Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 3 том |
2016-04-10, 8:10 PM | |
По поводу афонских событий было два предсказания о.Иоанна Кронштадтского, и оба они сбылись с буквальной точностью. Напутствуя перед отъездом на Афон своего послушника иеросхимонаха Антония (Булатовича) и благословляя его, о. Иоанн вручил ему свою книгу со словами: ”а это тебе в руководство”. И если бы не эта книга, то о. Антоний на Афоне остался бы в рядах монахов - имяборцев. Но книга о. Иоанна вразумила и пророчески послужила ему в руководство, спасла его от пагубной имяборческой ереси, и он перешёл в ряды монахов имяславцев, ревностно встал на защиту похуленной имяборцами чести и славы Имени Божия. Когда архиеп. Никон, начальник афонской карательной экспедиции, производил экзекуцию над монахами, отвергшими имяборческое лжеучение и стоявшими за родное церковное учение, ясно выраженное о. Иоанном Кронштадтским, и когда монахи исповедники пролили кровь свою за Имя Господне, то в точности исполнилось и второе пророчество о. Иоанна, написанное им в 1908 г. на Афон к своему духовному сыну о. Антонию (Булатовичу): ”Афонским инокам венцы мученические”. А третье, также, в точности исполнившееся пророчество о. Иоанна, относилось уже ко всей России и, в частности, к Царю-Батюшке Николаю второму :”Если Государь сохранит Православную веру, то царство Его утвердится до скончания века. А если Россия не сохранит Православие, то она не будет уже именоваться “Русью святою” а будет сбродом всяких иноверцев”. Царь, обманутый синодалами, допустил афонское избиение монахов за Имя Господне и за это принял на себя часть вины. Но он покаялся за это в присутствии афонских старцев-изгнанников во время аудиенции, данной им у Царя, когда они докладывали Государю об афонском избиении монахов имяславцев под руководством архиепископа Никона. И в своей вере во Имя Божие Царь выразил свою солидарность с имяславцами, с о.Иоанном Кронштадтским, с о. Иларионом Кавказским, но уже ничего, или мало мог сделать, кроме покровительства имяславцам, так как маховик имяборческого злодеяния уже был запущен и раскручивался полным ходом, и не было уже возможности остановить его, имяборчество официально было закреплено в Российской Церкви через Послание Святейшего Синода, как церковное учение; мало того, под воздействием двух, масонски настроенных членов Российского Синода, архиепископов Никона и Антония оно было подхвачено двумя Вселенскими Константинопольскими Патриархами и официально принято греческой церковью. Таким образом, пламя имяборческой ереси разрослось не только на Российскую, но и на Греческую церковь православную. Вскоре после этого Россия воистину стала сбродом всяких иноверцев... Об отступлении Российского духовенства от чистоты Православия пророчествовали, также, преподобный Серафим Саровский и старец Глинской пустыни Порфирий, о которых пророчествах, духовными писателями и деятелями церковными, высшими кругами церковными, почему-то тщательно замалчивается, очевидно, по той причине, чтобы не дать пищу для сектантских нападений на Православие. Конечно, грех невольного, несознательного участия в пролитии на Афоне в 1913 году мученической крови за Имя Господне монахов Царь искупил своей мученической кончиной. Но “тайна беззакония” совершённая на престоле Российской и греческой Церквах, по св. Григорию Нисскому заключающаяся в похулении Имён Божиих Отца и Сына и Святаго Духа, до сих пор официально не раскрыта, имяборческая ересь официально не изобличёна и не опровергнута. Похуленное с высоты престолов этих двух Церквей-сестёр Имя Божие официально не прославлено, и за этот тягчайший грех похуления Имени Божия до сих пор не принесено общецерковное покаяние. По этой причине, после 1913 года происходит в мире страшное всемирное “отступление” и гибель мира совершается на наших глазах... И так, не имяборцам же предсказал в 1908 году о. Иоанн Кронштадтский венцы мученические, которых никто на Афоне не избивал и не мучил, но монахам имяславцам, которых избивали под командованием архиеп. Никона, в результате которого побоища, до десяти монахов было убито насмерть, а больше сорока ранены, и все исповедники Имени Господня были насильно изгнаны из Афона в Россию, где были поруганы, осмеяны, заключены в тюрьмы, но, благодаря вмешательству в это дело Царя, они были освобождены, а Святейшим Синодом и Патриархами официально до сих пор не оправданы. Так вот, чтобы заранее иметь основание для афонского погрома и для репрессий против монахов-исповедников и книги “На Горах Кавказа” раскрывшей прелесть диаволопоклонства афонских начальников, сами оказавшиеся в ереси, они изобрели и приписали ересь защитникам славы Имени Господня. Прелесть, в которую впали афонские начальники, послужила главной причиной возникновения имяборческой ереси на Афоне и амбициозного восстания имяборцев против исповедников. Для того чтобы в своей нечестивой борьбе против Имени Божия иметь за своей спиной такой великий авторитет Православия как светильник Церкви и всемирный чудотворец о. Иоанн Кронштадтский, докладчик архиеп. Антоний святое чисто православное учение его интерпретирует на свой лад, как ему хочется, влагает в уста о. Иоанна чуждый ему смысл в его учении об Имени Божием, с целью приписать этого праведника на свою имяборческую сторону и, используя лукаво его авторит, оправдать ложь имяборчества. В сущности, все три докладчика, извращая учение о. Иоанна об Имени Божием, стараются подогнать его под свою фразеологию, под свой рационализм, под имяборческий вкус, и этим самым, они отреклись от Православного учения, и столпа Православия низвели в имяборцы... Если бы праведность о. Иоанна не была известна всему миру, они давно низвели бы его в еретики, приписали ему ересь “имябожничества”. Но сделать это им не удавалось, православный народ верил в его святость, любил его как доброго пастыря, и побил бы их камнями за попытку похулить имя этого великого Праведника, отца Иоанна. Поэтому им оставалось одно: перетолковать его учение и уже после кончины его назвать о. Иоанна своим сторонником. Как же хитёр сатана! Сколько необходимо духовной мудрости и рассудительности, чтобы избежать коварных сетей еретических! Необходимо не Истину мерить высокими духовными санами, а истинность авторитетов и духовных санов проверять Истиной. И никому слепо нельзя доверяться. Если даже ангел с неба сойдёт и будет хулить Имя Божие, подтверждая своё учение своим высоким саном, учёностью и авторитетом, то и ему да будет анафема! - Так повелевает апостол Павел. А о земных то ангелах... и говорить нечего. Сколько раз за всю историю Церкви Христовой “земные ангелы” - епископы, и даже патриархи, пытались ввергнуть св. Церковь в пучину ересей! Но Дух Святой, действовавший через святых отцов-исповедников, на Святых Вселенских Соборах отвергал их лжеучение, отлучал их от тела церковного, предавал их анафеме. Но теперь, в наши последние опасные времена, пожалуй, уже не быть Святым Вселенским Соборам. Поэтому, нынешние земные ангелы-епископы творят, что хотят, вопреки духу и учению Святой Церкви проповедуют противное ей собственное учение, прямо-противоположное учению Святых Отцов. Не боясь анафем, своё лжеучение провозглашают за истинное учение Православной Церкви. И в своём омрачении дофилософствовались об Имени Божием уже до того, что впору уже отсекать от Церкви святых отцов, которые не так учили, как стали учить нынешние архиереи имяборцы... В оные времена святители Христовы заботились о сохранении Православия во всей чистоте. Издавали правила о несообщении с еретиками. Установили перегородки между православными и неправославными христианскими конфессиями. А нынешние архиереи-реформаторы выдвинули девиз: «Наши перегородки до Бога нас не возводят» и стремятся упразднить эти перегородки и соединить все христианские конфессии в один общий сброд. К чему и ведёт совремённая экуменическая ересь земных “ангелов”, архиереев экуменистов, которых св. Иоанн Кронштадтский ещё в те времена называл “архиерейчиками”... На с. 872 докладчик приписывает о. Илариону и о. Антонию ересь, страшнее ереси Ария и Евномия. Повторенное вслед за о. Иоанном Кронштадтским и за святыми отцами Церкви учение о том, что Имя Божие и Имя Господа “Иисус” есть Бог, называет бредом сумасшедших. “Действительно, - говорит докладчик, - можно ли, не отказавшись от христианства и от разума, повторять их нелепое утверждение о том, что, будто Имя Иисус есть Бог... смешивать имя с Самим Богом не есть ли то верх безумия? Была ли когда-нибудь ересь, дошедшая до таких безумных выводов?” (с. 873). А каких выводов? – Здесь явное опровержение докладчиком слов св. Симеона Богослова о том, что «Иисус» - есть Свет, и есть Сам Бог; опровергает слова св. Иоанна Кронштадтского, что «Имя Господа есть Сам Господь Дух везде сый и вся исполняяй», что «Имя Иисус Христос есть Сам Иисус Христос с душею, телом и Божеством» и т. д. Опровергает учение о Божестве Имени Божия и других святых отцов. Он говорит: “Что есть Бог? Бог есть Дух... единый по Существу но троичный в Лицах. Значит, и имя Иисус есть не слово, не имя, а Дух вездесущий, благий, троичный в Лицах? Кто, кроме лишённых разума может повторять такую нелепость?...” Но несуразица и нелепость именно в словах докладчика. Слово и Имя он представляет себе лишь в материальном, вещественном плане. Но тогда и Слово, которое стало плотию нужно представлять себе лишь в материальном виде… Докладчик противоречит словам Самого Господа, который говорит, что слова, которые Он говорил ученикам, есть дух и жизнь. Слово Божие исходящее из уст Божиих есть дух и жизнь, но вместе не перестаёт быть и словом. И То Слово, которое было в начале у Бога, воплотившись не перестало быть Словом, не перестало быть Существом духовным. В 3-й паремии на Вознесение Господне говорится: «Имя Его едино окружающее всю землю и пустыню». Разве это не говорит о вездесущии Имени Божия? Как Бог вездесущий есть духовное Существо, так и то что в Боге есть духовное, Имя Божие в Боге, и Бог в Имени Своем, и никто не имеет права говорить, что Бог вездесущий без Своего Имени, что Бог вездесущий, а Имя Божие не вездесущее, но заключено только на бумаге в буквах… Так именно интерпретирует Имя Божие лидер имяборчества архиепископ Антоний (Храповицкий) уподобляясь дошкольному мальчишке или умственно не полноценному человеку. Неужели докладчик и Слово Божие, Которое вначале было у Бога, и стало плотию понимает лишь только в плане буквальном, а не в духовном? Разве Бог-Слово не духовно? Ведь Бог-Слово Вторая Ипостась Троичного Божества, Сын Божий (а по воплощении и Сын Человеческий). Ведь после воплощения Слова Бог Сын не отделился от Отца, и момента Его воплощения Бог Троица не стал быть Бог Двоица, но как был вначале, так и всегда пребывает Троицей, как поётся и в церковном ирмосе: «Отча недра не оставль, и сошел еси на землю Христе Боже», и как читается священником перед Литургией: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». Разве по воплощении Своём Бог только во плоти, а не вместе и Дух есть? Да, Бог есть Дух вездесущий. И по воплощении Своём Он не перестал быть Духом в Его сокровенном и непостижимом Троичном Существе. Но и не только Бог в Существе Своем есть Дух. И свойства, и действия Божии также есть духовные, но они не особые от Него существа, а Его Божественная Энергия, которая есть Бог. Так св. Тихон Задонский учит: «Бог есть Дух, и что есть в Боге, - духовное есть, и есть Сам Бог» (Творения. Ч. 2. 1899. 257). Значит и Имена Божии, которые происходят от свойств и действий Бога есть духовные. А всё то что в Боге, есть духовное и есть Сам Бог. Но эту истину докладчик отвергает. Он не верит в духовность Имён Божиих. Блаженный Иероним учит: «А иногда это Имя «Иисус» значит Бог Слово» (Ч. 17. Киев. 1903. с. 315). И еще: «Спаситель говорит, что Дух Святый посылается от Отца в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сын» (Ч. 5. Киев. 1879. с. 446). После этого безумно думать, что Имя Бога есть лишь только буквы и звуки, а не духовное естество. Св. Афанасий Великий говорит: «Почему вы, обещавшиеся прежде исповедовать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество?» (Ч. 3. Изд. 2. Свято-Троицк. Лав. 1903. с. 352). Приведём ещё раз слова преподобного Симеона Нового Богослова. «Бог есть Свет и Свет безпредельный, и что в Боге – Свет есть… Также и то что от Бога – Свет есть… Христос, Иисус, Спаситель и Царь всего – Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многие Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным ещё большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и действительно производит то самое… Хотя и о нас говорится многое подобное (т. е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами) но о нас говорится как о людях, а о Нём как о Боге… Слова человеческие текучи и пусты, слово же Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный. Равным образом и истина Божия паче ума и слова человеческого – Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый» (Ч. 2. с. 108. см. 62 слово на греческом). И так, что же мы видим? Мы видим, что и Бог – Свет, и Имена Божии которые в Боге – Свет, а значит, не материальные, а духовные. Ибо всё, что в Боге – есть духовное, и есть Сам Бог по церковному определению и учению святых, нами уже приводимых. Наконец, куда же докладчик денет слова Самого Господа: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 63)? А разве Имя Божие лишено у докладчика достоинства Слова Божия? Архиереи имяборцы утверждают, что эти слова «дух и жизнь» не означают энергии Божества, потому что они написаны не с прописной буквы, но означают просто духовность слова Божия. А потому эти слова, называмые Господом «духом и жизнью» не есть Бог. Но св. Симеон Новый Богослов именно на этих словах обосновывает своё богословие о том, что Имена Божии не только именуют, но и действительно производят то самое; что слова, которые произносил Господь живые и действенные и есть Сам Бог. Не Ипостасное Слово имеет в виду святой Симеон, а именно те слова, которые произнёс Иисус Христос. Весьма характерен разнобой и несговорчивость между собой трех докладчиков. Каждый из них придумывает обвинения исповедникам Божества Имени Божия. Так, первый докладчик архиеп.Никон на протяжении всего своего доклада приписывал имяславцам лжеучение, по которому они, Имя Божие исповедуют Богом отвлечённо от Личности Бога, на основании которой выдумки, ему нетрудно было приписать имяславцам ересь имябожия. Второй докладчик архиеп. Антоний наоборот, приписывает имяславцам смешение Имени с Личностью Бога. Кто же из них прав в обвинении? - Да никто! потому что имяславцы и в том, и в другом обвинениях неповинны, и когда повторяют слова святых Отцов Церкви и учение самой Матери-Церкви что Имя Божие и Имя Иисуса есть Сам Бог, то под Именем разумеют не отдельное от Существа Божество, а ту Ипостась, которую именует определённое Имя, или просто Самого Бога. Разве можно иначе толковать учение св. Иоанна Кронштадтского и других учивших в точном согласии со святыми Отцами? Но по словам докладчика архиеп. Антония выходит, что православное учение святых отцов это ересь, горше Ариевой и Евномиевой, есть сумасбродство сумасшедших... Вот, под какое тяжкое обвинение подвёл докладчик Святых Отцов!.. Кем же, после этого, является архиепископ Антоний (Храповицкий)? Разве по своему убеждению, по своей ненависти к сладчайшему Имени Иисус Христову он не масон? Он - еретик имяборец! Он - анархист! Он - будущий раскольник, отделившийся от своей Матери-Церкви Российской, создавший заграничный раскол! Он, так и окончивший свою жизнь в расколе от Московского Патриархата, не примирился с своей Матерью-Церковью Российской, для которой принёс немало горя своим расколом... Всё, что он пишет о послушании и молитвенных правилах монашеских, которые будто бы по учению о. Илариона необязательны для делателей молитвы Иисусовой, даже для новичков в этом делании - это дутое пустословие, мыльный пузырь, клевета докладчика. Равно как и то, будто бы вопреки запрету своего духовника о.Иларион самовольно сделался пустынножителем Кавказских гор, удалившись в пустыню без благословения своего Ново-Афонского духовника о. Агафодора, всё это ложь и клевета. Об о. Иларионе можно прочитать в его биографии, в конце этой книги (см. по оглавлению). По ложным выводам докладчика якобы, на основании учения о. Илариона, проповедующего необязательность нравственности и подвигов самосовершенствования а только лишь механическое повторение молитвы Иисусовой, или просто ношение в сердце Имени Иисус, все его последователи стали хлыстами, или по крайней мере, приравнивает их к секте хлыстов, распространённой в разных регионах России, перечисляемых докладчиком. - Вот уж действительно клевета сатанинская! Голодной куме хлеб на уме. Но во-первых, в книге о. Илариона “На Горах Кавказа” нет подобного учения. Во-вторых, докладчик не признаёт, не видит подвижнического труда и подвига в самопонуждении к непрестанной молитве Иисусовой, в понуждении себя к непрестанной памяти Божией призыванием в сердце сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа. А в этом, пожалуй, и заключается высший подвиг монашеского делания, при соблюдении монашеского послушания и духовного руководства, то есть духовничества. При пострижении в монашеский чин постригаемому новоначальному иноку вручаются чётки, означающие глагол Божий и меч духовный, обязывающие монаха после пострига к непрестанной молитве Иисусовой. И этим духовным мечом - Именем Иисусовым (глаголом Божиим) отсекать, побеждать и посрамлять все козни врага спасения, диавола. Критикуя наставление о. Илариона докладчик говорит: “Только содержи в сердце Имя Иисус и больше ни о чём не заботься и спасёшься”, - наставляет старец о. Иларион». Так клевещет на старца Илариона докладчик. Клеветой докладчика мы называем его абсурдное стремление внушить читателю, будто бы о. Иларион учил, лишь непрестанно содержать в сердце Имя Иисус и больше ничего не делать... Поэтому мы и считаем, что докладчик просто клевещет на старца Илариона. Что касается самого “делания”, рекомендованного о. Иларионом, то есть непрестанного содержания в сердце Имени Иисусова, которое делание другими словами у святых отцов называется хранением непрестанной памяти Божией, то это наставление апостольское и святоотеческое, и заслуживает не порицания и хулы, а одобрения и похвалы. Ведь св. апостол Павел всем христианам заповедует: ”Непрестанно молитесь!” (1 Сол. 5, 17). Как видим, это делание является главным в христианских подвигах благочестия. Сам Господь сказал: ”Без Мене не можете творити ничесоже. А кто во Мне пребывает, и Я в нем, тот сотворит плод мног» (Ин.15,5). Ах, как были бы люди счастливы, если бы все носили, или содержали в своих сердцах Имя Иисус Христово, непрестанной молитвой Иисусовой!... Если бы докладчик непрестанно носил в своем сердце Имя Иисуса, он тоже был бы счастлив, и он не позволил бы себе такую хулу на подвижника молитвы схимонаха Илариона. Но, как видно, он чужд был непрестанно действующей, умно-сердечной молитвы Иисусовой, не познал всемогущей силы и сладости от непрестанно хранимого в сердце сладчайшего Имени Иисусова. Не освящённый непрестанно действующей в сердце молитвой, которой он был чужд, он приписывает о. Илариону выдуманное им лжеучение, а исповедников чистого Православия называет хлыстами. На с. 873 докладчик такое наплёл об Имени Иисус, что школьник третьего класса старинной школы имел об этом лучшие понятия, чем наш учёный докладчик. Он говорит, что Имя Господа Иисус наречёно Сыну Божию в Его человеческом естестве, по человеческому естеству, и означает человеческое естество и наречёно по вочеловечении Второго Лица Пресвятой Троицы. Но св. Иоанн Златоуст учит: ”Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был когда ещё не был зачат (во чреве Богоматери). Иисусом же был назван, потому что имел дело Спасителя” (Т. 2, Кн. 2. изд. 2. Спб. Дух. Акад. 1899. с. 876). А чтобы высокоумные имяборцы не суесловили что Имя Иисус выдумали и нарекли Иисусу люди, св. Златоуст говорит: «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Своё название творению» (Там же. с. 862. Беседа на Пс. 81). И ещё: «Для того и Имя (Иисус) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Сам Бог свыше посылает Имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это не просто было Имя, но сокровище безчисленных благ» (Его же. Беседы на Еванг. от Матфея. Ч. 1. Изд. 7. М. 1899. с. 62). Далее, этот же святой отец Церкви учит:”То же самое, что о “Христе”, - может быть сказано о “Сыне”, об “Иисусе”, о “Господе”, так как все эти имена суть общие и выражают собою оба естества” (Т.3. 814). Докладчик же учит, что Имя Иисус относится только к человеческому естеству Богочеловека. А св. Димитрий Ростовский учит, что Имя Иисус было предуготовано для нашего спасения в Предвечном Тройческом Совете (Четь-Минеи. 1 января. В слове на Обрезание Господне). Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Имя Иисус, братья богоубийц принимают за имя человека» (Толкование на Деяния 2, 32). А св. Григорий Нисский учит: «Кто Имя Сына придаёт твари, то да будет он причислен к идолослужителям» (Творен. Ч. 5. М. 1863. с. 488). - Вот суд докладчикам! Спрашивается: к кому же мы должны иметь больше доверия - святым учителям Церкви, или докладчикам-рационалистам? Последние скажут: «Мы, мол, учёные, мы академики, мы лучше знаем, чем Златоусты и прочие святые Отцы!” Вслух они этого конечно не могли сказать, но внутренне так и думали, потому что, отвергли учение святых Отцов. - Но разве Святые, учение которых мы приводим, не учёные? А в Духовных Академиях, которые издавали, тиражировали писания святых отцов - не было учёных? Разве в тех академиях были одни только неучёные мужики лапотники? Итак, учение докладчика архиеп Антония о человечности Имени Иисусова, подпадает под анафему 3-го Вселенского Собора гласящую так: “Те же, кои каждое естество Господа именуют отдельным именем, т. е. Иисусом - человеческое, а Христом - Божеское, - подпали под 4-ю анафему 3-го Вселенского Ефесского Собора, которая гласит: ”Кто выражения, находящиеся в писаниях Евангельских и Апостольских и сказанные о Христе либо священными писателями, либо Им Самим о Себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божия разумеваемому, а другие, как Богоприличные одному только Слову, Сущему от Бога Отца, тот да будет Анафема” (Православное догматическое богословие Митрополита Макария. Т. 2. изд. 1883. с. 84). Но, так как, имяборческое учение докладчиков отрицает Божество и Божественную силу Имени Божия, как действия Божия, то ему святыми отцами определёна вторая анафема, гласящая: “Тем, которые мудрствуют и говорят, что Имя Бог выражает только Существо Божественное и не исповедуют по Богодухновенному и церковному мудрованию святых, что Именем Бог обозначаются равным образом и Божественные действия, - анафема” (К. Никольский. Анафематствование. Изд. Спб. 1879. с.149). В приведённых нами святоотеческих Писаниях есть много ясных и чётких выражений о том, что Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа есть Сам Бог и Господь Иисус Христос. Но докладчик превращает, т. е. перетолковывает их на свой, якобы, богословский лад, и влагает в ясный их смысл совершенно иной, свой, чуждый святым отцам, но угодный докладчику, не православный смысл. Таким рационалистам, номиналистически настроенным толкователям, звучит Церковная Анафема, гласящая: “Не право изъясняющим богомудрые изречения святых учителей Церкви Божией и покушающимся перетолковывать и извращать смысл учения, ясно и определённо благодатию Святаго Духа изложенного, анафема. (Анафематствование в 1-ю неделю Великого Поста. К.Никольский. 1879 г. 7 ефесс. 3 – 9. с.8). Св. Иустин Философ и мученик учит, что и до Своего Воплощения Бог был Иисусом, что значит - Спасителем. Свят. Димитрий Ростовский, которого нельзя назвать неучёным, названный Златоустом Российским, учит:”...Сие Имя Спасительное Иисус, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавление, ныне же, аки безценный бисер во искупление рода человеческого... от сокровищ пренебесных принесено... Сие Имя аки солнце мир облиста... Аки миро благовонное вселенную облагоуха: Миро (рече) излияно Имя Твое... Безвестна бе сила Имени Иисусова в Совете Предвечном аки в сосуде сокрываема. А яко с небес на землю то Имя излияся, абие аки миро ароматно благоуханием благодати... исполни вселенную и всяк язык ныне исповедует, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Явлена сотворися Иисусова Имене Сила, ибо дивное то Имя Иисус, удиви Ангелов, обрадова человеков, устраши бесов, и беси бо веруют и трепещут, и от самого того Имене трясется ад, колеблется преисподняя, тьмы князь исчезает, падают истуканныя, прогоняется мрак идолобесия, благочестия же возсиявает свет, и просвещает всякого человека в мир грядущего. О сем Имени превеликом Иисусове всякое колено поклоняется небесных, и земных, и преисподних. Се Иисусово Имя есть оружие сильно на супостаты, якоже глаголет Святый Иоанн Лествичник: всегда Иисусовым Именем бий ратники, крепчайше бо сего оружия не обрящеши ни на небеси, ни на земли. Сие дражайшее Имя Иисус, о коль есть сладко сердцу, любящему Христа Иисуса. О коль вожделенно имущим Его. (значит имяборцы, хулители Имени Иисусова, не имеют в себе Господа, а потому и уничижают святейшее Имя Его, - Составитель.). Иисус бо есть весь желание, весь сладость. Сие пресвятое Имя Иисус, о коль любезно рабу и узнику Иисусову в любовь Его пленену... Облобызаем убо Тя любезно, о, сладчайшее Имя Иисусово! Поклоняемся усердно пресвятому Имени твоему. О, пресладкий и всещедрый Иисусе! хвалим превеликое Имя Твое, Иисусе Спасе... Услади сердце наше Самим Тобою, Иисусе, защити и огради нас всюду Именем Твоим, Иисусе. Знаменай и печатлей нас рабов Твоих тем Именем, Иисусе, да и в будущий век Твои обрящемся, и со Ангелы пречестное и великолепное Имя Твое, Иисусе, славити и воспевати будем во веки, аминь” (Кн. Жит. Свят. за Январь. 1-го дня.. изд. М. 1888. л. 3-5. Слово на Обрезание Господне). И так, по учению святых отцов Церкви, Имя “Иисус” Христово хранимо было втайне в Предвечном Тройческом Совете, так как, втайне была до времени и Троичность Лиц Божества. Но чем же Оно там являлось если не Богом? - простым человеческим словом и именем человеческим? Не несуразно ли, не грустно ли так сознавать! Но если Бог был Спасителем и в Ветхом Завете, как учат святые отцы, спасал мир и в те времена, то значит Он был Иисусом, Спасителем, потому что “Иисус” с еврейского значит Спаситель, Искупитель. И св. пророк Исаия ещё в Ветхом Завете исповедал: ”Ты, Господи Боже Отец наших, от века Имя Твое: Искупитель наш” (Ис. 63,16). И, Тот же Самый Бог-Спаситель, Бог-Слово, Сын Отчий и есть Бог-Иисус, Который ещё до воплощения носил это Имя Иисуса-Спасителя. - Имя Спасителя Он носил явно, потому что Он спасал народ избранный и в Ветхом Завете, значит, и был Спасителем; а Имя и Слово “Иисус” было в сокровенности, так как Оно до воплощения Бога-Слова ещё не было открыто Ангелом миру, но тем не менее, прообразами Иисуса служили ветхозаветные Иисус Навин, Иисус сын Сирахов, Иисус Иоседеков и другие, которые лишь только носили это Имя Иисуса-Спасителя, но истинными Иисусами (т. е. Богом-Спасителем) они не были. Они лишь только служили прообразами истинного Бога Иисуса-Спасителя, Что означают, например, слова пророка Ездры: ”Открыет бо ся Сын Мой Иисус с теми, иже с Ним суть... и умрет Сын Мой Христос” (3 Езд. 7, 28). По свят. Димитрию Ростовскому и других святых отцов “предуготованное и хранимое в Предвечном Тройческом Совете на наше избавление Сладчайшее Имя Иисус” не находилось где-то там на полочке... (в Предвечном Совете), отдельно от Бога Сына; но Имя Его Иисус было в Боге-Сыне, то есть, Оно и есть Бог-Сын и Господь Иисус. Его нельзя представлять как нечто обособленное от Бога, но Бог и Имя Его Спаситель-Иисус есть одно. Пусть наши опоненты не смешивают понятий: Имя Божие, или Имя Господа “Иисус” сущее в Ипостасном пребывании, и эти же Имена написанные чернилами, красками и буквами на бумаге (это тварные, человеческие элементы Имени). Когда святые отцы говорят что Имя Божие есть Сам Бог, то имеют в виду не вещество написанного имени, а Того, кого именуют, т. е. Имя Божие в существенном и ипостасном пребывании. Когда настало время Боговоплощения, сладчайшее Имя-Слово-Иисус было открыто Архангелом, сначала Пресвятой Деве Марии, затем праведному Иосифу, и наконец, всему миру. Не потому ли св. Православная Церковь в догматическом Богородичном 5-й песни канона службы общей преподобным исповедует: ”Воспойте Господеви песнь нову, пойте же Имени Его Боголепно возсиявшему из чрева Неискусобрачныя...” (Минея общая)? А если не так, если Имя Иисус не было Богом, то чем же оно было и где хранилось в Предвечном Тройческом Совете? - Оно было в Боге, во Втором Лице Пресвятой Троицы, в Боге Сыне, и Бог был в Имени Своём. А если иначе, то выходит, что это Имя Иисус хранилось в Совете Святой Троицы чем то особым, кроме Троицы. Но это не реально. Имя Божие - в Боге, и Бог - в Имени Своём. Точно также Имя Божие Иисус в Боге Сыне, в Господе Иисусе Христе; и Бог-Сын, Господь Иисус Христос в Имени Своём Иисус. Не потому ли Не ересь же, исповедует св. Церковь! И в акафисте Иисусу Сладчайшему она взывает: ”Иисусе, Слово Ипостаси Отчей, очисти моё недостойное слово к Твоему песнопению!” Попробуйте отделить Имя Иисус от Ипостасного Слова Отчего – у вас ничего не получится. А имяборцы отделяют. У них получается. Для них всё возможно... Для подтверждения высказанного приведём ещё несколько святоотеческих цитат. Так, св. Иоанн Златоуст говорит: ”Что оно (Имя Иисусово) чудно по существу своему - это несомненно”(Т.5. Спб. 1899. с. 92). О Предвечности Имени Божия “Иисус” учил и св. мученик Иустин философ, смотрите, например, “Сочинения Святаго Иустина философа и мученика” (Перевод прот. Преображенского. М. 1892. с. 255-256; 313, 316, 317, 334, 335, 343, 344, 345). Основываясь на учении святых отцов Церкви имяславцы всегда стояли и стоят за нераздельность Имени Божия от Именуемого Господа. Так, св. Афанасий Великий учит: ”Велико это Имя Его “Иисус”, потому что толкуется оно “Спасение людей”. Велико это Имя, паче всякого имени, Которому всяко колено поклонится... “Яко страшно и свято есть”. - Оно страшно для народов... не приемлющих Царства Его, свято же для верующих в Него” (Ч. 4. толк. на пс. 53. 88, 101, 98). «Прежде солнца пребывает Имя Его»… показывает, что Сей, (значит Имя Его есть Он Сам, - Составитель) не умервщленный вместе с младенцами, есть прежде сложения мира Сущий со Отцем… “И благословенно Имя славы Его” (вот вам и имяславие! «Имя Славы» значит, Имяславие. - Составитель) - Посему всем должно песнословить Его”. Ибо хотя не знаем естества Его, как неприступного, однакож познали спасительное Имя Его” (Творен. ч. 4. стр. 274). Слышите имяборцы, что говорит святой? Он говорит, что прежде солнца пребывающее Имя Его есть Он Сам Иисус не умервщленный с младенцами. Как же вы отделяете Имя от Именуемого и говорите, что начало бытия имени «Иисус» неразрывно связано с началом бытия Иисуса по плоти? Ведь это страшная ересь, преданная Церковью анафеме, которую читайте позади. В Боге-Слове - все принадлежащие Ему Имена. Св. Афанасий Великий учит: “Слово Божие называет Себя Премудростию, Силою, десницею, мышцею и другими таковыми же именами... одно и то же Слово по справедливости прияло на Себя и прочия именования... Посему под Именем Христа разумеем и то, и другое вместе, то есть Божие Слово, соединённое в Марии с Тем, Кто от Марии” (Ч. 2.Троице-Серг. лавр.1902. изд.2. с. 490-491). Вам, имяборцы, отделяющие Имя от Именуемого говорит святой: “Почему вы, обещавшиеся прежде исповедовать единосущие, в страдание вовлекаете нераздельное Имя, Самое неделимое естество, самое неизреченное Божество?” Св. Григорий Нисский учит: ”Слово Божие есть Бог, Слово сущее в начале и вечно пребывающее; Им всё существует и стоит; Оно над всем владычествует и имеет всякую власть над небесным и земным; Оно - жизнь и истина, правда и свет, и всякое благо, и сохраняет бытие всего. Вот каково и сколь высоко Слово разумеваемое в Боге” (Ч. 6. с.360. М. 1864 г.). Посмотрите: святой слова «жизнь и истина, правда и свет» пишет не с прописной буквы, а с малой. А поэтому, не хотите ли вы этим сказать, что Слово сущее в начале и вечно пребывающее, которое есть «жизнь, истина, правда и свет» не есть Бог? Тогда вы явные еретики. «Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир», - учит св. Макарий Великий. И в словах Спасителя: «Слова, которые говорю Я вам, дух суть и живот суть», хотя и пишутся не с прописной а с малой буквы, так же есть Бог, как учит св. Симеон Богослов, что «Бог есть Свет… и всё, что от Бога, Свет есть: Христос, Иисус, Спаситель – Свет есть». Кто бы мог сомневаться в том, что Христос, Иисус, Спаситель Свет есть и есть Сам Бог? Думаем, никто из православных. Но здесь эти слова святой перечисляет не в смысле Существа, а в смысле Имён Господа, и говорит, что они - Свет есть и есть Сам Бог. Поэтому «дух и жизнь» исходящие от Господа – Свет есть, и есть Сам Бог. “Посему сколь неизмерим Бог, столько же именно неизмеримо и Слово, сущее у Него; а если объемлется пределами Бог, то, без сомнения, имеет предел и Слово. Если же беспредельность Божия преступает предел, то и Слово, умопредставляемое у Бога, не объемлется пределами и мерами” (Т. 5. с. 442. Моск. 1863). То, что сказано здесь о Слове в Боге, у других святых говорится то же самое об Имени Божием. Например, у св. Игнатия Брянчанинова читаем: ”Ангел Божий сказал святому апостолу Ерме: ”Имя Сына Божия велико и неизмеримо: оно держит весь мир” (Аскетические опыты. Т.2. изд. 3. Спб. 1905. с. 237). И ещё: “Имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу” (Там же. с..193). Св. Иоанн Златоуст: ”...Власть Божия - Имя Божие” (Т. 6. кн. 1. с. 707). Св. Ириней Лионский: ”Имени Всевышнего и Всемогущего подчинёно всё, и чрез призывание Его люди ещё до пришествия Господа нашего спасались от злых духов, всякого рода демонов...” (Сочин. св. Ирин. Лион. с. 143. Мск.1871). “Всё это дано нам именно чрез Христа, Который есть милость и истина Божия, а равно и Имя Отца, и в Нём, как Сыне, всё познаётся” (Т. 5. Спб. 1899. с. 893). Св. Ефрем Сирин: ”Воздадим славу и поклонимся Иисусу Божию Слову” (Ч. 4. изд. 3. М. 1882. с. 657). “Да возблагодарим Тебя и помолимся Имени Твоему” (Ч. с. 366) “Господь наш Иисус, Творец Адама” (Т.7. Моск.Дух.Акад. с. 21). Значит, Иисус был прежде создания мира, а не с момента Его воплощения. Блаженный Иероним: ”Слова: ”Миро излиянное Имя Твое” пророчественная тайна, лишь только пришло в мир Имя Иисуса, как уже проповедуется миро излиянное” (Блаж. Иерон. Ч. 6. с.114. Киев. 1880). Имя Иисуса пришло в мир, открыто миру, но не выдумано и наречёно Иисусу людьми. Люди по повелению Бога чрез ангела формально, т. е. в обряде обрезания и наречения нарекли Иисусу Имя, которое было прежде солнца и прежде всек век в Предвечном Тройческом Совете. “Спаситель говорит, что Дух Святый посылается от Отца в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сын” (Ч. 5. Киев. 1879. с. 446). Скажут ли имяборцы, что Сын не есть Бог? Св. Епифаний Кипрский: ”Итак, научитесь, неразумные, что Слово Божие есть Сей Самый Иисус, Который пострадал за нас, Который вселился между нами” (Ч. 1. М. 1863. с. 335). Только из этих, приведённых святоотеческих Писаний, (а их можно ещё привестимножество), вполне достоверно, что Имя Господне не лишено достоинства Слова Господня, что Имя и Слово Божие - синонимы, что Слово Божие и Имя Божие - в Боге, а всё, что в Боге есть Свет, и есть Сам Бог. Да как же не может быть Богом Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа, которое есть заглавие всего Слова Божия, весь смысл святого Евангелия и всего Божественного Откровения? Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы учат: ”Несомненно и без раздумывания веруя, что, и Воскресение, и Жизнь, и всё что ни есть спасительного, Сам есть Богочеловек Иисус Спаситель, как и Сам Он сказал: Аз есмь Воскресение и Живот” (Доброт. т. 5. Каллист и Игнатий. гл. 73). Св. Тихон Задонский:”Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемыя, но Ему единому собственныя, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сии собственныя свойства открывает нам Дух Святый в слове Своём” (Т. 3. изд. 3. М. 1875. гл. 2. с. 65). “Имя Божие само в Себе как свято, так славно и препрославленно есть. Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог”(Т. 7. с. 167. изд. 2. Спб. 1826). “Бог есть Дух, и что ни есть в Бозе, - духовное есть, и есть Сам Бог (2 ч. 1899 г.257). “Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай, и то в тех случаях, когда надобно поминать, понеже Имя Божие свято и страшно есть, и поминающие Его с непочтением тяжко грешат” (Т. 5. Троицкое слово № 8. 1910 г. 3 - 28). Св. Варсонофий Великий: ”И молися Святому Имени Божию, глаголя сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя” (Ответ на 443 вопр. с. 382). “Призови Святое Имя Божие в помощь, говоря: Владыко Иисусе, покрой меня и помоги моей немощи. И не бойся: Он сокрушит лук врагов; ибо от Имени Его зло становится недействительным” (Ответ на 666 вопр. с. 556) Св. Православная Церковь молится: ”Иисусе, спасительное Имя, помилуй мя!” (Постн.Триодь, Понед. 5-й седмицы Великого Поста на утренней стиховне). “Пророк присовокупил: “Благословите Имя Его”, будешь ли разуметь Отца, или Сына, или Святаго Духа, потому что Имя Троице - Бог” (Т. 5. Спб. 1899. с. 926). Св. Иоанн Златоустый учит: “Мы не должны изследовать сущность Его (Бога), но веровать во Имя Его, так как Оно творило и чудеса. Во Имя Иисуса Христа, говорит Пётр, востани и ходи (Деян. 3,6). Оно и Само требует веры, и ничего из этого нельзя постигнуть разумом” (Т.9. Спб. Дух. Акад.. 1903) Если Имя Божие не есть Сам Бог, то почему св. Церковь молится Имени Иисусову и называет Его спасительным? Почему и св. Варсонофий призывает молиться Имени Божию? Неужели они находились до 1913 года в ереси и только докладчики Никон, Антоний и Сергий открыли истину и вывели Церковь из ереси? Имя Божие и Имя Господа Иисуса Христа «Иисус» как учат святые отцы и святые пророки есть «крепкая башня», оно окружает всю землю и пустыню», оно «держит весь мир», оно имеет «особенную Божественную силу», оно «содержит всё», оно есть «самое могущественное оружие против врагов демонов», оно «спасительное» и спасает мир от погибели, оно есть «Сын Божий», оно есть «Имя Отца», оно есть «Имя Троицы», и крестить все народы Спаситель апостолам заповедал «Во Имя Отца, и Сына и Святаго Духа». А ожидовелые синодалы учат, что Имя Божие – ничто, фикция, вымысел, оно реально не существует… И такую антихристову веру Синодалы посадили на престоле Церкви Российской в 1913 г. На с. 873 в своём обвинении докладчик рассуждает: “Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, вездесущий и проч., единый по Существу, но троичен в Лицах. Значит, и Имя Иисус есть не слово, не имя, а Дух вездесущий, благий, троичный в Лицах?... Тогда пусть они признают и другую нелепость, что имя сие собезначально Отцу, от Него предвечно рождённое, вочеловечившееся, распятое и воскресшее”. Воистину это нелепые выражения докладчика! Ведь на такой глупый вопрос докладчика можно было задать не менее глупый встречный вопрос: Если в Иисусе Христе два естества: Божеское и человеческое, значит и Божество в Нем было распятое и погребенное и воскресшее? Но, повторяем, вопрос этот глупый, еретический. По докладчику выходит, что Бог вочеловечился безымянным, не имея Имени, что Имя Божие сущее в Боге не вочеловечилось. А на вопрос: было ли Имя Божие распятое и погребенное, то пусть докладчик ответит: а было ли Божество распятое с Богочеловеком, погребенное и воскресшее? Но мы всё-таки дадим докладчику ответ: если был действительно распят, погребен, и воскрес Богочеловек Спаситель, то в Нём Было и Имя Его, в каком бы состоянии ни находился наш безгрешный Искупитель мира: в уничижении, или во славе. Когда Спаситель висел на Кресте, то в Нём, и над Его главой было сладчайшее Имя Его Иисус. И когда Он воскрес из мертвых Ангел возвестил женам мироносицам: Иисуса ищете? Его нет здесь, Он воскрес! Так что и в поругании и в славе Его воскресения неотъемлемо в Нём пребывало Спасительное Имя Его Иисус. А что Имя Божие Отца и Сына и Святаго Духа, а в Сыне и Имя Спаситель (в еврейском наречии – Иисус) не собезначально Отцу этого ничем доказать докладчик не сможет. Святые же отцы учат, что Имя Спасительное «Иисус» было предуготовано в Предвечном Тройческом Совете. А, раз так, то это Имя было в Боге-Сыне. А так как Троица есть неделимое Божество и Существо, то это Имя было в Троице. Вот и пусть теперь думает докладчик: собезначально-ли Отцу Имя Его Сына «Спаситель – Иисус», или нет? Нам кажется, что Имя «Иисус-Спаситель» - неотъемлемое Имя Второй Ипостаси. Кому открыта эта Тайна, пусть поведают её и нам грешным. Что касается Троичности Имени Божия, какой вопрос задел докладчик, то мы предполагаем об этом так: В призываемом Имени Бога-Отца призываются и Лица Бога-Сына и Бога-Духа Святаго; в призываемом Имени Бога-Сына, призываются и Лица Бога-Отца, и Бога-Духа Святаго; в призываемом Имени Бога-Духа Святаго, призываются и Лица Бога-Отца и Бога-Сына. То есть, с каждым Именем Божиим призывается вся Святая Троица. В подтверждение этого приведём учение св. Григория Нисского: «И тысячами других Имен означающих высоту и боголепие, святое Писание умело наименовать Бога. Почему в точности дознаём из сего, что когда скажет одно которое либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имён» (Ч. 2. М. 1861. с. 412). Что касается духовности Имени Божия, который вопрос задел докладчик, можно сказать следующее. Синодальные докладчики понимают Имя Божие лишь только как буквы и звуки, и больше ничего в нём не признают. Буквы стираются, голос рассевается и Имя Божие исчезает в небытие. Так они веруют, и требуют, чтобы все члены Церкви Христовой приняли эту их веру, а вернее – безверие во Имя Божие, и своё согласие с ними закрепили своею подписью или клятвенным заверением о своём согласии с ними. А мы веруем, что Имя Божие не в буквах и звуках имеет своё бытие, а в тех свойствах и действиях Существа Божия, от которых они произошли, и которые они изображают, и, как учит св. Симеон Богослов, не только именуют, но и являют то самое, что именуют, т. е. являют свойства и действия Божества по вере и мере каждого призывающего Имя Божие. В этом смысле Имя Божие, как свойство и действие Божие, духовное есть. А написанное Имя Божие, т. е. буквы написанного Имени почитаются нами наравне с иконами. Мы выше приведём слова святых о том, что Имя Божие держит весь мир, что Имя Божие окружает всю вселенную, что Имя Божие возродило весь мир, что Имя Божие попрало диавола, что Имя Божие разрушает царство сатаны, что Имя Божие совершает чудеса и таинства церковные, что Имя Божие есть воля, сила и власть Божия, что Имя Божие есть Сам Бог, что Именем Божиим мы спасаемся и т.д. и т.п. А также, что Имя Божие духовное есть. Ведь не могут же всё сказанное выше совершать тварные элементы имени – буквы и звуки голоса. Св. Тихон Задонский учит: «Бог есть Дух, и что ни есть в Боге – духовное есть и есть Сам Бог» (Ч. 2. 1899. 257). А что в Боге? Все неизъяснимые языком человеческим совершенства Существа. В Боге также все Свойства и Действия Его, изображаемые происходящими от них Именами. Итак, Имя Божие, в смысле изображаемого и являемого им Свойства и Действия Бога – духовное есть, потому что оно в Боге, и Бог в Имени, в свойствах и действиях Своих. Всё, что в Боге, по слову святого, духовное, и есть Сам Бог. | |
Просмотров: 230 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |