Имяславие
[1]
Протиерей православный писатель Константин Борщ.
|
Имяславие 1 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 2 том
[67]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 3 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 4 том
[82]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 5 том
[66]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 6 том
[65]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имеславие 7 том
[70]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 8 том
[61]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 9 том
[117]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 10 том
[92]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 11 том
[94]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 12 том
[103]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 13 том
[104]
Открыто к прочтению всем православным
|
Имяславие 14 том
[0]
Открыто к прочтению всем православным
|
Православный сборник статей
[109]
автор Константин Борщ
|
Главная » Файлы » Имяславие 8 том |
2017-01-09, 9:58 PM | |
«В каждом слове — Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностию, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцем и Духом», - учит дорогой наш Всероссийский пастырь. «Каждое слово священного Писания… каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честнаго и животворящего креста.. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все приведено». Св. Иоанн Кронштадтский учит, что слово евангельское – творческое Слово, приведшее мир из небытия, что в каждом слове Евангелия, молитвословий – Сам Бог-Слово. И призывает к благоговейному произношению каждого слова. А имяборцы отвергают бытие Божие даже в пресвятейшем Имени Божием, с которым обращаются дерзко и богохульно. Так, например, член Синода архиепископ Сергий (Страгородский) доказывая в своем кабинете, что Имя Господа Иисус не Бог и не Божественно, написал Имя Иисус на бумаге, бросил на пол и растирал ногами. А монахи имяборцы афонские доказывая, что Иисус не Бог, писали на камне Имя Иисус, и бросая в море с усмешкой говорили: «это ваш Бог?» писали имя Господа Иисус на сиденье стула и садясь на него кощунственно насмехались и говорили: «это ваш Бог?» Но, кощунствуя над Именем Божиим, они хорошо знали, над чьим Именем они ругаются. Отец Иоанн продолжает: «Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении, только с верою надо употреблять их изображение, и они будут творить чудеса. Крест и крестное знамение есть сила Божия, потому что им присущ всегда Господь. Точно так же образа: Господа, Богоматери, св. Ангелов и святых человеков также могут быть для верующих людей силою Божиею и делать над ними чудеса. Почему? Потому что по благодати Божией им присущи Господь, Владычица, Ангелы или святые, то есть, они так к нам всегда близки и даже ближе, чем эти образа. Если усомнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что Сама первообразная Владычица преосвященна уже тысяча девятьсот лет еще в утробе родителей Ее — Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Нее Бога Слова; всегда Она свята и пресвята вечно непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща и одним начертанием Ее, лика и имени, и лика Спасова и имени Его, уже освящает вещество самим ликом Своим и начертанием имени. О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Молящийся! Имя Господа, или Богоматери, или Ангела, или святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела или святого; близость слова твоего к твоему сердцу да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа, Пречистой Девы, Ангела или святого. Имя Господа есть сам Господь — Дух везде сый и всё наполняющий; имя Богоматери есть Сама Богоматерь, имя Ангела — Ангел, имя святого — святой. Как это? Не понимаешь? Вот как: тебя, положим, зовут Иван Ильич. Если тебя назовут этими именами, ведь ты признаешь себя всего в них, и отзовешься на них, значит, согласишься, что имя твое — ты сам с душою и телом; так и святые: призови их имя, ты призовешь их самих. Но у них, скажешь, нет тела. Что же из этого? Тело только вещественная оболочка души, дом её, а сам человек, сущность человека или внутренний человек его есть душа. Когда и тебя зовут по имени, не тело твое отзывается, а душа твоя, посредством телесного органа. Итак, имя Бога есть Сам Бог, имя святого — святой Его. Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, То это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдуострый. Равно, если просишь чего у Отца небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец небесный, о имени Своего возлюбленного Сына все подает тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, а в таинствах, и вовсе, не взирая на твое недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила». (Когда в Писаниях святых, как вот и здесь у о. Иоанна, говорится или пишется «самое имя» Божие, то это не в смысле раздельности Имени от Именуемого, а наоборот, в смысле, нераздельнсти и единения Имени с Именуемым. Поэтому чествование Имени есть чествование Именуемого. – К.Б.). «Ко всякому слову имей такое внимание и уважение, какое имеешь к живому-человеку, и твердо веруй, что слово Божие живо и действенно, как живое существо, и, по причине своей духовной тонкости, проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслям сердечным (Евр.4, 12). Слово Божие есть Сам Бог». И опять заметим, святой отец учит, что всякое слово Божие есть Бог. А имяборцы лишают Имя Божие достоинства Слова Божия, потому что говорят: Имя Божие не есть Бог, а есть выдумка человеческая. Но это хула на Слово на Имя Божие, которые есть Сам Бог. «Великие имена: Пресвятая Троица или Отец, Сын и Святой Дух, или Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах». Как видим, здесь, Имена Божии суть Сам Бог не только призванные, но и воображенные в душе, с живой сердечной верой. Конечно, для неверующего Имя Божие не есть Сам Бог, потому что у неверующих нет Бога вообще. А кто искренно верит в бытие Бога, тот не может не веровать в бытие и Божество Имени Его, это вполне ясно, как дважды два – четыре. «С именем Иисуса Христа, или с искреннею мыслию об Иисусе Христе, соединена великая сила, прогоняющая страсти и успокаивающая сердце. Перенеси это и на имена св. Ангелов и св. Божиих человеков, начиная с Божией Матери, до святых и праведных и Христа ради юродивых. Только искренно призови их имена, и по благодати Божией помогут и они тебе». По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению, например, в таинстве причащения Он Сам весь вселяется в тело и кровь; в покаянии — действует через видимое лицо священника; в крещении — чрез воду; в миропомазании — чрез миро; в священстве — чрез архиерея; в браке — чрез священника. И венцы венчает Сам; в елеосвящении — чрез елей, привязывает Свое присутствие к Храму, к иконам, к кресту, к крестному знамению, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков, к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину, но придет время, когда тело и кровь Его, равно и все другие видимые знаки, для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащатися в невечернем дне царствия Его, а теперь — все чрез телесное и чрез образы и знамения». Здесь о. Иоанн причисляет к вещественным предметам Имя Божие как внешнее, тварное, состоящее из букв и членораздельных звуков, но не объективное нераздельное с Именуемым Имя. Он говорит, что в жизни вечной не будет ничего вещественного из того что было только что перечислено о. Иоанном. Надо сказать, что не будет и нынешних человеческих букв и членораздельных звуков Имени. Но Имя Божие именуемое и прославляемое ныне человеческими хвалениями на земле, вечно прославляется Ангельскими хвалениями, на ангельских языках, на небесах, и будет прославляться вечно и неизменно во веки веков. Цель творения мира: «Всякое дыхание, да хвалит Господа» (Пс. 150,6). Но тем не менее, Господь привязывает Свое присутствие и к членораздельному внешнему земному Своему Имени, нами изображаемому, как к словесной иконе Своего Божества. И поэтому произносимое и изображаемое Имя Божие Свято, как святы крест, иконы проч. «Имя Божие есть Сам Бог. Потому говорится: не приемли имени Господа Бога твоего всуе (Исх.20,7). Или – защитит тя имя Бога Иаковля (Пс. 19,2), или — изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему (Пс. 141,8). Как Господь есть препростое Существо, препростой Дух, то Он в одном слове, в одной мысли — весь всецело и в тоже время везде — во всей твари. Потому призови только имя Господне! Ты призовешь Господа — Спасителя верующих и спасешься. Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Деян.2, 21). Призови Мя — имя Мое — в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс,49, 15). Весь человек, из души и тела состоящий, называется одним словом, например, Иоанн — в означение того, что человек приведен в бытие Словом Господним, которое просто. Еще имя означает то, что душа наша есть тоже простое существо. Под одним именем скрывается такое богатство и глубина духа человеческого, такое множество делимых частей вещества. Это истинно образ, подобие Божие и вместе малый мир. В имени человека — душа человека, например, в имени Иван — душа Ивана. Так на призыв сей душа моя сознает себя в этом имени и откликается на него. Так, в имени Иисус Христос — весь Христос, душа и тело Его, соединенные с Божеством. Изречение имени на образе много значит для верующего. Это имя как бы вместо души служит ему. Призови от всей души имя святого: он услышит тебя и в образе явит чудодейственную силу свою. Имя Спасителя, с верою призываемое, делает чудеса: изгоняет бесов, погашает страсти, исцеляет болезни; по благодати Господней и святые, с верою призываемые по имени, делают также чудеса. И что удивительного? Все они в Духе Божием, а Дух животворящий везде и все наполняет, и Духом Святым святые все делают чудеса, потому что един Дух Божий есть Дух чудес. Всякое место есть место Божия присутствия и Божия владычества, отсюда несомненно, что очами икон Господь взирает на нас и устами икон, как собственными, может вещать нам. Оттого, что Господь на всяком месте, крест Его чудесно действует, имя Его производит чудеса, иконы Его являются чудотворными и во всяком случае местами благодатного Его присутствия». Вера во Имя Божие, или во Имя Господа Иисуса Христа, что означает? Из всех поучений о. Иоанна Кронштадтского видно, что эта вера означает убеждение в присутствии Именуемого в Своем Имени. И если эта вера есть, тогда Имя Божие может творить чудеса, как говорит о. Иоанн, «Где употребляется с верою Имя Божие, там Оно созидает силы: Ибо самое Имя Божие есть сила». (Моя жиз. Во Хр. Т. 5. Изд. 2. Спб. 1894. С. 247). А если нет веры в присутствие Бога в Имени Его, тогда и призывание Его безплодно, и безполезно. «Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, Премудрость или бесконечная ипостасная Мысль; Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово — наше, человеческое, или лучше, — и слово — Его же: а мысль, сущность его, истина — Сам Господь». И так, по слову св. Иоанна Кронштадтского, Евангелие суть Сам Бог. А самое главное Слово Евангельское, его заглавие – Имя Господа Иисус; а по учению имяборцев Имя Иисус не есть Бог, но простое имя и название человеческое. Но это их хула на Господа и на Святое Его Евангелие?) Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа. Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени «Троица» или в имени «Господь», в имени «Иисус Христос». Это криво по-имяборчески толковать, никак нельзя! «Когда покроет тебя тьма окаянного — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени, заключенном как бы в какой богатой сокровищнице. Как во всякой малейшей части тела и крови Христовой — весь Христос, так во всякой мысли, во всяком слове благом — весь Христос. Слава дивной силе креста Твоего, Господи! Когда Господь наш Иисус Христос висел на кресте, пригвожденный к нему римскими воинами, тогда — о, дивное и ужасное дело! Христос и крест были одно, Христова плоть и древо крестное соединены были гвоздями в одно. Таким образом. Господь как бы обручился с крестом, и несколько часов висения Его на кресте соединили Его, так сказать, с крестом до скончания века; и вот почему крест имеет многоразличную силу, и будет иметь ее до скончания века; вот почему крест называется Христоносным и животворящим; вот почему Христос, крест и знамение креста одно и тоже: Христос на кресте и крест во Христе; вот почему всякое пренебрежение ко кресту есть пренебрежение к Самому Христу Спасителю. Где крест, там и Христос. Ради страдания и смерти на кресте безгрешного, всесвятого Любителя нашего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, кресту сообщена от страдавшего и умершего на нем животворящая и спасительная сила на веки, и мы по всей справедливости чтим животворящий крест Господень как чудотворный». Глава 47-я Учение о. Иоанна в кратких изречениях, и пространно. «Имя Бога Всемогущего – есть Сам Бог Дух вездесущий и препростый» Моя жизнь во Христе». С. 237) «Имя Божие есть Сам Бог» (Там же. Вып. 5. Изд. 2. СПб. 1893. С. 30). «Имя Господа есть Сам Господь-Дух везде сый и вся исполняй» (Там же. С. 7). «Господь при безконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном Имени Троица, или в Имени Господь, в Имени Иисус Христос» (Моя жизнь во Хр. Т. 5. Ч.2. Изд. 2. СПб. 1894. С. 422). «Имя Господа есть Сам Господь-Дух везде Сый и вся исполняющий» (Моя жизнь во Христе». С.239). «В Имени Иисус Христос, весь Христос – душа и тело Его соединенные с Божеством» (Там же. Вып 5. Изд. 2. СПб. 1893. С. 30). «Он (Бог) весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святый Огонь, проникает каждое слово: - каждый сам это может испытать, если будет молиться искренно, усердно, с верою и любовию. Но особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах». (Там же. Т. 1. М. 1891. С. 129). «Господь есть препростое Существо, препростый Дух, то Он в одном слове, в одной мысли – весь всецело, и в то же время везде – во всей твари. Потому призови только Имя Господне: ты призовешь Господа – Спасителя верующих и спасешься» (Там же. Вып. 5. Изд. 2. СПб. 1893. С. 30). «В каждом слове – Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностию, чтобы не прогневать Бога-Слова со Отцем и Духом» (Там же. Т. 5. Изд. 2. Ч. 2. СПб. 1894. С.144). «Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванныя с живою, сердечною верою и благоговением, или воображенныя в душе, - суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех Лицах». (Мысли Христианина. С. 46-47). «Когда же при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самых словах молитвы, только сокрушенным и смиренным сердцем: и Господь перейдет из них и в твое сердце. В словах молитвы дышет Дух Божий. Надобно только научиться искусству переводить Его из них в свою душу» (Богопознание и самопознание. Изд. Журн. Спб. Дух. Вестн. 1900. С. 115). «Где употребляется с верою Имя Божие, там Оно созидает силы: Ибо самое Имя Божие есть сила». (Моя жиз. Во Хр. Т. 5. Изд. 2. Спб. 1894. С. 247). «Дивная сила Имени Господня и Креста Животворящаго! Страсть ли какая есть в сердце, тяжелое ли, непонятное томление – сделай из пальцев правой руки спасительное имя Господа Иисуса, ударяя им по чреву, и страсть или томление сейчас же пройдёт (Богопознание и Самопознание. С. 59). «В нашей вере нет ни праздных имен, ни праздных обрядов – без священной сущности дела; у нас каждое слово, каждый обряд – дух и живот, все живо и благоплодно» (Там же. С. 35). «Только будь я внимателен к себе, да содержи в уме непрестанно Имя Господа Иисуса Христа с верою и любовию, и он (лукавый) безсилен сделать мне какой-либо вред». (Моя жиз. Во Хр. Вып. 4. Изд. 2. Спб. 1893. С. 20). Учение Отца Иоанна Кронштадтского настолько понятно и ясно, как ясный солнечный день – Имя Божие в Боге, и Бог в Имени Своем, и тут не требуется имяборческое кривотолкование. Великий грех имяборцам за то, что они перетолковывают его на свой имяборческий лад, обманывая людей. Учение о. Иоанна от Духа Святаго и как кристалл чисто православное, надо принять его только верою, а не толковать рационалистической демагогией и плотским мудрованием, которые не от Бога. Глава 48-я Учение о.Иоанна ясное и понятное, и не требует перетолкования имяборцами. Имяславие отца святого Иоанна Кронштадтского – от Бога, и есть чистое Православие; а имяборчество Синода и всех ему последующих есть кривославие, и происходит от Сатаны! «Когда мы призываем святых на молитвы, то произнести от сердца их имя — значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока, яко Вездесущему и вся Ведущему. Когда на проскомидии молитвенно призываешь Господа Иисуса Христа или Пречистую Его Матерь и святых, или поминаешь живых и умерших, тогда частица представляет и как бы заменяет собою Господа или Пречистую Его Матерь, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа. Таким образом, в малом виде в устах наших и в сердцах наших отражаются существа горнего и дольнего мира, и все это чрез веру Духом Святым, Который есть един Сый — везде сущий и вся исполняющий». «Молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею». «Господь сообщает непобедимую, непостижимую, Божественную силу животворящему кресту». «Непостижимо, как Сам Христос соединяется с знамением крестным и дает ему чудесную силу прогонять страсти, демонов и успокаивать возмущенную душу… А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, — эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совершил нашего ради спасения. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». «Какое отношение между словом и делом? Слово Божие вызвало из небытия в бытие мир видимый и невидимый, слово в устах Бога Слова было делом. Потому слово и дело должны быть неразлучны между собою, как душа и тело неразлучны в своем бытии. Кто соблюдает и творит слово Христово верно и постоянно, у кого слово есть дело, тот и теперь творит великие и удивительные дела, и слову его все повинуются: и демоны повинуются, и болезни исцеляются, и нравственность человеческая назидается». «Слово Господне есть дело, жизнь, существо, от Сущаго — сущее, от Жизни — жизнь, от Истины — истина». «Крест во Христе и Христос на кресте: крест есть образ распятого Христа, Сына Божия, потому и знамение его и единая тень его страшны для демонов, как знамения Христа, как сень Его, Распятого. Потому весьма важно погружать крест в воду и освящать её, она целительна бывает вследствие того и прогоняет демонов». «Слава Пресвятой, единосущной и животворящей Троице! Когда диавол защемит бок неудовольствием, ненавистию на ближнего из-за чего-либо житейского, плотского, и тяжело мне станет, мучительно, я встану да возведу сердечные очи к Троице и говорю: Отче, Сыне, Душе Всесвятый, помилуй мя. А сам смотрю на имя Отца и — Сына и Святаго Духа, как на самое существо Пресвятой Троицы, везде существенно присутствующей, даже в слове едином — смотришь, тотчас и легко сделается и убежит враг от вседержавного, приснопокланяемого Имени, как дым исчезнет». «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает Заповедь Божия употреблять имя Божие всуе, потому, то есть, что имя Его есть Он самый — единый Бог в Трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся и в то же время не заключаемое, то есть, не ограничиваемое им и ничем сущим». «Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от Слова Всетворца и в соединении (через веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, безсильным (когда, например, ты молишься благодетелю Богу по руководству Церкви святой или по наставлению Господа), но принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в зиждительное слово, ты не будешь без успеха поучать народ во храме при Богослужении, при совершении таинств в домах; не будет безуспешное слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе». «В каждом слове — Бог Слово, простое Существо. Как же осторожно надобно выговаривать слова, с каким смирением, осмотрительностию, чтобы не прогневать Бога Слова со Отцем и Духом». «Каждое слово священного Писания, каждое слово Божественной литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе Соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честного и животворящего креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в церкви Ипостасного, вочеловечившагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель Бог и Словом от небытия в бытие все приведено». «Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении, только с верою надо употреблять их изображение, и они будут творить чудеса». «Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам также и еще больше, чем икона, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Также о кресте животворящем должно говорить. Где крест или крестное знамение, там и Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему». «Слава, Господи, никогда не изнемогающей силе креста Твоего! Когда враг теснит меня греховным помыслом и чувством, и я, не имея свободы в сердце, изображу несколько раз с верою крестное знамение, то вдруг и грех мой отпадает от меня, и теснота исчезает, и я выхожу на свободу». «Когда бываешь очень молод или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божиего и человеческого, сатану всезлобного, только по единому имени и думаешь, что Христос от тебя далеко — на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко, не около тебя, и хотя слышишь, что он здесь, но думаешь, что злость его до тебя не касается, но когда будешь в зрелых летах и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестью, тогда испытаешь на сердце благое иго Спасителя, и тяжелое несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас». «Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, Премудрость или бесконечная ипостасная Мысль; Он то; Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово — наше, человеческое, или лучше, — и слово — Его же: а мысль, сущность его, истина — Сам Господь. Так же точно я вижу, например, образ Спасителя или крест Его: опять тут Он Сам — вездесущий Мой Господь — в этом лике или на этом кресте, как в слове Евангелия; образ Его на иконе или на кресте — только внешний вид, а сущность — Он Сам — везде и во всем и чрез все являющийся, особенно чрез образы и знамения, на которых наречено достопоклоняемое имя Его или Самый образ Его. Так Он и в священническом крестном рукоблагословении является с силою Своею, и как бы Сам благословляет. Очень важно священническое рукоблагословение. И обыкновенное крестное знамение наше имеет также силу Божию, только делай его с верою. Так везде Господа можно обрести и осязать». «Из-за бессилия в вере сердца твоего не обессиливай всесильной силы креста Господня, тем более животворящих Тайн тела и крови Господа Иисуса Христа. Он всегда одна и та же животворящая сила, ибо он — Сам Христос, вечная сила все сотворившая, все содержащая и все оживотворяющая; равно и крест всегда силен силою Распятого на нем, всегда животворящ ради Живота, Который был повешен на нем». «По телесности и духовности нашей Господь со всем видимым и вещественным соединяет благодать Свою, даже всего Себя, и чрез все действует: так, хлеб и вино делает Телом и Кровию Своею или видимою скиниею Своею, храм — домом Своим, на престоле в храме Он, как Царь, невидимо восседает, на кресте является как бы тем самым телом, которым распят, и творит чудеса чрез крест, являя Свою животворящую силу чрез него. Отчего мы чествуем крест таким великим благоговением, что в молитвах упоминаем о силе его после заступления Пресвятой Богородицы и небесных сил, прежде всех святых, а иногда даже прежде Сил небесных? Потому, что после страданий Спасителя крест сделался знамением Сына человеческого, то есть крест знаменует Самого воплотившегося и пострадавшего нашего ради спасения Сына Божия. На кресте Христос принес Себя и жертву Богу Отцу за наши грехи, на нем и им Он спас нас от работы вражией, и потому мы и почитаем его таким великим благоговением. Потому-то он всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства невидимых врагов». «Слово потому надо еще уважать крепко, что и во едином слове бывает вездесущий и вся исполняющий, единый и нераздельный Господь. Потому и говорится: «Не приемли Имени Господа Бога твоего всуе», что в одном Имени Сам Сый Господь, простое Существо, Единица приснопокланяемая»[1] «Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении, только с верою надо употреблять их изображение, и они будут творить чудеса». «Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подаянии благословения верным! Возложите имя Мое на сыны Израилевы: и Азъ, Господь, благословлю я» (их)! (Числ 6,27). (Его же. С. 318). «Слава Имени Твоему, Господи, великому, сильному и грозному, бесов прогоняющему и исцеляющему сердца наши от лютых мучений страстей»! «Слава и Кресту Твоему Честному, ИМЕНЕМ ТВОИМ ИЗОБРАЖАЕМОМУ! Он также силен грозен ИМЕНЕМ ТВОИМ». (Дневники св. Иоанна Кронштадтского». 1859-60. С. 46). «Креста животворящего, даже знамения его, трепещут демоны из-за того, что к древу креста пригвожден был Сын Божий и освятил его Своим страданием на нем, как же ТРЕПЕЩУТ ДЕМОНЫ ВЛАДЫЧИЦЫ БОГОРОДИЦЫ И САМОГО ИМЕНИ ЕЕ ВСЯСВЯТАГО?» (Его же. с. 254) «Неограниченная сила Божия живет в кресте, также как она жила непостижимым образом в том ковчеге, которому народ поклонялся с великим благоговением и страхом – (жила), совершая в нем чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом, то есть, кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо ЧЕСТЬ ДОСТОЧЕСТНАГО ИМЕНЕ БОЖИЯ БЫЛА НА НЕМ. Не только народ почитал Его под этим именем, но и иные вражеские народы: «Горе нам, ибо Бог народа пришел сегодня в стан». Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в поклоняемом образе КРЕСТА, который почитается нами в великом сознании (присутствия) Божия». Итак, по мнению Исаака Сирина, сила Божия присутствовала в ветхозаветных неодушевленных предметах культа, таких как ковчег завета, ПОТОМУ ЧТО НА НИХ БЫЛО НАПИСАНО ИМЯ БОЖИЕ: «Как это так, что Бог сказал в Законе Народу через Моисея: «не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу и подобию», - и однако же КОВЧЕГ рукою плотников был построен, и эти скрижали были высечены руками Моисея из горы и его перстом надписаны? Но поскольку (люди) употребляли имя идолов по отношению к тем (предметам), они получали наказание, тогда как в случае этих (вещей), поскольку СЛАВНОЕ И ПОКЛОНЯЕМОЕ ИМЯ БОЖИЕ было помещено на них, сила Божия была явлена в них открыто. Помощь и спасение через них получали (люди), и страшные знамения совершались в них сверхъестественно».[2] «Крестное знамение должно на себе полагать или с ИМЕНЕМ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», или с ИМЕНЕМ ЕДИНОРОДНАГО ОТ ТРОИЦЫ, нас ради вочеловечившагося и волею распеншагося, произнося: «Господи Iисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». (Преп. Амвросий Оптинский). «…Мы же не будем страшиться бесов. Сила Крестного знамения И ИМЯ IИСУСОВО страшно для врагов Христа, нас спасет от лукавых сетей диавольских». (Преп. Варсонофий Оптинский). Глава 49-я Двойственное понятие «Имени Божия» в богословском аспекте. 1). ИМЯ ВИДИМОЕ, состоящее из букв; СЛЫШИМОЕ произносимое звуком голоса. 2). ИМЯ НЕВИДИМОЕ, состоящее из невещественных, невидимых, (иногда и видимых – Свет Фаворский, иногда и слышимых – Глас Отца Небесного при Крещении и Преображении Иисуса Христа) свойств и действий Божиих (иногда видимых, ощутимых и слышимых) духовным и телесным существом человека, в молитвенных состояниях и умно-сердечных произношениях Имени Божия. Поэтому, Имя Божие – двойственного понятия: 1. Имя внешнее, состоящее из тварных элементов: букв и звуков, воспроизводимых человеком; и 2. Имя внутреннее, нетварное, состоящее из свойств и действий выражаемых и действуемых Божеством в них заключенным, действуемым на душу человека – спасающим или наказывающим образом, в зависимости от цели и качества произношения Имени. Когда о.Иоанн Кронштадтский говорит о том, что Бог привязывает Свое присутствие к видимым предметам, перечисляемых им, и в том числе к Имени Своему, то он имел в виду Имя внешнее, состоящее из тварных элементов – из букв и членораздельных звуков. Иначе, чтобы означало привязывание Богом Своего присутствия к Имени Своему, если по Православному Катехизису и учению Святых отцов Имя Божие неотделимо от Именуемого, присно в Боге сущее, и Бог присно в Имени Своем. Иначе, что тогда означает многократное исповедание отцом Иоанном: «Имя Божие есть Сам Бог»? Ведь не буквы же и звуки он называет Богом, а духовную сущность Имени Бога. Как и Св. Тихон Задонский учит: «Великое Имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому собственные, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущее, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и проч. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слово Своем» (Т.5. Изд. 3. М. 1875. С. 65). Синодальные докладчики и все имяборцы, за Именем Божиим видят лишь голые буквы и звуки. Выше этого узкого и тупого понятия они не могут подняться. А поэтому, имяславцам и святым отцам обожествляющим Имя Божие, они приписывают обожествление Имени не как энергии сущей Боге, или как говорит преп. Максим Исповедник: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребывающее есть Единородный Сын»,[3] а в буквах и звуках произносимое. И свое тупоумие приписывают имяславцам, будто бы последние именно в таком виде обожествляют Имя Божие, в котором, кроме букв и звуков более нет ничего… Всю свою энергию имяборцы употребили на эту дерзкую клевету. Воистину исполнилось на них слово Господне через Пророка Исаию и ап. Павла: «…погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (Ис. 29,14; 1 Кор. 1,19). И Господь благодарит Отца Своего: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! Что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам. Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф.11,25-26). «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: познал Господь Своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедающий имя Господне» (2 Тим. 2,19). Исповедники Имени Господня не лгут, и не могут лгать. А имяборцам можно лгать, и они лгут и клевещут на исповедников Имени Божия, потому что сами похулили имя Господне и перешли на сторону клеветника, диавола, - .врага Божия. Учение Святых Отцов, Православный Катехизис, поучения известных церковных проповедников – это не Священное Писание, о котором некоторые могут говорить, что там для них многое не ясно, чего они недопонимают, на что требуется, естественно, потребность в толкованиях. А поэтому, не следует идеологам имяборчества толковать и перетолковывать ясно святыми Отцами изложенное в их писаниях учение, по своему, якобы богословскому пониманию. Ясно изложенные святыми Отцами истины Православия не требуют толкований. Однако, синодалы, а за ними и «свящ». Сергий Овчинников вместе с его сподвижниками по имяборчеству, поддались искушению перетолковать ясный и определённый смысл учения св. Иоанна Кронштадтского об Имени Божием. И перетолковали его так, что и Сатана позавидовал им. Ибо свое собственное не богопросвещённое толкование вложили в уста Святого, который, как прозорливый, ещё в 1908 г. предсказал: «Афонским инокам – венцы мученические». «Спор за Божество имени Господня в России впервые произошёл между приснопамятным о. Иоанном Кронштадтским и епископом Феофаном затворником Вышинским. Это было в 70-х годах вслед за первыми изданиями о. Иоанном своих сочинений, в коих он Имя Божие назвал Богом. Еп. Феофан возстал против этого, не допуская почитать Имя Божие за Бога, однако вскоре отступил от спора. Ныне же спор возобновился с новою силою между последователями о. Иоанна и рационалистами последователями еп. Феофана».[4] Но если отступил от своего возражения о. Иоанну Еп. Феофан, то после блаженной кончины о. Иоанна с новой силой возстали против его учения новые еретики: Синод и все его последователи, включая нынешних лжебогословов свящ. Сергия (Овчинникова), К. Шахбазяна и Марины Черкашиной. То, что еще за много лет до 1900 г. Еп. Феофан Затворник Вышенский искушенный, пытался оспаривать учение о. Иоанна, что Имя Божие есть Сам Бог, является непререкаемым доказательством того, что слова о. Иоанна сказаны об Имени Божием в прямом, а не косвенном смысле, и не требуют толкования их имяборцами. А если бы в том духе, как толкует их Синод и нынешние «перетолкователи» слов о. Иоанна, то не восставал бы еп. Феофан на о. Иоанна, т. к. не было бы для этого причины. Отец Иоанн отстоял перед Еп. Феофаном веру в Божество Имени Божия, отстоял церковное учение. – Это была первая схватка сатаны против Божества Имени Божия. Но Еп. Феофан вскоре сознал свою ошибку, согласился с о. Иоанном, и спор был прекращён. Еп. Феофан вообще пытался «осадить» о.Иоанна: говорят, что ты там чудеса творишь, смотри, многие так высоко начинали, да низко падали, ещё неизвестно, какой будет конец всему этому. Но о.Иоанн ему ответил: «извольте дождаться, Владыко, и посмотреть, какой будет конец»… Жалко, что Затворник не дождался и не увидел конец отца Иоанна, - но зато он на том свете, увидел какой был конец у о. Иоанна Кронштадтского!.. Глава 50-я Отец Иоанн предзрел имяборчество, и подвел итог учению Святых Отец о Божестве Имени Божия. Прозорливый о. Иоанн Кронштадтский заранее предвидел о том, что произойдёт на Афоне и в России, что будет великий спор об Имени Божием; поэтому, предсказал: «Афонским инокам – венцы мученические». Он как бы подвёл итог высказываниям святых Отцов об Имени Божием, и яснее всех, для руководства и для подкрепления в искушениях православным исповедникам в брани за Имя Господне огласил на весь мир ясную и точную формулу: «Имя Божие, есть сам Бог»! Он предвидел, что не будет Собора церковного, который бы утвердил святоотеческое учение о Божестве Имени Божия, и для руководства верным, руководимый Духом Святым изрёк ясную Православную формулу: «Имя Божие есть Сам Бог»! А пророчество о венцах мученических за Имя Господне о. Иоанн написал своему послушнику иеросхимонаху Антонию (Булатовичу) в письме за два месяца и 20 дней до своей праведной кончины 1-го октября 1908 года. Автограф пророчества о. Иоанна поместил иеросхимонах о.Антоний (Булатович) в своей книге: «Моя мысль во Христе» на титульном листе (Изд. Исповедник. Спб. 1914). Глава 51-я Для чего синодалам понадобилось перетолковать учение о. Иоанна? По-началу, с появлением имяборчества на Афоне, до просмотра имяславцами духовной литературы, афонские монахи, при первой стычке (споре) с ересиархом Алексеем Киреевским объявившим, что имя Божие есть сам Бог это мол ересь, имя есть только имя, а не сам Бог, простое имя, название, кличка; - исповедники опровергли эту хулу сначала словами о. Иоанна Кронштадтского: «Имя Божие, есть сам Бог», которое учение они встречали и в книге схимонаха Илариона: «На горах Кавказа». Видя незыблемость исповедников афонских в вере во Имя Божие, имяборцы ринулись перетолковывать слова о. Иоанна Кронштадтского и вложили в его уста, совершенно противный ему смысл, своё ложное учение приписали ему. И этим ложным своим учением, как бы учением о. Иоанна, стали побивать учение других святых Отцов уже приводимое афонскими имяславцами. А так как в книге о. Илариона часто употреблялось учение о. Иоанна, то афонские ересиархи стали добиваться перед Синодом запрещения этой книги. Но чтобы её запретить, Синоду понадобилось перетолковать учение о. Иоанна Кронштадтского об Имени Божием, на которое в своей книге часто ссылались о. Иларион и афонские имяславцы. И получилось у Синода, что о. Иоанн с ясным учением: «Имя Божие есть сам Бог» - имяборец, а не имяславец. Примеру Синода последовали и прочие имяборцы, в том числе и современные имяборцы Екатеринодарской епархии «архиерея» Исидора (Кириченгко): свящ. Сергий Овчинников, К. Шахбазян и Марина Черкашина под водительством управляющего епархией митрополита Исидора. Руководствуясь мутным учением Синода об Имени Божием, наученные от синодских архивов, вы пытаетесь доказать, что св.Иоанн Кронштадтский совсем не то хотел сказать в этих ярко выраженных его словах об Имени Божием чего хотел сказать, но он хотел сказать будто бы то, что вы с Синодом приписали ему, а получилось у него совсем не то… Но – это ваша ложь вместе с Синодом! Это ваша клевета на святого о. Иоанна Кронштадтского. Сам Святейший Синод, и сам архиепископ Никон (Рождественский) до 1900 года учили, что Имя Божие есть сам Бог! Разве они тогда тоже сказали не то, что хотели сказать? Святой Иоанн Кронштадтский был Великий праведник, пророк и прозорливый подобного которому не было в последнее время. Он предвидел брань за имя Господне на Св. Горе Афонской, и никак не мог в руководство в этом вопросе преподавать двусмысленное, не ясное учение для ещё большей распри между иноками и мирянами. Поэтому, уже с 70-х годов ХIХ века провозглашая на весь мир эту истину, он готовил народ православный к великой схватке: в брани с дьяволом за Имя Господне, утверждал его в этой истине, и целых ХХХ лет никто всерьёз не восставал против этой истины, которую православные считали само-собою разумеющейся. Один только Еп. Феофан затворник Вышенский по-началу пытался оспаривать учение о.Иоанна что «Имя Божие Есть Сам Бог». Но Святой Батюшка, или лучше, живущая в нём Благодать Божия, победила противление Затворника, и он угомонился, согласился с о. Иоанном и до смерти своей больше не восставал против его учения об Имени Божием. Но через ХХХ лет явились новые умники, рационалисты-епископы и святотатственно похулили Святейшее Имя Божие, отвергли учение о. Иоанна Кронштадтского, перевернули его шиворот-навыворот, вложили в его учение смысл совершенно противный духу Христову, приписали ему учение, которому он не учил. Он никогда не отвергал Божества Имени Божия. Но вот разительный парадокс: 30 лет в учении о. Иоанна Синод не находил никакой ереси, и сам точно так же учил в книгах, как и Батюшка, что Имя Божие, есть Сам Бог», - (источники, здесь уже приводились). Книга схимонаха о. Илариона «На горах Кавказа» вышла уже третьим изданием, с тем же Батюшкиным учением, которым о. Иларион укреплял свою веру, и на котором, собственно, основывал своё учение, буквально повторяя слова о. Иоанна, и подкреплял его личным аскетическим опытом. Эту книгу возлюбил народ, особенно монашеский мир, многие имели её настольною книгою, ибо она была воистину душеспасительна, учила науке из наук – молитве Иисусовой. Многие прочитав эту книгу потекли спасаться в пустынные горы Кавказа, многие и в миру миряне стали заниматься молитвой Иисусовой. Из-за такого престижа книги вдруг возгорелись завистью староафонские начальники русских обителей друзья о. Илариона по поступлению на Афон. Признали книгу зловредной, еретической, а её автора, схимонаха Илариона – впавшим в духовную прелесть. Было ли когда – либо такое, чтобы душеполезная книга, прошедшая три Духовные Цензуры, выдержавшая три издания, одобренная многими духовными старцами Российских и Афонских монашеских обителей, вдруг стала еретической! «Свят еси, Господи Боже наш, Егоже полк мученический боголепно исповедует, и преподобных воинство пресвятое Имя славословит» (Акаф. Пресв. Троице. Икос 10). «…да ивущее вся плотския страсти, во всяком благочестии и чистоте поживем до конца дней наших, выну ивущеещее пресвятое Имя Твое, и ивущее: Аллилуия» (Кондак 13). Полнее о вечном славословии Ангелами и Святыми Имени Божия нами сказано в другом месте. Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века! Аминь. Глава 52-я Об Именованiи Бога. Имяборцы говорят: Богъ неименуем, у Бога нет никаких Имен, Имена создали и приписали Богу, сами люди. Но правда ли это имяборческая? Святая Церковь в Воскресные дни в службе церковной исповедует: «Воскресение Христово ивущее, поклонимся Святому Господу Iисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо если Богъ наш, разве Тебе иного не знаем, ИМЯ ТВОЕ ИМЕНУЕМ. Приидите вси ивущ, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прiиде Крестом радость всему мiру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: Распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». И так, Св. Церковь исповедует ИМЕНОВАНИЕ БОГА, исповедует, что Богъ и м е н у е м. Когда Святые Отцы говорят, что Богъ не именуем, что у Бога нет Имен, то они имеют в виду имена собственные, как например, языческие боги имеют собственные имена. А нарицательные Имена Божии Св. Церковь по Священному Писанию исповедует происходящие от свойств и действий существа Божия. Божественные Слова: Богъ, или Пресвятая Троица, или Отецъ, Сынъ и Святой Духъ, или Господь, или Иисус, или Христос, и иные многие Имена открытые в Священном Писании Богомъ Духомъ Святым через святых Пророков и исповедуемые Самимъ Богомъ, Пророками, Апостолами, Святыми и Церковью Христовой, прославляемый от самого создания невидимого мiра и человека, во все века, и имеющие прославляться во веки веков, есть, во-первых, Глаголы-Слова Божия, во-вторых – ИМЕНОВАНИЯ Бога, хотя и не в полной мере именующие непостижимое ангелам и человекам Его Существо. Эти Слова-Имена, именующие свойства и действия существа Бога, выражаемые и произносимые человеческими буквами, по учении. Св. Василия Великого «имеют освящающую силу», а в своей сущности – есть Самъ Богъ (в свойствах и действиях неотделимых от Бога, отчасти познаваемых в действиях Богооткровенных Имен Бога, которым действиям по постановлению Влахернского Церковного Собора 1354 года принадлежит титул – Богъ. Свойства Существа Бога открытые Богомъ людям в Его Именах, ни в коем случае неотделимы от Бога, как учит Православный Катехизис: «Преславными и различными Именами нарещися может Богъ, их же никтоже от Него отлучити может»,[5] и как учат множество Святых Отцов Православной Церкви Христовой. Свойства Существа Своего открытые Богомъ людям в Его Именах неотделимы от Самого Бога также, как неотделимы лучи от Солнца. Богъ, как Солнце правды, испускает в мiр лучи сияющие от Его Божественнаго Существа – открывает людям в доступной для них мере различные свойства Свои, которые обозначаются человеческими буквами и выражаются человеческим голосом. И сколько бы не было проистекающих от непостижимого для человеческого и ангельского разума Существа по различным Его свойствам и действиям означаемым Именами, все они вкупе есть Единое Его Имя – Богъ, как учит Св. Григорий Нисский: «И тысячами других Имен, означающих высоту и боголепие, Святое Писание (а не люди, как учат имяборцы) умело наименовать Бога. Почему в точности дознаем из сего, что когда скажет одно которое-либо Имя, этим одним безмолвно произносится весь список Имен».[6] А Св. Кирилл Iерусалимский учит: «Чтобы множество именований не заставило тебя подумать, будто бы сынов много, и по причине заблуждения еретиков, утверждающих, что иной есть Христосъ, иной – Iисусъ, иной - дверь и так далее, Символ веры предостерегает тебя, прекрасно говоря: «Во единаго Господа Iисуса Христа, ибо хотя именований много, но ИМЕНУЕМЫЙ ОДИН».[7] Также как и солнце испускает разные свои свойства разными именами называемые: свет, сияние, тепло, энергия, но выражают единое имя – солнце. Так и Солнце Правды Богъ испускает от своего существа разные свойства и действия, называемые разными именами, но все они вкупе именуют Единое Имя – Богъ. Глава 53-я Именование Имени Господня. Св. Филарет, митроп. Московский: «Да отступит от неправды всяк именуяй Имя Господне (2 Тим. 2,19). Великое для нас благополучие на земли, великая надежда на блаженства на небеси, что мы можем по вере именовать Имя Господне. Божественный Спаситель наш почти все дело спасительного посольства своего с неба на землю заключает в том, что сделал человеков способными именовать Имя Господне. Приближаясь к пределу Своего земнаго поприща, Он взывает в молитве к Отцу Своему небесному: дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю; или иначе: явил Имя Твое человеком, их-же дал еси мне от мира». (Ин. 17,4-6). Из сего почти можно заключить, что те, которым явлено Имя Отца Небесного, которые именуют Имя Господне, по сему самому суть Христовы, суть Божии. Никтоже, свидетельствует боговдохновенный Апостол, может рещи Господа Iисуса, точи. Духом Святым (1 Кор. 12,3)».[8] Своимъ явлением в мiр Господь наш Iисусъ Христосъ открыл таинство Пресвятой Троицы, открыл Имена: Бога-Отца, Бога-Сына, то есть Самого Себя Iисуса, и Бога-Духа Святаго. А Богъ-Отецъ, дал людям заповедь веровать во Имя Сына Его Iисуса Христа и любить другъ друга.[9] И дал заповедь не произносить Имя Господа Бога всуе (3 зап.). А имяборцы лгут, будто бы Бог не именуем. А сами без Его Имени не могут обратиться к Нему в молитве. Как дивно исполняются на них слова св. Иоанна Златоуста: «Ложь самообличительна, и прибегающие ко лжи, ею же сомой бывают обюличаемы». [1] Там же. С. 194 [2] Извлечение из кн. епископа Илариона Алфеева "Священная тайна церкви". Т. 1, помещенное в комментарии составителя книги «Имяславие» на отзыв еп. Илариона Алфеева. [3] Толков. на мол. «Отче наш», стр. 15, М. 1853. [4] Правосл. Церк. О почит. Имени Божия». изд. «Исповедник». Спб. 1914, стр. 76. [5] Большой Катехизис. 258. Изд. 1878 г. [6] Часть 2-я, стр. 412. М. 1861 г. [7] 10 ОГЛАС. СЛ., СТР. 138. Творен. Св. Отц., т. 25. М. 1855 г. Изд. 1-е. Дух. Акад. [8] Прибавления к творениям Святых Отцев. М. 1843. МДА. Ч. 1.С.82. Слово на Благовещение. [9] 1 Iоан. 3,23 | |
Просмотров: 317 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |