Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 4 том |
2016-04-17, 10:47 PM | |
Глава 20. Ссылки П.Андрiевского на Св. Отецъ не в пользу имяборчества.
В доказательство того, что Имя Божiе – не Богъ, и не Божественная Энергiя, свящ. Петр Андрiевскiй привел несколько не удачных для себя изреченiй святых Отец: 1). Св. Григорiй Нисскiй: «Иное – предмет, по своей природе подлежащiй названiю, и иное – названiе, обозначающее предмет. Бытiе – не одно и то же с наименованiем». Возраженiе: Св. Феодор Студит: «Что из видимого глазами лишено имени. И каким образом может быть отделено то, что названо (известным Именемъ), от своего собственного наименованiя… Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя; в них единство поклоненiя – нераздельно.[1] Нас удивляет, что имяборцы, зная, что вопрос идет об Имени Божiем, приводят текст, имеющiй смысл и примененiе к обычным именам человеческим и тварным предметам. (Это знак того, что они в Своем отрицанiи не имеют прямого и не двусмысленного доказательства из ученiя святых Отец, и не могут опереться на положительное Богословiе и философiю).[2] Значенiе этого текста не относится к вопросу об Имени Божiем, ибо всякое Имя Божiе есть Слово Божiе (а не простое человеческое слово не относящееся к Богу), а Слово Божие есть Богооткровенная Истина, словесное действiе Энергии Бога и есть Самъ Богъ. Богооткровенная «Верховная истина, не иное что есть, как Самъ Богъ».[3] Всякое слово Божiе есть словесное действiе Божества, и есть Самъ Богъ по реченному: «глаголы яже Аз глаголю вам, Дух суть и Живот суть» (Ин 6,63). Отвергающiе Божество Имени Божiя отвергают Энергiю Трiипостасной Истины, т. е. действiе Божiе; которое, по ученiю св. Отец и св. Церкви именуется Божеством и Богом. Св. Григорiй Нисскiй: «Кто Имя Сына придат твари, то да будет он причислен к идолослужителям»…[4] Св. Церковь и Св.Отцы прямо учат, что Имя Божiе есть Самъ Богъ,[5] Имя Господа нашего Iисуса Христа есть Сам Господь Iисусъ Христосъ.[6] Желающiе убедиться в этом могут проверить по нашим сноскам. Очень хотелось бы услышать от имяборцев, хотя бы два-три текста святых Отец, Священного Писанiя и св. Церкви о том, что Имя Божiе не есть Самъ Богъ, что Имя Божiе, выражающее свойства и действiя Божiи и Богооткровенную истину о Боге – не есть Действiе Энергiи Божества, а потому не есть Самъ Богъ, что слово Божiе Евангельское, все глаголы Божiи записанные Пророками, Апостолами не есть Действiе Святаго Духа, не являются живыми и действенными глаголами Бога Духа Святаго, не есть «Дух и Жизнь», вопреки сказанному в Священном Писанiи.[7] 2). Св. Василiй Великiй: «Имена означают только сущность, а сами не суть сущности». Возраженiе: смысл этого текста опровергает еретическое мудрованiе Евномiя, но к делу, касающемуся Богооткровенныхъ Имен Божiих, текст этот не относится, ибо Имя Божiе непостижимо и творит чудеса, как о сем Сам Господь сказал: «Именемъ Моим бесы ижденут» (Мк 16,17); и еще: «Я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: Имя Мое даст вам большее дерзновение» (Iоан. 16,24). А «Имя Божiе есть сущность Божества, в том виде, в каком можно знать ее»,[8] учит свт. Филарет, архiепископ Черниговскiй (Гумилевскiй): Архiепископ Никон (Рождественскiй) до своего паденiя в имяборческую ересь, учил: «Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям».[9] Епископ Михаил, известный православный толкователь Свящ. Писания, в толковании на слова Спасителя «Я открыл имя Твое» (Iоан 17,6) – говорит: «имя – вместо Лица, Его свойств и действiй; открыл Имя Бога – то же, что открыл Самого Бога». Св. Кирилл Iерусалимскiй: «Да святится Имя Твое». Имя Божiе по естеству Свято, хотя говорим, или не говорим сiе».[10] Примечанiе: «Если Имя Божiе свято по естеству, то оно и есть Божество, которое именуется Богом; ибо что может быть свято по естеству кроме Бога ?» Блаженный Iероним: «А иногда Имя «Iисусъ» значит Богъ Слово».[11] «Спаситель говорит, что Дух Святый посылается в Его Имя, а собственно Имя Спасителя есть Сынъ».[12] Св. Исихiй Iерусалимскiй: «Да соединим Имя Iисусово Своему дыханiю. Ово бо есть Свет, те же тма, и ово (Имя – Iисусъ) есть Богъ и Владыка, те же (т. е. помыслы) раби бесом».[13] Не ясно ли отсюда, что Имя Божiе в Боге , и Богъ во Имени Своем. Как и св. Iоанн Кронштадтскiй учит, Богъ везде, но особенно Он весь в принадлежащих Ему Именах. [14] «В Имени Iисусъ Христосъ весь Христосъ – душа и тело Его соединенные с Божеством».[15] Да что много говорить! О том, что Имя Божие есть Самъ Богъ представлен уже целый сонм доказательств: аскетических, Богословских и философских.
3) Св. Дiонисiй Ареопагит: «Всякiй ум и слово безконечно далеки от Бога, чтобы быть Ему подобными». Возраженiе: Смысл этого текста относится к тем, кто дерзает постигнуть непостижимое Существо Божiе. Исповедники же Божественнасти Имени Божiя исповедуют, что Оно так же непостижимо как и Самое Существо Божiе».[16] Постигать Бога имяславцы даже и не думали. Поэтому этот текст приведен не по существу дела.
4) Св. Григорiй Нисскiй: Не ради Бога, а ради нас измышлены имена для усвоенiя понятiя о «Сущем», т .е. о Боге». Возраженiе: Здесь говорится о именах измышленных людьми. Мы чужды сих понятiй и исповедуем Имена Божiи, открытые нам Самимъ Богом в Священном Писании. Об Именах Божiих изшедших из Существа Божiя, Самъ Господь сказал: «Азъ Господь Богъ, сiе Мое есть Имя Вечное»;[17] «Аз есмь Сый»;[18] «Явих Имя Твое человеком»;[19] «И наречеши Имя Ему Iисусъ – Той бо спасет люди своя от грех их»;[20] И согласно ученiю Святых Отец, исповедуем Имена Божiи Словом Божиимъ, Истиной Богооткровенной, действiем (или Энергией) Божiим. Св. Iоанн Златоуст: «Самъ Богъ свыше посылает имя чрез Ангела Iосифу. Ибо это не просто было Имя, но сокровище безчисленных благ».[21] «Мы называемся после рожденiя, Iисусъ же называется прежде рожденiя, потому что Он был прежде даже не зачатся, Iисусомъ же был назван, потому что имел дело Спасителя» [22]. «И то служит великим доказательством любви к нам Бога , что Онъ, Творецъ, сообщил свое названiе творенiю».[23] «Всякое Имя Божiе велико, потому что Имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Велико то Имя Божiе, которым Онъ Самъ Себя назвал, когда на слова Моисея: се Азъ пойду к сынам Израилевым, и реку к ним: Господь Богъ евреев посла мя к вам; и аще вопросят мя: что Имя Ему? Что реку к ним? Отвечал ему: речеши сынам Израилевым: Сый посла мя к вам. (Исх 3,13-14). Этому страшному и святому Имени пророк и повелевает исповедаться».[24] И так, согласно ученiю Святых Отецъ и Самого Господа Имена Божiи – Боготкровенны, а не выдуманы людьми. Доказательства этому можно приводить безконечно, но для верующих по православному и сего достаточно, а не верующих не убедит и целое облако свидетельств.
5) Св. Григорiй Богослов: «Не Богъ еще то, что мы представляем себе под понятiем Бога , или чем мы Его изобразили, или чем описало слово Его». Возраженiе: Мы Бога не представляем, а веруем в Него по Его свойствам выражаемым и являемым Его Божественными Именами. А представляют Бога сущие в прелести. Текст свт. Григория Богослова приведен имяборцами не по существу темы. Смысл сего текста – непостижимость Бога. Сами буквы и звуки произносимого Имени – не Богъ. Но Богооткровенные Имена Божiи, как действiя Его и как Истина Божiя заключенная в Имени, суть – Богъ. Когда мы произносим слово «Богъ» или «Божество», то под понятием этих слов разумеем полноту Божества: ипостаси, естество, свойство и действiе; и сiе последнее, – а не буквы слов: «Богъ» или «Божество», – есть Богъ. Если мы произносим какое либо Имя Божiе, например, «Iисусъ», то вознеся мысль и сердце свое к Самому Iисусу во Имени сем, силою Божественнаго Откровенiя и Действия ощущаем и сердечным оком зрим Iисуса в свойствах выражаемых сим Именемъ. И потому мы говорим, что Имя Божiе есть Самъ Богъ. Этот опыт есть – аскетический. А Богословски наилучшим образом сказалъ истину о Своемъ Имени Самъ Богъ: «Азъ Господь Богъ, сие Мое есть Имя»;[25] «Живу Азъ и присно живет Имя Мое»;[26] «Мое Имя Вечное».[27] В этом Откровении Господь ясно открыл Божество Своего Вечного Имени. Это и есть Православная вера во Имя Божие, которую имяборцы отвергли, и всякими неправдами, подвохами несоотсветствующих к делу текстов Святых, и суемудренной человеческой философией пытаются оправдать свое отступление от Православия. С текстом св. Григорiя Богослова мы вполне согласны, он нисколько не противоречит нашему исповеданiю Божества Имени Божiя, и нисколько не оправдывает имяборческое отверженiе Божества Имени [1] С. 129. Спб. ДА. 1907 г. [2] А также знак того, что имяборцы сравнивают Имена Божiи с обыкновенными именами и названiями человеческими. – К.Б. [3] Лактанцiй. О ложной религiи. Кн. 1. Предисловiе. И если согласно ученiю святых отец имяславцы исповедуют непостижимость Имен Божiих, то не тем ли паче, они исповедуют непостижимость Самого Существа Бога ! – К.Б. [4] Твор. Ч. 5. М. 1863. С. 188. [5] Ис 42,8; 48,2; 54,5; 63,16; Исх 3,15; Числ 14,21; Пс. 71,17; «Троицкiе Листки». т. 5. с. 137. изд. Т.С.Л. 1896-1899); Св.Симеон Новый Богослов. Конец 62 сл. с. 107-108; Св. Макар Егип. Твор. с. 293. с.Т.С.Л. изд. 4. 1904 г.; Св. Макс. Исповедник. Толк. на мол. «Отче наш. с. 15. М. 1853 г. Св. Исихiй Iерусалимск. Слав. Добротол. ч. 2. гл. 170. М. изд. 4. 1840 г. Еп. Михаил на слова: «Я открыл Имя Твое» (Ин.17,6); Св. Тихон Задонск. Твор. т. 5. Троицкае слово. №8. 1910 г. III-28; с. 65; 2 ч. 257. 1899 г. Лактанцiй. О ложной религiи. кн. 1. Предисловiе; «Моя жизн. Во Христе». вып. 5. с. 30. изд. 2. Спб. 1893; Там-же, с. 7; Том 2. с. 7-8; Мысли христiанина. с. 46-47; Свящ. Стратилатов. Собран. Церковн. Поучен.. Книга удостоена премiи Святейш. Синода. Изд. 2. 1890 г. Поуч. 31. с. 102. [6] Св. Димитр. Рост. Чет. Мин., сл. на Обрез. Госп. Мес. Январь; Флпс. 2, 9-10; Св. Варсонофiй Вел. Ответ на 443 вопр. с.382; Дн. 4,12; Блаж. Iероним. ч. 17. с. 315. Кiев. 1903; Св. Кирилл Александрiйск. Ч. 7. с. 244. М. 1889 г. Свв. Каллист и Игнат. Ксанфопулы. Добротолюб. т. 5. Каллист и Игнатiй. гл.73; гл. 18; Св. Григор. Нисск. ч. 5. с. 488. М. 1863 г.; ч. 6. с. 232-4; Откр. 19,13; Блаж. Феофилакт Болгарск. Толк. Деян. 2,32. Изд. Сойк. Спб. 1911 г. [7] Ин.6,63; Евр.4,12. [8] Без. 25 на текст: «Явих Имя Твое». Изд. 3. Ч. 1. СПБ 1884. С. 187. [9] Троицк. Лист. Т. .5. Изд. ТСЛ. 1896-1899. С. 137. [10] Изд. 2. 1893. С. 298. [11] Ч. 17 Кiев. 1903. С. 315. [12] Ч.5. Кiев. 1879. С. 446. [13] Славянск. Добротолюбiе. Изд. 4. М. 1810. Ч. 2. Гл. 170. [14] Ср. Моя жиз.во Хр. Т. 1. М. 1891. С. 129. [15] Его-же. Вып.5. Изд. 2. СПБ. 1893. С. 30. [16] Ср. Св. Iоанн Злат. т. 9. СПБ.ДА. 1903 г. на Римл. 1; Блаж. Феофилакт Болгар. На посл. К Римл. 1,5. с. 6. [17] Ис 42,7; Числ. 14,21. [18] Исх 3,14. [19] Ин 17,6,26 [20] Мф 1,21 [21] Св. Iоанн Злат.Без. На Мф. Ч. 1. С. 62. Изд.7. М. 1899. [22] Его же. Т. 2. С. 876. Кн. 2. Изд. 2. СПб. ДА. 1899. [23] Там-же. С. 862 [24] Его же.Т. 5. Кн. 2. Спб. 1899. С. 938. Без. на псал. 98. [25] Ис. 42,8. [26] Числ 14,21. [27] Исх. 3,15. Господня. Но этот текст к нашей теме не относится. Св. Симеон Новый Богослов учит: «Когда речь идет о людях, то имена, приложенные к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога , то и Имена Его суть – Богъ».[1] См. еще наши тексты в параграфе 2. 6) Св. Григорiй Нисскiй: «Усвояемые Богу имена недавни, сравнительно, с Самимъ Богомъ, ибо Богъ не есть реченiе и не в голосе и звуке имеет бытiе». Возраженiе: Вот поэтому, во всех своих исповеданiях поданных в Св. Синод, на Суд Поместного Собора и в Суд Московской Синодальной Конторы о. Антонiй Булатович для отраженiя клеветы имяборцев будто бы имяславцы обожествляют самые буквы и звуки эти тварные элементы имени, пояснял: «Повторяю, что, именуя Имя Божiе и Имя Iисусово Богом и Самимъ Богом, я чужд как почитанiя Имени Божiя отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обоженiя самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге ».[2] Для людей получающих свое бытiе во времени, усвояемые Богу имена стали известны с появленiем их в мiр; но в смысле понятiй о Боге Имена Его вечны и непостижимы, как вечен и непостижим Самъ Богъ, и открыты нам Самимъ Богом, как было уже показано (см. тексты наши в параграфе 4). Богъ в существе Своем непостижим, – но, называя всякое Богооткровенное имя Божiе, мы разумеем Его действiя, происходящiя из Существа Божiя и неотделимые от Него; голос и звуки Имени – тварны, и никто букв и звуков имени не называет Богом. Но имяборцы под Именемъ Божiим разумеют лишь одни только буквы и звуки голоса. В этом коренится глубочайшее их заблужденiе. Поэтому они основываются на неправильно понятыми ими словах св. Григорiя Нисского. Исповедники Божества Имени Божiя и не говорят, что бытiе Бога в буквах и звуках голоса. Но если ум и сердце и дыханiе соединяются с Именемъ Божiим, значит присутствiе Божiе здесь несомненно. Потому и говорит Господь: «Кто во Мне пребывает, и Азъ в нем, тот сотворит плод мног». А как же иначе пребывать в Боге, если не соединившись с Именемъ Его? Неужели человек может пребывать в Самом существе Бога не соединившись с Именемъ Его? Да не будет. Это недоступно для человека. И это весьма еретично. Так учить могут только обольщенные сатаной хулители Имени Божiя, которые говорят, что Имя Божiе заключается только в голосе и звуке языка, и ичезает в небытiе вместе с звуком голоса… Св. Кирилл Iерусалимскiй: «Словом же: Спаситель переводится еврейское Слово Iисусъ. Iисусомъ же не люди наименовали Его, но явственно наименовал Ангел, который пришел не по своей власти, но послан Божiею силою».[3] Об Имени Божiем приснопамятный о. Iоанн Кронштадтскiй так говорит: «Господь при безконечности Своей такое простое Существо что Он весь бывает в одном Имени «Господь», в одном Имени «Троица»; или в Имени «Iисусъ Христосъ».[4] «В Имени «Iисусъ Христосъ» весь Христосъ, Душа и тело Его, соединенные с Божеством».[5] «Он (Богъ) весь в принадлежащих Ему Именах».[6]
7) «Св. Iоанн Златоуст: «Iисусомъ назван для того, чтобы под Именемъ «Iисусъ» скрыть от дiавола Его Божество». Возраженiе: Не сказал Святой: скрыть от дiавола, что Он – Богъ, но – Божество. Из этого текста, во-первых, видим, что Iисусъ назван «Божеством». Значит, названiе Богъ и Божество – идентично. Богъ может называться Божествомъ, а Божество – Богомъ. Это – к тому, что имяборцы говорят, что слово Богъ относится к Существу, а Божество – к действiям Существа. А так как по их ученiю действiе Божiе есть лишь только Божество, то оно не есть Самъ Богъ. То есть, они не признают Богомъ действiя Существа Божiя. А так как Имя Божiе имяславцы признают – действiем Божiим, а по ученiю имяборцев действiя Божiи – не Богъ, значит, по ихнему, и Имя Божiе не есть Самъ Богъ. Св. Iоанн Златоуст ясно говорит, для какой цели Господь наш назван Iисусомъ – чтобы скрыть от дiавола Его Божество, – но в смысле сего текста нет и тени намека на то, что Имя Iисусъ не предвечно. Напротив, он утверждает ту истину, что Имя Iисусъ предвечно, ибо говорит: «Мы называемся после рожденiя, Iисусъ же называется прежде рожденiя… и проч. см. парагр. 4. О вечности Своего Имени свидетельствует Самъ Богъ говоря: «Живу Азъ и присно живет Имя Мое» (Числ 14,21). «Сiе Мое есть Имя вечное» (Исх 3,15). «Прежде Солнца пребывает Имя Его» (Пс 71,17). «От века Имя Твое – Искупитель наш» (Ис 63,16). До воплощенiя Бога , т. е. в В. З. имя «Iисусъ» было среди людей, как имя простое, человеческое. Iисусами были: Iисусъ Навин, Iисусъ Iоседеков, Iисусъ Сирахов. Но тогда эти имена были прообразом истинного Iисуса, Бога-Искупителя. А в Боговоплощенiи это Имя стало иметь высокое значенiе, Оно явилось, как раньше было прообразованное, не простым человеческим Именемъ, но как Богооткровенное, и по слову св. Димитрiя Ростовского – предвечное, по смыслу своему – означающее Бога-Спасителя, или Бога-Искупителя. Iисусъ, значит «Спаситель», «Искупитель», Спасенiе, Искупленiе – и потому есть Богъ. В Новомъ Завете запрещается именовать людей сим Именемъ «Iисусъ», ибо Iисусомъ может быть только истинный Богъ-Спаситель. Приведенный имяборцами текст св. Iоанна Златоуста наводит на мысль: а разве не знал дiавол с Кем он, противник, имеет дело, т. е. что Христосъ есть Богъ, когда сами бесы исповедывали Его Богом: «…что тебе до нас, Iисусъ Сын Божiй? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8,29). Из исторiи с сынами Скевы бесы знали уже Iисуса, как своего сильного противника, т. е. как Божество и Бога. Поэтому, надо ли имяборцам основывать свое неверiе в Божество Имени «Iисусъ» этими частными словами св. Iоанна Златоуста, когда даже бесы исповедывали Его Богомъ, а имяборцы отрицают Божество Его Имени. Мы имеем и другiе свидетельства: «Имя Iисусъ братья Богоубiйц принимают за имя человека», говорит Блаженный Феофилакт Болгарскiй. [7] О предвечности Имени Iисусова говорит и св. Димитрiй Ростовскiй: «Сiе Спасительное Имя Iисусъ, прежде всех век в Тройческом совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавленiе».[8]
8) Св. Iоанн Златоуст: «Господь назван Iисусомъ Христомъ, потому что облекся в плоть. Iисусъ – имя Его плоти». Возраженiе: Во-первых, автор сфальсифицировал текст. Св.Златоуст говорит, что «Iисусъ» имя Его по плоти». Автор же слово Златоуста лукаво передает так: имя Iисусъ – имя Его плоти», и получил, что хотел. По его лукавству Имя Iисусъ Божеству непричастно… Значит, оно не Божество, а человечество. Но ведь человечество во Христе неслитно и нераздельно соединилось с Божеством. И все Имена Его равны. Св. Златоуст Своими словами не дает никакого повода утверждать о не предвечности Имени Iисусъ. Имяборцы же, к стыду своему, привели сiи изреченiя Святого в опроверженiе Божественности и предвечности Имени Iисусова и обнаруживают полное неверiе свое во Имя Божiе.[9] Но страшно противу рожна прати.[10] Страшно даже подумать о таком мудрованiи их! Все Имена Бога равночестны и нераздельны между собой и равны по их достоинствам и являют Единое Имя Божие. А имяборцы стремятся внести разделение в Единое Имя Божие, выделить из Единого Имени Бога Имя Iисусъ, которое они называют наименьшим именем, и именем только для плоти Iисуса, и потому называют имя Господа Iисуса не Божественным и не чудодейственным, а простым человеческим именем. Мудрствовать же об Именах Божiих и думать, что Имя «Iисусъ» относится только к плоти Сына Божiя, а имя «Христосъ» к Божеству Его – значит подпасть под анафему: «Те, кои каждое естество Господа именуют отдельным Именемъ, т. е. «Iисусомъ» человеческое, а «Христомъ» Божеское, подпали под 4-ю анафему 3-го Вселенского Собора (Ефесского), которая гласит: «Кто выраженiя, находящiеся в писанiях евангельских и апостольских, сказанные о Христе, либо Им Самимъ о Себе, различает так, что одни из них приписывает человеку, отдельно от Слова Божiя разумеваемому, а другiе, как Богоприличные, одному только Слову, сущему от Бога Отца, тот да будет анафема».[11] Св. Iоанн Златоуст учит что Имена Бога: «Христосъ», «Сын», «Iисусъ», «Господь», «все эти Имена суть общiе и выражают собою оба естества».[12] «И тысячами других Имен, – учит Св. Григорий Нисский, – означающих высоту и боголепие, Св. Писание (а не имяборцы) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем из сего, что, когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен».[13] «А чтобы множество Именований, – учит Св. Кирилл Iерусалимский, – не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Христосъ, иной–Iисусъ, иной–дверь, и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единаго Господа Iисуса Христа, ибо хотя именований много, но Именуемый один».[14] Ясно вам, имяборцы! 9) Св. Iоанн Дамаскин: «Господь принял названiе Христа не до воплощенiя, как лжемудрствуют некоторые… Слово тогда получило названiе Iисуса Христа, когда оно стало плотiю». Возраженiе: Значенiе слов этого текста не относится к вопросу – да никто из нас никогда не говорил не согласно с ученiем сего Святаго.[15] Пророк Ездра еще в Ветхомъ Завете упоминал об Iисусе, и о Христе: «Открыется Сын Мой Iисусъ…И умрет Сын Мой Христосъ» (3 Езд 7, 28-29). Причем, эти слова сказаны от Имени Бога – Отца. Так же и св. Пророк Исаiя говорил: «Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое – Искупитель наш». (Ис. 63,16). Искупитель или Спаситель, с еврейского, значит – Iисусъ. Св. муч. Iустин Философ доказывет, что Имя Iисусъ есть предвечное Имя Сына Божiя.[16] и что «религiозно-нравственные истины суть Глаголы Слова.[17] Он же пророческими текстами доказывает Божество Господа Iисуса Христа и имени Его - Iисусъ.[18] Св. Iоанн Златоустый ясно свидетельствует, что Имя Iисусъ имеет начало не во времени, а в вечности: «Мы называемся после рожденiя, Iисусъ же называется прежде рожденiя, потому что Он был прежде даже не зачатся, Iисусомъ же был назван, потому что имел дело Спасителя».[19]. «И то служит великим доказательством любви к нам Бога, что Он, Творец, сообщил Свое названiе творенiю».[20] Свт. Кирилл Iерусалимскiй говорит: «Очевидно, что имя «Iисусъ» предвечно принял на Себя Сынъ Божiй, столь же предвечно, сколь предвечен был совет о спасенiи человека» (Стр. 119)[21].. Св. Димитрiй Ростовскiй: «Сiе имя спасительное Iисусъ, прежде всех век в Тройческом Совете бе предуготовано, написано и даже доселе хранимо на наше избавленiе, ныне же аки безценный бисер во искупленiе рода человеческаго от сокровищь пренебесных принесено и Iосифом в откровенiи всем подано, безвестная же и тайная премудрость Божiя в Имени том явлена».[22] Если спасительное Имя Iисусъ было предуготовано в Предвечном Тройческом Совете на наше избавленiе, во искупленiе рода человеческого, что же Оно тогда есть, как не Самъ Сын Божiй? Не может же быть Искупленiем то, что не является Искупителем. Св. мученик Iустин философ: Iисусъ Христосъ есть Небесная Слава, таково есть и имя Его. Iисусъ Христосъ проповедывался первоначально образовавшими Церковь пророками, а по сем Апостолами. Теми и другими проповедывалось и Имя Его, к которому, да прилепляется каждый Христiанин, а наипаче каждый монашествующiй по заповеди Апостола: «И сiя есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Iисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин 3,23). Аминь».[23] Ни в одном из приведенных текстов святых Отецъ не говорится, что Имя Iисусъ не предвечно, что Имя Божiе не есть Самъ Богъ. А обратное Святыми отцами прямо утверждается. Например: Блаж. Феофилакт Болгарскiй: «Имя Iисуса есть Богъ, равно как и Имя Отца и Имя Святаго Духа».[24] Имя Божiе, оно же Слово Божiе, есть заглавiе всей Священной Библiи, так почему же оно не Богъ? – просто потому что имяборцы неверующие. Св. Исихiй Iерусалимскiй: «Имя Iисусъ есть Богъ и Владыка».[25] «Само Имя – Имя Божiе есть не другое что, как Самъ Богъ. Что есть Богъ, то есть и Имя Его, что есть Имя Божiе, то есть – Онъ Самъ. «Азъ Господь Богъ, – говорит Онъ, – сiе есть Имя Мое». – Следовательно, мы, славя и почитая Имя Божiе, славим и почитаем Самого Бога ».[26] «Имя Божiе всегда свято; Им совершаются наши спасительные таинства…Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям».[27] Св. Iоанн Кронштадтскiй: «Имя Божiе есть Самъ Богъ».[28] «Имя Господа есть Самъ Господь - Дух везде сый и вся исполняяй» [29] Св. Iоанн Златоустый: «Имя Богъ, не больше Имени Господь и Имя Господь не меньше Имени Бог».[30] . Всеми силами свящ. Петр Андрiевскiй силится доказать недоказуемое вопреки ученiю св. Церкви и Св. Отец, будто бы Имя Божiе не есть действiе или энергiя Божества. Ибо если это признать, то отвергать Божество действiя Божiя как неотделимого от Самого Существа, значит, подпасть под церковную анафему гласящую так: «Тем, которые, мудрствуют и говорят, что Имя Богъ выражает только Существо Божественное, и не исповедуют, по Богодухновенному и церковному мудрованiю Святых, что Именемъ Богъ обозначаются равным образом и Божественные действiя – анафема». [31] Даже сам Профессор С.Троицкiй в Своем синодальном докладе писал: «Имя Iисусъ, понимаемое в смысле откровенiя Божiя о спасенiи человечества… есть сила Божественная или действiе Божiе, действiе Святаго Духа, неотделимое от Него, так же как и творенiе чудес. Имя как откровенiе Божiе есть действiе Божiе, ибо, как говорит св. Григорiй Палама, «только посредством действiя Божiя неотделимого от существа Его, существо Его сообщается людям».[32] Непонятно, почему С.Троицкiй ранее исповедовавшiй Божественную Энергiю Имени Божiя не убоялся церковной анафемы и отверг его Божество? (Архiереи Антонiй и Никон втянули его в эту еретическую яму. О том что Имя Божiе и Имя Iисуса Христа есть действiе Божественнай Энергiи Существа Божiя и являет Божественные Его свойства, и о том что Имя Божiе неотделимо от Самого Бога, и что Имени Божiю должно воздавать почитанiе как Самому Богу, учат многiе святые отцы, например: св. Симеон Новый Богослов.[33] св. Iоанн Златоуст.[34] св. Тихон Задонскiй.[35] св. Кирилл Александрiйскiй.[36] Преподобный Симеон Новый Богослов[37] Св. Тихон Задонскiй.[38] Православный Катехизис[39] Глава 21. Титул «Бог» Существа – и нетварной Энергiи, и Имени Божiему. Напрасно свящ. Петр Андрiевскiй клевещет, будто бы говоря «Имя Божiе есть Самъ Богъ», имябожники тем самым отождествляют Имя Божiе с Сущностью Божiей, ибо, говорит он, выраженiе «Самъ Богъ» относится к непознаваемой сущности Божiей». Говоря так, этим он выявил свою богословскую некомпентентность. Св. Iоанн Кронштадтскiй многократно перед всем мiром исповедывал истину, что Имя Божiе, есть Самъ Богъ. Значит, П.Андриевский хотя явно и стесняется приписать этого Праведника к «еретикам-имябожникам», но самым делом он таким его и считает. Ибо, собственно, на этих словах сего праведника и подобных словах святых Отец, имяславцы, и утвердились в спасительном исповеданiи веры во Имя Божiе. П.Андрiевскiй не знает, что, согласно Определенiю Церковного Собора от 11-го Iюня 1341 года «Слово Богъ» употребляется Богословами для означенiя как Существа, так и действiя Божiя»,[40] не знает, что Существо именуется и Богом, и Божеством. Однако, хотя св.Iоанн Кронштадтский и утверждал уверенно, что Имя Божие есть Самъ Богъ, утверждаясь в этом как на собственном молитвенном опыте, так и на опыте Святых Отец, но имяславцы ради предосторожности остерегались утверждать, что Имя Божие есть Самое Существо Богв. А если они предпочитали вместе с о.Iоанном говорить что Имя Божие не просто Богъ, а Сам Богъ, то это во имя того, чтобы избежать наговора на себя от имяборцев, будто они исповедуют Богомъ Имя отдельно от Бога как бы какое-то особое Божество или Бога. По этой причине имяславцы предпочитают говорить что Имя Божие есть Самъ БогЪ, что утверждал и о.Iоанн, и другие Святые Отцы. Но отнюдь, никогда имяславцы не говорили, что Имя Божие есть Самое Существо или Сущность непознаваемого Бога. Поэтому, напрасно П.Андриевский клевещет на имяславцев и Святых, здесь упомянутых и не упомянутых и утверждает, будто бы выражение «Самъ Богъ» определяет Самое непостижимое Существо. А то что Богъ пребывает в Имени Своем всем Своим существом, и что в Имени Своем пребывает вся Святая Троица, об этом как в громогласную трубу на весь мiр исповедал св. Iоанн Кронштадтскiй. Осудит ли Андрiевскiй этого яркого светильника Церкви Христовой? Св. Григорiй Палама говорит, что Действiя Божiи неслитны с Существом Божiим, но и неотделимы от Него, как неотделимы солнечные лучи от солнца, и что Имя «Богъ» прилично не только Существу Божiю, но и Ипостасям Его, и Действiям Его.[41] Так что автор, то ли по неведенiю, то ли по горделивому упорству своему, отрицая Божество Имени Божiя, как нетварной Энергiи Божества сам себя подвел под вышеприведенную анафему, и впал в ту яму, которую копал для Данилушкина М.Б. и для всех имяславцев. Удивительно, как он может отвергая ученiе св. Отецъ и Св. Церкви именовать себя «православным»! Но чего только не бывает с ревнителями не по разуму, со скороспелыми Богословами!… То, что свящ. П. Андрiевскiй говорит, «Будто бы св. Григорiй Палама никогда не именовал нетварную Энергiю Божiю Богом – это неправда. Не только св. Григорiй Палама, но и Св. Церковь, как выше показано, и другие Святые Отцы, энергiю Божiю именуют Богомъ по неотделимости ее от Самой сущности Бога . Автор хочет выкарабкаться из-под собственной анафемы, и потому отрицает Божество нетварной энергiи Божiей. «Но трудно ему прати против рожна». (Деян. 9,5; 26,14). Целый сонм Святых Отецъ изобличает его заблужденiе. Епископ Иларiон (Алфеев) пишет: «…значительные усилiя были потрачены критиками имяславiя на доказательство того, что энергiю Божiю можно называть «Божеством», однако нельзя называть «Богом». В православном же ученiи, выраженном, в частности, святителем Григорiем Паламой, такого различiя нет: и термин «Божество», и термин «Бог» применяются к энергiи Божiей. Вообще ученiе о сущности и энергiях Божiих противниками имяславiя по-настоящему понято не было».[42] Как видим, П.Андрiевскiй утверждает ложь, будто бы св. Григорiй Палама никогда не называл энергiю Божiю Богом. Энергiя Бога – Божество, а Божество не может быть тварью. Энергiя Бога – действiе существа. И как ни назовем Энергiю: Божеством, или Богом – она в существе Бога, а не кроме сущности Его. Кроме Бога – нет иного Божества. Поэтому Божество неотделимо, как луч от солнца, от Самого Бога и есть Самъ Богъ. Приведем доказательства: Св. Симеон Новый Богослов учит: «Богъ есть Свет безпредельный, и что в Боге Свет есть… Так же и то, что от Бога – Свет есть… Христосъ, Iисусъ, Спаситель и Царь всего – Свет есть… Господь – Свет… Утешитель – Свет… Будучи Светом неприступным и предвечным, каковый Свет – имеет и многiе Имена, и именуется всем тем, что мы сказали (выше), и иным еще большим; и не только именуется тем самым, что я сказал, но и действительно производит то самое… Хотя, и о нас говорится многое подобное (т. е. хотя и людей именуют одинаковыми с Богом словами и именами), но о нас говорится как о людях, а о Нем как о Боге …Богъ именуется Отцом – отцами называются и люди… Слова человеческiе – текучи и пусты, слово же Божiе живо, непреложно и действенно, Богъ истинный. Равным образом и истина Божiя паче ума и слова человеческого – Богъ безсмертный, непреодолимый, живый».[43] Св. Тихон Задонскiй: «Великое имя Божiе заключает в себе Божественные Его Свойства, никакой твари несообщаемые, но Ему Единому собственные, как-то: единосущiе, присносущiе, всемогущество, благость, премудрость, вездесущiе, всеведенiе, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сiи собственные свойства открывает нам Дух Святый в Слове Своем».[44] «Богъ есть Дух, и что ни есть в Бозе – духовное есть, и есть Самъ Богъ». (Он-же).[45] «Имя Божiе Само в Себе как свято, так славно и препрославленно есть… Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ».[46] «Имя Божiе со всяким почтенiем, страхом и благоговенiем поминай, и то в тех случаях, когда надобно поминать, понеже Имя Божiе свято и страшно есть, и поминающiе Его с непочтенiем тяжко грешат». «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу ».[47]. «Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может».[48] Св. Iоанн Кронштадтскiй: «Я читаю Евангелiе: тут не я говорю, а Самъ Господь; Онъ, Онъ Самъ в этих словах. Ведь Онъ Духъ, Премудрость или безконечная Ипостасная Мысль».[49] Видите ли Богословие Святых? – все что в Боге, и все что от Бога, и Свет, и Сила, и Слава, и Могущество, и Правда, и Истина, и Имена Бога – есть Самъ Богъ. Назовет ли П.Андриевский Святых Отец еретиками? «Истина есть Богъ».[50] «Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiр».[51] «Молитва есть Богъ».[52] «Премудрость есть Богъ».[53] «Свойства Божiи есть Богъ».[54] «Имена Божiи есть Богъ».[55] «И Воскресенiе и Жизнь, и все что ни есть спасительного, Самъ есть Богочеловекъ Iисусъ Спаситель, как и Самъ Онъ сказал: Аз есмь Воскресенiе и Животъ».[56] И массой других свидетельств можно доказать, что титул «Богъ» относится не только к Существу Бога , но и ко всему что от Бога, как видно из приведенных текстов Святых Отец. Говоря что Именемъ Богъ назывется только Самое непостижимое Существо Бога П.Андриевский утверждает ересь, и святых подводит под ересь. [1] конец 62 слова. С. 107-108. [2] Имяславiе, изд. «Исповедник». СПБ.1914. С. 164. [3] Слова огласительные. 10 сл. С.144. изд.1855 г. [4] Моя жизнь во Христе. Т. 5. Ч. 2. С. 422. Изд.2. Спб. 1892. [5] Там – же. С. 7. Вып. 5. [6] Там-же. Т.1. С. 129. М. 1891.
[7] Блаж. Феофилакт Болгарскiй. Толков. на Дн 2,32. [8] Сл. на Обрез. Госп. 1-го Янв. Четь-Минеи. [9] 1 Ин. 3,23; Ин 1,12; 3,18 и 36. [10] Деян. 9,5; 26,14. [11] Правосл. Догматич. Богослов. митроп. Макарiя Моск. Т. 2. С. 84. Изд. 1883. [12] Т. 3. С. 814. [13] Ч. 2. М. 1861. С. 412. [14] Творен. Св. Отец. Т. 25. М. 1855. Изд. 1. 10-е оглас. Слово С. 138. [15] Полнее же объяснено в парагр. 21-22. [16] Св. муч. Iустин философ об Имени Божием. М. Изд. Исповедник. 1914.; Сочин. Св. Iустина философа и мученика. Перевод Преображенского. М. 1892: С. 255-256; 313; 343-344; 345; 348; 304; 336; 332; 334-335; 316-317. См. полное его слово в Гл. 69. [17] С. 470; 469; 76-77; 115; 455; 449; 432; 275; 463-464. [18] С: 253; 165, 166; 171-172; 177; 165; 191; 185-186; 137; 238-239; 217. [19] Т. 2.СПб ДА. 1899. Изд.2. Кн. 2. С. 876 [20] Там же. С. 862. [21] «Забытые страницы русского имяславiя». Паломник. 2001. С. 27 [22] Св. Димитрiй Ростовск. В Слове на Обрез. Госп. [23] Св. Мученик Iустин Философ об Имени Божiем. М. 1914 г. Книгоиздательство «Исповедник» [24] Казань. 1905. на Деян 2,38. С. 52; Т. 5. Ч. 2. Казань. 1905. С. 134. [25] Слав. Добротол. Ч. 2. Изд. 4. М. 1840. Гл. 170. [26] За книгу сiю: «Собранiе Церковных Поученiй» свящ. Стратилатов удостоен премiи Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поуч. 31. С. 102. [27] Троицкiе Листк. Т. 5. Изд. СТЛ. 1896-1899. № 835. С. 137. [28] Моя жиз. Во Хр. Вып. 5. Изд. 2. СПБ. 1893. С. 30 [29] Там-же. С. 7. [30] Т. 1. СПБ. Д..А. 1898. С. 536. [31] К.Никольскiй. «Анафематствованiе». СПБ. 1879. С. 149. [32] Церк. Вед. № 20. 1913. С. 908. [33] Ч. 2. С. 108. 62 слово на греч.; Св. Амвросiй Медiоланскiй. Кiево-Печ. Лав. 1821. .Кн.1. Гл. 8. Л.12. [34] Т. 8. СПБ ДА. 1862. С. 440.; Т.5. 1899. СПБ ДА. с. 300. [35] Т. 3. Гл.2. Изд. 3. М. 1875. С. 65. [36] Т.56. Ч. 7-8. С. 70 [37] Конец 62 слова. С. 107-108. [38] Т. 5. III-28. 1910; Т. 7. Изд. 2. СПБ. 1826. С.167. [39] Изд. 1878. Л. 256 [40] Игумен Модест. – Св. Григорiй Палама. Сс. 124-125; Константин Никольскiй. «Анафематствованiе». СПБ. 1879. С. 145; С. 149. [41] Кн.: Игум. Модеста. С. 124-125. [42] Священная тайна Церкви. Т. 2. СПб. 2002. С.203. [43] Ч. 2. С. 10. См. 62 Слово на греческом. [44] Т. 3. М. 1875. Изд.3. Гл. 2. С. 65. [45] 1899. Ч. 2. С. 257. [46] Он-же. Т. 7. Изд. 2. Спб. 1826 г. с. 167. [47] Он-же. Т. 5. 1910 г.Троицкае слово № 8. III-28 [48] Там-же. С. 65. [49] Моя жиз. во Хр. Т. 5.Ч. 2. Изд. 2. СПБ. 1894. С. 351 [50] Лактанцiй, О ложной религiи. кн. 1. Предисловiе; Св.Iустин Философ и мученик. С.469-470. [51] Твор. Изд. 1. Т.С. Л.1904. С. 293. [52] Св. Григор. Синаит. Слав Доброт. Ч. 1. С. 99 [53] Св. Исаак Сирин. Сл. 21. в начале [54] Преп. Симеон Нов. Богослов. См. позади. [55] Там – же. [56] Свв.. Каллист и Игнат. Ксанфопулы. Добротолюб. Т. 5. Гл. 73. | |
Просмотров: 254 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |