Святой пророк Давид, в 8-м псалме поёт, прославляя Имя Божие, поёт: “Господи Господь наш, яко чудно Имя Твое, по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес”.

            В 98-м псалме Давид, прославляя величие Бога, призывает исповедаться Имени Его: “Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми. Да исповедятся Имени Твоему великому: яко страшно и свято есть”.

            В 104-м псалме призывает исповедаться Господу, призывать Его имя и хвалиться Им: ”Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его: возвестите  во языцех дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему: поведите вся чудеса Его. Хвалитеся о Имени  Святом Его”.

            В 112-м псалме Давид, восклицая, продолжает прославлять Имя Господне: “Хвалите отроцы Господа, хвалите Имя Господне. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века!”

            И так через всю Богодухновенную Псалтирь, с начала и до конца её, святой Царепророк Давид воспевает и славит  Имя Господа Бога Вседержителя; вся Псалтирь полна славы Имени Божия; посему эта святая  книга «Псалтирь» есть “ИМЯСЛАВЧЕСКАЯ”.

           Новый Завет начинается Евангельским Благовестием Имени Иисусова.    В 1-й главе Евангелия от Луки 30-31ст. читаем: “И рече  Ангел Ей: не бойся, Мариам, обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши  Сына, и наречеши Имя Ему Иисус”.

            Ради божественной высоты самого благовестия читайте в этой 1-й главе с 26-го стиха, кончая  38-м стихом, а потом и дальше от 39 ст., когда Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов, Приснодевственная Богоматерь, вошедши в дом Елисаветы, в ответ на её приветствие  воспела дивную  пророчественную песнь: ”Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат мя вси роди: яко сотвори мне величие Сильный, и СВЯТО ИМЯ ЕГО”.

            Какое имя? То Самое, Которое открыл Ей в благовестии Архангел Гавриил: “И наречеши имя ему Иисус”. Ради лучшего уяснения славы Имени Спасителя нашего “Иисус” мы приводим здесь выписку из Слова св. Димитрия Ростовского на Обрезание Господне, из четьи Минеи за 1-е января:  “Наречено же бысть во Обрезании обоженному младенцу Имя “Иисус” еже принесеся с небесе Архангелом Гавриилом в то время, егда благовести о зачатии Его Пречистей Деве Марии, прежде даже не зачатся во чреве, сиесть прежде даже не соизволи Пресвятая Дева словесем благовестниковым, прежде даже не рече: “Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему!” в тех бо Ея словесех, абие Слово Божие плоть бысть, всельшеся в пречистую и пресвятейшую Ея утробу. То убо пресвятейшее имя Иисус, Ангелом прежде зачатия нареченное, во обрезании дадеся Христу Господу, еже бе известием спасения нашего: Иисус бо спасение знаменует, якоже протолкова той же Ангел, Иосифу во сне явивыйся и глаголяй: ”наречеши Имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их” (Мф. 1, 21). Но и Апостол святый Пётр об имени Иисусовом свидетельствует, глаголя: “несть ни о едином же ином спасения: несть бо иного имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам. Сие имя спасительное Иисус, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же аки бесценный бисер во искупление рода человеческого от сокровищ пренебесных принесено и Иосифом во откровение всем подано, безвестная же и тайная премудрости Божия в имени Том явлено... Сие имя аки солнце мир облиста, глаголющу пророку: воссияет вам боящимся имене Моего Солнце правды”, (Мал. 4, 2). Аки миро благовонное Вселенную облагоуха: Миро (рече) излиянно имя Твое. Донележе бо миро в сосуде хранится, дотоле и благовоние его внутрь его удерживается; егда же пролиется, абие благоухания исполняет воздух. Безвестна бе сила Имени Иисусова в Совете Предвечном аки в сосуде сокрываема. А яко с небес на землю то Имя излияся, абие аки миро ароматно благоуханием благодати при излиянии младенческия во обрезании крове исполни вселенную и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флпс. 2,5-9). Явлена сотворися Иисусова Имени Сила, ибо дивное то имя Иисус, удиви Ангелов, обрадова человеков, устраши бесов, и беси бо веруют и трепещут, и от самого того имени трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканные, прогоняется мрак идолобесия, благочестия же воссиявает свет, и просвещает всякого человека в мир грядущего. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено поклоняется, небесных, и земных, и преисподних. Сие Иисусово Имя есть оружие сильное на супостаты якоже глаголет святый Иоанн Лествичник: “Всегда Иисусовым Именем бий ратники, крепчайше бо сего оружия, не обрящеши ни на небеси, ни на земли. Сие дражайшее  Имя “Иисус” о, коль есть сладко сердцу, любящему Христа Иисуса. О, коль вожделенно, имущему Его. Иисус бо есть весь желание, весь сладость. Сие пресвятое Имя Иисус, о коль любезно рабу и узнику Иисусову в любовь Его плененну. Во уме Иисус, на языце Иисус: Иисус веруется сердцем в правду, Иисус исповедуется усты во спасение. Аще ходящу, аще сидящу, аще что делающу, Иисус пред очима: не судих, (говорит Апостол), видети, что в вас точию Иисуса: Иисус бо прилеплющемуся к Нему, есть просвещение ума, красота души, здравие телу, веселие  сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, во всех бедах отрада, и спасения надежда, и Сам Той любителю  Своему мзда и воздаяние”.

            Сие выписано в назидание и сладчайшее поучение правому уму и чистому сердцу верующего человека и довольно уясняет разумение о божественном величии, силе и славе имени “ИИСУС”, о Нем же спасаемся верующе в Него.

            Мы уже слышали, как Царица Спасения нашего Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов в своей боговдохновенной  пророческой песни в дому Праведной Елисаветы воспела Имя Иисусово: “Яко сотвори мне величие Сильный и СВЯТО ИМЯ ЕГО”.

            Краткое песнопение, но бесконечно великое содержит оно божественное обетование.

            (Внимайте: имеяй уши слышати да слышит).

Носящая в Богоприемном Пречистом Чреве Своем пророчески поет: “и милость Его в роды родов боящимся Его”. - Обетование милости боящимся Его... Обетование милости имеющим уверовать в Него, уверовать во имя святое Его.

            До пришествия Его на землю все от самого Адама под грехом затворени быша, говорит св. ап. Павел. Егда же Сын Божий, дабы явиться на землю спасения нашего ради, воплощением соделался Сыном Девы без семени, от пречистых Кровей Ея, наитием Святаго Духа (Ис. 7, 14) - вошел в дверь, по Иезекиилеву пророчеству (читаем 44-ю главу, 1-4 ст.), Дверь, кроме Его никем непроходимую, говорим, в Дверь - Пречистую утробу вечной Девы, Благодатной Марии. Она же  Дверь сия, Дверь Сына Божия, нося Его во чреве Своем, в богодухновенной песне пророчески воспела Милость Его в роды родов боящимся Его; прорекла пред лицем единой сродницы Своей, в доме её, по величию пророчества и сила Его объяла все роды родов уверовавших в Него, во Имя Святое Его.

 

            Теперь мы предлагаем выписку из сказания о безсмертном Успении Пресвятой Богородицы, как Она и в самом Успении воспела славу Имени Его.

            Ко дню Пречестного Успения Пресвятой Богородицы силою Божией представлени быша  вси святии апостолы дванадесять и прочие все от семидесяти, и другие богопроповедники из всех стран вселенной, вся Иерусалимская Церковь и из окрестных стран христиане потщались прибыть к одру Преблагословенной Девы Матери Господней.

            Наставшу же месяцу августа 15-му дне и преспевшу ожидаемому тому благословенному часу иже бе во дни третий (по восточному времени, а по нашему девять утра) в онь же преставлению Пресвятыя Богородицы совершитеся, и многим свещам возженным бывшим и славословию Божию от святых Апостол творим, лежаше честно на украшенном одре приуготовившаяся к блаженному исходу Пренепорочная Девица, чающи к Себе пришествия Самого  Превожделенного Сына и Господа; и внезапу облиста храмину свет Божественныя славы неисповедимы, от Него же свещное светение померче. И ужасни быша вси, кому видение то открыся, и зряшеся покров храмины отверст, и слава Господня с небесе идяше, и се Царь Славы Христос со тмами архангел и ангел,  со всеми небесными силами, и с праведными святых праотец и пророков, о Пресвятой Деве иногда предвозвестившх, душами пришедше и приближашеся к Пречистой своей Матери. Она же, узревше прихождение Сыновне, прерадостно воззва обычныя Своея песни словеса, глаголющи: “Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем, яко призре на смирение  рабы Своея”. И воздвигшеся от одра яко в сретение Ему тщашися, и  поклонися Господу своему. Той же,  приблизився, любезнейшими, на Ню взираше очесы, и глаголаше: “прииди ближняя Моя, прииди голубице Моя, прииди дражайшая Моя Маргарито, и вниди в хранилища вечныя жизни. Она же, поклонившися, рече: “Благословенно Имя Славы Твоея, Господи Боже Мой, изволивый Мя избрати, смиренную рабу Твою в послужение Таинству Твоему, помяни убо Мя, Царю Славы в безконечном Твоем Царствии: Ты бо веси, яко всем сердцем моим возлюбих Тя, и соблюдох ввереное ми от Тебе сокровище, ныне же приими в мире дух мой и покрый Мя от области темныя, да некое же сатанинское стремление усрящет Мя.

            Господь же пресладкими словесы утешая Ю, не боятися сатанинския силы, глаголаше, яже попрана уже есть ногами Ея, но да дерзновенно пройдет от земли к небесным, любезно призываше. Она же радостно отвеща: “Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое”. И паки древнее свое слово: “Буди мне ныне по глаголу, Твоему”, рекши возлеже на одре! И о зрении пресветлого лица Господа, и Сына Своего прелюбезнейшего веселящеся неизреченно, от самыя пресладчайшия к Нему любве, и от преисполнения радости духовныя пресвятую свою душу предаде в руце Сына Своего, ни единыя же болезни телесныя имущи, но аки сном сладким уснувши. Той бо, Его же зача Она без истления и роди без болезни, поят пречестнейшую Ея душу от тела безболезненно, и телу Ея пречистому не даде видети истления.

            Абие же начася прерадостное и пресладкое ангельское пение, в нем же слышахуся сия часто от ангелов повторяемыя Гаврииловы целования глаголы: “Радуйся благодати исполнение, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах”. И тако торжественно от всех небесных чинов проводима бе Пресвятая душа Ея в горняя, руками Господними несома. Провождаху же Ю и Апостольская очеса  на видение то преславное смотрети сподобившаяся, якоже иногда Господа от Горы Елеонския возносящася умиленными провидеша очесы: и стояху ужасни, аки забывшися на долзе. Также в себе бывше Господу, душу Матерню на небо преславно вознесшему поклонишася, и обступиша одр со слезами, и видеша пресвятое лице Мариино, яко солнце сияющее, благовоние, всякия ароматы земныя превосходящее, его же язык человеческий изрещи не может. И лобызаша вси тое пречистое тело со страхом и благоговением, и почитающе пречестно, и освящахуся от прикосновения к нему, и ощущаху в сердцах своих духовную премногую радость от благодати Пресвятыя Богородицы.

            Подавахуся же исцеления болящим, слепым очеса просвещахуся, глухим отверзахуся слуху, хромым стопы ног утверждахуся, духи нечистыя бяху прогоними, и всякая болезнь единым одра Пресвятыя Богородицы прикосновением абие врачевашеся.

           

            Сие предисловие мы полагаем в основании нашей истории и во свидетельство, дабы читающим историю разумно было, как безмерно тяжек грех отверзших уста в хуление сего имени Сына Божия “ИИСУС”.

           

            Преподобный Нил Мироточивый в своих “Посмертных вещаниях” сказует, что первоначальные преподобные отцы Святой Горы Афонской читали молитву Иисусову в следующей подробности: “ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫ РАДИ ПОМИЛУЙ МЯ”

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

            На закате дней моей жизни у меня возникло желание, ради душевной пользы своей и ближних воспомянуть о происшедшей духовной брани на Св. Горе Афонской за Имя Господне. Содержание этой брани целиком живет в нашей памяти с самого начала её, а конца ей нет, до самого явления в Страшной Славе Судии всей твари, Имя Которого и восхулилось чеовеками из рода христианского, живущими по стихиям века сего. Начало сей брани происходит в тесной связи с основнием Святой обители св. Апостола Симона Кананита на Кавказе, называемой  “Новый Афон”.

            Сим и начинаем наше воспоминание.

 

Глава 1

Новый Афон

 

            Во второй половине 19-го столетия, когда обитель св. Великомученика Пантелеимона на св. Горе Афонской, под руководством высокоопытных духовных старцев, пришла в полный расцвет духовной жизни, тогда у старцев этих, родилось благочестивое желание, и в родной России устроить подобную обитель, с тем же строгим уставом и чиноположением, для поддержания иноческого духа, среди соотечественников - любителей монашества.

            О своём желании они сообщили Российскому правительству. Российское же правительство, в свою очередь, с любовью откликнулось на сие предложение, предоставив им подыскание любого места на пространствах России. Староафонские иноки, любители гор и красоты природы, остановили своё внимание на древнем, полуразрушенном храме св. Апостола Симона - Канонита, на Кавказе, на берегу Чёрного моря. Русскому правительству этот выбор места был весьма по сердцу, в пользу просвещения отдалённых кавказских инородцев. Для строительства новой обители старцы Пантелеимоновского монастыря послали искусного зодчего иеромонаха Иерона и с ним двадцать человек молодых монахов, которые должны были восстановить храм св. Апостола Симона Канонита, а при нём и обитель, название которой дали “Новый Афон”.

 

Глава 2.

Об о. Илларионе и его книге “На горах Кавказа”

 

            В числе братства, посланного для строительства Нового Афона, был один молодой инок о. Иларион, который резко выделялся среди своих товарищей пустыннолюбием и влечением на безмолвие. Как и всё братство, он равно нёс послушание, трудился, полагал свои силы на строительство новой обители. Когда же братство новой обители возросло за счёт новопоступивших русских пришельцев из мира, то о. Иларион стал временами удаляться в соседние пустынные горы для обучения себя безмолвию,  сначала на несколько дней, а потом и до недели. Товарищи, братия, не имея в нём нужды, не препятствовали ему, и даже поощряли его, радуясь, что один из среды Афонитов  пошёл на высший подвиг.

             Так прожив до старости и научившись тому, что даёт пустыня и безмолвие, под руководством опытных старцев отшельников, которые встречались ему в горах, он стал опытным подвижником. Получив от Бога дар молитвенный, и проводя созерцательную жизнь, он возымел желание поделиться с последним поколением монашествующих, во-первых, советом о даре молитвенном, а во вторых, красотой пустынного безмолвия. Имея  семинарское образование,  он написал чудную книгу, дав ей  название: “На горах Кавказа”. У него было много учеников, которым он на духовные вопросы давал письменные духовно - назидательные ответы. А так как эти ответы имели одну и ту же цель по содержанию, как и вся книга, то он поместил их в конце книги, по обычаю духовных писателей.

            Книга нашла своих любителей и быстро разошлась по рукам. Приобрели её и братья Пантелеимоновского монастыря на Св. Горе Афонской, товарищи о. Иллариона, из среды которых он послан был на Кавказ, на стройку обители Нового Афона. Кроме доброты книги им особенно было приятно читать её, потому что написал её их друг и товарищ. По содержанию книги они достойно судили и о духовном совершенстве её автора, своего брата по обители. Некоторые из этих товарищей о. Иллариона были уже начальниками в монастыре св. Великомученика Пантелеимона. Игумен Мисаил, о. Наместник, о. Духовник, о. Казначей, о. Благочинный, а другие были соборными старцами. Прежние же начальники и соборные старцы, благочестивые инициаторы “Нового Афона”, пославшие на Кавказ о. Илариона с товарищами, отошли ко Господу.

            Книгу начал писать о. Иларион в 1905 году, а вышла она из печати первым изданием ещё в 1907 году. Видя пользу её для ищущих спасения, особенно среди монашествующих, о. Илларион решил повторить издание своей книги. Для этого он тщательно пересмотрел, проверил, исправил и дополнил её. Когда он   уже заканчивал сей труд, свершилось некое обстоятельство, о котором надлежит подробно и громко говорить, ибо оно и было виною брани на Имя Господне.

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 320 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar