Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 8 том |
2017-01-10, 9:51 PM | |
Глава 86-я. Когда Имя Божие хулится, и когда прославляется. Православный Катехизис. Предлагается читателю ознакомиться, как учит Православный Катехизис об Имени Божiем Iисусъ: «Iисусъ, значит Спаситель, как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: «родит же Сына, и наречеши Имя Ему Iисусъ; Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф.1,21). Посему справедливо заключить должно, что Имя Сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского (Книга: «Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Киев, 1838, с. 47 - 48). (А ересиархи афонские монахи Хрисанф Ильинский и Алексей Киреевский указывая на двух монахов афонских противозаконно наречённых именем Iисус, говорили с ехидством: «По вашему и эти монахи Иисусы – тоже боги»? Какое кощунство имяборцев! Для них, оказывается, закон не писан. Продолжим свидетельства Катехизиса: «Вода в крещении освящается – «призыванием Имени Iисуса Христа и знамением Креста». «Преславными и различными именами может нарещися Богъ, их же никто от Него отлучити может» (Больш. Катех. Изд. 1878. л. 258). (а имяборцы отделяют и лишают его Божества). «Сие есть Имя Iисусъ, ему же поклоняется и припадает всякое колено небесных, земных и преисподних. (А на Афоне имяборцы отвергли слова Св. Апостола Павла о достопоклоняемости Имени Иисуса (Фил. 2,9)даже составили акт о недостопоклоняемости Имени Иисуса, и требовали от имяславцев подписать его). Сие есть Имя Iисусъ, его же аще кто призовет без сомнения духом и истиною, спасен будет. (а имяборцы отвергли спасительность Имени Исусова и вообще Имени Божия). Сие есть Имя Iисусъ, его же подобает всем верным присно иметь в сердце и в устах, во всех делах своих, по апостолу Павлу, глаголющу: аще что творите словом или делом, вся во Имя Господа Iисуса Христа творите, благодаряще Бога и Отца о Нем. Тем Божественным Именем имамы избавление прияти, и вся враги наша противные победити» (Больш. Катех. 1874. л. 4). Но совершенно противоречивое Православному Катехизису Святой Православной Церкви учение афонских имяборцев, и учение Св. Синода в его Послании от 18 мая, 1913 г. (См. № 20 Ц.В. стр. 277 – 286, и в «Прибавлении» к этому номеру Ц.В. с. 853 - 909). Св. Тихон Задонски учит:: «Имя Божiе как светло, так и славно есть Само в себе, и не требует прославления: но от нас или прославляется, когда Его исповедуем так, как святое Его Слово открыло (а не имяборцы выдумали), и живём так, как рабы, Его именем нарицающиеся и Его за Господа своего признающие, должно, или безчеститься и хулиться, когда не так Его исповедуем, как откровенно, (как имяборцы хулят Его) и не так обращаемся и обходимся, как рабам Божiим прилично, якоже Апостол приводит из пророков о Иудеях: «Имя Божiе вами хулится во языцех» (Рим. 2,24; Ис. 52,5). …Не видишь Его на земли, но видишь и слышишь Его Евангелие, которое обещает кающимся отпущение грехов, видишь служителей Его, которые имеют власть, именем Его объявлять тебе тоежде отпущение. Само имя – Iисусъ радость и утешение подает нам, которое значит Спасителя, спасающего люди Своя от грех их (Мф. 1,21). Страшное и с глубоким смирением от самих ангел почитаемое Имя Бога, при воспоминанiи Которого трепетать и главу с сердцем преклонять должно! Но безстрашное сердце, того не рассуждает, и языком злым, как подлой (это и говорить страшно) вещи касается. Монарха земного, человека, имя почитается от своих подданных, как и должно, и с почтением в нужных случаях поминается, а Имя Божiе, великое и пребожественное, от христиан и такого почтения не имеет. Странное и жалости достойное дело! Так сатана ослепляет бедного человека!» (Св. Тихона Задонского. Т.2. С. 210,304,344). Так сатана ослепил имяборцев! Таким образом, Хрисанф, Троицкий, Синод, Исидор и все имяборцы развенчали, похулили Имя Господа Iисуса, сравнив его с простыми человеческими именами, и остались без Искупителя, без Имени Господа «Iисуса, знаменующего и являющего Искупление и Искупителя».[13] И поэтому, имяборцы - пустомоляи, молящиеся в пустоту, потому что для них Имя Господа «Iисусъ» не есть Богъ, и вообще Имя Божiе для них – фикция, вымысел человеческий, не имеющее реальной божественности. Так, в 1913 г. совершилось на престоле Российской церкви отступление от Бога, предсказанное Св. Апостолом Павлом (2 Фесс. 2,3-4), преподобным Серафимом Саровским,[14] Глинским пустынником старцем Порфирием, и Самим Господом Саваофомъ (Малах. 2,1-2). Буди Имя Господне благословенно от ныне, и до века! Аминь. Глава 87-я ПРОРОЧЕСТВА ОБ АФОНСКИХ СОБЫТIЯХ, И ЗНАМЕНIЯ. 1). В 1908 г. за два месяца и 20 дней до своей праведной кончины, и за 4,5 года до Афонского погрома, Святой Праведный Отец Iоанн Кронштадтскiй в письме на Афон своему послушнику Iеросхимонаху Антонiю (Булатовичу) написал: «Афонским инокам – венцы мученическiе». Автограф пророчества О. Iоанна, о. Антонiй поместил на первом листе своей книги: «Моя мысль во Христе». Это пророчество Отца Iоанна буквально исполнилось в 1913 году - Афонскiе иноки пострадавшiе за Имя Господне при избиенiи их воинской силой царской армии, по указанiию Синода и под командованiем архiеп. Никона, получили от Господа венцы мученическiе. 2). Митрополит Венiамин (Федченков) в статье «Имяславiе» рассказывает о следующем случае. «В болгарском монастыре на Афоне, в Зографе, жил в то время (1913 г.) престарелый (ему было 120 лет!) слепой старец Амвросiй. Его там даже называли “Последнiй святой нашего времени”. Когда был разгром на Афоне (противников выгоняли водной кишкой), несколько монахов бросились к нему за советами, спросить его: как быть? А он лежал, почти пред смертью и слепой, на постели. Не успели они спросить его, как он (был прозорливый!) им говорит: “Что вы ко мне пришли? Чего хотите от меня? Вы видите: я – слепой, мне уже 120 лет! Разве вы не знаете слов апостола Павла: «Хочу лучше пять слов сказать умом моим, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14,19)”. Он, видимо, разумел молитву Iисусову. А монашествующiе, видя, что он уже прозрел их мысли, в страхе говорят ему: “Страшное время!” – “Да, страшное время идет! – отвечает старец. – был потоп водный; будет потоп духовный! Протестантизм зальет весь мiр! ” – “Как же тогда спасаться? ” – спрашивают они.” – “Как спасаться? – переспрашивает старец. – Приходит время, когда Господь не будет спрашивать ни о посте, ни о длинных молитвах, ни о подвигах; а только, чтобы сохранили православiе!” – “А как же это? ” – “Православiе сохранить – нужно сохранить веру в силу Креста и в силу имени Христова!”». 3). О виденiи, еще более впечатляющем, рассказал инок Иван (Скляр), старчествовавшiй в Глинской пустыни. Виденiе это было его ученику и сыну духовному, имени которого он не называет. К последнему пришел некто iеромонах Рафаил и, основываясь на «Колоколе» утверждал это до обращения главного редактора этой статьи в только что вышедшей газете «Колокол», что книга схимонаха Иларiона На горах Кавказа» еретическая.[15] Тот заступился за книгу и ее автора, но спор ни к чему не привел. Передаем ему слово. «По уходе iеромонаха, у меня осталось на душе тяжело, и осадок как бы какой тоскливости; я расстроился словами iеромонаха, и думаю: а что если он и правду говорит, и в книге есть погрешности, то значит, ее не надо читать, а после сего уж нужно ли творить Iисусову молитву? Помыслы одни других тяжелее давили душу мою. Господи! думаю я, как трудно спастись. Но нет, думаю: не правду говорит Р., и после сего мне стало легче на душе и я успокоился, стал усиленно творить Iисусову молитву, и в ней находил отраду и утешенiе; сердце мое радовалось от любви ко Господу Iисусу, и мне не хотелось с Ним расставаться. С таким настроенiем я провел вечер, помолился усердно, между прочим, просил Бога вразумить меня, и имиже весть судьбами спасти, с сим я и отошел ко сну. И вот что мне представилось, … будто я нахожусь в воздухе над своей обителiю, но себя я не вижу, а только чувствую, что я есть; но что-то невидимое, тонкое, воздушное. Вдруг, заколебалась вся вселенная, воздух стал двигаться и трястись, что-то как бы приближалось и ожидалось страшное и ужасное, я тоже колебался в воздухе, как от ветра пылинка… Вдруг слышу голос страшный, громоподобный, потрясающiй всю вселенную, поколебавшiй всю поднебесную, прошедшiй сквозь моего существа. Голос этот обращен ко мне. Он говорит:“– Не смущайся, что говорил тебе Рафаил… Я есть Имя, Я есть Iисус Христос. Если ты называешь Рафаила Рафаилом, то он же тебе и отзывается, а не другой кто. Если ты призываешь: Господи Iисусе Христе, Я слышу и обращаюсь к тебе с первым твоим зовом и слышу, чего ты просишь. – Если помилованiя, Я готов помиловать. А что говорил тебе Рафаил, то это хула на Мое Имя. Продолжай молиться без смущенiя. Которые говорят хулу на Мое Имя, это не Мои рабы…” Потом голос сей стал как бы удаляться дальше и дальше, и я все слышу одно: чтобы “молились и творили молитву рабы Мои”. От этого голоса я пришел в бытiе какого-то существа, как бы малой соринки, затерявшейся в небесном пространстве среди мiров. Я размышляю: кто же я. И вместе понимаю, что я человек, и глубоко убежден и сознаю, что говорил это со мною Бог, и тут мне открылось, что я есть такое малое существо во вселенной, среди безчисленных мiров, и в сравненiи с Самим Творцом всего, что я есть соринка, … затем открываю глаза, и так как я лежал лицом к переднему углу, то взору моему представилась икона Спасителя, освещенная лампадой, и это так живо мне показалось «Он благословляет», что я вздрогнул… Выходила ли душа моя из тела – не знаю, Бог знает. Сон ли это был или еще что? – Но только страх Божiй и как бы гнев Его потрясли мою душу, и прошли все мое существо…» [19, 189-190]. (Здесь не все описаны знамения в пользу и защиту Имяславiя. – Сост.). Глава 88-я ИЗ АФОНСКИХ СКАЗАНIЙ. В подтверждение истины Имяславия. (Религiозно-философскiй журнал: «Начала» № 1-4. М. 1998. С. С. 239-244). 4). № 30. 18 мая 1914 года о. Пантелеймон Болгарин, жившiй по изгнанiи со св. Горы на Кавказе, видел во сне, будто какой-то человек дал пустынникам по бумаге, а после такую же бумагу развернул и стал читать. В бумаге было написано: «Ересь упразднили. Правда оказалась на стороне имеславцев. Как веровали св. отцы и как учат имеславцы, – так и теперь нужно веровать. А вы успокойтесь и живите на своих местах, как жили». Тут [24 об] о. Пантелеймон и проснулся, и отправился к своим соседям имеславцам узнать, – не случилось ли чего. Чрез неделю из Петербурга было получено известiе, что в ученiи имеславцев не обнаружено ереси, и что епископ Верейскiй Модест приглашает их к себе в Москву в Покровскiй монастырь на жительство. 5). № 31. Лет за десять до имеборческого движенiя, о. Ириней Цуриков был у о. Iоанна Кронштадтского, который предсказал ему, что его ожидают узы и темница, но только советовал ему твердо стоять и не бояться уз. Из Кронштадта о. Ириней отправился в Дивеево к Паше юродивой; и та ему сказала, что он будет в кандалах и атаманом. Думая, что юродивая говорит ему об игумене, о. Ириней ответил: «Я, матушка, грешный». На это Паша ответила: «Господь уже простил твои грехи, но ты больше не греши». О. Ириней еще зашел к одному юродивому, который то же самое подтвердил. Пророческiе слова эти исполнились в 1913 году, когда отец Ириней вождь 40 афонских иноков-имяславцев вставших на защиту чести Имени Божiя, архiепископом Никоном были заключены в тюрьму ( в Одессе) [19, 240-243]. 6). <...> [25 об] № 33. В 1912 году один пустынник святогорец за скорбел о том, что поднялись об Имени Божiем всякiе кривотолки. Однажды, во время такой скорби он видел сон, будто находится в Андреевском скиту на дворе, где увидел Некую Чудную Жену, величественного вида, Которая, обращаясь к пустыннику, сказала: «Не печалься, скоро все будет исправлено. Я поручу ему (здесь Она указала на келлiю о. Антонiя) все исправить и он исправит». Келлiя о. Антонiя находится в саду и ее никак нельзя видеть со двора Скита, но пустынник прекрасно увидел всю келлiю и сидящего там о. Антонiя; пред ним лежала большая книга, которую он и читал. С одной стороны было напечатано черными буквами, а с другой – красными... 7). № 34. В дер. Медовой Черном. губ. есть крестьянин Никита Семенович Козин, который много слышал об Афонских событiях, но не знал, где истина. В декабре 1913 года в деревню прiехал миссiонер о. Леонид, который проповедовал против имеславцев, утверждая ложно, будто они почитают буквы и звуки за Бога. Козин, вполне поверил ему, пригласил его к себе, и целую ночь беседовал с ним об Имени Божiем и об имеславцах, понося последних. Во время их беседы жена Козина спала и видела сон, будто кто-то пришел к ним в дом, выстрелил, и пуля попала и насквозь прошла чрез голову Козина, после чего Козин весь почернел и упал. Утром жена встала и при всех рассказала этот сон, но он, кажется, не подействовал на упорных имеборцев. 8). <...> № 39. По освобожденiи из тюрьмы и участков всех изгнанников, о. Тiйхик <?> Пантелеимоновскiй, по прибытiи на родину, получил паспорт и отправился [27 об] путешествовать по Россiйским святыням. Объехав много городов и других мест, он наконец побывал и в Корсунском монастыре Таврической губернiи, где услышал от старца Саввы Полякова следующее. – Узнав о погроме святогорцев, о. Савва стал усердно со слезами молиться Господу, чтобы Он открыл ему правду, — на чьей стороне истина: тех ли, которые остались на Афоне, или вывезенных, так как среди них есть старцы до 85 лет и более от роду, прожившiе на св. Горе по 40 – 50 лет. И так усердно молясь и прося о сем Господа, под Новый Год, накануне памяти свят.Василiя Великого, придя после бденiя в келлiю, о. Савва от утомленiя прилег отдохнуть и видит, что является к нему св.Василiй Великiй и говорит: «Пойдем, я покажу тебе то, о чем ты просишь». Выведя его из келин св. Василiй говорит: «Смотри влево». Взглянув влево, о. Савва увидел ров, как пропасть, а из сего рва поднималось отвратительное и нестерпимое зловонiе, и была там тьма непроницаемая; и в ров сей шли люди: впереди всех два архiерея, с закрытыми лицами и наклоненными головами, а за ними идут другiе епископы, потом белое духовенство, монахи и несколько мирян. Потом св. Василiй говорит о. Савве: «Теперь зри вправо». И видит там он изгнанников за Имя Божiе; Матерь Божiя покрывает их Своим омофором и говорит: «Все сiи терпят за Имя Сына Моего». А Спаситель стоит и держит раскрытое Евангелiе. И еще видел много утешительного. Тогда св.Василiй сказал ему: «Ну, вот ты видел и узнал правду; теперь иди и всем сказывай о сем, что Господь открыл тебе». О. Савва рассказывает сiе виденiе всем, кто пожелает послушать; а письменно кто хочет узнать, — вот его адрес: Пароходная станцiя ОСНОВА Таврич.губ. Корсунскiй мужской монастырь, [28] монаху Савве Полякову. В их монастыре есть несколько человек имеборцев, последователей Никона и Антонiя Волынского, и их о. Савва ненавидит. Пикона и Антонiя о. Савва никогда не знал, но после виденiя прiобрел их карточки, тогда убедился, что они первыми шли в ров бездны со своими последователями. Когда о. Савве были показаны райскiе обители, он дерзнул проситься остаться в одной из них, но ему ответили: «Твое время не пришло, но иди благовестить открытое тебе...» 9). № 40. Летом 1914 года, исповедники, по приглашенiю епископа Модеста Верейского, собрались в московском Покровском монастыре, и там один из них, прiехавшiй с родины, рассказал следующее. «Однажды зимой, под вечер, я отправился на станцiю железной дороги, расположенную в 15 верстах от деревни, чтобы оттуда проехать в ближайшiе монастыри. Шел я один и все время думал о воздвигнутом против нас гоненiи за Имя Божiе. Неужели мы погрешили, размышлял я, что многiе нас обвиняют в не-правомыслiи и даже в ереси, дали нам кличку «имябожники», преследуют нас, как тяжких преступников; и все это за то, что мы восстали за честь и славу Имени Господа нашего Iисуса Христа против хулителей Его пресвятейшего Имени; и, молитвенно вознося свой ум ко Господу, вопiял: Господи Iисусе сладчайшiй, неужели мы погрешили против Тебя, милосердный наш Спасителю, что только повторяем слова верных твоих рабов, святых угодников, о Имени Твоем, что Оно – Бог, и приснопамятного о. Iоанна Кронштадтского, который сказал, что Имя Твое – Сам Бог... И далее, перебирая обе стороны, – имеславцев и имеборцев, и сравнивая качества тех и других: бескорыстiе и ревностное стремленiе познать истинуу первых и стремленiе имеборцев к захвату [28 об] власти, поношенiе и хулу ими Имени Божiя, – я вспомнил, что правая вера не совместима с преступными замыслами и не могла служить целям самым порочным; поэтому несомненно – наша сторона право верует и в подвиге и в страданiи стоит за чистоту веры, – а не имеборцы насильники и мучители (осквернившiе русскую армiю, и в первый раз за время ее существованiя заставившiе ее пролить святую и неповинную кровь иноческую – прибавим мы от себя)... В этот самый момент я почувствовал столько любви к Господу Богу Iисусу Христу, что готов был за сладчайшее Имя Его пролить свою кровь и претерпеть жесточайшiе мученiя и отдать за Него свою жизнь. При этом стал взывать: «Господи! Ты видишь и испытуешь наши сердца и утробы и несоделанное Тебе уже известно; поэтому Ты зриши наше в сем деле бескорыстiе. – Помоги же нам и дай силу для дальнейших подвигов»... В таком настроенiи я дошел до станцiи уже ночью. Прiехав в город, я встретил нашего инока-имеславца, и мы вместе отправились к местному епископу узнать его мненiе об Имени Божiем. Но епископ уклонился от прямого ответа, а только порицал действiя о. Антонiя Б<улатовича>, почему мы вышли оттуда в самом угнетенном настроенiи духа и я вскоре вернулся домой. Дома моя матушка рассказала мне следующiй случай. «Когда ты ушел на станцiю, то я взялась за домашнiе дела и вскоре закончила их. Тут вдруг мне почему-то стало очень жаль тебя и я все думала, – как то ты в такую темноту дойдешь до станцiи. И вот, чтобы рассеять тоску, я пошла в угол комнаты к образам и стала молиться. Спустя немного времени, я заметила, что в углу вдруг стало светло и я наяву и совершенно ясно увидела тебя; и на голове у тебя был из живых цветов венок, сзади же тебя, возле правого плеча, стоял [29] неизвестный мне человек с небольшой бородкой. Виденiе это продолжалось недолго и снова стало темно; но все же после этого я перестала о тебе беспокоиться, и на душе стало радостно и легко». К этому инок добавил: «До монашества я очень много грешил, и в монашестве никаких добродетелей не стяжал, почему, если виденiе это было от Господа Бога, а не прелесть вражiя, то – единственно за крепкое исповеданiе Имени Господа Iисуса Христа, чтобы подкрепить смущенный мой дух после беседы с епископом и с прочими имеборцами. Но достойно замечанiя то, что виденiе совпало с тем моментом, когда я был охвачен горячим желанiем пострадать за Имя Сладчайшего Господа Iисуса, т. е. в момент моего сердечного исповеданiя». 10). №41. Схимонах Макарiй Фиваидскiй, задолго еще до прибытiя на св. Гору канонерки, видел, что ко св. Горе подошли три темных корабля, и в них вошли три архимандрита: Пантелеимоновскiй, Андреевскiй и Ильинскiй, каждый со своей братiей. При этом иноки каждой обители входили в отдельный свой корабль. После этого все три корабля отчалили от берега, отошли подальше в море и утонули. 11). № 42. Тот же старец рассказал, что видел во сне, будто некоторые святогорцы вдруг отделились от земли, поднялись на воздух и так по воздуху потекли на восток, как бы в Россiю и там скрылись. Сiе виденiе было очень явственно и зело поразило старца, почему он пошел и рассказал многим. 12). № 45. Однажды, в 1913 году, на первой недели великого поста, когда Андреевскiе имеславцы находились в своем, на св. Горе скиту, в осадном положенiи, – а вместе с ними прибывшiе на масляной изгнанный за Имя Божiе из Пантелеимоновского монастыря о. Досифей и я, – то патрiарх, кинот и другiе имеборцы забросали нас всякими хартiями с отлученiем, осужденiями, запрещенiями, угрозами и проч. На все это о. Досифею и мне [30] пришлось отвечать, и так как бумаги были срочные, то на ответы уходило все время, так что на многих богослуженiях не пришлось присутствовать. Поэтому, побывавши всего лишь на преждеосвященных литургiях и на всех богослуженiях субботы, о. Дисифей и я, с благословенiя игумена о. Давида, приступили к прiобщенiю св. Тайн. Во время утрени на меня напала скорбь, что приходится прiобщаться в то время, когда многiе богослуженiя на седмице были оставлены, хотя, правда, – по послушанiю и по крайнему неименiю времени, которое все уходило на работу по борьбе с имеборцами. Все же мы приступили к Таинству, надеясь на милосердiе Божiе. В первую субботу Великого поста, по окончанiи Божественной Литургiи, где мы сподобились вкусить Божественной Плоти и Крови Спасителя, – соДосифеем вернулись в нашу общую келiю и принялись за завтрак и чай. – Мы не спали уже более 24 часов; но о. Досифей, не смотря на это, все же говорил, что после прiобщенiя св. Тайн нельзя до вечера спать и в крайнем случае – до 2-3 часов дня. Эти слова о. Досифей повторил несколько раз; но усталость промыслительно одолела нас и о. Досифей с этими словами на устах уснул, а вслед за ним и я. Когда мы, по милости Божiей, благополучно проснулись, то о. Досифей рассказал мне свой сон. Он видел, будто за одним столом сидели: Государь Николай II, о. Досифей, я и еще кто-то. (Причем, все это происходило в этой же нашей келлiи, где мы работали и спали). В это время в келлiю вошел доктор Сырокомля-Сопоцько, также стоявшiй за Имя Божiе, и до сих пор остающiйся в истинном исповеданiи. Неизвестный четвертый, сидевшiй за столом, говорил, обращаясь к нам: «Как вы счастливы, что находитесь в этом послушанiи. Не скорбите. Вот и Государь находится на [30 об] этом послушанiи, и доктор. Поэтому вы радоваться должны, а не скорбеть...» И слова эти неизвестный повторил несколько раз. Проснувшись, о. Досифей рассказал мне свой сон, а я передал ему о своей скорби во время утрени. Выслушав друг друга, мы зело порадовались милосердiю Божiю и Его любви к нам, что он не допустил долго предаваться неполезной скорби, ибо она могла привесть к пренебреженiю делом защиты Имени Божiя, находившимся в то время в самом критическом состоянiи. Впоследствiи, когда арх. Никон и другiе имеборцы стали клеветать на нас пред Государем и обществом, а также уверять, будто Государь изволил приказать употребить все самые строгiе меры против имеславiя, – я начал удивляться, насколько этот сон разнится от действительности, ибо Государь «не несет этого послушанiя перед Господом», но даже защищает сторону врагов Имени Божiя. – Но, слава Господу, февральскiе событiя, когда Государь изволил всемилостивейше принять имеславцев, когда Он отказал утвердить жестокiе меры против имеславцев, выработанные «жестоким и злым стариком» – арх. Никоном, и все множество других великих и славных дел сего Помазанника Божiя на пользу чистоты веры и истинно православной церкви, которому всеми силами противятся в этом случае жестоковыйные, славолюбивые и самолюбивые Никон и Антонiй Волынскiй и трепещущiе их человекоугодники, – воочiю нас теперь убедили, что Государь наш всецело стоит в послушанiи Господу и творит волю Его, посему и зело Он счастлив, как наследник Царствiя Господа Своего, Которое вечно пребывает... И, значит, сон о. Досифея был от Господа для нашего утешенiя, ибо открыт был чрез час после прiобщенiя св.Тайн, когда дiавол не может приступить [31] к рабу Христову. И ныне совершившiеся событiя всецело подтвердили его на деле. Богу нашему слава!». Глава 89-я 1928. Медовеевцы идут в Iерусалим... Рассказ схим. Георгiя (Макаровского) участника выступленiя Медовеевских отцов. То же самое рассказала и матушка Аполлинарiя (Какадiева), прiехавшая из с. Соленого в г. Кропоткин к старцу Георгiю (в 1961 г., ей тогда было 59 лет) 13). Перед выходом из Славянска Медовеевских старцев пришла имяславка монахиня Меланiя (Какадiева), (сестра разсказчицы м.Аполлинарiи (Какадiевой)) и разсказала: «Я много плакала и молилась чтобы Господь указал мне истинный путь ко спасенiю. И вот является мне благолепная Дева и говорит: иди к Медовеевским отцам, они идут в Iерусалим, постарайся не отстать от них». И она тот час пошла и присоединилась к ним. Это было перед Пасхой в 1926 году.[16] (Медовеевскiе отцы, монахи имяславцы, изгнанники Афонскiе, в 1926 году выступили крестным ходом, с протестом против безбожiя, и против советских паспортов, в которых упразднена графа о вероисповеданiи владельца паспорта. Они были арестованы и сосланы в разные места: одни в Казахстан, другiе на Соловки. Схимонах о. Георгiй (Макаровскiй), схимонах о. Макарiй (Зенин), схимонах о.Климент, с другими отцами были сосланы в среднюю Азiю, а родной брат о. Георгiя монах Феодор (Макаровскiй) и другiе были сосланы в Соловки). В числе выступивших был схимонах Мартинiан (Белоконь), который на Афоне первый защитил Имя Божiе от похуденiя Его имяборцем схимонахом Алексеем Киреевским. Кончину схимонаха о.Мартинiана можно вполне считать мученическою, - он скончался в лагере заключенных г. Иркутска и сподобился венца мучеников-исповедников. В архивах старца Георгiя (Макаровского) сохранилось письмо от собрата старца Мартинiана, который описал о страдальческой кончине последнего, последовавшей под 21 iюля 1929 года, - он вместе с о.Мртинiаном находился в лагере заключенных и знал о последних страдальческих днях о. Мартинана. Глава 90-я Я не могу спекулировать на Божiем вдохновенiи. 14). «Когда бывшiе друзья о. Иларiона начальники русских афонских обителей узнали о притоке в кавказскiе горы любителей пустынножительства, то предложили о. Иларiону написать в его книге «На горах Кавказа», что совершенства умносердечной молитвы он достиг не в кавказских пустынях, а на старом Афоне (как будто бы место обусловливает преимущество в дарах Божiих). Но о. Иларiон ответил им: «Я не могу спекулировать на Божiем вдохновенiи, где сподобился дара Божiя, о тех местах и пишу». (Из рассказа той же м. Аполинарiи). 15). «В 1921 году, после изгнанiя из Иверско-Алексеевской обители (из под Туапсе) Иверского скита, (в котором старчествовал Софронiй), прiехала оттуда в с. Соленое экономка Алевтина и еще одна матушка и начала вербовать сестер. Матушка Меланiя (Какадiева) отпустила к ней двух своих молодых дочерей пустынниц Ирину и Анастасiю. Как то в уборной Ирина нашла порванную книгу о.Иларiона и прочитавши в ней часть его наставленiй о молитве Iисусовой, поразилась действiями злобствующих против этой спасительной книги имяборцев. Едучи оттуда на родину они привезли эту книгу домой. Матушка Меланiя книгу о.Иларiона одабривала, а пустынница Серафима, отвергала эту книгу, они заспорили между собой и поссорились. Серафима так расстроилась, что отложила говенiе и поехала пожаловаться в Псебай к iером. о. Алексею, она рассказала за спор и призналась ему, что ее неимоверно мучает плотская похоть, причем так, что она уже не в силах бороться. О. Алексей сказал ей, что это гнев Божiй за хулу на Имеславiе, он велел ей покаяться и попросить прощенiе. Она воротилась в Соленое, о. Флавiй то же самое сказал ей. Она попросила прощенiе, и страсть оставила ее. 16). В г. Ставрополе на Кавказе жили муж и жена, у них было трое детей. Муж заболел и шесть месяцев не вставал с постели, жена кормила его с рук. Вдруг, среди ночной тишины он слышит голос: «Что ты спиш? Чаша твоя исполнена гнева Божiя». - Они оба разведенные. И вдруг он почувствовал силу, схватился с койки, подбежал к иконам, упал на колени и закричал: «Что же мне делать, Господи?» И слышит ответ: «К тебе придут двое и скажут, что делать». Жена ушла расспросить и посоветоваться с кем-нибудь, встретила матушку Пелагею (из мирских) с сыном Григорiем, они поспешили и сообщили ему, что это Божiе призванiе к покаянiю во всеобщем отступленiи и для присоединенiя к Святой Соборной и Апостольской Церкви (Филадельфiйской). Все это он с радостью выслушал со вниманiем, отрекся от имяборчества и от всех ересей, покаялся, присоединился к св. Церкви и через три дня скончался. Глава 91-я Из сказанiй о. Паисiя изгнанника Афонского. Открытiе Великой Тайны в Грузiи в 1930-м году о плачущей иконе Божiей Матери в дни репрессированiя Афонских иноков. Прилагаю еще одно сказанiе в заключенiе исторiи. В 1929 году я прослышал, что на Араратских Горах в Арменiи и на Казбеке Кавказском живут изгнанники Афонскiе имяславцы, мои соратники по брани за Имя Божiе. Сего ради, я решился попытать счастье, найти их. Поехал в Грузiю, в Тифлис. Труд большой и не безопасный. Но желанiе найти своих собратiй превозмогло все трудности. И вот, чего хотел найти, я не нашел, а о чем не помышлял, нечаянно открылось мне в утешенiе мое и всех нас изгнанников со Св. Горы Афонской. Недалеко от Тифлиса есть древняя столица Грузiи город Мцхет - место первых подвигов Евангельской проповеди св. Равноапстольной Нины, просветительницы Грузiи. В Мцхете есть соборный храм, воздвигнутый еще первым Грузинским царем, уверовавшим во Христа через проповедь св. Нины. В сем соборном храме хранилась святая риза Христа Спасителя, которая ныне лежит в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Открывавшiй мне Мцхетскiй соборный храм грузинскiй Архiерей сказал, что на окраине города Мцхета есть древнiй женскiй монастырь на том месте, где святая Нина по прибытiи в Грузiю немало дней пребывала в посте и молитве. Тогда на этом месте был царскiй сад. Св. Нина избрала себе одно многоветвистое дерево, под сенью которого почивала и совершала молитвенные подвиги перед началом проповеди Евангельской и в дни самой проповеди. В память святой Нины и основан был этот монастырь. Рассказав об этом монастыре, грузинскiй старец-архiерей посоветовал мне посетить его, - там в мое утешенiе я найду немало древних достопримечательностей, памятников св. Нины. Для меня этот совет был очень прiятен. По указанiю старца-архiерея я скоро нашел этот монастырь. Войдя в ограду монастыря, я встретил очень старенькую монахиню-грузинку. По внешнему виду моему она догадалась, кто я. Но говорить со мной по-русски не могла. Она знаками сказала подождать мне здесь, а сама пошла в монашескiй корпус тут же вблизи врат монастырских. Минут через несколько вышли около семи монахинь очень старые грузинки. Одна из них прекрасно говорит по-русски, – это сама матушка игуменiя обители. Она и прочiе монахини радушно поприветствовали меня, оказав любезное почтенiе. Прежде всего, игуменiя и сопутствовавшiе ей старицы повели меня к дереву, под которым жила св. Нина около полуторы тысячи лет тому назад. Это дерево сохранилось и очень согласовывалось своим видом со старенькими монашенками. Это было в феврале, но дерево, хотя и скудно по ветхости, было покрыто зелеными листочками. Поцеловав веточки священного памятника св. Нины, игуменiя со старицами повели меня в соборный храм. В притворе храма в стенной нише лежат два камня величиной с развернутую ученическую тетрадь, толщиной в три пальца мужской руки. На этих камнях изображены кресты с углубленiями, как бы на воске. Игуменiя сказала, что эти кресты начертаны пальцем руки св. Нины. С верой и любовью лобызал я чудотворные, священные изображенiя крестов, начертанные св. равноапостольной Ниной. Затем ввели меня в храм. У входа в храм с левой стороны два надгробные памятника, сверху во весь размер покрытые листовым серебром, с чеканными изображенiями ликов, лежащих под спудом грузинских Царя и Царицы, первыми уверовавших во Христа проповедью св. Нины, всенародно крестившихся во всеобщей купели - реке, кажется "Кура", – но точно не помню, – протекающей у Мцхета. Таковое же торжественное крещенiе в последующем времени совершилось и у нас в Кiеве, при великом равноапостольном князе Владимире. Царь и Царица Грузiи причислены к лику святых, как и наш князь Владимир. Я молитвенно поцеловал изображенiя святых Царей грузинских. В житiи св. Равноапостольной Нины все это святое и чудесное описано подробно. Затем добрая игуменiя указала мне на дверь с северной стороны храма и сказала, что дверь эта вводит в храм, созданный усердiем самой святой Нины в первые дни после крещенiя святых Царей и всего грузинского народа. Я пожелал помолиться в этой древнейшей святыне. Игуменiя с любовью открыла мне дверь, и в сопровожденiи добрых стариц благоговейно вошел я в святой храм-памятник, дивной равноапостольной Нины, древность которого превосходит полутора тысячу лет, ибо святая Нина была племянница святого великомученика Георгiя Победоносца. Храм маленькiй. Иконостаса нет. Святой престол стоит открыто, у самой стены с востока. С благоговенiем облобызал я св. престол. Игуменiя рассказала, что когда созидался соборный храм (тоже в древности), то храмоздатели не отделяя Нинин храм от созидаемого соборного храма, ввели в одну стену собора с северной стороны. Выйдя из храма св. Нины и войдя опять в собор игуменiя подводит меня к столбу у левого клироса, и указала мне на икону Божiей Матери, именуемую "Иверская" на столбе и сказала мне что эта св. икона прислана в их обитель со Святой Горы Афонской грузинскими монахами в начале нашего двадцатого столетiя, приблизительно от 1903, или 1904 года, но не позже 1906 года, – точного года игуменiя не назвала. Икона, по нынешним меркам, выше метра, почти равная и по ширине, новая. Написана икона в грузинском стиле, а это значит, что писана не греками, а самими грузинскими монахами – иконописцами. Мы в настоящей исторiи рассказывали, что Иверскiй, т. е. грузинскiй монастырь греки у грузин отняли, вместо него дали им на высокой горе маленькую обитель, в которой и теснились обиженные, смиренные грузинскiе монахи-подвижники. Эти самые подвижники и пожертвовали в Мцхетскiй женскiй монастырь сiю св. икону. Освящена она на Афоне. На ней по-грузински надпись: "Иверская"... Рассказав о происхожденiи святой иконы Богоматери, старица игуменiя в чувствах глубокого умиленiя, указывая на божественный лик Богоматери, говорит: "Она плакала". Я спросил: "Как плакала?" Игуменiя воскликнула: "Батюшка, три дня плакала Матерь Божiя!" – и указала на оставшiеся следы слез на иконе, которые изливались через благословляющую ручку Богомладенца Спасителя. «Три дня мы переменяли положенную вату, и все время вата насыщалась слезами. Мы были в страхе и трепете и недоумевали: что означает это чудесное знаменiе?» Я спросил старицу: "Когда же это было?" Она ответила: "В 1913-м году". Я вздрогнул, и спросил о времени точнее – месяце и дне, когда Матерь Божiя плакала. Игуменiя говорит: «16, 17, и 18-го iюля, 1913 года». При этом я пришел в неизъяснимые чувства благоговенiя и трепета, мгновенно уразумев причину плача Царицы неба и земли, и воскликнул: "Матушка! – в эти самые дни 16, 17, 18-го iюля 1913 года афонскiе монахи изгнанные за защиту Славы Имени Божiя, подвергались тяжелому и жестокому испытанiю и поруганiю в Одессе; тысяча пятьсот иноков имяславцев, обезчещенные, в эти три дня обливались слезами скорби, будучи брошенными из святых Афонских обителей, в мiр на погибель. При первых моих словах обращенiя к Царицы Небесной старица игуменiя всплеснула руками и воскликнула: "Ах!" – и затрепетала. Другiе старицы, не знавшiе русского языка, были поражены трепетанiем игуменiи. Через минуту игуменiя пришла в чувства и передала своим сестрам, по-грузински, мною поведанное ей. Услышав через нее мои слова, сами старицы затрепетали и ахнули, всплеснув руками, смотрят то на икону, то на меня, попеременно. Все дело Афонское игуменiя и матушки отлично знали. Они духовны и благочестивы, как и мы, афонскiе изгнанники. Знали и об изгнанiи имяславцев с Афона. Но никто не может взвесить тяжесть греха хуленiя Имени Божiя, а известно это только нам, защитникам славы Его. Суд же за сей грех принадлежит только единому Богу. Понятiе о тяжести имяборческого греха открывается и всякому благочестиво верующему рабу Божiю в знаменiях небесных, которыми восполняется наша исторiя. Самая же сила знаменiя, для вразумленiя всех верующих, является в последнем нашем сказанiи: «трехдневный плач Царицы Неба и Земли, о поруганiи имяборцами Святейшего Имени Божiя и защитников славы Его», которых богомерзкая куча архiереев-отступников отняла у Нее из земного Ее Жребiя, и ввергла в горнило погибельного мiра, на растерзанiе лъвом, рыкающим, и ищущим, кого бы поглотить... Три дня 16, 17 и 18-го iюля 1913 года мы, поруганные иноки имяславцы, плакали в Одессе. С нашими прегорькими слезами сливались и слезы плакавшей Матери Божiей в одну чашу горечи: мы – преогорченные, а Матерь Божiя – об огорченных чадах Ее. Ибо из места спасенiя выбросили нас в погибельный мiр. Монастырь в Мцхете, где имеется чудотворная икона плакавшей Матери Божiей, – во имя Преображенiя Господня. В этом монастыре я был в январе 1930 года. До сего посещенiя моего никто не знал о таинственных слезах Богоматери. Я прiехал в Грузiю, искать своих братiй-имяславцев афонских, которых там не оказалось. Когда же побывал я в Мцхетском женском монастыре, мне стало разумно, что промыслом Матери Божiей, странствуя в изгнанiи, мне дано было найти утешенiе у чудотворной святой иконы Заступницы нашей, Попечительницы, Одигитрiи–Путеводительницы, Спасительницы моей. А через это посещенiе мною, грешным, Мцхетского монастыря открылась тайна слез трехдневного плача Царицы Небесной. До сего времени положительно никто не знал, и никогда не мог узнать этой великой Тайны слез Пречистой Девы Марiи. Поэтому игуменiя с сестрами монастыря, были весьма благодарны за мой визит к ним в обитель. После сего откровенiя, по выходе моем из монастыря, скорби, напасти и многоразличные козни сопротивника дьявола, как змеи ползали и вились у ног на пути моем. Таков наш путь в изгнанiи со Святой Горы Афонской вот уже сорок пятый год, который завершается в iюле месяце. А доживу ли до этого горького юбилея, один Бог знает Владыка жизни нашей. Слезы же наши по Афону не утоляются со дня нашего изгнанiя от 8-го iюля 1913 года даже до дня сего, и не могут утолиться до исхода из этой земной юдоли. Эти последнiе строки пишу вечером 25-го января 1958 года в день праздника святителя Григорiя Богослова. Моим посещенiем Мцхетского женского монастыря разрешилась Тайна трехдневного плача Матери Божiей. До этого никто не мог разгадать сiю Тайну. Не без промысла Божiя был я, подвигнут к путешествiю в Грузiю для раскрытiя сего таинственного знаменiя. Плачущая святая икона, именуемая "Иверская" была прислана в Грузiю иноками иверами, т. е. грузинами, незадолго до возникновенiя на Афоне богохульной имяборческой ереси, возникшей в 1911 году. В 1905 году Св. Гора Афонская содрогалась небывалым землетрясенiем целый месяц, особенно трясло Иверскiй монастырь, о чем повествуется в нашей исторiи. Об этом предсказывал преподобный Нил Мироточивый, что незадолго до ухода Царицы Спасенiя с Горы Афонской потрясется Афон, особенно же потрясется с великой силой обитель, в которой жительствует икона Ее, т. е. Иверская. В нашей исторiи говорилось об обстоятельствах, сопутствовавших плачевному изгнанiю нашему с Афона, заключительным знаменiем которых является трехдневный плач Царицы Спасенiя во дни жестокого поруганiя над иноками, защитниками славы Имени Божiя. Святой Нил Мироточивый предсказывал, что будет исходить "тонкiй глас" - это тонкая лукавая имяборческая ересь, действiем сатаны. Об этом также было уже сказано в нашей исторiи. И о том было предсказано, что над не покорными этой злочестивой ереси будет употребляться насилiе, даже до мученичества, и о поклоненiи этой ереси храмов Божiих. Все это в буквальном смысле уже пришло в исполненiе. Повторяем же вкратце все уже сказанное, для вящшего утвержденiя истины в душах хранящих истинное благочестiе Христовой веры, дабы не колебаться в искушенiях, которые с особенной яростью тонко и коварно разливает сатана на пагубу всего человечества. Крайне осторожно и осмотрительно должны мы совершать свой путь во дни сiи предконечные. Мир ныне у самых дверей Суда Христова. Бодрствовать и молиться должны мы на всякiй час, по ученiю самого Господа. Царица Спасенiя удалилась с Афона вместе с изгнанiем нашим, и плакала три дня в другом своем жребiи земном, ибо Грузiя, страна Иверская - Ее земной жребiй Апостольскiй. Наконец, читайте посланiе святого Апостола Павла: "Тем же и Богъ Его превознесе, (т. е. Сына Своего Iисуса Христа), и дарова Ему Имя, еже паче всякого имене: да о Имене Iисусове всяко колено поклонится небесных земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Iисус Христос во славу Бога Отца". (Флпс. 2,5-9). Имяборческая же ересь, низведя сiе имя Iисусово на степень своего рабского тварного имени, поругала Славу Бога-Отца, т .е. возлюбленного Сына Его Iисуса Христа. Страшно выяснять эту тяжкую хулу. Мысль содрогается от того, что говорят имяборцы, будто бы Сын Божiй Iисус носил Имя Сiе номинально, как и они - Хрисанф и Алексей Киреевскiй, которые воровски, недостойно проникли на Афон, воровски облачились в монашеское одеянiе. Но они не истинные монахи а воры, и кощунники, грязью своего лжеумствованiя облившiе самого Сына Божiя Iисуса Христа». [1] М. 1864. Ч. 6. С. 494 [2] Ч. 6. М. 1864. с. 232-4 [3] Там же. [4] А имяборцы твердят, что Бог неименуем, [5] М. 1861. Ч. 2. С. 412. [6] Творен. Ч. 5. М. 1863. С. 488. [7] Толков. на Деян. 2,32 [8] Слова и Речи. Ч. 3. М. 1845. Слова и 2-я Беседа. 360 [9] Прибавленiя к творенiям Святых Отцев. М. 1843. МДА. Ч. 1.С.82. Слово на Благовещенiе [10] Конец 62-го слова. С. 107-108. [11] Ис. 42,8 [12] Толков. на Деян. 2,38 [13] Св. Афанасий Великий, в письме к Антиоху. Камень Веры, 250 [14] Журнал: «Душеполезное Чтение, 1912 г. С. 242-243. [15] «Колокол» утверждал это еще до обращенiя своего главного редактора М.Скворцова к имяславiю, а после его встречи в Киеве с архиеп. Феофаном (Быстровым) он вразумился к имяславiю и стал писать в «Колоколе» только в защиту Имяславiя. – Сост. [16] А в записях старца Георгiя (Макаровского) (брата по усыновленiю игуменiи Буковского скита Марiами), значится: «Перед выступленiем Медовеевских отцов из Псху в ГПУ в 1926 году, пришла одна благочестивая вдовица и разсказала: «Я много плакала...» и т.д. Значит, из Псху отцы вышли, а выступили крестным ходом, очевидно, из Славянска или в Славянске. Но кажущееся расхожденiе не отрицает самый факт выступленiя. | |
Просмотров: 273 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |