Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 3 том |
2016-04-10, 7:21 PM | |
И был ли кто-либо из них действительно не согласен с посланием Синода? Но доподлинно известно, что это послание, хулящее Имя Господне, написано от имени всего Св. Синода. Выходит, что с содержанием грамоты были согласны все члены Синода. А если нет, то где протест не согласных? Его не было. Молчание членов Синода удостоверяет согласие всех членов с содержанием Послания. Следовательно, за ересь Послания Синода, опубликованную на весь мир, ответственны все члены Синода. Не согласного с синодальным Посланием против Имени Божия Митрополита Макария подписи нет, потому как он, хотя и был членом Синода, но не состоял в «семёрке», подписывающей официальный церковный документ; кроме того, стряпня этого Послания вообще была от него скрыта, о нем он узнал лишь из периодики. Впрочем, и вообще-то послание Синода никем не подписано. Итак, это самое громкое Послание «Святейшего Синода» было сокрыто и от св. Макария, и от других членов Синода. Когда за похуление Имени Божия мы обвиняем Святейший Синод, то имеем в виду семь обязательных членов Синода, ответственных за содержание документов, выходящих от имени Св. Синода. Но что нас утешает и не отчаивает, так это то, что в Синоде определёны ещё несколько членов его, так называемых «необязательных», или «непостоянных», к которым некогда относился и св. Иоанн Кронштадтский, но по старости своей и состоянию здоровья он никогда на заседаниях Синода не присутствовал; а также старейший Московский Иерарх Митрополит Макарий (Парвицкий-Невский), маститый Киевский Первоиерарх Митрополит Флавиан (Городецкий), и другие иерархи Российской Церкви, не принимавшие учение синодской грамоты; они были защитники имяславия и имяславцев. Не лишним считаем упомянуть, что о. Иоанна Кронштадтского и Митрополита Макария архиеп. Антоний (Храповицкий), митрополит Антоний Санкт-Петербургский (Вадковский), а также митроп. Владимир Санкт-Петербургский (Богоявленский), и некоторые другие члены Синода почему-то ненавидели и не желали их присутствия в Синоде. Митрополит Макарий перед ними был безмолвный, как рыба безгласная; они даже не давали ему сказать речь в Синоде, постоянно унижали и одёргивали его. Вот как, он был унижен и совершенно безправным1 в Синоде. Оказывается, предполагаемое «Общество» для защиты великого праведника о. Иоанна Кронштадтского от клеветы, не утверждённое ненавистником о. Иоанна членом Синода митроп. Антонием (Вадковским), состояло из одних только протоиереев и ни один архиерей не входил в это Общество. Очевидно дух ненависти к о. Иоанну живший в митроп. Антонии, как раковой болезнью заражал всех архиереев. Ибо рыба начинает вонять с головы. Не лишним, также, считаем упомянуть, что членом Синода, составлявшим текст богохульной синодальной грамоты, был также Сергий, митрополит Финляндский (Страгородский) будущий Патриарх Российский, известный своей компромиссной декларацией к советской власти, в которой он написал: «радости ваши – радости наши, а враги ваши враги наши». Ленин объявил: Бог нам враг, а религия дурман для народа». Для советской власти первыми врагами являлись Бог и духовенство. Согласно декларации, выходит, что и для патриарха Сергия Бог являлся врагом, а религия дурманом для народа… Он же, Патриарх Сергий, на весь мир утверждал, что «в Советском Союзе не было и нет гонения на Церковь и религию, нет ущемления прав верующих, нет преследования за религию», а сам загнал в тюрьмы и на Соловки немало Российских иерархов и духовенства. «Не преклонившие своей главы пред Ваалом» иерархи: Митрополиты Макарий, Флавиан и другие, не ставшие участниками синодской грамоты и не похулившие Имя Божие, могли сохранить преемственность благодати от Христа в чистоте апостольского и Свято-Отеческого Православия. Были также и другие иерархи, защитники истины имяславия, через которых продолжалась преемственность апостольского рукоположения. Мы считаем, что вышесказанным цель опровержения неправды брошюры архимандрита Григория (Цвинтарного) вполне достигнута. Ну, а то, что защита имяславия не всем нравится, то и св. Евангелие, и Сам Господь Иисус Христос, за Чьё Имя стоят имяславцы, не всем нравятся. Кто чего хочет, то и выбирает: или для своего спасения, или для своей погибели.
Мы услышали замечание, что слишком резко выражаемся о Святейшем Синоде. А как святые отцы выражались о еретиках, Арии и других? Не резко ли? – Не только резко, но и осудили, и предали их анафеме. А Свт. Николай Чудотворец даже заушил еретика Ария в лицо за хулы на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Но что такое ересь арианская, в сравнении с ересью имяборческой? Автор книги «На горах Кавказа» схимонах Иларион в своих предсмертных письмах к бывшим своим друзьям по поступлению на Афон, оказавшимся во главе имяборчества, написал, что «ересь имяборческая в тысячу раз горше ереси Ария. Ибо Арий отвергал Божество Господа Иисуса Христа, а имяборчество хулит Святейшее Имя Его» и, вообще, Имя Божие, и коварнейшим, неприметным образом делает всех – неверующими. А кто говорит, что он в Бога верует, а Божество Имени Его отвергает, и верует по имяборчески, тот лицемерит, не подозреваея, что вера его суетная. Как же иначе можно относиться к Синоду, который лишил православной веры народ Божий? А как апостол любви св. Иоанн Богослов относится к хулителю Имени Божия? Он называет его «зверем», вышедшим из моря (т. е. из мира, - Сост.), для хулы на Бога, чтобы хулить Имя Его (Отк. гл.13).
О Церкви «омертвевшей» Слышал также осуждение в свой адрес за то, что в нашей брошюре 1-го издания, против архим. Григория (Цвинтарного) приведено письмо философа М. Н. Соловьёва, как анализ церковных событий в годы российской разрухи, в котором он назвал церковь, согласно Откровению св. Иоанна Богослова (3,1) – омертвевшей, и даже «смердящей», что в сущности одно и то же. И его выражения об омертвении российской Церкви приписаны мне, будто бы я сам от себя называю её «мёртвою».М. Соловьёв писал о «смердящей» церкви, каковой она стала после похуления Святейшим Синодом в 1913 г. Имени Божия, а затем, в начале 20-х годов она распалась на многие секты: «Живая церковь», «Союз церковное возрождение», «Союз древле-апостольских общин», в общем, на целую серию обновленческих антицерковных групп. Обновленчество возглавил узурпатор церковной власти митрополит Сергий (Страгородский), после смерти Патриарха Тихона присвоивший себе несуществующую в Церкви власть «заместителя патриаршего местоблюстителя». «Живяцкую церковь» возглавил протоиерей Красницкий, в общение с которым вошёл Патриарх Тихон; «Союз церковное возрождение» возглавил архиеп. Нижегородский и Арзамасский Евдоким (Мещерский), являлся председателем ВЦУ, сам свою «церковь» назвал осонизационной бочкой, а себя её краном, чтобы гадость из неё не вытекала наружу1. Когда и сам Патриарх Тихон колебался. Он переходил на новый стиль, два месяца и двадцать дней служил по новому. То есть «тихоновская» церковь признала постановление обновленческого волчьего собора о переходе церкви на служение по новому стилю, - что означало признание «волчьего собора», как сказал об этом Патриарху архиепископ Иларион (Троицкий). А затем Патриарх Тихон действие нового стиля приостановил и снова стал служить по старому стилю. Сначала Патриарх Тихон проклял советскую власть. А когда его арестовали, он написал Ленину покаянное письмо, раскаялся перед советской властью, и был освобождён из заключения. А в конце своей жизни он завещал молиться за советскую власть. В честь, якобы, покаяния за обновленческий раскол и возвращения из обновленчества в тихоновскую церковь митрополита Сергия (Страгородского), патриарх Тихон устроил вечер любви и посадил справа от себя митроп. Сергия, в знак всепрощения и любви к нему. И произнёс в адрес Сергия следующие слова: «Из всего, что вы постановили на своём (обновленческом) соборе, я признаю один только новый стиль». Но сидевший слева патриарха архиепископ Иларион возразил: «Владыко, с признанием одного, признаётся всё». На другой день после этого охранка КГБ арестовала исповедника святителя Илариона. Вот, кто такой ставший впоследствии Патриархом, Сергий! Святитель Иларион канонизирован и причислен к лику святых. Кто же его предал? – омертвевшая церковь – митрополит Сергий предал его большевикам... Не даром, наверное, в «Русском Доме» № 8, 2000 г. с. 8, в статье: «Христа продолжают распинать») говорится: «К покаянию зовут даже Церковь нашу! И она, бывает, кается, что выражается, например, в прославлении пострадавших от неё же самой мучеников». А скольких ещё предал коммунистам на страдания и смерть митрополит Сергий (Страгородский), сотрудничавший с КГБ, служивший не Богу, а мамоне, деспоту Сталину, и народу… - один Бог ведает. А патриарх Тихон? Он спокойно нарушил постановление Вселенского Собора и служил по новому стилю. А когда православный народ взволновался и запротестовал, действие нового стиля Патриарх приостановил, якобы он только «попробовал», понравится ли народу новый стиль, или нет. Принять во внимание должно и то, что Патриарх Тихон после его ареста покаялся перед советской властью, - он написал из своего заключения к советской власти заявление, в котором покаялся за проклятие её и предание анафеме, покаялся за своё воззвание к духовенству против декрета Ленина об изъятии церковных ценностей, и за воззвание против Брестского мира. За всё это Патриарх Тихон раскаялся перед теми, кого проклял и предал анафеме, и сказал, что он теперь советской власти не враг (значит – друг…), и после этого покаянного заявления был освобождён из заключения, но до самой смерти находился под домашним арестом; плюс к этому, Патр. Тихон принял грамоту Св. Синода1, в которой с высоты престола Российской Церкви похулено Всесвятейшее Имя Божие. Скажите, если бы Вы были благоговейный православный христианин и жили в те жуткие времена предательства и компромиссов церкви перед антихристовой властью – не представился бы вам тот кошмар, который творился в РПЦ? Не представилась бы Вам русская православная церковь «омертвевшей», какою увидели её аналитик философ М. Н. Соловьёв и сам Патриарх? Патриарх Тихон (Белавин) сознавался в этом омертвении церкви. В своём обращении к чадам РПЦ от 28.08. 1920 г. за № 2010 он писал: «Наш знаменитый историк Ключевский, говоря о преподобном Сергии и о значении его и основанной им Лавры, предвещал: «Ворота Лавры преп. Сергия затворятся, и лампады погаснут над его могилой только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовно-нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями земли русской, такими как преподобный Сергий». Ныне закрываются ворота Лавры и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже не растратили внешнее своё достояние и остались при одном холоде и голоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы (Откр. 3,1). Уже близится грозное время, и, если не покаемся мы, отнимется от нас виноградник Царствия Божия и передастся другим делателям, которые будут отдавать плоды в своё время…….» Тихон, Патриарх Московский и всея России. 28 августа /10 сентября 1920 г. № 2010».
На основании этого послания Патриарха Тихона, и всего вышеизложенного, вот и написал М. Н. Соловьёв об омертвении церкви. А мы только повторяем слова Патриарха и Соловьёва. Так следует ли возмущаться тем, что я поместил в своей брошюре слова Патриарха и Соловьёва о том, что согласно с действительностью, совпадающей с предсказанием Апокалипсиса они констатировали, что Церковь стала мёртвою (смердящею), которая в лице её Синода и Патриарха, похулила Имя Божие, лишилась Благодати Крещения, изгнала и осудила исповедников истины, в лице Патриарха Тихона пошла на компромисс и покаяние перед безбожной властью, а в лице Патриарха Сергия (Страгородского) предала на смерть многих представителей духовенства и мирян России? Даже сам кандидат в патриархи Митрополит Антоний (Храповицкий) в преддверии Собора 1917-1918 г. не лучше охарактеризовал Российскую Церковь - без законного Патриарха, которую он назвал «вымороченным достоянием» и нелестно отозвался о Святейшем Синоде, членом которого был он сам.
Свидетельства святой Православной Церкви о Божестве, Божественной силе, неотделимости Имени Божия как от наименования «Бог», так и от самого Существа Бога, как Божественной Энергии Его (Их столько много, что нет возможности привести их все. Поэтому приведём лишь некоторые). Святой Кирилл Иерусалимский: «Словом Спаситель переводится еврейское Слово «Иисус» (Св. Кирилл Иерусал. Творен. Св. Отец. Т. 25.. Моск. Дух. Акад. 1855. с. 241). Св. Афанасий Великий: Имя «Иисус» знаменует Искупление. Имя «Иисус» являет Спасителя (ср. в письме к Антиоху. Камень веры. 250) Св. Макарий Египетский: «Слово Божие есть Бог, а слово мира есть мир» (Творен. Св.Тр.Серг. Лав. Изд. 4. 1904. с. 293). Св. Ефрем Сирин: «Воздадим славу и поклонимся Иисусу Божию Слову» (Ч. 4. . Моск. Изд. 3.188. с. 657). Здесь Иисус – Бог-Слово). Св. Григорий Синаит: «Молитва есть Бог, действуяй вся во всех, за еже едину быти Отца и Сына и Св. Духа Действу, действующу вся о Христе Иисусе» (Слав. Доброт. ч. 1, 99). - Здесь вполне ясно, что молитва есть Бог и как действие Божие, ибо «никто не может рещи Господа Иисуса, как точию Духом Святым» (1 Кор. 12, 3), и в том смысле, что основание молитвы есть Имя Божие, которое, как действие, свойство и Слово Божие есть сам Бог. Блаженный Феофилакт Болгарский: «В толковании слов ап. Петра: «И да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа» (Дн. 2, 38) говорит: «Если бы Имя Отца было не Бог, и Имя Сына – не Бог, и Имя Святаго Духа – не Бог, то следовало бы сказать: во Имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только – в Бога Иисуса Христа, или даже просто только – в Сына. Но Он (Петр) говорит: во Имя Иисуса Христа, - зная, что Имя Иисуса есть Бог, равно как и Имя Отца, и Имя Святаго Духа (Толк. на Дн. Св. Ап. гл. 2, 38.. Казань. 1905. с. 52). Св. Максим Исповедник: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Единородный Сын» (Толк. на мол. «Отче наш». Моск. 1853. с. 15). Св. Симеон Новый Богослов: «Бог есть Свет и Свет безпредельный, и что в Боге-Свет есть… Также, и то, что от Бога – Свет есть… Христос, Иисус, Спаситель и Царь всего Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многие Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным ещё большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и действительно производит то самое… Хотя и о нас говорится многое подобное (т. е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами), но о нас говорится, как о людях, а о Нем как о Боге… Бог именуется Отцем, отцами называются и люди… Слова человеческие текучи и пусты, а слово Божие живо, непреложно и действенно, Бог истинный. Равным образом, и истина Божия паче ума и слова человеческого, Бог безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый» (См. 62-е слово на греческом. ч. 2. с.108). Епископ Михаил: В толковании Св. Евангелия Иоанна на слова: «Я открыл имя Твое» (Ин. 17, 6), - говорит: «Имя – вместо Лица, Его свойств и действий; открыл имя Бога – тоже, что открыл Самого Бога». Св. Тихон Задонский: «Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари несообщаемые, но Ему единому собственные, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, всеведение, правду святость, истину, духовное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем» (Том 3. гл.2. с. 65. Изд. 3. Моск. 1875). «Имя Божие само в себе как свято, так славно и препрославленно есть… Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог» (Том 7. с.167. Изд.2. Спб.1826). «Имя Божие со всяким почтением, страхом и благоговением поминай, и то в тех случаях, когда надобно поминать, понеже Имя Божие свято и страшно есть, и поминающие Его с непочтением, тяжко грешат. «Отдавай убо всякое почтение имени Божию, как Самому Богу» (Твор. т. 5. Троицкое слово. № 8. 1910 г. III-28). «Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может» (Там же. с. 65). «Бог есть Дух, и что ни есть в Боге, - духовное есть, и Сам Бог» (2 ч. 257.1899). Свидетельства катехизиса. Иисус значит: Спаситель, как изъяснил Архангел говоря Иосифу: «родит же Сына, и наречешь Имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). Посему справедливо заключить должно, что имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского. (Кн. Исповед. Каф. и Апост. Цер. Вост. 47 – 48, Киев.1838). «Имя Божие Свято Само в Себе» (Больш.Катех. л. 4. изд. 1874) (см. Отче наш). «Преславными и различными Именами нарещися может Бог, их же никтоже от Него отлучити может» (Б. Кат. 258. изд. 1878). «Сие сть имя Иисус, ему же поклоняется и припадает всякое колено небесных, земных и преисподних. Сие есть имя Иисус, егоже аще кто призовёт без сомнения духом и истиною, спасен будет. Сие есть Имя Иисус, его же подобает всем верным присно имети в сердцах и во устах, во всех делах своих по Апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите, словом или делом, вся во Имя Господа Иисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти и вся враги наша противные победити» (Больш. Катех. л. 4. 1874 г.). Виктор Успенский: Мы, прежде всего, должны просить, чтобы святилось Имя Его. Но неужели Имя Божие не свято, братие, когда мы должны просить, да святится Имя Его? Не Его ли Пресвятое Имя выну славят на небеси Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6,3)? Да и мы, православные, не тоже ли воспеваем по благости Божией на земле?» (Поуч. о мол. Господней. Моск. Университ. Типогр. 1858. с. 20). Без сомнения имя Божие свято Само в Себе: свято имя Его, говорит Слово Божие (Лк. 1, 49), или лучше – имя Божие есть сама святость. Не только само в себе свято имя Божие; Им даже и освящается всё то, на что мы призываем оное. От него приемлют освящение все таинства нашей Православной Церкви и обряды; Им утверждается верность наших клятв и обещаний; имя Божие мы полагаем в основание каждаго добраго дела. Так свято и пресвято Имя Божие! Но мы должны просить Отца Небесного, чтобы Имя Его, вечно святое и пресвятое само в себе, святилось в нас, или, что то же, прославлялось нами. (На. Еванг. Ин. 1, 1. Часть 3. Изд. 3. Моск. 1891. с.172). Протоиерей Григорий Дьяченко: Благоговеем пред именем Божиим, Которое есть благословенно (Пс. 71.19), хвально и прославлено (Пс.112,3). Которым благословляется и освящается всё (Пс.71,17), о Котором радуются Ангелы Божии, все Праведники, силою Которого и мы, грешные, спасаемся» (Деян. 4,12). Взято: Гр. Дьяченко «Катехизические поучения». М. с. 819). Отец Катанский: «И будет, всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся» (Дн. 2, 21; Иоиль 2,28-32; Рим. 10, 13). Имя «Иисус» - Спаситель. То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего» (Догматич. учен. о семи церк. Таинст. Спб. 1877. с. 99). «Да святится Имя Твое». Имя Божие всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещаний; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божие есть то же, что непостижимое Существо Божие» (Троицк. Лист. т. 5. Изд. Св.-Троицк. Л. 1896 – 1899. с. 137). Священник Стратилатов: «Да святится Имя Твое». – Да, братие, святить Имя Божие – это есть первая обязанность человека. К этому побуждает нас как самое имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое имя – имя Божие есть не другое что, как Сам Бог. Что есть Бог, то есть – и имя Его, что есть имя Божие, то есть – Он Сам. «Аз Господь Бог, - говорит Он, - сие есть имя Мое» (Ис.42, 8; 52,5-64; Пс.67, 5 и 82,13). – Следовательно мы, славя и почитая имя Божие, славим и почитаем Самого Бога. Сила же имени Божия так велика и спасительна для человека, что он может по силе сего Имени сделать всё. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих – демонов: «Именем Моим бесы ижденут», - сказал Сам Спаситель. Вот какова сила Имени Божия. После сего не святить Имя Божие не есть ли дело худое и богопротивное, и человек, который не святит его, не есть ли Богоотступник, сын противника диавола и наследник огня геенского» (Свящ. Стратилатов. Собрание Церковных Поучений для Простого Народа.. Книга сия удостоена премии Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поучение 31-е. с. 102). Архиепископ Филарет Черниговский: «Когда питомцы ветхого завета спрашивали о Имени Божием: то им указано было на Имя Иеговы, как на Имя страшное, недоступное для мысли и языка людей. Один Сын Божий мог сделать доступным для людей Имя Божества, как по Своей естественной близости к Богу Отцу, так и по любви к людям Он открыл имя Божие, как имя вечной любви по отношению к людям и как имя Триединого в самом себе» (Беседы о страстях Христовых. с. 187). «Что сказано о Боге в собственном смысле, то и есть Бог, и что Он есть по природе, то и сказано в собственном смысле». «Имена и качества Божии, показанные в Откровении, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущие» (Правосл. Догм. Богосл. ч.1. Спб. 1882. О свойств. Сущн. Бож. III. с. 37). «Имя Божие есть сущность Божества в том виде, в каком можно знать её». (Бес. 25, на текст: «Явих Имя Твое человеком». Изд. 3. ч. 1. Спб. 1884. с. 187). В течение мировой истории Ветхозаветной Бог неоднократно являлся святым. Но не всем своим Существом, а в том виде, в каком мог воспринять ограниченный человеческий разум. Являл Бог Себя пророку Исаии и виде седобрадого старца «ветхого деньми»; пророку Моисею являл «задняя Своя»; праведному Аврааму являл Себя в виде трех странников (ангелов) каковое изображение ныне почитается в иконе Троицы Рублёва. И в каком бы виде ни являлся Он, мы называем Его Именем Бог. Так почему же мы не можем называть Богом Имя Божие, в котором Он являет Своё Божество в меру восприемлемости ограниченным человеческим разумом? «Имя Господа Иисуса так велико, так важно пред Отцем Небесным, что за любовь к сему имени Отец Небесный готов всё сделать для верующих» (беседы о страд. Госп. Наш. Иисуса Христа, ч. 1. изд. 1. с. 173). Св. Симеон Новый Богослов: «Когда речь идёт о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Бог» (Конец 62-го слова. с. 107 – 108). Св. Димитрий Ростовский: Пред сим великим именем «Иисус» всякое колено преклоняется, небесных, и земных, и преисподних. Сие пресвято имя есть сильнейшее оружие против врагов наших, как говорит св. Лествичник: «всегда именем Иисусовым бей супостатов, крепче оружия не найдёшь ни на небе, ни на земле» (Чет. Мин. Слово на Обрез. Господне. Месяц Январь). «Наводя же то, хулит самую пресвятую Троицу, в Ея же Имя мы треми персты знаменаемся глаголюще: во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. А он, Отца и Сына, и Святаго Духа (Розыск о Раскольнич. Брынской вере. Киев. Печер. Лавра, 1866 г. л. 257). Св. Варсонофий Великий: «И молися Святому имени Божию, глаголя сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (ответ на 443 вопр. с. 382). Молитва Иисусова здесь называется именем Божиим. Поэтому св. Церковь не напрасно молится ему. Церковная молитва: «Иисусе, спасительное имя, помилуй мя» (В понед. 5-й седм. Вел. Поста. На утрени стиховна). Св. Исихий Иерусалимский: «Да соединим имя Иисусово своему дыханию. Ово бо есть Свет, те же тма, и ово (имя Иисус) есть Бог и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом» (Слав. Добротолюб. ч. 2. гл. 170. Моск. Изд. 4-е. 1840 г.). Св. Иоанн Кронштадтский: «В имени Иисус Христос весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Божеством. (Моя жизнь во Христе. Вып. 5. Изд. 2. Спб. 1893. с. 30) «Он (Бог) весь в принадлежащих Ему именах» (Моя жиз. Во Хр. т. 1. М. 1891. с.129). «Потому и говорится: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе», что в одном имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопоклоняемая» (с.194). «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Х р и с т а, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа» (Т. 2. Изд. 5. М. 1899. с. 129). «В каждом слове – Бог-Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностью, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Духом"? (Т. 5. ч. 2. Изд. 2. Спб. 1894. с. 144). «Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах, ведь Он Дух, Премудрость или безконечная Ипостасная Мысль» (Там же. с. 351). «Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя, а сам (о. Иоанн) смотрю на имя Отца и Сына и Святаго Духа, как на самое существо пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином, - смотришь: тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопоклоняемого и м е н и, как дым исчезнет». (Т. 5 – 6-й. ч. 2. Изд. 2. Спб. 1894. с. 128). «Имя Божие есть Сам Бог» (Моя жиз. Во Хр. Вып. 5. Изд. 2. Спб. 1893. с. 30). «Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй» (Там же. с. 7). «Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, или Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, - суть сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах» («Мысли Христианина». с. 47 – 47).. Св. Ефрем Сирин: «Воздадим славу и поклонимся Иисусу, Божию Слову» (Ч. 4. изд. 3. Моск 1882. с. 657). «Венец славы сплетает Он праведным, уповавшим на Имя Его и на спасение Его» (Там же. с. 374). Толковая Псалтирь: «Он (Бог) другого воздаяния не требует от нас за вся благая подаемая нам, кроме прославления Имени Своего» (Толк. Пс. 68.. слав. Перев. Моск. 1806. с. 342). Пророк Малахия: « А для вас, благоговеющие пред Именем Моим, взойдёт солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдите и взыграете, как тельцы упитанные». (Мал. 4, 2; см. 3 кн. Ездры 2, 42 – 48). Св. Ириней Лионский: «Не Христос сходил тогда на Иисуса - и не другой есть Христос, а другой Иисус, но Слово Божие, Спаситель всех, Владыка неба и земли, который есть Иисус, как я прежде сказал, принявший плоть и помазанный от Отца Духом, стал Иисус Христос» (Кн. 3. гл. 10. с. 296). Примечание: Здесь, очевидно, Иисус есть Слово Божие, которое будучи предвечным Богом, приняло наименование Христа по воплощении. Кроме того, Св. Ириней словами: «И не другой есть Христос, а другой Иисус отвергает разделение имён Господа, чем вполне опровергает учение тех, которые говорят, что Христос есть имя Божьего естества, а Иисус человеческого. Св. Епифаний Кипрский: «Итак, научитесь неразумные, что Слово Божие есть Сей Самый Иисус, Который пострадал за нас, Который вселился между нами» (ч. 1. М. 1863. с. 335). Св. Никифор Константинопольский: «А мы – что? То, что Христос и Бог наш, ставший человеком, принял имя, которое обозначает одинаково и то и другое из соединённых естеств, как освятившее Божество, так и освящённое человечество, так что под одним словом познаётся и двоица соединённых естеств и ипостасное из них соединение единого лица» (Твор. Св. Отец. т. 65. ч. 1. М.Д.А. 1904. с. 270). Св. Афанасий Великий: «Слово Божие называет себя Премудростью, Силою, десницею, мышцею и другими таковыми же именами, и если по человеколюбию входит в единение с нами, облекаясь в наш начаток и с нами срастворяясь; то следует, что одно и то же Слово по справедливости прияло на Себя и прочие именования... Посему под Именем Христа разумеем и то и другое вместе, то есть, Божие Слово, соединённое в Марии с Тем, Кто от Марии» (Ч. 2-я. изд.2. Троиц. Серг. Лавра. 1902. с. 490-491) Св. Иоанн Златоуст учит, что Имена Божии: Христос, Сын, Иисус, Господь, «все эти Имена суть общие и выражают собою оба естества» (Т.3. с.811). «Мы называемся после рождения, Иисус же называется прежде рождения, потому что Он был, прежде даже не зачался. Иисусом же был назван, потому что имел дело Спасителя» (Т. 2.. кн. 2, изд. 2. Спб. Дух. Акад. 1899. с. 876). «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Своё название творению» (Там же. с. 86. Бес. на пс. 81). «Для того и Имя (Иисус) принесено Ангелом с небес, дабы сим показать, что чудно рождаемое; потому что Сам Бог свыше посылает имя чрез Ангела Иосифу. Ибо это было не просто имя, но сокровище безчисленных благ» (Бес. на Мф. ч. 1. Изд. 7. Моск. 1899. с. 62). Блаж. Феофилакт Болгарский: «Тех, которые считают имя Христа Сына Божия «Иисус» человеческим, подобным всем другим именам, какими называются люди, Блаженный Феофилакт Болгарский называет братьями богоубийц – в таких словах: «Имя «Иисус», братья богоубийц принимают за имя человека» (Толк. Дн. 2, 32). А Св. Григорий Нисский говорит: «Кто имя Сына придаёт твари, то да будет он причислен к идолослужителям» (Твор.ч. 5. М. 1863. с. 488). Св. Феодор Студит: «Иисус» создавый Адама и Сын Твой» (Триодь постн. В нед. Мясоп. Кан. Утрен. Богор. 6 песн.). Св Кирилл Александрийский: «Блаженный Ангел дал Ему Имя (Богомладенцу) по действенности» (Ч. 7 – 8. т. 56. с. 70), т. е. по действию Бога. Св. Симеон Новый Богослов. Учение о том, что действие Божие есть Бог, с особенной полнотой и ясностию развил, Святой Симеон Новый Богослов в конце 62-го слова, Он, между прочим, говорит: «Бог есть Свет… и то, что от Бога, Свет есть… Глас Его – Свет и проч., а также: Христос, Иисус, Спаситель… Свет. 1 Как известно, была предпринята попытка учреждения Общества для защиты о. Иоанна Кронштадтского от клеветы. Среди инициаторов его создания были митрофорные протоиереи Александр Дернов и Философ Орнатский, протоиереи Павел Лахотский и Пётр Миртов, священники Михаил Прудников, Иоанн Орнатский и Николай Гронский. Проект устава Общества, одобренный св. прав. Иоанном Кронштадтским, не был, однако утверждён митрополитом С.-Петербургским Антонием (Вадковским. + 2.11.1912). По словам секретаря «Общества в память о. Иоанна Кронштадтского» Я. В. Ильяшевича (И. К. Сурского. + 23.3.1953), он «завидовал славе о. Иоанна и не любил его. (…) Ненависть митрополита С.-Петербургского Антония (Вадковского) к о. Иоанну получила своё яркое выражение после блаженной кончины Великого молитвенника Земли Русской и Чудотворца, когда митрополит воспретил служить молебен в церкви-усыпальнице о. Иоанна. Один из друзей моих благочестивый петроградский протоиерей рассказывал мне, что очень люта была смерть митрополита Антония (Вадковского). У него случился удар, - он лишился зрения и языка, но всё слышал и понимал в течение 6 дней» (Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1-2. М. «Паломник». 1994. С. 118). Такое отношение митроп. Антония (Вадковского) к о. Иоанну не было случайностью. Как известно, владыка сочувствовал обновленческому движению. Защищал ректора С.-Петербургской Духовной Академии и студентов, демонстративно отслуживших панихиду по казнённом бунтовщике и изменнике лейтенанте Шмидте. Директор департамента полиции С. П. Белецкий (+ 1918), давая показания комиссии временного правительства, сообщил, что в его ведомстве имелась схема одной их масонских организаций, согласно которой вл. Антоний был «сторонником освободительных идей Витте, также принадлежал этой ложе…» (Острецов В. М. Чёрная сотня. Взгляд справа. Мск. 1994. с. 28). «Свете тихий». М. Паломник. 1996. с.442-443). 1 Недаром блаженная Мария Дивеевская звала его «расной свечой» и «красным архиереем», распевая о нём частушку: «Как по улице, по нашей, Евдоким идёт с Парашей, порты синие худые, ноги длинные срамные» («Свете тихий». М. Паломник. 1996. с. 388). 1 Он не осудил хульное Послание Святейшего Синода против Имени Божия, но принял его, и в своём цыркулярном поздравлении чад Православной церкви с Рождеством Христовым назвал имяславие «лжеучением», а имяславцев и защитника Православия от похуления Синодом Имени Божия иеросхимонаха Антония (Булатовича) «заблудшими» и «имябожниками». См. цыркуляр Патриарха № 3244. 25 декабря 1920 г. | |
Просмотров: 334 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |