Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 3 том |
2016-04-10, 7:25 PM | |
И вот это-то благоговение пред Именем Его, этот-то истинный и бесконечно мудрый страх Божий пред возможностью оскорбления высочайшей святыни этой, если бы он был твёрдо и искренно указан, как глубочайшее основание православного самосознания и принятого Синодом в 1901 году решения, это было бы православно, и, может, быть остановило бы дальнейшее действие и наступление сатаны на Церковь Российскую, отогнав его, но этого не было сделано.
I) И все эти вопли и нарушения якобы «законов любви и всепрощения» были одним из сатанинских натисков и толчков, подготовлявших удар, который раздался спустя 12 лет. Величайшая святыня - Имя Божие, как энергия и свойство Божие, как великая мощь, проникала в жизнь и сознание русского человека, являясь для него глубочайшим основанием и путеводной звездой. Она была в жизни какой-нибудь простой русской женщины богомолки, странствующей с котомкой за плечами по св. местам Матушки Руси, с постоянным призыванием Имени Господа нашего Иисуса Христа, с молитвой Иисусовой, и в жизни православных русских мудрецов и истинных иерархов, каким был митрополит Филарет и таких молитвенников, каким был о. Иоанн Кронштадтский. И когда страшный глас Божий воззвал к русским людям в потрясающих всю страну несчастиях: голода, болезней, смерти и небывалого в истории человечества, по быстроте, разрушения, Народ, где твоя святыня? Что ты сделал для тех, кто стал на защиту её от окончательного поругания и, следовательно, спас и тебя от окончательной духовной гибели? Не ответили ли многие из архиереев, священников и мирян Церкви Российской подобно согрешившему Адаму, а, может быть, и Каину? Разве мы ответственны за то, что сделал Синод? Но новые признаки лживости и лукавства этих ответов, которые приходится слышать на грозный вопрос - зов Божий из уст даже высоких по своему иерархическому положению членов Церкви является отсутствие в них всякого согласия и единства. Если один епископ в этих ответах не признаёт своей вины за послание Синодское 1913 года об Имени Божием, с лёгким сердцем называя этот Синод исчадием ада, то другой епископ, тем немногим священникам и мирянам, которые решили вопросить его о страшном грехе Российской Церкви в отношении к Имени Божию, грозно обличил их за выступление против всей Церкви Российской, в которой не видел никакого неблагополучия, и даже пригрозил вопросившим его мирянам отлучением от Причастия, а священникам извержением из сана. II) Но Бог судил по иному. Вскоре после этих грозных слов епископа, не желавшего видеть никакого бедствия в Церкви Российской, как бы в опровержение этого утверждения благополучия церковного открыто выступил ряд епископов и иереев под названием «Живая» церковь, вообще бесстрашно отринувших «на деле» для себя всякую обязательность благоговейного почитания действий Св. Духа в (прошлом) Церкви Православной. Они собрались обновить Церковь без страха пред Именем Божиим. И вот некоторые из епископов, бывшие солидарными с этим епископом в его взгляде на вопрос об Имени Божием, вдруг оказались в «Живой церкви», в то время, когда один из священников, подпавших под угрозу этого епископа, оказался исповедником православия. И разве в этом разногласии в ответах епископов по столь великому вопросу об Имени Божием и в этом открытом отступничестве многих архиереев и священников от установлений Святого Духа в прошлом Церкви не выразилось уже явно разложение Церкви Российской? Должны же открыться, наконец, сердечные очи истинных членов Церкви Православной. И должны мы осознать себя, прежде всего, как церковный организм. Для этого, прежде всего, мы должны сознательно и искренно принять на себя хотя некоторую часть вины за страшный грех, покаяться пред Богом и стараться делать что-нибудь во Имя Божие: важно, между прочим III) блюсти устав церковный, в посте и молитве, и усиленно звать всех к покаянию, особенно пастырей. Таково должно быть наше действие в видимой Церкви. Выражением этого действия, конечно, должно быть, прежде всего, отречение от страшного акта 1913 года. И необходимость этого действия тем более чувствуется, чем больше мы хотим быть телом церковным. И не будем смущаться малочисленностью стада Христова. Будем твёрдо помнить слова св. ап. Павла: «Как одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа преизбыточествует для многих". И пусть будут для нас, согрешивших, эти слова постоянным ободрением. У нас слишком глубоко держится плоско рационалистическая точка зрения, с которой никак не хотим расстаться. И как часто даже архиереи и священники наши легкомысленно говорят: Ведь Бог справедлив. Как может Он одного судить за многих? Это несправедливо. Синодальные архиереи согрешили, а мы при чём? Это всё плоды рационалистической, механической, организационной точки зрения. Между тем православие противно началу насильственному, механически-организационному, которое ныне находит себе столь широкое применение среди нас. Оно содержит в себе начало свободное, духовное, органическое. Как могли некоторые видные архиереи впасть в ложь, по отношению к Имени Божию и назвать её Истиной от лица всей Церкви Российской? Недоумевают некоторые. Мы не знаем, как они могли сказать то, что они сказали, но то, что они сказали, вскрыло какое-то механическое, рационалистическое направление их мыслей в отношении к великому вопросу об Имени Божием. Это совершилось, как вообще совершается грех отпадения от Истины. «Еретики сами себя отлучают от Церкви», говорят некоторые, это верно, но есть великая и исключительная обязанность на тех, кто именуется пастырями и архипастырями Церкви, на тех, кому дана власть вязать и решать на земле, в этой видимой Церкви. Оказывая при этом неизбежное влияние на судьбы пасомых ими мирян и там, в невидимой Церкви. И не- даром блаж. Иеремия, патр. Константинопольский говорит: «Как в начале Господь поставил нас владыками всего видимого, так и ныне, предавши нам священство, Он сделал нас владыками гораздо превосходнейшими; ибо апостолам и их священным приемникам Он вручил ключи неба». Св. Григорий Двоеслов говорит: «Место Апостолов держат епископы. Они приняли власть вязать и решать и получили степень управления. Великая честь, но тяжёлая честь (Бес. 2-я). И первейшая обязанность этих пастырей лежит в том, чтобы быть им на страже истины православия среди пасомых овец и во время принимать меры к предотвращению опасности приближения к стаду Христову еретических волков, указывая на них всей пастве: «Внимайте себе, говорит Ап. Павел к пресвитерам Церкви, и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею». «Ибо я знаю, что по отшествии Моем войдут к вам лютые волки, нещадящие стада: и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой (Дн 28,29-30). Но в 1913 году в своём послании Синод не остался верен этим заветам ап. Павла и подтвердил своим посланием от 18 мая его пророчество о появлении среди самих пастырей Церкви людей, превратно говорящих о пророчестве преп. Серафима об отпадении от Православия Епископов Российской Церкви. Синод Российской Церкви, который своим посланием 23 февраля 1901 года изобличил такого лютого волка антихристова духа в мире, как Л.Толстой, сам подпал после 18 мая 1913 года, того не сознавая, под антихристов дух рационализма. И не даром профессор Муретов высказался в том смысле, что вдохновляющий имеборцев номинализм неизбежно ведёт к Л.Толстому. Послание Синода от 18 мая 1913 года не только связано с историей своего проведения в жизнь, вызвавшей страдания со стороны исповедников истины Православия. Оно также связано с историей своего возникновения именно по духу проникающего его рационализма. И не только этот дух его, но даже, местами, и тон его изложения как-то напоминает тон великого хулителя Имени Божия и врага Православия Л.Толстого. Достаточно вспомнить следующее выражение: «Имя Божие есть только имя, название предмета, а не сам предмет», единство силы Божией с Именем Божиим есть «прикрепление» силы Божией к Имени Божию и действия её механические, чтобы почувствовать всё несоответствие и грубость этих выражений в отношении к тому, что по слову свв. отцов есть «миро излиянное». Сатана как бы отмстил за своего преданного служителя. Если есть основание думать, что духовное влияние такого великого молитвенника земли Русской, каким был приснопамятный о.Иоанн Кронштадтский, вызвало в своё время истинное православное действие Синода в 1901 году в отношении к Л.Толстому, то влияние духа Толстого в 1913 году тоже оказало своё действие на Синод, может быть, и совершенно бессознательно для его членов в отношении к исповедникам Имени Божия, родственным по духу о. Иоанну Кронштадтскому, слова которого об Имени Божием были лишь повторены Кавказским подвижником о. Иларионом в его книге «На горах Кавказа», из-за которой и началось страшное афонское дело[1]. Ведь сущность проповеди у нас на Руси отступника от Истины Л.Толстого состояла в том, чтобы насадить у нас какое-то «христианство» без живого Бога, без Христа, победившего смерть (что прекрасно было отмечено Владим. Соловьёвым в его «Трёх разговорах»). Без веры в Его Божественную благодать в Таинствах, без Его реального пребывания в Имени Своем. Этот хулитель Имени Божия, как известно нам, говорил одному из своих близких друзей и последователей, который стал потом православным, что ему даже самое Имя «Живой Бог» неприятно. Он всячески старался проповедовать какую-то любовь без Божественной силы Воскресшего пребывающую и поныне во Имени Его для всех православных христиан, над которыми совершаются Его Именем спасительные Таинства. Не называл ли он их грубо кощунственными названиями «магия» или «колдовство», как столь же грубо и столь же кощунственно, вопреки всему святоотеческому православию назвали некоторые синодальные архиереи имеславие (православное отношение к Имени Божию)? Не попрали ли безумно имеборческие синодальные архиереи вместе с Л.Толстым Слова Господа, определившего весь смысл жизни Его на земле, которые он сказал пред Своим шествием на страдания: «И сказал им Имя Твое и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил в них будет, и Аз в них». Не оставили ли иерархи Церкви Российской «на деле» в преступном небрежении это истинное основание для союза истинной любви, подобно тому, как это сделал Л.Толстой, проповедывавший какую-то любовь, не прибегая к Имени Божию, как реальной силе Божественной, без которой нельзя делать ничего, во исполнение слов Его: «без Мене не можете творити ничесоже»? Как тот хотел устроить союз любви людей, так эта Церковь без силы Имени Божия. Тогда как только что приведённые слова Господа говорят о том, что для присутствия и осуществления истинной Божественной любви, той любви, которою возлюбил Бог-Отец Бога-Сына (а другая любовь ложь) нужно было открыть человечеству Имя Божие, что и сделано было Богочеловеком. [1] Страшное афонское дело началось не из-за книги о. Илариона «На горах Кавказа», а, из-за вмешательства в неё учёных рационалистов иноков Хрисанфа (Минаева) и Алексея (Киреевского). Старцы начальники афонские, обличённые о. Иларионом за их диаволопоклонение в образе прельщённой Наталии лжесвятой прозорливицы, в злобе на Илариона поручили этим инокам придумать в его книге какую нибудь ересь, чтобы осудить и запретить книгу, как еретическую. А восстав на книгу, они восстали против Имени Божия и похулили Имя Господа нашего Иисуса Христа. С этого и началась духовная брань. И это-то Всесвятое Имя по Его Божественному слову нужно для реального пребывания Его среди нас. Прославление этого Имени, как говорит св. Церковь в эктении об оглашенных, составляет главную цель присоединения к ней: «да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа». Так неужели же слова синодского послания: «Имя Божие есть только имя, название предмета, а не Сам предмет» и т. д. «на деле» есть православное выражение такого прославления? Не попрали ли безумно имеборствующие синодальные архиереи вместе со Л.Толстым и другие слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им после Воскресения в ознаменование истинных Своих последователей: «Именем Моим бесы ижденут». Ведь, конечно, такой богохульник и служитель сатаны, каким был Л.Толстой, не испытывал нужды в Имени Божием, как силе, сокрушающей силу диавольскую. Будучи сам носителем духа антихристова и сатанинской гордыни и живя духовно в стихии бесовской, он не мог не отрицать существование бесов, вопреки слову Самого Господа, сказавшего своим ученикам, что Он видел сатану, спадшего с небес (Лк. 10, 18), когда эти ученики пришли к Нему с радостью возвестить о силе Его Имени: «Господи, и бесы повинуются нам, о Имени Твоем». Так, повторяем, выразился в Синодском послании дух отступившего от истины православия Л.Толстого. И как можно не сказать, что три положения Синодского послания заключают в себе антихристов дух отрицания всей истины православия, всех догматов его? Как можно умолчать о том что в них притаился антихристов дух Л.Толстого враждебный духу Христову, обитавшему в современнике Толстого и боровшимся с ним духовно о. Иоанне Кронштадтском? Отец Иоанн в каждом ежедневном поучении предостерегал паству от того страшного духа вражды к Православию, который всё больше и больше стремился воцариться среди его современников в России, и который имел своим верным адептом и служителем Л.Толстого. Имея реальный опыт Силы Имени Божия, о. Иоанн неоднократно выражал в словах и духовных поучениях своих утверждение таинственного единства силы Божией с Именем Божиим, как бы провидя ту опасность для православия, которую создала безверная интеллигенция у нас на Руси. Имя Божие есть Сам Бог, говорил он неоднократно. Но архиереи земли русской оказались глухи и безчувственны к заветам таких духоносных подвижников, как о. Иоанн. И вот, как бы наперекор этому свидетельству о Славе Имени Божия, мы встречаем в Синодском послании, направленном против таких людей духовного опыта и молитвенности, каким является близкий к о. Иоанну Старец о. Д. (очевидно, старец о. Илариона о. Десидерий, - ред.). Мы встречаем богохульную и плоско рационалистическую манеру выражения, присущую Л.Толстому. И ныне сыны этого духа, некоторые архиереи и священники, вполне явно раскрыли этот живущий в них дух антихриста, не желающий знать Живого Бога и страшное для служителей сатаны Всесильное и Всесвятейшее Имя Господа нашего Иисуса Христа, неотделимое от Самого Бога, не чувствующие на себе тяготеющего краха и не испытывающие жажды покаяния, захотели они оживить Церковь своими собственными руками, отринув бесстрашно на деле вечно Живого в Церкви Бога Христа и св. Духа, действовавшего и непрестанно наставлявшего на истину Церковь Христову во исполнение слов Господа нашего Иисуса Христа: «Когда же придёт Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину». И во исполнение Его же слов: «Се Аз с вами до скончания века», они в страшной слепоте своей следуя (м. б. некоторые и безсознательно) заветам своего сослужителя сатаны Л.Толстого, безстрашно попрали вселенские соборные постановления и уставы церковные и превозгласили какую-то «Живую» церковь, без Живого Бога. И если некоторые из них не стоят открыто за отступление Л.Толстого, то во всяком случае они открыто общаются церковно с теми, кто единомыслен с ними и преступно молчат об этом богохульном и великом лжеучителе Российском. Они закрепили ныне своё отступничество от Истины Православия своими подписями, и сделавшись слугами сатаны, стали самыми беззастенчивыми проповедниками лжи и обмана, на глазах всего мира, дав имена свои под выражением этой самой лжи и этого самого наглого обмана в своём послании к инославному духовному представителю (обращение к архиепископу Кентемберийскому). Они кощунственно заявили, что делают это «во имя любви и заветов учителя Господа нашего Иисуса Христа». Но даже в этих своих словах они бессознательно для себя проявили манеру выражения, присущую сектантам (отступившим от истинного Православия). Но во Имя Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого, как говорит св. ап. Павел, мы получили благодать и апостольство, чтобы во Имя Его покорять вере все народы», а «во имя любви и заветов учителя» такие слова понадобились добавить им, чтобы (какая-то) отвлечённая любовь была поставлена выше Имени Божия, вопреки словам Господа не раз уже приводимым нами: «И сказах им Имя Твое, и скажу, да любы, ею же мя еси возлюбил в них будет и Аз в них» (Ин 17, 26). Вот окончательные последствия того страшного греха, который совершён был в Церкви Российской в 1913 году и который, оставаясь НЕОМЫТЫМ в ней СЛЕЗАМИ ПОКАЯНИЯ, ПРОДОЛЖАЕТ НАВЛЕКАТЬ НА НАС ГНЕВ БОЖИЙ (Мал 2 гл;. Ин 3,18 и 36). Настоящий распад и гниение многих членов из иерархии Церкви Российской ныне не может быть неясным для всех, не ослепших окончательно духовно, но мы, верующие во Всесильное Имя Господа нашего Иисуса Христа, не сомневаемся в том, что даже видимо смердящая Церковь Российская может быть воскрешена силою Имени Его Пресвятого. И невольно вспоминаются слова Марфы у гроба брата её Лазаря: «Господи, уже смердит». Вспомним и ответные слова Господа Иисуса: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию». Воскликнем же вместе со святителем Димитрием Ростовским: «Облобызаем убо Тя, любезне, о сладчайшее Имя Иисусово! Поклоняемся усердно Пресвятому Имени Твоему, О Пресладкий и Всещедрый Иисусе… Знаменай и печатлей нас, рабов Твоих, Тем Именем Иисусе, да и в будущий век твои обрящемся и со Ангелы Пречестное и Великолепое Имя Твое, Иисусе, славити и воспевати будем во веки. Аминь». (из «Слова на Обрезан. Господне». Четь-Мин. 1-го января). Глава 6 Из лекции «В чём наш грех» «Нет веры в науке. В ней только опыт, который может все проверить и испытать именно в этой нашей бренной, земной жизни; и нет опыта в религии, в ней только вера во что-то надземное, сверхчувственное, не имеющее прямого отношения к нашей реальной жизни». Вот основная мысль брошюры… (…) Произошло это (разложение) потому, что в духовных школах у нас на Руси давно был оставлен и забыт опытный путь Богопознания и Боговселения и избран был иной путь, путь иссушающего сердце схоластического учения догматов, который, в конце концов, привел Архиеп. Никона к рационалистическому оправданию перед разсудком человеческим догмата Св. Троицы и заставил его в подтверждение своей правоты сказать характерную фразу: «так нас учили в православной догматике». Он же привел его к поистине ужасной, по своим последствиям, неспособности воспринять и прочувствовать правду живого опыта прославления Имени Божия. Питомцы рационалистической схоластической духовной школы нашли все силы и способности лишь к опыту имяборчества, и воздвигли дикое гонение на людей первого опыта, ввергнув всю русскую Церковь в великий грех отлучения от себя этих людей и создав, таким образом, хулу на величайшую ценность – Имя Божие. И как эти питомцы извращенной русской духовной школы, в которой устранен был религиозный опыт истинного богопознания, воздвигли гонение на людей этого опыта, истинных делателей религии, так питомцы извращённой светской школы вроде Корнилова, которые воспитывались в ней не в духе веры в безконечную Истину, а в духе веры в временные научные гипотезы, заменяющие им эту последнюю, в духе интеллигентских суеверий дарвинизма и социализма гнали, и будут гнать людей этой веры, истинных творцов науки. И вот, чтобы лучше внедрялось в школах в умы и сердца подрастающих поколений ложь интеллигентских суеверий, высота святой в науке веры в безконечную истину, из этих школ было изгнано само Имя Того, Кто сказал: «Аз есмь Истина», чтобы Оно, это Имя Своей чудодейственной силой даже помимо воли законоучителей не мешало бы делу врага Истины, отца лжи. Бог попустил этому совершиться, ибо пастыри наши и миряне фактически поддержали безсознательно отречение от Имени Божия. Ведь безразличие к делу имеславия с нашей стороны проявляющееся, есть своего рода такое отречение, поскольку мы верили в единую Церковь, к которой себя причисляем и поскольку в то же время допускаем совершаться великому греху внутри ея, греху отлучения от неё тех, кто встал на защиту имеславия. За это небрежение к Имени Божию, к прославлению Его, к имеславию и дан нам продукт творчества человеческого ума, да ещё враждебного Христу… Творческие переживания вызывают в нас создание Имён «для предметов наших переживаний», которые, при посредстве нашей памяти, выделяются из среды других, в случае их важности в отношении к Истине. И сохраняются, и передаются нами другим людям, которые не имели их, но которые получают возможность, благодаря этим Именам, испытать подобные переживания. Таково значение Творческих Имён… Эти Имена могут твориться не только в человеческом «я», но и открываться Самой Бесконечной Истиной… Величайшим из всех переживаний является переживание религиозного опыта, как живой связи с Источником Жизни Богом и, следовательно, величайшим из Имён в памяти человечества, являются открытые ему Имена Божии, как средства вызвать действие силы и энергии Божией. И величайшим, и ни с чем не сравнимым Именем, является Имя Того, в ком в действительности во всей конкретной реальности произошло соединение Бога с человеком как исторический факт оправдания всего чаяния человечества, ибо тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). И так принявшие Его суть чада Божии. Это Имя вечно, действенно и всесильно. Совсем не то бывает с именами, создаваемыми человеческим творчеством… Поэтому Всесвятое Имя Господа Иисуса Христа есть непобедимая и непостижимая Божественная сила и энергия, соединяющая нас с Самим Богом. В этом смысле можно сказать: Оно есть сам Бог. Имя Божие есть Сам Бог – это краткая формула восточно-православного мистического мировоззрения, от которого мы отказались на деле, отреклись от прославления Имени Господа Иисуса Христа. Мы покинули Бога, и Бог покинул нас. Мы отказались от своей силы и вместе с этой западно-рационалистической мыслью признали справедливым лишь одну часть Евангельского изречения: «никто не знает Отца», забыв остальную: «только Сын», и кому Сын захочет открыть (Мф.11, 27). И вопреки словам ап. Павла, который говорит: «Бог превознёс Его и дал Ему Имя, паче всякого Имени, дабы пред Именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флпс. 2, 9 – 10) – мы слышим от иерархов Церкви другое исповедание: «нет на земле достойного Бога Имени». И присутствуем безмолвно при продолжающемся гонении на тех, кто хочет славить Имя Господа. И положено было за это в основание устроения жизни нашей безбожная выдумка, конечно отвратившегося от безконечной Истины Христа, Ея Носителя и даже враждебного Ему ума человеческого. И стали прославляться эти имена человеческие вместо Имени Божия. А жизнь, то есть творчество Ума безконечного, безконечной Истины, и не укладывается оно в рамки человеческих выдумок. И страждут за эти попытки люди, изменившие прославлению Имени Божия. Мудрено ли, что мы стали покорны, безсильны, гнусны и ничтожны? Покаемся же и прославим Имя Господа нашего Иисуса Христа как Всесвятейшую, непобедимую и Божественную Силу и Энергию, реально соединяющую нас с Самим Богом, ибо чрез Него Он приходит с Отцем в сердце человека и обитель Себе там творит. Покаемся и увидим тогда ясно и конкретно то, что дана будет возможность в радости воскликнуть: «Господи! О Имени Твоем нам и бесы повинуются» и услышать в сердцах своих блаженый голос Его: «Я видел сатану спадшего с неба как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и никто не повредит вам. Однако не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах». Покаемся! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Глава 7 Обращение Московских профессоров, богословов, философов, писателей к Архипастырям Российской Православной Церкви по поводу Послания Синода об Имени Божием от 18 мая 1913 года Преосвященнейший Владыко, Милостивейший Отец и Архипастырь! Задумываясь над тяжёлым положением Православной Российской Церкви, над разрухой, в ней царствующей, над поруганием святыни, над бездейственостью церковной молитвы, мы чувствуем во всём этом гнев Божий над нами тяготеющий (ср. Малах. 2, 1-2). Конечно, безчисленны грехи наши пред Господом, и не достойны мы носить на нас нереченное святейшее Имя Христово, но покрывала же нас милость Божия, очищая грехи наши во св. Таинстве Покаяния. Отчего же теперь гнев Божий возгорелся на нас и поразил Церковь Российскую? Мы решаемся высказать вам убеждение, которое сложилось в нашем сердце в результате размышлений над всем происходившим и происходящим в жизни Русской Церкви. Мы решаемся высказать потому, что твёрдо веруем, что Церковь Православная есть организм, в котором мы - члены ея: и миряне, и священники, и архипастыри должны находиться в тесной органической связи, определяемой молитвой и верой, и во имя этой связи твёрдо надеемся услышать от Вас определённый ответ на высказываемое здесь нами. Мы полагаем, что причиною всех наших бедствий является то, что в Церкви Российской вследствие грехов наших и неисполнения нашего долга, как словесных овец Христова стада пошатнулось правое исповедание веры, составлявшее драгоценную святыню, переданную ей от отцов наших. Церковь Православная уже давно начала страдать от рационалистических веяний, заражавших не только мирян, но и пастырей и архипастырей и проникших даже в самый оплот Православия, в удел Божией Матери, на св. гору Афон. Лет десять тому назад эти веяния определённо и резко выразились в прямом искажении основных истин Православия, относящихся к Самому Лицу Господа нашего Иисуса Христа. Впервые это было в печатной форме выражено в статье одного из афонских иноков Хрисанфа, написанной им в качестве рецензии на книгу схимонаха о. Илариона «На горах Кавказа», напечатанной Архиепископом Антонием Волынским в Журнале «Русский инок». В этой статье инок дерзнул Сладчайшее Имя Иисусово объявить относящимся только к человеческому естеству Богочеловека, разрывая тем единство Лица и называя Его человеческим именем. Этим он не только впал в явное противоречие с учением церковным, но и подпал под анафему, заключающуюся в следующем церковном постановлении: «Кто изречения Евангельские и Апостольских книг, употребляемые святыми ли о Христе, или Им Самим о Себе, относит разделительно к двум лицам или ипостасям, и одни из них прилагает человеку, которые представляет отличным от Слова Божия, а другие, как богоприличные, к одному только Слову Отца-Анафема! (Посл. св. Кирилла Архиеп. Александрийского, к Несторию). В защиту чистоты православия встал ряд истинных подвижников - афонских иноков, которые не могли снести этой хулы на Святейшее Имя Господне, и нашли в своих смиренных сердцах достаточно ревности для великого дела исповедничества Истины. Но иноки, заражённые рационализмом, имевшие связь с церковной властью, стали употреблять всяческие усилия, чтобы в корне уничтожить этот дух ревностного стояния за Истину Православия и доставить торжество ложному учению. Сначала решили прибегнуть к хитрости: был составлен акт исповедания, который тончайшим образом вводил мысль о недостопоклоняемости Имени Господа нашего Иисуса Ххриста. «Именем Иисусовым подобает спасаться, но поклоняться надлежит одному Богу», говорилось в акте. Так этот акт устанавливал недостопоклоняемость Имени Иисусова, тогда как по св. ап. Павлу «о Имени Иисусове всяко колено поклонится небесных земных и преисподних» и вся ересь его заключалась в одном слове «но». Когда же этот умысел не удался, то пущен был в ход ряд клевет и интриг, который в конце концов, благодаря связи с властью, привёл к появлению известного синодского послания 18 мая 1913 года, привезённого на Афон архиепископом Никоном, и ко всем ужасным событиям, которые завершились избиением и изгнанием с Афона исповедников чистой Истины и отлучением их от Церкви за не подписание послания. В послании же Синода, между прочим, говорилось, что «Имя Божие на деле есть только Имя, название предмета, а не сам предмет». А молитва в нём противопоставлялась тому, что есть на деле, т. е. в действительности, и, таким образом, отрывалась от действительности, от истины. Вот соответствующее место послания: «В молитве, (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, и как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены или противопоставлены одно другому. Но всё это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только Имя, а, не Сам Бог, и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы безсмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что Оно не есть и энергия Божия»… «Такова вера Православная, вера отеческая, вера апостольская». Таким образом, высшая церковная власть в России не только не изобличила и не отвергла всех ложных мудрований, о которых шла речь выше, но прикрыв их своим авторитетом, окончательно укрепила в России учение, извращающее самые основы Православия, не правомудрствующие о Лице Самого Господа нашего Иисуса Христа, хулящее Имя Господне и потому справедливо названное «имяборчеством». И вот, не за это ли карает Господь нашу Российскую Церковь? Не потому ли она безсильна, и чувствуется в ней полная разруха и как бы временное торжество «врат адовых», что высшая церковная власть ложное учение, хулящее Имя Господне, поддержала и тем подорвала самые корни духовной жизни, а исповедников истины, названных «имяславцами», отлучила от Церкви и подвергла гонениям… И это тех, которые никакого нового учения от себя не вводил, а исповедывали лишь самое чистое исконное православие в полном согласии с учением святых отцов. По церковным канонам анафема, неправильно наложенная, падает на голову наложивших её, потому приходится признать, что вся Церковь Российская подпала под действие собственной анафемы. Заключение это на основании всего вышеизложенного представляется нам неизбежным. Что же нам делать для спасения Церкви? Нам кажется, что выход из этого страшного положения единственный. Гнев Божий может быть умилостивлён только покаянием. И Церкви Российской надлежит совершить его, отвергнувши неправое учение, хулящее Имя Господне. Скажите же Ваше Преосвященство, что Вы думаете о сем? Просим Вас дать определённый ответ на следующие наши вопросы: 1) Может ли быть Имя Иисусово признано относящимся только к человеческому естеству Господа нашего Иисуса Христа, как утверждает то инок Хрисанф? 2) Можно ли утверждать, что Именем Иисусовым нам подобает спасаться, но поклоняться одному Богу? 3) Можно ли утверждать, что только в молитве Имя Божие, и Сам Бог сознаются нами нераздельно, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только Имя, название предмета, а не сам предмет? 4) Не полагаете ли Вы, что Церковь Российская должна принести покаяние в страшном грехе извращения Истины Православия и хулы на Имя Божие и снять немедленно запрещение с афонских иноков имяславцев - исповедников истинного Православия. Обращаемся к Вам, Преосвященнейший Владыко, во Имя Господа нашего Иисуса Христа, ожидая, что Вы, как Архипастырь приложите все Ваши усилия к спасению Церкви Российской от тяготеющего на ней гнева Божия. Подписи:1 Профессор священник П.А. Флоренский, философ А.Ф. Лосев, Профессор священник П. А. Паозерский, профессор С.Орлов, профессор М.А.Новосёлов, профессор Московского Университета математик Д. Егоров, философ-литератор Г. Рачинский, духовные писатели: В. Симанский, М.Н.Соловьёв, Ив. Сотник, Георгий. Лиманский, писатель-духовный историк М. Хитров-Крамской. С ними были единомысленные: Профессор философ С. Н. Булгаков, А. Кожевников, редактор «Колокола» В. Скворцов, кн. Е. Н. Трубецкой, Юрист В. Н. Муравьёв, философ Никол. Соловьёв, академик К. Юсупов и многие другие, и не дожившие до 1921 г. но единомысленные с ними: Заслуженный ординарный профессор М. Д. Муретов, философ Владимир Эрн, Ф. Д. Самарин 1921 года, Декабря 25 дня.
Глава 8 Доклад Московских профессоров – имяславцев На 8 – й Вселенский Собор (намечался на 1925 г. в Иерусалиме)
Начиная, с 1909 года на Святой Горе Афонской между иноками произошло разделение, которое было вызвано проникновеним туда яда современного рационализма. Истинно - православно - мыслящие иноки противостали ложным учениям и не православным мыслям, высказывавшимися некоторыми образованными монахами, иногда зараженными влиянием даже таких писателей, как Лев Толстой и Ренан. Возник спор об Именах Божиих, поводом к которому послужила рецензия инока Хрисанфа на книгу схимонаха Илариона «На горах Кавказа». В этой рецензии инок Хрисанф, между прочим, заявил, что Имя «Иисус» относится только к человеческому естеству Господа нашего Иисуса Христа, вопреки постановлению Собора: «Кто изречения евангельских и апостольских книг, употребляемые святыми ли о Христе, или Им самим о Себе, относит разделительно к двум лицам или Ипостасям, и одни из них прилагает к человеку, которого представляет отличным от (Бога) Слова Божия, а другие, как богоприличные, - к одному только Слову Бога Отца, - анафема» (Послание св. Кирилла, архиеп. Александрийского к Несторию). Эта рецензия возбудила общее негодование среди православной братии, но она была поддержана архиеп. Антонием Волынским (Храповицким), который дал ей место в журнале «Русский Инок». В конце концов, церковные власти, греческие и российские, взяли сторону иноков, восставших против исконно православного поклонения Имени Господа нашего Иисуса Христа, имяборцев. Патриархи Константинопольские Иоаким и Герман издали свои грамоты, а Святейший Правительствующий Синод обратился с посланием ко всем иночествующим (18 мая 1913 года), в котором было преподано как «православное мудрование об Именах Божиих» учение, которого иноки афонские никоим образом не могли принять. За это они подверглись избиению, издевательствам, /причём не останавливались даже перед поруганием св. икон и крестов, бывших в руках иноков/, изгнанию со св. Горы, заключению в тюрьмах. Постановлением Синода все священноиноки были запрещены в священнослужении; все иноки были отлучены от Св. Причастия, и исповедуемое ими учение было названо «имябожнической ересью». Все попытки добиться безпристрастного разсмотрения дела оказывались тщетными, и, наконец, в 1914 г. иноками было подано заявление в Синод об отложении их от всякого духовного общения с ним. Тогда Синод поручил Московской Синодальной Конторе рассмотреть дело 25 иноков «главарей», не касаясь, однако, существа дела синодального послания 1913 года. Синодальная Контора, рассмотрев ранее поданное в Синод заявление и исповедание иноков, заочно признала, что в этих документах содержатся данные к заключению, что у них (иноков) нет оснований к отступлению ради учения об Именах Божиих от Православной Церкви». Инокам «главарям» были разрешены Св. Причащение, а затем и священнослужение. Но об этом постановлении, утверждённом Синодом, не было объявлено во всеобщее сведение, и на прочих иноков-имяславцев, особенно находившихся в далёкой провинции, оно во многих случаях не было распространено. Когда в 1917 г. был созван Всеросийский Поместный Собор, председательствующему тогда митрополиту, ныне Патриарху Тихону, была передана челобитная с изложением дела. Это заявление было направлено в миссионерский отдел, был назначен докладчик, но Собор так и не успел рассмотреть нашего дела. 1 В выцветшей старой рукописи старца Георгия с трудом восстановлены данные подписи
| |
Просмотров: 229 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |