Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 2024-12-29, 9:15 AM
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Имяславие [1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
Имяславие 1 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 2 том [67]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 3 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 4 том [82]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 5 том [66]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 6 том [65]
Открыто к прочтению всем православным
Имеславие 7 том [70]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 8 том [61]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 9 том [117]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 10 том [92]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 11 том [94]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 12 том [103]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 13 том [104]
Открыто к прочтению всем православным
Имяславие 14 том [0]
Открыто к прочтению всем православным
Православный сборник статей [109]
автор Константин Борщ

Наш опрос

Православие - на сколько близки к нему
Всего ответов: 24

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро пожаловать

Поиск

1 - 14 том Имяславие

Главная » Файлы » Имяславие 3 том

Часть 5 страницы 150 - 159
2016-04-10, 7:45 PM

Глава 14

 

Разные сведения и версии о старце схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа»

 

               Когда афонские бывшие друзья о. Илариона начальники русских обителей увидели приток в кавказские горы любителей пустынножительства, то предложили о. Илариону написать в книге, что совершенства умносердечной молитвы он достиг не в кавказских пустынях, а на старом Афоне. Но им о. Иларион ответил: «Я не хочу спекулировать на Божием вдохновении» (Из слов монахини Аполинарии (Какадиевой) схимонаху Георгию (Макаровскому) и его послушнику Константину в 1961-м году).

 

 

 

Из рассказа монахини Руфины, бывшей ученицы о. Илариона, казначеи Тибердинского монастыря.

 

  В 1903 году она пришла в Тибердинский монастырь. В это время пришёл и о. Иларион и тоже поступал в этот монастырь. Игумения и все старшие сёстры полюбили о. Илариона и были к нему благорасположены. Близ монастыря построили ему келью где он жил и там начал писать свою книгу «На горах Кавказа» по просьбе его учеников. Старшие сёстры по причине занятости послушаниями не могли вместить учения о молитве Иисусовой, и отошли от руководства о. Илариона. А игумения, и младшие сёстры продолжали им руководиться. Бывало, придём мы к о. Илариону, и он по целым ночам рассказывает нам о смирении и любви, о молитве Иисусовой. Многие из сестёр по благословению батюшки Илариона поселялись в ближние пустыньки близ о. Илариона и проживали там. А м. Игумения видя что сёстры стали уходить в пустыньки начала препятствовать этому и запрещала им ночью посещать старца. Но они потихоньку продолжали ходить к нему украдкой, перелазая через ограду. Матушка игумения наказывала их за это, назначала им поклоны ложить в храме, а они кладут поклоны, плачут а сами думают: всё равно опять пойдём к старцу. Почитающих о. Илариона сестёр стали презирать, называли их «святошами» и «иисусиками», и т. д.  В обители произошло разделение. Меньшая часть пошли за о. Иларионом, а большая часть невмещавшая учение старца об умном делании молитвы Иисусовой, о смирении и любви оказались на стороне противной старцу. Ученики о. Илариона просили написать книгу о молитве Иисусовой. Но он, по своему смирению, долго отказывался исполнить их просьбу. Наконец, по откровению свыше от Бога через Пресвятую Богородицу для поднятия монашеского духа старец получил указание и воодушевление исполнить просьбу многочисленных учеников его. Он обращался в Зеленчукский монастырь к старцам за благословением на сей труд. Но старцы не благословляли, говорили: хватит и написанных книг. Тогда, понуждаемый вдохновением свыше и просьбой учеников своих, старец о. Иларион начал писать свой труд о молитве Иисусовой. Когда он окончил писать книгу, - а писал он её около пяти лет, - то диавол явившись к нему в келью сказал: «Ну теперь, старик, я тебе докажу». Это рассказывал сам о. Иларион старшей матушке Софии, преданной ему. Когда Синод восстал против книги о. Илариона и прислал в Тибердинский монастырь Ставропольского и Екатеринодарского епископа Иоанна, последний стал требовать подписку от монахинь: кто за старца Илариона, а кто против него. Старца Илариона в Зеленчукском монастыре чуть было не отравили, в причастии ему дан был яд, причастившись которого по неведению, он сорвал отравленное причастие. Восстали же против книги о. Илариона из-за того, что он вместе с дорогим Батюшкой о. Иоанном Кронштадтским учит, что Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Господь Иисус Христос, против которого учения и восстали заражённые духом совремённого рационализма новоявленные еретики имяборцы: Синод и ему последующие. Игумения Тибердинского монастыря м. Раиса сначала не давала подписку против Имени Божия. А когда епископ Иоанн сказал, если не дадите подписку тогда совсем закроем ваш монастырь, матушка с растрёпанными волосами начала раскаиваться ему, прося прощения и, чтобы не закрывали монастырь, и подписалась под синодальной грамотой. Но её, вскорости, постигло наказание Божие, она упала, сломала ногу и вскоре скончалась. Был такой случай: получивши синодскую грамоту Благочинный Зеленчукского монастыря приходит к игумену того же монастыря (игуменом был еврей Феофан) и говорит: «Я тебе в пазухе принёс змею», и достаёт с пазухи синодальную грамоту где похулено сладчайшее Имя Иисус Христово и Имя Божие вообще. Благочинный сквозь слёзы сказал: «Да будет Имя Господне благословенно во веки! И как ушёл из монастыря, более его никто не видел. Он не мог стерпеть злохуления Синода на Имя Божие, отверг подписку и скрылся. А игумен Феофан подписал грамоту Синода, но впоследствии он был за что-то заключён в тюрьму. После того как игумен подписал Грамоту, однажды он совершал Литургию, и во время совершения её бес чрез одержимую кричал ему: чего ты там болтаешь, теперь уже я тебя не боюсь. Это слышала лично матушка Анатолия, которая была в то время в Зеленчукском монастыре в качестве паломницы и в беседе с игуменом Феофаном просиживала ночами, за что подруги её сёстры называли игуменшей.

Глава 15

О чудесах старца Илариона

(Продолжение рассказа матушки Руфины)

 

Примерно в 1905 – 1909 гг. Матушка Анатолия Тибердинского монастыря ученица о. Илариона, жившая в пустыньке около него рассказывала: однажды рано утром я решила проследить куда удалился о. Иларион в пустыню на безмолвие (т. е. где старец безмолвствует). Вдруг я увидела его на метр от земли молящимся как бы окружённым пламенем огненным. Я вскрикнула: «Батюшка! Вы сгорите!». Батюшка ей сказал: заклинаю тебя Именем Господним, чтоб ты не говорила до моей смерти о том что видела, а по кончине моей расскажешь ученикам моим».

Близкая ученица старца Илариона Тебердинского монастыря матушка Сарра жившая в пустыньке около о. Илариона говорит сёстрам: пойдёмте посмотрим где молится батюшка и пошли они по следу (зимой по снегу) старца. Вдруг след оборвался и неизвестно куда старец был перенесён Духом Божиим.

Под городом Новороссийском  в «Тёмных Буках» после кончины о. Илариона тамошние жители некие супруг и супруга однажды беседовали с благоговением о святости жизни о. Илариона. В это время они вдруг увидели на высоте в воздухе стоящего о. Илариона. После сего видения на дереве растущем на этом месте вырубили крест.

При жизни о. Илариона в «Тёмных Буках» однажды пришли к о. Илариону два монаха ученика его и говорят: «Батюшка, что нам делать, у нас вышли продукты питания?» Он им сказал: «Идите к источнику (какой-то был целебный источник) и молитесь, и будем ожидать милость Божию», и назначил им молитвенное правильце. Когда они выполнили это правило, вдруг, они увидели в стороне лежащий на земле хлеб белый и как будто бы только что вынутый из печи. Они обрадовались, взяли этот хлеб,  пришли к о. Иллариону, и рассказали об этом.

Голиковы жили от о. Илариона в восьми километрах. Их мать болела. У неё была совсем иссохшая рука. Когда с их села шли к о. Илариону люди в Зеленчукскую пустынь, то болящая через них попросила святых молитв у батюшки Илариона. В то самое время, - как после выяснилось, - когда о. Иларион услышал просьбу болящей и помолился за неё, болящая мгновенно исцелилась. Когда они вернулись от старца, то болящую увидели уже исцелённою. Тут-то и выяснилось, что она исцелилась в то самое мгновение, когда старец вознёс о ней ко Господу свои святые молитвы.

Второй случай. Она сильно болела сибирской язвой на ноге. С их села под св. Пасху шли к о. Илариону люди. Болящая  попросила через них святых молитв. Пока они дошли к о. Илариону, она исцелилась.

Третий раз она болела головной болью и была как помешанная. Мать с дочкой пошли к о. Илариону. Когда они вошли в келью старца и стали ему говорить о головной болезни матери, о. Иларион положил свою руку на голову болящей, и та моментально получила просветление в голове и боль головная утихла.

Из старого Афона в Россию с о. Иларионом прибыло восемь человек. В их числе был архим. Мартиниан. Последний был строителем в Михайловской пустыне, около Майкопа. О. Мартиниан умер до 1913 года. Архим. Иерон, строитель Нового Афона, (схимонах Илиодор), жил на Кавказе при Тибердинском монастыре. Он скончался в ссылке, в средней Азии.

Родной брат матушки Иликаниды послушник Димитрий жил на Псху, в числе 70 монахов. Некоторые из них были высокой жизни. Остальные, когда были взяты в 1930 г. в тюрьму, по благословению тех высокой жизни отцов отказались от работы, от паспортов, от ответов на вопрошения антихриста, и за это их всех перемололи в особой машине и бросили в море под 13 октября, день памяти Иверской иконы Божией Матери. Их послушник был имяславец, поэтому заключают, что и все пострадавшие были имяславцы.

Инокиня Магдалина (Плотникова, из мирских) рассказывала: «В 1930 году когда из разных мест Псху собрали пустынников и они находились под следствием, некоторые из них при допросе и требовании подписи писались православными, а некоторые имяславцами. Юродивая некая бродячая Варвара залезла под подвал и сильно кричала, укоряя тихоновцев: «Что же вы отрекаетесь от Имени Божия?». Всех писавшихся православными выпустили из тюрьмы. А тех, которые писались имяславцами, всех замучили в ту же ночь.

Монах Епифаний рассказывал: «В 1930 году взяли их из Псху 20 человек, в числе которых был и он. На следствии спрашивали: «Как ты власть признаёшь?» Все единодушно отвечали: «Власть франк-масонская. Всех их расстреляли. А когда спросили у Епифания, он убоялся подобного ответа и сказал: «Власть - безбожная». Следователи сказали: «Правильно, наша власть безбожная», и выпустили его одного. Он после каялся и всем об этом рассказывал.

У матушки Руфы был неверующий брат инженер. Когда она была в Тибердинском монастыре, он приходил к ней проведывать её. Потом он заболел и так как там место курортное он находился там на лечении. Матушка Руфина часто оставляла его одного в его келлии и давала ему разные святоотеческие книги. Один раз, говорила она, прихожу я с послушания, а он, встретив меня на пороге с радостным восторгом и сияющим лицом говорит: «Сестра, теперь я узнал настоящую цель христианской жизни». Мы с ним начали часто ходить к о. Илариону. Потом он сам ходил к нему, а я ему говорила: «Зачем ты так часто ходишь к старцу, нарушаешь его безмолвие?» А он, бывало, пойдёт к о. Илариону, обойдёт вокруг келлии старца, и идёт обратно к себе, и говорит: «Я очень доволен что побывал около келлии о. Илариона». Так он полюбил старца. Бывало он проходит около келлии а старец провидя его близ себя выйдет и позовёт к себе и беседует с ним, и сказал ему: «Мы с тобой вместе отойдём к Господу. И о. Иларион скончался 1-го Марта, а брат Иоанн умер несколько позже. По своей кончине старец явился Иоанну перед смертью его, когда он был болен, а м. Руфа ухаживала за ним. Она вошла в келью а Иоанн говорит: «Сестра, где ты была? Я тебя так звал: почему ты старца не приветила? И через несколько минут после этого Иоанн скончался блаженною кончиною.

Ученик о. Илариона о. Иаков и девственник из мирских людей Алексий, - рассказывала м. Руфа, -  когда они жили в пустыньке при о. Иларионе, - то три дня жили без хлеба. Отец Иларион послал их к св. источнику, около общины о Софрония (в Тёмных Буках), там они ночью молились. Вдруг они увидели в воздухе сияние света. Это пред ними спустилась булка хлеба как будто бы только из печи и два яблока. Взяв с радостью этот небесный дар Божий они пошли к о. Илариону и сказали ему об этом. Он улыбнулся, ничего не сказав.

Этот самый Иаков с сёстрами шли ночью через разъезд в глухих местах и беседовали о святости  жизни покойного о. Илариона. Смотрят а на облаках шёл над ними в сиянии огненном о. Иларион, как бы охраняя их. Отец Иаков на сем месте, где они увидели о. Илариона, на молодом дубе вырубил крест, и сюда приходили сёстры на поклонение этому месту.

Матушка Наталия ученица о. Илариона рассказывала: «До пострига в монашество жила она с неверующим супругом по имени Кузмич, который работал на заводе. Она скорбела и плакала о том, что он неверующий и просила о. Илариона чтобы он умолил Бога о вразумлении мужа её. Вдруг, этот Кузмич уверовал скоро и стал ревностным христианином. Отец Иларион сказал ему: «Сделай ей (жене) Наталье келью и будешь служить ей как послушник.

Эта Наталья, в монашестве Нина перешла жить в Драндовское подворье. На втором этаже находились отцы иеродиакон и три монаха. Она им готовила пищу внизу, а отцы четыре человека стояли на балконе, днём. Отцы беседовали об о. Иларионе, м. Нина знала, о чём они ведут разговор. И вот матушка Нина смотрит вверху на воздухе в огненном пламени о. Иларион. Она испугалась, выронила с рук ковш и сама чуть не упала.

Через год по кончине о. Илариона м. Руфа поехала на могилку его. При ней построили часовню над могилкой. Отец Иларион запрещал при его жизни делать что либо над его могилкой по его кончине., кроме плиты могильной с надписью, так как он провидел гонение на него и по кончине.

Отец Иларион при гонении проживал в Тёмных Буках. Он простудился и болел долго водянкою. Тогда Буковским сёстрам о. Иларион говорил, что, благодаря молитвы Иисусовой Господь поддерживает и облегчает его болезнь.

Матушка Херувима, впоследствии игумения общины, образовавшейся при могилке о. Илариона, взяла его к себе в келью, и ухаживала за ним. 1 Марта 1916 года он скончался. В 1916 г. Пасха была 10 апреля.

Со слов матушки Нины (это же вперёд говорила и матушка Руфа): «Через год по кончине о. Илариона из Синода был прислан епископ, чтобы выбросить с часовни мощи о. Илариона. Он был похоронен под престолом. Когда была вскрыта могила, то увидели тело о. Илариона нетленным и от св. мощей происходило чудное благоухание, наполнившее ароматом всю ту местность. Епископ посрамился и приказал из под престола перехоронить св. мощи под стенкой внутри часовни.

Со слов иеромонаха Кирилла (в последнее время проживавшего в Горячеключевском районе в хуторе Абузы) перед кончиною о. Илариона причащал иеромонах Зосима.

Из письма м. Любови (Гавришевой) из гор от 26 Января 1966 года лично пишущему эти строки: «…Видела я гр. матушку Митрофанию, спрашивала за о. Илариона. Она мне кое чего говорила о нём, а главное, что её близкая знакомая жила на могилке о. Илариона и видела когда вынимали его св. мощи. Старшая над ними м. Херувима, вопреки завещанию старца «не трогать его останков», взяла их и пришла в гор. Новороссийск к знакомым, внезапно упала и вскоре скончалась. А где она схоронила св. мощи старца никто точно не знает. Как жалко».

Из другого письма той же матушки Любови: «В 1917 г. м. Нина была в Тёмных Буках. Когда открыли могилку о. Илариона  увидели, что тело его предалось тлению. Только правая рука и сердце были нетленны. Из сердца истекало благоуханное миро и аромат исходил от его останков. Приехал из Новороссийска епископ, хотел из под престола убрать его косточки но услыхав такое благоухание он так посрамился. Там была бывшая начальница мать Херувима. Она взяла эти останки и куда их дела неизвестно, это знают только жители ст. Славянской. По разному говорят. Но Господь об этом знает. Некоторые говорят что это м. Херувима сделала по своей воле, за что была наказана. Но и это нам неизвестно».

Исходя из всех версий о св. мощах святого старца Илариона думаем, что Сам Господь скрыл их от кощунства и поругания имяборцев и нечестивых безбожников. Но и этих сведений достаточно для того чтобы почитать о. Илариона как святого исповедника истины.

Глава 16

Явление старца схимонаха Илариона по кончине, ученице его

 

      Однажды явился мне старец во сне и рассказывал о своей кончине. Присутствовавший во время его исхода иеромонах Паисий и другие были удивлены, что испуская последние воздыхания Старец с улыбкою манил кого-то к себе руками. Я начала расспрашивать его о сем и он объяснил, что в это время у нас стояли три Ангела: и пока меня убрали и перенесли в крайнюю, где осталось моё тело и один Ангел, а два Ангела взяли мою душу и понесли ко Господу, где я и поклонился Ему. Затем присоединились к оставшемуся при теле Ангелу ещё один Ангел и Матерь Божия, которые вместе с душою моей, присутствовали до выноса тела, потом проводили до могилочки, где и пребывали до св. Пасхи, а потом меня паки повели ко Господу. - “А видели ли вы мытарства?”- спросила я. “Нет, я их не видел, молитва как свеча шла впереди, а я за нею и так я достиг и поклонился Господу.”

      Однажды я спала. Подошёл ко мне Старец и говорит: “Пойдём я тебя везде повожу”. Я начала отказываться: мне, говорю, некогда, я сейчас должна работать. Он отвечал: ”Это всё сделает Елена, а ты должна идти”. У меня явилось сомнение, что может быть это не старец, а искушение, и лишь только я сие подумала, как он меня перекрестил и страх оставил меня. Я успокоилась, и только хотела встать, чтобы идти, но он предупредил меня:”Подожди я сам тебя возьму”. И он начал что то делать около рта. Я почувствовала только что ноги и все члены мои вытянулись и из меня что-то вышло. Я испугалась и вдруг вижу, что всё вокруг меня в каком-то новом изменённом виде: вся природа, комната, весь дом, и я сама, а около моей постели хлопочет сестра Елена, как около мёртвой. Затем внезапно разверзлась земля и я, испугавшись хотела убежать, но он удержал меня и мы начали спускаться в какую-то пропасть, или мрачное подземелье, как бы по ступенькам. Там в бездне что-то страшное, я спросила: ”Что это?” Старец ответил: это тебе надо непременно молиться а то и ты туда попадёшь”. Вижу какие-то люди страшно кричат и в отчаянии поднимают руки. Один из них бросился ко мне и бросил мне в лицо какую то бумагу, но Старец дунул на него и он исчез. Вижу два врага ведут маленькую душу и бросили её в огонь. Я сильно испугалась, а Старец говорит: ”держись крепче” и я схватилась за его руки. Потом увидела массу врагов по левую сторону, я опять испугалась, это они собрались идти на страсти искушать людей.

 

Глава 17

Сказание о пустыньке отца Илариона иеромонаха Паисия афонского

(Из «Истории афонской смуты» иеромонаха Паисия. Ч. 2. гл. 7 по «На заре и закате»)

 

            Пустынька эта была знаменита тем, что в ней доживал последние свои дни известный пустынник Кавказских Гор автор книги: ”На Горах Кавказа” старец Илларион. Книга его свидетельствовала о плодах высокой аскетической жизни последнего истинного монашества и явилась научно-практическим руководством и наставлением к правому пути, вожделевшим уклониться  от мира сего и последовать Христу. При том же содержит не заблудное учение и наставление о внутренней умно-сердечной молитве Иисусовой.

            Старец сей, схимонах Илларион, известный в нашей исторической брани против имяборческой ереси, по своему духовному воспитанию происходил из обители св. великомученика Пантелеимона на Святой горе Афонской.

            Книга его основана на Божественном Евангелии и писаниях святых отцов Церкви и явилась камнем претыкания для прельщённых духом века сего служителей лукавому миру во главе с сатаной, которому поклонились начальствующие старцы обители св. великомученика и Целителя Пантелеимона на Святой горе Афонской.

            Эти старцы - поклонники сатаны, восстали жестокой бранью на книгу Иларионову “На Горах Кавказа” через то что схимонах Иларион в учении своём о молитве Именем Иисуса явил славу сего Имени говоря: ”В Имени Иисус Христос - Сам Иисус Христос; в Имени Божием - Сам Бог”. А блаженной памяти всемирный молитвенник  о. Иоанн Кронштадтский учит: ”Имя Божие есть Сам Бог”.

            Начальствующие старцы Свято-Афонской Пантелеимоновской обители живущие по духу лукавого века сего, умершие  для Бога, не могли вместить в умы свои высоту небесного учения об Имени Иисусове, о Коем учит всё Божественное Евангелие, всё Священное Писание и Богоносные отцы Церкви. И воздвигли брань на Бога страшной и богохульной имяборческой ересью. Имя Божие “Иисус”, которое означает “Спаситель”, или “Искупитель”, имяборческая ересь низвела на степень, равную своему рабскому имени. Эта богохульная ересь положила своё начало на Святой горе Афонской в 1911 году. Промыслом же Божиим выступили ревнители славы Имени Божия и Святая гора Афонская превратилась в арену духовной  брани защитников славы Имени Господня со вратами ада. О сей брани довольно сказано в нашей истории. Самая брань ревнителей славы Имени Божия со вратами ада, ведома только иноческому ополчению, воюющему с сатаной, мужественно и неуступчиво попирающему главу змиеву, и самому небу, презирающему на сию брань духовную. Миру же она отнюдь неведома.

            Автор книги: ”На Горах Кавказа” блаженной памяти схимонах Иларион, также подвергся гонению от бывших собратий и друзей своих. Из большихг Кавказских он уклонился в меньшие горы Кубанские, где и почил о Господе гонимый, смиренный старец. Вокруг его могилки образовалась “пустынька” почитателей памяти его, которые получили спасительную пользу, руководствующую их ко спасению.

 

Глава 18

 

о. Иларион  и  о. Феодосий.

(«Тайна старца Феодосия». Анна Ильинская. Паломник. 1997. с. 50)

Тёмные Буки

«Теперь о. Феодосий поселился в горном Причерноморье, вблизи обители Тёмные Буки, в 27 км от гор. Крымска, где сегодня находится посёлок Горный.

Покровская община Пресвятой Богородицы Екатеринодарской епархии была основана в конце XIX века. В 1904 году по определению Святейшего Синода преобразована в Покровский женский монастырь. В 1907 г. там подвизалось 80 сестёр под управлением м. Татианы. В монастыре был странноприимный дом, школа для детей окрестных жителей1 .

            Обитель укрылась на Мархотском хребте Кавказских гор, между Анапой и Новороссийском, в чистом буковом лесу, поэтому в народе монастырь прозвали Тёмные Буки. Основателем его считали схимонаха Илариона.

            Схимонах Иларион 25 лет провёл на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Известно, что он жил там ещё в 80-х годах, когда о. Феодосий вернулся из Иерусалима в родную обитель. Не исключено, что они были знакомы ещё на Святой Горе.

Затем, возжелав глубокого уединения, о. Иларион удаляется на Кавказ в непролазные горы и живёт здесь ещё четверть века, имея с собой мешочек с сухарями, чайник, топорик для рубки дров. Он обошёл весь Кавказ от Каспийского до Чёрного моря. Несколько раз его водворяли в Новоафонский монастырь, к которому схимник был приписан, но он снова уходил в горы, чтобы предаваться безмолвному созерцанию. За ним тянулись другие иноки. Духовное начальство порицало о. Илариона, как прельщающего монахов убегать из монастыря, но он, напротив, убеждал их не стремиться раньше времени к пустынножительству и подвизаться в послушании, так как это самый верный путь к спасению. Затем схимонах Иларион обосновался в Тиберде на реке Гуначхир.

Он написал книгу «На горах Кавказа», которая содержит беседы двух старцев-пустынников о сердечном единении с Господом через молитву Иисусову. Книга послужила поводом к возникновению течения имяславия на Афоне. Ссылаясь на святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, а также на праведного Иоанна Кронштадтского, схимонах Иларион писал, что имя Иисуса Христа есть Сам Бог и когда мы произносим Имя Божие, имеем в нём Господа со всеми Его безконечными свойствами и совершенством. Святой Иоанн Кронштадтский учил веровать в Имя Божие как в объективно существующую силу: «Имя Господа есть Сам Господь».  

            Такого же мнения был о. Иларион: имя неотделимо от Именуемого. После выхода в свет книги «На горах Кавказа» на Афоне начались споры о природе имени Иисусова. Некоторые сочли этот труд опасным, даже еретическим, другие отнеслись к нему с интересом. Особенно много сторонников схимонаха Илариона обнаружилось в русских обителях Святой Горы и в некоторых болгарских и греческих монастырях.

Многие передовые люди своего времени высоко оценили сочинение пустынножителя Илариона. Второе издание книги вышло в Марфо-Мариинской обители,2  во главе которой стояла преподобномученица Елисавета Фёдоровна. Книгу рекомендовал для чтения духовным чадам Оптинский старец преподобный Варсонофий. Епископ Трифон (Туркестанов), посетивший Афон в разгар смуты, отказался быть судьёй в догматическом споре, но о книге отозвался сочувственно.

В 1913 году более шестисот имябожников были насильно выдворены с Афона. Их выгоняли с побоями, истязаниями, вызвав для этого пьяных солдат. Около полусотни человек было ранено, четверо убито, остальных в мирском платье насильно водворили по месту прописки. По епархиям разослали списки с запрещением принимать имяславцев в монастыри. Некоторым отказывали в причастии и, были случаи, даже в последнем напутствии.

            Государь Император Николай II печалился о разделении. «Душа моя скорбит об афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме, - писал он обер-прокурору Святейшего Синода В.К. Саблеру. - Забудем распрю... суд следует отменить и всех иноков... разместить по монастырям и возвратить им монашеский сан и разрешить им священнослужение»

 

7 мая 1914 года последовало определение Московской Синодальной конторы, где было сказано, что у иноков-имяславцев «нет оснований к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви»3. Им было разрешено священнослужение.

Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918- годов выделил особую подкомиссию под председательством Полтавского епископа Феофана (Быстрова) для изучения вопроса об Имени Божием. Вступительный доклад об имяславии был поручен известному богослову и философу С.Н. Булгакову. В связи с наступившими вскоре событиями - революцией и гражданской войной доклад сделан не был и вопрос остался не разрешённым...

            Наиболее многочисленная и сплочённая группа имяславцев осела на Кавказе - в долине Псху, Сочи, Туапсе, а также в горном Причерноморье в районе Новороссийска, где окончил свои дни автор книги «На горах Кавказа». Старец Иларион не мог предположить каковы будут последствия её издания, и очень скорбел. Он опочил в 1916 году, похоронен под часовней в Тёмных Буках, где совершалось богослужение4.. Очевидно, старцы Иларион и Феодосий пребывали в общении и на родине, не случайно о. Феодосий устроил свою пустыньку вблизи обители Тёмные Буки. Иисусову молитву он считал высоким деланием и благословлял духовных чад всегда прибегать к ней

Глава 19

1-е и 2-е обретение мощей св. праведного Илариона Кавказского, автора книги «На горах Кавказа»

 

Сначала опишу сведения о могилке о. Илариона, полученные по моему запросу «Помогите разыскать мощи о. Илариона» от инокини Любови из Курджинова, в начале 1966 года. В 1-м письме она мне сообщает:

«В 1917 г. через пол года после кончины о. Илариона матушка Нина была в «Тёмных буках». Когда открыли могилку, то нашли, что тело его предалось тлению, только правая рука была нетленна и сердце, и из сердца истекало благоуханное миро, и аромат исходил от его останков. Из Новороссийска приехал епископ, и хотел убрать из под престола его кости. Услыхав такое благоухание, он осрамился. Там была начальница (обители) матушка Херувима, она взяла эти останки и куда их дела неизвестно, это знают только жители ст. Славянской. По-разному говорят. Но Господь об этом знает. Некоторые считают, что м. Херувима сделала это по своей воле, за что была наказана. Но и это нам неизвестно».

В другом письме от 26 января 1966 года эта же матушка Любовь написала: «Видела я, гр., матушку Митрофанию. Спросила за о. Илариона. Она мне кое-что рассказала про нёго. Главное, что её близкая знакомая жила при могилке старца Илариона и видела, когда вынимали его св. мощи. Старшая над ними матушка Херувима, вопреки завещанию старца «не трогать его останков» взяла их, и пришла в г. Новороссийск к знакомым, внезапно упала и вскоре скончалась. А где схоронила она святые мощи, никто точно не знает (Как жалко). Когда мы с ней начали говорить про архимандрита Петра (Шахматьева), она (не оправдывая его) говорит: «Надеемся на Его милость». Мне, грешной, она говорит: «Вы у Господа будете как исповедники, а мы…». Всех их жаль, а её особенно, за её глубокое   смирение». В то время м. Любовь была с нами единомысленная (т. е. с покойным о. Георгием), а теперь не знаю, ведь прошло с тех пор тридцать шесть лет. Архимандрит Пётр (Шахматьев) был тихоновец, в храме он не служил, а служил на дому. Мы с ним не сошлись из-за вопроса о патриархе Тихоне (Беллавине). А теперь о сведениях от других.

Матушка Авраамия (Голикова), по слухам узнавшая о старце Георгии (Макаровском), в начале 1960-х годов приехала из пос. Псемёна5  к о. Георгию в гор. Кропоткин, и, в присутствии пишущего эти строки, рассказывала про чудеса о. Илариона. Её мать жила  в восьми верстах6 от старца, по его молитвам она на себе испытала чудесное исцеление. Ещё м. Авраамия рассказала следующее:

Отец Иларион во время гонения на него проживал в «Тёмных буках». Он простудился и долго болел водянкой. Буковским сёстрам о. Иларион говорил, что, благодаря молитвы Иисусовой, Господь поддерживает его и облегчает ему болезнь.

Матушка Херувима7   взяла его к себе в келью и ухаживала за ним до самой кончины его, последовавшей 1-го  марта 1916 года (14-го по старому стилю).

 

«Через год по кончине о. Илариона матушка Руфа поехала на его могилку. При ней над могилкой о. Илариона построили часовню, хотя при своей жизни о. Иларион запрещал что-либо строить над его могилкой, кроме могильной плиты с надписью, так как он провидел гонение на него и по кончине».

 «Через год по кончине о. Илариона из Святейшего Синода был прислан епископ, чтобы удалить с часовни мощи его. Отец Иларион был похоронен под престолом. Когда была вскрыта могила, увидели тело о. Илариона нетленным и от св. мощей происходило чудное благоухание, наполнившее ароматом всю ту местность. Посрамленный этим чудом епископ приказал захоронить святые мощи под стенкой внутри часовни».

Со слов катакомбного иеромонаха Кирилла, (тихоновца), которым окормлялись Курджиновские монахини, о. Илариона перед кончиной причащал иеромонах Зосима8. Отец Иларион скончался исповедником, и, конечно же, он не мог причащаться таинств у еретика имяборца. Из этого можно заключить, что в вопросе об Имени Божием у иеромонаха Зосимы и у о. Илариона было единомыслие.

Из приведённых сведений получается разночтение. То м. Руфа приехала на могилку о. Илариона через пол года по кончине его; то приехала она через год. Получается неясность: когда именно приехал из Синода епископ? То ли через пол года, то ли через год по кончине старца. Притом, приехал епископ из Синода, или по повелению Синода епископ Кубанской епархии. Так же не ясно: матушка Херувима взяла нетленные мощи старца при открытии их по повелению епископа, или уже после перезахоронения. Конечно, такая неточность вполне объяснима. Эти сведения не письменные, а устные, передаваемые разными лицами. А при устных пересказах образуются неточности. Так произошло и в данном случае.

Не ясность была и в том: что появилось вперёд: могилка о. Илариона, или сначала часовня а в ней уже был захоронен старец. Неточность женской формулировки привела нас в тупик. Например, «Старец был похоронен под престолом». «Могилка о. Илариона была под часовней».

У нас, ревностных почитателей праведности старца Илариона, появилось непреодолимое желание выяснить все данные точно, и расставить точки по местам, чтобы для будущих потомков не оставалось никаких сомнений по этому вопросу.

Для этого, да и для того, чтобы воздать поклонение останкам глубоко почитаемого нами старца о. Илариона, мы, под Божиим вдохновением, образовали паломническую группу из семи человек с намерением, непременно отыскать место захоронения Кавказского пустынножителя, великого подвижника молитвы старца Илариона, автора душеполезной книги «На горах Кавказа».

К нам могут предъявить претензию: почему мы предприняли это намерение без благословения правящего архиерея Кубанской епархии митрополита Исидора?

Отвечаем. Митрополит Исидор осудил имяславие как ересь, книгу о. Илариона «На горах Кавказа» запретил к чтению в своей епархии. Еретическую же книгу английского протестантского писателя Фаррара, в которой больше ста ересей, и которую ещё дорогой батюшка о. Иоанн Кронштадтский в конце 19-го века осудил как душепагубную, митрополит Исидор благословил всем читать и в Епархиальном складе эта книга распродавалась. На наше беспокойство о том что книга Фаррара еретическая, Владыка не отреагировал. Поэтому мы считаем, что как мы не можем запретить митрополиту Исидору почитать автора еретической книги протестанта Фаррара и самую книгу его, так и он не должен нам запрещать почитать праведного о. Иоанна Кронштадтского, осудившего книгу Фаррара, почитать душеспасительную книгу «На горах Кавказа» и её автора схимонаха Илариона как исповедника и защитника истинного православия. Это дело сугубо нашей личной веры. А на Страшном Суде Сам Господь рассудит, кто был прав: имяславцы, или имяборцы.

 

1 А.А.Павловский. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам

Российской империи и Афону. Нижний Новгород, 1907. Ч. 1. Обители Российской империи. С. 633;.Л.И.

Денисов. Православные монастыри Российской империи. М. 1908. С. 343.

2 1 и 2 издания вышли в г. Баталпашинске. Здесь автор ошибается. Вел. Кн. Елизавета Фёдоровна лишь финансировала 2-е издание, а не издавала его в Марфо-Мариинской обители, как пишет автор. 3-е издание выпустила Киево-Печерская лавра с разрешения автора книги.  («Апология веры во Имя Божие…» иеросхим. Антония Булатовича. Стр. 3). –Историю издания кн. «На горах Кавказа» см. «Свете тихий». М. 1996. Стр. 459. (Составитель).

 

3 История Афонской смуты. Пг. 1917. С. XXII

4 Жизнеописание старца иеросхимонаха Стефана (Игнатенко). Сост. Г.П. Чиняковой. М., «Новая книга», 1996. С. 134-135.. В монастыре Тёмные Буки полагала начало праведница наших дней схимонахиня Сергия (Клименко, 1901-1904), похороненная в Пюхтицком монастыре

5 Курджиновского района, Ставропольского края

6 На таком расстоянии от пустыньки о. Илариона находится станица Гладковская

7 Впоследствии игумения образовавшейся при могилке о. Илариона женской общины

8 Это сказал нам с о. Георгием (Макаровским + 1964) иеромонах Кирилл при нашем посещении его в хуторе Абузы, Горячеключевского района, в начале 1960-х годов

Категория: Имяславие 3 том | Добавил: borschks
Просмотров: 309 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar