Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 3 том |
2016-04-10, 7:41 PM | |
Глава 20
1-я паломническая экспедиция в поисках могилки о. Илариона
Состав нашей паломнической группы 7 человек: (число символичное - случайно, а может быть промыслом Божиим): протоиерей Константин Борщ, иерей Роман, майор запаса Савостин Георгий Васильевич, Матузков Андрей Александрович, Касьянов Николай Иванович, казак Колтович Андрей Александрович, Гайдуков Евгений Михайлович. 1 и 2 июля 2002 года испросивши благословения у Господа и Пресвятой Богородицы, состоялась наша первая паломническая экспедиция. Мы не знали ни места расположения урочища «Тёмные буки», ни тем более места пустыньки о. Илариона и места его захоронения. Но, как говорится: «Язык до Киева доведёт». Господь посылал нам последовательно людей, которые указывали нам путь в «Тёмные буки». А когда мы блуждали, не зная куда идти, Господь направил к нам лесника, хозяина участка, который провёл нас к назначенному месту. Но это потом. А сейчас по порядку. Сначала в посёлке «Горном» Крымского района мы побывали у источника преподобного Феодосия Кавказского, сподвижника старца схимонаха Илариона. Напились водички с источника, приложились в часовне к святыне и за молитвы о. Феодосия отправились в поисках урочища «Тёмные буки», которое по некоторым данным находится на расстоянии 8-10 километров от источника о. Феодосия. Но кто нас туда проведёт? У кого не спросим, как туда дойти, никто не говорит, все направляют нас к настоятелю иеромонаху Филарету. Без его благословения никто не решается рассказывать, как можно найти могилку о. Илариона. А если кто чуть-чуть и скажет, то просит не выдавать его о. Филарету. Оказывается, митрополит Исидор приказал о. Филарету никому не указывать место могилки исповедника, блаженного Илариона Кавказского, который подвизался 25 лет на Старом Афоне, вместе с о. Феодосием, и 25 лет в пустынях Кавказа. Запрещено, потому что о. Иларион обличал имяборческую ересь, официально принятую Святейшим Синодом в 1913 году и закреплённую за Российской Церковью. Но и не надо! Господь указал нам станицу[1], (Станица эта называется «Молдованская») откуда мы должны взять направление в «Тёмные буки». В лесу нам попался пчеловод, который сказал, что мы пошли не в том направлении, и направил нас на нужную дорогу. Когда мы взяли правильное направление и вышли на поляну, усеянную лесным разноцветьем, навстречу ехал трактор. Мы его остановили и стали расспрашивать у тракториста как можно найти урочище «Тёмные буки». Тракторист сказал: «подождите здесь, скоро должен ехать лесовоз, водитель которого укажет вам точно место «Тёмных буков» и могилки у разваленной часовни, а я точно не могу вам сказать, так как был там больше пяти лет назад и уже забыл то место». Но, экономя время, мы не стали ожидать лесовоза и поехали дальше, к той поляне, которую указал нам тракторист, с которой мы должны были входить в горы и в лес. Наконец, мы въехали на большую поляну. В углу этой поляны поставили свою машину и вошли в горный лес. Идём вверх над речкой. Но странно было бы найти нам искомое там, где мы никогда не бывали. И, конечно же, мы пошли совсем в противоположную сторону, так как остановились не с той стороны поляны. Наша группа разделилась: молодые и более крепкие, пошли быстрей, а слабые скоро утомились и остановились в ожидании результата от передних. Беспокоили назойливые комары, от которых мы не успевали отмахиваться. Начал накрапывать дождь. Не дождавшись разведчиков мы поспешили убежать от ливневого дождя, спуститься на поляну к своей машине. А большая часть членов нашей группы пошла дальше на такое расстояние, что мы окликая их, не слышали ответа. Нас настиг сильный дождь с градом у самой машины. Вскоре с другой стороны прибежали измокшие под дождём и градом остальные члены нашей группы. Хотя они забрели и не туда, зато встретили там лесовоза, и водитель сказал им, что в горы и в лес надо было входить с другой стороны поляны, он дал приблизительное направление, куда нам должно идти. С буксованием колёс по грязи мы доехали к другому берегу сенокосной поляны и остановились. Перед нами раскинулась красивая панорама гор и лесов, среди которых виднелась покрытая дымкой лощина, по которой нам предстояло идти. Конечно, эту лощину хорошо было видно лишь с поляны, а когда мы окунулись в лес, то уже не видно было никакой лощины, и мы шли наугад. Оставили свою машину и с грузом двинулись в горный лес. А груз у нас был таков: железный могильный крест, песок, цемент, лопата, провизия и проч. Мы были промокшие под дождём, и шли сначала по измокшим высоким ароматным зарослям поляны, а затем вошли в лес. Мы полной грудью вдыхали благоухающий аромат с цветов поляны и горного леса. Дождь хотя и прекратился, но одежда на нас была мокрая и в нашей обуви хлюпала вода. Вся растительность освежала нас дождевой влагой. Мы с восхищением вдыхали удовлетворяющий нас аромат, восхищались очаровательным пейзажем гор и лесов. Красота и аромат природы придавали нам силу и бодрость. Когда мы по мостику из бревна перешли речку и прошли по зарослям кустов и бурьяна в рост человека некоторое расстояние над речкой, то увидели просеку поднимающуюся от речки в гору, и решили по ней подниматься в гору. Более крепкие из нас также шли вперёди быстрее. Слабые отстали и совсем остановились, чтобы не разбрелись по разным направлениям и не затерялись друг от друга. Передние пошли на разведку. А нас трое остались ожидать результат. Прошло полтора часа. Мы усомнились, что долго их нет, а день клонился к вечеру. Если мы задержимся до темноты, то, как будем по тёмному возвращаться по лесным зарослям к своей машине? И решили сами подниматься в гору. Сколько могли, шли. Затем свернули в лес и начали окликать вперёди ушедших. Кричали во всё горло. Но «ни гласа, ни послушания»… Идём дальше, чтобы слышнее нас было. Наконец слышим глухой ответ. Мы приближались друг к другу и начали перекликаться. Наконец мы и встретились. Но разведчики не обрадовали нас, они не нашли в лесу могилку и крестов. Да и как можно было найти в горах, в глухом лесу, без проводника, где нет никаких указателей?.. Собрались все вместе и с тем же грузом побрели обратно на ночлег к своей машине. Было нам, конечно, не легко с грузом проделать обратный путь по лесным зарослям и по поляне, по пояс заросшей разноцветьем. Но мы не унывали. Наша ревность и желание найти и поклониться останкам праведника о. Илариона утоляла усталость немощного тела. Раскинули костёр, стали сушиться. Слышим: «трах-трах-трах» - это через поляну по стерне прямо к нам движется трактор. Это тот самый тракторист: Голубничий Владимир Дмитриевич – лесник, который встречался нам раньше далеко от этого места, когда мы ещё ехали сюда. Он оказался добрым человеком и для нас поистине посланником Божиим, чтобы содействовать нам. Подошёл он к нам со словами: «Привет, православные! А я думаю, поеду посмотрю, а то направил вас, а сам думаю, нашли вы то место, или нет». Трактор ещё «трахкает», а наш Георгий Васильевич говорит: «Не ангела ли своего Господь послал нам»…Кто-то сказал: «На тракторе»… Действительно, этот человек мог показаться нам ангелом, потому что явился нам помочь в трудный момент. Мы раскинули ужин, и лесник перекусил вместе с нами. Затем он сказал, что утром пришлёт нам проводника, а если проводника не найдёт, то расспросит место могилки и сам приедет нас провести к ней. Обсушивши одежду у костра и прочитав молитвы на сон грядущим под открытым небом, на благоухающей поляне, мы уснули. Утром, восстав от сна и читая молитвы, слышим опять «трах, трах, трах» - это едет сам Владимир лесник. Только уже не через поляну, а с другой стороны с горы по просеки. Вдруг, трактор затих. Мы подумали, наверное, закончилась солярка. Через непродолжительное время со стороны горного леса, где заглох трактор, прямо перед нами появляется вчерашний лесник-тракторист Владимир. Он прибыл к нам для того, чтобы исполнить вчерашнее обещание и провести нас к могилке. Подкрепившись завтраком и снова загрузившись, мы пошли за нашим благодетелем-проводником. На этот раз он оставил свой трактор-вездеход по ту сторону речки. Поэтому, перейдя речку и пройдя вверх до трактора, я сел на него рядом с водителем, а двое с грузом примостились за кабиной, и мы поехали по просеке в гору, а прочие шли пешком. Наконец, свернули в урочище «Тёмные буки». Проехали, сколько было возможно, а от трактора 200 метров прошли пешком. Мы увидели следующую картину данного места, именуемого «Пустынькой отца Илариона».
На полянке, уже обросшей редкими деревьями, видны следы бывшей часовни. Да, раньше была здесь сооружена из горного камня часовня. Теперь, по периметру бывшей часовни гребнем лежат каменные руины. Внутри бывшей часовни в горнем месте выросли два дерева: ясень и граб, а в бывшей полянке вокруг часовни выросли ещё несколько деревьев. Этим деревьям примерно 40-50 лет. Сам лес уже не похож на «Тёмные буки». По рассказу лесника, в начале 20-го века буки были в два обхвата толщиной, которым было по 200-300 лет. Тогда действительно в буках было темно, не было просвета в макушках деревьев. А теперешним деревьям, среди которых буки, дуб ясень, граб, карагач не более как по 50-70 лет. И среди макушек деревьев просветы, поэтому в теперешнем урочище «Тёмные буки», не темно, а просто как в лесу. Когда повеет ветерком, слышится аромат горных цветов и растений. Вообще место благодатное. Когда в посёлке Горном мы у старушки расспрашивали про это место, то она не могла скрыть того, чего ощущала: «Ой, какая там благодать на могилке!» Снаружи часовни перед горней (восточной) стеной выложена из горного камня низенькая в сантиметров двадцать оградка, внутри которой могилка, состоящая из трёх фрагментов бывшей бетонной могильной плиты, кем-то разбитой; остальных частей не было. Впереди стояло полено сгнившего дубового креста. Справа на расстоянии 4-х метров стоит массивный дубовый крест с одной перекладиной, хорошо сохранившийся, но холмика могилы нет. А ещё чуть справа от этого креста маленький холмик – могилка без креста. По словам лесника, это место до 1985 года было ухоженое. Значит, приходили сюда почитатели этого святого места. Мы отслужили панихиду о усопшем схимонахе Иларионе, «и иже с ним захороненных». Судя по тому, что вокруг первой могилки была выложена каменная, хотя и совсем низенькая, оградка мы предположили, что это и есть первоначальное место захоронения о. Илариона. В этот второй день нашего паломничества 2-го июля мы с Божией помощью успели облагообразить сие место. Очистили вокруг слой сухого листа. Вырубили молодняк-кустарник. Забетонировали привезённый нами железный крест на могилке предпологаемого, первоначального места захоронения о. Илариона и на цементном растворе написали: «Здесь похоронен схимонах Иларион. Упокой, Господи, душу раба Твоего!». Выложили из камня холмик. Отслужили панихиду и, попрощавшись с о. Иларионом отправились в обратный путь. Остаток от сгнившего дубового креста и земли с этой могилки мы взяли с собой с надеждой, что это могилка о. Илариона, - ведь можно было подумать, что первоначально о. Иларион был похоронен внутри будущей часовни, а через год по приказу епископа имяборца перезахоронен снаружи перед часовней. Уходя с пустыньки мы планировали совершить сюда второе паломничество, для того чтобы добиться окончательных результатов для истории.
Глава 21
2-я паломническая экспедиция в «Тёмные Буки»
8-10 июля состоялось второе наше паломничество, в том же составе группы, за исключением Колтовича, который не мог быть никем подменён по работе, с намерением, точно установить место захоронения о. Илариона. Мы сообщили леснику о дне нашего визита и приехали прямо к нему в станицу Гладковскую. Он занят был по службе и послал проводить нас к могилкам своего сына Ивана и зятя Сергея, которые с трактором проводили нас по новому маршруту до предместья могилок. Итак, с прежнего нашего суждения мы были убеждены в том, что могилка в оградке, на которой прошлый раз мы установили крест, является самым первым местом захоронения о. Илариона, потому что мы не приняли, буквально, выражение, что о. Иларион был похоронен «под часовней». Ведь и выражения: «под городом», «под деревней», «под горой», «под стеной» надо понимать относительно, а не буквально. К этому предположению нас убеждало то, что вторая могила хотя и не имела холмика или плиты, но зато на ней сохранился крест, значит именно эта могила была ухоженая, а земля могла просесть и холмик исчезнуть. И по той версии, что останки о. Илариона по приказанию епископа имяборца были перезахоронены дальше, мы предположили, что место с крестом это и есть могилка о. Илариона. Поэтому, желая добыть точные сведения для будущих потомков, мы решили произвести обследование на наличие останков у креста. Ночь под 9-е июля мы разделили на всех, для неусыпаемой молитвы. Каждый член нашей группы в своё дежурство тянул чёточки. Первую: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных»; вторую: «Владычице наша Пресвятая Богородице Дево, спаси нас грешных»; третью: «Упокой, Господи, душу раба Твоего схимонаха Илариона». Также читали: «Святые царственные мученики Николае, Александра со чады вашими, молите Бога о нас грешных»; «Преподобне отче Феодосие Кавказский, моли Бога о нас грешных». Переночевав в лесу под 9-е июля, я проснулся а в ушах звучит мелодичное пение: «Радуйся Невесто Неневестная» - припев икоса из акафиста Благовещению Пресвятой Богородице. И в тот же день нас посетила благая весть – мы обрели св. мощи о. Илариона. В 4 часа 30 минут в открытой лесной природе над могилкой у дубового креста я читал утренние молитвы, и во время молитвы у меня было духовное ощущение близости около меня о. Илариона, он как бы духовно предстоял вблизи передо мною. И мы с Божиим благословением приступили к раскопке могилы у дубового креста. Когда докопались до останков, дальнейшую раскопку прекратили ибо кто может нас убедить в том, что это останки именно о. Илариона? Тогда нам пришла мысль: если из места первого захоронения что перед горней стеной снаружи часовни останки старца Илариона были перезахоронены, значит, прежняя первая могила у часовни должна быть пустая. И мы решили убедиться в этом раскопкой предполагаемого «первого» места захоронения. Когда начали раскапывать, к нашему удивлению обнаружилось, что раньше могила была кем-то уже раскопана. Могильная плита, которая почитателями была положена сверху могилы, была разбита на части и при обратной засыпке ямы в неё были сброшены на разных уровнях три самых больших фрагмента могильной плиты. Так что при нашей раскопке могилы их по одному пришлось поднимать наверх сразу трём человекам и с большим трудом. По словам лесника, грабители-гробокопатели и в лесах раскапывали могилки. Мы были очень удивлены, когда и в этой могиле обнаружились останки захоронения. Но чьи они? Мы очень обрадовались, когда стали обнаруживаться монашеские принадлежности. Например: фрагменты кожаного пояса с пряжкой, нижняя часть ручного креста из дерева, т. е. ручка креста с рисунком; затем обнаружился деревянный резной крестик от анолава, из двух фрагментов, без правого крылышка. А когда обнаружились в несколько слоёв остатки разноцветных тканей это навело нас на такую мысль: схимник хоронится в тёмном монашеском одеянии, а что же это за ткань: розовая, фиолетовая, зелёная, чёрная? И появилось мнение, что вряд ли это останки схимонаха Илариона. Но чьи же? Вдруг, мы обнаружили на паре ниже локтевых костей надетый на руку иерейский цветной поручень с нашитым крестом. В одной оконечности этих парных костей, что с поручем, до сих пор не истлевший участок плоти. На костях другой руки порученя не оказалось, возможно он истлел или взят гробокопателями. Обнаружив поручь священнослужителя на его руке, мы, с одной стороны, приуныли. Ибо теперь уже определённо ясно, что это захоронение не о. Илариона. Но чьё же? И где тогда о. Иларион? Ведь получается, что если верна версия, что м. Херувима увезла останки старца в Новороссийск, то где же тогда была первоначальная его могилка? Наконец, кто же этот иеромонах, который был захоронен в этой могиле впереди горней стены часовни? Выходит, что и первую могилку мы раскапывали неудачно. Теперь нам стало ясно, что две передние могилки не содержат останков старца Илариона. Но после мы убедимся, что всё это сделано нами не напрасно, но по воле промысла Божия. И вот почему. Из имеющихся у нас данных нам известно, что перед кончиной о. Илариона его причащал иеромонах Зосима. Вполне возможно, что после кончины о. Илариона на этом месте, перед часовней, мог быть захоронен и этот иеромонах Зосима. И его могилка была раньше ухоженая, так как вокруг неё была выложена каменная оградка, а на могиле была сооружена бетонная плита, которую грабители не имея возможности сдвинуть разбили её на части. Поэтому, с другой стороны, обретение мощей иеромонаха было для нас и радостным. Захороненный иеромонах был, очевидно, маленького росточка, так как и череп его был сравнительно малорослого человека. Первую могилу (что у дубового креста) мы раскапывали также не напрасно, ибо если бы мы её не раскопали, то, раскопавши могилу иеромонаха и убедившись, что в ней останки не о. Илариона, мы могли бы подумать, что останки о. Илариона именно в той могиле что у дубового креста и всё равно приступили бы к её раскопке. Когда утром 9-го июля в пять часов тридцать минут, после утренних молитв с Божиим благословением мы приступили к раскопке могилы что у креста и уже достигли до останков, мы послали двух членов нашей группы купить в г. Крымске или в Новороссийске и привезти два дубовых гроба и один крест. Нам представилось следующее: если при раскопке могилы у часовни не окажется останков, значит это место первого захоронения о. Илариона, а раскапываемая могила у дубового креста, в которой обрелись останки это место второго захоронения старца Илариона. И тогда мы выкопаем большую могилу, сложим останки в привезённый гроб и захороним их. А если в могиле у часовни тоже обретутся останки, значит именно они останки о. Илариона, а останки у дубового креста останутся для нас неизвестными, и тогда, и те и другие останки мы захороним в гробах. Если же в могиле у часовни останков не окажется, тогда один гроб увезём домой. А останки у дубового креста будем почитать за останки о. Илариона. Но Господь сотворил явное чудо. Он не допустил чужие останки почитать за истинные останки о. Илариона и привёл нас к истинным останкам его. Иеромонах, похороненный впереди часовни, оказался достойным того, чтобы на его могилке мы установили крест, и воля Божия была в том, что мы узнали могилку иеромонаха Зосимы, и теперь будем поминать его в наших грешных молитвах. Надпись на цементном растворе сделанную при установке креста в первое наше паломничество, о том что там схимонах Иларион, мы стёрли Дубовых гробов наши не нашли и привезли два гроба из мягкого дерева, и два покрывала для покойников. Первую могилу с неизвестными останками мы закопали, сделали на ней холмик. Останки же иеромонаха сложили на плёнку в гробе, накрыли покрывалом и обернули их со всех сторон плёнкой, забили крышку гроба, засыпали землёй, собрали из всех фрагментов разбитой разбойниками могильной плиты гробницу, а железный крест мы забетонировали ещё в первый приезд на могилки, т. е. 2-го июля 2002 года. И отслужили панихиду. Лишь после этого пришла мысль снова перечитать, уже здесь в лесу, все имеющиеся у нас версии о месте захоронения и перезахоронения останков о. Илариона. И оказалось, что мы по безпамятству своему ошиблись. Но ошибка эта послужила на пользу дела. Сам Господь нами управлял. Суть дела, оказывается, такова. После кончины старца Илариона вокруг его могилки образовалась пустынька. Была построена часовня, в которой совершались службы. Службы в часовне, как видно, совершал тот самый иеромонах Зосима, который причащал о. Илариона перед его кончиной, а впоследствии и сам сподобился захоронения у горней стены снаружи часовни, останки которого мы обрели. Останки же о. Илариона после образования часовни действительно находились под престолом. Значит вера в о. Илариона у монахинь этой пустыньки была как в святого угодника Божия. Такова же вера, и у нас грешных. Что же теперь остаётся нам делать? Копать внутри часовни? Но где, и как? Горный камень запрессовался по всей внутренней площади часовни, а у нас нет ломика, только три лопаты. С трудом пришлось выдалбывать безформенные каменные глыбы, для того чтобы начать раскопку предполагаемой могилы. Сказано, что останки старца Илариона перезахоронены у стены внутри часовни. Но у какой стены: северной, или южной? Предчувствие подсказало мне, что надо копать у южной стены. И это предчувствие, было от Господа. Раскопку начали делать у южной стены и на таком именно расстоянии от западной и восточной стен часовни, что она совпала с местом захоронения. Самим Богом указано нам точное место захоронения. И копая, мы вышли как раз на захоронение. Обрели небольшой ящик с останками. Таким образом версия о перезахоронении останков из под престола к стене часовни, вполне подтвердилась. У нас уже не оставалось сомнения в том, что эти останки именно о. Илариона. Мы очень обрадовались обретению его мощей и возблагодарили Господа. Одна только версия не подтвердилась, о том, что матушка Херувима увезла останки в Новороссийск и неизвестно где их схоронила. Если это так, то чьи же тогда обретённые нами останки, и не во гробе, а в маленьком ящике? Крышка ящика совсем сгнила, её и признаков не было. А могло быть её не было изначала. Южная, восточная и западная стенки ящика, которые из-за каменного холма разваленных стен часовни меньше подвергались дождевой влаге, хотя и прогнили, но, всё-таки сохранились - несколько кусочков от ящика мы взяли с собой. А северная (левая) стенка ящика, подвергавшаяся большему влиянию влаги, совершенно сгнила, срастворившись с землёй. Размер ящика был не больше 40 на 60 см. Такую ношу вполне можно было принести из Новороссийска и захоронить в этом месте. Если версия о перенесении останков о. Илариона в Новороссийск была реальна, то, внезапно умиравшая матушка Херувима могла приказать бывшим при ней почитателям о. Илариона, чтобы они захоронили мощи старца Илариона на прежнем месте у стены часовни. И они, убоявшись наказания Божия, могли это сделать беспрекословно. А если версия о монахине Херувиме неправдоподобная, то в ящике могли быть перезахоронены останки старца из места под престолом к южной стене часовни повелением епископа, приехавшего выбросить их вообще из часовни, но, увидевши чудо от святых мощей: нетление и благоухание не посмел удалять их, и разрешил схоронить у стены внутри часовни. Мы тщательно проверили: не были ли увезены нетленные рука и сердце? Нижние локтевые парные кости обеих рук оказались на месте. Впрочем, у руки есть многие части. Могли взять и увезти не все останки, а лишь нетленные кисть правой руки и мироточивое сердце. Кстати, делая раскопку останков, замечено было, что косточки кистей рук якобы не все. Неужели нетленные кисть правой руки и мироточивое сердце не были возвращены на место? Загадок много. Может быть, Бог даст со временем, все тайны останков старца Илариона откроются. Но как бы то ни было, а через нас грешных обретены святые останки о. Илариона, и у нас нет никакого сомнения в том, что эти останки именно его. На черепе были белые участки. Равно и на больших ручных и ножных костях также были белые участки. Наибольшая часть крупных и мелких костей были целые, не нарушены тлением. Все позвонки были сложены правильно. Есть предположение, что в момент первого обретения останков о. Илариона, через год после его кончины, тело его: рука, или кисть правой руки и сердце (а может быть и большие части тела) были нетленны. К такому предположению побуждает как правильное расположение всех позвонков, которые, при полном истлении тела в момент изъятия из гроба и перенесения их в ящик для перезахоронения вполне могли быть сложены как попало - так и обнаруженная именно в шейном отделе цепочка с нательным крестиком и медальоном. Значит цепочка с крестиком и медальоном была надета ещё не на истлевший шейный участок тела. Цепочка разделена от времени на несколько фрагментов. Стальной посеребрённый крестик, и серебряный медальончик с изображением на одной стороне Спасителя, а на другой Божией Матери с Богомладенцем связаны вместе цепочкой Для исторических сведений мы производили фото-видеосъёмки всех обретенных останков. Так что для будущих исследователей останков, имеются фотосъёмки и видеозапись, которые мы можем представить исследователям в любое время. Также имеются у нас часть останков старца Илариона, цепочка, крестик и медальончик. Мы выкопали большую могилу. Покропили гроб св. водой. Приложились к черепу старца. Внутри гроба сложили останки, забили крышку гроба. Весь гроб обернули плёнкой и опустили в могилу. На тонком слое земли поверх гроба сделали каменное покрытие и засыпали могилу. Из горного камня разрушенной часовни сделали холмик, получилась как бы гробница. Там же в лесу был сооружён и установлен в могилу старца временный деревянный крест. Впоследствии на могиле старца будет поставлена плита с надписью и монументальный крест. Затем, в очередной раз, отслужили панихиду о схимонахе Иларионе и иже с ним захороненных. Пустынька о. Илариона приобрела более-менее благообразный вид. Мы возблагодарили Господа за успех нашей миссии. Простились с усопшими. Испросили прощение за то что потревожили их останки. А также испросили святых молитв и благословения у старца Илариона, и отправились в обратный путь. Слава Богу за Его милость к нам грешным!
Руководитель паломнической группы
протоиерей Константин Борщ.14 июля 2002
Глава 22
Молитвословия местно чтимому исповеднику преподобному Илариону Кавказскому, автору душеспасительной книги «На горах Кавказа».
Тропарь, глас 4
Пустынный житель горняя мудрствуя, / непрестанно Имя Христово в сердце нося, / достиг единения сердечного с Господом / молитвою Иисусовою, / её же преподал еси учеником твоим, / любящим Иисуса Господа своего. / Тем же молим Тя преподобне Иларионе отче наш: / научи и нас непрестанной молитве сей, ею же спасемся; / и молися ко Господу о спасении душ наших.
Кондак, глас 6
Тщету мiра возненавидев, / Христа ради пустынножительство возлюбил еси, /сего ради в пустынях кавказских в3селился еси, / идеже множество учеников собрал еси, / научая умносердечной Иисусовой молитве, / исповедниче и молитвенниче отче Иларионе, / за Имя Господне подвизался еси до кончины твоея, и гонение претерпел еси от лжебратий твоих. / Тем же моли Христа Бога / соблюсти нам правую веру почитающим Тя и спастися душам нашим.
Молитва преподобному Илариону Кавказскому
О Пресладкий и Всещедрый Иисусе! С умилением и смиренно преклоняем к Тебе Господу Спасителю нашему колена душ и сердец наших и молим Твою Божественную благость: помилуй нас окаянных грешников, прости нам все безчисленные согрешения наши молитвами Пресвятой Богородицы, всех святых, и преподобного и Богоносного отца нашего Илариона Кавказского. О, великий угодниче Божий, блаженный Иларионе! И тебя, дерзновенный молитвенниче, молим всеусерднейше: святыми твоими молитвами у Престола Бога в Троице, за Имя Которого ты подвизался до самой блаженной кончины своей, да сохраниши нас слабых, унылых, нерадивых, немощных от роковой печати антихриста, и да соблюдеши нас в правом и спасительном веры исповедании. Ты, святый отче, с ревностью Илии подвизался за честь, славу и Божество Имени Божия, за него же и гонение претерпел еси от лжебратий и от людей века сего, иже хуля Имя Господне и убивая исповедников Его думают тем службу Богу приносят, и на Тя, и на всех исповедников славы и всемогущей силы Имени Иисус Христова воздвигли гонение страшное и небывалое; Которому Имени, по апостолу, всякое колено поклоняется небесных, земных и преисподних; которым Именем, по слову Самого Господа Искупителя нашего изгоняются бесы и все нечистое; исповеданием которого Имени, по святому Григорию Нисскому, благочестия возсиявает свет и просвещает всякого человека в мир грядущего; и якоже заповедует святой Иоанн Лествичник «бить супостатов врагов наших Именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия против демонов ни на небе, ни на земле»; ибо сие дражайшее Имя «Иисус» по слову златоуста Российского Святаго Димитрия Ростовскаго, было предуготовано в Предвечном Тройческом Совете на наше избавление, и явлением Своим «яко Солнце мир облиста, и аки миро благовонное вселенную облагоуха», потому и восклицает: «О, коль есть сладко Имя сие «Иисус» рабу и узнику в любовь Его плененну!». О, всечестный исповедниче отче Иларионе! В сию тяжкую годину искушения посланного на вселенную чтобы испытать живущих на Земле; в наше окаянное, плача достойное, время когда враг спасения рода человеческого всюду расставил свои коварные сети на уловление и погибель правоверных христиан; когда через слуг своих, мнимых пастырей, паче же волков хищных, он соблазняет хулить святейшее Имя Господне, дабы тем самым и верных лишить спасения – мы молим Тя, исповедниче Христов Иларионе: как ты сохранил до конца слово терпения и не отрёкся от Божества Имени Господня, так и нас, благоговейно чтущих святую память твою, сохрани в сию тяжкую годину от поклонения антихристу в имяборческой ереси сущему. Дабы святыми твоими молитвами сохраняя православную веру в чистоте, как здесь на Земле мы прославляем Имя Господне, так и по отшествии из земной жизни сподобились вместе с тобою и всеми святыми на небеси непрестанно славить и воспевать пречестное и великолепое Имя в Троице славимого Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Величание
Ублажаем тя, / преподобне отче Иларионе, / и чтим святую память твою, / наставниче мирских и монахов,/ и собеседниче Ангелов.
(Сии молитвословия составил многогрешный протоиерей Константин Борщ утром перед выездом в день второго нашего паломничества в поисках могилки старца Илариона 8 июля 2002 года. Во время их составления ощущалась небесная помощь и вдохновения от Господа, т. е. как будто бы они не составлялись а записывались под чью-то диктовку. И за молитвы старца Илариона наша поездка увенчалась успехом).
| |
Просмотров: 263 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |