Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 8 том |
2017-01-10, 11:13 PM | |
Глава 7-я Из Акафиста Святым равноапостольным царем Константину и Елене (М. 2003 г.) «…Ересь Ария была осуждена и был составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о БОЖЕСТВЕННОСТИ IИСУСА ХРИСТА, принявшего человеческую плоть для искупления всех людей» (стр. 32). Из сего, еще раз подтверждается следующее: 1) Что Iисусъ Христосъ – предвечно был Iисусомъ, или, что Имя Iисусъ предвечно втайне было в Немъ, как учат Свт. Димитрий Ростовский и другие Святые Отцы; то есть, имя Iисусъ предвечно было в Совете Пресвятой Троицы во втором лице – в Боге-Слове, как говорит и Откровение: Ему же Имя Слово Божие (Откр. 19,13; Iоан. 1,12). 2) Второе Лицо Пресвятой Троицы, Богъ-Слово, имея в своем Существе Божественное имя «Iисусъ» знаменующее, имеющее быть во времени, Искупление, облеклось в человеческую плоть, ради нашего спасения, был сверхестестенным образом рожден от Девы Богородицы и помазан от Отца Небесного Духомъ Святымъ и стал Iисусомъ Христомъ. 3) Человеческое естество обожилось, неслитно и нераздельно соединилось с Божеством Слова-Имени-Iисусъ, которое и до Боговоплощения было в Немъ и назначено было совершить Искупление человеческго рода, как возвестил об этом посланный от Бога Архангел Гавриил во сне Iосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Iисусъ: ибо Онъ спасет людей Своихъ от грехов ихъ» (Мф. 1,21). И так, и до воплощения Бога-Слова в Немъ было имя Iисусъ, а по воплощении, в восьмой день, по обряду имянаречения было наречено (открыто всему мiру) уже обоженному Младенцу сладчайшее и спасительное боголепное имя Iисусъ. Если, как сказано впереди словами приписки к акафисту о «Божественности Iисуса Христа принявшего человеческую плоть для искупления всех людей», - то как же могли имяборцы вопреки учению Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Фил. 2,5-9; Деян. 4,10-12) отвергать Божество, спасительность и достопоклоняемость имени Iисуса Христа? Последуя Деннице-сатане, возможно и несознательно, имяборцы хотели низвергнуть имя Iисуса Христа с неба, похулив Его яко имя простое человеческое, но низвергли сами себя в преисподнюю к своему наставнику. Глава 8-я Из брошюры: «Плач кающегося грешника инока Фикары, подвизавшегося во святей горе Афонской»[9] «… Владыко Ангелов и Создатель всего мiра, а между тем ведь я только земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – воистину только червь, а не человек, - весь покрытый позором, полный скорби и уныния! Как подниму взоры ко благости Твоей, о Владыко! Как осмелюсь я подвигнуть свой нечистый и оскверненный язык? С какою совестью? С чего начну я мою исповедь? – Оскорбил я, окаянный, Имя Твое… осквернил в себе образ Твой и соделал его непотребным, я не послушал гласа повелений Твоих… (в заповеди Отца Твоего веровать во имя Твое – (1 Iоан, 3,23), и не произносить имя Божие всуе» (3-я заповедь). Каких грехов прощения буду прежде просить, окаянный: тех ли, которые совершил я сознательно, и которые не заслуживают прощения, или тех, которыми я преступил святыя заповеди Твои, или же тех, в который я слагался с злыми помыслами? Ведаю, Господи, что по множеству грехов моих и по нечистоте моей я недостоин именоваться святым Именем Твоим, и не могу стать на молитву пред Тобою… (с. 68-69). …Освяти сердце мое, соделавшееся вертепом и жилищем бесов, да святится на мне страшное и пресвятое Имя Твое» (с. 74). … Велики щедроты Твои на всех призывающих Имя Твое во истине, ибо благословен Ты во веки веков. Аминь. (с. 81). Глава 9-я Несколько примеров Имяславия Святых Отцев и Церкви Христовой. Господь говорит: «Я прославлю прославляющих Мя, а безславящiе Меня будут посрамлены» (1 Цар. 2,30). Св. Псалмопевец Давид, имяславец, призывает: «принесите Господеви славу и честь. Принесите Господеви славу Имени Его» (Пс. 28,1-2). «Исповемся Имени Твоему, Господи, яко благо» (Пс. 53,8). «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуетася» (Пс. 88,13), «О Имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся» (Пс. 88,17), «От восток солнца до запад хвально Имя Господне» (Пс. 112.3), «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» (Пс. 113,9), «Хвалите Имя Господне, хвалите раби Господа. Стоящiе во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте Имени Его, яко добро» (Пс. 134,1-3), «Да восхвалят Имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Хвалите Господа от земли: Змiеве, и вся бездны; Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его; горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: Зверiе и вси скоти, гади и птицы пернаты: Царiе земстiи и вси людiе, князи и вси судiи земстiи: Юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят Имя Господне, яко вознесеся Имя Того единаго, исповеданiе Его на земли и на небеси: и вознесет рог людей Своих; да восхвалят Имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему» (Пс. 148-149). «Ибо всякiй, кто призовет Имя Господне (в правой вере), говорит слово Божiе, - спасется (Рим.10,13; Iоиль 2,32). В Акафисте Сладчайшему Господу Iисусу Христу, Св. Церковь Имяславка, молится: «Ангелов Творче и Господи сил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего Имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси»[10]. .«Дивное Имя Твое, Iисусе Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы грешнiи на земли бренными устнами воспеваем, Егоже ради помилуй нас»[11]. . «Превеликое Имя Твое Спасе, на небеси одесную Отца седящу Ти, почитается: на земли же неизреченное Твое воплощенiе славится: во ад же сошествiе бесы устрашает: от них же и нас избави, Христе Боже и спаси нас». А вот прославление Имени Божiя Святыми Имяславцами: Свт. Тихон Задонскiй: «Отдавай убо всякое почтенiе Имени Божiю, как Самому Богу»[12]. «Слава бо Имени Божiя вечна, безконечна и непременяема есть, как и Самъ Богъ; того ради не умножитися, ни умалитися в себе не может»[13]. «Наша христианская должность того требует, чтобы мы как сами в себе славили оное (Имя Божiе), так пресекали то, чем оно хулится, и хулящим заграждали уста, сколько можем…»[14] Св. Афанасiй Великiй: Возвестите в Сiоне Имя Его[15]. Причиною снисшествiя было и то, чтобы Церковь научилась песнословить Имя Его; потому что Сiон есть Церковь»[16]. Св. Ефрем Сирин: «Блажен, кто немолчно славословит Имя Твое за благодеянiя Твои»[17] .«Чтобы всякую ночь и во всякое время воспевали они Святое Имя Его»[18]. «Воздадим Славу и поклонимся Iисусу Божiю Слову»[19]. В ученiи об Имени Божием Святейший Синод разошёлся с учением Св. Церкви и учением св. Iоанна Кронштадтского? Православная Церковь учит: "Имя Божие есть вещь священнейшая в мiре. Им совершаются наши спасительные таинства" /Катехизис; Филарет, митроп. Московский, соч. 1873, т.1, стр.23; Догматич. учен, о семи церк. таинств., стр. 99, Спб., 1877 г.; Виктора успенскаго, ч.З; изд. 3, стр. 172, М. 1891 г.; "Троицк. Лист." т.5, стр.137, Изд. Св.-Троицк.л. 1896-1899 гг.; Св.Iоан.Злат. т. 5, Спб. Д.А.1899 г. стр. 309, бес. на пс. 110; Св. Муч. Иустин Философ, стр. 319 и др./. Светильник Церкви Христовой о.Iоанн Кронштадтский, вместе с Церковью учит: "Имя Божiе есть Самъ Богъ"; в каждом слове /разумей в слове св. Евангелия/ - Богъ-Слово, простое Существо". "Въ Имени Iисусъ Христосъ, весь Христосъ - душа и тело Его соединённыя с Божеством". "Имя Господа есть Самъ Господь-Духъ везде сый и вся исполняяй". /"Моя жизнь во Христе", вып. 5-й, стр.30, изд. 2-е, Спб. 1893 г.; Там-же, том 5-й, ч. 2, стр.144, изд. 2-е, Спб. 1894 г.; Там-же, том 2, стр. 58, М. 1892 г., изд. З/. "Самое Имя Божiе есть сила" /Там-же, т. 5, ч. 2-я, стр. 247-я, изд. 2-е, Спб. 1894 г./. "Имя Господа есть Самъ Господь, имя Богоматери-Сама Богоматерь, имя Ангела-Ангел, Святаго-Святый". /Там-же» т. 5, стр. 238, изд.1-е/. "Самое Имя—Имя Божiе есть не другое что, как Самъ Богъ. Что есть Богъ, то есть — и Имя Его, что есть Имя Божiе, то есть—Онъ Самъ. Азъ Господь Богъ, — говорит Онъ,— сие есть Имя Мое" /Ис,42,8: 52,5-6: Пс.67,5: 82,19/.— Следовательно мы, славя и почитая Имя Божiе, славим и почитаем Самого Бога. Сила же Имени Божiя так велика и спасительна для человека, что он может по силе сего имени сделать всё. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих - демонов: "Именемъ Моимъ бесы нжденут",—сказал Самъ Спаситель (Мр. 16,17). Вот какова сила Имени Божiя"! /Собрание Церковных поучений" свящ. Стратилатова. Книга сия удостоена премiи Святейшаго (прежнего) Синода. Изд. 2-е, 1890, стр.102/. Св. Симеон Новый Богослов: "Слова человеческия текучи и пусты, Слово же Божiе живо, непреложно и действенно, Богъ истинный; равно и истина Божiя—Богъ безсмертный, неизменный, непреодолимый, живый". / Ч. 2-я, стр.108, см.62-е Слово на греческом/. "Слово Божiе есть Богъ, а слово мiра есть мiр". /Св. Макар. Егип. Твор. стр. 293, Св.-Троиц. Серг. л. изд. 4, 1904 г./ "Имя Iисусъ есть Богъ и Владыка". /Св. Исихiй Iерус. /Слав. Доброт. ч. 2-я, гл.170, М. изд. 4-е, 1840 г./. "Имя Iисуса есть Богъ, равно как и имя Отца, и Имя Святаго Духа". /Блаж. Феофилакт Болгарок. Толк, на Деян. 2,38, стр. 52. Казань,1905/. "То, что спасает нас, есть Имя Господа нашего Iисуса Христа и Дух Бога нашего". /Догматич. учен. о семи церковн. таинст. стр. 99, 1877/. "Имена и качества Божiи, показанныя в откровении, не произведения мысли человеческой, чтобы походить на слова, ничего не значущия». /Филарет, Архиеп. Черниг. "Правосл. Догматич. Богосл. ч. 1-я, Спб. 1882. О свойств. сущн. Бож. III, стр.37/. "Имя Господа Iисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу". /Еп. Игнат. Брянч. том 2-й, стр. 193. Спб., 1905 г. Аскет. опыт./. мИмя Iисусъ братья богоубийц принимают за имя человека". /Блаж. Феофилакт Болг. Толк, на Деян. 13,32. изд. Сойк. Спб. 1911 г./. "Кто Имя Сына придаёт твари, то да будет он причислен к идолослужителям". /Св.Григорий Нисский. Твор. ч. 5, стр. 488, М.1863 г./. "Тайна благочестия состоит собственно в исповедании Имен Божiихъ, — разумею Отца и Сына и Святаго Духа" . /Там-же,6,232-4/. Так св. Церковь, и вместе с нею Святые Отцы и Св..Iоанн Кронштадтский исповедуют Имя Божiе! В понедельник 5-й седмицы Великого Поста св. Церковь в утренней стиховне воспевает: "...Iисусе, спасительное Имя помилуй мя". "Спасительным" имя Iисусово исповедует также и о.Iоанн Кронштадтский: "Дивна сила Имени Господня и Креста Животворящаго! - говорит он, — Страсть ли какая есть в сердце, тяжёлое ли, непонятное томленiе — сделай из пальцев правой руки спасительное Имя Господа Iисуса, ударяй им по чреву, и страсть или томление сейчас пройдёт". /"Богопознание и Самопознание", стр.59, изд."Журн. Спб. Дух. Вестника", 1900 г./. "Ибо самое Имя Божiе есть сила"/"Моя жизнь во Христе, т. 5-й, ч. 2-я, с.247-я, изд. 2-е, Спб. 1894 г./. Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр. 13,15). Вот только несколько примеров прославления Имени Божия Св.Церковью. А подобных примеров многое множество, как звезд на небе! Глава 10-я Iисусы другiе – кроме Господа Iисуса Христа. Имяборцы сравнивают Имя Господа нашего Iисусъ, с именами ветхозаветных человеков носивших имя Иисус. И на этом ложном основании Имя Господа и Спасителя нашего Iисуса лишают Божества и отвергают Его Божественную Силу - Энергию Божию. А пространном Катехизисе говорится: «Хотя и были другiе Iисусы, но они были прообразы Истинного Iисуса, иже плоть человечу прiемшему и бысть роду человечу истинный Бог Избавитель. Сiе есть Имя Iисусъ, Ему же поклоняются и припадают всяко колено небесных, и земных, и преисподних. Сiе есть Имя Iисусъ, Его же подобает всем верным присно имети в сердце и во устех. Тем божественным Именем имамы избавленiе прiяти и вся враги наша победити. Имя Божiе как светло, так и славно есть Само в себе, и не требует прославленiя: но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло, и живём так, как рабы, Его именем нарицающиеся и Его за Господа своего признающим, должно, или безчеститься и хулиться, когда не так Его исповедуем, как откровенно, и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божiим прилично, якоже Апостол приводит из пророков о Иудеях: «Имя Божiе вами хулится во языцех»[20]. …Не видишь Его на земли, но видишь и слышишь Его Евангелiе, которое обещает кающимся отпущенiе грехов, видишь служителей Его, которые имеют власть, именем Его объявлять тебе тоежде отпущенiе. Само имя – Iисусъ радость и утешенiе подает нам, которое значит Спасителя, спасающего люди Своя от грех их[21]. Страшное и с глубоким смиренiем от самих ангел почитаемое Имя Бога, при воспоминанiи Которого трепетать и главу с сердцем преклонять должно! Но безстрашное сердце того не рассуждает, и языком злым, как подлой (это и говорить страшно) вещи касается. Монарха земного, человека, имя почитается от своих подданных, как и должно, и с почтенiем в нужных случаях поминается, а Имя Божiе, великое и пребожественное, от христиан и такого почтенiя не имеет. Странное и жалости достойное дело! Так сатана ослепляет бедного человека!»[22] Вот как издревле и поныне Православно-Апостольская, Свято-Отеческая Кафолическая Церковь Христова исповедует и прославляет Имя Господне, – как Самого Господа! Для православных исповедников Имя Божие – радость и веселие, и, как говорит свт. Тихон Задонский, «Страшное и с глубоким смиренiем от самих ангел почитаемое Имя Бога, при воспоминанiи Которого трепетать и главу с сердцем преклонять должно!» А имяборцы, напрасно именующие себя православными, хрычут на Имя Божие и вместе с иудеями хулят Его, как говорит св. Ап. Павел (Рим. 2,24; Ис. 52,5). И думают, что они православные, но не суть таковы, а лгут (Откр. 3,1) и есть сборище сатанино (Откр. 3,9). Глава 11-я Авторитеты Имяславия РПЦ до 1913 года. Как учила Россiйская Православная Церковь об Имени Божiем. За разрешенiем этого вопроса обратимся к самой Церкви Христовой, и последуем её ученiю, нежели ученiю рацiоналистов полу-обезверившихся архiереев членов Синода 1913г. 1806 год. Толковая Псалтирь. «Онъ (Богъ) другого воздаянiя не требует от нас за вся благая подаемая нам, кроме прославленiя Имени Своего» (М. 1806. На пс. 68. С. 342). А прославление Имени Божия, это прославление Самого Бога сущего в Его Имени. 1845 год. Св. Филарет, митрополит Московскiй: «Да святится Имя Твое», вот первое прошенiе. Божiе Имя есть предмет наисвященнейшiй в мiре. Им совершаются наши спасительные Таинства, Им печатлеется верность наших клятв и обещанiй, Его полагаем в основу начинанiй наших. Сiе Божiе Имя, исходя из уст рабов Божiих, владычественно потрясало и потрясает природу и низлагало их врагов видимых и невидимых. Сiя непостижимая Сила есть Слово Божiе;[23] но ея действiе в нас зависит от нашей веры и благочестiя.[24] Посему заповедано нам, хранить Имя Божiе с благоговенiем и употреблять с бережливостью: да не прiимеши Имене Господа Бога твоего всуе (Втор. 5,11). Посему, признавая себя недостойными хранителями сего небесного сокровища, мы молим Отца Небесного: Да вечно Святое в Самом Себе, Имя Его святится и в нас. Да с благодатною силою произносим Его устами; да с верностiю изрекаем его делами; да свет наш просветится пред человеки, и они в нас и с нами прославят Отца нашего, Иже на небесех (Мф. 5,16. Слова и 2-я Беседа, 360: «Слова и Речи». Ч. 3. М. 1845). 1849 год. До 1913 г. Св. Синод веровал во Имя Божiе православно. «Да святится Имя Твое. Отче наш, сущiй на небесах! Твое Имя само в себе свято и пресвято, от вечности и в безпредельную вечность: но Твое Имя должны знать и исповедывать все человеки; всем необходимо призывать Тебя,[25] прославлять, и поклоняться Тебе духом и истиною.[26] Все человеки должны знать, что Ты Богъ вечный, безпредельный и всесовершенный; что Ты Творец неба и земли; что Ты премудрый Вседержитель и Правитель всех созданiй, видимых и невидимых; что Ты Благiй Отецъ всех человеков. Все должны знать и исповедывать Твое Имя и, именуя Тебя Богомъ и Отцемъ, благоговейно прославлять Твои величайшiе совершенства, Твое неизмеримое величiе, Твое всемогущество и премудрость, Твою всесовершенную святость и безпредельную благость. Все должны знать и исповедывать, что Ты, Благiй, велишь восходить солнцу над злыми и добрыми, и посылаешь дождь на праведных и неправедных (Мф. 5,45); что Ты отверзаешь руку, и все исполняешь дарами Своей благости (Пс. 103,28); что Ты Отецъ щедрот и всяких утех, и щедроты Твои на всех делах Твоих (Пс. 144,8,9); даешь всем жизнь и дыханiе и все, и Тобою живем мы и движемся и существуем (Деян. 17,25,28). Отче Небесный! Да святится Имя Твое в нас, так чтобы святы мы были по образу Твоей всесовершенной святости, и всегда своими делами прославляли Твое всесвятое Имя. Сiя бо есть воля Божiя, святость ваша (1 Фесс. 4,3); к сему Ты призываешь всех, когда говоришь: будьте святы, якоже свят есмь Азъ Господь Богъ ваш (Лев. 11,44; 19,2; 1 Пет. 1,15-16). Отче Небесный! Молим Тебя, да святится Имя Твое не только в нас, но и в ближних наших. Даруй, Благiй Боже, да каждый из нас святит Имя Твое пред ближними своими и возбуждает их к святости и прославленiю Имени Твоего словом, примером, властiю, - кто как может.[27] Отче Небесный! Молим и просим Тебя, да все мы любим друг друга и всех человеков нелицемерно и свято, как Ты, Господи, любишь всех человеков, и да будем совершенны в любви сей, как Ты, Благiй Боже, совершен; да прощаем всем оскорбляющим нас и враждующим против нас, как Ты прощаешь и милуешь; да помогаем, сколько можем, нуждающимся в нашей помощи, как Ты всем дарствуешь; да всегда и во всем исполняем святые заповеди Твои, и стараемся сообразовать с Твоею всесовершенною волею все наши мысли, чувствованiя, желанiя и дела. Отче Небесный! Да святится и прославляется Имя Твое от всех нас, как прославил Тебя на земле Единородный Сынъ Твой, Iисусъ Христосъ.[28] Даруй нам всегда славить Имя Твое всеми своими делами, по примеру Спасителя нашего, который говорил: Мое брашно есть: да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его (Iн. 4,34). О, с каким смиренiем и самоосужденiем должны мы взирать на образ совершенств, открытых нам во Iисусе Христе! Как далеки мы от того совершенства, чтобы слава Твоя, Боже, - наша святость, была нашею пищею, жизнiю, всем для нас! Но хотя бы доныне блуждали мы в удаленiи от Тебя – Бога, Творца и Спасителя нашего: по крайне мере от ныне даруй нам, Господи, да взыщем Тебя[29] всем сердцем и будем чрез Тебя возсылать усердные молитвы наши к Отцу Твоему небесному, будем взывать к Нему не устами только, но и сердцем, и всею душою и всеми делами: Отче наш, иже еси на небесех! Да святится Имя Твое. Да будут все наши мысли, желанiя и вся жизнь наша одним согласным повторенiем молитвы нашей к Тебе, Благiй Боже и Отче наш: да свяится Имя Твое!» (Евсевiй, епископ Винницкiй, Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академiи. «Утешенiе в скорби и болезни». Стр. 150-152). От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать дозволяется. С.-Петербург, Августа 19 дня, 1849 года. Цензор Архимандрит Iоанн). 1874 год. Открываем Книгу-Журнал: "ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНIЕ", том 1-й, Кiев, изданiя 1874 г. за четыре десятка лет до возникновенiя в лоне Россiйской Церкви имяборческой хулы на святейшее Имя Божiе и имя Господа нашего Iисуса Христа. Упомянутая Книга-Журнал офицiальное церковное изданiе. Дозволено Цензурою, Киев, 1874 года, iюля 20-го дня. На стр.17-й читаем: Глава 12-я Величiе Святейшего имени Iисусъ «И нарекоша имя Ему Iисусъ» /Лук.2,21/. Имя "Iисусъ" выше всякого имени. Это имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Богъ от вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так равно и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Своего также принимали участiе в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христосъ, но также и о том, что есть Богъ, потому что Iисусъ есть Божественное имя, Оно есть имя самого Бога, - значит. Оно есть имя безконечно многозначительное, безконечно величественное и вследствiе этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышленiя . I. Величiе Святейшаго имени Iисусъ коротко и ясно объясняется св. Апостолом Павлом, который говорит, что "имя Iисусъ выше всякого имени" /Фил. 2,9/. Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превозносится над всеми временами, в которые существуют и м е н а, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величiе этого имени всех имён, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имён, должны подняться превыше времён, людей и человеческих заслуг, подняться на высоту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны проникать с высоты веры, потому что только свет веры объясняет нам всё, что заключает в себе это Имя. Но что же вера говорит нам об этом Имени? Она прежде всего говорит нам, что имя "Iисусъ" превыше всех времён что под солнцем носит имя всё это сотворено и произошло во времени, - получило своё бытiе, а следовательно и названiе тоже во времени. Создавшiй последнiй и высочайшiй Свой образ, вдохнувши в тело первого человека дыханiе жизни и поселивши Своё собственное подобiе на земле, Богъ потом уже нарекает ему имя и Богъ, говорит св. Писанiе, дал ему имя Адам. Следовательно только тогда, когда окончилось творенiе Богъ или Самъ нарекал имена тварям, как например, первому человеку, нареченiе имени которому Онъ предоставил Себе, или же предоставил право давать имена тварям тому же самому человеку, как рассказывается нам на первых страницах священной исторiи об Адаме, который дал имена не только животным, приводимым к нему Богомъ, но также своей жене, второму сотворённому человеку. "Адам, говорит Писанiе, назвал жену Евой". Поэтому имена всего сотворённого представляют нечто явившееся во времени, временное. Не таково Божественное имя "Iисусъ": Оно не есть Имя времени но Имя вечности; поэтому Оно настолько выше времени, насколько сама вечность возвышается над временем. Правда и это имя дано Божественному Спасителю также во времени, - именно, по прошествiи восьми дней после Его рожденiя; но, тем не менее, имя Iисусъ неизмеримо выше всех пределов времени: Оно во времени лишь настолько, насколько Его человеческая природа произошла во времени. Но так как искупил и мог искупить нас не простой только человек Iисусъ, а Христос, как Богъ и человек в одной и той же ипостаси; то, поэтому, Его имя должно быть прилагаемо не к одному только Его человечеству, - Христосъ есть Iисусъ, т. е. Спаситель от вечности, а, следовательно и Его имя лишь в том отношенiи временно, что Оно открылось во времени; чрез что естественно нисколько не изменилось заключавшееся в этом Имени от вечности, и мы должны по необходимости признать, что имя Iисусъ должно быть вечно, так же вечно, как вечен сам Христосъ, Сынъ Бога. Как от вечности Богъ предопределил сотворить мiр, так же от вечности в Совете Св. Троицы было присвоено Отцу дело творенiя, а Св. Духу— дело освященiя, также от вечности было предоставлено Сыну дело искупленiя; Следовательно было от века у Христа как Его служенiе Искупителя, так и Его имя Iисусъ, т.е. Спаситель. ИМЯ "IИСУСЪ" ТАКЖЕ ВЕЧНО, КАК ВЕЧЕН БОГЪ ОТЕЦЪ, Который от вечности свидетельствует о своём Сыне, как об Искупителе; Оно вечно, как вечно Слово, Которое было у Бога и Само Было Богъ, Которое от вечности, в качестве посредника между Богом и к искупленiю мiра назначенным, предало Себя в руки Своего Небеснаго Отца; Оно вечно как вечен Духъ Божiй, Который, вследствiе Своего единосущiя с Отцемъ и Сыномъ, имеет одну и ту же волю и любовь с обоими. Имя "Iисусъ" от вечности составляло предмет вечных планов Божiихъ, а равно предмет вечной любви Божiей, которая Его, как божественное сокровище, от вечности носила и скрывала в Своём сердце; и только когда пришла "полнота времён" она вручила Его, с воплями взывающему к этому Имени, мiру. Только теперь передал Богъ человечеству этот драгоценный камень небесный, но передал единственно для того, чтобы, после непродолжительной неизвестности Его на земле, Оно просiяло ещё большим блеском на всю вечность. Имя Iисусъ есть имя вечности. "Твое имя", говорит поэтому уже евангелист ветхаго завета—Исаiя, когда повествует о Боге, как Искупителе,—"Твоё имя, восклицает он, есть Имя вечности" /Ис.63,16/. Тысячи и миллiоны имён вместе с теми, которые носили их, погребены в могиле и преданы вечному забвенiю,[30] тысячи и миллiоны новых имён будут ещё уничтожены, всеразрушающею рукою времени; ни одно имя, будь оно даже глубоко начертано на камне, меди, или как часто бывает, занесено в летописи всемирной исторiи, - ни одно имя не устоит пред разрушающею рукою времени, потому что это свойственно только имени "Iи сусъ". Наши же имена лишь только по мере того становятся бессмертными и увековечиваются, насколько мы при помощи заслуг Искупителя и своего собственного старанiя воплощаем в себе имя "Iисусъ". Вполне справедливо поэтому говорит св. Писанiе: "в вечной памяти пребудут праведники". Таким образом имя "Iисусъ" - вечно, т.е. Оно от вечности получило НАЧАЛО и продолжится на всю вечность, поэтому превыше времени. Но Оно также превыше имён всех людей, когда-либо живших во времени». (Продолженiе этой безподобной статьи читайте: «Имяславiе». М. 2003. т.1, стр.78-84 1880 год. Св. Iоанн Кронштадтскiй. «Да святится имя Твое!». Вот первое наше желанiе и первое прошенiе : чтобы святилось в нас и через нас имя Божiе . «Какая же теперь, в падшем состоянiи, должна быть у нас забота — уподобиться Отцу небесному, своему Первообразу?! Самъ Господь этого требует: «Святи будите, яко Азъ свят есмь, Господь Богъ ваш» (Лев. 11,44; 19,2; 1 Пет. 1,16). 1890 год. Священник Стратилатов. В XIX веке, духовный писатель священник о.Стратилатов в своей книге изложил в нескольких словах исконное ученiе Православной Церкви о почитанiи Имени Божiя: «Да святится Имя Твое» - Да, братiе , святить Имя Божiе – это есть первая обязанность человека. К этому побуждает нас как самое Имя, так и та сила, которая заключается в нем. Самое Имя – Имя Божiе есть не другое что, как Самъ Богъ. Что есть Имя Богъ, то есть – и Имя Его, что есть Имя Божiе, то есть – Онъ Самъ. «Азъ Господь Богъ – говорит Онъ, - сiе есть Имя Мое». – Следовательно мы, славя и почитая Имя Божiе , славим и почитаем Самого Бога. Сила же Имени Божiя так велика и спасительна для человека, что он может по силе сего Имени сделать всё. Может даже отражать сильнейших и опаснейших врагов своих – демонов: «Именемъ Моимъ бесы ижденут», - сказал Самъ Спаситель. Вот какова сила Имени Божiя . После сего не святить Имя Божiе не есть ли дело худое и богопротивное, и человек, который не святит его, не есть ли Богоотступник, сын противника дiавола и наследник огня геенскаого» (Собранiе Церковных Поученiй для Простого Народа. Свящ. Стратилатов. Книга сiя удостоена премiи Святейшего Синода. Изд. 2. 1890. Поуч. 31. С. 102). 1896 год. Православное, до-имяборческое, ученiе будущих имяборцев. Даже архiеп. Никон (Рождественскiй) до 1913 г. учил об Имени Божiем по православному. В издаваемых им в Троице-Сергiевой Лавре «Троицких Листках» он писал: «Да святится Имя Твое» «Имя Божiе всегда свято; Имъ совершаются наши спасительные таинства; Им запечатлевается верность наших клятв и обещанiй; Им поражаем врагов видимых и невидимых. Имя Божiе есть то же, что непостижимое Существо Божiе, открывающее Себя людям». (Троицк. Лист. Т. 5. С. 137. Изд. Св.-Троицк. Л. 1896-1899. Листок № 835). Глава 13-я Проф. С.В.Троицкiй до офицiального имяборчества Синода, в некоторых его выраженiях учил – православно. Вот выдержки из его синодального доклада. «При призыванiи имен Божiихъ необходимо всегда относить их к Самому Господу; так что при молитве имя Господа отождествляется с Самим Господомъ» (Церковн. Ведом. № 20, стр. 909, 1913 г.). (Здесь автор признает Имя Божiе относимым к Богу, а не боголепным, не Самимъ Богомъ в Его действиях. Притом, Троицкiй отождествляет имя Божiе с Богомъ только при молитве, - как и Синод выражается: «Имя Божiе, при молитве, как бы отождествляется с Богомъ, но это только при молитве и только для нашего сердца... в богословствованiи же, как и на деле, Имя Божiе есть только имя, а не Самъ Богъ, и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет…». По ученiю Синода, Имя Божiе реально не существует. Троицкiй, Синод, Никон, Сергiй, Антоний и все имяборцы Имя Божiе отделяют от Бога и низлагают его с небес в небытiе. (См.: Посланiе Синода № 20, 18.05.1013 г. в трех его окончательных выводах). Троицкий: «Иногда и очень редко под именемъ Божiемъ понимается откровенiе Божiе разумной твари, и имя Божiе является таким образом как бы кратким выраженiем всего того, что открыл Богъ о Себе человеку». (Церковные Ведомости № 20 от 18.05.1913 г., стр. 906). (Но ведь Само Имя Божiе, как Богооткровенное Слово и Именование Бога, открытое в Писанiи Духомъ Святымъ через Пророков, есть действiе Божiе, есть Глаголъ Божiй, и - есть Богъ всегда, а не иногда, как учит С.Троицкий). Троицкий: «Имя Божiе, понимаемое в смысле откровенiя Божiя и притом по его объективной стороне, т. е. в смысле открыванiя истин человеку есть вечная неотделимая от Бога энергiя Божiя, воспринимаемая людьми лишь настолько, насколько допускает их тварность, ограниченность и нравственное достоинство. К употребляемому в таком смысле слову имя приложимо наименованiе Божество. (С этим вполне согласны были и имяславцы. А Божеству, по определенiю Церковного Собора 1341 г. 11 iюня, приложимо имя – Богъ. (Игумен Модест – Св. Григорiй Палама, стр. 124-125. Анафематствованiе Конст Никольск. Спб. 1879, стр. 145). Значит, Имя Божiе - есть Богъ). Троицкий: «Имя как энергiю Божiю можно называть Богомъ лишь в несобственном смысле в смысле противоположности твари». (Там же, стр. 906-907). (Не можно называть, - а нужно, потому что Оно, как Имя Бога, всегда есть – Богъ. Что значит «В несобственном смысле», в смсле «иного» бога? Троицкий что-то здесь напутал. Надо было договорить - не самое Существо, а энергия или свойства Бога). Св. Симеон Новый Богослов учит: «Когда речь идет о людях, то имена, приложенныя к ним, суть просты и безжизненны; а когда ими называем Бога, то и Имена Его суть – Богъ» (конец 62 сл. стр. 107-108). Троицкий: «Имя Iисусъ, понимаемое в смысле откровенiя Божiя о спасенiи человечества…. Есть сила Божественная или действiе Божiе, действiе Святаго Духа, неотделимое от Него, так-же как и творенiе чудес. (Здесь Троицкий сказал по православному). «Имя, как откровенiе Божiе, есть действiе Божiе, ибо как говорит св. Григорiй Палама, только посредством действiя Божiя неотделимаго от существа Его, существо Его сообщается людям». Кто же мог бы возразить против такого православного ученiя Троицкого? Также учат и имяславцы. Глава 14-я О почитании Имени Бож («Наставления и Утешение Св. Веры Христианской». Апрель 1912 г.) «Себе искушайте, аще есте в вере». (2 Кор. 13,5) «Тем же Бог дарова Ему Имя паче всякого имени, да о Имени Иисусове всяко колено поклонится». (Фил. 2, 10).
«Испытывайте себя» - взывает апостол к нам, - испытывайте себя, пребываете ли вы в вере?» - То есть рассмотрите внутренно чувства души своей, ощущается ли в ней живое чувство веры в Бога, или это живое чувство заглохло, и душа хотя и не отреклась от веры в Бога, но чувства страха Божия в себе не находит, благодарности не чувствует, любовью не согревается. Испытывайте себя, следите за своим состоянием сердечным, чтобы не дойти незаметно до того ужасного состояния, когда совершенно теряется способность души ощутить какой либо страх пред Именем-ли Божиим, пред страхом-ли будущих мук. Испытывайте себя, чтобы не стать «солью обуявшей», годной лишь на извержение, чтобы не потерять своей живой веры, которая, как соль; осоляет все чувства и мысли сердечные; блюдите веру свою, чтобы она была живой и горячей, а не превратилась в одно мертвое и хладное знание того, что Бог страшен, и страшно Имя Его, но без сердечного ощущения истинности сего. Но, увы! - «Егда пришед, обрящу ли веру на земли..?» говорит Христос. Нечувствие, как сыпучий песок, засыпает нас. Нарушаем мы заповедь Божию о непризывании Имени Господа всуе, творим молитвословия и Богослужения рассеянно и небрежно. Итак, очистим, прежде всего, наш ум, дабы возродить в себе благопризывание Имени Божия. «Великие Имена: Пресвятая Троица, Отец, сын и Святой Дух, призванные с живой сердечной верой и благоговением, или воображенные в душе, - пишет («Мысли христианина». С. 46). о. Иоанн Кронштадтский, - суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога»… «Когда ты в сердце говоришь, или произносишь вслух Имя Божие, или Пресвятой Троицы, ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верой и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому Имени… Имя Его есть Он Сам - Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображаемое». Бог Сам открыл Имя Свое ветхозаветным людям, когда в гласе трубном, в огне и дыме возвестил с горы Синайской заповеди; там в первой заповеди закона сказал Он о Себе: «Аз есмь Господь Бог твой», - т. е. Имя Мое есть - «Господь Бог»; а в третьей - повелел воздавать этому Имени Божественную честь и не призывать его всуе. Подобно сему и люди новозаветные прияли от Господа Иисуса Христа Имя Божие новое, т. е.: «Святая Троица» и «Сын Божий», молятся о Имени сем и чтут Его. О сей заповеди новозаветной - чтить Имя Господне - свидетельствует Иоанн Богослов, говоря: «Сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга» (1 Ин. 3, 23). «Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и, да верующе, живот имате во Имя его». (Ин. 20, 31). «Сия писах нам, верующим во Имя Сына Божия, да весте, яко живот вечный имате, и да веруете во Имя Сына Божия». (1 Ин. 5, 13). Эту тайну Имени Божия раскрывает св. Ап. Иоанн Богослов и в первой главе своего Евангелия, вслед за изложением учения о предвечном рождении Бога Слова от Отца: «Бе Свет истинный, - пишет он, - иже просвещает всякого человека, грядущего в мир… Елицы же Его прияша, даде им область чадом Божиим быти, верующим во Имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася». Чтобы стать чадом Божиим, - учит Св. Апостол, - необходимо вам веровать во Имя Иисусово, а эта вера подается только тем, кто от Бога возродится в святом крещении, при чем происхождение плотское ни мало возрождению и спасению не поможет. И первое прошение, которое положил Господь в молитве «Отче наш», есть именно прошение о том, дабы святилось в нас Имя Божие, то есть, чтобы дал нам Господь веру во Имя Его, ибо чрез эту веру получаем мы право быть чадами Божиими. О Своем же собственном Имени - Иисус Христос Господь свидетельствует следующими словами: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный… Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единородного Сына Божия». (Ин. 3, 15 - 18). «Аминь, аминь, глаголю вам… аще что просите от Отца во Имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне, и, аще чесо просите во Имя Мое, Аз сотворю»… (Ин. 14, 13). «Утешитель же, Дух Святый, Его же пошлет Отец во Имя Мое, Той вы научит всему»(-25). «Аз избрах вас… да плод принесете… да его же просите от Отца во Имя Мое даст вам… Аще Мене изгнаша и вас ижденут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут: но сия вся творят вам за Имя Мое, яко не ведят пославшаго Мя»… (Ин. 15-17). Итак, Господь, с самого начала Своего общественного служения, учил веровать во Имя Свое, и мы видим, что Апостолы Христовы вполне эту веру восприняли. «Возвратишася семьдесят учеников - посланных Господом на проповедь, рассказывает евангелист, - с радостию глаголяще: Господи, и беси повинуются нам о Имени Твоем» (Лук. 10, 17). Господь же возрадовался духом, увидев такую простоту веры в Него учеников Своих, и воскликнул: «Исповедуютися, Отче, Господи небеси и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою». По вознесении Господнем Святые Апостолы, восприяв вместе с верою в Божество Господне и веру во Имя Его, начинают свою проповедь словами о Имени Христовом и первое чудо совершают Именем Христовым: «Став же Петр (в день сошествия Святого Духа), рече: Мужие Иудейстии… сие есть реченное пророком Иоилем… излию от Духа моего на всяку плоть … и будет всяк, иже призовет Имя Господне, спасется… покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа во оставление грехов, и примете дар Святого Духа» (Деян.2,14-21 и дал.). Первое же чудо исцеления хромого от рождения было совершенно так: «Воззрев же Петр нань со Иоанном рече: воззри на ны. Во Имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи» (Деян.3,6) Исцелевшему же хромому, притекоша вси людие ужасни. Видев же Петр, отвещаваше людям: мужие Израильтяне, что чудитеся?... Бог отцев наших прослави отрока Своего Иисуса?.. И о вере Имени Его, сего егоже видите и знаете, утверди Имя Его, и вера, яже Его ради, даде ему всю целость сию пред вами… Священницы же и воевода церковный и саддукеи… возложиша на них руки… Наутрие вопрошаху: коею силою, или коим именем сотвористе сие вы? - Тогда Петр, исполнився Духа Свята, рече им.: Разумно буди всем вам и всем людям Израилевым, яко во Имя Иисуса Христа Назорея… о сем сей стоит пред вам здрав… несть бо иного Имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам.. Отпущена же бывша (Петр и Иоанн), приидоста к своим… Они же воздвигоша глас к Богу и рекоша: Владыко, Ты, Боже, сотворивый небо и землю, и море, и вся, яже в них, даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое… и чудесем бывати Именем Святым отрока Твоего Иисуса», и помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани, и исполнишася вси Духа Свята». (Деян. 4). Но не только Апостолы, Сама Матерь Божия с самого Благовещения проповедует о величии Имени Сына Своего: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… яко сотвори мне величие Сильный и Свято Имя Его» (Лук. 1,46-49).. Пастыри и учители церковные, прияв от Апостолов веру в Святость Имени Господа, передали сию веру и нам. Поэтому, во всех главнейших молитвах церковных Имени Божию воздается слава и поклонение отныне и до века. Напр., в молитвах светильничных на вечерне Церковь молится: «Возвесели сердце наше, во еже боятися Имени Твоего Святого, зане велий еси Ты и творяй чудеса; Ты еси Бог един и несть подобен Тебе, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во Имя Святое Твое». - Здесь Имя Божие отождествляется с Самим Богом, ибо сначала молимся о том, чтобы нам бояться Имени Божия Святаго, а потом, продолжая ту же мысль, говорим, что просим дать нам этот страх Божий ко Имени Его потому, что «Ты велий еси и творяй чудеса» и т. д., то есть исчисляем свойства Божии. В третьей светильничной молитве просим: «Господи Боже наш, помяни нас грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам Имя Твое Святое»… «Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от Святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величие Имени Твоему Святому» (4-я мол.). На Литургии, по освящении Святых Даров и после поминовения, первое прошение есть о Имени Господнем: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». - Оканчивается же Литургия троекратным возгласом: «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века». Из всех приведенных выражений и мест Св. Писания ясно видно, насколько тесно Святая Церковь отождествляет Имя Божие с самым Богом. Но, - скажет мне иной читатель: - к чему же все это говорить? Разве я когда-либо сомневался в Божественности Имени Божия, в его святости и величии? - На это отвечаю: «Блажен ты, если не только никогда не сомневался в Божественности Имени Божием, но и живо ощущал, всегда призывая Имя Божие, что Оно свято. Если же ты этого сознания святости и величия Имени Господня в себе не замечал и не чувствовал, - то тебе весьма полезно возродить в себе страх Божий и живую веру в Имя Божие». Для того, чтобы тебе помочь в возбуждении сей живой веры, я и изложил все, что во священных и богослужебных книгах наших касается вопроса о почитании Имени Божия. (Напечатано с разрешения духовной цензуры в журнале Андреевского Скита: «Наставления и Утешение Св. Веры Христианской» Апрель 1912 г.) . (Моя борьба с имяборцами на Св. Афонской Горе) [1] А имяборцы лгут, будто бы имена существуют только в голосе произносящего их, а с прекращением голоса имена прекращают свое бытие, разлагаются впрах вместе со звуком голоса и исчезают. - Но имена всякой твари нареченные Богомъ, как видим из Акафиста, – никогда не исчезают; также не исчезнет и имя имяборцы, оно пойдет в ад вместе с ними. [2] А имяборцы отвергли истину Евангелия, отвергли веру во Имя Бога Iисуса Христа (1 Iоан. 3,23; Iоан. 1,12; Откр. 19,13; Iоан. 3,18 и 36; Откр. 13,6) и лгут, что Апостолы проповедовали всему мiру Iисуса, а не Имя Его, и что мученики страдали за Господа Iисуса, а не за Имя Его, т. е. отделили Имя Iисусъ, от Господа Iисуса. – А такая безбожная вера имяборческая - куда приведет имяборцев? Не исключено, что, приведет к первому имяборцу Деннице-сатане прямо в ад. Будет ли существо без Имени Иисус являться Иисусом? Ответьте имяборцы! [3] Имяборцы хулят славословие Имени Божия и называют имяславие (прославление Имени Божия) идолослужением, а Имена Бога, которым поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних (Фил. 2,5-9) называют идолами. Кто же они после этого? - сыны диавола. Примечательно, что здесь Св. Церковь исповедает «боголепно» Господа; а в службе общей Преподобным (Минея Общая) в Богородичине 5-й песни канона, исповедует «боголепно Имя Бога». Этим самым, дополнительно, исключается сомнение в том, что Св. Церковь исповедует Имя Божие Богомъ. [4] Имяборцы, как самое Имя Божие, так и вечное прославление Его – отвергают, называют идолослужением. [5] Имяборцы существование Имени Божия отрицают. А прославление Его, считают заблуждением. [6] А имяборцы лгут, якобы все имена через Пророков Богомъ Духомъ Святымъ открыты в Священном Писании и которыми мы именуем Бога – ни более, как фикция, т.е. вымышлены самими людьми. Кто же они после этого? Конечно богоотступники новые атеисты. [7] Какое здесь ясное указание о том, что это обещание дал Господь только имяславцам верующим во Имя Его, а не имяборцам. [8] О несчастные имяборцы, в какой духовной слепоте вы находитесь! Нет вам надежды на спасение, если не покаетесь за ваше нечестивое имяборчество. Ваша участь будет со зверем указанным в Откровении (Откр. 13,6). [9] М. 1896 г. Переиздание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1994 г.
[10] Икос 1. [11] На хвалитех стихира. [12] Творен. Т. 5. Троицкое слово, № 8. 1910. III-28. [13] Там же. С. 65. [14] Т. 5. 1910. III-28. Троицкое слово № 8. С. 65. [15] Пс. 101,22 [16] Т. 4. М. 1994. С. 326 [17] Изд. 3. М. 1882. С. 487 [18] Ч. 4. Изд. 3. М. 1882. С. 404 [19] Там же. С. 487 [20] Рим.2,24; Ис. 52,5 [21] Мф. 1,21. [22] Св. Тихона Задонского. Т.2. С. 210,304,344. [23] Видите, Имя Божие есть Слово Божие (Откр. 19,13), а Слово Божие есть Богъ. [24] Святитель не сказал «ея сила зависит от нашей веры и благочестия, но сказал: «ея лействие». Потому что сила Имени Бога не обусловлена никакими оговорками; Имя Божие, как «действие Божие а иногда как лице Бога – не связуется никакими условиями. Богъ действует Именем Своим, когда Ему нужно. [25] Богъ призывается Его Именем, потому что Имя Божие есть Сам Богъ. Об этом мы узнаем ниже, в церковном учении. [26] А поклонение Богу – пред Его Великолепным достопоклоняемым Именем! [27] Вот почему Афонские исповедники после своего изгнания с Афона, постановили при встрече друг с другом вопреки имяборчеству, прославлять Имя Господа нашего Иисуса Христа, похуленное имяборцами, и говоряить: «Слава Имени Иисусъ Христову! и отвечать: «Слава Ему во веки. Аминь». [28] «Отче, прослави Имя Твое!» И пришел с неба глас: «И прославил, и еще прославлю» (Ин. 12,28). [29] То есть, в Имени Твоем взыщем Тебя! [30] Вечному забвенiю, разумеется у людей, но не у Бога. – Сост. | |
Просмотров: 304 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |